Семинар 2013-2014 учебный год Курс I. Группа 315 Блок 1: Работа с информацией (текстом)



бет1/2
Дата13.07.2016
өлшемі398.22 Kb.
#197322
  1   2


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР

2013-2014 учебный год Курс I. Группа 315


Блок 1: Работа с информацией (текстом).

Практическое занятие 3 (2 часа): Пересказ основного содержания и отдельных фрагментов текста.
Задания (выполняются устно с занесением необходимых записей в тетрадь):

1. Внимательно прочитайте текст и определите:

А) главную мысль в тексте: проблему и выводы по ней;

Б) составные смысловые части текста.

2. Подготовьте пересказ текста и его отдельных частей.



Текст 1.



Среди русских историков, правоведов и фило-
софов прошлого столетия видное место занимает
Борис Николаевич Чичерин (1828 -1904). По мас-
штабам, глубине и широте научных интересов
ему мало равных не только в России, но и во всей
Европе. Однако литература о жизни, творчестве
и деятельности ученого весьма скудна. Его книги
давно не переиздавались. Имеются лишь две био-
графические работы, принадлежащие перу
В.Д. Зорькина, которые лишь отчасти могут
удовлетворить интерес современного читателя
[1, 2]. В них изложены научные и политические
концепции Чичерина, однако они втиснуты в рам-
ки традиционных для советских историков оце-
нок либерализма. Сам анализ также неполон: к
примеру, почти не отражена интереснейшая чи-
черинская критика марксизма и социализма.
Ощущается и недостаток биографических мате-
риалов об ученом, сведений о его общественной
деятельности. В данной статье хотелось бы в ка-
кой-то мере восполнить этот пробел.

Борис Николаевич Чичерин родился в Тамбо-


ве 25 мая (7 июня) 1828 г. в дворянской семье.
Отец будущего ученого, Николай Васильевич,
сочетал тягу к просвещению с завидной деловой
хваткой. Он сколотил состояние на винных отку-
пах. Не чужда интеллектуальным интересам
была и мать, Екатерина Борисовна. Словом, се-
мья Чичериных принадлежала к культурному
слою провинциального русского дворянства. Де-
ти (у Бориса было шесть младших братьев и сес-
тра) получили отличное домашнее воспитание.
Дворянское происхождение глубоко повлияло на
характер и образ мыслей ученого. "Я родился рус-
ским помещиком", - скажет он позднее [3, с. 20].

В 1844 г. Борис вместе с младшим братом Ва-


силием (отцом Г.В. Чичерина, наркома иностран-
ных дел РСФСР, а затем СССР) был отправлен
родителями в Москву, чтобы готовиться к по-
ступлению в университет. Отец нанял лучших
преподавателей Московского университета, в
том числе Т.Н. Грановского, видного либерала-
западника, к которому Борис сразу же горячо
привязался. По совету Грановского, юноша по-
ступил на юридический факультет [4, с. 9 - 24].

Годы университетской учебы Чичерина


(1845 - 1849) пришлись на очень нелегкое время.
Николай I после февральской революции 1848 г.
во Франции еще более ограничил свободу науч-
ной мысли. Чичерин, высоко ее ценивший, как и
все западники, разумеется, не мог с этим смирить-
ся. Впрочем, и его первоначальный восторг по
поводу революции во Франции скоро иссяк. "Как
двадцатилетний юноша, я, разумеется, сочувство-
вал крайнему направлению, а потому для меня гро-
мовым ударом были июньские дни (1848 г. - А.В.),
когда демократическая масса, в которую я верил,
вдруг выступила без всякого повода и без всякого
смысла, как разнузданная толпа, готовая ниспро-
вергнуть те самые учреждения, которые были
для нее созданы". "Я остался по-прежнему пыл-
ким приверженцем идей свободы и равенства, -
продолжает Чичерин, - но достижение этой цели
представлялось мне уже в более или менее отда-
ленном будущем. Я перестал думать, что истори-
ческие начала могут осуществляться внезапными
скачками... Впоследствии более зрелое размыш-
ление убедило меня, что будущее, представляе-
мое демократиею, должно быть только переход-
ной ступенью в развитии человечества". Тогда же
он и разочаровался в социализме, в котором уви-
дел "лишь доведенный до нелепой крайности иде-
ализм", всегда обреченный оставаться "бредом
горячечных умов, не способных совладать с дей-
ствительностью, а еще чаще шарлатанством де-
магогов, возбуждающих в массе "ненависть к
высшим классам" [4, с. 58, 59].

Уже в это время у Чичерина начали склады-


ваться те своеобразные политико-философские
взгляды, которым он оставался верен всю жизнь.
Их отправной точкой стала метафизическая сис-
тема Гегеля, которую Чичерин переосмыслил.
Он выделял четыре начала абсолютного - перво-
причину, материальную и разумную субстанции,
а также конечную цель, идею, или дух. В общест-
венно-политической жизни, считал ученый, им
соответствуют четыре союза: семья, граж-
данское общество, церковь и государство. Точка
зрения Гегеля, согласно которой разум и мате-
рия - это только проявления единой абсолютной
сущности - духа, означает поглощение государст-


вом других союзов. Для Чичерина же все четыре
начала равнозначны. Эта либеральная разновид-
ность гегельянства и стала философской основой
его политико-правовых взглядов.

Сдав в 1851 г. экзамены на звание магистра,


Чичерин начал готовить магистерскую диссерта-
цию "Областные учреждения России в XVII веке"
и закончил ее через полтора года. Однако руко-
водство юридического факультета Московского
университета, состоявшее из профессоров нико-
лаевской закваски, преподававших в духе "право-
славия, самодержавия и народности5', не допусти-
ло диссертацию к защите на том основании, что в
ней "древняя администрация России представлена
в слишком непривлекательном виде". После дол-
гих мытарств диссертацию Чичерину все же уда-
лось напечатать и защитить. Это произошло в
1856 г., то есть уже в новое царствование, когда
цензурный гнет ослабел, а литературная и науч-
ная жизнь оживилась [4, с. 88, 89, 187 - 189].

Диссертация Чичерина представляла большой


научный интерес. Вместе с написанными Чичери-
ным в те годы историко-публицистическими ста-
тьями, собранными в книге "Опыты по истории
русского права" (1858), она стоит у истоков так
называемой государственной (или историко-юри-
дической) школы. Наряду с К.Д. Кавелиным и
СМ. Соловьевым Чичерин считается ее осново-
положником. Представители этой школы назы-
вали государственную власть главной деятельной
силой страны. Стержневым элементом была
сформулированная Чичериным концепция закре-
пощения и раскрепощения всех сословий государ-
ством. Эта концепция исторически обосновывала
необходимость развития гражданских свобод в
русском обществе, в частности освобождения
крестьян. Историки-государственники считали,
что условия, в свое время сделавшие необходи-
мым закрепощение сословий, совершенно отпали
и все слои русского общества должны получить
минимум гражданских свобод.

1855 г. стал переломным как в жизни Чичери-


на, так и России в целом. Смерть Николая I и па-
дение Севастополя повлекли за собой осуществ-
ление ряда реформ, в которых давно нуждалась
Российская империя. Ведущие журналы того вре-
мени, прежде всего "Русский вестник", выражав-
ший взгляды западников, и печатный орган сла-
вянофилов "Русская беседа" начали оживленно
обсуждать политические вопросы. Это было но-
во для России и вызывало у читателей большой
интерес. В полемику включился и Б.Н. Чичерин,
За короткое время он написал несколько
крупных статей на животрепещущие политичес-
кие темы - о восточном вопросе, о крепостном
праве и др. Он сразу выдвинулся в число ведущих
публицистов-западников. Ученый выводил на-

сущные задачи русской жизни из русской исто-


рии. Это не значило, что он ставил ее на службу
доктрине либерализма, как писал один советский
исследователь [1, с. 54]. Чичерин всегда был чужд
желания "переносить в прошедшее страсти на-
стоящего" [5, с. 1]. Он всегда принимал в расчет
исторический процесс, действительность. К по-
следней относились самодержавие и его традици-
онное орудие - бюрократия. Им ничего не могло
противопоставить раздробленное на отдельные
сословия и лишенное привычки к самоуправле-
нию русское общество. Этим определялось все
направление политических взглядов Чичерина в
первое десятилетие реформ. Он находил в русской
истории доказательства тому, что "самодержавие
способно вести народ огромными шагами по пути
гражданственности и просвещения" [6, с. VIII], и
полагал, что теперь именно верховная власть
должна провести преобразования - освободить
крестьян, ввести гласный и независимый суд, сво-
боду печати и местное самоуправление. Задача
же либеральной партии, "образованного мень-
шинства", считал он, - помогать правительству в
этом, а все общество должно в такой важный ис-
торический миг сохранять спокойствие, не предъ-
являть "неумеренных требований", которые мо-
гут заставить правительство свернуть с либераль-
ного пути.

Уверенность Чичерина в том, что эта про-


грамма выполнима, коренилась в его убеждении,
что абсолютизм - самая надклассовая и потому
наиболее свободная в своих действиях форма
правления. Бюрократия - ее естественное орудие.
Поэтому, не закрывая глаза на все ее недостатки,
Чичерин считал необходимой значительную адми-
нистративную централизацию [6, с. 519 - 522]. Ме-
стное же самоуправление, полагал он, поначалу
должно быть очень умеренным. Только таким
путем, по мнению Чичерина, возможно проведе-
ние успешных реформ и вообще "соглашение
свободы с порядком, составляющее цель всякого
цивилизованного общества" [6, с. 519, 520].

Венцом преобразований Чичерин всегда счи-


тал переход от самодержавного правления к
представительному, однако для этого он не видел
необходимых условий. Напротив, введение пред-
ставительных учреждений могло бы только нане-
сти ущерб развитию начал свободы и равенства в
русском обществе, ибо они непременно оказа-
лись бы во власти дворянства, желавшего таким
путем вознаградить себя за потерянное в ходе
крестьянской реформы. Поэтому Чичерин при-
знавался, что любит "свободные учреждения", но
предпочитает "честное самодержавие несостоя-
тельному представительству" [6, с. X].

Это свое политическое кредо Чичерин разви-


вал со свойственными ему последовательностью
и прямотой. Однако правильно понят он был

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 65 № 12 1995




лишь немногими. Большинство находило у него
только вредную, хотя и талантливую проповедь
бездушной централизации и восхваление деспо-
тизма. Он заслужил репутацию "Сен-Жюста
бюрократии (выражение Герцена) и односто-
роннего доктринера [4, с. 206; 7, с. 202 - 204]. Та-
кое мнение прочно утвердилось в историографии
и было всерьез поколеблено лишь недавно [1, с. 158;
4, с. 7]. Отчасти это объясняется тем обстоятель-
ством, что тема конституционных свобод и необ-
ходимости ограничения самодержавия не отрази-
лась в должной мере в ранних сочинениях Чиче-
рина. Одни были подцензурны, другие нередко
читались в высших кругах и были известны само-
му Александру II. В них, разумеется, Чичерин не
мог писать о том, что следствием проводимых
верховной властью преобразований должно
стать ограничение ее самой, И все-таки эта тема
в ранних работах Чичерина присутствовала, и не-
даром Александр II, прочитав одну из его записок
и одобрив мысль о необходимости сильной влас-
ти, велел передать автору, что "самодержавия ка-
саться не должно" [8, с. 34 - 38].

Сам Чичерин понимал, что главная беда рус-


ского общества состоит именно в неограничен-
ном владычестве бюрократии. Оно привело к то-
му, что "всякий русский сколько-нибудь интелли-
гентный человек стремится непременно быть чи-
новником" [9, с. 105]. Поэтому первейшей
потребностью России считал создание влиятель-
ного и сплоченного слоя независимых землевла-
дельцев. Эта новая аристократия, объединяющая
в себе богатство и просвещение, должна была
стать преградой и бюрократическому произволу
"верхов", и анархическому разгулу "низов". Яд-
ром для нее, по мысли Чичерина, должна стать
лучшая часть дворянства. Поэтому полезно пре-
одоление в будущем его сословной замкнутости.
Но в 1860-х годах он возражал против немедлен-
ной отмены сословных привилегий. Значение
этих привилегий, доказывал Чичерин, состоит в
том, что с их помощью "высшие классы" завое-
вывают у государства права, которые, постепен-
но распространяясь на другие классы, в конце
концов становятся правами всего общества.
Немедленная отмена привилегий означала бы
только потерю этих прав, а не приобретение
новых [3, с. 70].

* ♦ *

У Чичерина слово не расходилось с делом: он


и в частной жизни следовал своим принципам. К
чиновничьей карьере Борис Николаевич всегда
питал отвращение. Символично, что он так и не
получил чин статского советника, полагавшийся
ему как ординарному профессору. Был аккурат-
ным и расчетливым помещиком и в эпоху всеоб-
щего дворянского оскудения сумел сохранить до-
ставшуюся ему по разделу часть обширных име-

ний отца. Доход с нее был достаточен, чтобы не


служить и целиком посвятить себя научному
творчеству [3, с. 56 - 59]. В то же время отличался
честолюбием и, безусловно, надеялся сыграть
когда-нибудь видную политическую роль. Все-
стороннее образование, редкая политическая
проницательность и несомненные деловые каче-
ства, казалось бы, давали ему на это право. Но -
только не в России, где реальное влияние на по-
литику было ограничено узким кругом высших
государственных и придворных должностей. За-
нимать их можно было, лишь имея соответствую-
щий чин, дававшийся за выслугу лет. Делать
карьеру и терпеливо взбираться по ступеням
служебной лестницы - это было не для Чичерина.
Он не собирался жертвовать своей независимос-
тью и становиться чиновником. Терпеть же око-
ло себя независимых советников и слушать от них
подчас весьма неприятную для себя правду не
привыкли ни российские самодержцы, ни пред-
ставители бюрократии.

В лице Б.Н. Чичерина Россия могла получить


тот сплав науки и политики, в котором она всегда
чрезвычайно нуждалась. Он проповедовал идеал
политики трезвой и обдуманной, чуждой закулис-
ных влияний и личных интересов, делающей
ставку на постепенное улучшение, а не ломку су-
ществующего. Умеренность и осторожность уче-
ного раздражали его противников и справа и
слева, вызывали обвинения в политическом кон-
серватизме, в преклонении перед самодержавием
и бюрократией и т.д. "Обвинители" не принимали
во внимание принцип, пронизывавший все его со-
чинения и поступки: извлекать максимальную
пользу из старого во имя нового. Именно это оп-
ределяло его охранительное (до поры до време-
ни) отношение к самодержавию и привилегиям
дворянства.

Круг единомышленников Чичерина, этих, по


выражению В.О. Ключевского, "людей меры и
порядка" [10, с. 302], всегда был невелик. В этом
отношении показателен разговор, состоявшийся
между Чичериным и английским путешественни-
ком-литератором Д. Макензи-Уоллесом. "Знаете
ли, что меня в России поражает, - сказал англича-
нин, - это то, что я не встречал еще человека, ко-
торый был бы консерватором в том смысле, в ка-
ком понимают это англичане, то есть стоял бы за
постепенное улучшение существующего. У вас
одни хотят все ломать в видах прогресса, другие
хотят все ломать, чтобы идти назад". - "Позволь-
те представить вам в моем лице один из экземп-
ляров этой редкой породы", - отвечал Чичерин
[3, с. 148].

* * *


Именно упрек в "неумении оценить существу-
ющие условия жизни" [8, с. 50], нежелании дер-
жаться разумной середины Чичерин и адресовал

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 65 № 12 1995




А.И. Герцену, с которым встретился в 1858 г. в
Лондоне во время своего заграничного путешест-
вия. Его споры со знаменитым публицистом, в те
годы оказывавшим огромное воздействие на рус-
ские умы, не привели ни к чему - они "расстались,
не согласные ни в чем, кроме взаимного уваже-
ния" [7, с. 202].

Однако между ними завязалась переписка, в


ходе которой расхождения выступили еще резче
и острее. Чичерин написал Герцену письмо, напе-
чатанное в "Колоколе" под названием "Обвини-
тельный акт". Здесь он в весьма резком тоне по-
рицал Герцена за попытки волновать русское об-
щество, приучая его к раздражительности,
нетерпению и "неуступчивым требованиям", в то
время как оно нуждается совершенно в другом, а
именно: в общественном мнении - "независимом,
стойком, но умеренном" [8, с. 53]. Многими это
письмо было воспринято как разрыв между либе-
ральной партией и революционной, хотя до этого
было еще далеко: целая группа видных либераль-
ных деятелей с Кавелиным во главе выразила свое
несогласие с автором, считая его упреки в адрес
Герцена чересчур резкими и несправедливыми.
Впрочем, успехи революционной пропаганды в
России и особенно польское восстание 1863 г.,
когда Герцен поддержал действия повстанцев, в
конечном счете заставили этих либералов занять
позицию, очень близкую чичеринской.

Целью заграничного путешествия Чичерина


было "поближе узнать Европу и вместе пригото-
виться к ученой деятельности", а кроме того, "по-
знакомиться с живою, практическою стороною
учреждений" [4, с. 201; 8, с. 109]. Маршрут его
пролегал по Австро-Венгрии, Германии, Фран-
ции, Великобритании, Швейцарии и Италии. На-
ряду с природой и произведениями искусства, ог-
ромное впечатление произвела на него западная
политическая жизнь. Вот, к примеру, его впечат-
ление от пьемонтского парламента: "... Я много
раз возвращался в это святилище, думая: придет-
ся ли когда-нибудь видеть нечто подобное в соб-
ственном отечестве?" [8, с. 27].

В мае 1861 г. Чичерин снова в России (ему


была предоставлена кафедра государственного
права в Московском университете). Уехав из Рос-
сии в одну эпоху ее истории, ученый вернулся уже
в другую: он застал страну свободной от крепост-
ного права. В то же время в обществе резко обо-
значились противоположные стремления: дво-
рянство, крестьяне, разночинная интеллигенция-
все по-своему проявляли недовольство реформой
и положением дел вообще. Брожение охватило и
крупнейшие университеты страны - Московский
и Петербургский. В этой ситуации Чичерин за-
нял, хотя и не безоговорочно, сторону правитель-
ства, проводящего реформы. Главная из них, кре-
стьянская, вызвала полное его одобрение. В По-

ложении 19 февраля 1861 г. он видел "лучший


памятник русского законодательства" [11, с. 12].
Университетскому же начальству, склонному за-
игрывать со студентами, он рекомендовал твер-
дость. Поскольку главное занятие студентов -
учеба, то следует удовлетворить те их требова-
ния, которые идут на пользу обучению и без ко-
лебаний отмести остальные, полагал Чичерин.

Именно осенью 1861 г. в его статьях и письмах


получили законченный вид принципы консерва-
тивного, или охранительного, либерализма, ко-
торых он впоследствии неуклонно придерживал-
ся. "Сущность охранительного либерализма, - по
мнению Чичерина, - состоит в примирении нача-
ла свободы с началами власти и закона. В полити-
ческой жизни лозунг его - либеральные меры и
сильная власть" [11, с. 24, 71]. Эта чеканная фор-
мула произвела глубокое впечатление на прави-
тельственные круги (а канцлер князь A.M. Гор-
чаков пришел от нее в полный восторг), но так и
не стала правилом государственной политики, на
что, несомненно, рассчитывал Чичерин. Поэтому
реальное поведение правительства он оценивал
совсем иначе: "стеснительные меры и слабая
власть" [11, с. 32]. Впрочем, имея влияние на пра-
вительственный курс в данный момент, Чичерин
неожиданно получил отличный шанс повлиять на
него в будущем, хотя и весьма неопределенном.
Речь идет о его приглашении в преподаватели го-
сударственного права к наследнику престола це-
саревичу Николаю Александровичу. Наследник,
кажется, искренне привязался к своему наставни-
ку; тот, со своей стороны, находил в юноше "не-
дюжинные политические способности, которые
со временем могли бы принести благодатные
плоды" [11, с. 154].

Летом 1864 г. Чичерин отправился в свите на-


следника путешествовать по Европе. Поездка
оказалась несчастливой для обоих. Во Флорен-
ции Чичерин заболел тифом в тяжелейшей фор-
ме, месяц пролежал в постели. "Мое тело превра-
тилось в щепку, - вспоминал он, - не раз мне ка-
залось даже, что жизнь так и утекает из меня
каким-то тихим журчащим ручьем" [11, с. 147].
Болезнь отступила совершенно неожиданно.

Для Чичерина это неприятное происшествие


имело важное последствие: он вновь приобщился
к христианству. В долгие дни болезни этот после-
дователь Гегеля отчетливо понял, что "всякая ре-
лигия служит живою связью между человеком и
божеством, а потому человек не может и не
должен от нее отрекаться, хотя бы она была не-
совершенна и не вполне отвечала его убеждени-
ям" [11, с. 149].

Увы, ученику его не суждено было вернуться


из этой поездки живым. Внезапно обнаружив-
шийся туберкулезный менингит быстро свел
юношу в могилу. Чичерин переживал эту смерть

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 65 № 12 1995





как личное горе: для него она означала крушение
многих надежд. Позднее он писал, что в старшем
сыне Александра II Россия могла бы "иметь обра-
зованного государя с возвышенными стремлени-
ями, способного понять ее потребности и при-
влечь к себе сердца благороднейших ее сынов.
Провидение решило иначе. Может быть, нужно
было, чтобы русский народ привыкал надеяться
только на самого себя" [11, с. 162].

* * *

После возвращения из-за границы Чичерин


целиком погрузился в научную и преподаватель-
скую работу в Московском университете. Со-
бранные за границей разнообразные политичес-
кие впечатления отразились в фундаментальной
работе "О народном представительстве" (1866),
которую даже многие годы спустя Чичерин без
ложной скромности именовал "единственным по-
литическим сочинением" в русской литературе
[11, с. 165]. Основная мысль работы заключалась,
по признанию автора, в том, что "теоретически
конституционная монархия - лучший из всех об-
разов правления", но она "требует условий, кото-
рые не везде налицо" [11, с. 164]. Однако очень
немногие оценили труд по достоинству. В широ-
ких слоях русской интеллигенции, захваченной
модными либерально-радикальными идеями, Чи-
черин считался "консерватором, следовательно,
врагом" [3, с. 53]. Схожая судьба - невнимание и
отсутствие дельной критики - постигла и осталь-
ные сочинения Чичерина, хотя они соответство-
вали самым строгим требованиям современной
им науки и содержали трезвый анализ состояния
русского общества. Отсюда его глубокое убежде-
ние, что "писать ученые сочинения составляет в Рос-
сии самое неблагодарное ремесло... Книга выхо-
дила за книгой, не встречая ни отзыва, ни призна-
тельности. Я не замечал, чтобы высказанные
мною, частью совершенно новые мысли были
кем-нибудь усвоены или развиты" [3, с. 311].

Между тем смыслом жизни для него всегда


была научная работа, подготовка книг. Он смог
вполне отдаться этому занятию после 1866 г.,
когда нашумевшая "университетская история"
положила конец его преподавательской деятель-
ности. В составе группы либеральной профес-
суры Чичерин подал в отставку в знак протеста
против незаконных действий ректора универси-
тета С. Баршева и Министерства народного про-
свещения, пытавшихся вопреки уставу продлить
срок пребывания в должности двух старых кон-
сервативных профессоров, забаллотированных
на очередных выборах. И хотя сам Александр II,
находившийся в то время в Москве, "просил" Чи-
черина и его товарищей остаться, они вскоре по-
кинули университет. Чичерин уехал в родовое
имение - село Караул Тамбовской губернии, где

мог полностью посвятить себя научному творче-


ству [11, с. 170,171].

Впрочем, его общественная деятельность с


уходом из университета не прекратилась. Время
от времени он выступает с острыми публицисти-
ческими статьями: "Берлинский мир перед рус-
ским общественным мнением" (1878), "Дело Ве-
ры Засулич" (1878), "Вопросы политики" (1903) и
др.; увлеченно работает в земстве и однажды
даже занимает выборную должность московско-
го городского головы (с декабря 1881 г.). Это
была высшая точка общественного положения
Чичерина, наконец-то он получил возможность
показать себя на деле, пусть даже в ограниченной
сфере городского хозяйственного самоуправле-
ния. При этом его отношение к правительству ос-
тавалось вполне лояльным. В своей вступитель-
ной речи Чичерин заявил, что он "не человек
оппозиции", а "приверженец охранительных на-
чал", "глубоко и живо" чувствующий "потреб-
ность власти и порядка", и выразил готовность
"идти рука об руку с властью"; но он тут же доба-
вил, что "это не значит поступаться своими пра-
вами, а еще менее отрекаться от независимости
своих суждений" [3, с. 171, 172].

Однако господствовавшая в России бюрокра-


тия понимала солидарность с властью совсем на-
оборот. В этих кругах Чичерин слыл человеком
независимым, с твердыми убеждениями, к тому
же умным и знающим дело, а потому вдвойне не-
удобным и опасным. И было сделано все, чтобы
устранить с видной должности неугодное лицо.
Вскоре это удалось: во время коронации Алек-
сандра III Чичерин на обеде городских голов про-
изнес речь о необходимости "единения земских
людей" ради упрочения основ общественного по-
рядка [3, с. 236]. Эти весьма сдержанные выска-
зывания были представлены царю как "требова-
ние конституции", и Чичерину пришлось подать в
отставку. "Быть выданным сверху и оплеванным
снизу - вот судьба, которая слишком часто пости-
гает у нас всякую твердую мысль и всякое разум-
ное слово", - резюмировал он позднее [3, с. 113].

Число научных работ, написанных Чичери-


ным во второй половине его жизни (1867 - 1904),
чрезвычайно велико. В рамках данной статьи
возможен лишь краткий обзор этого научного
наследия. Известно, что главные вехи в творчес-
кой жизни ученого - его книги. На них мы и со-
средоточим внимание.

Сердцевина всей системы взглядов Чичерина -


его философия права. Именно так озаглавлен его
обобщающий труд, вышедший в 1900 г. Сама воз-
можность философии права как дисциплины ос-
паривалась преобладавшим в те годы в юридиче-
ской науке позитивизмом, который отказывался
от поиска сущности правовых явлений, их "при-
роды". Чичерин же доказывал, что "область права

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 65 № 12 1995




не исчерпывается положительным законодатель-
ством. ... Положительные законы суть произведе-
ния человеческой воли и как таковые могут быть
хороши или дурны. С этой точки зрения они требу-
ют оценки. ... Чтобы определить их относитель-
ную силу и достоинство, надобно иметь общие ве-
сы и мерило, т.е. руководящие начала, а их может
дать только философия" [12, с. 1,2].

Эмпиризму позитивистов Чичерин противопо-


ставил свой вариант зародившейся еще в древно-
сти концепции так называемого естественного
права - совокупности идеальных юридических
норм, которые постигаются путем философского
умозрения и призваны служить руководством для
практического законодательства. Он резко кри-
тиковал попытки трактовать право как выраже-
ние противоборства сил, интересов или как пси-
хологическое явление. По его мнению, право
есть начало метафизическое; оно является не-
отъемлемой характеристикой человеческой лич-
ности как "свободно-разумного" существа. "Пра-
во есть внешняя свобода человека, определяемая
общим законом"; внутренний же распорядок
человеческой души регулирует нравственность
[12, с. 84].

Чичерин рассматривал право и нравствен-


ность как самостоятельные и равноправные на-
чала. Именно вопрос об их соотношении стал
предметом горячей полемики между ним и
B.C. Соловьевым на страницах журнала "Вопро-
сы философии и психологии". В книге последне-
го "Оправдание добра" Чичерин усмотрел смеше-
ние этих начал, понимание права как низшей,
подчиненной ступени нравственности и допуще-
ние принудительных мер для достижения нравст-
венного идеала. Возражая Соловьеву, он доказы-
вал, что внутренняя жизнь человека, область
нравственности не подлежит юридическому зако-
ну, который по природе своей принудителен; при-
нудительная же нравственность есть безнравст-
венность [12, с. 89; 13, с. 224, 225].

Чичеринская концепция неотъемлемых прав


личности, оказавшая заметное влияние на либе-
ральную политико-правовую мысль XX столе-
тия, находится у истоков возрождения традиции
естественного права.

Очевидно, философский подход к политике и


праву позволял вывести некий умозрительный
идеал общественного порядка, что и было сдела-
но Чичериным. В политической жизни выраже-
нием этого идеала выступала конституционная
монархия, основанная на разделении власти меж-
ду монархом, аристократией и "демократией", в
жизни гражданской - совокупность личных прав
граждан, из которых важнейшее - формальное
равенство перед законом, а в международных от-
ношениях - отказ от силовых методов и установ-
ление вечного мира (это казалось Чичерину са-

мым трудным делом). Таким образом, в его


взглядах на ход истории смешивались оптимизм и
пессимизм. Он верил в реальный прогресс чело-
вечества, но мыслил его конечным, ограничен-
ным. Положительно оценивая любое движение к
идеалу правового порядка, он сомневался в жела-
тельности его достижения, ибо не знал, будут ли
люди чувствовать себя счастливее, когда перед
ними исчезнут "перспективы дальнейших стрем-
лений и битв" [12, с. 336].

Чичерин написал еще несколько крупных фи-


лософских сочинений: "Наука и религия" (1879),
"Мистицизм в науке" (1880), "Положительная
философия и единство науки" (1892), "Основания
логики и метафизики" (1894), которые в совокуп-
ности образуют стройную систему философских
взглядов, впоследствии послужившую одним из
источников возрождения русской религиозной и
идеалистической философии. Отличительной
чертой философских построений Чичерина явля-
ются их последовательный метафизический
характер, поиск вечных начал политики и права,
попытка объединить "умозрение" и "опыт", кри-
тика господствовавших в то время позитивизма и
эмпиризма за их "односторонность".

Следует отметить, что ученый придерживался


мнения (пусть и небесспорного), что в истории
мысли существует круговорот, повторение одних
и тех же идей, число которых заведомо ограниче-
но, а потому будущее развитие философии не
обещает ничего принципиально нового. Из этого
признания вытекала необходимость систематиза-
ции, упорядочения накопленного запаса идей и
концепций. Колоссальная эрудиция и начитан-
ность позволили Чичерину провести подобную
систематизацию в пятитомной "Истории полити-
ческих учений" (1869 - 1902), доведенной с древ-
ности до конца XIX в. Это сочинение не имело
аналога в предшествующей литературе. Не слу-
чайно собственные изыскания Чичерина отлича-
лись постоянным обращением к научной тради-
ции, ее критической переработкой и усвоением.

Чичерина по праву можно считать основате-


лем политической науки в России. В этом отно-
шении особенно важны его двухтомник "Собст-
венность и государство" (1882 - 1883) и трехтом-
ный "Курс государственной науки" (1894 - 1896).
Основное их содержание - учение о государстве и
границах его деятельности. В охране интересов
общества как целого, или "общего блага", по
мнению Чичерина, заключается призвание госу-
дарства, его идея, постепенно раскрывающаяся в
историческом процессе. Задачей государства
должны быть установление и сохранение право-
вого режима в обществе. К способности же госу-
дарства эффективно участвовать в хозяйствен-
ной деятельности Чичерин относился довольно
скептически: это область личной инициативы,

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 65 № 12 1995




которую государство не должно заменять, а мо-
жет только восполнять ее недостаток. Мысли
Чичерина во многом созвучны идеям неоконсер-
ватизма нашего столетия. Из русских же ученых,
на наш взгляд, особенно сильное влияние социо-
логических построений Чичерина испытал его
ученик, выдающийся историк В.О. Ключевский
(к сожалению, тема их взаимоотношений почти
не исследована).

Неожиданными выглядят углубленные заня-


тия Чичерина естествознанием, к которым, одна-
ко, его вполне логично привела разработка фи-
лософских вопросов. В 60-летнем возрасте он на-
шел силы, чтобы начать изучение физики, химии
и высшей математики. Результат его занятий тео-
ретической химией - создание собственной систе-
мы химических элементов. Этими исследования-
ми заинтересовался Д.И. Менделеев, просивший
Чичерина лично разъяснить ему все подробнос-
ти. По предложению Менделеева, он был избран
членом Русского физико-химического общества.
Однако Чичерин так и не дождался исчерпываю-
щей компетентной оценки своей работы ни со
стороны Менделеева, ни от остальных специали-
стов, и ее значение осталось не вполне ясным ему
самому [3, с. 311 -314; 14].

Итогом многолетней научной деятельности


Чичерина стала целостная система знаний об об-
ществе, связавшая воедино историю и политику,
философию и право. Вклад Чичерина в каждую
из этих областей заслуживает отдельного иссле-
дования. Его избрали почетным членом Петер-
бургской академии наук в 1893 г. Впрочем, замет-
ного участия в деятельности академии он не при-
нимал, поскольку редко бывал в Петербурге и
вообще недолюбливал этот город, считая его чи-
новничьим, бюрократическим.

Особо хочется отметить литературный стиль


сочинений Чичерина - лаконичный и вырази-
тельный, подчас не чуждый художественности.
Самые отвлеченные вопросы в его изложении
становятся доступными даже неспециалисту, а яс-
ность и мастерское развитие мысли порой
завораживают.

Наконец, нельзя не сказать еще об одном важ-


нейшем произведении Чичерина - его мемуарах,
над которыми он работал шесть лет (1888 -1894).
Они изобилуют превосходно очерченными, но
подчас весьма язвительными изображениями лиц
и характеров. Там содержатся характеристики
И.С. Аксакова, Александра II и Александра III,
Т.Н. Грановского, М.Н. Каткова, СМ. Соловь-
ева, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А. Тьера и
многих других. Чичерина-мемуариста часто упре-
кали в резкости и нетерпимости, в одностороннем
изображении людей и событий. Это мнение не
вполне справедливо. Конечно, мемуары Чичери-
на субъективны, но не более, чем любые другие

произведения этого жанра. Без обращения к ним


сейчас не обходится ни одно исследование по ис-
тории русской общественной мысли.

* * *


И в заключение о критике Чичериным марк-
сизма и социализма. В этом, как и во многом дру-
гом, он был в числе первопроходцев. Считая не-
зыблемость частной собственности важнейшей
гарантией правового порядка, ученый сразу уви-
дел огромную опасность марксизма для России -
страны, в которой отношения собственности
всегда были крайне запутанными и неустойчивы-
ми.

Он верно нащупал уязвимые стороны фунда-


мента марксистской доктрины - трудовой теории
стоимости. Здесь его мысли созвучны взглядам
представителей так называемой австрийской
школы в политэкономии, разработавшей теорию
предельной полезности. Им был отвергнут тезис
Маркса о том, что меновая стоимость товаров оп-
ределяется количеством овеществленного в них
труда; на самом деле она определяется "степенью
полезности предмета", балансом спроса и предло-
жения [15, с. 160]. По Чичерину, стоимость созда-
ется не одним только "живым трудом", как ут-
верждает Маркс, но и другими факторами - сила-
ми природы, капиталом и "направляющей волей"
(то есть деятельностью предпринимателя), без
участия которых товар зачастую просто не мо-
жет быть создан.

Были замечены и другие изъяны концепции


Маркса: игнорирование понятия качества труда,
непонимание роли технического прогресса,
изобретение таких "фикций", как "общественно-
необходимое рабочее время" и "единая общест-
венная рабочая сила" и т.п. [15, с. 169, 170]. По
мнению Чичерина, истинная цель теории Маркса
заключается в стремлении представить капита-
листическое производство "как ряд грабежей и
вымогательств", купца - как "паразита", нажива-
ющегося на своем якобы "ненужном" посредни-
честве, а пролетария - как единственного произ-
водителя и законного обладателя всех материаль-
ных благ. Между тем Чичерин был убежден, что
именно капиталистический, рыночный порядок
позволяет рабочим жить и повышать свое благо-
состояние. "Именно развитие капитала ведет к
тому, что благоприятные условия все более и бо-
лее склоняются на сторону рабочих. Чем более
умножается капитал сравнительно с ростом наро-
донаселения, тем более увеличивается требова-
ние на работу и тем более понижается процент с
капитала, а заработная плата растет" [15, с. 192].

Для Бориса Николаевича "влияние Маркса в


современном мире представляет ... самый колос-
сальный пример человеческой глупости, какой
встречается в истории мысли. Объясняется
это тем, что, когда говорят страсти, разум мол-


ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 65 № 12 1995




чит... Как орудие борьбы, учение Маркса неза-
менимо, и именно по своей полной бессмыслице"

[15 с. 227, 228].

Социализм, по Чичерину, "состоит в присвое-
нии государством всех орудий производства и в
признании его руководителем всей промышлен-
ной деятельности народа" [16, с. 403]. Единствен-
ным его результатом "будет замена главного дви-
гателя промышленного производства, личного
интереса, бюрократическою рутиною и форма-
лизмом. Известно, что таковы ... свойства всякой
бюрократии, а тем более бюрократии, обладаю-
щей монополией" [16, с. 404]. "Если же личный ин-
терес, подавленный в частной сфере, не будет
иметь иного исхода, как государственное управле-
ние, и этому управлению будут настежь открыты
карманы всех и каждого, то грабительству не будет
конца. Едва ли можно представить себе что-нибудь
ужаснее, как эксплуатация всего материального
богатства страны и всего благосостояния частных
лиц в пользу владычествующей партии. А к этому
именно ведет социализм" [16, с. 405].

При социалистической системе "единствен-


ный исход для рабочего, единственная для него
возможность выйти из подчиненного положения
- это вступить в разряд чиновников". Результа-
том будет "безмерное размножение чиновниче-
ства". Пополнить его ряды будут стремиться "все,
чувствующие в себе какие-либо способности" [16,
с. 410]. Неизбежными следствиями социалистиче-
ского хозяйства Чичерин считал также падение
производства, исчезновение тяги к изобретениям,
излишние траты, сокращение населения или
очень медленный его рост [16, с. 401 - 410].

"Социалистическое производство последова-


тельно влечет за собою социалистическое по-
требление", или коммунизм. Коммунизм, по Чи-
черину, "есть отрицание всей личной половины
человеческой природы, то есть именно того, что
делает человека единичным существом. Но так
как природу уничтожить невозможно, то насиль-
ственно подавленная человеческая личность про-
явится иным путем: она выразится в стремлении
каждого пользоваться как можно более общест-
венным достоянием, внося в него как можно
меньше со своей стороны. Чем недобросовестнее
человек, тем легче это сделать. Тут в накладе бу-
дут не худшие, а лучшие элементы. Коммунизм,
по меткому выражению Прудона, есть эксплуата-
ция сильного слабым, и не в материальном толь-
ко смысле, а также и в нравственном, это эксплу-
атация добросовестного недобросовестным" [16,
с. 413, 414].

Остается добавить, что эти строки написаны в


1881 г., когда социализм еще относился к области
смутных гипотез и предположений. Но Чичерин
как будто наяву видел то, что описывал. Черты

будущего общества "реального социализма" пре-


дугаданы им с поразительной точностью.

Впрочем, предвидение - всегда удел немногих,


Чичерин это хорошо понимал, потому и не оболь-
щался относительно успеха своих предупрежде-
ний, их способности изменить ход событий. В ста-
рости им все сильнее овладевали мрачные мысли
и настроения, вероятно, усугубленные семейны-
ми трагедиями (все трое его детей умерли, при-
чем в раннем возрасте). Ему казалось, что "не
только Россия, но и вся Европа стоит перед каки-
ми-то зловещими призраками, которые грозят
разрушением всему существующему строю чело-
веческих обществ" [3, с. 300]. Его тревожило
предчувствие "упорных войн", "нескончаемых по-
трясений и кровавой борьбы" [12, с. 336; 3, с. 300].
Но и существующее положение дел Чичерин счи-
тал невыносимым. Его страшили крайний рост
милитаризма и национального отчуждения в ми-
ре, а в России - "близорукий деспотизм, парализу-
ющий все народные силы" [17, с. 160]. Искажение
"великих реформ" Александра II его преемником
Чичерин переживал очень болезненно. Эпоха ре-
акции окончательно убедила его в необходимос-
ти немедленно ограничить самодержавие и поли-
тически обновить Россию. Однако он по-прежне-
му не видел в русском обществе сил, способных
осуществить это обновление. Поэтому для Чиче-
рина оставался открытым вопрос, придет ли оно
"путем правильного внутреннего развития или
будет куплено ценою потоков крови и гибели
многих поколений" [17, с. 159]. Но Чичерин не со-
мневался, что "рано или поздно, тем или другим
путем это совершится... Сила событий неотрази-
мо приведет к этому исходу. В этом состоит
задача двадцатого столетия" [17, с. 160].

Б.Н. Чичерин скончался 3(16) февраля 1904 г.,


спустя неделю после начала русско-японской
войны. В те дни Россия вступала в свой подлин-
ный XX век, в ту страшную эпоху войн и револю-
ций, которую Чичерин предвидел и в меру своих
сил старался предотвратить.

А. Н. ВЕРЕЩАГИН,
аспирант исторического факультета МГУ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной
    политической мысли России второй половины
    XIX - начала XX веков. М.: Изд-во МГУ, 1975.

  1. Зорькин В.Д. Чичерин. М: Юрид. лит., 1984.

  1. Воспоминания Б.Н. Чичерина. Земство и Москов-
    екая дума. М: Изд-во Сабашниковых, 1934.

  2. Воспоминания Б.Н. Чичерина. Москва сороковых
    годов. Т. I. M.: Изд-во МГУ, 1991.

  3. Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в
    XVII веке. М.: Типография А. Семена, 1856.

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 65 № 12 1995






  1. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Типография Грачева и К°, 1866.

  2. Герцен A.M. Былое и думы. Т. II. М.: Худож. лит., 1982.

  1. Воспоминания Б.Н. Чичерина. Путешествие за
    границу. Т. II. М.: Изд-во Сабашниковых, 1932.

  2. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М.: Типо-лито
    графия товарищества И.Н. Кушнерев и К°, 1903.

  1. Ключевский В.О. Памяти Т.Н. Грановского //
    Собр. соч. Т. VIII. М.: Мысль, 1989.

  2. Воспоминания Б.Н. Чичерина. Московский университет. Т. III. M.: Изд-во Сабашниковых, 1932.

Чичерин Б.Н. Философия права. М.: Типо-лито-
графия товарищества И.Н. Кушнерев и К°, 1900.

  1. Чичерин Б.Н. Вопросы философии. M.: Типо-ли-
    тография товарищества И.Н. Кушнерев и К°, 1904.

  2. Чичерин Б.Н. Система химических элементов.
    Вып. 1-2. СПб., 1888-1889.

  3. Чичерин Б.Н. История политических учений. Ч. V. М.: Типо-литография товарищества И.Н. Кушне-
    рев и К°, 1902.

  4. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. I.
    М.: Типография Грачева и К°, 1882.

  5. Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столе-
    тия. Берлин: Штейниц, 1901.




ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 65 № 12 1995


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет