Саблиров М. З., Созаев А. Б. «Межкультурные взаимодействия в образовательной среде на примере Терской области» / Материалы Международной научной конференции // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние



Дата11.07.2016
өлшемі63.96 Kb.
#190046
Саблиров М.З., Созаев А.Б. «Межкультурные взаимодействия в образовательной среде на примере Терской области» / Материалы Международной научной конференции // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы. Казань, 2008. Ч. II.

Процесс становления системы светского образования на Кавказе занял почти столетие. Усилия, предпринятые российским правительством на протяжении этого периода, в области образования, безусловно, способствовали расширению сфер ее влияния в регионе. Учреждаемые российским правительством светские школы сыграли значительную роль в жизни народов Северного Кавказа. Особое место здесь несомненно принадлежат горским школам, открытые по уставу о горских школах, утвержденному 20 октября 1859 г. Обучаясь в российских школах, гимназиях, молодые горцы (после окончания учебы, возвращались к себе на родину для просвещения своего народа) получали возможность приобщиться к достижениям русской и мировой культуры, а это, в свою очередь, способствовало становлению национальной интеллигенции, формированию просветительских идей и, в конечном итоге, сближению русского и северокавказских народов – все это усиливало межкультурные взаимодействия в образовательной среде народов Северного Кавказа. Например, на 1 января 1851 г. в Кабардинской школе (в день ее открытия) числилось 29 горцев, из Кабарды – 11 человек, Осетии – 11 человек, Балкарии – 3 человека, Карачая – 2 человека, Чечни – 2 человека [1]. Такие первые шаги межкультурного взаимодействия народов Северного Кавказа приводит к тому, что со второй половины XIX в. в Терской области начинается интенсивное распространение светского образования, которое проявляется в активной деятельности просветителей народов Северного Кавказа и открытии светских школ.

В частности, такими светскими учреждениями стали горские школы Северного Кавказа, которые открывались по уставу о горских школах, утвержденному 20 октября 1859 г. Административный контроль, политическое руководство, прием и увольнение учащихся находились в ведении наместника Кавказа и начальников данного края. Открытие горских школ является исключительно важным периодом в деле становления и развития светского образования в крае.

Огромное влияние на горцев оказали передовая русская обще­ственная и педагогическая мысль, постепенно шла европеизация се­верокавказских народов. Просветительское сознание горцев отлича­лось разнообразием и широтой интересов, их энциклопедизм был обусловлен исторически, так как обстоятельства требовали от них «одновременного проявления в различных областях общественной и культурной жизни народа» [2].

Наиболее яркими представителями просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа во второй поло­вине XIX века были адыгские просветители У. Берсей и К. Атажукин, осетинский И. Кануков, ингушский и чеченский просветители Ч. Ахриев и У. Лаудаев, балкарский просветитель М. Абаев. Видным просветителем адыгской общественной мысли является У. Берсей. Он родился в начале XIX в. в абадзехской семье. Судьба этого мальчика оказалась не­обычной: в малолетнем возрасте он был взят турецким пашой, кото­рый обнаружил в нем большие способности и отправил учиться во Францию. У. Берсей учился в Париже с 1825 по 1828 гг. Вернувшись на родину он принимает пророссийскую ориентацию [3]. У. Берсей владел несколькими языками - русским, французским, тюркским. Это предопределило заняться разработкой национальной азбуки и преподавание в Ставропольской классической гимназии. В 1850 г. директор Ставропольской гимназии Я. Неверов приглашает У. Берсея преподавателем черкесского языка [4].

У. Берсей, «весь посвятивший себя педагогическим обязан­ностям» [5], работал и над составлением учебного пособия для гимназистов - азбуки и грамматики черкесского языка; уже в 1853 г. он ходатайствовал перед наместником Кавказа об издании своей азбуки (положительный отзыв о ней дали видные академики Российской Академии наук Дорн, Броссе, Шифнер).

В статье «О распространении грамотности между горцами» П. Услар писал: «Около пятидесятых годов азбуку для адыгских наречий составил г.Умар Берсеев, - человек, усво­ивший себе европейское образование. Азбука его была литографи­рована, и по ней господин Берсеев учил черкесскому языку в Ставрополь­ской гимназии. Занятиям его покровительствовал князь Воронцов, который живо сочувствовал распространению письменности на ту­земных языках. В 1861 г. господин Берсеев составил азбуку на новой ос­нове, но она до сих пор не была применена к делу» [6]. Пер­воначально азбука У. Берсея была составлена на основе арабской. В 1861 г. выходит другая работа на основе рус­ского графического письма [7].

Труды У. Берсея продолжил по созданию национальной письменности Кази Атажукин. Он родился в первой половине XIX в. В 50-ые гг. XIX в. учился в Ставропольской классической гимназии у великих русских педагогов Я.М. Неверова, Ф.В. Юхотникова, У. Берсея и других. Можно предположить, что в годы учебы в Ставропольской гимназии у него возникла идея перевода на родной язык работ К. Ушинского [8].

В 60-х гг. XIX в. он зна­комится с известным деятелем культуры П. Усларом. П. Услар привлек к составлению алфавитов национальных языков Северного Кавказа У. Берсея, А. Чиркеевского, М. Хандиева, К.Атажукина и других. К. Атажукину была поручена разработка азбуки кабардинского языка [9] и работает над переводом произведений К. Ушинского [10].

«Кабардинская азбука» была издана в Тифлисе. Она предна­значалась для обучения кабардинской грамоте учителей [11]; он был сторонником светского образования и мечтал, чтобы дети учились не в мусульманских школах, где изу­чался арабский язык и читался Коран, а в обычных, где дети начина­ли изучать родной язык.

Имея определенную учебно-методическую базу для обучения подрастающего поколения К. Атажукин обратился с просьбой к начальнику Терской об­ласти об открытии школы в Кабарде [12]. И 1866 г. она была открыта в Нальчике.

В 50-ые гг. XIX в. вместе с К. Атажукиным учился в Ставропольской классической гимназии будущий деятель культуры Осетии И. Кануков. Большое место в творчестве И. Канукова занимали вопросы школы и просвещения и эмансипации женщины [13].

Прогрессивные тенденции освободительного движения на Се­верном Кавказе в 60-е гг. XIX в. отражала научно-просветительская деятельность Ч. Ахриева. Будущий про­светитель Ингушетии учился в аманатской военно-полковой школе, а в последствии свое образование он завершил в Ставропольской гимназии и Нежинском лицее.

Творческое наследие Ч. Ахриева - это многоаспектное иссле­дование народного характера и духовных ценностей ингушей, существующих в многообразии бытовых привычек, психологических ус­тановок и традиционной культуре воспитания.

Другим видным историком и этнографом был в середине сто­летия чеченский просветитель У. Лаудаев. В 40-х гг. XIX в. учился в Петербургском кадетском корпусе. Он ратовал за сближение русской и национальной культуры [14].

В заключение следует отметить, что представители интеллигенции внесли весомый вклад в просвещение широких народных масс, принимали активное участие в разработке нацио­нальной письменности и ее распространении, разрабатывали педагогические идеи, считали залогом успеха образования обучение на родном языке с постепенным переходом на русский язык. Они также ратовали за изучение истории своего края и подготовку учительских кадров из местной молодежи. Огромную роль в просвещении горцев сыграли некоторые русские учебные заведения, в которых обучались в разные годы многие представители народов Терской области. Однако развивающаяся экономика края и само время требовали дальнейшего развития народного образования, требовались кадры нового поколения с более высоким уровнем подготовки.

Таким образом, межкультурные взаимодействия привели к тому, что просветительское движение, развернувшееся в XIX в., создало предпосылки для нового подъема культуры в начале XX в. В его основе лежало даль­нейшее социально-экономическое развитие народов Терской области. Деятели просветительства конца XIX - начала XX вв. требовали всемерного содействия распространению образования, подъему и развитию национальной культуры. Они искренне верили во всесилие просвещения и принесет угнетенному народу освобождение, счастье и благополучие.

Примечания



  1. ЦГА РСО-А. Ф.262, оп.1, д.1, лл.176-177.

  2. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX – начала XX вв. Нальчик, 1993. С. 4.

  3. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX – начало XX вв.). Майкоп, 1957. С. 56-57.

  4. Зекох У.С. Умар Берсей – просветитель адыгейского народа / Ученые записки Адыгейского НИИ. Т. I. Майкоп, 1957. С. 109-110.

  5. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. С. 53-54.

  6. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами / Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870. Отд. IV. С. 21.

  7. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее… С. 56.

  8. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во 2-й половине XIX – начале XX вв. Нальчик, 1996. С. 94.

  9. Хашхожева П.Х. Кази Муссабиевич Атажукин / Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, 2000. С. 8-9.

  10. Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX – начале XX вв. Нальчик, 2001. С. 71.

  11. Кудзаева А.Г. Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения К. Атажукина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2000. С. 15.

  12. Хатаев В.В. Просветители горских народов XIX в. Орджоникидзе, 1985. С. 27.

  13. Кануков И.Д. Сочинения. Орджоникидзе, 1963. С. 144-150.

  14. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. С. 31.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет