Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 3
Соборное Уложение 1649 года. Общая характеристика 4
Заключение 14
Список источников: 15
Введение
В XVII веке оформляется система законодательства крепостнического государства. В 1649 года Земским Собором было принято «Соборное Уложение» - кодекс действующих русских законов, просуществовавший в качестве единственного общерусского свода до 1830 года. Этот памятник, содержащий более 900 статей, является ценнейшим источником по социально-экономической, политической, культурной истории России.
В Соборном Уложении нашли свое отражение такие процессы, как складывание абсолютистского государства, консолидация господствующего класса и утверждение его привилегий, оформление системы крепостничества. Именно 1649 года считается годом окончательного оформления крепостного права на Руси.
Соборное Уложение 1649 года явилось важным этапом развития в России юридической техники. Оно стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.
Объект исследования – общая характеристика Соборного Уложения 1649 года.
Задачи работы:
- рассмотреть особенности принятия Соборного Уложения;
- исследовать основные положения Соборного Уложения.
В работе использован текст Соборного Уложения, а также работы авторов по истории государства и права России.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Соборное Уложение 1649 года. Общая характеристика
Соборное Уложение 1649 года – крупнейший памятник русского феодального права, представляющий собой кодификацию всех основных отраслей законодательства1.
Созданию Соборного уложения предшествовала полоса острейших социально-политических кризисов в Русском государстве.
Очередной московский бунт 1648 года закончился созывом 16 июля 1648 года Земского собора, на котором была образована комиссия для подготовки Уложения (во главе с князем Н.О.Одоевским).
В январе 1649 года 315 членов Собора утвердили Уложение своими подписями, в апреле-мае книги были напечатаны (впервые в истории России).
Источниками Соборного Уложения 1649 года стали Судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора), Стоглав, литовское и византийское законодательство.
Соборное Уложение 1649 года отличалось весьма высокой для своего времени юридической техникой.
Уложение открывалось (впервые) обширной преамбулой, где провозглашалось соответствие права постановлениям «Святых Апостолов» и утверждалось равенство суда по всем делам и для всех чинов (конечно, в соответствии с понимаемой в то время сословностью). Язык Уложения был доступным и понятным, тогда как в Европе юридическая терминология отличалась отвлеченностью. Оно было последним крупным правовым актом, идеологически основанным на религиозно-православном понимании юридических и политических процессов.
Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена «урочных лет» и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собственностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество.
Соборное Уложение завершило долгий процесс складывания крепостного права, прошедший ряд этапов. Со времен Киевской Руси существовали различные категории несвободных крестьян (закупы, радовичи). Судебник 1497 года ограничил переход крестьян на другие земли двумя неделями в году (до и после Юрьева дня), ввел плату «за пожилое», которую крестьянин, уходя, должен был уплатить феодалу. В 1581 году были впервые введены «заповедные лета», когда переход запрещался безусловно. В 1592 году закончено составление писцовых книг. В 1597 году был введен пятилетний срок сыска крестьян, бежавших после 1592 года. В 1607 году был введен пятнадцатилетний срок сыска. Наконец, в 1649 году было окончательно оформлено крепостное право. Крепостное право – это зависимость крестьянина от феодала (или от феодального государства) в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанная на прикреплении крестьянина к земле.
Уложение признавало за дворянином право передачи поместья по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец. Таким образом, две формы феодальной собственности – вотчина и поместье – сближались. Было ограничено церковное землевладение. Создание Монастырского приказа ставило церковное землевладение под контроль государства. Белые слободы были ликвидированы. Их население обязано платить тягло. Посадские люди также прикреплены к общине, как крестьянин к феодалу. Служилые люди по прибору – стрельцы и др. – со своих торгов и промыслов обязаны были платить государственные налоги.
Уложение состояло из 967 статей и делилось на 25 глав, представляющих целостные направления (о суде, о вотчинах, о богохульниках и т.д.), хотя четкое и последовательное разделение по отраслям права еще отсутствовало.
Глава 1-я состояла из девяти статей: первая из них назначала наказание богохульникам – сожжение: «а будет сыщется до пряма, и того богохульника, обличив, казнити – сжечь». Вторая статья назначала смертную казнь тому, кто произведет в церкви мятеж и не даст окончить литургию. Следующие затем семь статей были составлены также против нарушителей церковного благочиния.
В иных источниках права, которые существовали до Соборного Уложения, кодификации преступлений против религии и церкви не было.
Во второй главе уложения говорилось о государственной чести и здоровье государя. Бунтовщикам и изменникам за покушение на жизнь государя назначалась смертная казнь. Кроме того, за данные преступления был закреплен такой дополнительный вид наказания, как конфискация имущества. Еще одним преступлением был государственный заговор.
В третьей главе были закреплены положения о государевом дворе. Запрещалось ссориться на государевом дворе, ходить на государев двор с оружием или стрелять из луков и пищалей, совершать хищения в государевых селах.
Небезынтересно, что впервые же столь высокое значение двора было юридически закреплено именно в соборном Уложении, что должно было подчеркнуть могущество и власть русского царя, а именно Алексея Михайловича. Вероятно, одной из причин введения новых жестких требований стали события 1648 года, когда по стране прошла череда восстаний. Во главе московских волнений были посадские люди, громившие дворы бояр и купцов и которые «приходили... скопом во дворец с великим невежеством»2, требуя решения по своим челобитьям.
Новый закон об охране чести и покоя государева двора требовал строго соблюдения норм поведения и уважения к государевой резиденции. Нельзя было произносить бранные слова и устраивать драки и ссоры: за «бесчестье словом в его государьских палатах... посадити в тюрму на две недели, чтобы на то смотря, иным неповадно было впредь», а «кто в государеве дворе кого задерет, из дерзости рукою и за честь государева двора посадити его в тюрьму на месяц». На царском дворе запрещено было появляться с оружием и тем более использовать его при государе «ис пищалей и ис луков без государева указу не стреляти». Мерой наказания за ослушание служило отсечение руки виновному3.
Восьмая и девятая статьи главы III Уложения были призваны защитить владения государя, поскольку все, что находилось на московском дворе и в подмосковных царских селах, принадлежало ему; за кражу с двора наказывали кнутом, тот, кто попадался третий раз с краденым «в государеве дворе... за то отсечь рука».
В четвертой главе Соборного Уложения говорилось о составителях фальшивых грамот, актов и других бумаг, а также о фальшивых подписчиках и подделывателях печатей.
Пятая глава закрепляла нормы об ответственности за фальшивомонетничество.
Согласно положениям шестой главы выдача паспортов или проезжих грамот для отправления за границу была предоставлена воеводам по всем городам; «кто же поедет в чужую землю без проезжей грамоты, того бить кнутом».
В седьмой главе закреплялись положения о военной службе. Московские ратные люди в мирное время содержались за счет данных им поместий и других источников, в военное же время получали от государя особое денежное жалованье, смотря по службе. Обычай давать ратным людям денежное жалованье во время войны был известен и прежде, но по Уложению он стал постоянным законом. Ратные люди высылались на службу городскими воеводами и должны были являться на службу со своими запасами; придя на службу, обязаны были оставаться при полках до конца похода или до роспуска. За побег наказывали кнутом, за второй побег, кроме того, лишали части поместья, за третий побег – забирали поместье.
Старые, больные и увечные воины, которые по осмотру освобождались от службы, должны были направлять вместо себя своих детей или других родственников не моложе 18 лет.
Особые формы наказания были за побег во время военной действий. В Уложении было указано, что если ратный сбежит со сражения домой, то его били кнутом и забирали половину поместий и денежных окладов. За шпионаж и измену применяли смертную казнь в виде повешения и полностью конфисковывали имущество4.
В восьмой главе Соборного Уложения были закреплены положения о выкупе пленных. Для выкупа пленных по переписным книгам собирали в городах и в церковных имениях со двора по 8 денег, в дворцовых, черных землях, помещичьих и вотчинных землях – со двора по 4 деньги, со служилых людей, стрельцов, казаков и др. – со двора по 2 деньги. Собранные деньги ежегодно полагалось доставлять в Посольский приказ. За выкуп давали: за дворян и детей боярских, которые «взяты на боях», со ста четвертей их оклада – по 20 руб., а которые «взяты не в бою» – со 100 четвертей по 5 руб., за московских стрельцов – по 40 руб., за окраинных казаков – по 25 руб., за посадских людей – по 20 руб., за крестьян – по 15 руб. за человека.
В девятой главе Уложения говорилось о налогообложении и таможенных платежах (мытах). Так, освобождались от платежа мытов и перевозов все служилые люди и их слуги, едущие по государевым делам; во-вторых, на мытах и перевозах в городах и государевых селах могли быть головами и целовальниками только посадские люди и крестьяне дворцовых сел; в-третьих, новых мытов и перевозов без государева указа полагалось не заводить, а старые мыты и перевозы и сами дороги содержать в исправности тем владельцам, которые пользовались мытными и другими пошлинами. А если владельцы отказывались содержать в исправности мосты и дороги и кто-то терпел убыток от проезда по таким дорогам, то этот убыток возмещал владелец дороги. Дороги нельзя было топить запрудами и запахивать. За нарушение этого правила виновный прокладывал новую дорогу. Также не полагалось делать пруды, строить плотины и мельницы, забивать заколы и езы на судоходных реках или же строить плотины и езы с воротами для пропуска судов.
Десятая глава Уложения была самой большой по объему. Она была посвящена суду. Статьи десятой главы разделялись на два раздела: в первом говорилось о судопроизводстве, а во втором – об узаконениях о гражданском частном праве.
В Уложении говорилось о трех судебных инстанциях:
- суд наместника или воеводы;
- суд боярский по приказам;
- суд царский в государевой палате.
Соборное Уложение предусматривало две формы процесса: розыск и суд. Розыскной процесс (инквизиционный) применялся по всем уголовным делам, розыск мог начинаться без заявления потерпевшего, по инициативе государственного учреждения. Опрос свидетелей, применение пыток были неотъемлемыми элементами розыска. Суд (обвинительно-состязательный процесс) сохранился, как правило, по незначительным преступлениям. Суд начинался с подачи заявления потерпевшим и мог быть прекращен в связи с примирением сторон: «А будут которые истцы и ответчики начнут мирится до совершения судных дел: и им о том велеть приносити к судным делам мировые челобитныя за своими руками...». Большое значение имели свидетельские показания. Уложение определяло «общую ссылку», когда обе стороны ссылались на одних и тех же свидетелей и «ссылку из виноватых», то есть свидетелей одной стороны. Если показания хотя бы одного из свидетелей, на которого ссылается сторона, не совпадают с утверждением стороны, сторона проигрывала дело. В качестве доказательства применялись так называемые общий обыск – опрос всего населения относительно фактов совершения преступления и повальный обыск – опрос местных жителей относительно конкретного подозреваемого.
В Уложении были закреплены положения о государственных пошлинах (судные пошлины). Уложение назначало судные пошлины с рубля по гривне, с пересуда по шести алтын – по четыре деньги, правого десятка – четыре деньги.
Интересна была практика выдачи опасных грамот. «Если кто будет жаловаться на другого, что он похваляется убить его, в таком случае выдавалась на похвальщика опасная грамота».
В одиннадцатой главе говорилось о суде в крестьянах. Уложение отменило все сроки давности и предписывало бессрочно возвращать всех беглых крестьян тем владельцам, за которыми они или отцы их записаны по писцовым книгам 1626 или по переписным книгам 1646 и 1647 годов. Уложение закрепляло правило о том, что если крестьянин или крестьянка вступят в брак у другого владельца, то возвращаются к прежнему владельцу со всем семейством. Также Уложение запрещало владельцам переводить крестьян со своих поместных земель на вотчинные.
Глава двенадцатая Уложения говорила о суде патриарших приказных и дворовых людей и крестьян. По этой главе на людей, живущих в патриарших домовых вотчинах и вообще состоящих на службе у Патриарха, полагалось искать суда только на Патриаршем дворе, а если патриаршие судьи решат дело несправедливо, то жаловаться государю и переносить дело из Патриаршего приказа в Боярскую думу.
Тринадцатая глава закрепляла положения о Монастырском приказе. По челобитью всех людей Московского государства Монастырский приказ был учрежден для того, чтобы в нем производились все дела по искам на митрополитов, архиепископов и епископов и на их приказных и дворовых людей и крестьян, а также на монастыри, священников и на весь церковный причет. Ранее эти иски рассматривались в Приказе Большого дворца. В этой же главе говорится о запрете приводить к крестному целованию священников и людей духовного чина.
В четырнадцатой главе говорилось крестном целовании. При крестном целовании было необходимо присутствовать дворянину и подьячему для береженья и из сотен целовальникам, а крест целовать в сентябре и октябре с 2 до 6 часов дня, в ноябре, декабре, январе и феврале – с 1 до 5 часов дня, в марте, апреле, мае и июне – с 2 до 7 часов дня, в июле и августе – с 3 до 6 часов дня, причем согласно прежнему порядку каждый раз ходить ко кресту три дня подряд. Нарушителей правил полагалось бить кнутом на торгах три дня, посадить в тюрьму на год.
В главе 15 были закреплены положения о вершенных делах и о третейском суде. Нельзя было вновь рассматривать уже рассмотренные дела и принимать по ним жалобы. О третейском суде было сказано, что истец и ответчик, согласившиеся на рассмотрение дела третейским судом, обязаны исполнить решения последнего.
Шестнадцатая глава говорила о поместных землях. В ней были закреплены положения:
- о том, сколько давать поместий каждому чину;
- о правилах мены поместных земель между помещиками-вотчинниками;
- о сдаче поместий стариками, вдовами и девицами;
- об отдаче поместий после умерших помещиков их женам и детям на прожитие и как им пользоваться прожиточными поместьями;
- о том, как давать поместья вновь по челобитьям служилых людей, а также об отдаче разных угодий помещикам на оброк и с каких земель производить поместную раздачу и в какой мере;
- о том, каким образом одабривать поместные земли, то есть на сколько четвертей давать больше средней и худой земли против доброй земли;
- о запрете давать поместья из государевых земель патриаршим боярским детям и решеточным приказчикам в земском приказе;
- о запрете дворянам и детям боярским в целях уклонения от службы продавать и отдавать в заклад свои поместья.
В главе 17 закреплялись положения о вотчинах. Различались родовые и выслуженные вотчины и покупные. Рядовые и выслуженные вотчины отдавались дочерям и родичам. Жене покойного давалось на прожиток только из поместий и купленных вотчин и лишь за неимением их назначалось из родовых и выслуженных в пожизненное владение. Дочерям выдавались выслуженные и родовые вотчины только тогда, когда не было сыновей-наследников. Для выкупа родовых вотчин назначалась 40-летняя давность. Запрещалось продавать, закладывать и отдавать на помин души вотчины монастырям, церквям и епископам. Кроме того, вотчинники, поступая в монастырь сами, должны были сначала продать свои вотчины или передать их родственникам.
В 18 главе закреплялись положения о печатных пошлинах. Существовало несколько видов пошлин:
- 1-й вид – пошлины от выдачи разных грамот, крепостей и записей на владение поместными и вотчинными землями, в этом разряде пошлины определялись четвертями земли;
- 2-й вид – пошлины с отдачи на откуп казенных сборов. Мерой были проценты с откупного рубля;
- 3-й вид – пошлины с исковых и управных дел. Пошлины рассчитывались, исходя из условий дела, по его цене;
- 4-й вид – пошлины от определения к должностям и от выдачи привилегий. На каждый разряд грамот назначалась особая печатная пошлина.
Глава 19 говорила о посадских людях. Уложение относило к собственности государя все принадлежавшие частным людям слободы в городах, населенные ремесленниками и торговыми людьми. Лица всех сословий, если они занимались торговыми и другими городскими промыслами, причислялись к промыслам к тяглым городским людям.
Глава 20 запрещала принимать в холопы боярских детей, верстанных и неверстанных, посадских и других чинов людей, а также крестьян с черных и владельческих земель, беглых холопов и крестьян. По Уложению в холопы принимались только вольные люди и холопы с отпускными от прежних господ. Также в этой главе говорилось о разных крепостях на холопство и о разных видах холопов: полных, докладных, кабальных и др. Были закреплены нормы о суде над беглыми холопами и о порядке освобождения и отпуска холопов.
Глава 21 содержала нормы о разбойных и татебных делах. Все такие дела велись в Разбойном приказе. В уездах и городах, где были губные старосты, такие дела вели губные старосты и целовальники, а где не было старост – воеводы и приказные люди.
Уложение назначало наказания за кражу: за первую кражу – кнут, отрезание левого уха, тюремное заключение, работу в кандалах на два года, а после двухлетней работы – ссылку на жительство в окраинные города; за вторую кражу – также наказание кнутом, отрезание правого уха, четырехлетнее заключение в тюрьме и работу в кандалах, а затем ссылку на жительство в окраинные города; за третью кражу – смертную казнь.
В 22 главе закреплялись положения о применении различных наказаний. Смертная казнь назначалась убийцам отца, матери, сестры, брата, господина, наругателям слугам, которые самовольно, зазвав постороннего человека на господский двор, изувечили его, зачинщикам смут, женам – убийцам своих мужей (живых закапывать в землю), мусульманам, которые обратили русского человека в свою веру (их жечь), женщинам, которые убили свое незаконнорожденное дитя. Наказание кнутом назначалось: детям, непочтительным к родителям, развратителям и развратницам. Тюремное заключение применялось к отцу или матери, убившим сына или дочь. Слуге, который поднимет оружие на господина, назначалось отсечение руки5.
Двадцать третья глава Уложения закрепляла положения о стрельцах. Данная глава составлена на основании Узаконения 1609, по которому предписывалось судить стрельцов в Стрелецком приказе по всем делам, кроме разбоя и татьбы с поличным.
Глава 24 Уложения – об атаманах и казаках. По Уложению с атаманов и казаков было узаконено не брать пошлин по судным делам, если иск не будет превышать 12 руб. Были предусмотрены и иные льготы.
Глава 25 Уложения запрещала торговать вином не на кружечных дворах, а также держать у себя и продавать табак и назначала правила, как судить за корчемство и чем наказывать корчемников и табачников. Правила о преследовании неправильной торговли вином составлены по узаконениям царей Федора Ивановича и Бориса Федоровича Годунова; по этим правилам наказывались штрафами как продавцы, так и покупатели корчемного вина. В этой главе также были закреплены правила о преследовании за торговлю табаком.
Таким образом, Соборное Уложение 1649 года стало крупнейшим памятником русского феодального права, в котором впервые были кодифицированы основные отрасли российского законодательства.
Заключение
Соборное уложение 1649 года – кодекс законов Русского государства, принятый Земским собором 1648-1649 гг.
Соборное Уложение было опубликовано в 1649 году. Всего содержит 25 глав, 967 статей.
В Соборном Уложении были разработаны вопросы государственного, гражданского, административного и уголовного права и порядка судопроизводства.
Принятием Соборного уложения окончательно было оформлено крепостное право. Устанавливалось право бессрочного сыска крестьян и возвращения прежнему владельцу.
Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.
Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии юридической техники. Оно стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.
Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства по богатству юридического материала. Вплоть до первой половины ХIХ века оно являлось основным законом России.
Список источников:
1. Абдулмеджидов М.Г. Формирование уголовно-исполнительных органов России в XVI-XVII вв.//История государства и права. 2009. № 3.
2. Беляев И.Д. История русского законодательства: Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям/МВД России. – СПб.: Университет Санкт-Петербурга; Лань, 1999.
3. Борисов О.В. Первые письменные правовые памятники Руси//Российская юстиция. 2008. № 5.
4. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юрист, 2003.
5. История отечественного государства и права России: Учебник/Под ред. Ю.П.Титова. – М.: 2004.
6. История отечественного государства и права: Учебник/Под ред. О.И.Чистякова. – М.: Юрист, 2003.
7. Кармановский М.С. Развитие русского уголовного законодательства в XV-XVII веках//История государства и права. 2008. № 5.
8. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. – М.: 2000.
9. Кудинов О.А. История отечественного государства и права. – М.: 2005.
10. Платонов С.Ф. Московские восстания 1648 года. Т.I. М.: 1912.
11. Прокопович Г.А. История развития частного и публичного права в России//История государства и права. 2007. № 17.
12. Светлова Е.А. Царский двор в правление Алексея Михайловича: законодательство о его защите и практика управления//История государства и права. 2008. № 7.
13. Тихомиров Н.М., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. – М.: 1961.
14. Щербаков С.Н. Реформа «посадского строения» 1648-1652 гг.: государственно-правовой аспект//История государства и права. 2008. № 6.
15. Юшин В.Ю. Историко-юридическая характеристика военно-уголовного законодательства России//Военно-юридический журнал. 2008. № 4.
Достарыңызбен бөлісу: |