ТТема: Символы культуры в
современнсой мулльтипикацил
»
Алматы Технологиялар Университеті
•
Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук,
изображение и т. д.), который замещает, представляет,
репрезентирует другие предметы, их свойства и отношения.
•
Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов
словесного и несловесного общения, с помощью которых
передается культурно значимая информация. Понимание и
трансляция культуры реализуется с помощью различных
знаковых систем (или языков культуры): естественного языка,
фольклора, традиций, предметов быта, различных видов
деятельности (охота), ритуалов, обрядов, церемоний, этикета,
типа жилища, посредством художественных образов разных
видов искусства, письменного текста и т.д.
•
В рамках семиотического подхода культура представляется как
система коммуникаций, обмена информацией, а явления
культуры рассматриваются как система знаков.
к
м
Типы знаков
•
Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена
следующими типами:
•
• знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием
естественного языка. Единица языка — слово, обозначающее
предмет, действие, свойство и пр. К знакам-обозначениям
относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-
копии (репродукции), знаковое поведение (имитация);
•
• знаки-модели, также являющиеся заместителями реально
существующих объектов и действий. Так, например, в пределах
культурного мифологического кода модель реального предмета,
наделяясь магическими силами, становится культурным образцом
— «вторичной предметностью». В этой модели скрыта
информация о смысле и способах действия с предметом;
•
• символы — такие знаки, которые не просто указывают на
изображаемый объект, но выражают его смысл.
Символы в культуре
•
Символ как элемент и инструмент культуры становится
специальным предметом внимания и научного исследования в
связи с формированием гуманитарной дисциплины –
культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как
символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в
«философии символических форм» Кассирера), в других –
вырабатывается методология «расшифровки» того смысла,
который бессознательно (или во всяком случае
нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих –
символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры,
и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания,
так и механизмы его восприятия.
Шестигранник
использовался
в народных
верованиях для
защиты от
злых сил.
Квадрат применялся
как символ
материального мира,
составленного из
четырех стихий.
Пятиугольная
звезда становится
знаком «адептов»
и звездой магов.
треугольник
плодородие
(вершиной
вверх —
мужское
начало,
вершиной
вниз —
женское).
•
Мировая культура строится на использовании символа. Потому что он есть
«единственный известный человечеству универсальный язык», как пишет Э.
Фромм; он присутствует в древних мифах и в сновидениях современников, он
«один и тот же в Индии, Китае, Нью-Йорке и Париже. Механизм образования
символа делает его содержание более емким, чем у понятия и образа; в то же
время, выступая часто в качестве знака, символ живее его и более
непосредственно манифестирует стоящее за ним значение. Именно это
позволяет широко использовать символ для образного представления
абстрактной идеи. Способ его репрезентативности и связанная с этим
ассоциативность позволяют через форму символа вывести восприятие его на
проявление глубинных уровней собственной души и собственного опыта
человека, в сферу его сокровенных переживаний. Как пишет Г. Гадамер,
символ являет единство намека и утаивания. Знание открываемого с помощью
символа доступа к специфическим пластам человеческой психики делает
символ мощным способом воздействия в искусстве.
Достарыңызбен бөлісу: |