Саблиров М.З., Созаев А.Б. «Межкультурные взаимодействия в образовательной среде на примере Терской области» / Материалы Международной научной конференции // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы. Казань, 2008. Ч. II.
Процесс становления системы светского образования на Кавказе занял почти столетие. Усилия, предпринятые российским правительством на протяжении этого периода, в области образования, безусловно, способствовали расширению сфер ее влияния в регионе. Учреждаемые российским правительством светские школы сыграли значительную роль в жизни народов Северного Кавказа. Особое место здесь несомненно принадлежат горским школам, открытые по уставу о горских школах, утвержденному 20 октября 1859 г. Обучаясь в российских школах, гимназиях, молодые горцы (после окончания учебы, возвращались к себе на родину для просвещения своего народа) получали возможность приобщиться к достижениям русской и мировой культуры, а это, в свою очередь, способствовало становлению национальной интеллигенции, формированию просветительских идей и, в конечном итоге, сближению русского и северокавказских народов – все это усиливало межкультурные взаимодействия в образовательной среде народов Северного Кавказа. Например, на 1 января 1851 г. в Кабардинской школе (в день ее открытия) числилось 29 горцев, из Кабарды – 11 человек, Осетии – 11 человек, Балкарии – 3 человека, Карачая – 2 человека, Чечни – 2 человека [1]. Такие первые шаги межкультурного взаимодействия народов Северного Кавказа приводит к тому, что со второй половины XIX в. в Терской области начинается интенсивное распространение светского образования, которое проявляется в активной деятельности просветителей народов Северного Кавказа и открытии светских школ.
В частности, такими светскими учреждениями стали горские школы Северного Кавказа, которые открывались по уставу о горских школах, утвержденному 20 октября 1859 г. Административный контроль, политическое руководство, прием и увольнение учащихся находились в ведении наместника Кавказа и начальников данного края. Открытие горских школ является исключительно важным периодом в деле становления и развития светского образования в крае.
Огромное влияние на горцев оказали передовая русская общественная и педагогическая мысль, постепенно шла европеизация северокавказских народов. Просветительское сознание горцев отличалось разнообразием и широтой интересов, их энциклопедизм был обусловлен исторически, так как обстоятельства требовали от них «одновременного проявления в различных областях общественной и культурной жизни народа» [2].
Наиболее яркими представителями просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа во второй половине XIX века были адыгские просветители У. Берсей и К. Атажукин, осетинский И. Кануков, ингушский и чеченский просветители Ч. Ахриев и У. Лаудаев, балкарский просветитель М. Абаев. Видным просветителем адыгской общественной мысли является У. Берсей. Он родился в начале XIX в. в абадзехской семье. Судьба этого мальчика оказалась необычной: в малолетнем возрасте он был взят турецким пашой, который обнаружил в нем большие способности и отправил учиться во Францию. У. Берсей учился в Париже с 1825 по 1828 гг. Вернувшись на родину он принимает пророссийскую ориентацию [3]. У. Берсей владел несколькими языками - русским, французским, тюркским. Это предопределило заняться разработкой национальной азбуки и преподавание в Ставропольской классической гимназии. В 1850 г. директор Ставропольской гимназии Я. Неверов приглашает У. Берсея преподавателем черкесского языка [4].
У. Берсей, «весь посвятивший себя педагогическим обязанностям» [5], работал и над составлением учебного пособия для гимназистов - азбуки и грамматики черкесского языка; уже в 1853 г. он ходатайствовал перед наместником Кавказа об издании своей азбуки (положительный отзыв о ней дали видные академики Российской Академии наук Дорн, Броссе, Шифнер).
В статье «О распространении грамотности между горцами» П. Услар писал: «Около пятидесятых годов азбуку для адыгских наречий составил г.Умар Берсеев, - человек, усвоивший себе европейское образование. Азбука его была литографирована, и по ней господин Берсеев учил черкесскому языку в Ставропольской гимназии. Занятиям его покровительствовал князь Воронцов, который живо сочувствовал распространению письменности на туземных языках. В 1861 г. господин Берсеев составил азбуку на новой основе, но она до сих пор не была применена к делу» [6]. Первоначально азбука У. Берсея была составлена на основе арабской. В 1861 г. выходит другая работа на основе русского графического письма [7].
Труды У. Берсея продолжил по созданию национальной письменности Кази Атажукин. Он родился в первой половине XIX в. В 50-ые гг. XIX в. учился в Ставропольской классической гимназии у великих русских педагогов Я.М. Неверова, Ф.В. Юхотникова, У. Берсея и других. Можно предположить, что в годы учебы в Ставропольской гимназии у него возникла идея перевода на родной язык работ К. Ушинского [8].
В 60-х гг. XIX в. он знакомится с известным деятелем культуры П. Усларом. П. Услар привлек к составлению алфавитов национальных языков Северного Кавказа У. Берсея, А. Чиркеевского, М. Хандиева, К.Атажукина и других. К. Атажукину была поручена разработка азбуки кабардинского языка [9] и работает над переводом произведений К. Ушинского [10].
«Кабардинская азбука» была издана в Тифлисе. Она предназначалась для обучения кабардинской грамоте учителей [11]; он был сторонником светского образования и мечтал, чтобы дети учились не в мусульманских школах, где изучался арабский язык и читался Коран, а в обычных, где дети начинали изучать родной язык.
Имея определенную учебно-методическую базу для обучения подрастающего поколения К. Атажукин обратился с просьбой к начальнику Терской области об открытии школы в Кабарде [12]. И 1866 г. она была открыта в Нальчике.
В 50-ые гг. XIX в. вместе с К. Атажукиным учился в Ставропольской классической гимназии будущий деятель культуры Осетии И. Кануков. Большое место в творчестве И. Канукова занимали вопросы школы и просвещения и эмансипации женщины [13].
Прогрессивные тенденции освободительного движения на Северном Кавказе в 60-е гг. XIX в. отражала научно-просветительская деятельность Ч. Ахриева. Будущий просветитель Ингушетии учился в аманатской военно-полковой школе, а в последствии свое образование он завершил в Ставропольской гимназии и Нежинском лицее.
Творческое наследие Ч. Ахриева - это многоаспектное исследование народного характера и духовных ценностей ингушей, существующих в многообразии бытовых привычек, психологических установок и традиционной культуре воспитания.
Другим видным историком и этнографом был в середине столетия чеченский просветитель У. Лаудаев. В 40-х гг. XIX в. учился в Петербургском кадетском корпусе. Он ратовал за сближение русской и национальной культуры [14].
В заключение следует отметить, что представители интеллигенции внесли весомый вклад в просвещение широких народных масс, принимали активное участие в разработке национальной письменности и ее распространении, разрабатывали педагогические идеи, считали залогом успеха образования обучение на родном языке с постепенным переходом на русский язык. Они также ратовали за изучение истории своего края и подготовку учительских кадров из местной молодежи. Огромную роль в просвещении горцев сыграли некоторые русские учебные заведения, в которых обучались в разные годы многие представители народов Терской области. Однако развивающаяся экономика края и само время требовали дальнейшего развития народного образования, требовались кадры нового поколения с более высоким уровнем подготовки.
Таким образом, межкультурные взаимодействия привели к тому, что просветительское движение, развернувшееся в XIX в., создало предпосылки для нового подъема культуры в начале XX в. В его основе лежало дальнейшее социально-экономическое развитие народов Терской области. Деятели просветительства конца XIX - начала XX вв. требовали всемерного содействия распространению образования, подъему и развитию национальной культуры. Они искренне верили во всесилие просвещения и принесет угнетенному народу освобождение, счастье и благополучие.
Примечания
-
ЦГА РСО-А. Ф.262, оп.1, д.1, лл.176-177.
-
Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX – начала XX вв. Нальчик, 1993. С. 4.
-
Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX – начало XX вв.). Майкоп, 1957. С. 56-57.
-
Зекох У.С. Умар Берсей – просветитель адыгейского народа / Ученые записки Адыгейского НИИ. Т. I. Майкоп, 1957. С. 109-110.
-
Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. С. 53-54.
-
Услар П.К. О распространении грамотности между горцами / Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870. Отд. IV. С. 21.
-
Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее… С. 56.
-
Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во 2-й половине XIX – начале XX вв. Нальчик, 1996. С. 94.
-
Хашхожева П.Х. Кази Муссабиевич Атажукин / Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, 2000. С. 8-9.
-
Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX – начале XX вв. Нальчик, 2001. С. 71.
-
Кудзаева А.Г. Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения К. Атажукина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2000. С. 15.
-
Хатаев В.В. Просветители горских народов XIX в. Орджоникидзе, 1985. С. 27.
-
Кануков И.Д. Сочинения. Орджоникидзе, 1963. С. 144-150.
-
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. С. 31.
Достарыңызбен бөлісу: |