ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ
Тропы (от греч. trope — поворот, перемена) — это обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Троп — это любое изменение смысла и значения слова, всякое использование слова в его неосновном значении.
Соотношение прямого и переносного значений основывается или на сходстве сопоставляемых явлений, или на их близком соотношении, или на их контрасте. Тропы усиливают высказывание благодаря тому, что к логическому содержанию добавляются эмоционально-экспрессивные оттенки.
Наиболее распространенная классификация тропов такова. Они делятся на д в е группы. В первую входят тропы слов. Это метафора, метонимия, синекдоха, антономазия, ономатопея, катахреза, ме-талепсис и др. Вторую группу составляют тропы предложений. К ним относятся: аллегория, эпитет, эмфаза, перифраза, ирония, гипербола и др.
Дадим характеристику наиболее часто употребляемым тропам слов.
Метафора есть перенесение свойств одного предмета (явления) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или контрасту (иногда говорят: метафора — это сокращенное подобие). Возможны четыре варианта такого перенесения свойства:
а) вещи на живое существо («твердый человек», «каменное серд-це», «мысли колеблются»);
б) живого существа на неодушевленный предмет («угрюмое море»,«лицо земли», «лучи смеются», «жаждущие пустыни», «необуздан-ные ветры»);
в) неживого предмета на неживой («в волнах кипящий песок»,«небо звездами расцвечено»);
г) живого существа на действие или процесс («алчный взор»,«летящие мысли»).
Метонимия — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности. Сущность ее в том, что употребляется название одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Между прямым и переносным значениями существует какая-либо вещественная зависимость. Обычно выделяют несколько типов таких зависимостей:
а) между предметом и материалом, из которого сделан предмет(«Наши спортсмены с международных соревнований привезли золото и серебро», т.е. золотые и серебряные медали);
б) между содержимым и содержащим («Он съел две тарелки»);
в) между действием и орудием этого действия («Он жил своимпером»);
г) между автором и его произведением («Он любил Чайковского»);
д) между местом и людьми, находящимися на этом месте («Аудитория слушала оратора, затаив дыхание»).
Синекдоха — вид метонимии, употребление названия части вместо названия целого, единичного вместо общего или наоборот. Используются следующие ее варианты:
а) вид вместо рода («цветок» вместо «роза»);
б) целое вместо части («египтяне Нилом жажду свою утоляют»вместо «водой из Нила»);
в) часть вместо целого («сто голов» вместо «сто человек»);
г) множественное число вместо единичного («он говорит краснееЦицеронов» вместо «Цицерона»);
д) единственное число вместо множественного («русский воинторжествует» вместо «русские воины»);
е) вещество вместо предмета, сделанного из этого вещества(«пронзен железом» вместо «мечом»).
Антономазия — это замена имени собственного нарицательным или наоборот. Типичные случаи употребления:
а) имя собственное употребляется вместо нарицательного («Геркулес» вместо «сильный», «Цицерон» вместо «красноречивый»);
б) нарицательное вместо собственного («Апостол говорит» вместо «Павел»; «стихотворец» вместо «Вергилий»);
в) предки или основатели взамен потомков («славене» вместо«славяне»);
г) вместо имени собственного наименование места рождения(«арпинянин», т.е. уроженец Арпина, вместо «Цицерон»; «троянин»,т.е. житель Трои, вместо «Эней»);
Рассмотрим некоторые из тропов предложений.
Аллегория — это запечатление чего-то отвлеченного, какой-нибудь идеи в конкретном образе, тип образности, основанный на иносказании. Практически все притчи, с которыми Иисус Христос обращается к своим ученикам, основаны как раз на этом тропе. К примеру, притча о блудном сыне (очевидно, что здесь подразумевается раскаявшийся грешник или же вновь обращенный язычник).
Эпитет — образное «определение», выделяющее или одно из существенных свойств («гордый конь»), или метафорически пере* носящее свойство («живая вода»), или выделяющее неизменный признак (обычно в сказках, былинах, песнях: «добрый молодец», «красна девица»).
Перифраза — замена прямого названия многословным описанием, в котором содержатся признаки не названного прямо человека, предмета: «гениальный автор романа «Война и мир» вместо «Лев Николаевич Толстой», «первый космонавт планеты Земля» вместо «Ю.А. Гагарин»).
Указанные тропы не исчерпывают всего их списка. При необходимости более глубокого их изучения следует обратиться к специальной литературе.
При этом важно иметь в виду, что использование тропов предполагает не только знание их видов и содержания каждого из них, но и механизма образования тропов, в основе которого находится умение преобразовывать понятия. Все метафоры, например, основаны на умножении понятий. Метонимия и синекдоха предполагают умение образовывать родовые понятия, находить их виды. Объединяющей все тропы структурой является пропорция.
Для примера рассмотрим метафору «кисть винограда». Запишем ее в виде пропорции:
виноград кисть
род лиан часть руки
Пропорция читается так: отношение винограда к роду лиан равно отношению кисти к части руки. Из пропорции следует: виноград — это род лиан, обладающий свойством кисти руки. В полученном определении видовой признак «обладать свойствами кисти руки» не является собственным для родового понятия «род лиан», т.е. не свойственно ему по основному смыслу. Следовательно, метафора представляет собой определение, в котором видовой признак не является собственным для родового.
Если метафора требует знания всех членов пропорции, строится посредством умножения ее членов, то при метонимии и синекдохе задан, как правило, только один член пропорции. Отношение его Частей и составляет суть данных тропов.
Рассмотрим метонимию «съесть тарелку супа». Она образуется Пропорцией:
суп содержимое
тарелка содержащее
Уподобление содержащего вместо содержимого и создает данный троп.
Синекдоха «иметь колеса» образуется пропорцией:
колесо часть
автомобиль целое
Уподобление части вместо целого образует данный троп. Если с помощью тропов изменяются значения слов, то с помощью фигур изменяется значение словосочетаний и предложений.
Фигура речи — это синтаксическая конструкция, имеющая эмоционально-экспрессивную окраску. Риторической фигурой называется любое отступление от некоторой общепринятой нормы. Различаются фигуры слова и фигуры мысли. Первые меняются от пересказа иными словами, вторые не меняются.
Фигуры слова обычно подразделяются на три группы:
-
фигуры прибавления;
-
фигуры убавления;
-
фигуры расположения или перемещения.
В первую группу входят: анафора, эпифора, симплока, ана-диплосис, градация и полисиндетон.
Анафора — это фигура, возникающая тогда, когда для большей экспрессии и убедительности одно слово (или несколько слов) повторяются в начале каждого смыслового периода или мысли. Вот пример анафоры из стихотворения выдающегося русского поэта В. Хлебникова:
Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.
Эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов или фраз. Эту фигуру, к примеру, использовал О. Мандельштам в эпиграмме на художника Н.И. Альтмана:
Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По-немецки значит Альтман —
Очень старый человек.
Симплока — фигура, представляющая собой соединение анафоры и эпифоры. В качестве примера приведем следующие строки П. Васильева:
Что же ты, песня моя, Молчишь?
Что же ты, сказка моя, Молчишь?
Анадйплосис — повтор последнего слова (или последних слов) стиха или ритмико-интонационной единицы (колона) в начале следующего:
О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!
(А. Блок)
Полисиндетон — повторение союза, которое воспринимается как избыточное, но создающее определенный эффект возвышенности стиля:
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
(А. С. Пушкин)
Во вторую группу (фигуры убавления) входят эллипсис, силлепс, асиндетон.
Эллипсисом называется пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются. Применение этой фигуры создает эффект экспрессии. Например: «Он закурил у бензоколонки — покойнику было 22 года» (американский анекдот).
Силлепс — объединение элементов текста, по сути своей необъ-единяемых: «Пил чай с коньяком и поручиком» (А.П. Чехов).
Асиндетон — такое построение предложений, при котором для усиления экспрессии опускаются союзы. Примером служат следующие строки А.С. Пушкина:
Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет.
Третью группу (фигуры расположения или перемещения) составляют различные виды инверсии и параллелизма, а также хиазм.
Инверсия — нарушение «естественного» порядка слов. Основные ее виды — анастрофа и гипербатон. Анастрофа — это перестановка смежных слов для выделения их, усиления выразительности речи. Например: «Колокольчики мои, цветики степные...» Гипёрбатон — разъединение смежных слов для выделения их, усиления выразительности речи. Вот как этой фигурой воспользовался АС. Пушкин: «И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости» (т.е. гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью»).
Параллелизм — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста для создания единого поэтического или художественного образа. Он структурно подразделяется на изоколон, антитезу, гомеотелевтон.
Изоколон — это фигура параллельного расположения частей речи в смежных предложениях. Например, у В. Каменского имеется такой изоколон:
Я Странный странник странных стран.
Антитеза — фигура, в основе которой лежит резкое противопоставление образов и понятий. Например: «К добру и злу постыдно равнодушны» (М.Ю. Лермонтов).
Гомеотелевтдн — это подобие окончаний, своего рода зародыш рифмы. Обычно широко используется в ритмической прозе. В качестве примера приведем следующие строки знаменитого персидского поэта Саади:
Страшись! Когда рыдает сирота, Колеблется над миром высота. Склонись к нему, о мудрый, милосердный. Утешь его, ходи за ним усердно.
Хиазм — фигура, заключающаяся в том, что в двух соседних предложениях, построенных на параллелизме, второе предложение строится в обратной последовательности членов. Иначе говоря, хиазм — это перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных предложениях одинаковой формы. В отрывке из записных книжек К.С. Станиславского содержится сразу два хиазма:
Есть люди, которые умеют брать только дурное от искусства. Они вредны искусству, и искусство вредно им. Но есть люди, которые умеют брать или по крайней мере стремятся брать только высокое от искусства Эти люди нужны искусству, и искусство нужно им.
Фигуры мысли не имеют такой четкой классификации, как фигуры слова. Поэтому ограничимся характеристикой наиболее распространенных из них.
Определение. Очень важно подчеркнуть принципиальное отличие этой фигуры от определения в логике с его строгими правилами. Здесь речь идет о воздействии на слушателей, и поэтому определение (как фигура риторики) имеет качественно новый смысл. Вот определение науки, которое М.В. Ломоносов приводит в качестве образца, характеризующего эту фигуру:
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.
В явном соответствии с требованиями риторики (но не логики) дает свое определение театра К.С. Станиславский:
Театр — это большая семья, с которой живешь душа в душу или ссоришься на жизнь и на смерть. Театр — это любимая женщина, то капризная, злая, уродливая и эгоистичная, то обаятельная, ласковая, щедрая и красивая. Театр — это любимый ребенок, бессознательно жестокий и наивно прелестный. Он капризно требует всего, и нет сил отказать ему ни в чем Театр — это вторая родина, которая кормит и высасывает силы. Театр — это источник душевных мук и неведомых радостей. Театр — это воздух и вино, которыми надо почаще дышать и опьяняться.
I
Изречение — это краткое изложение общих идей, обычно с назидательной целью. Например: «Счастие сильных боится, ленивых угнетает», «Что трудно терпеть, то сладко вспоминать», «Быстрота — мать успеха», «Ясность — вот лучшее украшение истинно глубокой мысли», «Философия — микроскоп мысли».
Вопрошание, или риторический вопрос. В этом случае вопрос задается не для выяснения чего-то неизвестного, а для более сильного, яркого изображения вещей или событий, безусловно, известных. К примеру, риторические вопросы можно найти в стихах А. Ахматовой:
И если я умру, то кто же Мои стихи напишет вам, Кто стать звенящими поможет Еще не сказанным словам? Опущение, или паралепсис, — это фигура, когда, по словам античного ритора Деметрия, оратор, «высказав все, что хотел, все же говорит, что он это упускает, словно у него есть и другое, более сильное, что он мог бы сказать1. Классический пример — третья филиппика Демосфена (речь, разоблачающая агрессивность и коварство македонского царя Филиппа II):
Я не буду говорить ни об Олинфе, ни о Метоне, ни об Аполлонии, ни о тех тридцати двух городах, что лежат на пути во Фракию.
Просопопёйя. Посредством нее слушателей заставляют представить, что со словами, которые произносит оратор, к ним обращается родина, предки, мать и т.д. Деметрий приводит такой пример:
Представь себе, что эти слова и упреки эти обращают к вам ваши предки, или Эллада, или родина, только приняв вид женщины.
Умолчание — это преднамеренный обрыв мысли, за которой начинается новый смысловой период, подчеркивающий значимость того, что пропущено. Блестяще воспользовался этой фигурой Цицерон, обращаясь к Гереннию:
Ты ли ныне сие говорить дерзаешь, который недавно чужому дому?., сказать не смею, для того, чтобы, сказав что тебе пристойно, не молвить, что мне неприлично.
Назовем еще некоторые фигуры мысли, суть которых должна быть понятна без подробного объяснения. Это - ответствовате (себе самому задается вопрос, на который и дается ответ), обращение, указание, сообщение, вольность, сомнение, желание, мольба, восхищение, восклицание и т.д.
Достарыңызбен бөлісу: |