Сергий Радонежский
и его эпоха.
Сборник заданий по истории,
посвященный 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
Пермь – 2014.
СОДЕРЖАНИЕ
введение
|
| Часть I люди эпохи «мора и войны»
1.1 Сергий Радонежский и его знакомые
1.2. Северо-Восточная Русь и ее соседи
1.3. Вдали от границ Руси
Часть II ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
2.1. Закрытые тесты с одним вариантом ответа.
2.2. Закрытые тесты с несколькими вариантами ответов
2.3. Задания на соотнесение
2.4. Задания на восстановление хронологической последовательности
2.5. Открытые тесты
Часть III Работа с текстом
3.1. Тексты с пропущенными словами
3.2. Тексты с ошибками
Часть Iv кроссворды и шарады
4.1. Шарады
4.2. Кроссворды
Часть v вопросы, требующие односложного ответа
5.1. Блок «Источниковедение»
5.2. Блок «Биография».
5.3. Блок «Историография»
5.4. Блок: «Образ Сергия в искусстве».
5.5. Блок: «События»
5.6. Блок «Современники»
5.7. Блок «Лингвистика»
5.8. Блок «Православное духовенство и монашество»
Часть vi ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА
Часть VII Задания на защиту «Я-позиции»
Часть VIII исторические параллели
приложение
|
| список литературы и источников |
|
|
Стр.
53
57
72
77
84
84
87
91
91
93
99
100
101
103
104
105
107
109
112
114
128
129
132
158
|
Введение.
Это злой мир. Повсюду вздымается пламя ненависти и насилия, повсюду — несправедливость; черные крыла Сатаны покрывают тьмою всю землю. Люди ждут, что вот-вот придет конец света.
Й. Хёйзинга «Осень Средневековья»
XIV столетие по праву можно считать одной из самых трагических страниц человеческой истории.
Глад.
В 1315—1317 в Европе разразился «Великий голод», от которого погибло несколько миллионов человек.
Мор.
«Черная смерть», эпидемия бубонной чумы, захватившая всю Евразию и Северную Африку, унесла жизни не менее 60 миллионов человек.
Война.
«Столетняя война» между Англией и Францией, пирамиды из отрубленных голов, сопровождающие завоевания Тамерлана в Средней Азии, агрессия турок-османов в Европе. Крестьянские войны: Жакерия во Франции, крестьянское восстание под предводительством Уота Тайлера в Англии, восстание «Красных повязок» в Китае. Городские восстания: Париж, Флоренция, Рим, Самарканд. А на Руси еще татарские и литовские набеги, княжеские междоусобицы и грабежи. Жестокость, ставшая нормой.
Смерть.
Гибель от голода или чумы, от стрелы завоевателя или меча соплеменника. Смерть, такая близкая и неотвратимая. Постоянная жизнь на грани.
Ожидание апокалипсиса.
И вечный вопрос к Богу: «За что караешь, Господи?». За мои собственные грехи? За гордыню земных правителей? За неправедность духовенства?
И вот кто-то уходит от мирских соблазнов, спасая свою жизнь и душу в монастыре – и монастыри становятся оплотом средневековой культуры. Кто-то обвиняет власть - и разгорается пламя народных восстаний. Кто-то стремится очистить церковь от неправедных пастырей - и на Руси распространяется ересь стригольников, а в Чехии готовится выступить со своими проповедями Ян Гус. Кто-то видит выход в централизации власти – и монархи всех стран и народов любыми способами укрепляют свою личную власть. Кто-то стремится возвысить человека, веруя в его духовные и творческие силы – и начинается эпоха Возрождения.
А еще, остается надежда.
Надежда на то, что Бог посылает испытания по силам. Что обещание, данное Господом Аврааму пощадить нечестивый град ради десяти живущих там праведников, будет выполнено.
И вот, уходя в пустынь, борясь со страстями и стяжая добродетель, личным трудом и примером, живой человек из плоти и крови дает окружающим образец жизни праведной. «…Так и он привел к богу многие души своей чистой и непорочной жизнью, преподобный игумен отец наш святой Сергий: старец чудесный, добродетелями всякими украшенный, тихий, кроткий нрав имевший, смиренный и добронравный, приветливый и благодушный, утешительный, сладкогласный и мягкий, милостивый и мягкосердечный, смиренномудрый и целомудренный, благочестивый и нищелюбивый, гостеприимный и миролюбивый, и боголюбивый…», - писал Епифаний Премудрый.
Чем темнее ночь, тем ярче светит свеча. На фоне мздоимства и тщеславия, гордыни и лести, интриг и борьбы за власть в среде священства образ жизни Сергия привлекает народные симпатии, становится нравственным идеалом эпохи. Не зря в Житии упоминается «некий епископ из Константинополя». «…Многие вещи слышал он о святом, ибо слух великий о нем распространился повсюду, вплоть до самого Царьграда. Был этот епископ неверием одержим относительно святого и говорил: “Как может в этой земле такой светильник появиться, особенно же в последние эти времена?”
Но как только появляется человек, к чьему мнению прислушиваются люди, появляются и желающие этим авторитетом воспользоваться в своих целях.
Митрополиту Алексею нужен был тот, кто сможет стать «лицом проекта» общежительных монастырей, тот, кого в качестве живого примера можно противопоставить пропаганде стригольников, тот, чьим авторитетом можно объединить православных различных княжеств Руси.
Князю Дмитрию Ивановичу нужно было придать антиордынскому союзу характер Священной войны, укрепить боевой дух своего воинства предсказанной святым старцем победой и, главное, поддержать своей авторитет среди князей и подданных, осенить его тенью чужой благодати.
Митрополиты Киприан и архиепископ Дионисий Суздальский обращались к «старцу чудесному» за поддержкой и помощью в конфликте с князем Дмитрием.
Получилось, что уйдя от мира, Сергий оказал немалое влияние на ход исторических событий в Северо-Восточной Руси и надолго остался в памяти современников.
А потом, после смерти игумена Сергия, его последователи, храня память, создают миф. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого и «Троица» Андрея Рублева пусть и были вдохновлены жизнью реального человека, представляют собой художественный образ, идеализированный миф.
Со временем этот миф дополняется рассказами о чудесах посмертных. Миф становится частью общественного сознания и, как всякая сильная идея, оказывает влияние на реальность.
И сила мифа посмертного, так же как в свое время авторитет живого человека, используется потомками в своих целях.
Московские великие князья, а затем и цари считали его своим личным небесным покровителем. К нему обращались они в трудную минуту с молитвой о помощи, о нем напоминали своим соперникам в междоусобицах, осеняя памятью преподобного свою жизнь, право и власть.
В феврале 1446 года великий князь Василий II, захваченный своими врагами в Троицком монастыре, умолял их о пощаде, держа в руках икону «Явление Богоматери Сергию», взятую с гробницы чудотворца, напоминая преследователям о проповедуемой святым братской любви и единении. Со времен Василия II (1425–1462) московские правители вместе с семьей и боярами часто ездили на богомолье в Троицкий монастырь. Эти так называемые «троицкие походы» приурочивались обычно ко дню памяти Сергия – 25 сентября.
Общецерковное прославление местночтимых (московских) святых в условиях централизации власти вокруг Москвы тоже шаг более политический, нежели религиозный; шаг, несущий яркую пропагандистскую окраску. И тут общероссийское почитание Сергия, при жизни связанного с московским княжеским домом, выступает в качестве идеологического оружия.
В 1449 году митрополит Иона пишет грамоту к Дмитрию Шемяке, в которой угрожает лишить последнего «милости» московских святых, упоминая среди прочих и преподобного Сергия.
Память о радонежском игумене становится «ресурсом», на котором строится экономическое благополучие Троице-Сергиевой обители. Княжеские и боярские дары и приношения, «вклады по душе», совершаемые при постриге и вхождении в монастырскую общину, завещанные «поминания ради» земли и ценности, за столетия сделали Лавру одним из богатейших монастырей России.
Образ и память Сергия Радонежского используются и при возникновении новых мифов, помогающих пережить трагические страницы русской истории, вдохновляя русское воинство на победу. Еще в 1585 году, при переложении мощей Сергия в новую, изготовленную по заказу царя Федора Ивановича серебряную раку, на доске от старой гробницы троицкий иконописец Евстафий Головкин напишет новый образ «Явление Богоматери Сергию». Эта чудотворная икона станет неизменной спутницей русской армии во всех ее больших походах вплоть до Первой мировой войны.
Обращаясь к мифологизированному образу Сергия Радонежского, каждый человек видит в созданном трудами многих людей и ставшем частью общественного сознания мифе то, что кажется ему актуальнее и важнее.
Кто-то подчеркивает образ «Сергия-пустынника», утверждая, что в безмолвии и молитве человек способен установить мистическую связь с Богом, и представляет преподобного первым проводником исихазма на Руси.
Кто-то, наоборот, уделяет первостепенное внимание распространению общежительного уклада в монастырях, и на первое место выходит образ «игумена Сергия» - основателя и устроителя обители. Но и в этом образе, кто-то подчеркивает роль «Сергия-труженика» (плотника, огородника, водоноса) одетого в «одежду ветхую и не раз перешитую», «который без лености братии как купленный раб служил». А кто-то «Сергия-учителя», личным примером, надзором за братией, увещеваниями и епитимией, ведущего души к Богу.
Сторонники идеи социальной справедливости подчеркивают отсутствие в киновии частной собственности у братии, запрет просить милостыню и обязанность своим трудом добывать себе хлеб насущный. А для государственников, конечно, важнее участие Сергия в создании антиордынского союза под предводительством Дмитрия Донского. Кто-то позиционирует игумена Троицкого монастыря как «московского святого», покровителя власти вообще, и великокняжеского дома в частности, а кто-то видит в нем «печальника и молитвенника» о судьбе всей Земли Русской.
Кому-то кажется важнее образ «Сергия-пророка», ясно видящего ход Куликовкой битвы за многие версты от нее, а кому-то - «Сергия-чудотворца», подобно Иисусу, воскресившего умершего.
Кто-то подчеркивает, что своими собственными силами и неустанным трудом стяжал Радонежский игумен «бесценные блага вечные», а кто-то акцентирует внимание на божественном предопределении. «Ведь бог, знающий сердца, один ведающий сердечные тайны, один, провидящий сокрытое, предвидел будущее его, знал, что есть в сердце его много добродетелей и стремления к любви, предвидел, что будет отрок сосудом избранным по благой воле его, что станет он игуменом многочисленной братии и основателем многих монастырей» (Епифаний Премудрый).
Такая многогранность образа преподобного Сергия и стала причиной неоднократного возвращения к нему «дущ и умов» соотечественников в самые трагические эпохи российской истории.
Во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году он молился перед иконами «Троицы» и «Явление Богоматери Сергию», принесенными из самой обители. Во время героической обороны Троицкого монастыря от польско-литовских интервентов в 1608–1610 годах преподобный, согласно «Сказанию» троицкого келаря Авраамия Палицына, часто являлся то одному, то другому защитнику обители, ободрял их и даже посылал через кольцо врагов с вестью в Москву трех своих «старцев» на крылатых конях. Предводитель народного ополчения Кузьма Минин доверительно рассказывал троицкому архимандриту Дионисию, что именно Сергий, трижды явившись ему во сне, заставил его бросить клич о сборе людей и средств для освобождения Москвы от чужеземцев.
Поэтому неудивительно, что к образу Сергия Радонежского обращаются, стараясь сохранить национальную идентичность и понять природу русской святости, представители «первой волны русской эмиграции» Г.П. Федотов и Б.К. Зайцев.
А Павел Флоренский, оставшись в России, приложил все свои силы, чтобы сохранить Лавру в условиях воинствующего атеизма, пусть не в качестве объекта религиозного поклонения, а как музей и часть культурного наследия. И предание о «спасении черепа» преподобного Сергия органично вплетается в канву 600-летнего мифа о Сергии – хранителе Святой Руси.
Этот миф получает новую силу в наши дни. Сегодня, как никогда актуально звучат, связанные с образами Сергия и «Троицы», призывы к единению русских земель, братской любви и смирению гордыни властьимущих. А еще, нам так не хватает сегодня нравственного идеала, собственным примером способного «тянуть вверх» людей нашего циничного века.
Учитывая вышесказанное, перед автором-составителем сборника стала задача представить образ Сергия Радонежского во всем многообразии его интерпретаций. Представленные в сборнике задания учитывают как реально-историческое, так и религиозно-мифологическое содержание жизни и деятельности радонежского игумена.
Однако автору захотелось расширить заявленную тему «во времени и пространстве»: 78 лет жизни реального человека, жителя Северо-Восточной Руси, связать с важнейшими историческими процессами всего XIV века – переломного столетия мировой истории.
Поэтому содержание заданий охватывает явления и события истории Руси, Литвы, Орды, Англии, Франции, Османской империи и Китая, что позволяет создать целостное представление о данном историческом периоде и его современниках, а также актуализировать знания учащихся по истории средних веков и провести параллели между социально-политическими и культурно-идеологическими процессами всемирной и отечественной истории.
Уровень сложности представленных в сборнике вопросов крайне неоднороден. Ряд заданий (например, работа на соотнесение текста и иллюстрации, или составление иллюстраций в хронологическом порядке) можно использовать в начальной школе на занятиях курса Основы православной культуры. Примерно половину предложенных заданий рекомендуется использовать в 6-7 классах на уроках литературы и истории. Особенностью этих заданий является, с одной стороны, получение новой информации в ходе их выполнения, с другой - проверка и систематизация уже усвоенных учащимися знаний.
Кроме тестовых заданий, проверяющих исторические знания учащихся, в сборник традиционно включены открытые вопросы и вопросы на защиту «Я-позиции», требующие грамотной аргументации, а так же задания, нацеленные на поиск дополнительной информации, анализ и систематизацию полученных сведений. Эти задания предлагаются учащимся 10 классов, в том числе и тем, кто изучает историю профильно. И, наконец, часть вопросов данного сборника может использоваться на факультативных занятиях и заседаниях «Клуба любителей истории общества (КЛИО)».
Учителю предоставляется возможность выбирать уровень сложности, формы и типы заданий в зависимости от поставленных учебных целей, преподаваемого предмета и уровня подготовки учащихся.
Желаю успеха!
Часть I.
Люди эпохи «мора и войны»
Цель: создать у учащихся обобщенный образ «человека XIV века», основываясь на его биографии, мировоззрении, реальных возможностях и избранных способах действия.
Задачи:
1) показать реальные условия жизни и деятельности людей XIV века через фрагменты биографий исторических личностей.
2) продемонстрировать взаимосвязь явлений, событий и людей в ходе исторического процесса.
3) предоставить учащимся возможность сравнить варианты личностного выбора и его последствий у различных исторических деятелей.
Задание: по фрагментам биографии определить, о каком человеке XIV века идет речь. Фрагменты выдаются по одному тезису от самых неизвестных до хрестоматийных. Победителем становится учащийся, давший больше всего правильных ответов раньше прочих.
Рекомендация: вопросы можно использовать как задание на скорость на очном туре олимпиады по истории – кто из школьников даст правильный ответ раньше, чем завершится выдача полного блока информации. Кроме того, этот биографический материал можно использовать в ходе уроков «Истории средних веков» и «Истории России» в виде задания на соотнесение имени, портрета и биографии исторической личности.
1.1. Сергий Радонежский и его знакомые.
Портрет № 1
- Он сам, его племянник и его родители причислены Православной церковью к лику святых.
- Стать монахом он решил в 20 лет, и только просьба родителей задержала выполнение этой мечты.
- Живя в течение 2 лет в лесу один, он питался только хлебом и водой, причем половину хлеба он оставлял на пне для зверей.
- Он основал монастырь, который теперь является резиденцией патриархов Русской Православной церкви.
- В основанном им монастыре он выполнял все необходимые работы, трудясь больше простых монахов. Когда пришедший посмотреть на него крестьянин увидел его работающим в огороде, то долго не мог поверить, что это сам игумен.
- Он лично крестил сыновей московского князя Дмитрия Ивановича Донского.
- Его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа – Куликовской битвой.
- Имя, данное ему родителями – Варфоломей. На Руси он стал известен под другим именем.
Портрет № 2
- Сам он стал монахом после смерти жены, а своего сына в 12 лет он отдал в монастырь под опеку Сергию.
- Благодаря будущему митрополиту Алексею он стал игуменом московского Богоявленского монастыря.
- Он был духовником московского князя Семена Ивановича Гордого, выслушивал его исповедь и назначал ему епитимью.
- Лишился своих постов в Москве в 1347 году из-за не одобренного митрополитом развода и третьего брака князя Симеона Гордого.
- Это он подсказал Сергию посвятить церковь будущего монастыря Святой Троице.
- Он считал себя первым игуменом Троице-Сергиева монастыря и однажды сказал об этом во всеуслышание, что привело к тихому уходу Сергия из Маковецкой обители.
- Он был старшим братом Варфоломея Кирилловича.
Портрет № 3
- Епифаний Премудрый о нем писал: «Этот удивительный муж был архимандритом старейшим, славным, известным, в особенности же отличался он добродетелью, и жил он в городе Смоленске».
- Он был настоятелем Борисоглебского монастыря на Смядыни – крупнейшей обители Смоленска.
- Услышав о жизни преподобного Сергия, он оставляет архимандритство, честь и славу, родину и друзей, родных, близких, и отправляется странствовать.
- Познакомившись с жизнью Сергиевой обители, он отдал монастырю все свое имущество за право присоединиться к братии.
- Именно его приход и дар изменили устав обители – ограничение на количество монахов (12 человек) было снято.
Портрет № 4
- Его светское имя Иван, но в 12 лет он был пострижен в монахи и получил иное имя.
- В Сергиеву обитель его привел отец, а учил и духовно окормлял дядя.
- До этого же времени, вместе с братом Климентом, он жил у другого дяди - Петра Кирилловича.
- В сан священника его рукоположил сам митрополит Алексей.
- Он много читал, был переводчиком с греческого, писателем, иконописцем.
- Вероятно, дошедший до нас покров XV века с ликом Сергия, выполнен по его несохранившимся работам.
- В 33 года он решил сам создать новую обитель, на что получил благословение игумена Сергия и митрополита Алексея.
- Он стал игуменом Симонова монастыря и прославил монастырь своей жизнью праведной.
- Ему и Сергию писал митрополит Киприан письмо с жалобой на действия князя Дмитрия Ивановича.
- В числе архимандритов Земли Русской в 1383 году он побывал в Константинополе и был «чести удостоен, потому что на Руси Симоновский досточтимый монастырь переходит в подчинение патриарха».
- Позднее стал епископом города Ростова, где и скончался в 1395 году, через 3 года после смерти своего великого дяди – Сергия Радонежского.
Портрет № 5
- Его мирское имя Елевферий Фёдорович Бяконт, он происходил из знатного рода московских бояр.
- Его крестным отцом был сам Иван Калита, тогда еще совсем юный княжич, четвертый сын князя Даниила Московского.
- Он мог цитировать на память целые страницы из творений отцов церкви, писал и читал по-гречески.
- С отрочества он мечтал стать монахом и в 19 лет принял постриг, а через 50 лет после своей смерти канонизирован в лике святителя.
- Он был фактически главой правительства Московского княжества при трёх московских князьях.
- В 1354 году стал митрополитом Руси и всю жизнь боролся за единство православной церкви как главное условие объединения Руси.
- Во время поездки по юго-западным епархиям был арестован в Киеве и 2 года провел в Литовском плену.
-Ездил в Орду, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу, о чем в 2012 году был снят художественный фильм.
- Покровительствовал Сергию Радонежскому и хотел видеть его своим преемником на посту митрополита.
- В своем завещании князь Семен Гордый, обращался к братьям: «А слушали бы есте отца нашего владыки Олексея».
Портрет № 6
- Сын клирика Устюжского собора, он закончил жизнь епископом и канонизирован в лике святителя.
- Он был единственным епископом, что особенно подчеркивается в его Житии, получившим этот пост не за взятку, лесть или интриги, а за бескорыстное служение.
- Его уважали и ценили Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.
- Его Житие было написано Епифанием Премудрым, с которым он был знаком лично.
- Он составил азбуку коми-пермяцкого языка и перевел на этот язык важнейшие книги Священного Писания.
- Ради доказательства силы христианской веры он был готов войти в горящую клеть, а затем нырнуть под лед.
- Со своей новокрещенной паствой он ходил в военные походы, кормил их в голодные годы на свои средства и защищал их от новгородских ушкуйников.
- О мистической связи его с Сергием напоминает поставленная монахами в 10 верстах от Троицкого монастыря придорожная часовня и введенный обычай по звону колокольчика вставать и кланяться во время трапезы в память великих учителей.
- Современники дали ему прозвище Храп, что означало «яростный», «неистовый», а потомки называли «крестителем земли пермской».
Портрет № 7
- Он был болгарин по происхождению, долго жил в Византии и стал одним из самых доверенных лиц патриарха Филофея.
- С Сергием он, скорее всего, познакомился в 1374 году, в свой первый приезд в русские земли.
- В 1375 году он получает пост митрополита православной церкви в польских и литовских землях, однако в Северо-Восточной Руси он пришелся «не ко двору».
- Его борьба за власть на русской церковью получила название «мятеж во святительстве».
- В 1378 году он был по приказу князя Дмитрия Ивановича арестован и ограблен на Москве, а затем с позором изгнан.
- До нас дошло послание, написанное им игуменам Сергию и Феодору, в котором он напоминает, что грех, совершенный князем падет на всех людей его земли.
- В 1381 году, вместе с Сергием, он крестил Ивана, новорожденного сына князя Владимира Андреевича Серпуховского.
- Вместе с княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, сбежал из осажденной Тохтамышем Москвы, за что впоследствии был вторично изгнан князем из Московских земель.
Достарыңызбен бөлісу: |