«Богословско-политического трактата» Свобода... государства не вправе предписывать человеку какие-либо взгляды, а только лишь внешнее поведение.
…
…
природный божественный закон - неотчуждаемое право человека. Его цель: высшее благо - познание Бога - разум и его усовершенствование. Разум Спиноза называет природным светом.
каждый индивид имеет верховное природное право на существование и деятельность согласно своей природе. Верховное право определяется не здравым смыслом (природным божественным законом), а желанием индивида и его мощью. Природное право - мощь - способность любой части природы к самосохранению;
в этом состоянии все равны - разумные и неразумные, это состояние небезопасности и своеволия, в нем не существует ни религии, ни закона.
Общественный договор:
люди пришли к соглашению, что они коллективно владеют своим природным правом (или делегируют его монарху). Коллективное право определяется на основании мощи и воли всех вместе, и тут все руководствуются разумом;
"никому не делать того, чего не желаешь себе", "защищать право другого как свое";
Именно боязнь зла/надежда на благо заставляют человека придерживаться договора;
природное право не передается полностью, граница - природный божественный закон - свобода мысли, суждения, слова каждого подданного;
нарушение прав, исходящих из договора, возможно только между частными лицами, apriori невозможно подданным перетерпеть нарушение своих прав от верховной власти, ибо ей по праву мощи все дозволено;
Свобода - в том, чтобы жить, руководствуясь только разумом.