А.Л. Осипян: Идея священной войны в средневековом исламе и христианстве в современной западной историографии. 6/07/2009
По материалам международного семинара «От священной войны к мирному сосуществованию. Разнообразие крестоносного движения и военных орденов» (“From Holy War to Peaceful Co-habitation. Diversity of Crusading and the Military Orders”. Budapest, July 14-25, 2008).
Вопросы логистики крестоносцев. Сколько денег было необходимо крестоносцу для совершения путешествия. Какие транспортные средства использовались на суше и на море, в том числе для переправы через Босфор и Дарданеллы. Длительность путешествия и средняя скорость продвижения. Особенности продвижения по территории подконтрольной мусульманам-сельджукам. Отсутствие дорог. Отсутствие продовольственных рынков по пути следования – следовательно, отсутствие больших запасов продовольствия, необходимых для приблизительно 15 000 крестоносцев. Невозможность купить продовольствие приводила к конфликтам с местным населением. Путешествие по морю было гораздо дороже и не всегда предсказуемым, поскольку зависело от ветра и бурь. Тем не менее, плавание было более удобным, поскольку совершали его опытные моряки, знавшие маршрут движения, им были известны необходимые для путешествия запасы продовольствия, наконец, плавание позволяло избегнуть контактов, а значит и конфликтов, с местным населением. (Alan V. Murray, Leeds University, Great Britain)
Ведение военных действий. Значение унаследованных местных знаний (native skills). Отряд состоял из жителей одной местности, не имевших опыта совместных действий за пределами своей группы, у отрядов – не было опыта взаимодействия с другими отрядами. Армия функционировала как множество отдельных отрядов, составлявших сеть, не способную к массовому целенаправленному действию. Крестовые походы были идеологическим проектом, поэтому организация их была весьма дорогостоящим делом. Крестоносцы были обречены на поражение в борьбе с мамлюкским Египтом. (John France, University of Wales, Swansea)
Роль рыцарских орденов в борьбе с сарацинами в Святой земле. В отличие от крестоносцев-гастролеров, которые, выполнив крестоносный обет, спешили вернуться на родину, «франки», постоянно жившие в Леванте, гораздо лучше знали его природно-климатические условия и военное искусство сарацин, чтобы оказывать им более эффективное сопротивление. Особенно важную роль играли рыцарские ордена, созданные в конце XI – начале XII вв. Всего их насчитывалось около 70. Многие из них просуществовали не долго, другие занимались исключительно заботой о паломниках или выкупом пленных. За несколько десятилетий ордена тамплиеров и госпитальеров достигли высокого уровня самоорганизации. Ярким примером этого может служить их быстрое возрождение после страшного поражения под Хаттином в 1187 г. Несмотря на то, что был утрачен Иерусалим и их штаб-квартиры, погибли магистры и большинство рыцарей, оба ордена восстановили свои структуры сразу же после поражения. (Jochen Burgtorf, University of California, Fullerton)
Большое внимание было уделено археологическим раскопкам и реконструкции замков крестоносцев в Сирии и Палестине, Трансильвании и Прибалтике. Основные этапы развития оборонного зодчества. Силы необходимые для защиты замка. Влияние замка на экологию округи – обработка земель, вырубка лесов, новые домашние животные, колонизация, местное и пришлое население, рабство в пограничных регионах. В Прибалтике замки крестоносцев возводились на месте разрушенных языческих святилищ, меняя, таким образом, сакральную топографию региона. (Hugh Kennedy, London University; Ronni Ellenblum, Hebrew University, Jerusalem; Aleks Pluskowski, University of Reading; Michaela Sinibaldi, University of Florence; Jozsef Laszlovszky, CEU; Balász Major, Catholic University, Budapest)
Поздние крестовые походы XIV-XV вв. и их проекты как культурное явление. В XIV веке Иерусалим постепенно перестал быть целью крестоносных проектов. Основные усилия были перенесены на борьбу с турками. Орден Госпитальеров св.Иоанна на Родосе (до 1523 г.): охрана морских путей как защита христианства. (Jürgen Sarnowski, Hamburg University) Чудачество и напрасная трата сил или практические мероприятия? Венгрия – Лайош Великий (1348-1382) и Сигизмунд (1387-1437). (выступления венгерских историков Attila Bárány, László Veszprémy). Скандинавия – Христиан I (1471, предложил в Регенсбурге поход против турок) и Христиан II (1513-1523) (1520, поход на Гренландию как полуостров Азии с выходом на Иерусалим). Иоганн (1481-1513) в 1495 г. обратился к папе с предложением о крестовом походе против Москвы. (Kurt Villads Jensen, Janus Møller Jensen, University of Southern, Denmark)
Выступление профессора Мишеля Балара1 «Джихад, священная война и крестоносное движение» (“Djihad, Holy War and Crusading”) 17 июля 2008.
По мнению Мишеля Балара идея священной войны зародилась на средневековом западе в середине XI века. Папа Урбан II о добродетельной войне. Крестовый поход как новая разновидность спасения. Влияние реконкисты в Испании на формирование негативного образа мусульман и необходимости войны с ними. В современных хрониках нет упоминаний понятия «крестовый поход» и чрезвычайно редко встречается термин «священная война». Как правило, хроникеры использовали термины expeditio и peregrinatio, то есть «паломничество» для того, что мы обозначаем термином «крестовый поход» (crusade). По мнению М.Балара самими крестоносцами их участие в крестовых походах воспринималось именно как паломничество в Святую землю для достижения спасения. Крестовый поход был эсхатологическим явлением. Крестоносцы, особенно участники первого крестового похода, использовали библейские модели во время военных действий. Так, например, при осаде Антиохи и Иерусалима крестоносцы обошли их 7 раз так, как это делали евреи при осаде Иерихона. В современной французской историографии проф.Балар выделил два основных типа исследований: 1) важность институтов – церковь и папа; 2) роль одержимых (lead people) и бедняков.
Джихад – путь к аллаху, усилие, направленное к некой цели, борьба со страстями – внутренний джихад. Упоминания джихада в Коране: 22 раза касаются внутреннего джихада – морального самосовершенствования. Идея завоевания предшествовала теории джихада. Завоевания стали джихадом уже в первом веке Хиджры. Джихад – коллективная обязанность всех мусульман, должен вестись для распространения ислама во всем мире до воскресения в конце времен. Любое перемирие с неверными – временное.
В первые века христианство отрицало войну как таковую: солдат может быть христианином, но христианин не может быть солдатом. Нашествие сарацин, венгров и норманнов вызвало изменение в отношении церкви к войне. Появились молитвы, призывавшие к войне с неверными для защиты церкви. Григорий VII использует такие понятия как: milites sancti Petri, milites Christi. В крестоносном послании папы Урбана II основанием для похода, обеспечившими успех крестоносной пропаганды, были: паломничество в Святую землю и помощь восточным христианам.
Приход франков на Восток активизировал разработку идеи джихада: ал-Сулами «Китаб ал-Джихад», захват Эдессы в 1148 г. – джихад всеобщая обязанность (три придворных поэта Занги), Нураддин (1146-1164) – святость Иерусалима и Палестины, восстановление единства мусульман против франков.
Сопоставление крестовых походов и джихада, составленное А.Л.Осипяном в виде таблицы по материалам выступления проф.М.Балара 17.07.2008
Крестовый поход
|
Джихад
|
Христианство отрицало войну как таковую и только через несколько веков постепенно выработало идею священной войны
|
Идея и практика священной войны присущи исламу изначально
|
Война как вынужденное средство защиты церкви от неверных
|
Джихад как одна из пяти обязанностей каждого мусульманина и как средство распространения ислама
|
Священная война как одноразовое явление для возвращения утраченных на Востоке святынь
|
Джихад должен вестись постоянно до конца света, перемирия могут быть только временными
|
Цель: паломничество, освобождение ранее утраченных Иерусалима и Святой земли, помощь восточным христианам
|
Цель: покорение неверных и установление политического господства без обязательного обращения христиан и иудеев
|
Ни крестовый поход, ни джихад не преследовали миссионерских целей
|
Возможное взаимовлияние:
|
Влияние джихада в ходе реконкисты на возникновение у христиан идеи священной войны как одного из средств спасения
|
Влияние крестовых походов на представление мусульман, что Иерусалим и Палестина являются священной землей ислама наряду с Меккой и Мединой. Необходимость восстановления единства мусульман для борьбы с франками
|
1 Michel Balard, Université Paris 1 Panthéon-Sorbonne. Также Мишель Балар является председателем Общества Латинского Востока. Проф. Балар автор и издатель таких книг как: Balard, Michel. La Romanie genoise; XIIe-debut du XV siecle. Rome: Ecole Francaise de Rome, 1978; Idem. Gênes et l’Outre-Mer. T.1:Actes de Caffa du notaire Lamberto di Sambuceto. 1289-1290. Paris, La Haye: Mouton & Co, 1973; Idem. Gênes et l’Outre-Mer. T.2: Actes de Kilia du notaire Antonio di Ponzo. 1360. Paris, La Haye, 1980; Balard, Michel et Alain Ducellier (eds). Migrations et diasporas mediterraneennes: Xe – XVIe siècles: actes du colloque de Conques, octobre 1999. Paris: Publications de la Sorbonne, 2002
Достарыңызбен бөлісу: |