УДК 008
Устойчивое развитие и управление целостностью:
принципы обеспечения и механизмы реализации1
Sustainable development and management integrity:
PRINCIPLES FOR MANAGING AND IMPLEMENTATION ARRANGEMENTS
Игорь Александрович Бугаков – Вице-президент по инновационным проектам, МОУ «ИИФ», Заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор
Адрес: 142210 Московская область, г. Серпухов, Б. Ударный пер., д. 1а
Алексей Николаевич Царьков – Президент Института - Председатель Правления Института, МОУ «ИИФ», Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор
Адрес: 142210 Московская область, г. Серпухов, Б. Ударный пер., д. 1а
В статье исследуется проблема устойчивого развития современной цивилизации, основные принципы его обеспечения и механизмы реализации на основе управления целостностью социоприродных систем
In the article examines the problem of sustainable development of modern civilization, the basic principles its ensuring and mechanisms implementation based on integrity management socio-natural systems
Ключевые слова: пределы роста, устойчивость, устойчивое развитие, управления, принципы, целостность, градиент, образование, культура
Keywords: limits of growth, sustainability, sustainable development, governance, principles, integrity, gradient, education, culture
А. Проблема устойчивого развития: историческая справка и современное состояние. Ускорение темпов научно-технического развития как визитная карточка современности пока все еще по инерции воспринимается только как свидетельство прогресса, несущего благо человечеству. Между тем все больше людей в мире ощущают надвигающуюся катастрофу от оборотной стороны этого прогресса, связанной, прежде всего, с избыточной нагрузкой на ресурсы планеты, ее биосферу, невозможностью планеты удовлетворять растущее желание человека потреблять все больше и больше, загрязняя среду обитания продуктами своей жизнедеятельности. В начале ХХ века Вернадский произнес вещую фразу о том, что однажды человеку придется взять на себя ответственность за развитие и природы, и общества. Это «однажды» уже наступило, но человек пока еще не готов к нему. Для исключения катастрофы необходимы кардинальные изменения общественного устройства и мировоззрения людей.
Еще в 1969 году Аурелило Печчеи, один из основателей Римского клуба, написал книгу «Перед бездной». Он объездил полмира, пытаясь убедить население Земли в том, что мы сами приближаем собственную гибель. Попытка оказалась тщетной. «Наши упорные скитания по свету не привели, по сути дела, ни к каким ощутимым результатам - как будто бы глобальные проблемы, к которым мы стремились привлечь всеобщее внимание, касались вовсе не нашей, а какой-то иной, далекой планеты», - признал впоследствии Печчеи2.
В 1972 году был представлен впоследствии переведенный на 35 языков знаменитый труд «Пределы роста. Доклад Римскому клубу»3, в котором на основе анализа модели развития мировой цивилизации4 показано, что при существующих на тот момент темпах и технологиях фаза роста не может продлиться более ста лет, за которыми - неконтролируемый кризис и крах, если немедленно не свести экономическое развитие мира к простому воспроизводству и не поставить под жесткий контроль прирост населения Земли. Альтернативы этому нет: «Нельзя полагать, что можно выбирать: сохранять тенденции роста или не сохранять. В любом случае мы движемся к прекращению роста. Вопрос о том, сделаем ли мы это способом, наиболее отвечающим нашим целям, или предоставим природе идти своим путем» (Деннис Медоуз5).
С учетом выводов этого доклада, наличия других явных угроз (ядерное оружие) ООН в 1972 г. проводит в Стокгольме конференцию по проблемам окружающей среды6, стремясь привлечь мировую общественность, правительства стран к практическому решению глобальных проблем.
В июне 1992 года в Рио-де Жанейро проходит конференция ООН по окружающей среде и развитию7, на которой была провозглашена необходимость перехода к устойчивому развитию8, пагубность для человечества существующего типа развития, основанного на ограблении всего мира развитыми странами. В принятой на конференции «Повестке дня на XXI век», определяющей устойчивое развития с социальной, экономической и экологической точек зрения, каждой стране рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития. Учреждена комиссия ООН по устойчивому развитию.
В этом же году выпущена и переведена уже на 50 языков следующая книга Д. Медоуза и его соратников - «За пределами роста», в которой констатируется, что в середине 1980-х «общая нагрузка на окружающую среду со стороны человечества превысила поддерживающую способность планеты» [3].
Через 10 лет в Йоханнесбурге (ЮАР) проводится Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, на которой оценены достижения, изменения и новые проблемы, возникшие после 1992 года9. Принятая декларация свидетельствует о растущем понимании проблем и угроз для всего человечества, необходимости изменения моделей потребления и производства, важности охраны и рационального использования природной ресурсной базы, преодоления разрыва между богатыми и бедными, устранения неравномерного распределения благ и издержек глобализации.
В 2006-м выходит третья книга Медоуза и его соавторов - «Пределы роста. 30 лет спустя», в которой пессимистично констатируется, что современная цивилизация по-прежнему полным ходом движется навстречу всеобщей катастрофе10.
В июне 2012 года в Рио-де-Жанейро проводится Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20». К главному ее итогу относят достижения компромисса и одобрение соглашение, которое «будет способствовать продвижению устойчивого развития»11.
Чуть ранее, в апреле 2012 года, Д. Медоуз во время очередного (и, по его признанию, возможно последнего) приезда в Москву заявил, что мировая система сегодня находится «далеко за пределами роста» и «в ближайшие 20 лет нас ждет больше потрясений, чем за всё предыдущее столетие», предлагая забыть о том, что «можно спасти весь мир»12. По его мнению, нет смысла писать четвертую книгу, ибо «первоначальная идея о том, чтобы «замедлиться и выйти на плато, больше не имеет смысла - нам нужно возвращаться вниз, в пределы устойчивости. Сейчас основная цель - обеспечить устойчивость самой системы, чтобы она не развалилась, и это требует совсем других моделей и других подходов».
Можно критиковать модель «Мир-3» и ее выводы, справедливо утверждать, что модель не учитывает возможность появления новых технологий, которые могут предотвратить разрушение окружающей среды и более щадяще относиться к невозобновляемым ресурсам, а также способность свободных рынков подстраиваться под изменяющиеся нужды человечества. Можно говорить, что раз никакого развала до сего дня не произошло, то он вряд ли произойдет и в будущем, что «запас прочности» у природы очень высок, что человечество уже уверенно осваивает «зеленые» технологии, все больше использует возобновляемую энергетику и т.д. Можно утверждать, что Деннис Медоуз и его соратники13 - не более чем алармисты14 и их концепция «нулевого роста»15 неприемлема и крайне негативна для развития человечества. Можно… Но не стоит, ибо правда все же на стороне Медоуза. Уже сегодня состояние планеты крайне тревожно и прогнозы первой книги начинают сбываться16.
Правда Медоуза, как нам представляется, базируется на двух простых и труднооспоримых идеях: первая - все существующее в природе и сама природа имеют «пределы роста», вторая – чем больше система, тем больше ее инерция17. Это касается не только движения физических тел, но и любых процессов в живых системах, в том числе мышления отдельных людей и, тем более, коллективного мышления их групп. Именно поэтому приближение человечества к «точке невозврата» и даже ее прохождение сегодня может большинством людей не ощущаться, а когда это ощущение возникнет и превратится в уверенность, то будет уже поздно пытаться что-либо изменить, ибо по инерции мы неминуемо дойдем до катастрофы. Нельзя мгновенно затормозить автомобиль. Чтобы не быть выброшенным с дороги, опытный водитель никогда не превышает допустимую скорость движения, а чтобы не врезаться в преграду, начинает торможение заранее. Человечество же по-прежнему пока находится в состоянии раздумья: «Стоит ли что-либо менять? Надо ли вообще «тормозить»? Может быть, губительная для современной экономики и западной модели развития «концепция нулевого роста» Медоуза неверна?» К сожалению, пока в массовом масштабе наблюдается только одно «торможение» – в осознании опасности.
Сложившееся положение базируется и на других «правдах»: о современном обществе и его расслоении, о богатых и бедных странах18, о «золотом миллиарде», об уменьшении реальных возможностей государств и глобализации в интересах транснациональных корпораций, о сущности западной модели развития и невозможности торможения этого развития без отказа от самой модели, о нравственности и совести, о добре и зле. Пока человечество живет в мире, где все покупается и продается, а то, что нельзя продать (совесть, например), не имеет смысла и иметь, «устойчивое развитие» невозможно.
В определении устойчивого развития, которое сформулировано на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году: «Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности», - главным является вопрос «согласования» потребностей «настоящего времени» и «будущих поколений». Но потребности - вещь непостоянная. Их согласование между кем бы то ни было (тем более между нынешним и будущими поколениями) в условиях ограниченных ресурсов Земли требует компромисса. Но как посоветоваться с будущими поколениями относительно их потребностей? Очевидно, что мы должны оставить потомкам чистые воздух и воду на планете, разнообразие видов, плодородную почву, полезные ископаемые, минимум отходов. Или не должны?19
Для того, чтобы сохранить для потомков чистую планету с ресурсами, нужен хотя бы какой-либо конкретный план развития человечества, где это сохранение будет прописано и обосновано, а также «хозяин», способный оценить имеющиеся ресурсы и по-хозяйски ими воспользоваться, думая не только о настоящем, но и о будущем Земли и человечества. Очевидно, что этот «хозяин» может и должен быть коллективным органом. Пока такого настоящего «хозяина» на Земле нет. Вряд эту роль можно доверить одной стране, какой бы великой она себя не считала, и даже некоторой группе стран. Из действующих международных организаций на эту роль может претендовать ООН, в которую сегодня входит 193 независимых государства, однако, к сожалению, роль ООН в мире постепенно снижается и не только из-за того, что некоторые «великие» страны порой, по сути, игнорируют ее решения, сколько из-за того, что в условиях глобализации снижается роль самих государств и все больше растет роль транснациональных корпораций, растет роль не общих, а частных интересов, растет роль денег, а не здравого смысла. Как некий ответ глобализации растет регионализация с созданием противостоящих глобализации региональных структур и преследующая, прежде всего, региональные цели20, что не способствует лучшему пониманию и решению глобальных проблем. К тому же формат ООН, которая хотя и остается «универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности», все же слишком «тяжел» для принятия сложных, но необходимых решений. Да и правильность отдельных принимаемых решений может быть подвергнута сомнению, поскольку принимаются они политиками, мировоззрение большинства которых сформировалось в условиях современных ценностей и смыслов.
Современное общество почти стало уже обществом западного типа, обществом потребления. Главные действующие лица – не граждане, а «потребители», которые согласно так называемой теории «всеобщего управления качеством» (TQM, Total Quality Management) «всегда правы» и «производители», производящие то, что нужно потребителям. Идея потребления формируется с детства. Реклама и реальные примеры советуют молодежи «брать от жизни все». Какие уж тут «будущие поколения» с их потребностями! Везде частные интересы, трудно «сшиваемые» между собой. Богатые (страны, корпорации, люди) хотят стать еще богаче и не хотят делиться. Бедных же и «выбивающихся в люди» не устраивает сложившееся положение и, глядя на богатых, они хотят более достойного существования. Договориться между собой пока не удается и в рамках общества потребления с его потребительскими ценностными ориентирами вряд ли удастся (во всяком случае, до тех пор, пока «гром не грянет»). Итак, «современная экономика «не устраивает» биосферу, а «биосферосовместимая» экономика - нынешнюю цивилизацию» [5].
Б. Некоторые основные принципы обеспечения и механизмы реализации устойчивого развития. Проведенный анализ показывает, что реализация устойчивого развития требует специального управления (упования на некое природное самоорганизующее начало здесь неуместны), правильное формирование и реализация которого невозможны без использования системного подхода. Поэтому имеет смысл говорить не просто об «устойчивом развитии», но о «системе устойчивого развития» и о «системе управления устойчивым развитием». Причем, если мы хотим глубоко проникнуть в сущность рассматриваемой проблемы «устойчивого развития» и управления этим развитием, найти верные направления ее решения, необходимо, прежде всего, попытаться определиться с целями этого развития, ибо цель – основной системообразующий фактор (принцип цели), а также с его основными системными свойствами21.
К наиболее важным свойствам любых систем с позиций управления относят: наблюдаемость (измеримость), управляемость, устойчивость. Первое свойство означает наличие возможности посредством измерений получать объективную информацию о параметрах системы, знание которых необходимо для перевода системы из одного состояния в другое. Если это возможно, то система обладает свойством управляемости. Устойчивость – это свойство, позволяющее системе сохранять заданное равновесное состояние при воздействии на нее возмущений или возвращаться к равновесному состоянию после завершения возмущений.
Анализ словосочетания «устойчивое развитие» показывает, что в нем, на первый взгляд, заложено противоречие, поскольку устойчивость направлена на сохранение, а развитие – на изменение. Так как «устойчивое» в этом словосочетании является определением, а главным словом – «развитие», то «устойчивое развитие» может означать такие изменения системы, такие переводы системы из одного состояния в другое, в каждом из которых (а также в процессе каждого из переводов – и в этом основная сложность!) система обладает свойством устойчивости. Системы, которые под действием внешних и внутренних воздействий изменяют во времени свои состояния, сохраняя при этом устойчивость, получили название «динамических систем»22.
С этих позиций структуру системы управления устойчивым развитием (СУУР) можно представить в виде схемы (см. рисунок 1, где: X – параметры желаемой траектории развития объекта управления - биотехносоциосферы (включает природу, человечество и результаты его деятельности), Y и Y* – реальные текущие параметры траектории развития и их оценка соответственно, U – управляющее воздействие, Z – внешние, влияющие на состояние объекта управления, воздействия).
Рисунок 1 – Общая структура системы управления устойчивым развитием
Динамическим системам обычно приписывается важное свойство детерминированности, согласно которому знание состояния системы в начальный момент времени однозначно определяет все ее дальнейшее поведение, причем для таких систем «стрелы времени» не существует. Однако система устойчивого развития – сложная система, характерными чертами которой являются неопределенность, нелинейность, неравновесность, необратимость, что ведет к сложности достоверного предсказания ее поведения (особенно в критических условиях) даже на короткое время. Такие системы с позиций синергетики («теории самоорганизации»23) характеризует также наличие чувствительности к начальным условиям (как следствие – бифуркации, детерминированный хаос), возможность возникновения катастроф, наличие параметров порядка, к изменению которых система наиболее чувствительна. Поэтому управление такими системами требует особой тщательности как в выборе их элементов24, так и в обеспечении высокой точности измерения текущих значений их параметров порядка.
Элементами системы устойчивого развития на разных иерархических уровнях детализации могут выступать: - природная среда и человечество; - совокупность отдельных государств и их природных сред; … ; - государства, нации и народности, отдельные люди и их общественные объединения, религии, экономики, ресурсы (вода, воздух, нефть, газ, другие полезные ископаемые, плодородные почвы, биологическое разнообразие, …), оболочки Земли, Солнце с его энергией, другие небесные тела и др. Общая цель системы устойчивого развития, как нам представляется, должна состоять в формировании такого направления, такой траектории и темпов развития, которые обеспечили бы человечеству возможность существовать на Земле без глобальных катастроф и с приемлемым качеством, не потеряв «человеческое в человеке», неопределенно долго25.
Таким образом, важнейшим принципом устойчивого развития является принцип управления, которое особенно необходимо в переходных режимах, когда неточность в величинах и точках приложения усилий может привести к нежелательной смене аттрактора. Для сохранения управляемости и, как следствие, устойчивости непрерывно развивающейся (и усложняющейся при этом) системы обычной рекомендацией является периодическое введение новых отрицательных обратных связей и управляющих органов с более высоким иерархическим уровнем. Глобализация усилила существующие и породила новые глобальные проблемы, разрешение которых требует нового уровня глобального управления. Никакая самоорганизация здесь не поможет. Нужен глобальный регулятор26. Простейший аналог искомого регулятора - система, которая сегодня уже есть практически в каждом автомобиле. Речь идет о системе курсовой устойчивости (другое наименование - система динамической стабилизации), которая у различных автопроизводителей имеет различное название: ESP (Electronic Stability Programme), ESC (Electronic Stability Control), DSC (Dynamic Stability Control) и др.27
Применительно к устойчивому развитию одна из важных задач состоит в том, чтобы принять общие для всех правила движения в биотехносоциофере, научить «водителей» (правительства стран) правильно «ездить» по своим и особенно чужим «дорогам» и создать орган, выполняющий функцию ESP с соответствующими полномочиями28. Сложность задач, которые придется решать этому органу, очевидна, ибо причина от следствия в системе устойчивого развития могут находиться во времени очень далеко друг от друга, что, с учетом неизвестности одних и неопределенности других параметров, переводит функционирование такого органа из области алгоритмов в область искусства29.
Поскольку мы достоверно не знаем возможных последствий влияния на будущее человека и достижение цели устойчивого развития всех техногенных (антропогенных) факторов, то правильнее было бы максимально стремиться к сохранению в неизменном виде среды обитания (принцип сохранения30), в которой человек уже существовал долгое время своей эволюции и с которой он представлял до последнего времени единое целое, целостность, не стремясь без жизненной необходимости «сдвигать высокие горы и менять течения рек».
Система - целостная совокупность элементов. Целостность придает совокупности системные, сверхаддитивные свойства, основным из которых как раз и является возможность использования системы по целевому назначению. Чем выше целостность, тем выше эффект от использования системы по назначению. Но, с другой стороны, чем выше текущая целостность, тем сложнее осуществить изменение системы в будущем31. Поэтому можно предположить, что, с учетом перспективы дальнейшего развития, всегда существует некоторая оптимальная текущая целостность системы (принцип оптимальной целостности). Управлять развитием системы - значит управлять ее целостностью.
С понятием «целостность» применительно к системам обычно связывают их внутреннее единство. Но истинное внутреннее единство невозможно без единства системы с внешней средой, без обращения к внешней среде и той функции, которую система в ней выполняет и во имя которой она создана. Можно создать внутренне единую систему, которая хорошо выполняет свою функцию во внешней среде, но эта функция может быть направлена на разрушение внешней среды (примеров в истории предостаточно). Поэтому любая полезная система должна иметь как внутреннее единство между своими элементами - внутренняя целостность (принцип внутренней целостности), так и внешнее единство с окружающей средой, элементом которой система является - внешняя целостность (принцип внешней целостности). Единство системы с окружающей средой характеризуется их динамическим равновесием (принцип динамического равновесия) и обеспечивается как внутренней, так и внешней целостностью.
Целостность как основное свойство системы [10] определяется ее элементами и глубиной связей (отношений) между ними. Причем необязательно система, в которой все связано со всем, наиболее целостна. Необходимость тех или иных связей определяется целью функционирования системы. Одна и та же система в различных целевых приложениях имеет различную целостность32. При этом структура системы определяется выполняемой системой функцией (принцип приоритета функции перед структурой, соответствия структуры выполняемой функции). Одну и ту же функцию можно выполнить с помощью различных структур.
Связана ли устойчивость с целостностью? – Несомненно. Чем целостнее система, тем она устойчивее. Но это означает, что она при этом и меньше подвержена изменениям, т. е. возможностей для развития у нее меньше. Потому высокоцелостные системы могут существовать неопределенно долго. Их наличие в живой природе (например, термитники или отдельные племена в джунглях) можно рассматривать двояко. Во-первых, как свидетельство возможности существования локальных вершин эволюции для конкретного вида в конкретных условиях. Во-вторых, как существование на траектории эволюции некоторых «эволюционных ловушек», «эволюционных тупиков», «ложных экстремумов», из которых без сильных возмущений трудно выбраться для дальнейшего поиска «истинного» экстремума, для дальнейшего развития.
Условием для сохранения достигнутого состояния является отсутствие значительных внутренних и внешних различий, градиентов (например, между материальным благосостоянием близлежащих стран и близко находящихся друг от друга людей, их интеллектуальными и физическими возможностями, мировоззрениями, текущими состояниями и притязаниями и др.). Градиент – источник, причина развития и всякого движения вообще (термодинамическое равновесие, где нет температурных макроградиентов, – наиболее устойчивое состояние). Направление и скорость развития можно изменять, формируя те или иные градиенты в соответствующих пространствах33. Западная модель развития, даже в ее идеальном (без «финансовых пузырей») виде, построенная на идеях материального потребления и конкурентоспособности во имя этого, является моделью с положительной обратной связью и усиливает градиенты материального потребления (богатые становятся богаче, бедные – беднее). Длительное, а тем более «устойчивое» (с заботой о будущих поколениях) развитие в ее рамках невозможно34.
Чтобы обеспечить устойчивое развитие, нужно не допускать превышения естественными градиентами развития критических значений (величина градиентов должна соответствовать возможностям природы и общества по безаварийному принятию вызываемых ими изменений за желаемое время), задавать «правильные», объединяющие людей цели развития и управлять скоростью их достижения. Нельзя превышать допустимую для конкретных условий скорость эволюции (принцип допустимой скорости развития).
«Платой» за целостность, за появление сверхаддитивных системных свойств является обязательное согласование целей и интересов элементов системы с общей целью, определенная потеря «свободы» элементов, появление новых ограничений и дополнительных обязанностей у элементов. Общая цель системы должна быть «понимаема» и «принимаема» всеми ее элементами, несмотря на то, что в процессе движения к ней они должны частично поступиться своими интересами35.
Эволюционные изменения в природе идут от простого к сложному, что позволяет сделать вывод о том, что основным механизмом развития является интеграция (объединение, конвергенция), посредством которой повышается целостность существующих систем и обеспечивается появление новых систем. Главная задача при управлении целостностью – точно определить момент проведения интеграции (принцип своевременного усложнения), когда для этого созрели все условия и правильно учесть системные и частные интересы36. Слишком ранняя или слишком поздняя интеграция чреваты ухудшением качества функционирования системы, возможностью изменения направления движения к другому аттрактору, необходимостью (в качестве вынужденной меры) осуществления последующего разделения слишком рано объединенного (эффективное целое - это объединение полностью развитых частных составляющих).
Но все меры по обеспечению устойчивого развития будут бесполезны, если в их число в качестве одной из главных составляющих не входит решение задачи формирования в массовом масштабе нового целостного человека, с новым ноосферным мировоззрением, новой системой ценностей и смыслов.
Важнейшая роль в формировании такого человека принадлежит образованию, которое выступает средством развития человека, приобщения его к культуре и социальному опыту, способом и сущностью социализации (через все институты: семью, формальные образовательные учреждения, религия, общественные организации, профессиональные сообщества и научные коллективы37. Посредством образования осуществляется отображение желаемого (идеального) прообраза личности (знания, смыслы, ценности, компетенции, …) в психику обучающихся, «запись» в их «программы развития» базисных элементов культуры, общего «социального генома».
Человек – целостная био-психо-социальная система, потому его потребности и, как следствие, деятельность всегда преследует «интересы» каждой их этих трех составляющих, причем величина весовых коэффициентов между «био» и «социо» в каждом из нас во многом определяется уровнем индивидуального развития «психо»38. Соотношение между «био» и «социо» в человеке можно считать оптимальным, если оно обеспечивает минимальный расход ресурсов (в соответствии с всеобщим природным принципом наименьшего действия) при максимальном развитии личности и общества39.
Основная идея образования - идея развития (как естественный признак и сущность жизни: жизнь есть развитие). При этом любое развитие, как справедливо отмечено Джон Дьюи [11], должно создавать условия для дальнейшего развития. Потому основная цель образования – формирование способной к саморазвитию и стремящейся к непрерывному развитию личности (принцип непрерывного развития). Достичь такого стремления можно лишь при переходе человеком некоторого порогового уровня развития с обязательным формированием в психике человека «рефлекса развития» 40. Благосостояние народа наступит лишь после того, как необходимая для этого модель поведения (через честный труд), осознанно (в процессе образования) сформированная в головах граждан (как «простых» тружеников, так и «великих» управленцев), станет одним из ведущих социальных рефлексов41.
Поэтому в современных условиях система образования должна стать системой непрерывного образования, воспроизводящей в каждом человеке лучшие черты национальной и мировой культуры и положительно развивающей их, формирующей у каждого ч еловека настрой на непрерывное развитие в течение всей жизни и создающая условия для такого развития (принцип непрерывного образования)42. Только непрерывное образование может обеспечить сохранение внутренней и внешней целостности человека, его устойчивое развитие, и, как следствие, устойчивое развитие человечества43 в гармонии с природой, частью которой оно является.
Список литературы
-
Аурелио Печчеи. Человеческие качества. М., 1985.
Медоуз Д. X., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс В. «Пределы роста». М.: Изд-во МГУ, 1991. 208 с. Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. «За пределами роста». М.: Изд. группа «Прогресс», «Пангея», 1994. 304 с. Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. «Пределы роста. 30 лет спустя». М.: «Академкнига», 2008. 344 с. Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 161 с. http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html Три главные проблемы устойчивого развития: http://www.rgo.ru/2010/07/tri-glavnye-problemy-ustojchivogo-razvitiya/ Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза. // Экология и жизнь, 1997, № 2-3. http://www.ecolife.ru/jornal/echo/1997-2-1.shtml Караганов С. Противоречие противоречий. Vedomosti.ru 16.10.2012. Царьков А.Н., Бугаков И.А. Современная интегрированная система непрерывного образования как основа эффективного воспроизводства кадров для устойчивого инновационного развития. / Известия Института инженерной физики, 2012, № 2, С. 66…73. Умников В.Н. Основы интегрологии. – Серпухов: МО СССР, 1986. – 87 с. Дьюи Джон. Демократия и образование. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.
Достарыңызбен бөлісу: |