Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики Республики Казахстан
1.1 Сущность бюджетной политики унитарного государства
Государственный бюджет, как одно из звеньев финансовой системы любого государства, отражает денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами, с другой. о формировании централизованного фонда государственных средств и использовании его на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни населения и удовлетворение других общественных нужд. Благодаря бюджету, в соответствии с Конституцией, государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на важных направлениях экономического и социального развития.
Республика Казахстан проводит ряд экономических и административных реформ после обретения независимости от бывшего Советского Союза в 1991 году. В настоящее время Казахстан характеризуется крупнейшей и быстроразвивающейся экономической системой в Центральной Азии благодаря нефтяным месторождениям, а также диверсификации и либерализации экономики. Традиционно институциональная среда была сильно централизована; планы стратегического развития страны (см. ниже) предусматривают постепенную модернизацию политической, административной и юридической культуры в Казахстане. Хотя на нескольких направлениях уже достигнут значительный прогресс, другие аспекты этих запланированных реформ находятся на ранних стадиях.
Система управления государственными финансами, в частности, была в последние годы предметом широкомасштабных реформ, направленных на укрепление потенциала стратегического развития страны. Институциональная архитектура, в том числе стратегически ориентированное министерство национальной экономики (МНЭ), министерство финансов (МФ), ориентированные на реализацию, и высокоразвитый Бюджетный кодекс, обеспечивают профессиональную и эффективную основу для планирования бюджета. Многие аспекты казахстанской структуры уже в большой мере соответствуют принципам по бюджетному управлению, которой власти обязались придерживаться.
Сложной целью бюджетного управления в Казахстане является установление четких связей между стратегическими планами и бюджетными процессами. На самом высоком стратегическом уровне страна руководствуется «Стратегией Казахстан 2050», объявленной первым президентом в 2012 году, целью которой является вхождение Казахстана в 30 наиболее развитых странах мира к 2050 году. Программа «Нурлы Жол» («Светлый путь»), объявленная в 2014 году, направлена на амбициозное развитие инфраструктуры; в то время как программа «100 конкретных шагов», объявленная в 2015 году, определяет ряд мер в различных организационных сферах, направленных на достижение «современного государства для всех».
На этом стратегическом и развивающемся фоне в последние годы заметно улучшилась ориентация бюджетного планирования на результат. Приоритеты «модели социально-экономического развития страны» согласованы правительством и выдвинуты Министерством национальной экономики, и должным образом отражены в ежегодном стратегическом плане каждого министерства. Исходя из недавних реформ, программы, изложенные в каждом стратегическом плане, в целом согласованы с бюджетными программами каждого министерства; также была уточнена управленческая ответственность в каждой области. Дальнейшие уточнения должны включать более строгое соблюдение принципов согласования программ планирования и бюджета «один к одному»; более нормативную среднесрочную структуру расходов, которая связывает ресурсы и ключевые цели при соблюдении правил планирования бюджета; более широкий выбор показателей (для охвата целей в сфере предоставления услуг, опыта клиентов и показателей эффективности программы); и механизмы отчетности для сквозных целей в таких областях, как гендерное равенство, окружающая среда и другие цели в области устойчивого развития.
В Казахстане используется ограниченное количество инструментов для критической оценки расходов по бюджетной программе. Стратегический план подлежит ежегодной оценке МНЭ. Этот процесс поддерживается формальными оценками программ с использованием ряда критериев, включая выделение утвержденных средств и достижение определенных показателей: недостаточная эффективность в соответствии с данными критериями, как правило, имеет последствия для распределения бюджетных средств. Попытки вместить всю эту оценочную информацию в рамки календаря планирования бюджета неизбежно создают административные трудности. Рекомендуется, чтобы в Казахстане разрабатывался более обширный многолетний период для анализа оценочной информации и информации об эффективности деятельности, с использованием четких, но взаимодополняющих процессов мониторинга, оценки показателей составления бюджета и анализа расходов, а также использовались результаты этих учений в рамках ежегодных и многолетних бюджетных циклов. Разработка такого подхода должна основываться на существующих институциональных и процедурных сильных сторонах: в частности, оценка должна в будущем проводиться предварительно, а также по завершении, и следует развивать четкую синергию с установленными моделями оценки регулирующего воздействия и опытом Института экономических исследований (ИЭИ). Оценка инфраструктуры требует систематического анализа в течение всего проектного цикла, без ненужных различий (на этапе оценки) между механизмами финансирования – традиционными закупками, государственно-частным партнерством (ГЧП) и др. В более общем плане существуют возможности для создания систем контроля для крупных проектов, будь то капитальные или текущие расходы, и для использования визуальных инструментов (например, «карт ценностей»), чтобы подчеркнуть глубину оценки, которая проводилась в разных областях.
Нефтяные богатства страны контролируются через Национальный фонд, который действует в соответствии с четкими законодательными критериями: намерение перейти к «принципам Сантьяго» в отношении надлежащей практики управления фондами суверенных богатств должно принести дополнительные выгоды, в том числе повысить прозрачность и устойчивость. В среднесрочной перспективе разумное фискальное управление потребует более четких правил управления бюджетом в других отраслях, помимо нефтяной промышленности, и в этой области уже достигнут значительный прогресс. В этом контексте существует возможность укрепить независимый характер профессиональных консультаций и надзора в отношении соблюдения фискальных правил, экономического прогнозирования и управления финансами, используя ранее существующую роль ИЭИ.
Планирование бюджета отображено в четко спланированном и отслеживаемом ежегодном календаре и оформляется в виде трехлетних циклов. До недавнего времени основное внимание в Казахстане уделялось скорее скорости реагирования и гибкости, чем стабильности и устойчивости, как в управлении, так и в планировании бюджета. Таким образом, годовой бюджет был подвергнут нескольким пересмотрам в течение года реализации, с учетом корректировок и обновлений для каждого стратегического плана. В преддверии реформ, инициированных Парламентом, с 2018 года основные изменения бюджета проводятся один раз в год. Было бы целесообразно пересмотреть стратегические планы, направленные на достижение аналогичной степени стабильности. Также трехлетние прогнозы должны выработать более стабильный и нормативный характер для руководства изменением государственных финансов и поддержки планирования в министерствах с учетом уточненных бюджетных правил, изложенных выше.
Постепенное внедрение методик учета по методу начисления – это положительный момент, при условии, что роль и предполагаемое использование этой дополнительной информации заранее определены, так что новый подход помогает прояснить, а не скрывать важные для политики сигналы в бюджетной документации. Передовые практики, появляющиеся в странах ОЭСР, предлагают двойной подход, при котором последовательно и взаимодополняющим образом применяются как кассовый учет, так и учет по методу начислений, с предоставлением парламентариям кратких пояснений. Казахстан мог бы предпринять дальнейшие шаги по повышению полноты и прозрачности посредством раскрытия гарантий и условных обязательств, а также представления баланса, отражающего чистую стоимость правительства.
Сам Парламент имеет высокий уровень взаимодействия с годовым бюджетом на международном уровне. Нижняя палата (Мажилис) является начальной площадкой для детального изучения бюджета, и бюджетному комитету отведена важная роль, со структурой отраслевых комитетов, участвующих в выполнении общей задачи проверки в соответствии с передовой практикой ОЭСР. Сенат также проводит собственную независимую проверку бюджета и может представлять свои собственные поправки, которые – при условии согласованной позиции с Мажилисом – включаются в предложение по бюджету. В настоящее время парламент не имеет никакой надзорной роли в отношении «Прогноза социально-экономического развития». Тем не менее, принцип предварительного участия парламента может быть полезен для этого процесса в рамках новой фазы весенней фискальной политики. Члены Парламента имеют доступ к вспомогательному персоналу, а бюджетные комитеты обеих палат также имеют небольшие вспомогательные подразделения. Однако парламентарии не имеют доступа к независимой исследовательской службе или специализированному аналитическому бюро, что является распространенным явлением в странах ОЭСР. Внедрение независимой исследовательской службы для Парламента Казахстана могло бы способствовать дальнейшему укреплению парламентского надзора за бюджетом.
Достарыңызбен бөлісу: |