Спецсеминар
Современное театральное пространство
(Режиссерский театр: поиски нового языка)
Программа спецсеминара предполагает углубленное изучение теоретических проблем, актуальных для развития театра XX-XXI вв. Занятия будут посвящены анализу теоретических концепций режиссерского театра и их практическому воплощению в европейских и российских спектаклях прошлого и нынешнего столетий. Занятия в рамках спецсеминара предполагают знакомство с основными концепциями драмы, актерской игры и режиссерской деятельности, возникавших на протяжении XX века и развивающихся сегодня, их совместный анализ в режиме обсуждения разнообразных околотеатральных текстов и самих спектаклей.
Примерная программа спецсеминара:
Театральный переворот в театре XX века: рождение режиссерского театра.
Основные характеристики дорежиссерского театра.
Европейская новая драма. Концепция новой драмы. Эмиль Золя. Август Стриндберг.
Бытовая драма. Ибсен, Стриндберг, Гауптман.
Символистская драма. Метерлинк, Леонид Андреев.
Рождение поэтического театра. Лирическая драма. Гуго фон Гофмансталь, Ф.Г.Лорка, А.Блок.
Габриэле Д’Аннунцио.
Оскар Уайльд и Бернард Шоу.
Чехов.
Андре Антуан и Поль Фор.
Экспресссионистский театр в Германии. Поэтика экспрессионистской драмы. Макс Райнхард.
Эдвард Гордон Крэг.
Адольф Аппиа.
Воспитание актера. Система физических упражнений Жака-Делькроза и Айседоры Дункан.
Актерское искусство конца XIX-начала XX века. Сара Бернар и Муне-Сюлли. Томмазо Сальвинии. Эрнесто Росси. Элеонора Терри и Генри Ирвинг. Александр Моисси.
Система Станиславского. Деятельность МХТ.
Конструктивизм и биомеханика в творчестве Вс. Э. Мейерхольда.
Н.Евреинов как «русский Арто».
Режиссерская деятельность Е.Б. Вахтангова.
Деятельность Сергея Волконского.
Камерный театр А.Я. Таирова.
Система Михаила Чехова.
Политический театр Германии 1920-х гг. Бертольт Брехт и концепция "эпического театра".
Театр итальянских футуристов. Луиджи Пиранделло.
Французская интеллектуальная драма (Жан Жироду, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). "Театр жестокости" Антонена Арто.
Американский театр ХХ века. Драматургия Юджина О'Нила, Теннеси Уильямса, Эдварда Олби.
Послевоенный западный театр.
Джорджио Стреллер.
Режиссерская деятельность Питера Брука.
«Театр бедный» Ежи Гротовского. Трансавангард 60-х -- 70-х гг.
Феномен советского театра. Театр как политическая трибуна. Театр в ситуации «железного занавеса». «Современник» как лицо театра 1960-х. Театр на Таганке Юрия Любимова как лицо театра 1970-х. Анатолий Эфрос. Феномен театра-студии и поэтика самодеятельного театра. Марк Захаров и язык театрального шоу. Театр Г.Товстоногова. Диктат вербальности в советском театре.
Поиски нового языка в современном театре. Контркультурная эстетика новой драмы. New writing. Вербатим. Статус слова в современном театре. Линия «демиургического» театра. Сближение театра с визуальными практиками. Театр и перфоманс. Театр и современные технологии. Медийные средства в современном театре.
Достарыңызбен бөлісу: |