ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова»
Учебно-методическое пособие по предмету
«Немецкий язык»
GROSSE DEUTSCHE UND ÖSTERREICHISCHE MUSIKER UND KOMPONISTEN
Данное учебное пособие является дополнительным материалом к теме «Страноведение немецкоязычных стран». Материал пособия может быть также использован для подготовки и проведения олимпиад, конкурсов и викторин по темам «Искусство», «Музыка».
Целью пособия является:
-
развитие коммуникативно-речевой и социокультурной компетенции учащихся;
-
воспитание уважения к культуре носителей языка.
Пособие состоит из мультимедийной презентации „Große deutsche und österreichische Musiker und Komponisten”, а также текстов на немецком и русском языках, содержание которых может быть использовано для представления презентации.
Материалы под названием «LEBENSLAUF IN DATEN» рекомендуется использовать для развития навыков чтения и устной речи.
Источники:
www.geboren.am
www.planet-wissen.de
www.c-cafe.ru
www.klassikakzente.de
www.klassika.info
www.dhm.de
www.classic-ariette.de
http://grosse-deutsche.cvsw.ru
-
Слайд 1.
|
Немецкая (германская) культура известна с V в. до н. э. Культура Германии включает в себя также культуру других немецкоязычных стран, например, Австрии, которая политически независима от Германии, но населена немцами и поэтому принадлежит к той же культуре.
Среди выдающихся представителей этих стран особенно много музыкальных гениев, внёсших значительный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Давайте вспомним их имена.
|
Слайд 2.
|
Johann Sebastian Bach war einer der bedeutendsten und einflussreichsten deutschen Komponisten und ein Orgel- und Klaviervirtuose des Barocks (u. a. komponierte er „Brandenburgische Konzerte“, „Matthäus-Passion“, „Weihnachtsoratorium“, „Das Wohltemperierte Klavier“). Er wurde nach dem gregorianischen Kalender am 31. März 1685 (am 21. März 1685 nach dem damals in dieser Region noch verwendeten julianischen Kalender) in Eisenach im Heiligen Römischen Reich (heute Deutschland) geboren und verstarb am 28. Juli 1750 mit 65 Jahren in Leipzig.
|
LEBENSLAUF IN DATEN
1685-1695
|
Kindheit in Eisenach; Erste Schuljahre; Tod von Mutter und Vater
|
1695-1700
|
Erziehung und musikalische Ausbildung durch den älteren Bruder Johann Christoph
|
1700-1702
|
Mettenchorsänger am Michaeliskloster in Lüneburg; Reisen nach Norddeutschland; Hochschulreife
|
1703
|
Musiklakai bei Herzog Johann Ernst in Weimar; Orgelgutachter in Arnstad
|
1703-1707
|
Organist in der Neuen Kirche in Arnstadt; Erste erhaltene Orgel- und Cembalowerke; Reise nach Lübeck
|
1707-1708
|
Organist von Divi-Blasii in Mühlhausen; Hochzeit mit Maria Barbara
|
1708-1717
|
Hoforganist und Kammermusiker bei Wilhelm Ernst und Ernst August in Weimar; Erste Kinder; Konzertmeister
|
1717-1723
|
Kapellmeister bei Fürst Leopold von Anhalt-Köthen; Viele Reisen als Gutachter; Tod von Maria Barbara; Hochzeit mit Anna Magdalena
|
1723-1750
|
Thomaskantor in Leipzig; Komposition von mehr als 200 Kantaten; Geburt von 6 weiteren Kindern; Collegium Musicum; Königlicher Hofkompositeur; Kontrapunktische Spätwerke; Erblindung und Augenoperation; Tod
|
|
Иоганн Себастьян Бах – один из значительнейших немецких композиторов 17-18 веков. Во многих городах Германии была хорошо известна его разносторонняя деятельность как музыканта, исполнителя и педагога. Однако Баха как композитора знал лишь узкий круг его друзей и почитателей. При жизни произведения его почти не издавались, многие из них были утеряны. Ослепший к концу жизни, Бах скончался, не получив у современников признания.
Музыкальное наследство Баха чрезвычайно богато и разнообразно. За исключением оперы, он творил во всех современных ему жанрах. Такие его вокальные произведения, как "Магнификат" (1723), Месса си минор (1733-1738) - одно из известнейших сочинений Баха, изобилующее пленительными ариями, драматическими хорами, трогательными хоралами, "Высокая месса" (1730), "Страсти по Иоанну" (1723), "Страсти по Матфею" (1729) и др., принадлежат к лучшим достижениям мирового хорового искусства.
В ряду инструментальных произведений Баха основное место занимает клавирная и органная музыка. 2 тома его "Хорошо темперированного клавира" поражают непревзойденным контрапунктическим мастерством. Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных тональностях. В этом произведении, как писал А. Г. Рубинштейн, "вы найдете фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они сходны - в красоте. И к тому прелюдии - прелесть, совершенство, разнообразие которых просто изумительно". Бах оставил также значительные произведения для клавира и скрипки.
Наследие Баха оказало огромное влияние на развитие не только немецкой, но и всей мировой музыки.
|
Слайд 3.
|
Georg Friedrich Händel war einer der bedeutendsten Komponisten des Barocks, der bereits zu Lebzeiten und bis heute vor allem durch seine 46 Opern und 25 Oratorien zu den populärsten Komponisten zählt (u. a. „Der Messiah“ 1741, „Feuerwerksmusik“ 1748, „Solomon“ 1749 mit „Ankunft der Königin von Saba“). Er wurde nach dem gregorianischen Kalender am 5. März 1685 (am 23. Februar 1685 nach dem damals in dieser Region noch verwendeten julianischen Kalender) in Halle a. d. Saale im Heiligen Römischen Reich (heute Deutschland) geboren und starb am 14. April 1759 mit 74 Jahren in London.
|
Lebenslauf in Daten
23. Februar 1685
|
in Halle, als Sohn des Wundarztes Georg Händel geboren.
|
1692
|
Der kleine Händel lernt heimlich das Clavichordspiel. Beginn der musikalischen Ausbildung
|
1695
|
Erste eigene Kompositionen
|
1697
|
Tod des Vaters
|
1698-1700
|
Besuch der Lateinschule in Halle
|
1702-1703
|
Als Student der Jurisprudenz an der Universität Halle immatrikuliert, gleichzeitig als Hilfsorganist tätig
|
1703-1706
|
Händel an der Hamburger Oper. In diese Jahre fallen die ersten Opernkompositionen: Aufführung seiner Opern Almira, Nero, Florindo und Dafne. Schon 1704 wird die Johannespassion aufgeführt
|
1706-1710
|
Händel in Italien. Aufenthalte in Florenz, Rom, Neapel, Venedig. Komponiert u.a. das Oratorium La Resurrezione, Il Trionfo del tempo e del disinganno, ital. Kantaten, die Serenata Acis und Galatea und die Oper Agrippina
|
1710
|
Händel wird zum Hofkapellmeister in Hannover ernannt. Ende des Jahres reist er nach London weiter
|
1711
|
Aufführung der Oper Rinaldo in London. Sommer, Rückkehr nach Hannover. Besuch in Halle
|
1712
|
Zweiter Besuch in London, wohin Händel nun ganz übersiedelt
|
1713
|
Aufführung der Oper Teseo in Queen's Theatre in London. Anlässlich der Feier des Utrechter Friedens wird Händels Te Deum in der St. Pauls Kathedrale aufgeführt
|
1714
|
Kurfürst Georg Ludwig kommt als Georg I. auf den englischen Thron
|
1716
|
Besuch in Deutschland: Dresden, Hamburg, Ansbach und Halle
|
1717-1720
|
Im Dienst des Grafen Carnarvon, der 1719 Herzog von Chandos wird. Aufenthalt in Cannons
|
1719-1728
|
Händel leitet mit mehr oder minder Glück die neugegründete Royal Academy of Music, ein Opernunternehmen für italienische Opern
|
1720
|
Aufführung der Oper Radamisto. Cembalosuiten veröffentlicht
|
1721
|
Aufführung der Opern Muzio Scevola und Floridante
|
1723
|
Es folgen die Opern Ottone und Flavio. Händel kauft das Haus in der Brook Street
|
1724
|
Die Opern Giulio Cesare und Tamerlano aufgeführt
|
1726
|
Händel wird als britischer Untertan naturalisiert
|
1727
|
Anlässlich der Krönung König Georg II. wird Händels Coronation Anthem aufgeführt
|
1728
|
Aufführung der Opern Siroe und Tolomeo. Die Royal Academy wird aufgelöst. Händel leitet mit Heidegger eine neue Akademie
|
1729
|
Händels erneute Kunstreise nach Italien. In Florenz, Mailand, Venedig, Rom. Rückkehr nach London über Halle. 2. Dez. Aufführung von Händels Lotario
|
1730
|
Tod der Mutter in Halle
|
1732
|
Oratorium Esther neu aufgeführt
|
1733
|
Das zweite Opernunternehmen wird aufgelöst. Händel hatte seit 1730 seine Opern Partenope, Poro, Ezio, Sosarme und Orlando dort aufgeführt. Oratorium Deborah, in Oxford Athalia aufgeführt
|
1734
|
Händel beginnt ein drittes Opernunternehmen. Aufführung der Oper Arianna
|
1735
|
Weitere Opern entstehen, Oratorien und Orgelkonzerte kommen zur Aufführung
|
1736
|
Das Alexander-Fest und Atalanta vollendet
|
1737
|
Aufführung der Opern Arminio, Berenice, Giustino. Nach einem Schlaganfall unterzieht sich Händel einer Gewaltkur in Aachen und wird geheilt
|
1738
|
Die Opern Faramondo und Serse aufgeführt. Die Oratorien Saul und Israel in Ägypten komponiert. Das dritte Opernunternehmen geht zu Ende
|
1739
|
Concerti grossi komponiert und publiziert
|
1741
|
Händels letzte Oper Deidamia aufgeführt. 8. April. Händel gibt ein Benefizkonzert. Sommer. Der Messias entsteht
|
1741-1742
|
Reise nach Irland. Aufenthalt in Dublin
|
1742
|
Erste Aufführung des Messias in Dublin
|
1743
|
Das Oratorium Samson in London aufgeführt. Das Dettinger Tedeum
|
1744-1745
|
Aufführung der Oratorien Joseph, Semele, Belsazar, Hercules
|
1746
|
Aufführung des Occasional Oratory
|
1747
|
Judas Maccabaeus wird aufgeführt
|
1748-1749
|
Die Oratorien Alexander Balus, Josua, Solomon, Susanna werden aufgeführt
|
1749
|
Musik zum Feuerwerk zur Feier des Friedens von Aachen
|
1750
|
Aufführung von Theodora. Letzter Besuch in Deutschland. Erstes Testament
|
1751
|
Beginn der Erblindung Händels; Das Oratorium Jephta vollendet
|
1752
|
Erfolglose Augenoperation. Fortführung der Oratorien und Orgelkonzert
|
1757
|
Das Oratorium Il trionfo del tempo umgearbeitet
|
1759
|
Letzte Messias-Aufführung in Anwesenheit Händels. 14. April - Händel stirbt. 20. April - Beisetzung in Westminster Abbey
|
|
Гендель Георг Фридрих (1685—1759), родился 27 февраля 1685 г. в городе Галле. С раннего детства он отличался талантом к музыке, но отец мечтал, чтобы сын стал юристом. Тем не менее родители разрешили ему брать уроки игры на органе и композиции у Ф. В. Цахау.
После смерти отца в 1697 г. Гендель решил целиком посвятить себя музыке; правда, ещё в 1702 г. он продолжал заниматься на факультете юриспруденции в Университете в Галле. Одновременно Гендель получил пост органиста протестантского собора. В 1703 г. музыкант уехал в Гамбург, где занял место второго скрипача, клавесиниста и дирижёра Гамбургской оперы.
В этом городе он написал и поставил свою первую оперу «Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская» (1705 г.). С тех пор опера заняла основное место в творчестве Генделя. Им написано свыше 40 произведений этого вида музыкального искусства.
С 1706 по 1710 г. композитор провёл в Италии, совершенствуя своё мастерство. Кроме того, с огромным успехом он выступал в концертах как исполнитель-виртуоз на органе и клавесине.
Начиная с 1712 г. композитор жил в основном в английской столице; ему оказывала покровительство вначале королева Анна Стюарт, а после её смерти — Георг I. С момента открытия в 1719 г. оперного театра «Королевская академия музыки», во главе которого стал Гендель, наступила пора его блестящей славы. Одну за другой писал композитор свои оперы: «Радамист» (1720 г.), «Муций Сцевола» (1721 г.), «Оттон» и «Флавий» (обе 1723 г.), «Юлий Цезарь» и «Тамерлан» (обе 1724 г.), «Роделинда» (1725 г.), «Сципион» и «Александр» (обе 1726 г.), «Адмет» и «Ричард I» (обе 1727 г.).
В 1727 г. Гендель получил английское подданство. В 1728 г. из-за денежных затруднений оперный театр закрылся. Для Генделя наступила тяжёлая пора, он пытался создать новый театр, неоднократно ездил в Италию. Все эти неурядицы подорвали его здоровье: в 1737 г. у него парализовало правую сторону тела. Но композитор не оставил творчество. В 1738 г. им была написана опера «Ксеркс», но следующая опера — «Дейдамия» (1741 г.) — провалилась, и больше Гендель опер не писал.
Он остановился на жанре оратории, в котором с не меньшим размахом выказал всю силу своего гения. Среди лучших образцов этого жанра — «Саул» и «Израиль в Египте» (обе 1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.), «Иевфай» (1752 г.). Кроме ораторий Генделем написано около ста кантат, а для оркестра — 18 концертов под общим названием «Большие концерты».
После 1752 г. у Генделя сильно ухудшилось зрение, в конце жизни он вообще ослеп. Тем не менее композитор продолжал творить. Последний концерт под его управлением, в котором исполнялась оратория «Мессия», прошёл за восемь дней до смерти Генделя.
|
Слайд 4.
|
Joseph Haydn war ein führender österreichischer Komponist der Wiener Klassik und u. a. Komponist der Melodie der Deutschen Nationalhymne (Kaiserhymne „Gott erhalte Franz, den Kaiser!“ 1797). Er wurde vermutlich am 31. März 1732 in Rohrau in Österreich geboren und verstarb mit 77 Jahren am 31. Mai 1809 in Wien.
|
Lebenslauf in Daten
31. März 1732
|
Joseph Haydn wird im niederösterichischen Rohrau als Sohn des Wagnermeisters Mathias Haydn und dessen Frau Anna Maria geboren.
|
1738
|
Haydn lebt bei Johann Mathias Franckh, einem Verwandten bei Hainburg und erhält eine musikalische Grundausbildung.
|
1740
|
Georg von Reutter, der musikalische Direktor des Stephansdoms, erkennt das Talent des jungen Haydn. Er nimmt ihn als Chorknaben mit nach Wien.
|
1749
|
Nach Eintreten des Stimmbruchs wird verlässt Haydn den Chor. Er lebt zunächst als freier Musiker, bevor er als als Klavierbegleiter für den Kapellmeister Niccola Popora tätig wird. Popora schult ihn auch in der Komposition. Haydn komponiert seine ersten Streichquartette und eine Oper.
|
1755
|
Gräfin von Thun wird durch eine Klaviersonate auf Haydn aufmerksam und nimmt ihn in ihre Dienste. Haydns Ansehen als Komponist steigt.
|
1758
|
Auf Empfehlung des Komponisten Gluck stellt Graf von Morzin Haydn als Kapellmeister auf Schloss Lukavec nahe Pilsen ein. Die Familie Morzin gehört zum einflussreichen Hochadel, ebenso wie die Familie Esterházy, bei der Haydn später tätig wird.
|
1760
|
Joseph Haydn heiratet Anna Maria Keller, eine wohl nicht ganz glückliche Entscheidung, denn Anna Maria hat wenig Verständnis für die Musik hat. Die Ehe bleibt kinderlos.
|
1761
|
Fürst Paul Anton Esterházy engagiert Haydn als zweiten Kapellmeister. Haydn wird den Rest seines Berufslebens dem Hause Esterházy eng verbunden bleiben.
|
1766
|
Joseph Haydn wird erster Kapellmeister und ist verantwortlich für die Orchesterleitung, für die Regie von Opern und die Komposition. Es beginnt eine äußerst fruchtbare Periode.
|
1781
|
Haydn entwickelt eine enge Freundschaft zu Wolfgang Amadeus Mozart. Haydn zieht sich aus der Komposition von Opern zurück, Mozart stürzt sich in dieses Feld.
|
1790
|
Haydns Auftraggeber Nikolaus von Esterhazy stirbt. Sein Nachfolger löst das Orchester auf. Haydn nimmt ads Angebit aus London wahr, Sinfonien mit großem Orchester aufzuführen. An der Universität Oxford wird er zum Ehrendoktor ernannt
|
1792
|
Zurück in Wien, unterrichtet Haydn kurze Zeit Ludwig van Beethoven am Klavier, dieser ist allerdings mit seinem Lehrer unzufrieden.
|
1794
|
Haydn beginnt seine zweite Englandreise. Seine Konzerte werden zum Triumph. Er erwägt, englischer Staatsbürger zu werden. Der Prince of Wales versucht ihn zum Bleiben zu überreden.
|
1795
|
Haydn gastiert in Hamburg, Berlin und Dresden. In Gumpendorf vor den Toren Wiens bezieht er ein repräsentatives neues Domizil
|
1797
|
Joseph Haydn komponiert die Hymne "Gott erhalte Franz den Kaiser" (auch "Kaiserhymne") für ein Streichquartett. Die Melodie ist seit 1922 deutsche Nationalhymne.
|
1802
|
Haydns Gesundheitszustand verschlechtert sich rapide. Er bricht seine Kompositionstätigkeit ab und tritt nicht mehr öffentlich in Erscheinung.
|
31.Mai 1809
|
Joseph Haydn stirbt in Gumpendorf bei Wien. Mit Wolfgang Amadeus Mozart und Ludwig von Beethoven bildet er das Dreigestirn der Wiener Klassik.
|
|
Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.
Родился, вероятно, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).
В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению. Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел 9 лет. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.
С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.
Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет. После смерти Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как композитора уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г.), шесть Парижских симфоний (1785—1786 гг.), 92-я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать Лондонских симфоний (1791—1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791—1792 и 1794—1795 гг.
Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.
В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII—XIX вв.
В 1792 г. его учеником был Л. ван Бетховен. Последние годы жизни Гайдн провёл в Вене. Здесь он написал оратории «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801 г.).
Талант Гайдна был высоко оценён его современниками. В 1791 г. он стал почётным доктором Оксфордского университета, в 1798 г. — членом Шведской королевской академии музыки. В 1804 г. композитор был избран почётным гражданином города Вены, а в 1808 г. — почётным членом Филармонического общества в Петербурге.
Умер 31 мая 1809 г. в Вене.
|
|
Достарыңызбен бөлісу: |