Уроки каббалы. Урок № 2:
Полезное свойство зависть
Рав каббалист Михаэль Лайтман
Движущая сила прогресса.
Наш мир стремительно развивается, но как он возник, к чему идет, есть ли смысл в его существовании – над ответами на эти вопросы люди задумывались всегда. Но только нашему поколению открываются эти тайны. И теперь каждый может понять и объяснить своим детям цель сотворения мира, пути его развития, механизм связи нашего мира и высших миров. Нам открыта информация о том, как мы можем включиться в Высшее Управление и изменить его к лучшему.
На прошлом уроке мы выяснили, что движущей силой нашего развития является желание, и только его – желание получить наслаждение и создал Творец. Действительно, человек везде и всегда ищет наслаждений, удовольствий и использует оптимальные возможности для их получения. И это происходит каждое мгновение и на всех уровнях - физиологическом, телесном, человеческом, духовном.
Сегодня я постараясь более подробно остановиться на вопросе о том, как функционирует творение. Мы проследим ступени развития желаний до наивысшего, позволяющего реализовать Цель творения – получение сотворенными абсолютного, вечного наслаждения.
Уровни желания в природе.
Желание получить в нашем мире можно разделить на четыре группы, четыре уровня: неживой, растительный, животный, говорящий. В каждой из них желание получить различно, отличается по уровню, по силе.
Наименьшее желание получить присутствует у творения неживого уровня, оно настолько маленькое, что не вызывает никакого движения. Творение на этом уровне также что-то ощущает, ведь если оно сотворено, то оно - желание, желание насладиться, но не проявляет это никак, т.к. его желание получить очень-очень маленькое.
Желание и сила – это одно и тоже, его можно использовать как в плохую, так и в хорошую сторону. Неживой, поскольку его желание мало, не может никому навредить и никому не может принести пользу, находясь в неподвижности.
На растительном уровне желание получить больше, у растения большие стремления, чем у неживой природы, оно развивает в себе возможность роста, поэтому называется "растение", от слова растущий. Растение относительно неживого уровня уже может впитывать полезное и выделять вредное, а потому - расти.У растений есть определенного рода движение. Растение растет и умирает, оно зависимо от окружающей среды намного больше, чем неживое, ощущает день и ночь. Это совершенно другой вид жизни относительно неживого. И все эти изменения и отличия существуют только благодаря увеличению желания получить, которое в растительном намного больше, чем в неживом.
Еще большее желание получить у животных. Что дополнительного мы видим у животных относительно растений? Каждая особь индивидуально ощущает окружающую среду и приближается к полезному, отдаляясь от вредного. Животное перемещается с места на место, у него существуют личные ощущения, у него есть свой характер, своя индивидуальность. Поскольку в животном существует большее желание получить, чем в растении, то у него существуют личные характеристики, свой календарь: оно в свое время рождается и умирает, не как растения - все в один сезон. Оно живет своей личной жизнью, у него существует резкое половое разделение, ему необходима связь с особями того же вида. Но все-таки у животных существует временное ограничение: оно ощущает только себя и не может ощутить других, не ощущает прошлое, его не интересует будущее. Один объект, находящийся на ступени "животное", по силе, которую можно использовать на пользу или вред, равен всем растениям, существующим в этом мире.
Следующая ступень - "говорящий" (имеется в виду человек), содержит две составляющие: силу ощущений и силу разума. Эти два элемента помогают один другому и развивают друг друга. Поэтому сила человека не ограничена местом и временем. То, что невозможно схватить с помощью одного элемента - например, я не могу ощутить произошедшее 1000 лет назад - можно дополнить другим: я могу понять это своим разумом и восполнить вплоть до уровня ощущения. Разум помогает чувствам.
Возможна обратная ситуация: я ощущаю нечто. Как ощущаемое может повлиять на меня - плохо или хорошо? Я присоединяю к своему ощущению разум и анализирую ситуацию. Разум и ощущения совместно расширяют мои понятия места и времени, я уже не ограничен, я могу понять другого, ощутить через другого то, что сам реально не ощущал, не находясь в том месте и в то время. Благодаря этому человек поднимается над пространством и временем.
Один человек соответствует всем более низшим уровням - неживому, растительному и животному миру, вместе взятым.
Шестой орган чувств, называемый Душа.
Следующий уровень – это желание духовного наполнения. Духовные желания - это желания, направленные только к Творцу. Каббала выделяет желание к Творцу из всех остальных желаний. Все желания человека к наслаждениям этого мира каббала называет "сердцем" человека. Эти желания наполняются через наши пять органов чувств. Желание к Творцу называется "точка в сердце". Оно наполняется через 6-й орган чувств, называемый Душа.
Эта пирамида отражает отношение между пятью уровнями, пятью видами творения, существующими в мироздании - неживой, растительный, животный, говорящий, где каждый единичный представитель высшей ступени больше всех творений нижней ступени. Потому что если в одном из "говорящих" зарождается "точка в сердце", корень души, и он развивает ее до размера духовного сосуда, в который он получает раскрытие Божественного, ощущение Творца - такой человек, каббалист, "получающий" на иврите, включает в себя всех "говорящих" всех времен и народов, от первого поколения до последнего.
К этому должен прийти каждый живущий на Земле.
Наша задача понять, что из себя представляет человек. Ведь один человек выше всего остального мира. Что означает - выше? Это значит, что если человек исправляет себя, то его исправление перекрывает все более низшие уровни творения.
Поэтому сказано, что все включено в человека, и человек, который поднимается, поднимает все миры, и тогда все миры созданы ради такого человека. Если человек делает исправление, то все творение, соответственно этому, приближается к Творцу. Поэтому только человек должен исправлять себя. Что означает исправление? - Это исправление нашего отношения к Творцу.
Как устроены духовные миры.
В духовных мирах есть свои уровни, соответствующие уровням развития в нашем мире.
-
неживой уровень называется "эйхалот" - залы, чертоги.
-
растительный уровень называется "левушим" - одеяния.
-
животный уровень называется "малахим" - ангелы.
-
говорящий уровень называется "нэшамот" - душа человека.
Обязанность исправления всей природы возложена на человека, потому что человек обладает душой - самым большим, наиболее развитым желанием. Человек, получающий в этом мире точку в сердце, которая является зародышем его души, и начинающий развивать ее, становится самым важным элементом творения как в материальном, так и в духовном мирах. Он включает в себя силы, дающие ему возможность соединиться, слиться с Творцом, стать подобным Ему. В самом человеке тоже находятся все четыре ступени всего творения.
Механизм зарождения желаний.
Желания возникают изнутри нас под воздействием духовных генов (решимот). Они пробуждаются в человеке и заставляют его выполнять требуемое ими. В человеке изначально заложена цепочка решимот, которые, "раскручиваясь", вызывают желания. У человека нет свободы выбора в возникающих в нем желаниях, он вынужден подчиниться решимот. Человек даже не ощущает, что возникающие в нем желания навязаны ему извне. Решимот всплывают в подсознании еще до того, как мы их ощутили, затем попадают в сознание и ощущаются как наши собственные желания.
Точка в сердце – зародыш духовного желания развивается под воздействием свечения на нее высшего света. Она ощущает этот высший свет, потому что она сама снизошла свыше, из Творца. Ведь точка в сердце - это единственное, что есть в человеке свыше. Все остальное в человеке – это материя нашего мира. Подобно тому, как под воздействием солнечного света распускаются растения, так под воздействием неощущаемого человеком высшего света в человеке, в его точке в сердце, раскрывается очередное решимо, т.е. человек начинает ощущать новое духовное желание. И это желание вызывает в нем стремление его реализовать, наполнить. Вся наша жизнь - это реализация нами требований решимот.
Но решимо, требующее духовного наполнения не может получить его из окружающего мира посредством пяти органов чувств. Это решимо толкает человека к постижению высшего света, Творца, потому что только свет, Творец, является его наполнением.
Если у человека возникает духовное желание, если это желание не дает ему покоя, то используя каббалистическую методику, он сможет развить в себе это желание настолько, чтобы начать ощущать духовные миры.
Каббала берет всю совокупность человеческих чувств и желаний, анализирует их, и каждое явление, каждый оттенок чувства и постижения ставит в соответствие с точной математической формулой. Каббала – это математика чувств.
Человек может прожить свою земную жизнь в своих земных желаниях, так и не ощутив желания к высшему. Дело в том, что наша душа должна пройти вначале предварительный этап развития желания. Это развитие она проходит за много жизней, многократно облачаясь в различные тела.
Развитие желаний в человеке.
Эти желания в итоге обязаны привести человека к цели его сотворения – к получению высшего наслаждения Божественным светом. И вот для этого он должен пройти длительный путь развития своих желаний.
Первая ступень - прах, пепел, это ступень, называемая "неживое", и существование этого уровня оправдано благодаря наличию в нем трех чудесных свойств: из него берут начало растения, животные, человек. С одной стороны, сам по себе прах ничего не представляет, но без него невозможен никакой вид жизни.
То же самое можно сказать про человеческие массы, представляющие собой уровень, называемый
"неживой". Они включают в себя три возможности развития. В массах возможно возникновение трех более развитых желаний, называемых в каббале:
"богачи",
"властители",
"мудрецы", благодаря соответствующим стемлениям к богатству, власти, знаниям, которые развиваются из желания "неживого" уровня.
Развитие происходит под воздействием трех стремлений:
"таава" - вожделение, страсть (богачи),
"кина" – зависть (властители),
"кавод" - стремление к почестям (мудрецы).
Если наряду с этими желаниями, Творец даст человеку душу - часть Божественного свыше, стремление к высшему, то человек устремится к Божественному.
Благодаря этим желаниям – к богатству, власти, знаниям - человек развивается, поднимаясь со ступени на ступень, пока не достигнет последней ступени нашего мира и выйдет в ощущение мира высшего. Благодаря желанию первой ступени - страсти, которую дают человеку - из массы выделяются "богачи" - более высокая ступень, отличающаяся желанием, намного большим, чем у масс. Эта ступень соответствует уровню "растительный" в мироздании.
Далее, если дать человеку желание к власти и почестям, выделяются из масс "властители" – это вторая ступень, соответствующая ступени "животное" в природе. Богачи жаждут только денег, они стремятся к неживому материалу. Даже если не будет в мире больше людей, это желание будет существовать - главное, чтобы у него было все, что он желает.
Желающий же почестей, нуждается в других людях, которые дадут ему эти почести. Это уже другой вид существования. Он нуждается в себе подобных. Его желание уже развито настолько, что человеку недостаточно владеть чем-то неживым. Он должен властвовать также над другими людьми, чтобы окружающие давали ему этот вид наслаждения. Он желает находиться в сердце твоем - это называется "уважением".
Посредством стремления к почестям и зависти выделяются из народа "мудрецы", как сказано: "Зависть умножает мудрость". Обладающие большим желанием и склонные к зависти, приобретают знание и мудрость. Эта ступень соответствует уровню "говорящий" в устройстве мироздания.
Их действия не ограничены местом и временем. Человек завидует подчас кому-то, кто жил давно и уже умер, завидует так, будто тот живет сейчас. Время на это чувство не влияет. Человек желает не только то, что есть у другого, но хочет, чтобы у другого ничего не было.
Зависть – очень полезное свойство, но...
Что касается зависти, то она всегда считалась отрицательным, вредным свойством, и завистливые люди вызывают справедливые опасения у окружающих. Но это лишь на поверхностном уровне. Мы убедились, что именно благодаря зависти происходит подъем с нижней ступени на высшую. Она не дает человеку успокоиться и толкает его на завоевания как материальные, так и духовные.
При этом мы знаем, что положительная и отрицательная силы существуют в одной и той же мере, как сказано: "насколько можно принести пользу, настолько можно и навредить". А поскольку сила одного определенного человека больше силы всех животных и всех живых существ всех времен и поколений, постольку вред, который он может нанести, больше того ущерба, которой могут нанести все живые существа вместе взятые. Это же касается и пользы.
И потому, пока человек не достоин возвышения, то есть не способен использовать свои огромные силы только для добра, он нуждается в ограничении. Это означает, что пока он не дошел до того, что завидует уровню "человека", определяемому знанием и мудростью, ему нельзя давать знания, посредством которых он может уничтожить другого, чтобы забрать у того все, что у него есть. То есть нельзя давать ему большие силы и возможности т.к. его желания не уравновешены разумом, уровнем морали.
Поэтому скрыли первые мудрецы эти знания от масс из страха, что придут недостойные ученики, которые используют силу мудрости во вред и в ущерб, используют огромную силу для удовлетворения животных страстей и разрушат весь мир.
Если дать человеку силу, не соответствующую его моральному уровню, то он использует эту силу так же, как и все другие силы, имеющиеся в его распоряжении, соответственно своим склонностям, с опасностью для других. Мы видим, что происходит в Африке, где людям не прошедшим необходимые стадии развития, дали знания, оружие, и они тут же начали друг друга уничтожать. Мудрость должна быть дана человеку как сила, дополнительная к существующим в природе, только в соответствии с его моральным уровнем, иначе она приносит вред.
Последнее поколение.
С каждым поколением в этот мир нисходят души прошлого поколения, но уже с более развитым желанием, с желанием к наслаждению, свету, Творцу. В остальной природе этого не заложено. Развитие человечества идет именно в сторону увеличения желания, эгоизма - в этом заключается наша эволюция. Она проявляется и на всех остальных уровнях природы, но только в человеке из поколения в поколение желания растут, потому что он, по изначальному замыслу природы-Творца, должен достичь желания насладиться самим Творцом, всем светом, его создавшим! Поэтому все учения и религии отомрут - ведь они не смогут удовлетворить человеческие потребности, желания методом их умерщвления.
И только древнейшая еврейская наука каббала, построенная не на уменьшении желаний, ограничениях или монашестве, оказывается единственным методом достижения покоя, умиротворения, счастья. Сказано в книге Зоар, что начиная с этого поколения, начинается освоение духовного мира массами.
Достарыңызбен бөлісу: |