УДК 581.55
Сарсенова Б.Б., Дитрих Т., Орынбаев М.Б., Пинион В., Бактыгереева Ш.Р., Машанова Д.Е.
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана
Анализ растительных сообществ в местах Гибели и отела сайгаков (Saiga tatarica L.) уральской популяции.
В статье изучен и описан растительный покров Западно-Казахстанской области в местах гибели и отела сайгаков уральской популяции за период 2010-2012 гг. На исследуемых участках определены виды растений, поедаемых сайгаками (Artemisia austriaca, Linosyris villosa, Achillea millefolium, Agropyron pectinatum, Poa bulbosa, Kochia prostrate). В данной статье изложено описание 14 сообществ.
Ключевые слова: сайгак, уральская популяция, растительное сообщество, место гибели и отела.
Введение
Антилопа сайга (Saiga tatarica tatarica L.) –мигрирующее стадное животное, типичный обитатель степей и полупустынь. Основная часть современного ареала сайгаков находится на территории Казахстана.
В природных условиях сайгаки, характеризуясь высокой подвижностью и, переходя с одних участков на другие, избирательно используют растительные кормовые ресурсы, потребляя в первую очередь лишь наиболее питательные части растений. Состав излюбленных растений, значительно меньше, причем относятся они в основном к семействам маревые, сложноцветные, крестоцветные и розоцветные. В этот список входят не только предпочитаемые другими растительноядными млекопитающими виды (Chenopodium album, Kochia prostrata, Potentilla sp., Crinitaria tatarica, Polygonum patulum и др.), но и многие сорные и ядовитые растения (Lactuca serriola, L. tatarica, Artemisia austriaca, Thlaspi arwense и др.), не поедаемые другими домашними копытными [1]. Широкий набор кормовых трав указывает на неприхотливость сайгаков. В разных районах ареала этого вида набор кормовых растений может заметно изменяться [2].
Материалы и методы
Изучение растительности проводился методом детально-маршрутных исследований и описания фитоценозов в определенных точках с использованием прибора GPS для определения координат.
Растительный покров был изучен с использованием традиционных методов геоботанических исследований [3,4].
Геоботанические описания проводились на эталонных площадках размером 100 м2. Описания фитоценозов велись в специально разработанных бланках. Для оценки обилия видов на площадке использовалась шкала Браун-Бланке [5].
Список кормовых объектов сайгаков для всего ареала включает более 120 видов растений и лишайников. Однако популяции, обитающие в разных природных районах, используют, как правило, не более 50-60 видов фоновых растений, составляющих основу растительного покрова [6].
Результаты исследований
В Западно-Казахстанской области в Жанибекском районе на территории Борсинского и Жаксыбайского сельских округов в 2010 (пункты «Вышка», «Айдарлы», «Жумаш», «Шалаш») и 2011 (пункты «Айдарлы», «Вышка») гг. отмечены случаи гибели сайгаков уральской популяции [7, 8].
В оба эти года отмечались схожие патологии и симптомы, дающие основания предполагать, что летальность скорее всего связана с особенностями пастбища, чем вызвана инфекционными патогенными микроорганизмами. На этой основе предполагается, что растительность на сообществах, где паслись животные после отела, была необычайно богатой питательными веществами и быстрорастущей с аномальным содержанием влаги, или нетипичным видовым составом растений [9].
Нами были описаны растительные сообщества на местах гибели и отела сайгаков уральской популяции. Одной из причин гибели животных предполагается преобладание в растительных сообществах видов из семейства Brassicacea – Lepidium perfoliatum, Lepidium ruderale, Descurainia Sophia, Thlaspi arvense [10].
Место гибели 2010. Полынно-таволгово-злаковое сообщество (N50º08'420'', E47º29'200'', р.41), проективное покрытие составляет до 30-35%. В сообществе из Poaceae встречается всего два вида Festuca valesiaca и Poa pratensis, которые занимают доминирующее положение. Субдоминантами являются Spiraea hypericifolia и Artemisia austriaca с проективным покрытием до 15-25%. Достаточно высокую долю составляют вегетирующие виды растений Phlomis tuberose, Thalictrum minus, Stellaria graminea, Thymus stepposus. И в небольшом количестве отмечены Galium boreale, Verbascum phoeniceum, Androsace septentrionalis, Carex caespitosa, Draba nemorosa и др. Всего в сообществе насчитывается 13 видов.
Полынно-ромашниково-мятликовое сообщество, с проективным покрытием до 10-15%. Poa bulbosa занимает до 70-95% растительного покрова, меньшая доля отводится Tanacetum millefolium до 15-25% и Artemisia pauciflora и Kochia prostrata. Остальные виды насчитываются по несколько особей: Limonium gmelinii, Lepidium perfoliatum, Phlomis tuberose, Festuca valesiaca, Stipa lessingiana. В сообществе отмечено 10 видов.
Чернополынно-изенево-мятликовое сообщество, проективное покрытие 5-10% на микроповышении. При незначительном проективном покрытии растительного покрова Poa bulbosa и Kochia prostrata имеют почти равномерное распределение (15-25%). Много встречается Lappula echinata, затем по видовому обилию следуют Lepidium perfoliatum, Eremopyrum triticeum, Lamium paczoskianum. И до 2-5% встречаются Artemisia pauciflora, Tanacetum millefolium, Descurainia Sophia. Всего видов 9.
Место гибели 2011. Клоповниково-биюргуновое сообщество (N50º04'048'', E47º38'242'', р.061) с проективным покрытием до 5-10%. В этом сообществе на поверхности почвы отмечено большое количество семян Lepidium perfoliatum. Лишайники на напочвенном покрове встречаются до 10-15%. Преобладающим видом в сообществе являются Anabasis salsa (70%) и Lepidium perfoliatum (50%). Одинаковыми в процентном соотношении в сообществе отмечены Poa bulbosa и Kochia prostrata и из семейства Poaceae Agropyron pectinatum и Festuca valesiaca (рис.1).
Рисунок 1. Клоповниково-биюргуновое сообщество
Разнотравно-ковыльно-типчаковое сообщество (N50º06'122'', E47º34'597'', р.105) насчитывает до 22 видов растений. Представители семейства Poaceae доминируют, хотя видовая насыщенность в сообществе незначительная, до 75-95% занимает Festuca valesiaca, на долю Stipa capillata приходиться 50-60% и проективное покрытие заметно поеденного Koeleria cristata всего 5-15% (Браун-Бланке). Из разнотравья в сообществе преобладают Amygdalus nana и Potentilla bifurca с проективным покрытием 25-50%, а также Jurinea multiflora, Euphorbia seguierana, Medicago falcata, Achillea millefolium, Falcaria vulgaris, Galium verum и др. До 1-2% (2-5 особей) в сообществе отмечены Linosyris villosa, Phlomis pungens, Veronica longifolia, Silene viscosa, Thymus marschallianus и др. Своеобразный аспект создают зеленые листья Verbascum phoeniceum.
В разнотравно-злаковом сообществе отмечено 19 видов. Преобладающий однородный фон образует Poa bulbosa, с проективным покрытием 50-75%, далее Festuca valesiaca - 15-25%, Agropyron pectinatum составляет до 5% и незначительная доля (2-5%) отводиться Stipa capillata, S. lessingiana. Из полыней отмечена Artemisia austriaca. Разнотравье в основном представлено Tanacetum millefolium с проективным покрытием до 15-25%. Остальные виды насчитываются до 2-5 особей, такие как Cirsium vulgare, Lappula echinata, Kochia prostrata, Euphorbia seguierana, Syrenia silicosa, Descurainia Sophia и др. В сообществе отмечены «Краснокнижные виды» - Ornithogalum Fisherianum (2-5 особей) и Centaurea ruthenica (1 экз.).
Место окота 2010. Разнотравно-полынно-злаковое сообщество (N50º09'934'', E47º36'084'', р.5) на темнокаштановых почвах на понижении. Проективное покрытие 20-25%. Доминирующим видом в видовом разнообразии является Festuca valesiaca с проективным покрытием до 75%, затем следует Artemisia austriaca. Достаточно в большом количестве встречается Veronica verna до 5-15%. Более 50 особей в сообществе занимают - Stipa lessingiana, Poa bulbosa, Tanacetum millefolium, Potentilla bifurca, Lappula echinata. По несколько особей встречается Verbascum phoeniceum, Jurinea multiflora, Phlomis tuberose, Lamium paczoskianum, Androsace septentrionalis и др. Всего видов в сообществе – 14.
Злаково-разнотравное сообщество, проективное покрытие до 60-65%. Наибольшую долю (50-75% и более) в сообществе составляет виды семейства Lamiaceae – Dracocephalum thymiflorum и Lamium paczoskianum. Следующую группу по видовому обилию отводится Brassicaceae - Descurainia Sophia и Lepidium ruderale. Из разнотравья по нисходящей от 5-15% занимают следующие виды: Spiraea hypericifolia, Lappula echinata, Achillea millefolium, Serratula xeranthemoides и др. Из Poaceae встречаются Stipa capillata, Poa pratensis. Всего в сообществе 11 видов.
Изенево-мятликовое сообщество с проективным покрытием до 20-25%. Всего в исследуемом сообществе отмечено 5 видов. В видовом обилии преобладает Poa bulbosa до 75% и более. Субдоминантами являются Kochia prostrata, Festuca valesiaca. И по несколько экземпляров отмечены Artemisia pauciflora и Lamium paczoskianum.
Место отела 2011 г. Пырейно-дескурайниевое сообщество (N50º07'115'', E47º38'344'', р.58) с проективным покрытием 35-40% образует комплекс с понижениями и падинами с преобладающими видами в растительном покрове Descurainia Sophia и Elytrigia repens до 50-75%. Из эфемеров наибольшее количество отмечено для Androsace maxima до 15-25% , а также Lepidium perfoliatum и Poa bulbosa более 50 особей. В небольшом количестве встречаются Silene viscosa, Capsella bursa-pastoris, Tanacetum millefolium, Ornithogalum Fisherianum. Всего в сообществе 12 видов.
Полынно-разнотравно-злаковое сообщество проективное покрытие 35-40%. Количество видов-14. Растительный покров представлен до 70% и более Festuca valesiaca и до 15-25% Koeleria cristata и Salvia stepposa в фазе вегетации и цветения (рис.2).
Рисунок 2. Полынно-разнотравно-злаковое сообщество
Светлыми пятнами в сообществе среди злаков и разнотравья встречается Artemisia austriaca. На поверхности почвы отмечены листовые Falcaria vulgaris. Незначительное количество видов составляют Stipa capillata и Gypsophila paniculata. И единичными экземплярами представлены Arenaria longifolia, Achillea millefolium и Ornithogalum Fisherianum.
Пырейно-мятликовое сообщество с проективным покрытием 10-15%. Всего в сообществе 9 видов. Доминирующими видами являются Elytrigia repens и Poa bulbosa, из семейства Poaceae встречаются Stipa lessingiana и Festuca valesiaca. Из разнотравья -Ornithogalum Fisherianum, Tanacetum millefolium, Thlaspi arvense и Lamium paczoskianum
Место отела 2012. Разнотравно-злаковое сообщество (N50º12'890'', E47º30'050'', р.46), проективное покрытие 15-20% в понижении. Всего в сообществе зарегистрировано до 20 видов. Наибольший процент по видовому обилию в сообществе занимают Poa bulbosa, Festuca valesiaca и Tanacetum millefolium. Значительную долю в видовом разнообразии составляют Brassicaceae - Lepidium perfoliatum, Syrenia sessiliflora, Descurainia Sophia. Из разнотравья встречаются Lappula echinata, Jurinea multiflora, Veronica prostrata, Ceratocephala orthoceras, Androsace maxima до 5% проективного покрытия видов. Виды: Artemisia Lercheana, Ornithogalum Fisherianum, Achillea millefolium, Serratula xeranthemoides, Agropyron pectinatum распространены в сообществе до нескольких особей.
Ромашниково-клоповниковое сообщество с проективным покрытием 15-20%, на плакоре. В сообществе отмечено 5 видов. Наибольшое количество в видовом обилии характерно для Lepidium perfoliatum до 75% и более, субдоминантом является Tanacetum millefolium. Из Poaceae Festuca valesiaca занимает до 5%, Lappula echinata и Syrenia silicosa в угнетенном состоянии встречаются в сообществе небольшими группами.
Заключение
В данной работе изложена характеристика 14 растительных сообществ в местах гибели и отела сайгаков уральской популяции в 2010-2012 гг.
В местах гибели сайгаков уральской популяции отмечены: полынно-таволгово-злаковое (Festuca valesiaca, Spiraea hypericifolia, Artemisia austriaca) на темно-каштановых почвах в комплексе с полынно-ромашниково-мятликовым (Poa bulbosa, Tanacetum millefolium) на светло-каштановом и чернополынно-изенево-мятликовым (Poa bulbosa, Kochia prostrata, Artemisia pauciflora) на солончаковом солонце; разнотравно-ковыльно-типчаковое растительное сообщество (Festuca valesiaca, Stipa capillata, Amygdalus nana, Linosyris villosa, Medicago falcata) с проективным покрытием 35-40%, и разнотравно-злаковое (Agropyron pectinatum, Stipa capillata, S. lessingiana, Tanacetum millefolium, Euphorbia seguierana) с проективным покрытием до 20-25%, на темно-каштановых почвах, приуроченных к значительному по размеру падине.
Места отела животных включают такие сообщества как: разнотравно-полынно-злаковое (Festuca valesiaca, Artemisia austriaca, Tanacetum millefolium, Potentilla bifurca, Lappula echinata) на темнокаштановых почвах на понижении в комплексе с злаково-разнотравным (Dracocephalum thymiflorum, Lamium paczoskianum, Descurainia Sophia, Stipa capillata) на темно-каштановых почвах и изенево-мятликовым (Poa bulbosa, Kochia prostrata) сообществами на светло-каштановых почвах; пырейно-дескурайниевое (Descurainia Sophia. Elytrigia repens) на лугово-каштановых почвах в комплексе с полынно-разнотравно-злаковым (Festuca valesiaca Koeleria cristata) и пырейно-мятликовым (Poa bulbosa, Elytrigia repens) на на темно-каштановых почвах; разнотравно-злаковое (Festuca valesiaca , Stipa lessingiana) на темно-каштановой почве в комплексе ромашниково-клоповниковым (Lepidium perfoliatum, Tanacetum millefolium) сообществом на светло-каштановых почвах; полынно-злаковое ((Stipa lessingiana, S. Capillata, Artemisia austriaca) растительное сообщество на темно-каштановой почве в комплексе с мятликово-изеневым (Kochia prostrata, Poa bulbosa) и грудницево-изеневым (Kochia prostrate, Linosyris tatarica) сообществом.
Необходимо более тщательное исследование мест гибели сайгаков и миграции, для выявления потенциально ядовитых растений пастбищ в различные периоды вегетации.
Литература
1. Лебедева Л.С. Питание сайгака на правобережье Волги. – Бюл.МОИП, 1959, т.64, вып.5.
2. Миноранский В.А., Толчеева С.В. Опыт ассоциации «Живая природа степи» по содержанию сайгака (Saiga tatarica L). Ассоциация «Живая природа степи», Южный федеральный Университет. Ростов-на-Дону, 2010.
3.Корчагин А.А. Полевая геоботаника. Методическое руководство. – Изд-во: Академии Наук СССР, 1964. – Т. 3. – С. 531.
4. Программа и методика биогеоценологических исследований – М.: Наука, 1974. – C.403.
5. Braun-Blanquet J. Pflanzensoziologie. – Wien – New York, 1964. – P. 865.
6. Банников А.Г. Биология сайгака / А.Г. Банников, Л.В. Жирнов, Л.С. Лебедева, А.А. Фандеев // М.: 1961. – С. 335.
7. Кок Р. Ретроспективная оценка причин гибели сайгаков Saiga tatarica в Западном Казахстане в 2010-2011 г. / Р. Кок, Ю.А. Грачев, А. Жакирбаев, А. Усенбаев, Ш. Цутер, О. Климанова, Т. Дейтерих, М. Сапанов, Г. Изимбергенова // Saiga News, зима 2011/2012. – Выпуск 14. – С. 2.
8. Абсатиров Г.Г. Эколого-эпизоотологическое обоснование причин массовой гибели сайгаков в Западном Казахстане / Г.Г. Абсатиров, У.Б. Таубаев, К.Ж. Кушалиев, М.Г. Какишев, Ж.Т. Нуртаева, Б.Б. Сарсенова // Степи Северной Евразии. Материалы VI международного симпозиума и VIII международной школы-семинара «Геоэкологические проблемы степных регионов» – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2012. – 940 с.
9. Дэнсер Э. Дистанционный и полевой анализ потенциальных причин падежа сайгаков в Западном Казахстане /Дэнсер Э., Пинион В., Кок Р., Милнер-Гулланд Э.Дж., Орынбаев М., Карлстеттер М., Сингх Н., Робинсон С., Сарсенова Б.Б. / // Saiga News, весна 2013. – Выпуск 16. – С. 16.
10. Dieterich T. Examination of the forage basis of saiga in the ural population on the background of the mass death in may 2010 and 2011 / Dieterich T., Sarsenova B.B. // Материалы Международной научной конференции «Биологическое разнообразие азиатских степей», г.Костанай, 2012 г. – с.15.
Abstract
In the paper was studied and described vegetation cover on the place of death and calving of saiga of Ural population in West Kazakhstan oblast (2010-2012 years). On the studied area were identified plant species, which are grazed by saiga (Artemisia austriaca, Linosyris villosa, Achillea millefolium, Agropyron pectinatum, Poa bulbosa, Kochia prostrate). 14 phytocenosis are described in this paper.
Key words: saiga, Ural population, phytocenosis, place of death and calving.
Достарыңызбен бөлісу: |