МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра зарубежной литературы
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050300.62 «Филологическое образование» профили «Русский язык и литература», «Иностранный язык и русский как иностранный» (бакалавриат, очная форма)
КРАСНОЯРСК 2011
УМКД составлен ст.преп. Г.А.Маршаликом
Обсужден на заседании кафедры зарубежной литературы
«_07_»_сентября_2011 г.
Заведующий кафедрой С.Г.Липнягова
к.ф.н., доц.
Одобрено научно-методическим советом специальности «»
«___»____________2011 г.
Председатель НМСС
Содержание теоретического курса дисциплины
Теория литературы
Модуль № 1. Теория литературы как наука.
Тема 1. Место теории литературы в составе литературоведения. Литературоведение и филология. Предмет, цели и задачи теории литературы. Основные, вспомогательные и специальные литературоведческие дисциплины. Текстология и творческая история (история текста). Творческая история и история создания произведения. Библиография и историография. Типы литературоведческих изданий. Литературоведческая терминология.
Тема 2. Из истории русского и зарубежного литературоведения. Аристотель и Платон. Лессинг. Гегель. Академические школы в русском и западноевропейском литературоведении XIX века. Ал-др Н.Веселовский. А.А.Потебня. ОПОЯЗ. Социологизм. Методология точного литературоведения Б.Ярхо. М.Бахтин и его теория романа. «Промежуточная литература Л.Я.Гинзбург. Ю.М.Лотман и структурализм. А.Жолковский и интертекстуальный анализ. С.Бочаров: литературоведение как литература.
Тема 3. Словесная образность. Художественная литература как вид искусства. «Невещественный» характер словесных образов. «Идееносность» и антропоцентризм словесных образов. Семиотический подход к словесному образу. Образ и знак. Образ и символ. Архетипический характер словесного образа. «Безграничность» словесного образа.
Тема 4. Литературное произведение: уровни целостности. Содержание и форма в литературе. Единство формы и содержания и проблема содержательности литературных форм. Уровни формы: предметный мир — речевой строй — композиция.
Тема 5. Художественный мир литературного произведения. Хронотоп и проблема художественного времени и художественного пространства. Мир автора и мир героя. Целостность и цельность литературного произведения и проблема писательской «ошибки».
Тема 6. Категории поэтики в смене литературных эпох. Поэтика теоретическая и поэтика историческая. Нормативная поэтика и её потенции. Содержание и форма в литературе. Проблема содержательности литературно-художественных форм. Форма как переход содержания в форму и содержание как переход формы в содержание.
Модуль № 2. Типология словесного художественного творчества.
Тема 7. Литературные типологии: род. Содержательность литературных родовых форм. Эпическое повествование — драматургическое действие — лирическое высказывание. «Пространность» эпоса - «локальность» драмы — экспрессивность лирики.
Тема 8. Литературные типологии: жанр. Содержательность жанровых форм. Героический эпос- роман — новелла. Трагедия и драма как жанр. Жанровые разновидности комедии. Жанровая природа повести. Повесть и поэма. Ода и элегия. Жанровый смысл понятий «произведение» - «пьеса» - «стихотворение». Книга (цикл) стихотворений в поэзии XIX — XX века.
Тема 9. Слово и литературное произведение. Язык художественной литературы. Понятие поэтического языка. Язык автора и язык персонажа. «Чужое слово» в художественном тексте. Автология и металогия. Тропы и фигуры.
Тема 10. Генезис литературного творчества. История литературы и литературный процесс. Классика и беллетристика в литературном процессе. Стадиальный характер истории всемирной литературы. Архаика — Средневековье — Ренессанс — Классицизм и барокко — Просвещение — Романтизм и реализм — Модернизм и пост модернизм.
Тема 11. Исторические типы художественного сознания. Литературно-художественный метод и индивидуально-творческий стиль. Метод и манифест направления. Метод и мировоззрение художника. Поэтика стиля и жанра. Стиль и творческая манера. Стиль и «язык писателя».
Тема 12. Проблемы изучения произведения художественной литературы. Читатель — интерпретация — оценка. Комментарий и анализ. Границы интерпретации и личность исследователя. Принципы литературоведческой аналитики и школьная методика преподавания литературы.
КАРТА литературного обеспечения дисциплины
(включая мультимедиа и электронные ресурсы)
«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
для студентов образовательной профессиональной программы
специальности 050300.62 «Филологическое образование» профили «Русский язык и литература», «Иностранный язык и русский как иностранный» (бакалавриат, очная форма)
(наименование, шифр)
по __очной_ форме обучения
№
п/п
|
Наименование
|
Наличие
место/ (кол-во экз.)
|
Потребность
|
Примечания
|
|
Обязательная литература
|
|
|
|
1
|
Тамарченко Н. Теория литературы. - М.,2007
|
|
50
|
|
2.
|
Тюпа В Анализ художественного текста. - М..2009
|
|
25
|
-
|
3
|
Теория литературных жанров. - М..2011
|
13аул
|
|
-
|
|
Дополнительная литература
|
|
|
-
|
|
модуль 1
|
|
|
-
|
3
|
Волков И. Теория литературы. - М.,1995
|
|
5
|
-
|
4
|
Палиевский П. Литература и теория .М.,1979.
|
|
15
|
-
|
5
|
Хализев В. Теория литературы. - М.,2002
|
37аул
|
|
-
|
6
|
Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.
Роды и жанры литературы. М., 1964.
|
|
5
|
|
7
|
Чернец Л. Литературные жанры.-М.,1982.
|
|
25
|
|
8
|
Гуляев Н. Теория литературы. - М..1985
|
17аул
|
|
-
|
9
|
Теория литературных стилей. Современный аспект изучения. - М.,1982.
|
|
5
|
-
|
10
|
Поспелов Г. Теория литературы. - М.,1978
|
24аул
|
15
|
-
|
11
|
Осьмакова Л. (сост.) Хрестоматия по теории литературы. -М..1982
|
16аул
|
|
-
|
|
Модуль № 2
|
|
|
-
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
|
|
15
|
-
|
13
| Николаев П., Курилов А., Гришунин А. История русского литературоведения. - М..1980 |
11аул
|
|
-
|
14
|
Лотман Ю. Анализ поэтического текста. - Л.,1972
|
|
25
|
-
|
|
Тимофеев Л. Основы теории литературы. - М..1976
|
25аул
|
|
-
|
15
16
|
Чичерин А. Очерки истории русского литературного стиля. - М.,1985.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. - М.,2001.
|
|
10
25
10
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
Наименование
дисциплины/курса
|
Уровень/ступень образования
(бакалавриат, магистратура)
|
Название цикла дисциплины в учебном плане
|
Количество зачетных единиц/кредитов
|
Теория литературы
|
Бакалавриат, очная форма
|
Полностью название цикла
|
3,5
|
Смежные дисциплины по учебному плану
|
Предшествующие: введение в филологию, литературоведение.
|
|
Последующие:
|
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1
|
|
Форма работы
|
Количество баллов 40 %
|
min
|
max
|
Текущая работа
|
Конспект статьи по филологии (№ 1)
|
3
|
5
|
|
Конспект статьи по теории жанра(№ 3)
|
3
|
5
|
|
Устный анализ законспектированных статей
|
3
|
5
|
|
Анализ стихотворного текста
|
7
|
11
|
|
Комментирования текста
|
3
|
5
|
Промежуточный рейтинг-контроль
|
Устный ответ на практическом занятии
|
5
|
9
|
Итого
|
24
|
40
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2
|
|
Форма работы
|
Количество баллов 40 %
|
min
|
max
|
Текущая работа
|
Конспект статьи по теории художественной речи (№ 10)
|
2
|
5
|
|
Анализ прозаического текста
|
5
|
5
|
|
Составление библиографии
|
2
|
5
|
|
Устный комментарий к библиографическом списку
|
2
|
5
|
|
Индивидуальная творческая работа
|
4
|
5
|
|
Конспект статьи по теории образа (№ 14)
|
3
|
5
|
Промежуточный рейтинг-контроль
|
Устный ответ на практическом занятии
|
6
|
10
|
Итого
|
24
|
40
|
Итоговый модуль
|
Содержание
|
Форма работы
|
Количество баллов 20 %
|
min
|
max
|
Экзамен
|
|
12
|
20
|
Итого
|
12
|
20
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
|
Базовый модуль/
Тема
|
Форма работы
|
Количество баллов
|
min
|
max
|
|
Защита конспектов статей и лекционного материала
|
0
|
10
|
Итого
|
0
|
10
|
Общее количество баллов по дисциплине
(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)
|
min
|
max
|
60
|
100
|
Критерии перевода баллов в отметки:
0-59 баллов – незачтено, 60-100 баллов – зачтено.
ФИО преподавателя: ст.преп. Г.А.Маршалик
Утверждено на заседании кафедры «07»_сентября_2011_г. Протокол №_1_
Зав. кафедрой_________________________________________С.Г.Липнягова
Банк контрольных заданий и вопросов по дисципЛине «Теория литературы»
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Аверинцев С. Филология // КЛЭ, т.7 или ЛЭС, 1987.
2. Палиевский П. Литература и теория . - М.,1979 (главы «Художественное произведение», «О структурализме в литературоведении», «К понятию гения»).
3. Гинзбург Л Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. - Л., 1982.
4. Эйхенбаум Б.М. Болдинские побасёнки Пушкина // Эйхенбаум Б.М. О литературе. - М..1987.
5. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» // Эйхенбаум Б.М. О прозе. - Л., 1969 или он же: О поэзии. О прозе. - Л.,1986.
6. Чижевский Д. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов, 1997 — 1.
7. Вайман С. Вокруг сюжета // Вопросы литературы, 1980 — 2.
8. Жолковский А. Блуждающие сны. - 1994 ( Введение + 2-3 главы по выбору).
9. Лихачёв Д .С . О филологии. - М., 1989.
10. Лихачёв Д.С. Литература — реальность - литература. Л.. 1984 (Введение + 3-4 статьи по выбору).
11. Лихачёв Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968 — 8.
12. Манн Ю. О гротеске в литературе . М., 1966.
13. Чудаков А. Мир Чехова. - М., 1986.
14. Чудаков А. Слово — мысль — образ. - М., 1992.
15. Гаспаров М. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М.,2001 (Предисловие. Предварительные сведения . Раздел У111 «Стих и смысл»).
16. Гаспаров М. Стихотворение А.С.Пушкина «Снова тучи надо мною» (методология и методика литературоведческого анализа) // Русская речь, 1997.
17.Холшевников В. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии» // Холшевников В. Стиховедение и поэзия. - Спб., 1991.
18. Гачев Г., Кожинов В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М., 1964.
19. Дмитренко С. Теория литературы в общем образовании. Методические размышления. - М.,2008 (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Литература», вып.21).
Практическое занятие № 1.
Анализ и интерпретация стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Щи»
П Л А Н
-
Произведение художественной литературы как целое (художественное единство). Внутренний мир художественного произведения.
-
Стихотворение в прозе: жанровая специфика.
Идейная структура «Щей»:конфликт (противопоставление) крестьянского и дворянского миров:
-
предметный мир
-
система персонажей (характеры и типы)
-
речевое поведение (жесты и поступки)
-
моменты ретроспекции
-
Автор и герои в структуре повествования: своеобразие авторской позиции.
-
Интерпретация «Щей»: соотношение социального (нищета — роскошь) и нравственного (непонимание) аспектов.
-
Рассказ А.П.Чехова «Новая дача» и «Щи»: тургеневская тема и чеховский стиль.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Лихачёв Д С. Внутренний мир художественного произведения \\ Вопросы литературы, 1968, № 8.
2.Озеров Л. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева \\ Мастерство русских классиков. - М.,1969.
3.Фёдорова Т. «Стихотворения в прозе» Тургенева в литературоведении последних лет \\ Известия АН СССР . Серия Литературы и языка, 1968, т.ХХУ11, вып.6.
.
4.Хализев В., Романова Г. Литературное произведение \\ Русская словесность, 1994, № 2.
5.Чернец Л. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение, Литературное произведение: основные понятия и термины. - М.,1999.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тургеневская миниатюра - безусловный шедевр словесного повествовательного искусства: минимальное художественное пространство насыщено максимально выразительным содержательным смыслом («мыслям» здесь настолько же «просторно», насколько «словам» - «тесно»).
Исторический контекст «Щей» почти не требует комментария, за исключением неизбежно возникающего вопроса о цене соли: натуральный ( и, следовательно, безденежный) характер крестьянского хозяйства делал соль, не производимую домашними средствами, относительно дорогой.
Реальный комментарий объяснит малоизвестные современному горожанину «горшок»* и «пустые щи»**(а также неизбежно уходящие из культурно- исторического сознания понятия «баба», «крестьянка», «помещица», «барыня»)
Историко-культурного(и,возможно, психологического) комментария требует малопонятное выражение «истово*** и прямо, как в церкви».
* глиняный сосуд
**постные, без мяса
***с большим рвением, крайне усердно; по всем правилам; именно так, как должно быть по сложившимся представлениям; чинно, степенно ( сводка значений по современным словарям русского языка) (ср.: в рассказе К.М.Станюковича (1843 — 1903) «Максимка»(1906): матросы ели «молча и истово, как вообще едят простолюдины»)
Постановка главного проблемного вопроса «почему мать ест в день похорон сына, нарушая тем самым общепринятые этические нормы?»(«Она может есть в такую минуту!») позволяет выявить особенности композиционной структуры «Щей», где присутствуют своеобразные «ответы» (их следует отыскать в процессе « медленного чтения») и где необходимым (для углубления проблематики) становится момент ретроспекции (воспоминания барыни о смерти дочери).
Тем самым тема миниатюры из социального аспекта (конфликт нищеты и роскоши) переводится в нравственный: непонимание между теми, для кого понимание было возможным и близким — обе матери, потерявшие детей;естественное чувство барыни — пришла навестить (т. е. проведать, посочувствовать, побыть рядом) в самый день похорон.
«Несрабатывание» мотивировки сближения (понимания) позволяет выстроить виртуальную модель, сюжетно обратную тургеневской : крестьянка пришла навестить барыню в день похорон дочери ( насыщение предложенной модели предметной и психологической конкретикой - этап самостоятельной творческой работы студентов в ходе занятия).
Своеобразным эпиграфом к анализу « Щей может стать пословица о жидком супе и мелком жемчуге, а историко-литературным эпилогом — проведение мотивных параллелей к рассказу А.П.Чехова «Новая дача»
Практическое занятие № 2
ДРАМА КАК РОД (комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»)
ПЛАН
-
Содержательность драматического рода. Действие в драме ( в соотношении с эпическим событием). Архитектоника драмы: заглавие, афиша, ремарки, реплики, монолог и диалог, акт (действие) и сцена (явление). Драма как представление (спектакль), «театральность» драмы.
-
Композиция комедийного сюжета в «Ревизоре» - от завязки к развязке. «Ситуация ревизора» (Ю.Манн).
-
Хлестаков как характер и как тип. «Гротескный отсвет» (Ю.Манн) образа Хлестакова.
-
Обличительно-сатирическое и нравственно-дидактическое в «Ревизоре»: эпиграф к «Ревизору», «Театральный разъезд...» и «Развязка «Ревизора».
Л И Т Е Р А Т У Р А
5.. Хализев В. Драма как род литературы . М., 1986.
2.Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». - М., 1966
То же: Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М..1996 (гл.5)
То же: Манн Ю.В. Постигая Гоголя. - М.,2005, с.137 — 205.
3. Манн Ю.В. Смелость изобретения. М.,1975 (гл. 2,3,4)
То же: Манн Ю.В. Постигая Гоголя. - М.,2005, с.32-64
4. Манн Ю. «Ужас оковал всех...» О немой сцене в «Ревизоре» \\ Вопросы литературы, 1989, № 8.
1. Костелянец Б. Ещё о «Ревизоре // Вопросы литературы, 1973, № 1.
ГЛОССАРИЙ к Теме 2
Драма как род и как жанр (в отличие от драматизма как разновидности жизнеутверждающего пафоса).
Конфликт, перипетия, коллизия
Экспозиция, завязка, кульминация, развязка
Афища и ремарка
Реплика,диалог и монолог
Комическое (смешное)
Сатира и юмор
Ирония и сарказм
Гипербола и гротеск
Пьеса
Консультация к Теме 2
1 Родовая.специфика ДРАМЫ ( драматического действия) определяется его одновременностью с моментом восприятия (прежде всего, зрителя, но и, предположительно, читателя) — драма живёт на сцене, на глазах (в присутствии) зрительного зала, «здесь и сейчас «( без учёта этого аспекта драматического действия читательское восприятие драмы будет заведомо неполным).
Этим драматический род отличен от эпического, повествующего о совершившемся в прошлом.
2. Предназначенность для сцены обусловливает особую родовую «театральность» драмы — подчёркнутую интенсивность, насыщенную выразительность всех её элементов (сюжета, конфликта, характеров, реплик, сценических жестов), что реализуется в парадоксальном сочетании максимального жизнеподобия сценического представления (живая жизнь актёров на сцене) с высокой степенью условности драматического действия, где всё «сходится» и «сплетается» по закону реализованной альтернативной вероятности: герои пьесы ежемоментно реализуют одно из двух альтернативно возможных решений «как поступить»
( в эпическом событии эта особенность также присутствует, но в окружении разнообразных описательных и повествовательных моментов, что неизбежно ослабляет драматическое напряжение). Другими словами, драматическое событие - «ответ» на вопрос «почему произошло именно это?» ( см. проблемные вопросы о Чацком, Катерине Кабановой, Гамлете, Фердинанде фон Вальтере на с.5 — 6).
3.В научной литературе о «Ревизоре» выделяются работы Ю.В.Манна и Б.О.Костелянца, взаимодополняющие друг друга.
Разбор комедии эффективно построить на основе проблемного вопроса «почему Хлестакова приняли за важное чиновное лицо, если у него не было осознанного намерения обмануть (если Хлестаков — не плут)?» (формулировка Ю.В.Манна «почему Хлестаков обманул Городничего?» представляется несколько прямолинейной (и тем самым неточной), что подтверждается самим исследователем: «Обманул, потому что ...не собирался обманывать»).
Ответ на этот вопрос складывается в ходе обсуждения двух противоположных утверждений, которые парадоксально соединяются в структуре образа Хлестакова:
а) Хлестаков внешне совершенно не соответствует типу важного столичного чиновного лица (что осознаётся Городничим, следовательно, самообман — следствие не «похожести\\непохожести»);
б) Хлестаков в своём поведении воплотил представления невежественных провинциальных чиновников о столичной властной бюрократии, её образе жизни и её идеалах, обнаружив удивительные совпадения столичного «бонтона» и провинциального «моветона».
Рассматривая морально-нравственную трактовку «Ревизора», следует учесть, что она родилась в творческом сознании Гоголя в период глубокого духовного кризиса, завершившегося сожжением второго тома «Мёртвых душ» и трагическим уходом из жизни.
Итогом дискуссии может стать осмысление финальной («немой») сцены «Ревизора» как наглядной реализации принципа «театральности» в гоголевской парадоксальной трактовке.
Практическое занятие № 3 — 4
Тема 3
Особенности лирического рода. Идейно-художественный и стиховедческий анализ лирического текста
(стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»)
П Л А Н
-
Содержательность лирического образа (образ авторского переживания). Виды лирических высказываний.
-
Композиция и архитектоника лирического текста. Стих и строфа.
-
Лирический герой и субъект лирического высказывания.
-
Лирический сюжет стихотворения Пушкина «На холмах...»:эволюция любовного переживания от состояния к процессу. Функция лирического пейзажа (поэтика топонимики).
-
Поэтическая лексика и поэтическая фонетика пушкинского стихотворения: тропы, повторы, эмфазы.; аллитерации и ассонансы.
-
Проблема интерпретации стихотворения Пушкина «На холмах...» («о чём написано?»)
-
Методология стиховедческого анализа. Метр и ритм. Ритмические определители силлабо-тонического стиха: дополнительные стопы, словоразделы, цезура и переносы, рифма и её виды.
-
Ритм и смысл («семантический ореол метра»).
-
Ритмическая структура стихотворения Пушкина «На холмах...»
-
Гармония стиха и смысла («содержания и формы») в стихотворении Пушкина «На холмах...»
Л И Т Е Р А Т У Р А
4.Гинзбург Л. О лирике. - Л.,1971 (Введение, с.5-18).
5.Гинзбург Л. Частное и общее в лирическом стихотворении \\ Гинзбург Л. О старом и новом — Л.,1982 ( то же — Вопросы литературы, 1981, № 10).
7.Поспелов Г. Лирика среди литературных рядов. - М.,1976.
8.Сквозников В. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М.,1964.
9.Хализев В. Лирика \\ Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М.,1999.
10.Холшевников В. Основы стиховедения. Русское стихосложение. - Спб., 2002 ( глава 1, §7; глава II, §1 глава IY, §1).
11.Холшевников В. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» \\ Холшевников В. Стиховедение и поэзия. - Спб., 1991.
1. Бонди С. Черновики Пушкина. - М.,1974
2.Гаспаров М. «Снова тучи надо мною собралися в вышине» Методика анализа стихотворного текста \\Русская речь, 1971, № 1 или в кн.: Гаспаров М. О русской поэзии. Анализы, интерпретации, характеристики. - Спб., 2001.
3.Гаспаров М. Русский стих начала ХХ века в комментариях. - М., 2001.
6.Магомедова Д. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.
ГЛОССАРИЙ к ТЕМЕ 3
Лирика — поэзия — стихи
Стихотворение
Элегия
Переживание — медитация
Эмоциональное — рациональное
Автор — лирический герой — лирический субъект
Силлабо-тоническое стихосложение
Ритмические определители силлабо-тонического стиха
Перенос (анжамбемен)
Цезура
Повтор
Полустишие
Топоним
КОНСУЛЬТАЦИЯ к ТЕМЕ 3
1. Содержательность лирического рода — словесный образ авторского (от первого лица) переживания*, включающий как эмоциональное, так и рациональное начало и реализующийся в разных видах лирического высказывания (облечённых,как правило, в стихотворную форму).
Понятие лирического героя не является для лирического образа атрибутивным и относится лишь к некоторым видам лирики с выраженной социально-психологической персонификацией лирического субъекта (как, например, в поэзии Д.Давыдова или в ранней любовной лирике А.Ахматовой).
Методику анализа лирического стихотворения можно определить как «вертикальную» - от зачина к концовке, по порядку строф, стихов или иных смысловых фрагментов — с постепенным углублением и расширением заявленной темы, определяемой на основе читательского восприятия («о чём написано?»).
Подобная формулировка, не принятая в традиционной школьной методике, вполне, по мнению составителя, приемлема методологически, поскольку относится к словесному образу (исключение — футуристическая или дадаистская заумь).
-------------
*Внешний, по отношению к лирическому субъекту, мир (лирический пейзаж, лирический сюжет, предметные детали) отнюдь не выводится за пределы лирического образа, но является только предметом (или мотивировкой) лирической рефлексии, лишаясь тем самым своей социальной характерности.
-
Стиховедческий анализ (анализ структуры стиха) - не самоцель. Его назначение — выявить соотношение стиха (в совокупности всех его элементов) и смысла, то есть дать позитивное решение поблемы «избыточность/ неизбыточность» стиховых данных, определить «семантический ореол метра».
-
Разбор пушкинского лирического шедевра строится на основе превосходного исследования В. Холшевникова, образцово сочетающего стиховедческий анализ с идейно-художественной интерпретацией лирического произведения.
-
В книге С.М. Бонди «Черновики Пушкина» приводится интересный материал для истолкования топонимов в зачине стихотворения.
Практическое занятие № 5
Литературная классика: анализ и интерпретация (повесть Н.В.Гоголя «Шинель»)
П Л А Н
1. Классическое произведение в движении эпох: «судьбы книг» в большом историческом времени.
2. Филологический подход к произведению художественной литературы: комментирование (объяснение) — анализирование (разбор) — интерпретирование (истолкование).
3. История создания «Шинели»: художественное претворение анекдота.
4. Традиционное («гуманистическое») истолкование «Шинели»: проблема «маленького человека» и её переосмысление Достоевским и А.А.Григорьевым.
5. «Шинель» в трактовке ОПОЯЗа (формальной школы): анализ против интерпретации.
6. «Шинель» сквозь призму «медленного чтения».
7. Вариативность методологии и многообразие истолкований классического произведения («глубина проникновения» в текст как путешествие к смыслу): о чём же написана «Шинель»?
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Фридлендер Г. (Комментарий) \\ Гоголь Н.В. Собр.соч. В 7 т. - М.,1984. Т.3, с. 269 — 271, 284 — 285.
2. Маркович В. «Петербургские повести» Гоголя. - М.,1989
3. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» \\ Эйхенбаум Б. О прозе. Л.,1969 или :Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л.,1986.
4. Бочаров С. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. - М.,1984, с.204 — 207.
5. Бочаров С. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С. О художественных мирах. - М.,1985.
6. Бочаров С. Холод, стыд и свобода. История литературы sub spesi Священной истории \\ Бочаров С. Сюжеты русской литературы. - М., 1999.
7. Чижевский Д. О «Шинели» Гоголя \\ Дружба народов, 1997, № 1.
8. Манн Ю. В. Метаморфозы литературного героя \\ Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М.,1987.
-
Григорьев Ап. Гоголь и его последняя книга (1847) \\ Гоголь в русской критике. Антология \ Сост. С.Г.Бочаров. - М.,2008, с. 81.
-
Кривонос В Эпилог «Шинели» \\ Вопросы литературы, 2004, № 6.
ГЛОССАРИЙ
Классическое искусство
Мир (внутренний мир) произведения художественной литературы
Комментарий - анализ - интерпретация
Анекдот
Повесть
Фантастика в художественной литературе
Сказ
Каламбур
Звукопись в художественном тексте
Сентиментальность
«Маленький человек»
Гуманистическое (гуманное) в художественной литературе
Психологизм в художественной литературе
Речевая характеристика
Консультация
Цель занятия — познакомить студентов с различными истолкованиями «Шинели», убедиться в их методологической эффективности и литературоведческой правомерности*, примером чего могут служить во многом противоположные по направленности «установочная» для методологии ОПОЯЗа («как сделано произведение») статья Эйхенбаума и статья Чижевского, реализующая принцип «медленного» («вдумчивого») чтения, цель которого - «о чём написано произведение».
Итогом освоения различных точек зрения на смысл «Шинели» может стать формулирование ключевых проблемных вопросов:
-
каково истинное отношение автора-рассказчика к Башмачкину?
-
как соотносятся в авторской оценке этого образа смех и сострадание?
-
Башмачкин - «маленький» человек или мелкий человек?
-
в чём причина гибели Башмачкина?
-
какова идейно-художественная функция «фантастического» финала «Шинели»?
* См. статьи Е.Цургановой «Герменевтика» и И.Есаулова «Интерпретация» в « Литературной энциклопедии терминов и понятий». - М., 2001, стлб.170-174 и 305-306.
Статья Б.Эйхенбаума, как правило, вызывает затруднения оригинальностью проблематики, необычностью изложения и нетрадиционностью методологии.
Работу со статьёй можно проводить по следующим позициям:
-
творчески переосмысленный анекдот,обогащённый комическим сказом;
-
приёмы создания комического сказа;
-
«звуковые жесты» (игра звуковой формой слова);
-
«гуманное место» и его трактовка;
-
гротескный характер изображения;
-
«из чего» же, по мнению Эйхенбаума, «сделана» (а из чего не сделана) «Шинель»?
Парадоксальная трактовка «Шинели», вложенная Достоевским , что принципиально важно, в уста своего героя ( см. «Бедные люди», письмо от Июля 8) и дающая неожиданные обертоны как образу Башмачкина, так и авторскому отношению к нему,
глубоко истолкована в работах С.Г.Бочарова, представляющих собой образец «высшего пилотажа»современного литературоведения, чуждый постмодернистских методологических парадоксов и приближающийся к собственно литературно-художественному дискурсу.
Практическое занятие № 6
Идиостиль писателя и проблема новаторства ( осень в «Железной дороге» Н.А.Некрасова»)
П Л А Н
1.Стиль как понятие литературоведения. Стилевая манера («идиостиль») писателя.
-
Поэтизация осенней природы в «донекрасовской» пейзажной лирике (А.С.Пушкин и Ф.И.Тютчев): образный строй и предметная изобразительность, поэтическая лексика и тропы.
-
Осенний пейзаж в «Железной дороге»:
предметный мир
поэтическая лексика
сравнения и эпитеты
элементы фольклорной поэтики
субъективно-личностный аспект изображения («призма восприятия»)
-
Прагматика и эстетика («польза» и «красота») в некрасовском пейзаже
-
Функция пейзажа в системе образной проблематики «Железной дороги».
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Скатов Н Н О поэтичности стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» \\ Русская классическая литература, Разборы и анализы. М.,1969
То же в кн.: Скатов Н «Я лиру посвятил народу своему». О жизни и творчестве Н.А.Некрасова. - М.,1985.
-
Есин А. Стиль \\ Введение в литературоведение. Литературное произведение:основные понятия и термины. - М., 1999.
3.Чичерин А. Очерки по истории русского литературного стиля. - М.,1985
4.Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.,1990.
ГЛОССАРИЙ
Стиль («идиостиль»)
Стилизация
Пейзаж
Поэтизмы и прозаизмы
Предметный мир
Фольклоризмы
Эпитет
Сравнение
Прагматика
Поэтизация (эстетизация)
Точка зрения («призма восприятия»)
Эмфаза
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Стиль писателя, т.е. индивидуальная творческая манера воссоздания образа
мира и человека, проявляется, по мнению составителя, в художественной речи, в выборе лексических и синтаксических (прежде всего) средств выражения.
Именно с этой точки зрения следует проводить анализ 1 главы «Железной дороги».
Новаторство Некрасова обнаруживается в результате сопоставления с образами осени (и принципами её поэтизации) в стихотворениях Пушкина «19 октября» и «Осень», Тютчева «Осенний вечер» и «Есть в осени первоначальной...» (возможны и другие тексты).
В основе аналитического дискурса на практическом занятии — замечательная статья Н.Скатова, дающая глубокое истолкование «Железной дороги» как художественного целого (единства).
Понимание центральной идеи произведения («Народ — творец») позволит уяснить идейно-художественную доминанту образа некрасовской осени: не присутствую явно в картине осеннего пейзажа, народ явлен в ней своим восприятием красоты осенней природы — без «очарования» и «лучезарности», но в русле особой («новой») поэтичности.
Проблемный вопрос, активизирующий аналитическую работу в группе: почему «разговор в вагоне» дан на фоне именно осеннего пейзажа?
Контрольная работа № 1
Тема: методология методика сопоставительного анализа лирических произведений.
Задание: сравните образный строй, движение лирической темы («лирическую вертикаль») и проблематику двух сходных по тематике стихотворений разных авторов;
на основе сопоставления («взаимоотражения») текстов определите их индивидуально-авторское художественное своеобразие.
Вариант 1. «Встреча в пути» С.Маршака и «Упала молния в ручей» К.Случевского.
Вариант 2. «Сгорели рощи, травы посерели» В.Тушновой и «Учись у них — у дуба у берёзы» А.Фета.
Вариант 3. «Атомная сказка» Ю.Кузнецова и «Царевна-лягушка» З.Яхнина.
А.А.Фет (1820 – 1892)
* * *
Учись у них – у дуба, у берёзы,
Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый.
Они стоят, молчат; молчи и ты.
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
1883
|
В.М.Тушнова (1915 – 1965)
* * *
Сгорели рощи, травы посерели,
Морозы предвещает тишина.
Вы замечали мужество сирени?
Под первым снегом зелена она.
Ей очень страшно по ночам, когда Весь мир до звёзд раскрыт и обнажён,
И ветер режет медленным ножом, И каменной становится вода.
Всё толще лёд на беззащитной коже,
Всё тяжелее снежные пласты.
Её приговорённые листы
Беззвучно задыхаются от дрожи.
А поутру ты видишь, что она
Стоит в снегу. Мертва, но зелена.
1965
|
С.Я.Маршак (1887 – 1964)
|
К.К.Случевский (1837 – 1904)
|
Встреча в пути * * *
Всё цветёт на дороге. Весна Упала молния в ручей.
Настоящим сменяется летом. Вода не стала горячей.
Протянула мне лапу сосна А что ручей до дна пронзён,
С красноватым чешуйчатым цветом. Сквозь шелест струй не слышит он.
Цвет сосновый, смолою дыша, Зато и молнии струя,
Был не слишком приятен для взгляда. Упав, лишилась бытия.
Но сказал я сосне: “Хороша!” Другого не было пути...
И была она, кажется, рада. И я прощу, и ты прости.
1946 1901
Ю.Кузнецов (1941 - 2003) “Атомная сказка” (1968)
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
Она пала лягушке в болото,
Далеко от родимой избы.
Пригодится на правое дело!
Посадил он лягушку в платок,
Вскрыл её белое царское тело
И включил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
З.Яхнин (1930 — 1997) “Царевна-лягушка” (1970-е г.г )
Благословил отец, и мать -старуха
Благословила. Знать, пора пришла.
И оттянул я тетиву до уха,
И зазвенела вещая стрела.
Куда она упала - я не знаю.
Что я найду — отраду иль беду?
Вослед стреле по земле шагаю,
Сминая сапогами лебеду.
Бреду три дня — и наконец опушка
С коричневым болотцем посреди.
Стрела торчит в трясине, и лягушка
на кочке растревоженно сидит.
Пускай лягушка, я предвидел это.
Ведь в сказках быль. а вовсе не обман.
Я из кармана вынул сигареты
И сунул ясноглазую в карман.
И снова в путь, до тихого причала.
Качало надо мною облака.
Лягушка копошилась и чихала,
Нанюхавшись в кармане табака.
Но вот и дом. Вошёл я с прибауткой
И посадил лягушку на кровать.
И трепетно, торжественно и чутко
Стал перемен в лягушке ожидать.
Рыдает мать, отец смурно смеётся,
А я страдал, а я лишился сна,
А я всё ждал, когда же обернётся
взаправдашней царевною она.
И вот однажды, горестно и гневно,
Её спросил по-честному, в упор.
Скажи, ты кто - лягушка иль царевна?
Я ждать могу, но до каких же пор?
Но ничего она мне не сказала,
Прозрачные таращила глаза,
И по щеке лягушечьей сползала
Горючая, холодная слеза.
Контрольная работа № 2
Тема: вариант № 1. «Жанровое своеобразие...........» (произведение, автор — по выбору).
(выбирается из классической литературы — русской или зарубежной)
Пояснение к теме: почему (произведение) относится к данному жанру ( выявить соответствующие жанровые признаки в тексте произведения)?
Тема: вариант №.2. «Нетрадиционные авторские жанровые определения»
Пояснение:
I
Почему
Пушкин назвал «Евгений Онегин» романом в стихах (а не просто романом)б
Гоголь - «Мёртвые души» - поэмой (а не романом)
Пушкин - «Медный всадник» - петербургской повестью (а не поэмой)
Островский - «Грозу» - драмой (а не трагедией)
Чехов - «Чайку» и «Вишнёвый сад» - комедиями (а не драмами)
Достоевский - «Двойника» - петербургской поэмой (а не повестью)
Солженицын - «Один день Ивана Денисовича» - рассказом (а не повестью)
II
Почему
«Горе от ума» Грибоедова - комедия (а не драма)
«Герой нашего времени»Лермонтова - роман (а не сборник повестей)
«Метель» (из «Повестей Белкина») Пушкина - новелла (а не повесть)
«Реквием» Ахматовой - поэма (а не цикл стихотворений)
Контрольная работа № 3
Дать парные определения соотносимых понятий с указаний общих и отличительных признаков
ФИЛОЛОГИЯ И ПОЭТИКА
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕКСТОЛОГИЯ
СЮЖЕТ И ФАБУЛА
КОМПОЗИЦИЯ И АРХИТЕКТОНИКА
ЗАВЯЗКА И ПРОЛОГ
РАЗВЯЗКА И ЭПИЛОГ
ЭПОПЕЯ И РОМАН
НОВЕЛЛА И РАССКАЗ
ТЕМА И ИДЕЯ
КОНФЛИКТ И КУЛЬМИНАЦИЯ
РИФМА И КЛАУЗУЛА
ДЕТАЛЬ И ПОДРОБНОСТЬ
ГИПЕРБОЛА И ГРОТЕСК
ПЬЕСА И СТИХОТВОРЕНИЕ
КЛАССИЦИЗМ И КЛАССИКА
ЛИРИКА И ПОЭЗИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ТРОП
РЕПЛИКА И РЕМАРКА
АВТОР И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ
МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА
ТИП И ХАРАКТЕР
САТИРИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ
ВЫМЫСЕЛ И ДОМЫСЕЛ
УСЛОВНОСТЬ И ФАНТАСТИКА
СТИХИ И ПРОЗА
АЛЛЮЗИЯ И РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНу по Теории литературы
1. Предмет и задачи теоретического литературоведения. 2. Система литературоведческих дисциплин.
3. Поэтика и её разновидности.
4. Методология теоретического литературоведения.
5. Цели и задачи теоретического литературоведения
6. Художественная литература как вид искусства.
7. Структура словесного художественного образа.
8. Авторское присутствие в произведении художественной литературы.
9. Вымысел и домысел в структуре художественного образа. Фантастическое и его виды.
10. Пафос литературно-художественного произведения и его разновидности.
11. Человек-пейзаж-вещь-интерьер в произведениях художественной литературы.
12. Социология художественной литературы.
13. Форма и содержания словесного художественного образа. Содержательность литературных форм.
14. Содержательность эпоса. Эпическое событие.
15. Содержательность драмы. Драматическое действие.
16. Содержательность лирики. Словесный образ лирического переживания: лирический монолог (высказывание).
17. Принципы жанровой классификации.
18. Эпические жанры.
19. Драматические жанры.
20. Жанры в лирике.
21. Смешанные(переходные) жанровые формы: лиро-эпос; лирическая драма; эпическая драма (драма для чтения).
22. Жанры национально-исторические, нравоописательные и романические.
23. История литературы и литературный процесс.
24. Направление, течение, школа. Понятие литературной борьбы.
25. Художественный (творческий) метод и литературно-художественный стиль (творческая манера писателя).
26. Язык художественной литературы. Речь стихотворная и речь прозаическая.
27. «Чужое слово» в авторском тексте. Сказовые формы в эпических произведениях.
28. Интертекстуальный подход к произведению художественной литературы.
29. Произведение художественной литературы и его компоненты: авторское присутствие и система персонажей; тема-проблема-идея; сюжет и фабула; композиция и архитектоника.
30. Принципы литературоведческой аналитики.
Достарыңызбен бөлісу: |