стр. из
ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (БАЗОВЫЙ КУРС)
Урок 9.
«БХАГАВАН — ВЕРХОВНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ — ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ»
Кто же этот изначальный Верховный Господь, обладающий самым полным, совершенным знанием? Является ли Он личностью или же Он безличен?
В соответствии с Ведами, Бог может проявляться в трёх аспектах, о которых говорится в Шримад-Бхагаватам (1.2.11):
ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
«Абсолютную Истину постигают в трёх аспектах, которые не отличны друг от друга. Их называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном».
Итак, между этими тремя аспектами Абсолютной Истины нет разницы в качественном отношении, ибо все они являются духовными проявлениями единого Бога. В этом заключается их единство. Однако существует и некоторая духовная разница, иначе не было бы никакой необходимости в существовании этих трёх категорий. По сути дела, в этих трёх аспектах единый Господь раскрывает Себя в разной степени. Давайте же проанализируем, на какой из этих трёх ступеней истинная сущность Господа раскрывается полнее всего:
-
Брахман — это безличное проявление Бога, аспект Его вечного бытия, на который указывает санскритское слово сат — «вечность». Постижение Брахмана является начальной ступенью постижения Абсолюта. Те, кто постиг Брахман, достигают состояния освобождения от материального сознания. К этому уровню совершенства стремятся люди, занятые гьяна-йогой, суть практики которой состоит в размышлении над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого материального мира. Такие люди пытаются понять, чем Абсолют не является: Он не то и не это, Он не ходит и не лежит, Его нельзя познать и нельзя почувствовать и т.п. Так, размышляя над тем, что является духом, а что материей, такие люди постепенно начинают различать проявления духа и познают Брахман — ослепительное сияние, исходящее от тела Бога, по-другому называемое брахмаджьоти. И хотя они достигают состояния осознания своего вечного существования, такое совершенство — лишь первая ступень постижения Абсолютной Истины.
-
Параматма (парама — «Высшая», и атма — «Душа») — это локализованное проявление Бога, присутствующее в каждом атоме творения и в сердце каждого живого существа. Как Параматма Господь пронизывает Собой все Творение и поддерживает его. При этом Сам лично Он не вмешивается в дела этого материального мира. Он просто наблюдает за желаниями живых существ и дозволяет их удовлетворить, если позволяет их карма (результаты деятельности). Если безличный Брахман по определению непознаваем, то трансцендентную форму Сверхдуши уже могут созерцать достигшие совершенства йоги-мистики, практикующие аштанга-йогу (восьмиступенную мистическую йогу). Достигнув этого уровня осознания, человек познаёт аспекты вечности, сат, и знания, чит Господа. Это вторая ступень постижения Абсолютной Истины.
-
Бхагаван — полное проявление Абсолютной Истины, последний шаг постижения запредельного. В этом аспекте Абсолютная Истина является источником всего сущего. Если Брахман лишь просто существует где-то за пределами материального творения, а Параматма пассивно поддерживает всё в материальном мире, то Бхагаван, будучи причиной всех причин и источником всего сущего, играет активную творческую роль. Такая индивидуальная творческая активность личностна по своей природе и исполнена блаженства — ананда. Поэтому только тот, кто постиг полное проявление Бога как Бхагавана, достигает состояния безграничного счастья, осознав все три аспекта Абсолюта: сат — «вечность», чит — «знание» и ананда — «блаженство». Практика, позволяющая постичь Верховную Личность Бога, называется бхакти-йогой — чистым преданным служением Ему.
Итак, мы можем видеть, что больше всего Божественных аспектов проявлено на ступени реализации Бхагавана, а именно — сат, чит и ананда (вечность, знание и блаженство). Поэтому, Бхагаван есть высшее проявление Бога. Реализация безличного Брахмана и локализованной Параматмы — является лишь частичным осознанием Бога и позволяет воспринять Его лишь ограниченно. Примечательно, что постижение высшего аспекта Абсолюта включает в себя и реализацию низшего. Поэтому, постижение Параматмы включает реализацию Брахмана, а постижение Верховной Личности Бога, Бхагавана, включает реализацию и Брахмана и Параматмы. Другими словами, тому, кто постиг Бога в Его личностном аспекте, по Его милости открывается всё знание. Господь подтверждает это в Бхагавад-гите (15.19):
йо мам эвам асаммудхо
джанати пурушоттамам
са сарва-вид бхаджати мам
сарва-бхавена бхарата
«Всякий, знающий Меня как Верховную Божественную Личность, и не сомневающийся в этом, знает всё, и потому полностью отдаёт себя преданному служению Мне, о сын Бхараты».
Поскольку именно практика чистого преданного служения, или бхакти-йога, позволяет достичь совершенства реализации Бхагавана, такая практика является самой совершенной деятельностью живого существа.
Что происходит с человеком, который достиг лишь частичной реализации Абсолюта — реализации Брахмана или Параматмы? Удовлетворён ли он достигнутым совершенством и заканчиваются ли на этом его духовные устремления?
Реализация безличного Брахмана.
Человек, постигший Брахман, обретает блаженство от осознания того, что его природа едина с природой Брахмана, т.е. того, что он и Брахман вечны. Это блаженство описывается словом брахмананда, происходящим от слов брахма (Брахман) и ананда (блаженство). Обретя его, человек уже не воспринимает окружающее как нечто существенное. Все стремления и желания, понятия и убеждения вытесняются из его сознания. Он перестает что-либо говорить, что-либо делать, и даже мышление его, помимо осознания своей вечности, прекращается. Он не видит никакой разницы между собой и другими живыми существами. Так, находясь на уровне осознания Брахмана, человек обретает истинное знание об окружающем его материальном мире и естественную отрешённость, порожденную таким знанием. Природа недвойственного Брахмана полностью проявляется в его сознании.
Такой человек, прекращающий свою деятельность (карму) в результате самоосознания, черпает радость в собственном сердце (сознании). Тем не менее, у него появляется очень тонкое, духовное чувство незавершённости. Оно вызвано тем, что душа активна по своей природе и не может бездействовать. Это чувство может явиться причиной последующих действий двух видов:
-
Благотворительность и желание нести послание истины другим людям.
-
Поиск причины неудовлетворённости в себе.
Если человек принимает первое, то, действуя в материальном мире, пусть даже с такими благородными целями как благотворительность и очищение общества, он начинает обуславливаться материальной энергией, что приводит его к постепенной деградации.
Второе вводит человека в состояние йогического транса, в котором постигается Высшая Душа — Параматма. Так человек может прийти к реализации более высокого аспекта Бога.
Реализация Параматмы (Сверхдуши).
В отличии от Брахмана, со Сверхдушой (Параматмой) могут устанавливаться взаимоотношения. На этом уровне человек видит во всем присутствие Сверхдуши. Отличие его осознания от предыдущего уровня состоит в том, что теперь постигается Абсолютная форма. Параматма является кульминацией всего мистицизма, т.к. все мистические совершенства в этом мире берут свое начало в Ней. Человек черпает в созерцании образа Сверхдуши безграничное блаженство. Погружаясь в такое созерцание, он входит в единение со Сверхдушой, что позволяет ему проявлять, до какой-то степени, мистические способности (сиддхи), присущие Ей.
И хотя человек, постигший Сверхдушу в процессе йогической практики, удовлетворён в себе, тем не менее, в глубине сознания, как и в первом случае, приходит духовное чувство незавершённости. Это чувство побуждает йога к последующим действиям 2 видов:
-
Использование обретенных мистических сил для удовлетворения собственных желаний.
-
Стремление к дальнейшему совершенству.
Если человек принимает первое, то, поражая обычных людей своими мистическими способностями, он привязывается к славе и чувству превосходства над другими. Это быстро оскверняет его разум, и он объявляет себя богом. Так он деградирует вместе со своими последователями, поймавшимися на приманку его фокусов.
Если же йог-мистик, преодолевает соблазн наслаждаться мистическими способностями, и стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей деятельностью, то к нему приходит понимание, выраженное в Шримад Бхагаватам 2.2.6:
«Человек должен служить Сверхдуше, пребывающей в его сердце. Она — Всемогущая Божественная Личность, вечная и безграничная, поэтому Она является высшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить причину обусловленности своего существования».
Так, постепенно, медитация йога на Сверхдушу, превращается в преданное служение, приводящее его к осознанию третьего аспекта Абсолютной Истины — Бхагавана.
Осознание Бхагавана — Верховной Божественной Личности.
Благодаря преданному служению, йогу в сердце является изначальная Божественная Личность — Бхагаван, источник безграничного блаженства, которое в Ведах описывается словом «ананда». Так, соприкасаясь с источником ананды, Верховной Божественной Личностью, через процесс чистого преданного служения, живое существо, приобщившись к этому блаженству, погружается в состояние неописуемого счастья.
Подводя итог урока, следует отметить, что до тех пор, пока человек, стремящийся к совершенству, не достигнет реализации Бхагавана, он будет ощущать незавершенность и продолжать поиск счастья (ананды). Поэтому чистое преданное служение Верховной Божественной Личности, Бхагавану, является высшей формой деятельности, приносящее живому существу полное удовлетворение и счастье.
Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам (1.2.6):
са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати
«Высшим делом для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению запредельному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».
Что означает санскритское слово «Бхагаван» и какое имя лучше всего описывает Его? Почему существует много имён Бога?
Достарыңызбен бөлісу: |