Рождение пандоры взяв земли горсть, от восьми частей: 1 от земли тело, 2 от камня кости



Дата28.06.2016
өлшемі284.98 Kb.
#163416
түріГлава
Глава 1

РОЖДЕНИЕ ПАНДОРЫ
... "Взяв земли горсть, от восьми частей:

1) от земли - тело, 2)от камня - кости,

3) от моря - кровь, 4)от солнца - глаза,

5) от облака - мысли, 6) от света - свет,

7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту.

И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца"...
"Сказание, как сотворил Бог Адама"

Апокрифы
Согласно древнему мифу, решив наказать Прометея, Зевс приказал Гефесту создать «самое совершенное оружие» - божественной красоты куклу. Так из земли и воды появилась кукла в образе самой прекрасной женщины - Пандора - «всем одаренная». Она и вправду, была всем одарена; Сама Афины возложила ей на голову венец, а Афродита подарила ослепительную красоту.

Пандора получила от богов и множество других подарков: Гермес дал ей хитрость и коварство, Афина Паллада – неотразимое платье. Живая кукла - Пандора появилась на земле и пленила своей красотой брата Прометея – Эпиметея. Они поженились, а Зевс подарил Эпиметею запечатанный сосуд. Несмотря на строгий запрет, Пандора открыла его и выпустила на волю беды и болезни. И, несмотря на то, что беды и болезни до сих пор еще мучают человечество, об этом поступке Пандоры начали забывать. Помнят лишь, что она очень хороша.

Это одна из первых легенд о декоративной художественной авторской кукле – прямом потомке обрядовых кукол, прародителей всего кукольного населения земли. С них все началось, и в каждой - до сих пор живет древнее магическое начало. Обрядовые куклы предназначались для культовых, религиозных - магических целей. Они и сегодня живут, как в языческой, так и в христианской культурах.

Строго говоря — все виды кукол имеют обрядовые корни. К примеру, древние индийские куклы на нитях «катхпутли» — считались посланцами богов, направленными на Землю, чтобы помогать людям в их земном пути. Старые куклы нельзя было просто выбросить, уничтожать — существовал особый обряд их погребения. Их с молитвами опускали в реку, чтобы они имели возможность вернуться обратно в мир богов. Если кукла, прежде чем утонуть, долго держалась на воде, считалось, что боги одобряют ее земные деяния.

Сами же мастера-кукольники почитались людьми, имеющими связь с потусторонним миром. Кукольный мастер – не только профессия, но и способность оживлять окружающий мир. Это, как правило, и художник, и скульптор, и философ, и механик, и модельер, и жрец в одном лице. Подобно кипрскому царю Пигмалиону, вдохнувшему, с помощью богов, жизнь в прекрасную статую, художник по куклам одухотворяет свои создания.

Это человек, создающий собственный параллельный кукольный мир.

В магических обрядах европейцев и азиатов - малайцев, жителей Суматры, Франции, Германии марионетка служила едва ли не самым распространенным магическим символом: что маг сотворит с куклой, олицетворяющей какого-либо человека, то и произойдет с самим человеком.

Магические ритуалы, связанные с тем или иным использованием кукол, имеют место и сегодня. Об этом свидетельствуют, например, наблюдения современного ученого, сделанные в некоторых племенах Африки: «Когда вождь племени издает последний вздох, его тело используется для создания гигантской куклы. Тело поручают специалисту, который сушит его, набивает камнями, превращает в великолепный манекен очень большого размера. Во время обряда манекен вдруг “оживает”, участвуя, таким образом, в своих собственных похоронах. Это вызывает всеобщее одобрение соплеменников, которые при этом развлекаются, поют и танцуют»1.

Древние египтяне создавали двойников — «ка» — портретные куклы умерших, чтобы душа покойного могла перейти туда после разрушения физического тела. В гробницах они оставляли модели лодок, в которых куклы-двойники могли бы совершать путешествия по загробному миру. Были у египтян и детские куклы, и дорогие - коллекционные. Среди владелиц одной из самых обширных коллекций кукол сама царица Клеопатра.

У славянских народов до сих пор бытует такой древнейший ритуал, как Купалье; В дни празднованья сообща делали куклу Купалу. Ее изготавливали из соломы, чаще всего наряжали в женское платье. В течение ночи вокруг куклы водили хоровод с обрядовыми напевами, а перед наступлением рассвета сжигали. Обгоревший остов выбрасывали в реку. Место на реке, куда волны выбрасывали останки куклы, на год, до следующего Купалья, считалось гибельным.

В таких куклах воплощался образ смерти, греха, порочности, которые старался преодолеть в себе каждый из участников обряда. Они стремились победить злое начало в самих себе, отсюда и антропоморфный образ — кукла, похожая на них - их двойник. Подобные примеры можно привести и из традиций большинства народов мира.

Арабский писатель XIII в. Абу-Шакер поведал о том, как однажды учитель и воспитатель Александра Македонского — Аристотель подарил своему ученику несколько восковых кукол в закрытом на засов ящике. Передавая ящик Александру, Аристотель строго предупредил, чтобы тот никогда не расставался с ним и никому не доверял его, кроме самого верного слуги. Кроме того, он передал Александру магические слова, которые тот должен был произносить, открывая и закрывая ящик с куклами. Фигурки внутри ящика изображали лежащих лицом вниз вражеских солдат, которые направили себе в грудь мечи, опустили вниз копья и луки с порванной тетивой. Аристотель верил, что эти восковые солдаты помогут его ученику побеждать в битвах. Трудно сказать насколько Александру помогли куклы, но за свою жизнь он не проиграл ни одной битвы.

Подобные куклы довольно часто использовались полководцами. Правда, уже не в магических, а в практических целях подготовки к предстоящим сражениям. Так прусский император Фридрих Второй с помощью оловянного кукольного войска обучал своих полководцев тактике и стратегии ведения войны. Любил играть куклами-солдатиками и русский император Петр Третий, и генералиссимус А. Суворов, и император Наполеон…

Со временем кукла-идол изменялась, приобретала черты лица, прическу, современный фасон одежды. Не покидая сферу своего обитания – культовый обряд, оставаясь магическим двойником, кукла становилась и произведением декоративно-прикладного искусства.

В древнем Риме, кукол, близких к декоративным, интерьерным назывались «ларвами», изготавливали и из дерева, и из керамики, и из серебра. Чаще всего, они изображали скелет (В России известны с 18 века и назывались «скелетками»). Конечности и голова куклы крепились на шарнирах. В домах римских патрициев было принято в конце пира вносить эту куклу, символизировавшую бренность человеческой жизни, в зал. Под ее танец (роль кукловодов обычно исполняли рабы) хозяин и гости пели печальные песни, смысл которых можно свести к выражению «помни о смерти» («momento mori»). Об этом обычае повествует в «Сатириконе» римский писатель Петроний.

Но, пожалуй, самыми дорогими римскими куклами оставались фигурки, головки, руки и ноги которых были выточены из слоновой кости. Это куклы-патриции с ослепительно белыми личиками (загар считался уделом рабов). На них были драгоценные украшения, дорогие одежды. Руки и ноги крепились специальными штырями, а подобные человеческим коленные суставы позволяли куклам сгибать ноги.

И языческие римские «ларвы», напоминавшие о смерти, и детские куклы из слоновой кости, определявшие стиль жизни, постепенно превратились в итальянские «крипт-фигуры» (их называли еще «криппами», «сантонами» - «маленькими святыми») - деревянные и керамические куклы от 40 до 60 сантиметров с шарнирными сочленениями конечностей и головы. Благодаря точному расчету мастеров, эти куклы замечательно держат любую приданную им позу. С помощью криппов, начиная с 4 - 5 веков нашей эры, иллюстрировались картины из библейских и евангельских сюжетов.

Кукол расставляли перед алтарем, а священник читал текст из Нового Завета. Иногда криппы ставили в специальные ящики, а мальчики-служки во время рождественской недели носили их по домам верующих. Традиция прижилась, и криппы стали непременным элементом итальянского домашнего интерьера.

Криппы могут быть простыми деревянными, с минимумом украшений, а могут быть и поистине изысканными, с лепными головками, руками и ногами из тончайшего фарфора, с золотыми и серебряными украшениями, в костюмах различных эпох. Шарниры их сочленений обтягивались паклей, благодаря чему фигуры приобретали особую пластичность, были способны мягко и легко менять позы.

Во многих итальянских семьях и сегодня бережно хранятся наборы таких кукол. Они изображают Святое семейство, волхвов, время от времени, домочадцы меняют позы кукол, что придает иллюзию их тайной жизни. Эта традиция получила дальнейшее развитие и во Франции, где таких кукол называют «крешами», и в Германии, и во многих других европейских странах.

Со временем, креши стали изображать не только религиозные, но и светские сюжеты, постепенно превращаясь в домашнюю коллекцию интерьерных декоративных кукол.

В древнем Риме было заведено рассылать по многочисленным провинциям небольшие (10—25 см.) глиняные фигурки, служившие образцами текущей моды. И женщины, и мужчины каждый раз ожидали новых кукол-пандор, сообщавших о том, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне.

Позднее - в средневековой Франции, Италии эпохи Возрождения роскошно одетые куклы служили законодателями мод. Они были даже практичнее, чем нынешние модные журналы. Их не нужно читать, они не нуждались в выкройках и описаниях образцов тканей, потому что все новинки сезона шились на куклу так скрупулезно и с такими деталями, что опытной портнихе не составляло труда скопировать и крой, и отделку, и силуэт.

Во второй половине 18 – начале 19 веков состоятельные дамы стран Западной Европы и Российской Империи, как правило, выписывали подобных кукол из Парижа — столицы мировой моды. Куклы присылались с наборами одежды на ближайший сезон: для дома, для отдыха, светских приемов. Интересно, что кукол-пандор, по традиции, приобретали не по одной, а парами. Одна предназначалась для туалетов «на выход», другая — домашняя. В зависимости от цены, они делались из дерева, папье-маше, гипса, фарфора, воска.

Известные европейские писатели, художники часто размышляли о месте кукол в жизни и судьбе людей, а их произведения, в свою очередь, становились основой для создания серий оригинальных пандор;

Эрнст Теодор Амадей Гофман - писатель-романтик, композитор, художник в своих произведениях не раз обращался к теме кукол («Щелкунчик, или Мышиный король», «Песочный человек», «Автоматы» и мн. др.). Его проза стала источником вдохновения для многих кукольных мастеров.

Первая известная авторская интерьерная кукла была сделана в 1672 году в Англии в количестве 12 экземпляров. В дальнейшем подобные куклы ограниченных тиражей (limited edition) стали таким же предметом коллекционирования, как и штучные куклы, созданные в одном экземпляре (one-of-a-kind). Среди авторов уникальных кукол – такие художники, как Тулуз Лотрек и Сальвадор Пикассо.

«Старая добрая Англия» славилась куклами, сделанными целиком из дерева. В 18 века здесь получило распространение искусство создания восковых кукол. Для их изготовления воск смешивали с различными добавками (Состав был цеховым и личным секретом мастеров; известно, что в него входят скипидар, жиры и различные ароматические масла). Воск заливали в заранее приготовленную форму и остужали. Потом вынимали слепок, вставляли кукле стеклянные глаза и прикрепляли парик из натуральных или искусственных волос.

Выходцы из Италии (Пьеротти) и Франции (Августа Монтанари и ее сын Ричард Наполеон) довели английскую технику отливки восковых головок кукол до совершенства. А англичанин Чарльз Марш создал собственную технологию – он покрывал воском кукольные головки из папье-маше.

Одним из самых известных английских создателей интерьерных авторских кукол был Джон Эдвардс. Поставщик королевского двора, он изготавливал их и на продажу. Лучшая из дошедших до нас кукол Эдвардса — Плачущая кукла, роскошно одетая девочка в белом платье.

Во второй половине 19 в. в Англии появилась мода на рождественские восковые куклы. (По преданию, эту моду ввел принц Альберт). Рождественские куклы изображали английских уличных торговок, солдат, офицеров, крестьян, а также различных животных. Здесь же появилась традиция изготовления портретных кукол. Если раньше портретными были только восковые фигуры и отдельные куклы-автоматы, изображавшие, как правило, умерших знаменитостей, то теперь было окончательно снято табу на изображение в кукле конкретного живого человека. Так, например, королева Виктория заказала известному лондонскому художнику по куклам Генри Пьеротти кукол, изображавших ее детей. Многие светские дамы последовали ее примеру. В Британском музее хранится и замечательная кукла художницы Августы Монтанари, сделанная по образу принцессы Алисы — третьей дочери королевы Виктории.

Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала «Восковая персона» - механическая кукла-автомат, заказанная Екатериной Первой в память о Петр Великом. Кукла сидела на возвышении в мемориальном Императорском кабинете Зимнем дворце, откинувшись на спинку кресла, и широко раскрытыми глазами глядела перед собой. Но когда кто-либо осмеливался подойти к ней ближе, чем это было положено, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая его в ужас.

Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Растрелли. Туловище «восковой персоны» было выточено из дерева, руки и ноги крепились на шарнирах. Подобными механическими куклами-автоматами славились художники, мастера-кукольники Германии и Швейцарии.

Существует легенда о том, что в 1250 году знаменитый немецкий богослов и ученый Альберт Великий создал из металла и «некоей субстанции, избранной по велению небес», подобие человека. Альберт работал над своим изобретением тридцать лет и добился того, что механический человек стал исполнять несложные команды. Однако вскоре ученик Альберта Фома Аквинский разбил андроида палкой, заподозрив в нем творение дьявола.

В эпоху Возрождения идеей создания автоматов увлекались крупнейшие люди науки и искусства — Леонардо да Винчи, Дюрер, Галилей.

Особенную известность приобрели авторские куклы-автоматы Вокансона из Гренобля, которые он показывал в Париже в 1783 г. (человек, игравший на флейте и свирели 12 музыкальных произведений, утка, принимавшая пищу, и др.). А швейцарский мастер Жак Дро из Лашо-де-Фон в 1790 г. создал механического писца — куклу с лицом ребенка, которая сидела за столом перед чистым листом бумаги, макала гусиное перо в чернильницу и четким, красивым почерком выводила на бумаге фразу за фразой. Сын Дро - Анри, желая превзойти отца, изобрел куклу-художника, которая могла писать картины. Отец и сын Дро создали также уникальную авторскую механическую куклу Пианистки, величиной более метра. Она исполняла на фисгармонии сложнейшие музыкальные произведения, при этом ее пальцы виртуозно и точно скользили по клавишам, а глаза следили за партитурой. Исполняя очередное произведение, Пианистка «дышала», а в конце выступления кланялась в ответ на аплодисменты публики. Большинство из этих уникальных авторских кукол-автоматов дошли до нашего времени и стали гордостью музейных и частных коллекций. Множество разнообразных автоматов — ходячих и танцующих кукол, поющих и машущих крыльями птиц — изготовлялись немецкими мастерами в Нюрнберге, Женеве и Невшателе.

Культура немецких декоративных, интерьерных кукол ведет начало от деревянных резных храмовых статуй святых и домашних рождественских шарнирных кукол. Такие куклы получили название «голландских». Это деревянные фигуры, похожие на итальянские криппы, сантоны, французские креши - с сочлененными конечностями; голова, шея и тело обычно представляют собой единое целое. Сегодня «голландские куклы» применяются и в качестве учебных пособий, и как детские куклы, и как декоративные, и как театральные куклы.

Кукольная промышленность Германии возникла, вероятно, в эпоху Средневековья – в 15 – 16 веках в лесистых областях Германии - Альпах, Тюрингии, Саксонии. Столицей немецких кукольников был и остается Нюрнберг. Германия стала и родиной первых союзов художников, мастеров по куклам - гильдий, объединявших и резчиков по дереву, и столяров, и граверов.

В 18 века в мире технологии изготовления кукол произошел подлинный переворот; саксонский алхимик Иоганн Бётгер изобрел европейский фарфор, из которого стали изготавливать кукольные головки и кисти рук. (Сегодня для создания авторских кукол используют не только тонкий фарфор и фарфоровый бисквит, но и особые виды пластмасс - цернит, ладол, эфапласт, созданный немецкой художницей Хильдегард Гюнцель особый воск, имитирующий живую кожу и многие другие материалы).

С изобретением фарфора начали создавать фарфоровых кукол - первые экземпляры предназначались исключительно для королевских дворов. После изобретения техники бисквита (дважды обожженный фарфор из пластичной каолиновой глины без глазури), а позднее - в 1814 году, когда зонненбергский формовщик Фридрих Мюллер изобрел смесь бумажной массы и каолина, Германия стала ведущей страной-производителем таких кукол и оставалась ею почти до самой «виниловой революции» второй половины 20 столетия (Для полноты картины можно добавить и еще один материал, созданный немецкими умельцами в 1740 году – смесь грубой муки и клея, из которой делались кукольные головки для массового производства).

Значительным событием для культуры создания кукол стало открытие и применение папье-маше (в перев. с франц. — «жеваная бумага», бумажная масса). По преданию, немецкий мастер Фридрих Мюллер узнал секрет папье-маше в 18 веке от французского солдата. Он сразу же понял, что эта техника позволит резко увеличить количество и качество создаваемых кукол, облегчит и одновременно удешевит их. Так и произошло. Для папье-маше подходит любой сорт тонкой не проклеенной бумаги. Иногда готовую куклу из папье-маше покрывали слоем воска.

Уже в те времена в ремесле создания кукол существовала своеобразная «кооперация». Так немецкие мастера изготовляли кукол, а одежду на них часто заказывали во Франции.

Одним из самых известных немецких производителей потешных и декоративных кукол 19 века был Марсель Арманд. Он родился в России, стал владельцем фарфоровой фабрики в Тюрингии, которая славилась производством изящных кукольных головок. Здесь Арманд выпускал не только недорогих кукол с керамическими головками, но и эксклюзивные, коллекционные экземпляры. Среди них особой известностью пользовался «Загадочный мальчик» — малыш в эффектном костюме с задумчивым лицом, голубыми глазами, льняными волосами. За поясом у ребенка — записная книжка, а в руках перо. Вероятно, это образ юного поэта, стремящегося разгадать тайны жизни. У ног мальчика тряпичная собака (Одна из таких кукол экспонируется в Московском музее уникальных кукол). У каждого вида кукол Марселя Арманда свое настроение и характер — задумчивые, смеющиеся, печальные, плачущие, задиристые…Часто его куклы имели полное портретное сходство с детьми известных современников — политиков, ученых, писателей.

Параллельно с английскими, немецкими и французскими мастерами, художниками декоративных интерьерных кукол, продолжали успешно работать и основоположники традиции - итальянские кукольники.

Среди них - художник Энрико Скавини, который в 1908 году основал в Турине известную фирму «Ленси», производящую коллекционных, декоративных тряпичных кукол. Фирма была названа по имени его жены. Куклы «Ленси» отличает изысканность и тонкий художественный вкус. В них используются вышивка, аппликация, лоскутная техника. Они не претендуют на этнографическую точность. Это скорее фантазия на тему тех или иных сказочных, литературных, бытовых персонажей. Среди кукол «Ленси» — Арлекин, русская и итальянская крестьянки, задумчивые, нарядные дети.

Центр искусства создания декоративных коллекционных кукол в 30-х годах 20 века переместился из Англии, Франции, Италии и Германии – в Америку.

Традиционно до второй половины 19 века здесь создавали только деревянных и тряпичных кукол, а фарфоровых, бисквитных, восковых и кукол из папье-маше ввозили из Европы (В том числе и России – этнографических кукол с фарфоровыми головками, которые поставлялись Учебной игрушечной мастерской Московского земства и продавались фирмой «Русские кустари в Бостоне»). Позже стали возникать новые технологии и новые художественные идеи. Так художник и предприниматель Людвиг Грейнер – эмигрант из Тюрингии создал и запатентовал новый материал для кукольных головок – папье-маше с примесью волокон материи, что придавало новому материалу необычную прочность. Куклы с «вечными кукольными головками Грейнера» и сегодня остаются гордостью многих коллекций и галерей.

Традиция создания тряпичных кукол также принесла славу американским мастерам. В 1877 году здесь была основана компания по производству мягких кукол «Steiff», основанная художницей Маргарет Стейфф. Тщательно и любовно сшитые куклы, медвежата «Steiff» стали предметом коллекционирования.

К коллекционным куклам принадлежат и медвежата Тэдди. Уже много лет идет спор между Америкой и Германией о том, где был создан первый Тедди. Он появился почти одновременно в обеих странах, а назван был в честь президента США Теодора Рузвельта.

Эта история началась в конце октября 1902 г., когда в немецком городе Гейнгене художник по куклам Рихард Штайфф зашел в заезжий цирк и увидел там группу дрессированных медведей. Так он создал куклу-медвежонка. Конечно, игрушечные медведи существовали и раньше, причем часто делались из настоящего меха. Однако все они были обыкновенными маленькими копиями лесных жителей, а медвежонок Штайффа стоял на задних лапах, как настоящий цирковой медведь.

В то же время в Америке начиналась другая часть истории Тэдди; Президент Рузвельт, прибыв в штат Миссисипи, один из дней решил посвятить охоте. Его помощник привязал к дереву медвежонка и предложил стрелять. Но Президент не смог стрелять в детеныша и велел его отпустить. Об этой истории узнал карикатурист Клиффорд Бэрриман и опубликовал карикатуру. Она-то и стала источником вдохновения для владельца маленькой свечной лавки в Бруклине - Морриса Мичтома. Взяв за образец рисунок Бэрримана, он сшил куклу медвежонка и выставил ее в витрине своей лавки с карикатурой и подписью «Медведь Теодора» («Teddy’s Bear»).

Эта игрушка имела фантастический успех и была мгновенно раскуплена. Так родился медвежонок Тедди, которого Теодор Рузвельт выбрал впоследствии символом своей перевыборной компании. Медвежонок Тэдди стал подлинным любимцем детей и коллекционеров. Ежегодно во всем мире, в том числе и в России, проводятся выставки Тэдди, художники предлагают все новые образцы, а коллекционеры гоняются за лучшими экземплярами. В 1984 г. был открыт первый Музей Тэдди в английском графстве Хемпшир

Еще одно открытие американских мастеров - сериалы кукол. Их создает фирма «Aleander Doll Company of New York» («Александер») -производитель декоративных, коллекционных и детских кукол (преимущественно ручной работы), основанная в 1924 - 1926 годах сестрами Беатрис (Бертой) и Роуз Берман — дочерьми эмигрантов из России. Компания выпускает сериалы кукол очень высокого художественного качества, к каждой из которых прилагается сертификат с полным перечнем кукол данной серии. Опыт таких «сериалов» имел успех. Коллекционеры стали стремиться приобрести всех кукол серии. В результате появилась даже специальная газета для собирателей, посвященная обмену этими куклами. В 1995 г. фирма была приобретена несколькими банковскими группами.

Среди многих выдающихся художников, владельцев кукольных галерей США особое место занимает Элен Буллард - автор уникальных кукол, резчик по дереву, автор ряда статей и монографий. Изготовлением коллекционных кукол она занялась с 1930 года, а в 1963 году. Булард и несколько других видных американских художников-кукольников создали организацию NIADA (Национальный институт американских художников-кукольников), ставшую законодателем и разработчиком основных направлений в этом виде искусства.

Пандоры сегодня стали предметом коллекционирования и элементами уникального интерьера. Их создают художники, скульпторы, а коллекционируют звезды политики, кино, театра, телевидения, бизнеса.

Наиболее дорогие «штучные» коллекционные куклы изготавливаются художниками в единственном экземпляре. Среди известных зарубежных художников, создающих такие куклы:: Мерилин Стиверс (воздушно-кружевные, привлекательные барышни), Бриджит Деваль (таинственные, сказочные персонажи), Ренат Хонанг (смеющиеся дети), Анна Митрани (примерные, задумчивые дети), Филипп Хез (предельно натуралистичные куклы самых разных рас и национальностей, около метра высотой), Татьяна Баева (небольшие куклы редкой выразительности - дети, старики, фантастические существа), Лиза Лихтенфельс (мягкие, тряпичные куклы), Има Народницкая (острохарактерные, обаятельные персонажи) и многие другие.

Коллекционными считаются не только штучные куклы, но и куклы, созданные ограниченным тиражом (limited edition) – до 100 экземпляров. Среди известных художников, авторов подобных кукол: Хильдегард Гюнцель (Германии, автор удивительно живых и в то же время неземных, романтических персонажей, Карен Шмидт (немецкий художник, специалист по портретным куклам маленьких детей), Анна Гилленберг (фарфоровые девушки и юные мечтательницы), Мэрлин Болден (девочки «из приличных американских семей начала века»), Марли Зайлот (герои сказок братьев Гримм с экспрессивными лицами и позами), Аннетт Химштедт (изысканные рыжие девушки с широко поставленными глазами) и т.д.

Куклы ограниченных тиражей производятся как художниками, так и фирмами-производителями, которые покупают дизайн и технологию у художников и тиражируют их (от 500 до 5000 экземпляров). Такими пандорами обменяются, их фотографии публикуют в каталогах и журналах.

С развитием коллекционирования в 20 веке во многих европейских странах стали возникать музеи кукол – своеобразные «хранилища параллельных миров». Наиболее известны такие музеи в Австрии, Германии, России, Франции, Великобритании, США. Чаще всего они создаются на основе частных коллекций. Известны, например, четыре крупных кукольных музея в Великобритании: Музей «Бетнал Грин» (отделение Королевского музея прикладного искусства, 1872), где собрана одна из самых больших коллекций разнообразных кукол: от оловянных солдатиков и деревянных лошадок до авторских и коллекционных (фарфоровых, «бисквитных», деревянных), а также лучшие куклы самых известных мировых фирм: Арман Марсель, Бру, Жюмо, Кэммер и Райхард и др. Жемчужиной музея стала коллекция из 39 кукол-пандор, созданных английской династией Поуэлл с середины 18 до начала 20 веков. Известны также Музей истории Лондона, где собраны тысячи кукол викторианской эпохи, и музей города Арн, с ценной антикварной коллекцией.

Ряд крупных кукольных музеев есть и во Франции; В Лувре пандорам посвящена большая экспозиция, есть здесь и древние обрядовые, театральные и современные коллекционные куклы.

Другой крупный французский музей с куклами расположен в городе Капи. Он был создан на базе коллекции Жана Клода Бодо. Его собрание насчитывает около 2 000 кукол, среди которых - самая древняя, найденная археологами во время раскопок в Египте. Еще один заметный французский кукольный музей расположен в городе Кербевуа и знаменит замечательной коллекцией театральных и декоративных кукол 17 – 19 веков.

Известна своими кукольными музеями и Германия. Здесь в Берлине, Мюнхене, Любеке, Дрездене, Зонненберге, Нюрнберге и многих других городах работают музеи кукол. Музей в Зонненберге — один из крупнейших. Он ровесник века, создан в 1901 году, в его коллекции более 70 000 кукол из 58 стран мира. Зонненберг для Германии, как Сергиев Посад для России, — родина кукольных промыслов. Почти столь же велик и музей кукол в другой «кукольной столице» Германии — Нюрнберге. Здесь хранятся и выставляются, как правило, немецкие куклы 18 – 19 веков, среди которых замечательные механические и традиционные, народные.

Широко известен и Португальский музей игрушек, расположившийся недалеко от Лиссабона, в летней резиденции португальских королей городе Синтре. Музей был создан в начале 1960-х годов коллекционером Жоао Морейра, который собирал свою коллекцию кукол и игрушек с детства. Здесь более 20 000 экспонатов, среди которых оригинальные древнеегипетские куклы, сделанные около 3000 лет назад. В коллекции — исключительно потешные детские куклы и игрушки: французские куклы 18 - 19 веков, немецкие оловянные солдатики времен гитлеровской Германии, бумажные театры и кукольные дома 19 века. Экспонаты музея расположены на трех этажах здания, где проводятся экскурсии, устраиваются семинары и симпозиумы для педагогов, деятелей культуры, художников по куклам и производителей игрушек.

Среди известных в мире музеев кукол свое место занимает и Российский Музей игрушки, созданный 7 ноября 1920 года известным русским художником, искусствоведом, собирателем Н. Д. Бартрамом.

Первоначально музей располагался в Москве на Смоленском бульваре, в 1925 г. переехал на Пречистенку, а в 1931 г. — в подмосковный город Загорск (Сергиев Посад). Музей был задуман как целый комплекс, где не только хранятся и собираются куклы, игрушки, настольные игры, книги, газеты, детские рисунки, но и работает мастерская по изготовлению, реставрации кукол, генерируются новые творческие идеи, работает свой кукольный театр.

В основу музея была положена частная коллекция Бартрама и огромное количество потешных, декоративных, механических и игровых кукол из национализированных во время Октябрьской революции дворцов и особняков (в том числе Эрмитажа, Исторического музея и Оружейной палаты). В 1920-е годы музей активно пополнялся за счет подарков коллекционеров и частных лиц. Среди них Е. Белякова, А.Деньшин, В. Харузина, Н. Церетели. Жемчужинами музея признаны куклы русских царей, куклы-автоматы 18 – 19 веков и образцы народных промыслов. Благодаря коллекциям музея в Сергиевом Посаде в 1932 году был создан первый в мире Научно-исследовательский институт игрушки, где разрабатывались новые виды и технологии создания кукол, а также Художественно-промышленный техникум, обучающий будущих мастеров.

Традиция и искусство создания кукол зародились в России в глубокой древности. Само слово "кукла" родственно греческому "киклос" ("круг") и означает нечто свернутое: пучок соломы, обрывок ткани... Происхождение слова «кукла» многие ученые связывают также с именем женского божества Кука (Кика).

Обрядовые, магические корни русских кукол хорошо видны на примере традиционных «панков» («пангов»). Это – один из древнейших видов обрядовых кукол, распространенных на севере России. Их название произошло, видимо, от ненецкого слова «панг» — ствол, корень. Впрочем, есть и другие версии; У народов, населявших русский Север, был обычай сообща справлять поминки по ушедшим предкам — панам. Сами же могилы называли «панками». Поэтому куклы-панки — это, возможно, древние деревянные идолы, изображавшие души предков. Внешне они напоминают деревянные изваяния идолов. Впрочем, первоначально они и были идолами богов северных народов, куклами-оберегами, и лишь спустя столетия дошли до нас как детские и сувенирные куклы. Известны мезенские куклы-панки, поморские, сергиев-посадские и др. Внешне это условные куклы, сделанные с помощью топора из деревянных обрезков и чурок. Само создание этой фигуры — магический обряд. Каждая такая кукла должна быть создана пятьюдесятью двумя ударами резца – по количеству недель в году. Каждый удар резца сопровождается особым заговором, заклинанием. Глаза намечались с помощью раскаленного гвоздя, лицо прорабатывалось острым ножом.

Культура декоративных, интерьерных кукол появилась в России под значительным влиянием западноевропейского искусства. К началу 19 столетия эти куклы не только стали популярными, востребованными, но и явились поводом для создания литературных произведений.

В.Ф. Одоевский – известный русский писатель, музыкальный критик, драматург - автор первой из опубликованных в России кукольных пьес «Царь-девица» посвятил теме кукол несколько глубоких повестей, рассказов и сказок. Значение творчества этого «русского Фауста» — философа, ученого-энциклопедиста, педагога, директора Румянцевского музея трудно переоценить. Он — один из создателей русской «школы космизма», к которой принадлежали П. Флоренский, К. Циолковский, Н. Рерих, А. Погорельский, А. Чижевский, В. Вернадский, А. Чаянов, один из основоположников направления «фантастического реализма», давшего миру Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Булгакова.

В его программной философской повести «Косморама» описано популярное ярмарочное и домашнее зрелище 18 – 19 веков. Ящик косморамы у Одоевского служит своеобразным мостом между двумя мирами – настоящим и будущим. «…При тусклом свете ночной лампы, я заметил, что в ящике было круглое стекло, сквозь которое виднелся свет... Я приложил глаза к стеклу и увидел ряд прекрасных, богато убранных комнат, по которым ходили незнакомые мне люди, богато одетые; везде блистали лампы, зеркала, как будто был какой-то праздник; но вообразите себе мое удивление, когда в одной из отдаленных комнат я увидел свою тетушку...»2.

Мир, как кукольный театр, с панорамами, восковыми фигурами и механическими автоматами предстает перед нами в большинстве литературных фантазий писателя. В «Сказке о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» автор рассказал о том, как по недосмотру маменьки, одна из юных девушек, гуляя по Невскому, попала в лавку кукольника - «чародея-басурманина». Вместе с подручными — Безмозглой французской головой, Английским животом и Немецким носом (Интересно, что искусство русской куклы действительно развивалось под влиянием немецкой, английской и французской школ - Б.Г.) — он превратил бедную девушку в куклу и выставил ее в витрине. Эту куклу увидел и полюбил молодой человек. Обнаружив, что она умеет говорить, он вначале обрадовался:

— Говори мне о чем-нибудь!

— Да об чем будем мы говорить?

— Как об чем? На свете есть добро, есть искусство!..

— Какая мне нужда в них?.. Это все очень скучно!

…Молодой человек пытался объяснить кукле, что есть на свете добродетель, любовь, искусство, но добился только, что она, как попугай, стала повторять его же слова. «Однажды спросонья он выкинул куклу за окошко; за это все проходящие его осуждали; однако ж куклу никто не поднял»3

«Столицей» русского кукольного производства по праву считается Сергиев Посад. Впервые этот город упоминается в связи с изготовлением кукол в 1787 г. в описании близлежащих к Москве городов. Но кукол здесь делали и в более ранние времена. Сохранились предания о том, что основатель Троице-Сергиевой лавры Преподобный Сергий Радонежский еще в 14 веке собственноручно вырезал деревянных кукол и одаривал ими детей прихожан Троицкой обители. Под стенами Троице-Сергиевой лавры постепенно вырос посад — многочисленные поселения мастеров-игрушечников и кукольников.

С 16 века изготовлением кукол начали заниматься и жители близлежащих деревень. Приезжавшие со всех концов России в Лавру паломники приобретали куклы и игрушки своим детям на память о богомолье. На рубеже 18 и 19 веков в городе действовали уже крупные игрушечные мастерские. Здесь работали мастера самых разных профессий — резчики, красильщики, скульпторы… Они брали в ученики детей 8—12 лет, которые за 4—5 лет обучения становились мастерами.

Одним из стимулов развития кукольного производства в России начала 19 века стало использование для изготовления кукольных головок техники папье-маше. Куклы с такими головками назывались в России «папковыми». Самые ранние – датируются 20-ми годами 19 века. Само название дали мастера из Сергиева Посада. В отличие от немецких и английских мастеров, русские не лепили головки из смеси бумаги и клея, а наклеивали на форму листы бумаги слоями.

Форму для кукольных головок называли «болвашкой». В начале 19 века, когда техника папье-маше только появилась, в качестве формы использовали готовые фарфоровые головки (как правило, немецкие и английские, позже – кукольные фарфоровые головки изготавливали в польском Калише на фабрике Фингергута и Шраера, а в начале 20 века – на фабрике Дунаева в Хотьково, недалеко от Сергиева Посада, фабрике Бенуа в Санкт-Петербурге и др.), разнообразные статуэтки, а иногда даже также деревянные или тряпичные куклы. По свидетельству известного историка русской игрушки Галины Дайн, в истории сергиевского промысла известен курьезный случай, когда формой для папье-маше за вознаграждение послужило лицо живого человека.

Со временем формы стали специально изготавливать, вырезать из дерева. Лучшими сергиевскими резчиками форм были Федор Челпанов, Гавриил Салов, Александр Рыжов и др. Такие мастера (их еще называли «балбешниками»), создав деревянную форму, обертывали ее мокрой бумагой. Когда слой бумаги подсыхал, на него клали новый. Потом они разрезали бумажную массу пополам и снимали обе половинки с «болвашки». Когда обе половинки высыхали, их склеивали воедино, шпаклевали, грунтовали и раскрашивали. Получалась кукольная головка или готовая кукла, которую можно было одевать. Это уже женская работа; «Одевалки», как называли мастериц, (жены и дочери мастеров-кукольников) были настоящими кукольными модельерами. К дешевым, продававшимся на базарах куклам («скелеткам», «дитяшкам») одежду приклеивали. Для одевания дорогих кукол требовалось значительно большее мастерство. Одежду на них не только шили, но и вышивали, украшали лентами и бисером. Здесь продумывалась каждая мелочь, чтобы куклу можно было легко раздеть и заново одеть.

Особое место в иерархии русских художников по куклам занимали «глазники» («глазодуи») - кустари, занимавшиеся изготовлением стеклянных глаз для кукол. «Глазодуйный» промысел процветал во многих европейских странах. В 18 веке традиционно славились немецкие, французские и английские мастера. Во второй половине 19 века эта слава пришла и к русским ремесленникам. Особую известность приобрели глазодуи из Сергиева Посада, Хотьково, Вороново, Костино и др.

Мастера работали обычно в своих домашних мастерских, где стояли стеклоплавильные печи. Здесь плавили слитки стекла и отливали из стекольной массы разнообразные по форме, цвету и размеру глаза. Особую сложность составляло выдувание стеклянных глаз для больших человекоподобных кукол.

Так, из мастерских кустарей-ремесленников, возникали первые русские куклы-пандоры – «всем одаренные». В конце 19 века их стали создавать и в художественных мастерских. Они начали входить в сферу искусства. Куклы выполняли уже не только роль манекенщиц, их наряжали в исторические платья и костюмы народов мира. Они превращались в наглядные пособия по истории и культуре. Эти «этнографические» коллекционные куклы в России появились в 1880 г. в Московской мастерской-магазине Анатолия Мамонтова (брата известного мецената и промышленника Саввы Мамонтова) «Детское воспитание». Они создавались для коллекционирования и с целью наглядного показа многообразия быта и культуры жителей Российской Империи (с 1891 года - после закрытия мастерской эти куклы создавались мастерами Сергиева Посада). Костюмы для таких кукол тщательно копировались по моделям этнографического отдела Румянцевского музея Москвы и гравюрам старинных книг.

В 1882 году куклы мастерских «Детского воспитания» выставлялись на Московской художественно-промышленной выставке и получили Высочайшее одобрение, как «полезное для воспитания граждан начинание», рассказывающее о быте, жизни, культуре, фольклоре России. В 1893 г. эти коллекционные куклы заслужили почетный диплом на Всемирной Чикагской выставке и стали экспортироваться за границу, в том числе и США.

К 1900 году сергиев-посадские мастера создали около 150 различных видов этнографических кукол, изображавших народы России в исторических и национальных костюмах. Коллекции этих кукол составляют гордость многих музеев мира, галерей и частных коллекций.

Искусство создания как кукол для детей, так и интерьерных художественных кукол для взрослых развивалось в России быстро и динамично. Но после Октябрьской революции этот процесс затормозился – в начале 20-х годов началась «борьба со сказкой».

Главсоцвос (Главное управление социального воспитания) Наркомпроса в это время разослал по кукольным мастерским, фабрикам методические письма, в которых рекомендовал изъять кукол, изображавших сказочных героев, а также «изготовить куклы, всем своим обликом напоминающие общественных деятелей, вождей пролетариата, рабочих, крестьян».

Появились и газетные статьи «Сказка, как фактор классового воспитания», «Нужна ли сказка пролетарскому ребенку», где ученые-педологи объявляли сам жанр сказки и ее кукольных персонажей «вредными», «мешающими ребенку разобраться в окружающем», «художественным наркозом». Вульгаризаторы педагогической науки того времени выдвинули обвинения в том, что сказка прививает детям мистические, религиозные чувства, тормозит формирование материалистического мировоззрения. Педолог В. Н. Шульгин, например, в статье «О новом учебнике» утверждал, что сказочные персонажи заставляют ребенка жить двумя различными эмоциями — в фантазии и в реальности, что негативно сказывается на его психике.

Место кукольных зайцев, медведей, сказочных героев, принцев и принцесс, нарядных барышень должны были занять «общественные деятели и вожди пролетариата» - портретные куклы Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого, Сталина и других. Директивные указания сыпались на художников по куклам как из рога изобилия. Куклы, изображавшие животных должны были выглядеть, как уменьшенные чучела, а изображавшие людей - на «рабочих и крестьян». Сказочные, фантастические персонажи, метафора и поэзия решительно вытеснялись из кукольного производства.

Началось массовое свержение кукольных королей, королев, принцев и принцесс. Вместе с ними из жизни людей уходили Искусство и Красота. Об этом пронзительно точно писал кинорежиссер, сценарист Г. Козинцев: «Стеклянные медведи, державшие голову толстыми лапами. Майолика баранов, львов, чудищ. Благодушные чудища с кроткими мордами и шершавыми гривами. Расписные лари. Украинское барокко. Пряники. Красные розы на черном фоне. Веселая и добрая поэзия. За что ее погнали и заменили срисовыванием с натуры первых учеников? Потешные деревянные черти. Глина стала рассказывать сказки. Пришли сухие люди и сказали: не похоже! На кого не похоже? На баранов? Но это не таблицы в ветеринарном учебнике, а веселые глиняные сказки. И стало похоже на баранов. И не похоже на искусство».

Параллельно с гонениями на сказку шло и внедрение в педагогику идеи о том, что не детская игра, а только трудовое воспитание является главенствующей в формировании личности. Вследствие этого куклы-пандоры стали считаться пережитками буржуазного быта, и их место заняли пионеры и работницы в красных косынках.

Негативные последствия этих идей существенно затормозили развитие искусства художественных кукол. И сам этот новый быт – с теснотой его коммунальных квартир, общими кухнями, отсутствием достаточного времени для досуга – делало интерьерную авторскую куклу лишней. «Я не совсем понимаю по своему малому советскому воспитанию, что такое кукла в полтора метра, куда она идет и где сажается?..», - справедливо вопрошал в своем докладе, опубликованном в журнале «Советская игрушка» (1936) С. Базыкин4. Действительно, даже самая лучшая большая интерьерная кукла не могла найти себе места в коммунальном советском быте.

Тем не менее, в середине 1930-х годов сказочные персонажи-куклы все же вернулись и в жизнь, и в кукольное искусство России. В это время постепенно начался и процесс создания авторских художественных кукол. Ими заинтересовались многие советские художники, скульпторы. Уникальные куклы создавали такие мастера изобразительного искусства, как Н. Симонович-Ефимова, И. Ефимов, В. Мухина и др.

Среди выдающихся художников русских авторских кукол 20 века достойное место занимает творчество Е.Т. Беклешовой – непревзойденного мастера мягкой скульптуры – создательницы серии мимирующих кукол. Она родилась в Варшаве, художественной работе обучалась самостоятельно, работала в мастерских Московского областного театра кукол, а затем – Центрального театра кукол С.В. Образцова.

В годы войны сделала первую серию своих авторских кукол - Гитлер, Геббельс, Муссолини и Фриц, Черчилль. Среди кукол, созданных художницей — и обобщенные, шаржированные типажи современников, литературные, сказочные персонажи: рядовой Федя Тарускин, Театральная кассирша, Уборщица, «кандидат околовсяческих наук» Венера Пустомельская, Дон Кихот, созданный под впечатлением шаляпинского образа, Санчо Панса, Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Коробочка, Манилов, Собакевич; Варлаам и Мисаил из «Бориса Годунова», дружеские шаржи на актрис С. Бирман, Р. Зеленую, Кукрыниксов, Н. Смирнова-Сокольского, М. Светлова, К. Чуковского, Г. Ярона и др.

Уникальные мягкие скульптуры Беклешовой сшиты из фетра, сукна, шерсти, ситца, шелка и других тканей. Они динамичны, точны по характерам, их отличает емкость пластической формы и обаяние. Эти замечательные произведения искусства, составляющие славу русского искусства художественной куклы 30-х – 70-х годов 20 века бережно хранятся художницей Е. Колат – ученицей Беклешовой.

Наибольшую массовость искусство декоративной авторской куклы начало приобретать в России с конца 80-х, середины 90-х годов прошлого века. Своих кукол стали создавать художники Олина Вентцель, Татьяна Баева, Александра Кукинова, Дмитрий Журилкин (Дима ПЖ), Александра Худякова, Има Народицкая, Наталья Победина, Елена Кагальникова, Лидия Чамберлен и др.

Возникают галереи авторских кукол, начинают издаваться специальные журналы, создаются профессиональные союзы и школы интерьерных кукольников. Среди создателей: Карина Шаншиева («Галерея Карины Шаншиевой»), Юлия Вишневская, («Музей уникальных кукол»), Елена Языкова («Роза Азора»), Ирина Мызина (галерея «Вахтановъ»), Александра Кукинова (галерея «Александра»), Светлана Воскресенская (Школа кукольного дизайна), Юлия Таранова (Учебный центр «Мир кукол»), Светлана Пчельникова (Клуб коллекционеров кукол России) и др. Художественные авторские куклы России получили международное признание




1


2Одоевский В. Косморама // Русская фантастическая проза ХIХ — начала ХХ века. М., 1991, с. 186.

3Русские повести ХIХ века. М., 1950, с. 83—89

4 Цит. По:Е. Князева, - Мир кукол, Спб, Калининград, 1997, с. 54.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет