(Фрагмент статьи)
Тема "Русские в Италии" чрезвычайно обширна,однако она не получила достаточного освещенияв научной литературе. Особый интерес в ее изучении представляет первая половина XIX века,когда Италию посещали художники-пенсионеры Академии художеств и Общества поощрения хуожеств, а также русский император Николай I с супругой, государственные деятели, комерсанты, любители искусства и старины. Внимание исследователей неоднократно привлекали "итальянские" периоды в жизни С.Ф. Шедрина, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. А. Иванова. В мемуарах достаточно свидетельств о том впечатлении, какое произвело появление знаменитого полотна Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Именно в это время велись интенсивные раскопки древних городов Помпеи и Геркуланума. О встрече с этими городами повествуют две книги, хранящиеся в книжном фонде Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Знакомство с их содержанием и судьбой авторов представляется достаточно интересным.
Одним из путешественников, оказавшимся в Пемпеях, был известный государственный деятель Алексей Ираклиевич Левшин (1799-1879)…
Книга Левшина «Прогулки русского в Помпеи» была издана в Петербурге в 1843 году и явилась первым опытом систематического описания помпейских древностей на русском языке…
Почти одновременно с книгой Левшина создавал свой труд Владимир Игнатьевич Классовский (1815-1877). Книга Классовского «Систематическое описание Помпеи и открытых в ней древностей, с монографиею Везувия и очерком Геркуланума, с планами и пояснительными гравюрами» была издана в Петербурге в 1848 году. Она пользовалась большим успехом, в связи с чем была переиздана в 1856 году…
Изучение трудов русских путешественников подтверждает мысль о том, что путешествия – эффективное средство осмысления мирового культурного наследия. Следует добавить, что для Левшина и Классовского, как и для многих других русских путешественников, «прогулки» по Италии были далеко не праздным времяпрепровождением, способом отдыха и развлечением. Полученные впечатления вызывали раздумья, без которых всё увиденное представлялось бы «лишь громадою стен и развалин, хорошо сохраненным, но бездушным трупом». Благодаря увлекательному описанию книги Левшина и Классовского позволили читателям не только оживить и приблизить давно ушедшуюэпоху, но и стали важным шагом на пути освоения русским обществомантичной культуры.
Достарыңызбен бөлісу: |