МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра зарубежной литературы
основы методологии литературоведческого анализа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050300.62 «Филологическое образование» профили «Русский язык и литература», «Иностранный язык и русский как иностранный» (бакалавриат, очная форма)
КРАСНОЯРСК 2011
УМКД составлен ст.преп. Г.А.Маршаликом
Обсужден на заседании кафедры зарубежной литературы
«_07_»_сентября_2011 г.
Заведующий кафедрой С.Г.Липнягова
к.ф.н., доц.
Одобрено научно-методическим советом специальности «»
«___»____________2011 г.
Председатель НМСС
Содержание теоретического курса дисциплины
Основы методологии литературоведческого анализа
Модуль 1.
Тема 1. Литературоведение и филология. Предмет, цели и задачи литературоведения. Система литературоведческих дисциплин. Текстология. Библиография и историография. Типы литературоведческих изданий. Литературоведческая терминология.
Тема 2. Специфика искусства и литература как искусство. Предмет литературоведения. Литература как искусство. Художественное творчество и художественный образ. Типология образности. Образ и символ. Образ и знак. Слово и образ.
Тема 3. Слово и образ. Художественная речь (поэтический язык). Поэзия и проза. Ритм и метр стихотворной речи. Автология и металогия. Тропы и их разновидности. Основы стиховедения и русское стихосложение.
Тема 4. Роды и жанры литературы. Система литературных родов. Принцип оппозиции. Содержательность родовых форм. Принципы жанровой классификации.
Тема 5. Содержательность жанровых форм. Характеристика важнейших жанров в эпосе, драме, лирике. Смешанные жанровые формы. Индивидуально-авторские жанровые определения.
Модуль 2.
Тема 6. Литературный процесс и история литературы. Возникновение словесного художественного творчества. Стадиальный характер литературного процесса.
Тема 7. Литературные направления, течения, школы, группы. Литературная борьба. Литературные манифесты.
Тема 8.. Стиль и эпоха. Стиль и метод. Понятие идиостиля. Место стилистики в системе литературоведческих дисциплин. Стилистический анализ произведения художественной литературы.
Тема 9. Литературно произведение как системно-целостное единство. Внутренний мир произведения художественной литературы. Проблема писательской «ошибки». Художественное время и художественное пространство.
Тема 10. Основные приёмы интерпретации литературного текста. Академическое литературоведение и школьная методика. Читательское восприятие и научный анализ. Комментарий и примечания. Интерпретация и её границы. Имманентный и контекстуальный анализ классического литературного произведения.
КАРТА литературного обеспечения дисциплины
(включая мультимедиа и электронные ресурсы)
«ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
для студентов образовательной профессиональной программы
специальности 050300.62 «Филологическое образование» профили «Русский язык и литература», «Иностранный язык и русский как иностранный» (бакалавриат, очная форма)
(наименование, шифр)
№
п/п
|
Наименование
|
Наличие
место/ (кол-во экз.)
|
Потребность
|
Примечания
|
|
Обязательная литература
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
МещеряковВ., Козлов А., Кубарева Н., Сербул М. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. Учебник для бакалавров. - М..Юрайт, 2012
|
|
50
|
-
|
2
|
Прозоров В., Елина Е. Введение в литературоведение. Учебное пособие. - М.,2012
|
|
10
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
Дополнительная литература
|
|
|
-
|
|
модуль 1
|
|
|
-
|
3
|
Хрестоматия по введению в литературоведение/под. ред. Николаева П. - М., Высшая школа, 2006 (разделы 1 - 3)
|
|
50
|
-
|
4
|
Квятковский А. Школьный поэтический словарь(изд.2) — М.. 2000
|
|
10
|
-
|
|
Тимофеев Л., Тураев С. (ред.-сост.) Краткий словарь литературоведческих терминов. - М., 1985
|
24аул
|
|
|
|
|
|
|
-
|
5
|
Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины\под. ред. Чернец . - М., Высшая школа, 2002
|
2аул
|
25
|
-
|
6
|
Хрестоматия по введению в литературоведение/под. ред. Николаева П. - М., Высшая школа, 2006 (раздел 4)
|
|
25
|
-
|
|
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ \ ПОД РЕД. Г.Поспелова. - М.,1988
|
11аул
|
|
-
|
|
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ \ ПОД РЕД. Г.Поспелова. - М.,1983
|
45аул
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
модуль 2
|
|
|
|
7
|
Введение в литературоведение\под. ред. Крупчанова Л. - М..Юрайт, 2005 (ч.2, гл. 12 - 14)
|
2аул
|
10
|
|
8
|
Хрестоматия по введению в литературоведение/под. ред. Николаева П. - М., высшая школа, 2006 (разделы 5 - 6)
|
|
25
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
9
|
Илюшин А. Русское стихосложение. - М.,2004.
|
|
15
|
-
|
10
|
Хрестоматия по введению в литературоведение/под. ред. Николаева П. - М., Высшая школа, 2006 (разделы 7 - 8)
|
|
25
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
Наименование
дисциплины/курса
|
Уровень/ступень образования
(бакалавриат, магистратура)
|
Название цикла дисциплины в учебном плане
|
Количество зачетных единиц/кредитов
|
Основы методологии литературоведческого анализа
|
Бакалавриат
|
Полностью название цикла
|
3,5
|
Смежные дисциплины по учебному плану
|
Предшествующие: школьный курс литературы.
|
|
Последующие: теория литературы.
|
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1
|
|
Форма работы
|
Количество баллов 40 %
|
min
|
max
|
Текущая работа
|
Конспект статьи по теории стиха (№ 8)
|
3
|
5
|
|
Конспект статьи по теории жанра(№ 9)
|
3
|
5
|
|
Устный анализ законспектированных статей
|
3
|
5
|
|
Письменный анализ стихотворного текста
|
7
|
11
|
|
Подготовка материалов для комментирования текста
|
3
|
5
|
Промежуточный рейтинг-контроль
|
Устный ответ на практическом занятии
|
5
|
9
|
Итого
|
24
|
40
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2
|
|
Форма работы
|
Количество баллов 40 %
|
min
|
max
|
Текущая работа
|
Конспект статьи по теории художественной речи (№ 10)
|
3
|
5
|
|
Анализ отрывка из прозаического текста
|
3
|
5
|
|
Составление библиографии
|
3
|
5
|
|
Устный комментарий к библиографическом списку
|
3
|
5
|
|
Индивидуальная творческая работа
|
3
|
5
|
|
Конспект статьи по теории образа (№ 7)
|
3
|
5
|
Промежуточный рейтинг-контроль
|
Устный ответ на практическом занятии
|
6
|
10
|
Итого
|
24
|
40
|
Итоговый модуль
|
Содержание
|
Форма работы
|
Количество баллов 20 %
|
min
|
max
|
|
Экзамен
|
12
|
20
|
Итого
|
12
|
20
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
|
Базовый модуль/
Тема
|
Форма работы
|
Количество баллов
|
min
|
max
|
|
Защита конспектов статей и лекционного материала
|
0
|
10
|
Итого
|
0
|
10
|
Общее количество баллов по дисциплине
(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)
|
min
|
max
|
60
|
100
|
Критерии перевода баллов в отметки:
0-59 баллов – незачтено, 60-100 баллов – зачтено.
ФИО преподавателя: ст. преп. Г.А.Маршалик
Утверждено на заседании кафедры «07»_сентября_2011_г. Протокол №_1_
Зав. кафедрой_________________________________________С.Г.Липнягова
Контрольная работа № 1
1. Найдите лишний член в данной цепочке:
золото волос – шелк песка – тень забора – половодье чувств.
Ключ: тень забора.
2. Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего героическую личность либо торжественное событие:
песня – ода – баллада – сонет.
Ключ: ода.
3. Данные стихи написаны одним размером – каким? Выявите различие их ритмической организации.
Не расстраивайтесь никогда…
Весь мир был мертв, лишь ты не спал…
Ключ: Ямб. Пропуски метрических ударений.
4. Каким размером не может быть написано стихотворение, начинающееся словом «безмерный»?
Ключ: хореем; дактилем.
5. Составьте рифмы из следующих слов.
Головой – Бога – душистой – листка – златой – нива – он – по оврагу – слива – сагу – серебристый – сон – тревога.
Назовите поэта и стихотворение?
Ключ: головой – златой
Бога – тревога
Душистой – серебристый
Сагу – оврагу
Нива – слива
Он – сон
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».
6. Соотнесите произведения и литературные направления:
1. «Маскарад» 1. классицизм
2. «Пиковая дама» 2. сентиментализм
3. «Бедная Лиза» 3. критический реализм
4. «Бог» 4. просветительский реализм
5. «Недоросль» 5. романтизм
Ключ: 1 – 5; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 4.
Контрольная работа № 2
1. Укажите, художественный прием использует автор в следующем отрывке:
Боян же вещий, если хотел кому песнь слагать… тогда пускал он десять соколов на стаю лебедей, на которую сокол налетал, та первая песнь пела старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю перед полками касожскими, красивому Роману Святославичу.
эпитет
олицетворение
антитеза
инверсия
метафора
аллегория
Правильный ответ: эпитет
2. Укажите, какой художественный прием использует автор в следующем отрывке:
Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной горем им луки повел, горем им колчаны заплел?
метафора
эпитет
олицетворение
сравнение
антитеза
инверсия
Правильный ответ: олицетворение
3. Выберите правильное определение сатиры:
художественный прием, при помощи которого выражаются комические, смешные, нелепые стороны жизни отдельных людей
едкая, язвительная насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящего над тем, о ком он говорит и к кому обращается
художественные произведения различных родов литературы, в которых резко осмеиваются и осуждаются порочные проявления общественной жизни
изображение человека или картин человеческой жизни в непомерно преувеличенном, уродливо комическом виде, где реальное в жизни переплетается с фантастическим, преувеличенно страшное с необычайно смешным
Правильный ответ: художественные произведения различных родов литературы, в которых резко осмеиваются и осуждаются порочные проявления общественной жизни
4. Укажите определение элегии:
четверостишие или двустишие, объединенное рифмой и смыслом, законченное по содержанию; рассчитана на исполнение перед слушателями в форме пения или декламации, может сопровождать танец
род устного народного творчества, в котором в идеализированной форме повествуется об исторических событиях и деяниях героев в далеком прошлом
лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти; наиболее распространенные темы – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни, любви и др.
хоровая песнь, сопровождающаяся танцами
Правильный ответ:
лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти; наиболее распространенные темы – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни, любви и др.
5. Укажите определения баллады.
одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт – литературный, бытовой или общественно-политический
небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу; чаще всего в произведениях этого жанра изображаются один-два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц; как правило, это произведение с захватывающим сюжетом
небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай; многие произведения этого жанра связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями
краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера; цель произведений этого жанра – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни; в иносказательном сюжете действующими лицами чаще всего являются условные звери
Правильный ответ: небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай; многие произведения этого жанра связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями
6. Укажите художественный прием, который использовал автор в выделенных строках
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена в тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
гипербола
олицетворение
инверсия
сравнение
Правильный ответ: гипербола
7. Укажите художественный прием, который использовал автор в выделенных строках
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
перифраза
аллегория
инверсия
эпитет
Правильный ответ: эпитет
8. Укажите верное определение гротеска
вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки
одна из разновидностей комического, сочетающаяся в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное
способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека
переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту
Правильный ответ: одна из разновидностей комического, сочетающаяся в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное
-
Жанры романа, повести и рассказа относятся к одному из родов литературы:
лирике
драме
эпосу
лиро-эпике
Правильный ответ: к эпосу
-
Высшая точка в развитии сюжета литературного произведения называется
гипербола
гротеск
экспозиция
кульминация
Правильный ответ: кульминация
Контрольная работа № 3
1. Укажите какой художественный прием использует А.А.Фет в следующих строках
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
олицетворение
антитеза
анафора
эпитет
Правильный ответ: анафора
2. Стилистическая фигура, определение какого-либо лица, понятия или предмета путем отрицания противоположного, преуменьшение – это….
а) гипербола
б) литота
в) амплификация
г) анафора
Правильный ответ: литота
3. Аспект содержания произведения, на котором акцентирует свое внимание автор – это…
тема
проблема
идея
замысел
Правильный ответ: тема
4. Строфа из 14 стихов с оригинальной рифмовкой: перекрестная, парная, описывающая, рифмующееся двустишие называется…
секстина
катрен
терцет
онегинская строфа
Правильный ответ: онегинская строфа.
5. Небольшое по объему стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания – это…
а) эклога
б) мадригал
в) эпитафия
г) эпиграмма
Правильный ответ: мадригал
6. Определите стихотворный размер в следующем отрывке
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…
ямб
хорей
дактиль
анапест
Правильный ответ: анапест
7. Установите правильную последовательность смены литературного направления другим
классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм
реализм, романтизм, классицизм, сентиментализм
классицизм, сентиментализм, реализм, романтизм
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
Правильный ответ: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
8. Установите соответствие между термином и определением литературного жанра:
Малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
|
д) новелла
|
4)Наиболее крупный жанр эпической литературы.
|
е) эпопея
|
5) Небольшой по объему жанр повествовательной литературы. Чаще всего изображаются один-два эпизода из жизни одного или нескольких лиц.
|
в) очерк
|
6)Особая форма повествовательной литературы.
|
б) рассказ
|
Правильный ответ:
1)Малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
|
б) рассказ
|
4)Наиболее крупный жанр эпической литературы.
|
е) эпопея
|
5) Небольшой по объему жанр повествовательной литературы. Чаще всего изображаются один-два эпизода из жизни одного или нескольких лиц.
|
в) очерк
|
6)Особая форма повествовательной литературы.
|
д) новелла
|
9. Определенное конкретное лицо, послужившее основой для создания обобщенного образа в художественном произведении – это…
Правильный ответ: прототип
Вопросы
к экзамену по курсу «Основы методологии литературоведческого анализа»
1. Художественная литература как вид искусства (искусство слова) .
(Что такое художественный образ?)
2. Образ человека в художественном произведении. Типический образ. Проблема реального прототипа. Литературный образ- характер, персонаж, тип, герой. Средства характеристики героя в художественном произведении.
3 Вымысел в художественной литературе, его виды.
4.Образы- вещи, их роль в художественном произведении.
5.Тема, проблема, идея художественного произведения.
6.Понятие о сюжете. Жизненные конфликты и их отражение в сюжете. Коллизия, интрига.
7.Основные элементы сюжета. Понятие фабулы.
8. Композиция произведения. Композиционные средства и приемы.
9.Язык художественной литературы. его особенности.
10. Основные виды тропов , их функция в художественном произведении
11. Авторская речь и речь персонажа в художественном произведении. Типическое и индивидуальное в языке действующих лиц. (Привести примеры речевых характеристик).
12. Метонимия в художественном произведении. Виды метонимий. Их роль в произведении.
13. Сравнение. Виды сравнений, их эстетическая роль в художественном произведении.
14. Эпитет. Его виды, роль в художественном произведении.
15. Гипербола и литота, их значение в художественном произведении.
16. Аллегория, ирония, перифраз. Их роль в художественном произведении.
17. Метафора. Виды метафор, их роль в художественном произведении.
18. Речь прозаическая и речь стихотворная. Ритмическая организация стихотворной речи. Стих как единица стихотворного ритм
19. Силлабо- тоническое стихосложение. Его характеристика. Понятие о стопе. Двусложный размер. : ямб, хорей, пиррихий, спондей. Их схемы.
20. Силлабо- тоническое стихосложение. Трехсложные размеры. Их схемы.
21. Тоническая система стихосложения. Ее особенности. Тонический стих устной народной поэзии. Привести примеры народного стиха. Литературный тонический ст
22. Звуковая организация поэтической речи, звукопись и эвфония.
23. Строфа. Способы образования строфы. Виды строф. Строфы простые и сложные. Строфа и синтаксис. Идейная и художественная функция строф.
24. Рифма и ее значение. Виды рифм. Белый стих. Вольный стих..
25. Роды, жанры и виды в художественной литературе.
26. Эпос как род литературы. Эпические жанры.
27. Лирика как род литературы. Лирические жанры..
28. Драма как род литературы. Жанры драматургии.
29.Внесюжетные элементы (лирические отступления и вводные эпизоды). Их роль в художественном произведении.
30. Образы- пейзажи. Многообразие функций пейзажа в художественном произведении.
31. Литературоведение как наука о художественной литературе. Основные научные дисциплины, входящие в состав литературоведения.
32. Вспомогательные литературоведческие дисциплины (текстология, атрибуция, библиография и др
33. Литературная классика и её изучение.
34. Автор литературно-художественного произведения, формы его присутствия в произведениях разных жанров.
35. Комментарий, анализ, интерпретация литературно-художественного произведения.
-
Автор — читатель — критик — литературовед в их отношении к литературно-художественному произведению.
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Манн Ю.В. Смелость изобретения. - М., 1996.
2. Добин Е.С.История девяти сюжетов. - Л., 1976.
3. Добин Е. Искусство детали. Гоголь. Чехов. - Л., 1975.
4. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество \\ Вопросы литературы, 1961, № 2.
5. Лихачёв Д .С . О филологии. - М., 1989.
6. Лихачёв Д.С. Литература — реальность - литература. Л.. 1984 (Введение + 3-4 статьи по выбору).
7. Манн Ю. О гротеске в литературе . М., 1966.
8. Гаспаров М. Стихотворение А.С.Пушкина «Снова тучи надо мною» (методология и методика литературоведческого анализа) // Русская речь, 1997, №1 или : Гаспаров М. О русской поэзии. - М., 2000.
9. Энциклопедический словарь юного литературоведа (изд.2) — М..1998 (статьи о родах и жанрах).
-
Квятковский А. Школьный поэтический словарь (изд.2). - М., 1998 (статьи о тропах и фигурах поэтической речи).
Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям
1.Тщательно изучите план занятия:
- уясните его тему и предлагаемый алгоритм (последовательность) работы
- выделите трудные вопросы (возможна предварительная консультация у преподавателя)
- по вопросам плана необходимо отработать терминологию к теме по доступным словарям литературоведческих терминов и/или авторитетным справочникам.
2. Изучите консультацию к теме, используйте её положения при подготовке к занятию.
3.Внимательно («пристально») прочитайте, а при необходимости - перечитайте произведение (помните: подлинным прочтением классического произведения является ВТОРОЕ), предлагаемое для анализа — по возможности по академическому собранию сочинений или по другому авторитетному изданию. Обратите внимание на наличие научного аппарата (предисловие, комментарии, примечания)
4. Познакомьтесь с научным аппаратом издания, выделите необходимую для анализа информацию.
5. Самостоятельно сформулируйте вопросы, возникающие при первом чтении произведения (на основе читательского восприятия).
6. Познакомьтесь с научной литературой по теме занятия, указанной в плане (не исключается и самостоятельный библиографический поиск), уясните её основные положения, сделайте выписки (либо конспект) для использования на занятии.
7. Проведите предварительную самостоятельную аналитическую работу: на основе читательского восприятия и знакомства со специальной литературой по теме сформулируйте (в свободной форме) собственное понимание особенностей композиции (построения) и идейно-художественного смысла анализируемого произведения (т. е. ответьте на вопросы «Как построено и о чём написано»).
8. Кратко запишите результаты самостоятельного анализа.
В ходе совместной аналитической работы на занятии эти формулировки будут уточняться, углубляться, возможно, опровергаться — на основе доказательной базы (текста произведения)
.
Тема № 1 (занятие 1 - 2)
ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ. РУССКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
П Л А Н
1. Речь стихотворная и речь прозаическая.
Вспомните строки из «Евгения Онегина» (гл.2, строфа XIII) о соотношении «стихов» и «прозы» и прокомментируйте их.
1.1. Понятие ритма (какой процесс является ритмическим ?).
Приведите примеры ритмических явлений из реальной действительности (жизнь природы и жизнь человека)
1.2. Стих как единица стихотворной речи.
Как, по вашему мнению, ответит на вопрос «что такое стихи» ребёнок, который недавно научился читать сам?
-
Стих и предложение.
Приведите примеры совпадение границ стиха с границами предложения
Перенос (анжамбман, или анжамбемен).
1.4. Константа.
1.5. Клаузула. Виды клаузул.
2. Силлабо-тоническая (слого-ударная) система стихосложения.
Понятие стопы.
Двухсложные(ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.
3. Метр (метрическая схема) и ритм (индивидуальная реализация метрической схемы в конкретном стихотворном тексте).
Стихотворный размер (количество стоп в стихе). Определение размера скандированием.
4. Дополнительные стопы. Пиррихий (пропуск метрических ударений) и спондей (внеметрические, или сверхсхемные ударения ).
Причины возникновения пиррихиев и спондеев.
5. Рифма, её функции. Виды рифм.
6. Строфа.
6.1.Виды строф.
6.2. Астрофический ( нестрофический) стих.
6.3. Твёрдые строфические формы.
-
Эвфония (инструментовка стиха), её назначение.
7.1.Звуковой повтор и его виды:
-
аллитерация
-
ассонанс
-
анафора
-
эпифора
8. Звукопись (звукоподражание).
9. Ритмическое разнообразие русского силлабо-тонического стиха ( факторы, определяющие ритмическое своеобразие ).
10. Дольники (паузник).
11. Тонический (акцентный) стих .
12. Верлибр (свободный стих).
-
Вольные стихи (вольные ямбы).
Л и т е р а т у р а
1. Холшевников В. Основы стиховедения. Русское стихосложение. - М., 2002 (серия «Классическая учебная книга»).
Основное пособие по стиховедению (предыдущие издания — 1962, 1972,1996 г.г.)
-
Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. - М.-Л., 1959.
Два самостоятельных университетских лекционных курса (по теме настоящего занятия — второй), автор — крупнейший отечественный литературовед XX века, пушкинист, текстолог, стиховед.
-
Илюшин А.А. Русское стихосложение. - М.,1988, 2004.
Современное пособие. В издание 2004 года включёны «поэтико-стиховедческие» анализы отдельных стихотворений, написанных силлабическим стихом, а также разбор силлабо-тонического стихотворения С.Шевырёва «Тяжёлый поэт» (с.226-230).
-
Квятковский А. Школьный поэтический словарь. - М., 2000.
Словарь насыщен оригинальной авторской стиховедческой терминологией(не ставшей общепринятой); дано толкование не только стиховедческих терминов, но и основных тропов и фигур; особенность данного словаря - обилие стихотворных иллюстраций.
Консультация к теме № 1
Стиховедение занимает особое место в системе литературоведческих дисциплин — благодаря своей терминологической точности и однозначности выводов.
Ритмическая организация стихотворной речи делает её субъективно-окрашенной, экспрессивно-выразительной, эмоционально насыщенной.
В стихе важно не только значение слова, но и его звучание.
Студенту необходимо усвоить основную стиховедческую терминологию, уметь иллюстрировать стиховедческие понятия двумя-тремя примерами из классической поэзии, овладеть навыками стиховедческого анализа стихотворного текста, а также техникой определения силлабо-тонических стихотворных размеров с помощью скандирования ( см. в пособии В.Холшевникова стр. 26 — 27).
При рассмотрении стихотворных произведений следует обращать особое внимание на ритмическое богатство и разнообразие русского классического силлабо-тонического стиха, которое создаётся всей совокупностью его ритмических определителей (стопа, размер, клаузулы, рифмы, способы рифмовки, вспомогательные стопы, переносы, цезуры и т. п.). Ритмическая основа придаёт слову в стихе повышенную смысловую наполненность, делает значимой его звуковую форму.
В стихе важно не только значение слова, но и его звучание.
Студенту необходимо усвоить основную стиховедческую терминологию, уметь иллюстрировать стиховедческие понятия двумя-тремя примерами из классической поэзии, овладеть навыками стиховедческого анализа стихотворного текста, а также техникой определения силлабо-тонических стихотворных размеров с помощью скандирования ( см. в пособии В.Холшевникова стр. 26 — 27).
При рассмотрении стихотворных произведений следует обращать особое внимание на ритмическое богатство и разнообразие русского классического силлабо-тонического стиха, которое создаётся всей совокупностью его ритмических определителей (стопа, размер, клаузулы, рифмы, способы рифмовки, вспомогательные стопы, переносы, цезуры и т. п.).
Тема № 2 (занятие 3 - 4)
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
П Л А Н
Язык художественной литературы (художественная речь, поэтический язык). Автология и металогия.
1.Выразительность художественной речи.
2.Тропы и фигуры:
метафора
метонимия
синекдоха
эпитет
сравнение
олицетворение (персонификация)
гипербола
гротеск
литота
перифраз (перифраза) и парафраз (парафраза)
аллегория, символ
антитеза
градация
оксюморон
ирония
сарказм
каламбур (игра слов)
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Томашевский Б. Стилистика и стихосложение. - М.-Л., 1959.
2.Томашевский Б. Стилистика. - Л.,1983(второе издание первой части предыдущей книги).
3.Горшков А. Русская словесность. - М.,1997, ч.1, гл.4; ч.2, гл.7.
4.Квятковский А. Школьный поэтический словарь.- М.,2000.
Возможно использование другой словарно-справочной литературы по теме.
Консультация к теме 2
Цель занятия — усвоить терминологию и научиться применять её в практике литературоведческого анализа:
уметь иллюстрировать понятия собственными примерами из классической (русской и зарубежной) литературы
находить тропы в художественном тексте
объяснять их идейно-художественную функцию
К практическому занятию необходимо подготовить при меры к вышеуказанным пунктам.
Система тропов (наряду с поэтической лексикой и поэтическим синтаксисом) — важнейший аспект стиля художественного произведения.
Тропы — продукт творческого воображения писателя, поэтому в них сказывается миропонимание автора и своеобразие его творческой манеры.
Любой троп — часть образной системы всего произведения и связан с его идейно-тематической основой.
Следовательно, тропы, выражая идейно-художественное содержание и определяя эмоциональный тон всего произведения, мотивируются также спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.
Историко-литературный контекст позволяет обнаружить новизну или традиционность одного и того же тропа на разных этапах литературного процесса.
Новизна и оригинальность тропа открывает неожиданно-новое в реальном мире и тем самым обогащает духовный мир читателя.
Тема № 3 (занятие 5)
Сюжет и композиция эпического произведения
/ «Челкаш» А.М. Горького /
П Л А Н
1 Эпос как род литературы. Эпические жанры Рассказ как жанр эпоса.
2. Понятие о композиции и сюжете литературного произведения. Соотношение композиции и сюжета. Сюжет как реализация конфликта и форма раскрытия характера. Элементы сюжета и элементы композции.
3. Экспозиция рассказа и ее идейно-художественная функция.
4. Первое знакомство писателя с Челкашем. Авторское восприятие героя.
5. Встреча Челкаша и Гаврилы. Завязка конфликта (сюжета).
6. Развитие отношений главных героев- сюжетная основа композиции. Роль диалога, пейзажа, авторских характеристик. Идейно- композиционная роль элементов биографии героев. Пути выявления автором сходства и различия между героями.
7. Сцена столкновения героев как кульминация произведения. смысл финала.
8. Роль сюжетных деталей и внесюжетных персонажей.
Литература
-
Горшков А. Русская словесность. От слова к словесности. - М..1997, параграфы 115 — 118.
2. Ревякин А. Проблема изучения и преподавания литературы. М.,1972, главы: «Сюжет и фабула», «Композиция».
3. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. -М.,1997, с.562 — 564 (комментарий к «Челкашу»), с. 613 — 615 (прижизненная критика о раннем творчестве Горького).
4. Бабаян Э. Ранний Горький. М.,1973.
5. Размахнина В. Максим Горький в школе. - Красноярск, 1994, с.24 —
Консультация к теме 3
Приступая к разбору «Челкаша», следует, в первую очередь, уяснить исторический и бытовой контекст (фон) произведения :
-
босячество
-
крестьянство
-
наёмные рабочие (промышленный пролетариат)в России рубежа XIX — XX веков
и, во-вторых, обратить внимание на своеобразие авторской архитектоники
Обратите внимание на некую «странность» нумерации четырёхчастного рассказа.
При максимальной простоте фабульной основы сюжет рассказа достаточно сложен, включает переплетение двух линий (Челкаш — Гаврила).
В кульминационные моменты общего сюжетного развития герои постоянно взаимно меняются местами (следует самостоятельно выделить эти критические моменты их взаимоотношений в результате вдумчивого чтения рассказа).
Особое внимание следует уделить анализу финальной сцены, в которой конфликт разрешается наглядно
(найдите строки, в которых присутствует наглядность разрешения конфликта)
и в то же время неоднозначно, обнаруживая двуплановость как итогового смысла, так и характеров главных героев и их авторской нравственной оценки.
Тема № 4 (занятие 6 )
Жанрово-родовые особенности лирических произведений
( «Вновь я посетил…» А.С.Пушкина)
Задание : Сопоставить письмо А.С.Пушкина жене от 25-го сентября
1835 года из Тригорского /10-й том собр.соч. Пушкина\ со стихотворением «Вновь я посетил"
П Л А Н
-
Специфика лирического рода. Лирический образ. Лирический герой. Формы выражения внутреннего мира автора в лирике. Соотношение субъективного и объективного в лирике.
-
Проблематика пушкинского стихотворения /жизнь, смерть, вечность, бессмертие; человек и время/.
-
Философская тема бесконечности бытия и извечности жизненных законов. Лирическое единение человека и природы.
-
Композиция стихотворения ( развитие лирического сюжета, лирической темы), особенности стихотворной формы.
-
«О чём написано стихотворение «Вновь я посетил ...» ?
Литература
1. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина (любое изд.)
2. Левкович Я. «Вновь я посетил» \\ Стихотворения А.С.Пушкина 1820 — 1830 г.г. История создания и идейно-художественная проблематика. - Л., 1974.
Консультация к теме 4
Интерпретация пущкинского стихотворения представлена в двух, во многом не схожих между собой, исследованиях — Н.Л.Степанова и Я.Левкович.
Необходимо выделить в них формулировки основной мысли стихотворения и рассмотреть, как они реализуются в конкретном разборе текста.
Чьё истолкование стихотворения представляется вам более точным? Почему?
В письме Пушкина содержится краткий «конспект» стихотворения. Следует сопоставить соответствующий фрагмент письма с текстом стихотворения и выявить моменты сходства и различия в содержании и эмоциональном тоне, затем определить мотивировки изменения.
Исходным для истолкования пушкинского стихотворения можно считать понятие «художественное пространство», в рамках которого «существует» (в какой конкретно форме?) лирический субъект и совершается «лирический сюжет».
Помните: в лирическим стихотворении возможна сюжетная основа и описания (портрет, пейзаж), но их лирическое содержание настолько своеобразно, что применительно к лирическому образу можно говорить о сюжете и описаниях внешнего мира условно, используя термины эпического рода в особом, лирическом контексте.
Кто является лирическим героем стихотворения? Что о нём можно сказать, исходя из текста? Какие действия он совершает в пространстве стихотворения?
Тема № 5 ( занятие 7— 8.)
Жанрово-родовые особенности драматических произведений
/«Бесприданница» А.Н.Островского /.
I
1. Специфические особенности произведений драматического рода. Драматургия и театр. Основные драматические жанры. .
2. Драма как драматический жанр. Ее важнейшие признаки.
3. Характер конфликта в пьесе и его сюжетная реализация в «Бесприданнице». Группировка персонажей в конфликте.
II
4. Обличительный пафос в драме. Представители делового мира и его нравы. Окружение Ларисы: Карандышев, Кнуров, Паратов, Вожеватов. Почему званный обед – кульминация?
5. Лариса Огудалова и ее жизненная драма. Неизбежность трагического конца. Сила и слабость Ларисы.
6. Формы проявления авторской позиции.
7. Идейный смысл «Бесприданницы».
Л И Т Е Р А Т У Р А :
-
Костелянец Б. «Бесприданница» А.Н.Островского. М., 1982.
-
Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. (любое издание), раздел «Драма».
-
Холодов Е.Г. Язык драмы (экскурс в творческую лабораторию А.Н.Островского). М., 1978.
-
Журавлева А.И. Драматургия А.Н.Островского. М., 1974.
-
Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского. М., 1986. (стр. 121-150)
-
Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX в. М., 1988. (стр.164-169)
Консультация к теме 5
I
Разбор «Бесприданницы» следует вести, используя методику «чтение вслед за автором» - то есть начиная с заглавия и афищи и далее по действиям, выделяя наиболее значимые, с точки зрения главной темы произведения, эпизоды, в которых можно наблюдать
-
развитие драматического действия
-
формирование, развитие и разрешение конфликта
- выявление («раскрытие») характеров действующих лиц
II
В ходе разбора особое внимание следует уделить:
-так называемым «внесюжетным» эпизодам, то есть не мотивирующим развитие действие, не продвигающим его (например, первое явление первого действия, или рассказ Паратова о споре в с машинистом в шестом явлении первого действия , или первые три явления третьего действия )
какое значение имеют эти эпизоды для развития драматического действия
-
проявлению сценической условности (например, разговор Кнурова и Вожеватова о замужестве Ларисы во втором явлении первого действия или финальные реплики Ларисы после выстрела Карандышева);
в чём именно состоит сценическая условность (нарушение бытового правдоподобия) этих сцен
- мастерству драматурга в создания драматического напряжения (например, пушечный выстрел на Волге в четвёртом явлении первого действия или кульминационный
разговору Ларисы и Паратова в двенадцатом явлении третьего действия и соотносимой с ним ремарке, рисующая поведение Паратова во время пения Ларисы в одиннадцатом явлении третьего действия);
докажите, как именно происходит усиление драматизма в этих эпизодах (не забывайте, что драма «живёт» в театре).
Итогом разбора «Бесприданницы» должно стать формулирование идейного смысла драмы — на основе собственных размышлений и исследования Б.О.Костелянца.
Найдите в его книге необходимый для этого материал.
Достарыңызбен бөлісу: |