Третий этап строительства Петербурга. Елизаветинское барокко.
Третий этап характеризуется тем, что вместо преобладания гражданских строений петровского времени (Здание двенадцати коллегий, Адмиралтейство, Литейный двор и т.д.) начинает преобладать строительство дворцов, великолепных соборов. Сдержанная манера петровского барокко сменяется пышностью и великолепием Елизаветинского барокко, идет дальнейшее заимствование европейских приемов.
С. И. Чевакинский
Еще до Растрелли начал строительство дворца в Царском Селе, строил павильоны. 15 июля 1753г. начал строительство Никольского морского собора. Закончен в 1762г. Никольский морской собор – самое почитаемое моряками России сооружение, стоит на набережной Крюкова канала. Архитектура собора тесно связана с древнерусским зодчеством. Пять куполов, ставших обязательными при Елисавете Петровне, широко расставлены и покрыты позолотой. Центральный купол не очень выделяется, и это стало новшеством. Фасады собора декорированы колоннами белого цвета и лепным орнаментом. Фон поля собора – лазоревый. Особенно замечательна колокольня собора, которая прямо выходит к каналу. Она удалена от собора, имеет три яруса и удивительно стройна. Колокольня завершается характерным для Петербурга шпилем, который господствует над данной местностью. Существует предание, что проект этого уникального по плавности линий и мягкому силуэту строения составил юноша Баженов, когда обучался в петербургской Академии. Пластичность и стройность - важнейшие черты созданий Баженова.
На набережной Фонтанки Чевакинский спланировал для вельможи Шереметева дворец, получивший позже название «Фонтанный дом». Это замечательный памятник русского барокко, великолепие, пышность, прекрасный выбор места – все делает его настоящим памятником архитектуры эпохи. В 1765 году Чевакинский составил проект новых складов для Адмиралтейства так называемой «Новой Голландии».
В это же время расцветает творчество главного архитектора Елизаветинской поры Франческо Бартоломео Растрелли. (1700-1771)
Именно площади Петербурга покоряют каждого, кто приезжает в этот город.
Созданная самой природой «водная площадь» между Петропавловской крепостью и Стрелкой Васильевского острова плавно перетекает в вереницу рукотворных площадей. Дворцовая, Адмиралтейская (ныне Адмиралтейский проспект и Александровский сад), Сенатская, Исаакиевская, Биржевая и Марсово поле образовали величественный ансамбль открытых городских пространств. Наиболее прославленная часть этого ансамбля – Дворцовая площадь. Она стала складываться в 18 веке, когда на участке около «Зимней канавки» появились первый и второй «зимние дома» Петра Первого. Третий «зимний дом» – Анны Иоанновны стоял возле Адмиралтейства, а четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, который стоит и поныне, определяя облик северной части площади, построил Бартоломео Растрелли.
Сравнение Петровского и Елизаветинского барокко
В это время в России расцветает стиль, получивший в Европе название барокко. Особенность барокко выражена в его названии. В переводе с итальянского, барокко – причудливый, вычурный. Этот стиль подчеркнуто нарядный, пышный. Формы его усложнены. Фасады нередко имеют криволинейную форму, прорезаны нишами, увенчаны разорванными полукруглыми фронтонами, обильно украшены декоративными деталями. Стиль барокко проявлялся уже в петровское время, но был еще достаточно скромен, сдержан. В эпоху Елизаветы Петровны барокко становится необыкновенно роскошным. Елизаветинское барокко мы представляем себе в первую очередь по произведениям Растрелли.
Сам архитектурный облик Санкт-Петербурга сложился на протяжении двух веков, когда давали себя отчетливо знать два основных и ярко выраженных архитектурных стиля: барокко и классицизм. Именно соединение этих стилей дает неповторимый облик Дворцовой площади и других ансамблей Санкт-Петербурга, поэтому уместно вначале рассказать об основных архитектурных особенностях того и другого стиля.
Когда стал складываться город, в Европе уже давал себя ярко знать архитектурный стиль классицизм. Весь комплекс Версаля был создан в стиле раннего классицизма Людовика. Но роскошь и богатство Версаля (и в целом, архитектуры Людовика Четырнадцатого) были чужды Петру. Он скорее ориентировался на Северную Европу, на протестантские города Голландии, Швеции, Дании. Отсюда другой архитектурный облик у первых построек Петербурга. Это своеобразное петровское барокко имеет ряд черт, характерных для этого архитектурного стиля: криволинейные формы, волюты, башни-шпили, напоминающие башни Риги и Таллина, пилястры вместо колонн. К тому же Петр не желал тратить столь нужные для государства средства на помпезные сооружения. Поэтому петровское барокко немного строго и скромно. В стиле петровского барокко выстроены Петропавловская крепость, Здание Двенадцати коллегий, Дворец Петра в Летнем саду, Меншиков дворец.
В 40-50-ые годы Россия, решив важнейшие задачи, стоявшие перед ней, догнала Европу и в архитектурном развитии, но в это время в России расцветает не классицизм, который столь характерен для Франции, а елизаветинское барокко, для которого характерны исключительная роскошь и богатство.
Именно этот стиль сформировал такого мастера елизаветинской поры, как Растрелли.
Сын приехавшего в Россию при Петре Первом архитектора, Франческо Бартоломео Растрелли фактически воспитывался уже на русской культуре. Отец его не стал крупным архитектором, но создал несколько замечательных скульптурных произведений. Сын станет самой заметной фигурой в истории русского барокко.
Одной из первых работ архитектора стала Андреевская церковь в Киеве. Уже здесь Растрелли находит те приемы, которые станут для него главными. Поле сооружения красивого акварельного цвета: синее. Богатый декор, обилие лепных украшений, предпочтение, отданное коринфским пилястрам, восприятие архитектурного сооружения как живописного произведения – черты стиля Растрелли.
В Санкт-Петербурге и его окрестностях Растрелли возвел свои самые прославленные сооружения:
Дворец в Петергофе Большой (Екатерининский) Дворец в Царском Селе Павильоны в Царском Селе Дворец Строганова в Петербурге Смольный монастырь в Петербурге
Смольный монастырь (1748 – 1764)
В излучине Невы на пути к центру города Растрелли решил возвести целый комплекс сооружений Воскресенского Новодевичьего монастыря. Так как недалеко располагался смоляной двор, монастырь получил название Смольного. По плану Растрелли нужно было возвести на внутренних углах крестообразного двора четыре небольших церковки с изящными главками. В центре двора высится 92-метровая бело-голубая ступенчатая громада Воскресенского собора. Огромный размер собора, монументальность его сочетаются с богатой и живописной пластикой. В плане собор – равноконечный крест (традиции древнерусского зодчества), имеет пять глав, тоже традиция. Боковые главы тесно прижаты к центральному куполу, что придает собору небывалую единую массу. Главные элементы фасада: двухъярусные парные ордерные колонны и пилястры. Изумительна цветовая гамма собора: лазоревое поле с белым цветом колонн, пилястр, золотом украшений.
Зимний дворец (1754 – 1764)
Это, без сомнения, самое прославленное сооружение Растрелли. Его создание окончательно закрепило положение набережной Невы со стороны Адмиралтейской части и положило начало образованию системы центральных площадей.
В чем главная особенность дворца? Его фасады различны в зависимости от того, к какой стороне города обращены. Со стороны Невы они выглядят как крупные, мощные за счет двухъярусных крупных ордерных устоев, особенно на флангах. Со стороны площади они имеют нарастающий характер, с концентрацией к центру, и ярко выраженный характер протяженности. Площадь связывает дворец с городом.
На кровле дворца установлены скульптурные изваяния, завершая рисунок карниза. Высота дворца стала определяющей для всей застройки набережных Невы, так как Растрелли нашел точное соответствие высоты дворца и ширины Невы в данном месте. В 19 веке было запрещено строить здания, превышающие 21,5 метра, что соответствует высоте кровли Зимнего дворца. Тем самым было достигнуто единство восприятия сооружений барокко и классицизма, когда северная сторона площади получит завершение при строительстве арки Главного штаба.
Дворец украшен обычными для Растрелли колоннами коринфского ордера: белыми, с золотыми листьями аканта. Фасады Зимнего дворца – блестящий пример решения синтеза архитектуры и декоративной пластики. Цвет дворца – нежная зелень. Самые разнообразные лепные украшения включены в декор его фасадов. Тут есть и причудливые изображения головы человека или животного – маскароны, и завитки орнамента, и раковины. Зимний дворец – это целый город в городе, громадный комплекс, с огромным количеством слуг, висячим садом, картинными галереями, бесчисленным количеством покоев, замечательными лестницами, из которых самая знаменитая – Посольская, пышно отделанная Растрелли.В западной части дворца традиционно располагались личные апартаменты императорской семьи. В юго-восточной части Зимнего дворца расположена пышно украшенная золотом Большая церковь. В 60-е годы архитекторы Ю.М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Деламот построили рядом с Зимним дворцом здание, в которое входили Северный и Южный павильоны и Висячий сад. Оно получило название Малый Эрмитаж. Все здания дворцового комплекса соединены висячими переходами.
Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752 – 1757)
Это главное здание загородно-паркового ансамбля. Как и в Версале, здание разделило регулярный парк на две части: основную – Восточную - Старый сад и Западную, со стороны парадного двора, - Новый сад. Здание дворца – протяженная постройка длиной 300 метров с анфиладой торжественных залов и парадных помещений.
Дворец пышен и великолепен. Горизонталь дворца сочетается с вертикалями церквей. Северная церковь (пятикупольная) ориентирована на подъездную дорогу. Дворец украшен богатыми ордерными устоями, фигурами атлантов по нижнему ярусу, лепниной в оконных проемах и наличниках. Дворец производит более свободное впечатление, чем строгий Зимний. Он открыт окружающей природе, то есть вписан в ландшафт – это важнейшая традиция русской архитектуры. Яркий цвет поля стены – насыщенный синий, гармонирует с белыми колоннами коринфского ордера. Поражает интерьер дворца, основная отделка которого состоит из деревянной резьбы: картуши, волюты, гирлянды цветов, фигуры амуров, резные обрамления дверей и окон Великолепен Тронный зал с зеркалами в простенках и резьбой по дереву с позолотой. Дворец украшен янтарем, бронзой, сверкают узоры паркета, на стенах, потолках, в плафонах – живопись, что создает иллюзию бесконечного пространства. Свободных мест практически нет. Много света: окна, зеркала.
В Смольном монастыре, в Зимнем дворце и Большом Екатерининском дворце нашло свое высшее воплощение искусство Елизаветинского барокко. Но мастер был еще жив, а на смену тому стилю, которому он отдал всю жизнь, уже шел другой.
Достарыңызбен бөлісу: |