Абхазский государственный университет
М. Б. Квициниа
Ключ
к
истории
Абхазии
Учебно-методическое пособие
Акуа
(Сухум)
1999 г.
ББК 63:3
M. Б. Квициния
Ключ к истории Абхазии. Учебно-методическое пособие. Акуа (Сухум) 195 с.
Научный редактор - заведующий кафедрой истории, археологии и этнологии Абхазии Абхазского государственного университета, профессор Амичба Георгий Александрович
Рецензент: Аргун Юрий Гудисович, кандидат исторических наук, доцент
Одобрено редакционно-издательским Советом Абхазского государственного университета и отделом истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И.Гулиа Академии наук Абхазии.
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для учащихся школ, лицеев, колледжей, абитуриентов, студентов и преподавателей истории Абхазии.
Тематические разработки учитывают действующую программу по истории Абхазии. Предлагаемые планы и таблицы могут быть использованы при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.
О Абхазский государственный университет РА, 1999
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практика изучения истории Абхазии учащимися школ, абитуриентами и студентами показывает, что они зачастую не всегда справляются с тем материалом, который требуется усвоить по программе этого курса. Эти трудности во многом связаны с неразработанностью методических приемов изучения исторического материала и скудостью учебной литературы. В этой связи важную роль призваны осуществить данные учебно-методические разработки.
Учитывая рекомендации педагогов, учащиеся изучают специальные учебные пособия. Материал лучше усваивается, если читать его последовательно, переходя от простого текста к более сложному. При чтении литературы следует выписывать цитаты, фактические данные. Разработки отдельных тем выделяют наиболее важные проблемы. Развернутый план ответа представляет собой изложение темы, раскрывающее логическую, причинно-следственную связь событий. С помощью таково плана учащиеся под руководством педагога приучаются к внимательному, вдумчивому изучению материала, к выделению главного и второстепенного, к умелому воспроизведению учебного материала.
Большую помощь в изучении тем могут оказать схемы, хронологические таблицы. Необходимо не только уметь пользоваться ими, но и воспроизводить их по памяти.
Желательно знакомство с монографической литературой по истории Абхазии, трудами Дзидзария ГА., Инал-ипа Ш.Д., Анчабадзе З.В., Воронова Ю.Н., Сагария Б.Е., Куправа А.Э., Бгажба О.Х., Лакоба С.З. и др.
Целесообразно познакомиться с работами современных ученых, исследователей, чтобы быть в курсе спорных проблем исторической публицистики.
ТЕМА I
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕАБХАЗСКИХ ПЛЕМЕН
Проблема происхождения абхазского народа, его родственных связей с другими народами издавна оставалась предметом научного исследования. Мы судим о предках абхазов на основании древневосточных, античных письменных источников, данных языка, памяти народа, уклада жизни далеких предков, археологических материалов и других исследований
Как любой народ, абхазский этнос прошел длительный исторический путь своего развития. В науке этот процесс называется этногенезом ("этнос" - народ, "генезис" - происхождение с греч.).
Упомянув названия тех племен, которые населяли Абхазию, - апси-лов, абасгов, санигов, мисимиан, - необходимо определить истоки самоназвания народа и края (Апсны, апсуа, абхаз, Абхазия, Абасгия). Важно четко перечислить ряд теорий по вопросу происхождения абхазского народа 1) южная (малоазийская - предки являлись выходцами из Малой Азии), 2) северная (северокавказская - предки составили племена из Северного Кавказа), 3) местная (население автохтонно, то есть местного происхождения), 4) местно-миграционная (население формировалось в результате слияния местных племен с "пришлым" родственным элементом, в основном из Малой Азии), 5) эфиопско-египетская (предки переселились на Кавказ из Северо-Восточной Африки) и другие.
Следует указать на этнические связи абхазо-адыгов с малазийским миром, при этом, отметив, что большинство исследователей связывает процесс происхождения абхазов с группой древних родственных племен, населявших часть Малой Азии - кашков и абешла. Расскажите об известных данных архивов из истории хаттов и хеттов
Союз кашков и абешла или каскейский союз племен еще a III тысячелетии до н.э. населял не только территорию северо-восточной части Малой Азии, но и весь Западный Кавказ, касаясь и Черноморского побережья Близкородственные племена, связанные с хеттской культурой, стали грозной силой для соседних народов, в особенности хеттов. В верховьях реки Галис (ныне р. Кызыл - Ырмак в Турции) кашки основали государство
Каску. Хеттской державе приходилось вести длительную борьбу с воинственными племенами. Возможно на рубеже II-I тыс до н.э. часть кашко-абешлайцев переселилась на Западный Кавказ из-за перенаселенности в местах обитания Важно заметить, что переселение происходило внутри одного ареала расселения про абхазо-адыгских племен и родственных им кашков-абешла. Здесь они слились с местным населением края, привнося сюда специфические формы материальной и духовной культуры. Об этом свидетельствуют археологические, этнографические материалы, абхазо-адыгские этногенетические предания. "Пришлые" племена привнесли с собой новый - малоазийский - тип глиняной посуды, опыт металлургического производства, элементы религиозной культуры, которые постепенно сливались с творчеством местного населения. По-видимому, эти земледельческие племена стояли на более высокой ступени развития, и потому язык "пришельцев" лег в основу местных диалектов: в Причерноморье -проабхазских, на Северо-Западном Кавказе - проадыгских. В эпоху ранней бронзы носителями лроабхазского языка были племена так называемой Очамчирской культуры, носителями же проадыгского языка - племена майкопской культуры. Результатом этнического смешения "пришлых" и местных элементов явился древнеабхаэскии этнос. В этот период предки картвельских племен, носители куро-араксской культуры, по данным археологии, достигали лишь бассейна среднего течения реки Риони.
Как указывают археологические изыскания, с середины II тыс. до н.э. на территории Абхазии появились дольмены - монументальные погребальные сооружения, строившиеся местным населением в период формирования единого абхазского этноса. Далее необходимо рассказать о способах захоронения древних абхазов ("воздушное погребение", в глиняных урнах и простое захоронение)
В раскрытии вопроса большую роль играет упоминание о древних топонимах на территории современной Западной Грузии в увязке с абхазскими корневыми значениями абхазских слов-названий. К примеру, элемент "псы" - Арипса - город-крепость, Апсар - древнее название р. Чорох, Супса и др. Заключает тему рассуждение о древности абхазского языка и его родственности с языками народов Кавказа.
ПЛАН
1. Проблема изучения вопроса о происхождении абхазского народа.
2. Этногенез. Теории происхождения абхазов.
3. Истоки самоназвания абхазов и их страны.
4. Кашки и абешла. Их родство с адыгами и абхазами. Ареал расселения.
5. Топонимические названия с корневыми данными абхазского языка. Элемент "псы".
6. Родственность абхазского языка с языками народов Кавказа. Абхазо-адыгская группа языков.
ТЕМА 2
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ АБХАЗИИ
Абхазия - один из древнейших очагов цивилизации. Эту территорию населяли древнейшие люди (архантропы, палеоантропы, неандертальцы), о чем свидетельствует наличие здесь значительного числа памятников человеческой культуры. Это та зона, по которой шло передвижение первобытных племен Средиземноморья и Северного Причерноморья. Изучение палеолитической культуры на территории Абхазии указывает на определенные генетические связи населения региона с культурой Малой и Передней Азии.
Обратите внимание на периодизацию истории первобытного общества (археологическую и историческую). Дайте их четкую градацию относительно Абхазии: палеолит - нижний, средний, верхний; мезолит, неолит, энеолит - меднокаменный; бронзовый век - ранний, средний, поздний; ранний железный век; историческая - первобытное стадо, родовая община, разложение родовой общины. При этом назовите конкретные памятники каждой эпохи (Яштухская стоянка, Ахштырская пещера, грот Апианча,
пещера Мачагуа, пропасть Абхазских спелеологов вблизи Нового Афона, поселение Кистрик, Лемса, Очамчирское селище и др.).
Важно отметить, что а период позднего (верхнего) палеолита на смену первобытному стаду приходит родовая община (35-12 тыс. лет до н.э.). Это было время становления Homo sapiens - "человека разумного".
Родовая община - это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации. Характерные черты завершающегося палеолита: экзогамия (запрет браков в пределах одной родственной группы), зарождение земледелия, становление матриархата, складывание примитивных религиозных верований, а также зачатков наскального искусства.
Особо нужно подчеркнуть время перехода от присваивающего хозяйства к производящему - неолит (с VI тыс. до н.э. по IV тыс. до н.э.), хотя присвоение продолжает играть большую роль. Возникает земледелие, скотоводство, гончарное производство. Это период расцвета родового строя. Охарактеризуйте данные о поселениях Кистрик (вблизи Гудауты) и Лемса (западнее Цебельды) Отметьте формирование начального пантеона женских божеств: Джаджа - богини земледелия, огородничества и виноградарства, Анапа-нага - богини урожая, Саунау - богини мукомолья и др.
Начало разложения первобытнообщинного строя, и постепенное утверждение патриархата в Абхазии совпадает с эпохой энеолита - медно-каменного века (конец IV тыс. по III тыс. до н.э.). Наиболее яркими памятниками этого времени являются стоянки земледельцев с тысячами каменных мотыжек "сочи-адлерского" типа, найденных в северо-западной Абхазии и в окрестностях Цебельды - Абгыдзра и Джампал-1.
Важно заметить, что патриархальное общество на территории Абхазии охватывает весь бронзовый век, который делится на три периода -ранний, средний, поздний и начало железного века (III- начало I тыс. до н.э.). Ранняя ступень бронзового века начинается с развитием металлургии в местечке Башкапсары, где найдены 13 объектов добычи меди и каменные молоты.
Охарактеризуйте дольменную культуру эпохи ранней бронзы на территории Абхазии Дольмены и кромлехи - это погребальные памятники мегалитической культуры. При этом отметьте высокий на Кавказе плиточный дольмен, который находится в селе Азанта (достигает 2,6 м. высоты). Л самый вытянутый дольмен - эшерский, имеющий длину в 3,64 и. Укажите социальное назначение этих сооружений, их культовую сущность. Также расскажите о памятнике раннебронзовой эпохи Очамчирском селище, расположенном в пяти километрах к северу от Очамчира.
Основные виды хозяйствования в то время - земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, ткачество, металлургия, керамическое производство, обработка камня и кости, торговля и т п. Население отправляло языческие земледельческо-скотоводческие культы.
Период средней бронзы (XVII-XIII вв. до н.э ) характеризуется сравнительно быстрым развитием общества и многими новыми явлениями в социально-экономическом плане. Одним из основных памятников данной эпохи в Абхазии является погребальный инвентарь эшерских дольменов, который относится к системе дольменов Кавказа. Также встречаются дольмены в кромлехах (Отхара). Расстояние между кругами кромлехов столь широкое, что по кругу одновременно могут пройти четверо всадников. По-видимому, внутри кругов местное население совершало религиозные обряды. В центре кромлехов выделялся широкий круг. Здесь проводился обряд вторичного захоронения. В раскопанных могильниках найдены украшения, бокалы с различным орнаментом и другие материалы.
Анализ богатого археологического материала периода поздней бронзы и раннего железного века (VIII-VII вв. до н. э.) позволяет подробно остановиться на характеристике абхазского варианта памятников колхидской культуры (Куланурхвский могильник, находка в Бамборах, бронзовые боевые и парадные кинжалы, дуговидные фибулы-застежки, крупные головные булавки, пластинчатые пояса и др.).
На начальной стадии железного века в Абхазии происходит расцвет бронзовой индустрии, Золотистый сплав меди и олова вытеснил камень.
Особо следует отметить, что к этому периоду относится формирование героических сказаний и легенд, древнего ядра Нартского эпоса, пантеона языческих богов абхазов во главе с богом Анцва.
На смену родовой общине пришла соседская (укажите ее отличия). В соседской общине укреплялась частная собственность, росло имущественное неравенство, хотя сообща обрабатывалась и делилась пахотная земля, усиливалась власть старейшин и вождей племен.
ПЛАН
1 Становление первобытнообщинного строя: его периодизация - археологическая, историческая
2. Памятники палеолита в Абхазии.
3. Родовая община: характеристика, основные признаки.
4 Становление производящего хозяйства Расцвет матриархата.
5. Эпоха бронзы: Очамчирская культура, дольмены, кромлехи, могильники поздней бронзы и раннего железа. Абхазский вариант позднебронзовой колхидской культуры.
6. Начало формирования героических сказаний, Нартского эпоса, пантеона языческих богов абхазов.
ТЕМА 3
АБХАЗИЯ В РАННЕАНТИЧНУЮ ЭПОХУ (VI-IIBB. ДО Н.Э.)
В начале данной темы желательно дать характеристику Античности как одной из форм рабовладельческого общества, определяющейся сменой деспотии демократическими государствами-полисами, наиболее развитой системой использования рабского труда при отличительных особенностях общественной жизни. Греческая античность (VIII-I вв. до н.э.) касается и Абхазии этого периода. Это время формирования этнопсихологии и становления форм этногосударственности Хронологически античность в Абхазии можно разделить на раннюю, т.е. греко-местную (VI-II вв. до н.э.) и позднюю, т.е римско-местную (I в. до н.э. - V в. н.э.). Затем наступает ранневизантийская эпоха в Абхазии (VI - по 70-е г. VIII в.).
В VIII-VI вв. до н.э. древнегреческий мир был охвачен колонизационным движением на огромных географических просторах - от Испании до Абхазии. Причинами этих перемещений людей из развитых греческих городов стали: а) выделение среди свободного населения городов-полисов части людей, в основном из числа разорившихся земледельцев и мелких городских ремесленников; б) рост численности при недостатке обрабатываемых земель; в) высокий уровень развития хозяйств при наличии условий для военно-экспансионного дела.
VIII-VII вв. до н.э. - это время начала становления культурно-экономических связей между народами Кавказа и Греции (вспомните "Миф об аргонавтах"). Расскажите о торговле на побережье Черного моря, о перевальных торговых путях, о предметах торговли.
С VIII-VII вв. до н.э. население Абхазии заметно увеличилось, о чем свидетельствуют археологические раскопки могильников на Красном Маяке, Гуад-иху, в Эшерах и других местах.
Этнический состав населения Абхазии в раннеантичную эпоху был довольно пестрым. Здесь локализовались племенные группы, получившие различные названия от греческих путешественников, торговцев, поселенцев. Собирательно их называли "гениохами" (в переводе с древнегреческого "возница") Охарактеризуйте гениохов-земледельцев, скотоводов и пиратов, отметьте упоминания о них в греческих источниках (Гекатей Милетский, VI в. до н.э., Ксенофонт, V в. до н.э . Псевдо-Скилак Кариандский, IV в. до н.э., Дионисий, II в, до н.э., Страбон, I в. до н.э. - I в. н.э. и др.). На пестроту этнического состава указывают перечисленные названия гениохийских племен: мосинеков, гептокамитов, бизеров, макронов, соанов, кораксов. тиндаридов, фтирофагов, мокропогонов и других.
Особо следует рассказать о хозяйственной жизни древнеабхаэских племен, о занятии земледелием (сеяли пшеницу, ячмень, просо), виноградарством, возделыванием культуры льна. В горных районах развивалось скотоводство, которое носило яйлажный (сезонная перекачка скота с побережья в горы и обратно) характер. Развивалось рыболовство, птицеводство, велись лесоразработки. Возросла роль различных ремесел и промыслов. Особое место заняло гончарное производство, металлургия и металлообработка. Найденные на Сухумской горе материалы дают яркое представление о керамических изделиях местных мастеров. Это - пифосы, амфоры, амфориски, кружки, различные горшки, миски и др.
Подробно остановитесь на развитии торговли в Абхазии в данную эпоху, используя высказывания греческих авторов. С основанием здесь греческих колоний центры торговли переместились на места их расположения. Крупным торговым центром раннеантичной Абхазии становится Диоскуриада. Сюда приезжают торговцы со всех соседних стран - Греции, западных городов Малой Азии, Северного Причерноморья, государств Ближнего Востока - Персии, Сирии, Египта. Укажите на свидетельства Страбона.
Из-за скудности источников определенные трудности представляет характеристика социального устройства общества того времени. Однако можно утверждать, что раннеантичное общество Абхазии по экономическому укладу и социальному устройству представляло собой раннеклассовое образование с элементами зарождавшегося государства, в котором все еще сильны были патриархально-родовые отношения. Большинство местного населения было свободным. Во главе сообществ стояли "скептухи". Они назначались из местной, а иногда из греческой среды.
Важным моментом темы является вопрос основания греческих колоний (полисов) на побережье Черного моря: Диоскуриады, Гиеноса, Питиунта. Необходимо конкретно остановиться на каждом из них: указать основателей Диоскуриады - братьев-близнецов Кастора и Полидевка, площадь городской застройки в 8 га, на наличие 20-25 поселений вокруг нее, на активную торговлю в колонии, на хождение монет-"колхидок". Подчеркните, что Эшерское городище понимается как сельскохозяйственный спутник Диоскуриады.
О другом городе-колонии Гиеносе упоминает греческий автор Псевдо-Скилак Кариандский (IV в. до н.э.). Город был расположен на небольшом холме, огражденном деревянной стеной и широким рвом. В конце IV-III вв. до н.э. Гиенос переживает расцвет. На рубеже нашей эры он прекращает свое существование
С середины I в. до н.э. началась эра упадка греческого влияния на территории Абхазии
ПЛАН
1. Определение античности как одной из Форм рабовладельческого общества.
2. Периодизация античности в Абхазии.
3. Причины греческого колонизационного движения.
4. Древняя Абхазия в VIII-VII вв. до н.э. как один из богатых неосвоенных краев побережья Черного моря.
5. Этнический состав древней Абхазии" кораксы, колы, гениохи (источники о них)
6. Хозяйственная жизнь древнеабхазских племен земледелие, скотоводство, мореходство.
7. Возрастание роли ремесел и промыслов гончарное производство, металлургия и металлообработка.
8. Внутренняя и внешняя торговля. Страбон о связях Абхазии со странами Передней и Малой Азии. Начало работорговли.
9. Социальное устройство древнеабхазского общества. Скептухи.
10. Диоскуриада: основные характеристики.
11. Эшерское городище как сельскохозяйственный спутник Диоскуриады.
12. Гиенос: связь с местным населением.
ТЕМА 4
АБХАЗИЯ В ПОЗДНЕАНТИЧНУЮ ЭПОХУ
(I В. ДО Н.Э.-V В. Н.Э.)
В рассматриваемую эпоху в социально-экономическом и политическом отношении а Абхазии произошли существенные изменения. Крупными этническими единицами, отмеченными в го время, являлись древнеабхазские хазские племена апсилов, абасгов, санигое и мисимиан. О мисимианах упоминает лишь византийский историк VI в Агафий Миринейский в сочинении "О царствовании Юстиниана" В нем автор подчеркивает сходство образа жизни мисимиан и апсилов, что дает основание относить мисимиан к одному из древнеабхазских племен.Со II в н. э. племена сформировали этнополитические образования, зависимые от Римской империи - Апсилию. Абасгию, Санигию и Мисиминию, во главе назначенных императором местных базилевсов (царей): Юлиана, Ресмага и Спадага.
Необходимо остановиться на подробном изложении данных об апсилах, абасгах, упоминая письменные источники, археологические материалы. Важно отметить центры этих образований, род занятий (земледелие, скотоводство, железообработка, керамическое производство и др.). города-крепости, состояние торговли, развитие ремесел и т.д. Особо следует подчеркнуть, что древнеабхазские племена жили военно-демократическим строем. Об этом свидетельствуют раскопки захоронений в Цибилиуме. Здесь было обнаружено множество боевых топоров, которые использовались и для метания, и в рукопашной схватке и в качестве походного инструмента, и просто в хозяйстве. Эти топоры датируются III в. н.э. Найдены мечи в форме коротких широких клинков с реберчатыми ручками типа римских гладиусов, длинные мечи всадников округлые и четырехугольные щиты и др.
Что касается племени санигов, то следует обратить внимание на различные мнения, высказанные учеными в научной литературе. Одни принимали санигов за предков сванов, другие - мегрелов-лазов, третьи - сад-зов. По древним источникам (Проколий Кесарийский, VI в. н.э.), саниги локализовались на территории современных Гагр и Сочи, где позже обосновались садзы. Последние же, по свидетельству турецкого путешественника I половины XVII в. Евлия Челеби, говорили на самостоятельном языке. Позже отмечали, что этот язык "асадзипсуа" не похож ни на абхазский, ни на адыгейский. Уже к середине XIX в. "асадзипсуа" приходит к забвению О принадлежности садзов к санигам говорят топонимы гагро-сочинской зоны, относящиеся к абхазо-адыгскому языковому миру. Что касается указания Арриана (137г. н.э.) о том, что на земле санигов "лежит город Себастополис,то, по всей видимости, к началу второго века саниги доходили в южном направлении до современного Сухума. Это и есть более ранние соаны Страбона, которые входили в гениохийскую общность.
Данная тема включает в себя и вопрос о мисимианах, несмотря на скудность источников о них. К северо-востоку от апсилов начиналась Мисиминия. Земля мисимиан находилась в ущелье верхнего течения реки Кодор от Цебельды и доходила до самого Кавказского хребта. Город-крепость Пуста (Апышэта) находилась у границы между апсилами и мисимианами. Мисимианам принадлежали крепости Бухлоон (Букулус) в современном Галском районе на "границе аланов") и Тсахар в районе реки Сакен. Название "мисимиане" увязывается с искажением названия родоп-леменной группы Маршан. Известно, что издревле и вплоть до середины XIX в. весь район до верховьев реки Кодор и самого хребта населял род Маршан.
Мисимиане были соседями и близким к апсилам по образу жизни племенем. Известный византийский историк VI в. Агафий Миринейский отмечает, что "язык у них (то есть у мисимиан и лазов - М.К.) разный, так же как и нравы). Жили они, как абасги и апсилы, в жилищах из дерева и соломы.
На территории Мисиминии известны были притоки р. Кодор, название которых подтверждает близкое родство мисимиан и апсилов: Чхалта, Чхалтадзыхь, Адзба, Хеицкура, Мрамба, Гуандра, Шакишикуара, Кбыруа-никуара, Марух и др. Через Мисиминию проходил путь на Северный Кавказ по ущелью Ингура, он так и назывался - мисимийский путь. По ущелью же Кодора шел "Даринский" путь, а подгорная дорога между Кутаиси и Анакопией называлась "Абхазским" путем (см. карту "Абхазия в VI в. н.э. учебного пособия "История Абхазии", 1993г.).
Мисимиане были многочисленным воинственным племенем, о чем свидетельствует наличие на ее территории крепостей Пуста, Бухлоон, Тсахар, Бат, Пал. Они всегда были готовы отразить нападение противника. Многочисленность мисимиан подтверждают могильники, выявленные в поселении Лар, у Азантского озера, в крепости Бат вдоль Марухского перевального пути. Погребения с инвентарем обнаружены в ряде пунктов Далекого ущелья, в ущелье реки Учкур, в районе сел Лата, Чхалта и др. Важно подробно остановиться на рассказе о политических событиях, предварявших установление римского влияния на территории современной Абхазии.
С I в. до н.э. население Абхазии вело активную борьбу против греческих и римских колонизаторов. В 83 г. до н.э. местные племена и жители Боспорского царства подняли восстание и отложились от Понтийского царства. В этот период царем Понта был Митридат VI Евпатор (132-63 гг. до н.э.). Он вынужден был восстановить в Колхиде (Колхида - географическое название территории современной Абхазии и Западной Грузии) царскую власть, но царем был поставлен не представитель местной династии, а сын самого Митридата, тоже носивший имя Митридат (Аппиан, II в. н.э.). Вскоре Митридат-старший обвинил Митридата-младшего в симпатиях к местным жителям и казнил его.' Положение оставалось без изменений до появления на территории Абхазии римлян.
С середины I в. до н.э. началось время упадка греческого влияния на побережье Черного моря. Митридат Евпатор в союзе с армянским царем Тиграном II (89-55 гг. до н.э.) вступил в неравную борьбу с Римским государством. Разбитый римлянами и вынужденный идти на примирение, Митридат в 66 г. до н.э. вновь выступил против империи со своим союзником. Потерпев поражение от Помпея на реке Евфрат, он бежал в Боспор Киммерийский и по дороге остановился в Диоскуриаде. Это было зимой 66-65 года до н.э. В 63 г. до н.э. Митридат, узнал о том, что против него возмутился его сын Фарнак, кончил жизнь самоубийством в Боспоре Кимерийском, а власть над всеми незанятыми римлянами областями, в том числе и над страною абасгов с колониями Диоскуриада и Питиунт, перешла к Фарнаку. Он был признан Римом, однако вел войны с империей для возвращения отнятых ею земель в Малой Азии. В августе 47 г. до н.э. Фарнак был разбит в битве при Зеле у устья реки Галис (совр. Кызыл-Ырмак) войском Гая Юлия Цезаря. Во всех этих войнах, как мы узнаем из греческих и римских источников, гениохи, зихи и ахеи принимали активное участие.
В конце I в. н.э., по свидетельству Страбона. территорией современной Абхазии владели понтийский царь Полемон, затем его супруга Пифодарида, которые, в свою очередь, являлись вассалами Римской империи.
С 63 г н.э. римляне окончательно утвердилось в районе Восточного Причерноморья Античный автор того времени Иосиф Флавий отмечал, что жители этих мест "повинуются теперь трем тысячам гоплитов (тяжеловооруженным), а сорок военных кораблей создали спокойствие и мир на диком море (на Черном море), по которому прежде нельзя было плавать". Однако соседние племена, и гениохи в том числе, совершали нападения на римские владения (Страбон) Следствием Римского господства в крае стало массовое восстание в 69 г из местных племен во главе с их вождем Аникетом. Очагом восстания стала Южная Колхида. Восстание было подавлено, многие бежали к североколхидским племенам.
Отметив, что римские гарнизоны размещались в Себастополисе (ранее Диоскуриада), а затем в Питиунте, следует рассказать о политической обстановке в крае с III в н.э. Римское влияние ослабло. Это привело к частым набегам абасгов, апсилов, санигов, северокавказских и других племен на гарнизоны римлян. Историк Зосим (вторая половина V в.) сообщает, что в середине III в. скифы напали на Питиунт и опустошили его. Повторный набег они совершили в 252 году.
Уже со второй половины IV в. ослабла зависимость местных политических образований от Римского государства. Сама Римская империя приходила в упадок. Центр ее стал перемещаться на Восток, где в IV в. образовалось государство Византия со столицей Константинополь. С усилением Византии Абхазия подпала под ее владычество. Здесь византийцы установили гарнизоны. Соседняя с Абхазией Лазика в то время находилась в зависимости от Персии.
ПЛАН
1. Складывание этнополитических образований на территории Абхазии.
2. Апсилы (Плиний Секунд, Флавий Арриан, Прокопий Кесарийский о
них):
а) царь Юлиан, столица Себастополис, границы, крепости;
б) торговля (Страбон), монеты, фибулы-булавки и др.;
в) местное хозяйство: земледелие, скотоводство, керамическое производство, железообработка;
г) воинское искусство апсилов, "франциски", "военно-демократический уклад жизни.
3. Абасги (Флавий Арриан, Геродиан, Псевдо-Орфей, Федорит, епископ Кирский, Прокопий Кесарийский о них):
а) царь Ресмаг, границы, столица - Анакопия, крепость Трахея;
б) хозяйственная жизнь;
в) распространение римско-византийской монеты;
г) воинское искусство.
4. Саниги (Мемнон, Плиний Секунд, Флавий Арриан, Геродиан, Стефан Византийский, Псевдо-Арриан, Прокопий Кесарийский о них):
а) царь Спадаг, саниги как племенной союз гениохийской культурной общности, и отделение от них апсилов, позднее абасгов;
б) границы.
5. Мисимиане:
а) границы, крепости, перевальные пути;
б) родство мисимиан с апсилами, свидетельство Агафия (VI в);
в) воинственность мисимиан.
6. Политическая обстановка на территории Абхазии с I в. до н.э. по VI в.
н.э.:
а) ослабление греческого присутствия, попытки укрепиться в Диоскурии и Питиунте понтийского царя Митридата VI Евпатора;
б) установление римского владычества на побережье Черного моря, нашествия варварских племен;
в) римские гарнизоны, их роль в крае.
7. Ослабление Рима, начало господства Византии в Абхазии.
ТЕМА 5
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В АБХАЗИИ
Процесс распространения и утверждения христианства в Абхазии делится на два этапа: I этап - апостольское христианство - с I по III вв. н.э., II этап - официальное введение христианства - с IV по VI вв. н.э. в Закавказье и в Абхазии.
Начало распространения христианства на территории Абхазии, согласно церковным источникам, легендам и преданиям, связывается с именами проповедников - апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, которые в Алании и в городе Пуста многих просветили, а затем направились в Абасгию и проповедовали в Себастополисе. Андрей оставил там Симона и со своими учениками отправился в Зихию.
Уместно упомянуть легенду о Симоне Кананите, скончавшемся на берегу реки Псырцха, в Новом Афоне. Интересно отметить, что по преданиям церковных авторов северное и восточное побережье Черного моря, проповедуя учение Христа, посетили пять апостолов; из них - четыре из числа "двенадцати" - Андрей, Матфей, Варфоломей, Иуда и один из "семидесяти" - Фаддей.
Христианство проникало в Абхазию не только с помощью религиозных миссионеров, но и римских солдат, которые в большинстве своем были знакомы с новым учением и считали себя христианами. Сюда же в период гонений на христиан во времена правления императора Диоклетиана (284-305 гг. н.э.) ссылались непокорные христиане. Следует учесть и то, что в Абхазии прочны были античные традиции, и христианское учение распространялось через эллинистические центры - Антиохию, Кесарию и др. Необходимо подчеркнуть момент возвышения Питиунта как центра распространения и утверждения христианства в Абхазии, а так же важно сообщить о присутствии на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 году епископа Питиунтского Стратофила. Нужно указать на то, что в
451 году на Халкидонском соборе христианских церквей присутствовал анакопийский епископ Керконий, что говорит об интенсивном распространении христианства в крае в IV-V вв. н.э.
Как указывают археологические материалы, в Апсилии, в частности в крепости Цибил и вокруг нее, в VI в. были сооружены церкви, баптистерии (крещальня), состоящие из трех помещений. В среднем из них помещалась крестовидная крещальная купель, где крестилось взрослое население апсилов. Вокруг церквей были раскопаны обширные могильники. А в прибрежной зоне в с. Гудава (древний Зиганис) было раскопано прямоугольное сооружение для отправления культового действия-крещения. Баптистерий датируется первой половиной VI в., хотя Зиганис в списках епископских кафедр упоминается только с VII в. В южной части Драндской купольной церкви в форме усложненного креста была найдена крещальная купель, по аналогии напоминающая купель Цандрипшской базилики. Другие археологические находки - литой бронзовый крест VI-VII вв. с изображением распятого Христа, прямо стоящего , с открытыми глазами, в длинной одежде, золотой четырехконечный крестик {из раскопок в Гиеносе-Очамчира), плиты из Мрамба (Цебельда) с рельефными изображениями равноконечного креста, вписанного в круг, кресты в сочетании с виноградной лозой и птицами из пос. Куламба (с.Гуп) и т.д. - свидетельствуют о постепенной замене на территории Апсилии и Абасгии древних языческих верований христианскими.
Особо следует остановиться на моменте официального принятия христианства абасгами и апсилами в эпоху царствования византийского императора Юстиниана I (527-565) и начала строительства христианских церквей.
К концу первой четверти VI в. вследствие активизации византийского влияния на Кавказе Лазика в 523 году объявляет христианство государственной религией. Об этом свидетельствует Прокопий Кесарийский. Он сообщает, что в Абасгии "император Юстиниан воздвиг у абасгов... храм Богородицы и, назначив священников, добился того, что они приняли весь христианский образ жизни". Император Юстиниан, стремясь укрепить свое положение среди абасгов, проводит умеренную церковную политику. Патриарх Макарий, ссылаясь на историка Евагра, пишет, что "соборная церковь в Абхазии выстроена Юстинианом и, что при дворе этого императора жил какой-то абхазец, по имени Евфрат, которого Юстиниан послал в Абхазию собрать несколько детей и привезти их в Константинополь, где названный император устроил школу для обучения их грамоте и разным наукам. До принятия абхазами христианства римские императоры убивали всех преступников, но после этого события Юстиниан дал им слово, что отныне он никого из них не будет подвергать смертному наказанию..."
В письме мученика Анастасия, который томился в крепости Лазики в 60-х г. VII в, Феодосию Гангрскому несколько раз упоминается "христолюбящие абасги" и "христолюбящие правители", что указывает на то, что в VII веке в Абхазии христианство окончательно утвердилось. Существовавшая в VII а. Абхазская автокефальная церковь подчинялась Константинопольскому патриарху.
Утверждение христианства в Абхазии способствовало ускорению объединения абхазских племен в феодальную народность, распространению христианской культуры в крае.
ПЛАН
8. Начало распространения христианского вероучения на территории Абхазии. Апостолы.
9. Никейский собор 325 года.
10. Проникновение христианства при посредстве римских легионеров. Гонимые христиане в Абхазии. "Мученичество святого Ориентия".
11. Халкидонский собор 451 года.
12. Официальное утверждение христианства в Абасгии. Свидетельства Прокопия Кесарийского Абасг Евфрат.
13. Распространение и утверждение христианства в Апсилии епископом Константином. Могильники и храмовое строительство.
14. Историческое значение принятия христианства в Абхазии. Сохранение языческих традиций.
ТЕМА 6
КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ АБХАЗИИ
Дайте определение культуры (совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе трудовой деятельности). .
Обратите внимание на связь культуры с важнейшими событиями эпохи. Отметьте влияние Древней Греции и эллинизированного Востока на развитие культуры античной Абхазии
В культуре античной Абхазии выделяются два этапа:
I этап -с VI в. по II а. до н.э. - раннеантичный (древнегреческий),
II этап - с I в. до н.э. по V в. н.э. - позднеантичный (римский),
В раннеантичное время на территории Абхазии получает развитие искусство обработки бронзы, корнями уходящее в каменный век. Вспомним каменную ограду из обломков скалы в Холодном гроте, наскальную графику в гроте Агца, найденные различные украшения - подвески из камня, костей и раковин.
На рубеже поздней бронзы и раннего железа отмечается искусство гравировки на металлических изделиях, на которых изображались животные в разнообразных видах. Бронзовые ножны железного кинжала, найденные в Цандрипше, украшены спиралями, кантами в виде витого шнура, полоской со змеиной головкой, треугольными углублениями, которые заполнены различными цветными массами.
Расскажите о коллекции из некрополя на горе Гуадиху. Произведениями ювелирного искусства являются литые перстни с изображениями сфинксов, грифонов и пр. Такие перстни-печатки были найдены и в Эшерах известным абхазским археологом М.Трапш. Здесь же были обнаружены незамкнутые браслеты, колокольчики с цепочками, булавки и другие женские украшения. Бронзовые предметы свидетельствуют о высоком уровне культуры и искусства местного населения Абхазии.
С началом греческого присутствия в Абхазии организуется производство сосудов античного типа - амфор, пифосов и др. Получает развитие скульптура малых форм (бронзовые фигурки людей, предметы-украшения). Градостроительство связано было с возникновением греческих колоний: Диоскуриады, Гиеноса, Питиунта.
Одним из крупнейших фортификационных сооружений во времена римского присутствия на Черноморском побережье Кавказа являлась Сухумская крепость. Основная часть крепости вместе с приморской стеной поглощена морем. Стены складывались из известнякового раствора, кладка производилась камнем вперемешку с прослойками из трех-четырех рядов кирпича. Изнутри, вдоль стен, сооружено подобие тротуара и дренажные канавы. Раскопки выявили следы бани, водопровода, фонтана, жилых помещений и др. В крепости найдена гончарная печь (прямоугольное сооружение, выложенное из обожженного огнестойкого кирпича на глиняном растворе). Она была предназначена для производства кирпича и черепицы.
Охарактеризуйте быт местного населения, его связи с греческими торговцами и поселенцами.
Следует помнить, что в раннеантичную эпоху получает оформление языческий пантеон богов древних абхазов во главе с Богом Неба и Земли Анцва. Подробно остановитесь на его характеристике. Назовите известных вам богов и божеств.
В позднеантичную эпоху богато представлена керамика, изделия из золота, серебра, бронзы и железа. Во время раскопок Пицундского городища были обнаружены городские ворота, жилые хозяйственные комплексы, храмы, баня и др. Высокой степени искусства достигала металлообработка, о чем свидетельствуют найденные в местных могилах сотни ювелирных изделий. Керамические и металлические изделия в целом образу-V ют культуру апсилов и абасгов. Среди редчайших памятников - золотая пластинка (амулет) с греко-еврейской магической надписью, медальоны с греческой надписью и изображением Медузы Горгоны, поясные пряжки со скульптурными язычками и гравированными щитками. Среди них выделяются апсилийские броши и заколки для волос из золота, серебра и с сердоликом, изготовленные со вкусом, браслеты, перстни и др. Около Цибилиума найдено свыше десяти тысяч разнообразных бусин, В III-IV веках женщины пользовались мелкими стеклянными бусинками, образующие
ожерелья в несколько оборотов, В V в. распространяются крупные бусы из природных материалов, в дальнейшем встречаются и другие формы украшений.
В Апсилии выделялся богатый район с густым населением (около двух десятков поселений) и с центром в Цибилиуме, Раскопки обнаружили большое число импортных изделий - стекла, краснолаковой посуды, золотые перстни с орнаментом и пр. Сюжетные композиции на изделиях доказывают наличие языческих верований у апсилов, поклонение различным божествам. Как отмечают исследователи, могильные захоронения указывают момент смены язычества у апсилов христианством, хотя смешение культов верований и позже встречается. Официально признав христианство, апсилы-земледельцы, скотоводы сохраняли в погребальных обрядах языческие культовые действия. В крепостях Цибилиума и Шапкы были возведены храмовые комплексы с крещальнями (вторая четверть VI в.). В рамках VI в. строятся такие замечательные памятники, как древнейшая в Абхазии христианская купольная церковь - Драндский собор, Хашупская и Герзеульская крепости, Цандрипшская базилика. Последний храм был основательно перестроен в IX-X вв. Здесь найден обломок мраморной плиты с греческой надписью, от которой сохранился конец слова "(Аб) асгиас".
В заключение следует отметить, что в античную эпоху на территории Абхазии получил широкое распространение греческий язык, На монетах Диоскуриады надпись чеканилась на греческом языке (I в. н.э.). Приведите конкретные данные об этом- Латинский язык в период римского владычества получил лишь частичное распространение.
ПЛАН
1. Этапы развития античной культуры в Абхазии.
2. Связь культуры с событиями эпохи.
3. Культура поздней бронзы и раннего железа. Куланурхвская и Бомборская находки.
4. Развитие керамического производства, скульптура малых форм.
5. Античное градостроительство. Сухумская крепость. Раскопки Пицундского городища.
6. Главная крепость Апсилии и Цебельдинская культура.
7. Формирование языческого пантеона богов у абхазов.
8. Греческий и латинский языки.
ТЕМА 7
БОРЬБА АБАСГОВ, АПСИЛОВ И МИСИМИАН ПРОТИВ ИРАНСКИХ И ВИЗАНТИЙСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ В VI ВЕКЕ
С V века между Византией и Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство в Северо-Восточном Причерноморье, в особенности за овладение торговыми путями, которые вели в Китай и Индию. Ареной столкновения интересов двух держав стала территория Абхазии.
Следует упомянуть свидетельства Прокопия Кесарийского об Абхазии VI века. При императоре Юстиниане византийская экспансия приняла угрожающий характер. В свою очередь Иран начал активное продвижение на территорию Лазики, которую считал издревле сферой своего влияния. А Византии необходимо было укрепиться не только в Лазике, но и а Апсилии и Абасгии. Византийцы в союзе с лазами нанесли поражение персам, которые вынуждены были отступить. В 532 году противники заключили между собой "вечный мир", по которому Лазика оставалась под протекторатом Византии, а Иберия (совр. Восточная Грузия) - Ирана."
Однако "вечный мир" оказался не столь вечным. Византия стала укреплять свои позиции в Лазике, где воздвигла оборонительную крепость Петра (Цихисдзири), в то же время и в Абхазии строились укрепления' Персы не хотели терять свои позиции в Лазике и готовились к военным действиям. С возобновлением войны в Лазике между византийцами и персами в 542 году Юстиниан послал в Абасгию войска, разместившиеся в ряде приморских пунктов. Наведение византийцами собственных порядков в Абхазии вызвало негодования местного населения.
Укажите на правителей Абасгии Опсита и Скепарну, их решение об отложении от Византии и о желании стать союзниками Ирана. После переговоров абасгов с иранским шахом Хосроем I Аношарваном (531-579), в Абасгию были отправлены персидские войска под командованием Набеда. Расскажите о походе персов в Абасгию летом 550 года.
Византия решила сурово наказать абасгов за их ориентацию на Персию. Зная об этом, абасги стали готовиться к отражению вторжения византийцев. Опорным пунктом борьбы абасгов стала крепость Трахея (от греч. "сурово-кремнистая"). Опишите размеры, полезную площадь, внутреннюю обстановку этой крепости, а затем само сражение в 550 году Укажите на причины поражения абасгов: а) численное превосходство завоевателей, б) хорошая вооруженность византийцев, в) тактика окружения абасгов врагами, г) отсутствие второй оборонительной линии внутри крепости. Последствия Трахейского сражения для абасгов были тяжелыми. Была разорена восточная часть Абасгии, многие попали в плен и были проданы в рабство, и главное - абасги не добились независимости, хотя обрели опыт борьбы против завоевателей.
Борьба за независимость абасгов, апсилов и мисимиан против завоевателей продолжалась.
Расскажите о событиях в Апсилии, действиях Набеда в Цибилиуме, о пленении Феодоры, вдовы одного из лазских царей, действиях византийцев. Апсилы обратились за помощью к византийцам, но ее не получили. Прокопий сообщает, что "ни римляне (так называли византийцев вплоть до VII в.) ни лазы, занятые войной вокруг Петры, не могли послать помощи апсилам". Однако апсилы изгнали персов своими силами и решили отложиться от Византии. Тот же самый Иоанн, который возглавлял взятие Трахеи, вошел в Цебельду, где уговорил апсилов мирно передать Цибилиум византийцам и вновь подтвердить подчиненность Византии. Летом 553 года стоящий в Апсилии византийский отряд не пропустил туда персидского полководца Мерморея, в войске которого было много боевых слонов.
По свидетельству Агафия Миринейского, на границе с лазами жили мисимиане. К ним со своим отрядом в 554 году прибыл византийский чиновник Сотерих, который вез аланам деньги за службу императору Он собирался передать им мисимианскую крепость Бухлоон, где посланцы императора могли собираться для раздачи денег верным ему народам. Грубое отношение Сотериха к мисимианам (избиение послов) спровоцировало нападение и уничтожение последними отряда Сотериха. Византийцы не могли сразу же подавить восстание мисимиан из-за того, что были заняты борьбой с персами в Лазике. К тому же в Мисиминии оказались персидские войска, куда входил большой отряд гуннов: С наступлением зимы персы покинули Мисиминию, что позволило византийцам вторгнуться в ее пределы и нанести им поражение у крепости Тцахар в 555 году. Мисимиане оказали стойкое сопротивление византийцам, о чем пишет Агафий."Командующий византийцами Иоанн Дакика заключил мир с мисимианами, получив казенные деньги обратно.
В целях укрепления своих позиций на территории Абасгии, Апсилии, Мисиминии, Лазики Византия в VI веке воздвигла оборонительные укрепления ("Клисуры"), крепости, способствовавшие сохранению византийского влияния на протяжении более чем двух столетий.
ПЛАН
VI век - столкновение интересов Византии и Ирана в Лазике и Абхазии.
I. Ход событий в Лазике:
1. Претензии Ирана к Лазике и Абхазии. Действия персов в Иберии (в 523 г. они упразднили в Иберии царскую власть и изгнали из страны царя Пургена).
2. Заключение военно-политического союза между Византией и Лазикой против персов.
3. Вторжение персидских войск в глубь Лазики в 528 году. Победа византийско-лазского войска над персами. .
4. Заключение "вечного мира" между Ираном и Византией.
5. Возведение Византией в Лазике мощной крепости Петра, а в Абхазии -системы укреплений.
6. Наведение Византией порядков в Лазике. Отказ Лазики от союза с Византией при лазском царе Губазе. Обращение Лазики за помощью к персам, экспедиция персов в Лазику и захват ими крепости Петры.
7. Персидское господство и заговор против царя Губаза, приведшее к решению лазов о разрыве с Ираном и заключению союза с Византией в 549 году. Вступление в Лазику 7-тысячного войска византийцев, изгнание персов.
8. Направление Хосровом в 550 г. в Лазику войска под командованием военачальника Хориана. Поражение персов. Их попытки утвердиться а Абхазии.
II. Ход событий в Абхазии:
1. Политика Юстиниана в Абасгии. Абасг Евфрат и утверждение школы для обучения грамоте абасгских мальчиков. Активное вмешательство во внутреннюю жизнь Абасгии со стороны Византии.
2. Возмущение абасгов и изгнание византийцев из страны в 550 г.
3. Выдвижение царями абасгов Скепарны (в Западной Абасгии) и Опсита (в Восточной Абасгии), их обращение к персам.
4. Карательная экспедиция в Абасгию византийских войск под командованием военачальников Улигага и Иоанна.
5. Трахея - центр борьбы абасгов против византийцев. Описание крепости. Тактические маневры византийцев.
6. Трахейское сражение 550 года. Поражение абасгов. Причины и последствия поражения.
7. Антивизантийское выступление в Апсилии. Изгнание перса Набеда из Цибилиума. Признание зависимости Апсилии от Византии.
8. Попытка мисимиан отложиться от Византии в мае-ноябре 555 г. Повод. Поход Сотериха. Отношение византийцев к мисимианам. Нападение на лагерь Сотериха и уничтожение его. Обращение мисимианам к персам за покровительством. Открытие дорог мисимиан персами. Попытки мирного решения спора. Отказ мисимиан. Сражение у крепости Тцахар. Поражение мисимиан. Последствия. Свидетельства Агафия.
ТЕМА 8
ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КОНСОЛИДАЦИЯ АБХАЗСКОЙ НАРОДНОСТИ В VII- НАЧАЛЕ VIII ВВ.
В Абхазии зачатки феодальных отношений возникают еще в поздне-античную эпоху. Постепенно эти отношения начинают оформляться с VII-VIII вв. В системе общественных отношений ведущее положение стали занимать - "аамста" (дворянин) во главе с правителем, в византийских источниках упоминаемый титулом "архонта", иными словами, воевода, в грузинских источниках - "эристави" ("голова народа"). В Абхазии утверждается наследственная власть. Архонты - ставленники Византии, ибо зависимость от империи сохраняется. Основная масса населения именуется анхаюы (вольный общинник). С развитием и утверждением феодальных отношений в позднее средневековье (XIV-XVIII вв.) этот термин стал обозначать высшую ступень в среде свободных людей с выделением в ней категорий зависимых крестьян.
В VI-VII вв. официальной идеологией Абасгии и Апсилии стало христианство, которое укрепляло феодальные отношения в обществе. Складывается церковная знать из числа греков и местных людей, начинается строительство храмов.
Сообщите о наличии "Дивана абхазских царей". При этом запомните последовательность данных в нем имен. Укажите на то, что археологические изыскания в Пицунде обнаружили большое количество вислых свинцовых печатей VII-VI1I вв. На одной из них сохранилось имя епископа Феодора, на другой - Константина Абасгского, упоминаемого в "Диване".
Для раскрытия процесса консолидации абхазской народности необходимо остановиться на анализе социально-политической обстановки в Абхазии в рассматриваемый период.
Абасгия, Апсилия и Мисиминия оставались самостоятельными политическими единицами и находились в вассальной зависимости от Византии. Интересно отметить, что византийские источники конца VII- начала VIII в. объединяют апсилов и абасгов как обитателей одной "страны авазгов", а по сведениям армянской географии VII в. "Ашхарацуйц" называется
страна Аваза, где живут Апхазк и Апшилк. ." Приблизительно с 30-40-х гг. VIII в. Апсилия уже является составной частью Абхазии. Свод 'Жизнь Грузии" царицы Анны (XV в.) сохраняет выражение "город Абхазии и Апсилии Цхуми". "Великий Севастополь", по выражению Епифана Константинопольского, в течение VII в. составлял непосредственное владение Византии. Это был опорный пункт византийцев на побережье Абхазии. В Сухумской крепости и в Пицунде стояли военные гарнизоны Византии. Следовательно, процесс консолидации абхазских племен в народность происходит в течение VII столетия вплоть до середины. VIII века. В этнических терминах того времени выделяется этноним "Абасгия", что стало основой утверждения нового термина "Абхазия". Важно сообщить политические границы Абхазии того времени и указать на то, что с середины VIII века ни апсилы, ни мисимиане в источниках более не упоминаются. Они говорят уже об "абхазах" (апсуаа - по-абхазски).
ПЛАН
1. Политические образования в VII веке: "Диван абхазских царей". Вислая печать Константина Абасгского.
2. Складывание феодальных отношений:
а) басилевс, архонт, егумен, принципс, патрикий, феодальная знать -
"аамста",
б) формирование духовенства,
в) основная свободная масса населения - анхаюы, значение этого
термина.
3. Образование абхазской феодальной народности, письменные источники об этом.
4. Значение терминов "Апсилия", "Абасгия", "Абхазия" в конце VII - начале VIII вв.
ТЕМА 9
БОРЬБА АБХАЗСКОГО НАРОДА ПРОТИВ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ.
СРАЖЕНИЕ У АНАКОПИИ.
С середины VII века абхазы сталкиваются с арабами. Это произошло в Армении. Абхазы, аланы и хазары входили в войска византийцев и сражались против арабов. В середине VII а. византийцы с союзниками были разбиты войсками арабского военачальника Хабибы ибн Маслама. В конце VII века арабы, оказавшись в Лазике, стали угрожать абхазам и сумели укрепиться в нескольких крепостях. Часть Абхазии оказалась в их руках: они стали устанавливать чуждые абхазам законы. Начались антиарабские восстания, В сложившейся политической обстановке Византия стремилась удержать свои позиции в Лазике, тем самым обеспечивая тыл для влияния на Абхазию- Правители Абасгии были вынуждены занять проарабскую позицию.
Расскажите о результатах поездки в 708-711 годах по Западному Кавказу известного в будущем византийского императора Льва Исавра, о переходе апсилов на сторону Византии и изгнание арабов из Апсилии и Ми-симинии.
Борьба абхазов с арабами продолжалась и в 20-х годах VIII века. По сообщению армянского историка Мовсеса Каганкатваци, в это время арабский полководец Джарах ибн Абдуллах через Абхазию два раза вторгался в Хазарию.
Стержнем данной темы является повествование об анакопийском сражении 737 года против арабских полчищ под командованием Мервана ибн-Мухаммеда.
Четко определите причины и повод вторжения арабов в Абхазию. Сообщите о положении картлийских царей Мира и Арчила. Опишите Анакопийскую крепость, и определите какую роль сыграла вторая оборонительная линия в исходе битвы. Сравните Трахею VI века с Анакопией VIII века. Желательно вести рассказ со ссылками на исторические источники (Джуаншер, Леонти Мровели), при этом подробно описывая ход сражения.
Основной удар арабов был направлен на южную стену второй линии Анакопийской крепости, расположенную между ущельями рек Псырцха и Мысра. Узкая дорога, по которой должен был следовать неприятель, подходила к воротам крепости, огибала угловую башню с левой стороны. Защитники башни имели полную возможность подвергнуть арабов массированному обстрелу при преодолении крутого откоса. Мало того, обогнув башню, противник попадал на узкую, тесную площадку, искусственно созданную перед воротами крепости. Но если бы даже и при этих условиях врагам удалось бы взять ворота, они попали бы не внутрь крепости, а в отдельный треугольный дворик, созданный позади главной башни, где встретили бы перед собой новую мощную стену с дополнительными воротами".
Расскажите о политическом решении Арчила, который выдал абазг-скому правителю Леону I дочь Мира - Гурандухт. Этот акт привел к закреплению за Леоном территории от Эгрисцкали до крепости Цихе-Годжи.
Последний раз арабы попытались овладеть Абхазией в 738 году. Арабские войска под предводительством Сулеймана ибн-Исама вступили в Апсилию и Мисиминию. Здесь они овладели Тсахаром, "железной крепостью", где пленили Евстафия, сына знаменитого патрикия Марина. Вскоре арабы были изгнаны из Апсилии. Но они взяли с собой Евстафия, пытались обратить его в ислам. Не добившись своего, они казнили его.
Арабы нанесли огромный урон Апсилии и Мисиминии. Однако стойкость абхазов и складывавшаяся благоприятная политическая обстановка с середины VIII в. привели к началу нового этапа исторического развития Абхазии.
Достарыңызбен бөлісу: |