Учебное пособие по гармонии предназначается для студентов музыкального факультета педагогического вуза. Изучению курса гармонии отводится один семестр



бет1/5
Дата07.07.2016
өлшемі5.47 Mb.
#183029
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ИСКУСТВ И МХК
ГАРМОНИЯ

Составитель Николаева Татьяна Анатольевна


Казань – 2012


Печатается по решению учебно-методической комиссии кафедры теории

искусств и МХК института филологии и искусств.

УДК 781:37.3

ББК 85.314 Р

Н 63


Николаева Т.А. Гармония. Учебно-методическое пособие. Казань: КФУ, ИФИ, 2012- 145 страниц.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкально-педагогических, исполнительских факультетов учебных заведений.

Пособие включает краткое содержание курса гармонии и состоит из трех частей: диатоническая гармония, хроматическая гармония и гармонизация пентатоники. В пособие включены вопросы для повторения, письменные задания, произведения для гармонического анализа. Каждая часть учебного пособия завершается списком литературы.

Рецензенты:


Раимова С.И. – кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель искусств РТ (ПФУ, ИФИ).
Файзулаева М.П. – кандидат искусствоведения, профессор,Заслуженный деятель искусств РФ и РТ (КГУКИ).

УДК 781:37.3

ББК 85.314Р

Н 63
С Казанский (Приволжский) Федеральный Университет. Институт филологии и искусств. 2012.



Диатоническая гармония

Настоящее учебное пособие по гармонии предназначается для студентов музыкального факультета педагогического вуза. Изучению курса гармонии отводится один семестр.

В учебнике сочетается изложение теоретического материала с практическими заданиями, в которые входят: теоретические вопросы по изучаемому материалу; упражнения по игре на фортепиано гармонических последовательностей, гармонизация мелодий и баса; музыкальные примеры для гармонического анализа.

Названные темы в оглавлении должны быть изучены за один семестр (54 часа), поэтому порядок изучаемых тем изменен по сравнению с традиционным курсом гармонии.

Так, вначале учебного пособия дается краткий очерк по истории предмета. Темы - трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды главных ступеней - объединены в один раздел, где раскрываются условия их соединения и временного звучания. К гармонизации мелодии и баса целесообразно приступить после изучения тем: «Период. Предложение. Кадансовый квартсекстаккорд. Доминансептаккорд и его обращения.

Освоение аккордики главных трезвучий и их обращений, а так же кадансового квартсекстаккорда и доминантсептаккорда, позволит студентам уже на начальном этапе обучения создавать более художественные музыкальные построения.

Значительное место в учебном пособии уделяется вопросу голосоведения.

Гармония как наука, выросла на основе хоровой практики, что и определяет условия звучания каждой мелодической линии классического четырехголосия.

Автор надеется, что учебное пособие поможет студентам, особенно тем, кто впервые изучают предмет «Гармония», изучить и применить на практике основные законы гармонии.

Об истории гармонии

(краткий очерк)

Термин «гармония» вошел в музыкознание с самых древних времен, когда до появления собственно гармонического мышления оставалось еще много веков.

«Гармония» в переводе с греческого обозначает связь, стройность, соразмеренность. В древнегреческую философию слово гармония вошло как синоним организованной Вселенной - космоса, противостоящего хаосу. Это определило стройность, порядок и в сфере музыкальных закономерностей, которые выражались численными отношениями звуков натурального

звукоряда и ритма. Об этом писали Пифагор, Платон, Аристотель и их последователи Подунский, Дж. Царлино. В трудах Царлино пристальное вни­мание обращено уже не только на интервалику (консонансы, диссонансы), но и на трезвучие.

Основы современного понимания гармонии, гармонической логики были заложены в «Трактате о гармонии» Ж. Рамо. В работе обоснована теория основных функций: тоники, доминанты, субдоминанты; намечена теория функциональной модуляции. Он закрепил за гармонией представление как об активном развивающемся типе многоголосия.

Огромный вклад в развитие науки внесли теоретики и композиторы 19 века. Немецкий теоретик X. Риман развил и углубил учение Рамо о гармонических функциях (термин «функция» принадлежит ему), модуляции, формообразующей роли гармонии, логику гармонического каданса. В России, авторами значительных научных трудов стали Чайковский П. И. И Римский-Корсаков Н.А. В учебнике Чайковского большое внимание уделено вопросам мелодической связи аккордов, проблеме голосоведения. В учебнике Римского-Корсакова подробно рассмотрены вопросы рационального отбора гармонических средств, теория родства тональностей.

Изучению гармонии в 20 веке посвящены труды Э. Курта, Ю. Тюлина В.Беркова, И. Дубовского, С. Евсеева, И. Способина, В. Соколова, Л. Мазеля, J1. Шевалье, Ю. Кона, Ю. Холопова, Н.Долматова и др.

В музыкальном искусстве за словом «гармония» сохраняется общеупотребляемый смысл, когда оно может означать наиболее приятную для слуха музыкальную последовательность и даже саму музыку как искусство, но чаще этот термин приобретает ряд значений сугубо специфических, свойственных только для музыкального искусства.

В последнее десятилетие вышла работа М. Бонфельда «Введение в музыкознание», где автор определяет значение термина «гармония» на современном этапе: «Термин «гармония» может означать:

а) типичную контекстуальную музыкальную систему;

б) тип музыкального мышления и, соответственно особый склад музыкальной ткани;

в) совокупность средств гармонии, которыми характеризуется исторический или индивидуальный стиль, направление либо даже конкретное сочинение (например «гармония романтиков», «гармония С. Прокофьева», «гармония скрябинского «Прометея»);

г) науку - один из разделов музыкознания, объектом изучения которой оказывается многоголосие и его связи с другими средствами музыкальной выразительности, в частности со структурой;

д) учебную дисциплину, посвященную методике и технологии гармонического многоголосия».

(М.Ш. Бонфельд. Введение в музыкознание. Гуманитарный издательский центр «Владос», М. с. 94).
В содержание учебной дисциплины входит изучение аккордов и их строение, правильное изложение звуков аккорда в четырехголосии; функциональные связи аккордов на основе правил голосоведения; каденции разных типов; возможные сочетания аккордовых и неаккордовых звуков; смену тональностей в музыкальных произведениях.

Строение аккордов. Четырехголосный склад



Аккордом называется созвучие из трех или более звуков, которые расположены по терциям или их можно расположить по терциям путем перенесения отдельных звуков на октаву вверх или вниз. Например: В трезвучиях каждый из звуков имеет свое название: нижний звук называется основным или примой, второй звук - терцией (так как образует с основным звуком интервал терцию), третий - квинтой (образует с основным тоном интервал квинту).

В зависимости от баса различаются названия аккорда. Если в басу находится основной звук (прима), аккорд носит название трезвучия, независимо от того, в каком порядке расположены верхние звуки аккорда, так:




Если в басу аккорда находится звук терции, созвучие носит название «секстаккорд», независимо от расположения верхних голосов (обозначаем аккорд цифрой 6) Так:








Если в басу находится звук квинты аккорда, весь аккорд называется квартсекстаккордом (обозначение аккорда -64)


Мелодическое положение аккорда

Мелодическое положение аккорда различают по звуку, находящемуся в верхнем голосе аккорда, например:



  1. трезвучие в положении примы

  2. трезвучие в положении терции

  3. трезвучие в положении квинты

  4. секстаккорд в положении примы

  5. секстаккорд в положении квинты

  6. квартсекстаккорд в положении примы

  7. квартсекстаккорд в положении терции

  8. квартсекстаккорд в положении квинты.

Четырехголосный склад

Гармония - наука, изучающая закономерности правильного четырехголосия. Голоса называются как в смешанном четырехголосном хоре:



  • верхний голос - « сопрано»;

  • второй голос - «альт»;

  • третий голос - « тенор»;

  • нижний голос - «бас».

Аккорд в учебном курсе гармонии излагается на двух нотоносцах в скрипичном и басовом ключах. На верхнем нотоносце записываются два верхних голоса: сопрано - штилями вверх и альт - штилями вниз. На нижнем нотоносце в басовом ключе записываются два нижних голоса: тенор штилями вверх и бас - штилями вниз.

При записи аккорда нельзя допускать перекрещивания голосов, бас должен быть ниже тенора, тенор - ниже альта, альт - ниже сопрано (так звучат голоса в хоре, что соответствует их тесситурным возможностям).

Перекрещивание голосов не образуется, если два голоса сливаются в унисон. Например:


Три верхних голоса должны представлять достаточно плотную звучность. Так, сопрано и альт должны образовывать интервал от унисона до октавы. Данное правило распространяется и на интервалику между альтом и тенором.

Интервал, шире октавы между парой двух соседних верхних голосов, называется разрывом. Разрыв приводит к некомпактному звучанию аккорда и нежелателен в практических работах студентов.

Бас от тенора может отстоять на интервал от унисона до двух октав, и во

многих случаях даже лучше, если он несколько удален от тенора, т.к. возникает больше возможностей для его развития и соединения аккордов.

Эти названия сохраняются и в инструментальной музыке, причем верхний голос принято называть мелодией.

На протяжении веков в курсе гармонии установились определенные традиции и правила, позволяющие добиваться красивого хорового звучания аккордов, выработать навыки естественного, правильного развития голосов при условии самостоятельности каждого из них - законы, создающие мягкое « классическое» соединение аккордов.

Изложение аккордов

Четырехголосное изложение трезвучных аккордов предполагает удвоение одного из звуков аккорда. Как правило, удваиваются звуки примы или квинты, реже терция. Например:



Как видно из примеров, звуки между голосами аккорда могут составлять три расположения: тесное, широкое и смешанное. Например:






Тесное широкое тесное широкое широкое тесное




(Выбор расположения звуков в аккордах зависит от характера произведения, его жанра и стилистических приемов).

Перемещение аккорда

Перемещением аккорда называется его повторение в измененном виде. Перемещение меняет мелодическое положение или расположение аккорда - или и то, и другое одновременно.

При смене только мелодического положения заметных изменений в характере аккорда не происходит. При смене баса характер гармонии может значительно меняться.

Перемещение аккордов без смены баса

Перемещения такого типа могут быть двух видов:







Перемена мелодического положения имеет важное значение для развития мелодии, без смены аккорда (функции и его вида) поддерживается мелодическое и ритмическое движение.




  1. По какому голосу определяют название аккорда?

  2. По какому голосу определяют мелодическое положение аккорда?

3.Задание: определить название аккордов и их мелодическое положение. Примеры:



  1. Как называются голоса в четырехголосии и как они записываются?

  2. Что такое « перекрещивание» голосов?

  3. В пределах каких интервалов может находится бас от тенора?

  4. Что такое перемещение аккорда?

Вопросы и задания
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ

И ИХ ОБРАЩЕНИЙ

Гармония любого музыкального произведения состоит из ряда гармонических оборотов. Гармоническим оборотом называется связанная последовательность двух или нескольких аккордов на основе ладового тяготения. Лад - это система взаимоотношения звуков, основанная на законе тяготения. В этом определении имеется в виду как мелодико-интервальные связи между звуками одного мелодического голоса, так и связи между звуками аккорда в целом. Связь эта выражается не только в постоянстве интервальных соотношений между элементами - звуками или аккордами, но
и в сочетании напряжений и спадов (разрешений), свойственных при движении в устой.

Комплекс напряжений и спадов составляет функциональность развития мелодики. Основа функциональности - контраст функций, тоники и нетонических гармоний лада.

Теория гармонии основана на учении ладовых функций, их месте и роли в развитии музыкального произведения.

Гармоническая логика мышления основана на том, что после устойчивого созвучия вводится одно или несколько неустойчивых, создавая нарастание напряженности. Последующее появление устоя (Т) следует рассматривать как разрешение конфликта, возникшего от введения неустойчивости субдоминанты и доминанты. И чем больше напряжение доминанты, тем желанней естественное ее разрешение.

В музыкальной практике сложились определенные обороты, которые получили названия: автентический: T-D, D-T, T-D -Т, D-T-D, Т- D - D - Т;

плагальный: Т -S -Т , Т -S, S - Т- S - Т, S - Т -S.

Обороты, включающее аккорды всех трех главных функций, являются по своему составу полными: T-S-D-T, D-T-S-D- Т. Полный оборот имеет важные свойства:

а) возвращение тоники отдаляется, увеличивается состояние неустойчивости, возрастает напряжение;

б) образуется конфликт противоположных неустойчивых функций субдоминанты и доминанты, который разрешается возвращением в тонику;

в) лад выявляется более всесторонне, т. к. затрагиваются все основные функции.

( Последовательность D -S нежелательна, напряжение не увеличивается, а наоборот ослабевает).

Гармоническое соединение трезвучий и секстаккордов тоники, субдоминанты и доминанты

Художественная практика выработала определенные правила соединения аккордов. Основа соединения аккордов - голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов. В музыке наиболее часто встречаются соединения трезвучий и секстаккордов разных функций. (Квартсекстаккорды имеют свои специфические особенности применения, о которых речь пойдет позже).

Соединяя аккорды разных функций, нужно помнить правила удвоения в трезвучиях и секстаккордах.

Соединение аккордов, при котором общий звук для двух аккордов остается на месте, в том же голосе, называется гармоническим соединением.
Автентический оборот

Аккорды тоники и доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении. В трезвучиях кварто-квинтового соотношения всегда имеется общий для двух аккордов звук ( пятая ступень лада - это квинтовый звук тоники, а для доминанты - основной тон).

Рассмотрим несколько примеров соединения тонического трезвучия с доминантовым трезвучием и секстаккордом.

Наличие общего звука для двух аккордов (V ступень лада) позволяет оставить его на месте, в приводимом примере это мелодическая линия тенора. Чтобы получить доминантовое трезвучие, бас нужно повести на основной звук доминанты, то есть на кварту вниз или квинту вверх.







Так, в трезвучии тоники уже имеются два звука. «До».В гармонии доми­нанты оставляем общий звук «соль» до полной гармонии не хватает звуков «си» и «ре» (тональность «До» - мажор), которые появляются на основе плавного голосоведения двух оставшихся голосов:

По аналогии с первым примером, соединяем тоническое трезвучие с доминантовым секстаккордом. Для этого бас ведем на секунду вниз (терцовый звук доминанты).

Общий звук, пятая ступень лада, оставляем на месте, два других плавно переводим в соседние звуки:




Примеры соединения тонического трезвучия с трезвучием и секстаккордом доминанты можно использовать и при соединении секстаккорда тоники с трезвучием, секстаккордом доминанты, например:







Следует помнить, что, при соединении секстаккорда тоники и секстаккорда доминанты, бас лучше вести на кварту вниз, т. к. дальнейшее соединение с тоникой образует более мелодичную линию этого голоса. Кроме того, в гармоническом миноре при ходе баса на квинту вверх образуется ход на увеличенный интервал:





При соединении двух секстаккордов могут возникнуть параллельные октавы. В этом случае лучше сменить удвоение в одном из аккордов, либо сделать скачок в каком-нибудь из трех голосов.

Соединение доминантовых трезвучия и секстаккорда с аккордами тоники осуществляются по тем же правилам.

Плагальные обороты

Аккорды тоники и субдоминанты находятся между собой также в кварто- квинтовом соотношении. Между ними тоже есть общий звук, это первая ступень лада, что делает возможным создавать гармоническое соединение, аналогичное тому, как это было при соединение тонических и доминантовых гармоний. Примеры соединения гармонии тоники и субдоминанты:






Мелодическое соединение аккордов

Мелодическое соединение гармоний кварто-квинтового

соотношения

Кроме гармонического, существует и мелодическое соединение аккордов. При мелодическом соединении все голоса имеют подвижную мелодическую линию, соответствующую нормам плавного голосоведения. Технология соединения таких аккордов такова: а) бас ведется на кварту, б) три верхних голоса движутся плавно противоположно басу на соседние звуки второй гармонии, например:





Рекомендация: введение баса на квинту нежелательно, т. к. оно приводит к движению всех голосов в одну сторону, что запрещается правилами голосоведения.



Мелодические соединения трезвучий и секстаккордов субдоминанты и доминанты

Аккорды субдоминанты и доминанты находятся в секундовом соотношении, т.е. звуки одинаковых названий в этих аккордах образуют секунду. В аккордах секундного соотношения нет общих звуков, а, следовательно, их можно соединять только мелодически.



Соединение трезвучий субдоминанты и доминанты




Если верхние голоса повести в ту же сторону, что и бас, возникнут параллельные квинты, параллельные октавы, а в гармоническом миноре возникает еще и ход голоса на увеличенную секунду, что является грубым нарушением правил голосоведении.


Чтобы образовать правильное мелодическое соединение двух трезвучий, нужно бас повести на секунду вверх, а три верхних голоса - плавно


Соединение субдоминантового трезвучия с секстаккордом доминанты

Соединяя эти гармонии, особое внимание следует обратить внимание на ведение баса, который нужно вести на уменьшенную квинту вниз, но не на увеличенную кварту вверх.



Соединение субдоминантового секстаккорда с доминантовым секстаккордом часто создает условие, при котором образуются параллельные октавы и квинты.



Чтобы избежать ошибок, нужно три голоса, образующие секстаккорд, вести на секунду вверх параллельным движением голосов, четвертый голос вести плавно или скачком в сторону, противоположную движению трех других:


При соединении субдоминантового секстаккорда с доминантовым секстаккордом в гармоническом миноре возникает ход баса на увеличенный интервал.

Чтобы избежать этого, бас следует вести либо на уменьшенную септиму вниз, либо использовать ход по звукам мелодического минора.







Квартсекстаккорды тоники, субдоминанты и доминанты и их

применение в музыкальном построении

В квартсекстаккордах любой функции, как правило, удваивается квинтовый звук аккорда, поэтому, как и трезвучие, квартсекстаккорд может быть во всех мелодических положениях, а также в тесном и широком расположениях.

Квартсекстаккорды всех ступеней функционально менее ярки, по сравнению с трезвучиями и секстаккордами. Это связано с тем, что в басу квартсекстаккорда находится квинтовый звук аккорда, который часто является основным звуком другой функции. Так, в басу тонического квартсекстаккорда звучит прима доминантного трезвучия, отсюда аккорд звучит неустойчиво; субдоминантовый квартсекстаккорд воспринимается как неустойчивая гармония, звучащая на тоническом басу; доминантовый квартсекстаккорд строится на второй ступени лада, что и придает звучанию аккорда неустойчивость.





В связи с этим, применение квартсекстаккордов в музыке ограниченно. Они используются обычно как вспомогательные или проходящие аккорды, звучащие на слабой доле такта, и с двух сторон имеют трезвучие или секстаккорд одной функции.

Проходящие квартсекстаккорды

Проходящие квартсекстаккорды обычно берутся на основе поступенного хода баса между трезвучием и секстаккордом одной функции. Так, между тоническим трезвучием и его секстаккордом или наоборот, можно взять проходящий доминантовый квартсекстаккорд.





Как видно из примеров, лучшим вариантом является тот, при котором мелодия движется противоположно басу по тем же самым звукам. Аналогично, между субдоминантовым трезвучием и его секстаккордом или, наоборот, на основе поступенного хода баса, можно взять проходящий тонический квартсекстаккорд:





Вспомогательные квартсекстаккорды

Вспомогательные квартсекстаккорды берутся на основе вспомогательного движения в двух или трех голосах.

Если вспомогательное движение возникает в двух голосах, квартсекстаккорд берется на том же басу, что и предшествующая гармония. Так, после тонического трезвучия можно взять вспомогательный квартсекстаккорд субдоминанты :

При наличии вспомогательного движения в басу может также возникнуть вспомогательный квартсекстаккорд. В нем вспомогательное движение




После доминантового трезвучия можно взять вспомогательный тонический квартсекстаккорд:


осуществляется в трех голосах. Таким образом, между тоническим трезвучием и его повторением можно взять вспомогательный доминантовый квартсекстаккорд:





Между субдоминантовым трезвучием и его повторением - тонический квартсекстаккорд:






Каденции. Период. Предложение Кадансовый квартсекстаккорд

Периодом в музыке называется музыкальное построение, излагающее в завершающем виде одну музыкальную мысль.

Период является основной составной частью любого крупного построения или произведения.

Период, как правило, разделяется на части, которые называются предложениями. (В классическом восьмитактовом периоде обычно два предложения, но есть период, который может состоять из трех предложений или из двух предложений и дополнения).

Основным признаком окончания музыкальной мысли является наличие заключительного мелодического и гармонического оборота, завершающего ее развитие и приводящего к тонике тональности. Такой оборот называется заключительной каденцией. Заключительные каденции бывают двух видов - полная совершенная и несовершенная. Полная совершенная каденция - когда в завершении проходит ряд основных функций - тоники, субдоминанты, доминанты - и тоника звучит в положении примы на сильное время. Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, то такая каденция называется несовершенной. Она образуется:

а) если заключительным аккордом построения является тоническое трезвучие в мелодическом положении терции или квинты или тонический секстаккорд,

б) если заключительное тоническое трезвучие звучит на слабой доле такта.

В конце периода, как правило, имеется полная совершенная каденция. Полные несовершенные каденции завершают обычно более мелкие построения.

В конце каждого предложения имеются свои каденции. Каденции, завершающие первые предложения периодов, чаще всего бывают половинными. Аккордами половинных каденций являются:

а) трезвучие доминанты (наиболее часто встречающаяся каденция),

б) трезвучие субдоминанты (встречается реже).

Каденция, заканчивающаяся на доминантовом трезвучии, называется половинной автентической.
Каденция, заканчивающаяся на субдоминантовом трезвучии, называется плагальной.

В качестве каденции начального построения в некоторых случаях звучит полная несовершенная каденция, которая не создает впечатления полного завершения музыкальной мысли.

Каденции в периоде создают своеобразную ладовую драматургию музыкального целого. Половинная каденция являет собой ладовую неустойчивость, разрешением которой будет полная совершенная каденция в конце второго предложения.

Кадансовый квартсекстаккорд

В кадансах доминанта часто появляется непосредственно после созвучия, которое имеетсходство со вторым обращением тонического трезвучия.

По местоположению в музыкальном построении и по интервальному стро­ению этот аккорд получил название кадансового квартсекстаккорда. Обозна - чается он буквой К (кадансовый) и цифровкой, соответствующей виду ак - корда:К64.

Функциональная особенность К64

Имея звуковое сходство с тоникеским квартсекстаккордом, кадансовый квартсекстаккорд, по функциональной своей природе, не является собствен- нотонической гармонией. Функциональное своеобразие этого созвучия за­ключается в том , что в нем совмещаются звуки двух функций: D в басу и Т над ней, причем D, как основа гармонии, преобладает:





Такое совмещение в одном аккорде элементов двух функций называется би- функциональностью; она и создает К64 характерную напряженность и неус­тойчивость, что не свойственно устойчивой тонической гармонии.

Задерживая вступление D, кадансовый квартсекстаккорд обязательно пере­ходит в нее.





Голосоведение

Для подчеркивания преобладания доминантовой функции в К64 обычно удваивается основной звук D. При разрешении К64 в D основной звук доми­нанты и его удвоение, как правило остаются на месте, а тонические перехо­дят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей доминанты.

Такое плавное движение тонических звуков при разрешении К64 для поло­винной каденции обязательно.

В заключительных каденциях нередко при разрешении К64 в D применяется

скачок в верхнем голосе к терции или квинте доминанты.

При разрешенииК64 в D бас доминанты остается на месте или делает октавный скачок, чаще нисходящий.

Метрические условия

Кадансовый квартсекстаккорд применяется в определенных метрических условиях. В простых размерах он приходится на сильное время, а в сложных четырехдольных и шестидольных и на относительно сильное время. При всех возможных метрических вариантах К64 всегда оказывается на более сильной доле, чем следующая за ним D.

Аккордовая подготовка К64

Кадансовый вартсекстаккорд чаще всего подготавливается субдоминановой гармонией. Субдоминанта имеет с К64 общий звук ( первая ступень лада). Поэтому между ними возможно гармоническое соединение. Но бывает и то, что К64 вводится после тонической гармонии, что также создает условие гар­монического соединения.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет