Национально-культурная автономия в литовском местечке Жеймялис (1919 1925)
Статья первая
Аннотация
На основе переведенных на русский язык разноязычных архивных документов Еврейской общины литовского местечка Жеймялис описана практика реализация в нем концепции национально-культурной автономии, бурно обсуждавшейся в начале 20 века специалистами по национальному вопросу. Рассмотрены процесс создания Общинного совета евреев местечка и три направления его деятельности: школьное, строительно-техническое и социальной помощи. Библ. 74 наим.
Ключевые слова:
Национально-культурная автономия, Литва, Жеймялис, еврейская школа, синагога, миква, социальная помощь.
Литература, посвященная концепции национально-культурной автономии как способу разрешения национального вопроса, начиная с книги Отто Бауера 1907 года1 до закона «О национально-культурной автономии»2, принятого в 1996 г. Российской Федерацией, достаточно обширна. Попытка реализация этой концепции евреями в Литве в 1919 1925 гг. описана на макроуровне, то есть по Литве в целом3. Опишем, опираясь на коллекцию документов литовского местечка Жеймялис4, как выглядела эта попытка на микроуровне, то есть в отдельном местечке.
Организация еврейского самоуправления в Жеймялисе началась летом 1919 года с письма министра по еврейским делам Литвы М. Соловейчика. Он предложил провести выборы в общине, чтобы создать орган, управляющий всеми еврейскими делами5. К тому времени в Жеймялис уже вернулась часть евреев 68 семей (261 человек)6, так как в мае 1915 г. всех евреев из него выселили7. Вообще же по переписи 1897 года в местечке числилось 679 евреев8.
Циркуляр, затем поступивший в Жеймялис из Министерства по еврейским делам, предписывал избрать Общинный совет из 7 человек. Циркуляр устанавливал строгий порядок выборов. Правом голоса пользовались евреи обоего пола не моложе 20 лет. Для проведения выборов создали организационную комиссию (председатель М. Тух, секретарь А. Эрлих). В конце июля 1919 г. она представила список из 140 избирателей.
На общем собрании евреев местечка были предложены кандидаты в будущий Общинный совет. Организационная комиссия вручила избирателям бюллетени для голосования. Каждый мог подать голос за вписанных кандидатов, или внести в бюллетень до 7 кандидатов самостоятельно. В день выборов следовало вернуть бюллетень в запечатанном конверте, передать конверт члену комиссии и тот в присутствии избирателя опускал конверт в урну9.
14 августа 1919 г. от военного коменданта Пасвалисского уезда было получено разрешение провести выборы. Они состоялись в воскресенье 31 августа. Из 140 избирателей в них участвовали 110 человек. Подсчет голосов комиссия провела вместе с приглашенным ею раввином местечка Яков-Дов Рапопортом. В первый Общинный совет оказались избранными: Натан Тух, Моше Левитан, Шлейме Грин, Зелда Яцкан, Э. Милюнский, Ицхак Шустер и Мордехай Якушок10. Канцелярия Министерства по еврейским делам утвердила результаты выборов и в декабре 1919 года включила Еврейскую общину Жеймялиса в список зарегистрированных общин Литвы11.
Первое заседание Совета состоялось 6 сентября 1919 г. Председателем Совета избрали М. Левитана, секретарем Ш. Грина. Заседать решили еженедельно в субботу вечером. Кворум определили в пять человек. На заседании избрали комиссии: школьную (руководитель З. Яцкан), строительно-техническую (руководитель Н. Тух) и социальной помощи (руководитель М. Якушок). На ближайшее заседание решили пригласить правление синагоги, зарегистрировать его членов в составе общины и получить от них отчет об их бюджете и деятельности12.
Таким образом, первое же заседание Совета наметило четыре направления деятельности: школьное, строительно-техническое, социальной помощи и синагогальное, позже к ним добавились финансовое, миграционное, метрикационное и ряд других направлений.
Персональный состав Совета, избираемого на два года, несколько изменился на выборах 27 апреля 1921 года: были переизбраны М. Левитан, Э. Милюнский и М. Якушок, вошли в Совет впервые Эфраим Бер, Дов Виленчик, Яков Гер и Ш.П. Крецмер. М. Левитан вскоре отказался от участия в Совете второго созыва и его сменил А. Сегалин. Были изменения и в последующих составах Совета. Сосредоточимся, однако, на направлениях его конкретной деятельности.
Школьное направление
Второе заседание Совета 13 сентября 1919 г. началось с обсуждениия школьного направления. Сразу решили основать народную школу на идише. Школьной комиссии до выделения или строительства здания поручили арендовать для школы подходящее помещение в домах евреев, хозяева которых еще не вернулись и не известно, где находятся. Учителем в школу приняли временно шамеса синагоги Моше бен Рувен Шнайдера13.
На следующем заседании 20 сентября З. Яцкан, сообщила, что все местечки, пострадавшие от войны, пославшие в Каунас делегатов, привезли оттуда помощь из денег, полученных на это из заграницы. Поэтому решили послать за помощью в Каунас председателя Совета М. Левитана.
1 ноября 1919 г. шамеса Шнайдера сменил в школе профессиональный учитель Ицхак Цвик, направленный в Жеймялис управлением Пасвалисского уезда.
Школа начала действовать почти сразу. Об этом свидетельствует приглашение в середине декабря 1919 г. раввина Я.-Д. Рапопорта для приема экзаменов у ее учеников, от чего раввин, впрочем, отказался14. Возможно, его не устраивал светский характер школы, в которой обучение шло на идише.
В конце марта 1920 года Министерство по еврейским делам и Еврейский национальный совет (далее Ваад) разослали общинам опросный лист. Из ответов на него мы узнаем, что в Жеймялисе было общественное здание, разрушенное в годы войны, годное для школы. Но для его ремонта общине нужны 5000 марок15.
Ваад в августе 1920 года серьезно помог школе деньгами, но ее материальное положение оставалось очень тяжелым. Поэтому Совет решил деньги, собранные на детском празднике Пурим 3 марта, использовать для приобретения самых необходимых школьных принадлежностей. Школе нечем было заплатить и учителю Цвику. Совет поручил созданному при ней родительскому комитету незамедлительно заплатить учителю из своих средств16.
Ваад рекомендовал создать при школе подсобные участки, чтобы приблизить детей к природе, научить их обрабатывать землю, воспитывать трудолюбие и улучшить экономическое положение школы, обещал частично возместить расходы. Школьная комиссия в Жеймялисе попытались реализовать это предложение. Но пока решался вопрос о выделении для школы участка земли, ушло время. Участок был получен 26 мая 1920 г., что, по словам учителя И. Цвика, было уже слишком поздно, чтобы он мог на участке что-то делать17.
По окончании первого учебного года, в начале июня 1920 г., Совет решил перевести преподавание в народной школе на иврит и в связи с этим отказаться от услуг учителя И. Цвика. С ним были согласованы условия увольнения. Он обязался в начале 1921 г. заявить в отделе просвещения Пасвалисского района о своем отказе быть учителем в ивритской школы18.
С июля 1920 г. школьная комиссия начала искать нового учителя. Поиски оказались сложными. По действовавшему в Литве закону, учитель народной школы должен был иметь образовательный ценз не ниже 4 классов гимназии или пятилетний преподавательский опыт и состоять на учете уездного инспектора по образованию. И. Цвик, направленный в Жеймялис из уездного управления, отвечал этим требованиям, а кандидаты, приглашаемые школьной комиссией, нет. Она обращалась за помощью к Вааду, но подобрать учителя не удалось. Поэтому весь 1920\1921 учебный год учителем согласился быть И. Цвик19.
К 15 мая 1921 года в Жеймялисе было восстановлено здание школы. Новая народная школа должна была быть ивритской. В нее записалось около 40 учеников. Родительский комитет пригласил учителем Цахи Зхуто. Тот в течение года преподавал иврит в Варене, а до того четыре года общие предметы в Гродно. Совет хотел начать занятия в школе с 1 августа. Но школу должен был зарегистрировать уездный инспектор, а до него Министерство по еврейским делам. Его отдел школьного образования отказал в регистрации, поскольку все государственные школы начинают учебный год 1 сентября. Отдел удалось переубедить. Но возникло новое препятствие. Родительский комитет не заключил договора с Ц. Зхуто. Поэтому оставалась неясной его зарплата и возможные источники ее выплаты. Учителем в августе 1921 г. был принят Д. Локутов, хотя из документов не вполне ясно – вместо Ц. Зхуто или вместе с ним. Постепенно все препятствия были преодолены, и с 1 сентября 1921 года школа была зарегистрирована в Биржайско-Пасвалисском учебным округе20.
Когда школа начала работать, школьной комиссии и родительскому комитету пришлось решать и чисто бытовые проблемы. Например, заказывать в волостном управлении дрова, представлять туда списки школьников до 16 лет, чтобы получать и распределить среди них детскую одежду, поступающую по линии Красного Креста и через республиканские органы здравоохранения21.
К концу 1921 года у Совета возникли серьезнейшие финансовые трудности, и с января 1922 года еврейская школа перестала работать. В июне того же года, чтобы как-то исправить положение, Совет обратился за помощью школе к состоятельным выходцам из Жеймялиса в Южную Африку к Иехуше Фридману, в Балтимору к Гиршу Якушку и в Бруклин к Ицхаку Сегалю22. Обращение, судя по сохранившимся документам, успеха не дало.
В 1922 и 1923 гг. еврейская школа в Жеймялисе не работала. Некоторые родители отправили своих детей учиться в ближайшую еврейскую школу в местечко Линкуву23, расположенное примерно в 20 км от Жеймялиса, другие дети два года сидели дома. В начале 1924 года в еврейской школе Жеймялиса некоторое время вел занятия учитель Гершон Шпиц, но им в местечке остались недовольны и в августе 1924 года уволили24.
Как известно, в 1922 году в Литве начался кризис национально-культурной автономии. 19 марта 1924 года литовское правительство прекратило финансирование Министерства по еврейским делам25. С 1 сентября 1924 года Жеймялисская еврейская школа была внесена в сеть государственных начальных школ волости26 и практически выпала из ведения Общинного совета.
Можно считать, что на уровне Жеймялиса деятельность в рамках национально-культурной автономии прекратилась, хотя к чести литовского правительства надо отметить, что еврейские школы в Литве работали до ее аннексии Советским Союзом.
Строительно-техническое направление
Первоочередная задача строительно-технической комиссии восстановить в местечке еврейскую баню, была определена на втором заседании Совета 13 сентября 1919 года. Здание бани пережило войну, хотя осталось без оконных рам, дверей и котла.
На четвертом заседании Совета 19 октября 1919 года вопрос о бане обсуждали уже подробно. Решили котел купить в Риге, послав туда, специалиста, разбирающегося в котлах для бань. Чтобы быстрее доставить котел по дорогам, находящимся осенью еще в хорошем состоянии, решили обойтись без автомобиля, котел привезти на лошадях, для чего оснастить специальную подводу. При обсуждении вопроса о бане Г. Тух добавил, что кроме котла нужны другие материалы, нужно установить окна и двери, срочно нанять для указанных работ еврейских рабочих. Всю организацию работ по перевозке котла и восстановлению бани Совет поручил строительной комиссии27. Эти работы были закончены весной 1921 года28. В июле 1923 года после двухлетней эксплуатации в бане провели косметический ремонт. Совет установил режим ее работы, назначил цены на все услуги и сдал баню в аренду жителю соседнего местечка Крюкай Файву Зону29.
Второй важнейшей задачей было строительство еврейской народной школы. Поскольку общественное здание было разрушено в годы войны, решили построить для школы новое здание30. На это требовались значительные средства. Совет обратился за помощью в Ваад. Тот хотя и выделил местечку 7000 марок, но деньги перевел Совету через Шяуляйский банк лишь 8 августа 1920 года31. Из них 4000 марок были выделены для школы и 3000 марок для бани. До этого времени работы велись целиком за счет налогообложения евреев местечка, на что Совет имел законное право, добровольных пожертвований членов общины, и частично в кредит.
Помимо работ, касающихся ремонта общинных зданий, волостная администрации привлекала евреев Жеймялиса к дорожно-строительным работам. Здесь функции Совета ограничивались назначением на работы конкретных исполнителей и снабжением их инструментом. Так, в сентябре 1921 года Совету было предложено выделить 100 рабочих с лопатами для формирования насыпей для будущих мостов на жеймялисской узкоколейке32. Совет просил юридический отдел Министерства по еврейским делам объяснить, должны ли местечковые ремесленники, не имеющие земли, участвовать в строительстве дорог (сыпать грунт, засыпать канавы), и где им взять грунт33.
Социальная помощь
В еврейской традиции благотворительность всегда занимала важнейшее место. Вопрос о помощи неимущим к предстоящим праздникам был поднят на третьем заседании Совета 20 сентября 1919 г. Решили собрать для этого средства с более или менее имущих членов общины, предварительно составив список нуждающихся и определив величину необходимой им помощи. Выдавать ее решили не только деньгами, но и предметами первой необходимости, причем не сразу всю, а непосредственно к празднику, например, Рош Ашана и др. Осуществить срочный сбор предметов и денег поручили М. Левитану и Э. Милюнскому. На воскресенье 21 сентября назначили экстренное заседание для распределения собранного34.
На пятом заседании Совета 26 октября 1919 года, во избежание возможных злоупотреблений, Совет взял под свой контроль погребальное братство (Хевра Кадиша), введя в его состав Н. Туха и Э. Милюнского. В заседании 26 декабря 1919 года Совет выделил место на еврейском кладбище и деньги на похороны сына жене доктора Бекмана35. Определенная сумма на социальную помощь была заложена в бюджет 1921 года, в частности, на помощь больным (обществу «Бикур Холим»)36.
На 12-м заседании 8 марта 1920 года Совет решил помочь неимущим к Песаху, поручив кассиру общины раздать собранные пожертвования37. Решение о сборе для неимущих к Песаху 5000 марок было принято Советом также 18 марта 1922 года. Сразу возник вопрос, как собрать такую сумму, через добровольные пожертвования или обложить имущих членов общины специальным налогом. По результатам голосования было принято последнее, причем по состоятельности членов общины разделили на четыре категории, а именно платящих по 200, 60, 25 и 15 марок соответственно. Сборы к Песаху проводились и в следующие годы38.
Совет постоянно заботился о возвращающихся из России в местечко беженцах. Он не только сам помогал им, чем мог, но и обратился 22 февраля 1921 года в отдел беженцев Ваада с просьбой прислать одежду, из находившейся в его распоряжении, поскольку сам Совет помочь беженцам одеждой не в силах39.
Социальная помощь традиционно оказывалась девушкам при выходе замуж, например Милюнской 7 мая 1922 года, Хае Аренсбург 27 марта 1923 года, Иде Залманович 7 июня 1923 года, Лепар 5 августа 1923 года40.
Большой интерес представляет реакция Совета на призыв помочь голодающим детям России. 2 августа 1922 года Совет провел общее собрание членов общины для организации акции в помощь голодающим детям. Избрали комитет из 12 человек: Роза Абрамович, А.Б. Милюнский А.Б., А.Д. Янкелевич, Б. Виленчик, Д. Гандз, Л. Глезер, Ш. Гер, И. Кремер, Гутл Залманович, Л.М. Васерман, Ш. Грин и Б. Эрлих. Комитету поручили приступить к сбору пожертвований немедленно, так как получены сведения, что каждый день дорог и задержка чревата плохими последствиями. После заседаний комитета 8 августа и Общинного совета 13 августа решили 15 августа объявить днем помощи голодающим детям России. Под руководством М. Вассермана комитет провел сбор пожертвований и дополнительно лотерею. Значительные собранные средства были 16 августа отправлены по назначению41.
В холодное время года Совет помогал нуждающимся дровами42. Социальная помощь сиротам планировалась в бюджете общины43, пока законом 21 марта 1925 не была отменено право общин на сбор налогов со своих членов44.
о
Общинный совета как орган национально-культурной автономии эффективно работал также по ряду других направлений. Но осветить их сколь-нибудь подробно нельзя в тесных рамках сборника, издаваемого в кратчайшие сроки к предстоящей 26 апреля 1915 года конференции Петербургского института иудаики. Поэтому дальнейшее изложение темы отложим до следующей конференции.
1 Bauer Otto. Die Nationalitätenfrage und die Sozialdemokratie. Wien, 1907; С.М. Дубнов, «Письма о старом и новом еврействе», СПб, 1907; Кельнер В.Е. Миссионер истории: Жизнь и труды Семена Марковича Дубнова. СПб., 2008.
2 Российская Федерация. Федеральный закон о национально-культурной автономии. 17 июня 1996 года N 74-ФЗ.
3 Л. Гарфункель. Еврейская национальная автономия в Литве. Вильно, 1920; С. Грингауз. Еврейская национальная автономия в Литве и других странах Прибалтики // Книга о русском еврействе: 1917 1967. Нью-Йорк, 1968.
4 Анатолий Хаеш. Коллекция документов еврейской общины Жеймялиса (Литва) в YIVO: малоизвестный генеалогический и краеведческий источник // Научные труды по иудаике: Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. II. Академическая серия. Выпуск 46. Москва, 2013. С. 227 234.
5 Фонд 425 № 19446.
6 Фонд 425 № 19450.
7 Выселение евреев из Литвы весной 1915 г. (на примере местечка Жеймели) // Анатолий Хаеш. Евреи Литвы: Исследования и материалы. СПб., 1913. С. 86 108
8 Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: В 16 т. СПб. [1908 1913] Т. 7. Стлб. 537.
9 Фонд 420 №№ 19374, 19380, 19384.
10 Фонд 420 № 19383, фонд 434 № 19669.
11 Фонд 410 № 18953.
12 Фонд 403 № 18745.
13 Фонд 403 №№ 18746, 18762.
14 Фонд 410 № 18951.
15 Фонд 410. № 18945.
16 Фонд 403 № 18760.
17 Фонд 423 №№ 19400, 19400а.
18 Фонд 410 № 18930.
19 Фонд 403 № 18776; фонд 410 №№ 18932, 18929.
20 Фонд 409 №№ 18899, 18911, 18912; фонд 414 №№ 19070, 19073, 19077.
21 Фонд 414 № 19129; фонд 417 № 19280.
22 Фонд 414 № 19052; фонд 432 №№ 19628, 19630.
23 Фонд 417 № 19285.
24 Фонд 424 № 19413, 19414.
25 См.: С. Грингауз. Еврейская национальная автономия… С. 59, 62.
26 Фонд 436 № 19725.
27 Фонд 403 №№ 18746, 18748, 18762, 18764.
28 Фонд 414 № 19028.
29 Фонд 405 № 18811
30 Фонд 410 № 18945; фонд 414 № 19077
31 Фонд 410 № 18931.
32 Фонд 415 № 19101.
33 Фонд 414 № 19036.
34 Фонд 403 №№ 18747, 18763.
35 Фонд 403 №№ 18749, 18752, 18765, 18767
36 Фонд 404 № 18781, фонд 414 № 19015.
37 Фонд 403 №№ 18757, 18772.
38 Фонд 405 № 18802; фонд 408 № 18877. 18879; фонд 432 № 19620.
39 Фонд 414 № 19020.
40 Фонд 405 № 18803, 18804, 18811; фонд 432 № 19627.
41 Фонд 432 №№ 19633, 19634, 19651 19653
42 Фонд 408 № 18876; фонд 432 № 19649
43 Фонд 418 № 19300.
44 См.: С. Грингауз. Еврейская национальная автономия… С. 62.
Достарыңызбен бөлісу: |