Россия после войны



бет1/3
Дата23.07.2016
өлшемі151.5 Kb.
#216314
  1   2   3
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

____________________________________________________________

____________________________________________________________


И.И.ЕМЕЛЬЯНОВА
"РОССИЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ": ПРОЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА

В ПУБЛИЦИСТИКЕ П.Г.ВИНОГРАДОВА


Павел Гаврилович Виноградов (1854-1925) - выдающийся

русский историк-медиевист, занимавший активную гражданскую

позицию и снискавший, наряду со славой ученого с мировым

именем, авторитет известного общественного деятеля. В начале

ХХ века П.Г.Виноградов выступил с серией общественно-полити-

ческих статей, стал одним из ведущих либеральных публицис-

тов, высказывавшихся по самым актуальным политическим вопро-

сам. Предметом данной статьи является анализ проекта после-

военного устройства России, который был предложен П.Г.Виног-

радовым на страницах его публицистических работ периода

1914-1916 гг.

Активная публицистическая деятельность ученого не нашла

всестороннего освещения в историографии (1, С.73): общест-

венно-политические взгляды П.Г.Виноградова являлись предме-

том специального изучения лишь нескольких статей, авторы ко-

торых, к тому же, затрагивали только отдельные аспекты проб-

лемы (2-5). Частично публицистика П.Г.Виноградова использо-

валась в качестве источника для выяснения его политических

позиций в диссертационных исследованиях историографического

характера, предметом которых являлись исторические представ-

ления ученого (6-8). В то же время политические идеалы исто-

рика, нашедшие отражение на страницах его научных трудов,

достаточно полно изучены исследователями русской либеральной

медиевистики (9-11). Они пришли к выводу, что П.Г.Виногра-

дов-медиевист предложил историческое обоснование политичес-

кой платформы российского либерализма (12, С.215) и, наряду

с другими историками "русской исторической школы", заложил

основы политической науки в России (8, С.129-132). В трудах

по медиевистике и правоведению П.Г.Виноградовым была вырабо-

тана целая система воззрений на форму идеального государства

- прообраза будущей России (2, С.50; 8, С.154, 160-166),

вопрос же о путях достижения Россией этого идеала рассматри-

вался им в работах публицистического характера.

По традиции, заложенной В.И.Лениным (13-15 и др.), со-

ветские исследователи, обращавшиеся к публицистике П.Г.Ви-

ноградова, главное внимание уделяли его "Политическим пись-

мам" (16) - источнику, несомненно, важному, но далеко не

единственному. В основе анализа творчества П.Г.Виноградова

лежала ленинская оценка историка как "ученейшего идеолога

буржуазии"  51) 0 (13, С.229), направившего свой талант исследо-

вателя на обоснование политики буржуазии в период буржуаз-

но-демократической революции (14, С.198; 8, С.13), то есть,

на службу реакционного класса (17, С.89), который желает "не

победоносной революции, а ... торжества реакции" (4, С.55 ).

Соответственно, политические взгляды П.Г.Виноградова, выска-

занные им в публицистике, единодушно определялись как реак-

ционные, в лучшем случае - консервативные.

Таким образом, в системе политических взглядов П.Г.Ви-

ноградова обнаруживалось явное противоречие между "идеалом и

допустимым" : "пути, намечаемые и желаемые Виноградовым для

России,...вряд ли могли позволить ей достигнуть высот амери-

канского образца" (2, С. 57-58). Это противоречие объясня-

лось эволюцией политических взглядов историка под влиянием

революционных событий начала ХХ века, исходя из ленинской

посылки о повороте либеральной буржуазии, теоретиком которой

считался П.Г.Виноградов, вправо  52) 0 (4, С.56; 8, С.49; 18,

С.289).

Однако анализ всей совокупности публицистических источ-



ников показывает, что нет достаточных оснований говорить о

"повороте П.Г.Виноградова вправо": историк всегда был про-

тивником революционных методов преобразования общества и

всегда предостерегал от механического перенесения пусть даже

идеальных западных институтов на российскую почву. Видимое

противоречие между "идеалом и допустимым" в системе полити-

ческих взглядов П.Г.Виноградова является отражением особен-

ностей российского либерализма, который с момента формирова-

ния как направления общественно-политической мысли и движе-

ния совпадал по ряду позиций с консерватизмом, что делало

границы между ними размытыми. Таким образом, публицистика

П.Г.Виноградова - "типичного представителя либерализма" (8,

С.6) - представляет интерес не только как ценный источник

для изучения его политических взглядов, но и доктрины рос-

сийского либерализма в целом. С этой точки зрения особого

внимания заслуживает виноградовская публицистика периода

первой мировой войны, или Второй Отечественной, как называли

ее современники.

Атмосфера всеобщего патриотического подъема 1914-1915

гг., по свидетельству Г.A.Л.Фишера, захлестнула и П.Г.Виног-

радова (19, P. 57-59), политическая активность которого в

эти годы резко возрастает 5 3) 0. Но, несомненно, главным содер-

жанием его общественной деятельности становится публицисти-

ка. За период с 1914 по 1920 гг. в мировой прессе было опуб-

ликовано порядка 42 статей П.Г.Виноградова, в той или иной

степени касающихся проблемы России в мировой войне и после

нее (20, P.489-492). Основным источником для данной статьи

послужила англоязычная публицистика П.Г.Виноградова (21-23),

центральное место в ней занимает статья "Россия после войны"

("Russia after the war") (24), в основу которой легла лек-

ция, прочитанная в Шефилде и Ноттингеме (25) 5 4) 0. Хотя ученый

на протяжении 1914-1917 гг. опубликовал ряд работ в российс-

ких периодических изданиях (главным образом, в "Биржевых Ве-

домостях"), они были, как правило, посвящены позиции Англии

в войне и проблемам англо-российских отношений (26-30). Воп-

росы же российской политики чаще находили отражение в его

статьях для зарубежной прессы, не ограничивавшей ученого ни-

какими цензурными рамками. По выражению В.И.Дурновцева,

П.Г.Виноградов "берет на себя миссию рупора политических

идей русской либеральной буржуазии за границей" (3, С.105).

Публицистические работы П.Г.Виноградова этих лет крайне

фрагментарно введены в научный оборот, они практически не

исследованы, хотя представляют несомненный источниковедчес-

кий интерес, объясняемый рядом факторов.

Прежде всего, с вступлением России в мировую войну, в

ее истории наступил переломный момент, всколыхнувший общест-

венное мнение и стимулировавший поиск путей дальнейшего об-

щественного развития: "Война, - писал П.Г.Виноградов, - со

всеми ее бедствиями и тяжелыми утратами, обладает несомнен-

ными искупительными свойствами: она заставляет заглянуть за

поверхностное..., не только забыть о разногласиях, но и пе-

реосмыслить свое положение, задуматься над проблемой преоб-

разования общества, которая уже вырисовывается на горизонте"

(24, Р.1, 8). Именно эту проблему и ставил в своих статьях

П.Г.Виноградов. Его публицистика в годы первой мировой войны

представляла собой не столько анализ конкретной политической

ситуации, сколько теоретическое обоснование необходимых по-

литических и социально-экономических преобразований: "Я не

собираюсь вторгаться в сферу военных историков, - предупреж-

дал он. - Я хотел бы рассмотреть исторические перспективы

России" (24, Р.1). Предметом виноградовской публицистики на-

чального периода мировой войны является обозначение общего

направления необходимых общественных преобразований в кон-

тексте общемировой и отечественной истории 5 5) 0. Свою задачу

историк видел в "изложении тех условий, которые представля-

ются необходимыми для решения лишь одной, но самой важной

проблемы - вступления России в пору общественного совершен-

нолетия" (24, Р.27).

Кроме того, время формирования, поиска программных и

тактических установок в либеральной концепции П.Г.Виноградо-

ва, как и в либеральной доктрине в целом, уже завершено.

Публицистика этого периода отражает уже сложившуюся систему

взглядов, в том числе и под влиянием революции 1905-1907

гг., когда "за расцветом идеализма последовало горькое разо-

чарование после столкновения с реальностью - безразличием

народных масс, угрозой общественному порядку со стороны кри-

минальных отбросов общества, беспомощностью политических де-

ятелей и доктринерскими иллюзиями народных лидеров" (24,

Р.7). Это - рассуждения о возможных перспективах обществен-

ного переустройства России "с учетом как будущих целей, так

и прошлого опыта" (24, Р.8).

Актуальность и важность изучения этого периода также

определяется тем, что по-прежнему дискуссионной остается

проблема возможности реформистского, эволюционного пути Рос-

сии, за который выступали после революции 1905-1907 гг. рос-

сийские либералы (31, С.3-4). Предвоенные и первые годы ми-

ровой войны - последние в истории царской империи, когда эта

возможность могла быть, но не была реализована. Поэтому в

истории именно этого периода кроются ответы на вопрос, что

помешало российскому либерализму реализовать свою политичес-

кую программу и не допустить осуществления социальной ка-

тастрофы.

В концепции послевоенного развития России, предложенной

П.Г.Виноградовым, ценна, прежде всего, его позиция как исто-

рика: в публицистических статьях либеральных историков, -

отмечал С.В.Волобуев, "воедино слились политические, методо-

логические и исторические воззрения представителей профес-

сорско-университетской науки, дававшей теоретическое обосно-

вание ... либеральному движению" (18,С.291). Поэтому непос-

редственный анализ намеченной П.Г.Виноградовым программы об-

щественно-политических преобразований необходимо предварить

характеристикой ее методологических оснований и историческо-

го обоснования.

Консервативный характер этой программы не противоречит

либеральному идеалу государственного устройства, который ис-

торик обосновывал на страницах своих научных работ. Говорить

о "разрыве между идеалом и допустимым" (2, С.57-58) в систе-

ме политических взглядов П.Г.Виноградова "в силу его классо-

вой ограниченности" (8, С.40) - значит вульгаризировать

сложную проблему заимствования в теоретических построениях

российских либералов (32). У П.Г.Виноградова, как и у других

теоретиков российского либерализма, не было приверженности к

какой-либо национальной модели политического развития (32,

С.53); высоко оценивая политическую организацию американско-

го или же английского общества, он не предназначал ее для

безусловного воспроизведения в России. Предлагая проект об-

щественного преобразования России, П.Г.Виноградов не отказы-

вался от либеральных идеалов политического развития, но при-

зывал в процессе либерального реформирования руководство-

ваться "рациональным консерватизмом" (24, Р.21): как историк

он осознавал, что любые общественные изменения должны реали-

зоваться на основе полученного исторического наследия. Эти

изменения, по мнению П.Г.Виноградова, будут тем эффективнее,

чем адекватнее будет воспринята историческая реальность и

учтены особенности развития страны, обусловленные, прежде

всего, социокультурным и географическим факторами (24,

Р.1-7, 17).

Виноградовский проект базируется на двух основных мето-

дологических положениях: это отказ от выдвижения всеобщей

модели политического устройства и учет всего многообразия

исторических, политических, культурных, экономических, геог-

рафических и прочих национальных особенностей страны, - то

есть, основополагающих принципах классического консерватизма

(33, С.37). В этой связи интересно высказывание Н.П.Павло-

ва-Сильванского (левого кадета), критиковавшего С.Ф.Платоно-

ва за членство в "Союзе 17 октября": "Недаром же из наших

историков большинство оказалось в консервативном лагере, на

правом, а не на левом фланге движения" (34, С. 357.).

В то же время П.Г.Виноградов отнюдь не переходил на по-

зиции славянофильства, опровергая мысль об исключительности

российского исторического развития. Продолжая традиции клас-

сического российского либерализма, теоретики которого,

К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин "как бы снимали спор между запад-

никами и славянофилами" (35, С.71), П.Г.Виноградов предосте-

регал в равной степени как от пренебрежения "русским нача-

лом", так и от преувеличения роли последнего в новейшей ис-

тории. Он призывал рассматривать политическое и культурное

развитие России в контексте всемирно-исторического процесса

и европейской истории в частности: "Когда мы смотрим на аб-

солютизм, бюрократию, господствующее положение военной арис-

тократии именно с этой точки зрения, - писал ученый, - мы

сразу же осознаем, что то, с чем мы имеем дело - не специфи-

ческий продукт византийского холопства или же московского

скотства, но одна из черт восточноевропейского развития,

проявление сил, которые действовали и до сих пор действуют

как в Пруссии, так и в Австрии" (24, Р.1).

П.Г.Виноградов объяснял принципиальную схожесть истори-

ческого развития России и стран Центральной и Восточной Ев-

ропы, прежде всего, континентальным положением этих госу-

дарств - географическим фактором, которому ученый отводил

важную роль в историческом процессе: "Если исторические за-

коны можно сформулировать как таковые, то один из них, - по

его мнению, - заключается в наблюдении, что развитие цивили-

заций начинается в дельтах рек, на побережье с хорошо расч-

лененной береговой линией, полуостровах и островах и посте-

пенно распространяется на континентальные районы" (24,

Р.2-3). Именно континентальное положение центрально- и вос-

точноевропейских государств - Пруссии, Австрии и России -

обусловило необходимость сильной центральной власти, считал

П.Г.Виноградов: "Столкнувшись с проблемами колонизации и са-

мообороны, незащищенные Ла-Маншем, несклонные подчинять со-

ображения национальной безопасности требованиям свободы лич-

ности, три восточноевропейских государства пожертвовали мно-

гими элементами прогресса во имя эффективности государствен-

ного аппарата" (24, Р.4).

Ученый настаивал на том, что "политическая эволюция

России протекает параллельно развитию ее западных соседей:

от абсолютизма к конституционализму" (24, Р.9), напоминая

читателям, что "чахлый конституционализм" современных им

Пруссии и Австрии, с множеством пережитков абсолютизма, -

совсем недавнего происхождения (24, Р.4-5). "Аналогия между

Россией 1906 г. и Германией 1848 г. поразительна даже в том,

что касается деталей, - писал в 1915 году П.Г.Виноградов, -

когда читаешь речи в Первой Думе, не можешь не вспомнить де-

баты во Франкфуртском национальном собрании " (24, Р.7). Ис-

торик напоминает, что "даже в новое время французы продолжа-

ли заимствовать у итальянцев, англичане - у французов, гер-

манцы - как у англичан, так и у французов, а Россия брала

уроки у немцев" (24, Р.3-4). Руководствуясь этими исходными

положениями, П.Г.Виноградов считал необходимым в практичес-

кой деятельности ориентироваться именно на Германию, а не

Англию, хотя политические институты последней ценил, несом-

ненно, выше; поэтому и в известных "Политических письмах"

призывал отказаться в ходе революции 1905 года от пути Анг-

лии, а последовать по пути Германии 1848 г. (16).

Категорическое неприятие революционных методов преобра-

зования общества в системе политических взглядов П.Г.Виног-

радова основывается на признании эволюционного пути общест-

венного развития как в теории, так и на практике (36; 37,

С.43-44). Исходной посылкой в программе П.Г.Виноградова, как

и в политической доктрине либерализма в целом (38, С.34),

была идея постепенного реформирования общества. Историк при-

зывал к поиску "пути, на котором могли бы соединиться охра-

нительные силы, созданные историей, и обновляющие силы прог-

ресса" ( 39, С.11). "То, что мы желаем в России , - писал

П.Г.Виноградов, - не азартные игры в революцию с ее фантас-

тическими перспективами и ужасающими реалиями. Мы - за дос-

тижение результата посредством органических реформ, наподо-

бие реформ 60-х годов, но еще в большем масштабе" (24, Р.8).

П.Г.Виноградов, как и большинство либеральных общест-

венных деятелей, разделил иллюзии 1914 года: он считал, что

складывающиеся обстоятельства благоприятны для такого рефор-

мирования. Участие в войне России в союзе с передовыми, де-

мократическими государствами, по убеждению П.Г.Виноградова,

давало ей шанс занять достойное место на международной аре-

не: "...смысл настоящей войны для России заключается именно

в том, чтобы очистить дорогу свободному развитию, избавиться

от немецкой опеки и вступить на равных правах в общество ев-

ропейских народов" (27, 28 фев.). Историк верил, что под-

держка внешней политики царского правительства в годы войны

будет способствовать после ее окончания достижению компро-

мисса с монархией: "Царское правительство должно будет осоз-

нать, что поддержка общества во время этой войны налагает на

него моральные обязательства в виде осуществления великодуш-

ных и дальновидных политических акций" (24, Р.9).

Кроме "великодушной воли монарха", важным условием ус-

пешного проведения реформ П.Г.Виноградов называл объединение

общества: единой, а не разобщенной России предстоит решать

проблему реконструкции (24, Р.8). Единение общества в патри-

отическом порыве в 1914 году, рост общественного мнения и

гражданской активности вселял в историка надежду на то, что

в России формируются начала гражданского общества: "На наших

глазах, - писал П.Г.Виноградов, - совершается превращение

затхлого уездного существования в гражданский союз, достой-

ный даровитого народа" (27, 28 фев.). Особые надежды историк

возлагал на образованный класс России, которому отводил важ-

ную роль в предстоящем реформировании страны: "Российская

интеллигенция, возможно, имеет множество грехов: она слишком

импульсивна, недостаточно дисциплинирована, политически нео-

пытна, но она обладает качеством, которое спасет ее и ее

страну, - это стремление служить великой идее и готовность

принести себя в жертву ради общего блага" (24, Р.27).

П.Г.Виноградов считал, что российские интеллигенты - "крес-

тоносцы по натуре", и верил, что интеллигенция "воскреснет в

атмосфере великого реформаторского движения и еще изумит мир

своими общественными свершениями" (24, Р.27).

Таковы основные методологические основания предложенной

П.Г.Виноградовым программы общественного преобразования.

"Конкретные методы и обстоятельства осуществления преобразо-

ваний будут зависеть от множества случайностей, которые ник-

то не может предвидеть", - писал П.Г.Виноградов, обосновывая

общее направление необходимых реформ (24, Р.27).

В основе проекта П.Г.Виноградова лежат концептуальные

положения доктрины либерализма, главным из которых является

требование свободы личности и создание правового государс-

твенного порядка, ее обеспечивающего (35, С.72). Ученый осо-

бо подчеркивал, что "важны не сами по себе технические усо-

вершенствования (хотя они, несомненно, должны быть осущест-

влены): в основе всех преобразований должна быть "замена

царства произвола господством права" (24, Р.26). Он настаи-

вал на приоритете закона перед политической властью. Право-

вед, разрабатывавший на страницах своих научных работ основ-

ные положения теории правового государства, П.Г.Виноградов и

в своей практической - просветительской по сути - деятель-

ности стремился к развитию правовой культуры.

П.Г.Виноградов, вслед за теоретиками классического рос-

сийского либерализма, своеобразно решавшими вопрос о соотно-

шении гражданских и политических прав (35, С.72), считал,

что утверждение гражданских прав должно предшествовать поли-

тическим свободам, поскольку "политическая свобода является

продолжением или продлением свободы гражданской" (40,

С.307). Гражданские свободы, по мнению П.Г.Виноградова,

должны воспитывать и подготавливать народ к политическому

представительству, так как основная масса населения, едва

вышедшая из рабского состояния, была фактически не готова к

конституционному порядку. В условиях несложившегося граж-

данского общества в России, говорить о котором можно лишь в

смысле долженствования вплоть до настоящего времени, историк

призывал начинать политические реформы с закрепления прав

личности (41).

"В России, - считал П.Г.Виноградов, - давно назрела не-

обходимость в законе, подобном Habeas Corpus Акту  56) 0, реаль-

но гарантирующем свободы личности, которые для европейцев

так же естественны и необходимы, как воздух: это свобода со-

вести, свобода слова, свобода собраний, равенство перед за-

коном, - то есть все то, что признано на словах, но приоста-

новлено на деле" (24, Р.26). Историк напоминает, что "17 ок-

тября было дано торжественное обещание полностью признать

эти свободы и гарантировать их обеспечение, но страна все

еще ждет его выполнения" (24, Р.26).

Первый пункт манифеста 17 октября обещал даровать наро-

дам России неприкосновенность личности, свободу совести,

слова, собраний и союзов. Это положения вошли в программы

всех либеральных партий, но с различными дополнениями и ак-

центами (42, С.33-34). П.Г.Виноградов особо выделял вытекаю-

щие из требования свободы личности равенство перед законом,

независимость суда, презумпцию невиновности, беспрепятствен-

ное проявление частной инициативы в хозяйственной деятель-

ности, незыблемость частной собственности как гарантии сво-

боды и независимости человека, а также выступал за отмену

сословных различий (22-25). Особое внимание при рассмотрении

проблемы гражданских прав в России П.Г.Виноградов уделил ев-

рейскому вопросу: "Расовая антипатия и тот факт, что нацио-

нальный еврейский характер обладает специфическими недостат-

ками, равно как и специфическими достоинствами, не может оп-

равдать отношение к нашим еврейским согражданам как к равным

в обязанностях, но как к париям - в правах" (24, Р.26-27).

Подобная аномалия, по мнению П.Г.Виноградова, существовала

практически во всей Европе и практически везде с ней было

покончено. "Так будет и в России, но чем дольше будет откла-

дываться день освобождения, - предупреждал историк, - тем



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет