В. М. Кимеев Экомузеи Притомья Экомузей



Дата14.07.2016
өлшемі126.75 Kb.
#199226


В. М. Кимеев

Экомузеи Притомья
Экомузей «Тазгол» в п. Усть-Анзас Таштагольского района - ре­зультат совместного стремления жителей поселка – шорцев этнографов КемГУ (В. М. Кимеев) и районных властей (Н. И. Шатилов.) спасти поселок от умирания. По решению Кемеровского облисполкома № 85 от 16.03.1990 г. московскими архитекторами А. Г. Афанасьевым и В. Ю. Кеслером к концу 1990 г. был разработан проект зон охраны и генеральный план зкомузея «Тазгол», который планировался вначале как филиал музея-заповедника «Томская писаница», а затем - филиал та­штагольского Музея этнографии и природы Горной Шории. С 1991 г, началась реализация проектаа местными жителями и студентами Кем-ГУ в составе созданного малого предприятия «Усть-Анзас». Экомузей создавался с целью сохранения многовекового историко-культурного и природного наследия мрасских жителей Горной Шории. В состав эко-музея вошли: средневековый ритуальный курганный могильник, посе­ление эпохи бронзы, реконструкция шорского улуса и орехо-промыслового стана, средневековое поселение с плавильными печами, комплекс архитектурно-бытовых памятников, связанных с деятель­ностью Алтайской духовной православной миссии конца XIX - начала XX в., остатки золотоприиска, а также памятники дикой природы зон охраняемого природного ландшафта - живописные скалы и водопад

В 1990 - 2005 гг. по р. Мрассу были проведены комплексные археолого-этнографические и биологические экспедиции КемГУ, рас­копаны и частично реконструированны археологические памятники как на территории самого зкомузея, так и в пределах его зон охраны по долине Мрассу. Сделан также анализ архитектурно-планировочной организации п. Усть-Анзас, его исторического центра и окружающей застройки с позиций определения сохранности ценных элементов ис­торическою ландшафты, отдельных памятников истории и культуры, их утрат и изменении, а также выявления элементов дисгармонии, на­рушающих выразительность историко-архитектурной и природной среды. Проведена также оценка функциональной структуры поселка и его опорной застройки. В 2003 - 2005 гг. заново проведен этносоциологический опрос населения для сравнения с данными начала 1980-х гг. и мониторинг современных этнических процессов.

Экспозиции под открытым небом телеутского экомузея «Чолкой» первоначально проектировались в поросшей ивняком пойме р. Бачат, в центральной части с. Беково Беловского района московским архитек­тором А. Г. Афанасьевым и этнографами КемГУ при содействии лиде­ров Ассоциации телеутского народа. Сам поселок представлял собой тогда три слившиеся воедино населенных пункта: старинный телеутский улус Чолкой (Арм-Наят), ставший к началу XX в. селом Челухоевским, деревни Верховская (Сас) и Беково - со смешанным телеутско-русским населением.

Организация экомузея целиком опиралась на традиционные пред­ставления о жизни и культурном наследии телеутов, что позволило разработать научную концепцию с учетом интересов местных жите­лей, а затем и населения всего района. Финансирование строительства экомузея осуществлял Департамент культуры облисполкома на осно­вании решения Кемеровскою областною Совета народных депутатов № 274 от 22.07.1991 Г. «О первоочередных мерах по возрождению телеутской народности». Проект прошел экспертизу на Всероссийской научной конференции в п. Беково в августе 1992 г.

Главная часть экомузея с национально-культурным центром в ви­де деревянной срубной юрты и реконструкцией телеутского стойбища первоначально проектировалась в д. Верховской, в левобережной пой­ме реки Малый Бачат. Еще в 1992 г. в двух комнатах местного Дома культуры был открыт Историко-этнографический музей «Чолкой», в котором, кроме краеведческого материала, были выставлены предме­ты быта телеутов. Основой этого музея стала комната боевой славы, созданная в 1970-е гг. в одном из кабинетов конторы местного колхоза «Сибирь». В 1998-2000 гг. этнографами КемГУ с директором музея B. И. Челухоевым было создано несколько совмещенных экспозицион­ных залов с художественными росписями и диорамами: этноэкология телеутов, древности «телеутской землицы», традиционный быт и ис­кусство телеутов, обряды и обычаи телеутов, выставка декоративно-прикладного искусства, зал современной истории.

Историко-этнографическая экспозиция в Доме культуры не от­вергает дальнейшую реализацию проекта путем включения отдельных историко-культурных и традиционно-бытовых памятников телеутов бассейна р. Бачат и окрестностей с. Беково. В 2004-2005 гг. директором зкомузея на площади у Дома культуры были реконструированы не­сколько построек: деревянная дозорная башня из калиброванных бре­вен, конусообразная алтайская юрта аланчик, полуземлянка, срубная изба и баня, сруб пая восьмиугольная юрта Последняя постройка, обо­рудованная традиционным интерьером, используется директором для приема гостей при обрядовых сценах. Во время традиционных народ­ных праздников здесь можно познакомиться с фольклором, нацио­нальными играми и развлечениями телеутов, поучаствовать в конных скачках, прокатиться в санях или телеге по окрестностям.

В жилой зоне сохраняются подлинные объекты зкомузея: кирпич­ная Пантелеимоновская церковь с церковно-приходской школой, дом народного просветителя Г. М. Токмашова и несколько жилых домов исторической застройки по улице Набережной. Па экскурсионных маршрутах по территории с. Челухоево, деревнях Беково и Верховская намечены реставрация отдельных жилых домов и хозпостроек, восста­новление фронтонов, оконных наличников, ворот и заборов, что со­ставляет историческую среду села. Проектом организации зкомузея предусмотрен также вывод диссонирующей жилой застройки, находящейся вблизи каменной Пантелеимоновской церкви и из пойменной части правого берега реки Малый Бачат.

Основой татарского экомузея «Калмаки» является историческая часть п. Юрты-Константиновы Яшкинского района, представленная комплексом архитектурно-этнографических памятников и археологи­ческим средневековым поселением. Поселок расположен между двумя крупными сибирскими городами - Кемерово и Томск, на возвышенном правом берегу р. Томи, медленно текущей в живописной широкой пойме с лугами и старицами. Название экомузей получил по аналогии с самоназванием местной этнографической группы сибирских татар, родственной телеутам - «калмаки».

Анализ существующего состояния поселка Юрты-Константиновы и округи проведен московским архитектором А. Г. Афанасьевым в 1991 г. с позиций определения сохранности отдельных памятников истории и культуры, сохранности ценных элементов прилегающего ландшафта, их утрат и изменений, а также выявления элементов дисгармонии, нарушающих выразительность историко-архитектурной и природной среды. Проведены были также оценка функциональной структуры села и его опорной застройки, этносоциологическое обследование населения, раскопки Сосновского казачьего острога. Все работы фи­нансировались Департаментом культуры облисполкома на основании решения Кемеровского областного Совета народных депутатов № 85 от 16.03.1990 г. Площадь зкомузея по проекту должна была составить 9.5 га и включить центральную часть нос. Юрты-Константиновы, где расположены наиболее ценные в архитектурном отношении обще­ственные здания и частная застройка, а также террасу Томской Курьи.

Несмотря на то, что проект разрабатывался при непосредствен­ном участии местных жителей, прошел экспертизу и согласование с местными органами власти и Татарским национально-культурным центром, реализация его так и не началась. Руководителю фольклор­ного ансамбля «Дуслык» (Дружба) удалось только развернуть неболь­шую стендовую выставку в одной из комнат переданного зкомузею кирпичного здания. Продолжают разрушать­ся памятники архитектуры: деревянное здание бывшей мечети; дере­вянная двухэтажная изба-связь - бывшая мусульманская школа-мед­ресе (ныне жилой дом); несколько других жилых домов XIX - начала XX в., сохранившихся на центральной улице поселка.

Основой экомузея-заповедника «Тюльберский городок» Кеме­ровского района является уникальный палеоэтнографический памят­ник - средневековое городище предков тюркоязычных притомских гюльберов с хорошо сохранившимися валом, рвом, остатками сгорев­ших жилых построек, металлургических мастерских и культовым жер­твенником - на окраине дачного поселка Городок. Впервые памятник был открыт еще в 1910 г. землемером из г. Барнаула и местным крестья­нином Николаем Бурдиным, затем вновь неоднократно «открывался», но не исследовался. Планомерные археологические раскопки городища были проведены в 1997-2000 гг. новокузнецким археологом Ю. В. Шириным.

Решением администрации Кемеровского района в 1998 г. прилега­ющая к городищу территория - 2,7 га была передана Кемеровскому го­суниверситету под учебно-научный центр и базу летних практик. Результаты археолого-этнографических и этноэкологических исследо­ваний послужили основой для разработки в 2000-2006 гг. архитектором В. Н. Усольцевым и Томским институтом «Сибспецпроектреставра-ция» (В. Р. Новиков) проекта зон охраны и генплана экомузея-заповедника «Тюльберский городок».

Распоряжением Главы администрации Кемеровского района Л. И. Глебова от 10.12.2002 г. за № 1735-р в начале 2003 г. было создано муниципальное учреждение «Экомузей-заповедник «Тюльберский го­родок» Кемеровского района. Единая территория экомузея-заповедника определена в 10 га. из которых 2,7 га принадлежит учебно-научному центру КемГУ 7,3 га - непосредственно зкомузею. Между экомузеем и КемГУ заключен договор о совместной деятельности по созданию эк­спозиций.

При музеефикации археологического памятника - ритуального городища - был предложен и реализован «реконструктивный» метод с внесением элементов реконструкций на отдельных раскопанных и подвергшихся изучению участках. Были реконструированы: часть бревенчато-земляного оборонительного вала с воротами, смотровыми площадками и мостовой перемычкой через ров; две каркасных юрты древних металлургов с плавильными печами внутри; навес с тремя ре­конструированными плавильными печами, ящиками с рудой и древесным углем; сруб с подлинными каменными наковальнями. В центре горо­дища реконструировано святилище с ритуальным жертвенником - тайелга в виде столба с приставленной жердью с конской шкурой, свисающей над срубом-лабазом из 2-3 венцов, стоящим на четырех столбах. Снаружи оборонительного вала городища частично сохрани­лись два конных спуска по склону оврагов к реке Томи.

Пространственное моделирование изначальной структуры позво­лило включить объекты в экспозиционную структуру музея, в которой они представлены как часть природно-физического феномена изме­ненной историко-культурной среды, что создает уникальную визуаль­но-пространственную модель па базе экспонируемого памятника. Остальная часть городища представлена в «натурной консервации», для сохранения первоначального облика памятника. Па одном из рас­копанных участков с жилищем допустимо сооружение временных защитных сооружении в виде навесов. Такой открытый показ позво­лит представить городище как часть рекреационной системы историко-ландшафтного комплекса экомузея.

В выставочном павильоне на территории учебного центра был оборудован Музей истории Притомья с археологическими находками в витринах и диорамой - интерьерами русской избы и тюльберской юрты. К юго-западу от городища, на береговой террасе вниз по тече­нию Томи, реконструируются три из девяти раскопанных у д. Порываевка средневековых кургана, воссоздаются надземные и культовые погребальные сооружения народов Западной Сибири. В 50 м к западу от городища при раскопках обнаружены основания нескольких жилищ с очагами эпохи раннего железа, кото­рые также подлежат частичной реконструкции.

В экомузее «Тюльберский городок» музеефицированы реконструкции типичных для сибирских острогов проездной и трех угловых срубных башен. Этот оборонительный комплекс из башен и забора-частокола, а также реконструированные под жилые и хозяйственные постройки острога современные деревянные здания учебно-научного центра КемГУ создают собирательный образ сибирского казачьего ос­трога XVII-XVII1 вв., органично вписывающегося в окружающий исторический ландшафт. Архитектурно-этнографические экспозиции экомузея будут также развер­нуты в оборонительных, общественных и жилых сооружениях острога и в воссозданных по имеющимся аналогам традиционных постройках тюльберско-телеутского улуса.

Непосредственно на территории экомузея выделены особоохраняемые природные зоны – «заповедный грибной лес» и скальные вы­ходы с береговыми террасами и оврагами с редкими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу Кузбасса.

К концу XX вв. только в отдельных исторических селах Кузбасско­го Притомья сохранилась традиционная планировка с постройками, ориентированными вдоль реки или Сибирского тракта, с уцелевшими, дошедшими до наших дней, разнофункциональными общественными зданиями и жилыми строениями, связанными с историческими событиями и знаменитостями России.

В 1992-1993 гг. московским архитектором А. Г Афанасьевым совместно с этнографами КемГУ по заказу Департамента культуры Адми­нистрации Кемеровской области, в соответствии с областной программой «Историко-культурное наследие Кемеровской области», был разрабо­тан проект зон охраны и генплан экомузея «Село Ишим» Яйского района Кемеровской области. Схема развития зкомузея была ориенти­рована на выявление, воссоздание, реставрацию и использование ис­торического наследил - характерной сельской среды общественного центра с сохранившейся прежней застройкой начала XX в. (комплекс-деревянных домов и каменная Спасская трехпрестольная церковь) на приречном участке центральной улицы Декабристов, протянувшей­ся обоими рядами домов вдоль бывшего Московского тракта, а также элементов культуры, традиционного уклада жизни, народных промыс­лов и ремесел русских сибиряков.

Местные власти полагали, что путем образования здесь экомузея с отдельной формой хозяйствования наступит возрождение элементов и форм самобытной национальной культуры с характерными этничес­кими особенностями русских переселенцев, восстановление конфесси­ональных традиций, повысится духовная насыщенность жизни. Интеллектуальные запросы местных жителей планировалось удовлет­ворить путем их приобщения к непосредственному участию в разно­сторонней деятельности экомузея, находящегося в среде их обитания. Однако всеобщий кризис российского общества не позволил присту­пить к реализации проекта. Продолжают разрушаться памятники ар­хитектуры, включая редкую для сел Западной Сибири каменную трехпрестольную Спасскую церковь.

Основой еще одного притрактового экомузея «Село Брюханово» мо­жет стать Музей истории крестьянского быта, созданный в 1993 г. в памятнике архитектуры - деревянном доме «торгующего крестьянина» Пьянкова в центре современного с. Красное (прежнее название Брюха­ново) Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области. С самого на­чала музей планировался как районный краеведческий, но получил официальное название «Музей истории крестьянского быта», так как имеющиеся экспонаты состояли в основном из предметов ремесел и быта русских старожилов и переселенцев.

В 1995 г. архитектор А. Г. Афанасьев с участием кузбасских исто­риков разработал проект музея под открытым небом в исторической части села Красное, в зоны охраны которого включались, кроме Музея истории крестьянского быта, другие сохранившиеся памятники народ­ной архитектуры, отреставрированная и действующая каменная Тро­ицкая церковь начала XX в. В 1996 г. сотрудники Кемеровского госуниверситета в качестве доработки проекта в одной из комнат музея создали на основе его фондов стационарную археолого-историческую экспозицию и откорректировали состав архитектурно-этнографических экспозиций под открытым небом. Местные власти из-за отсутс­твия финансовых средств к реализации проекта так и не приступили, и памятники продолжают разрушаться.

В заключение следует сказать, что возникновение экомузеев в Рос­сии связано с насущными проблемами эколого-культурной среды. Они могу быть различными по своей структуре (парк-музей, этногра­фический заповедник под открытым небом, сельский этномузей, центр промышленного наследия и т.д.). Однако экомузеология с трудом про­бивала себе дорогу из-за консервативности музейного дела в советс­кую эпоху. Создающиеся с началом 1960-х гг. музеи под открытым небом в основном являлись или архитектурно-этнографическими скансенами, или музеями-заповедниками. До сих пор так и не появи­лось ни одного экомузея, по своему уровню приближенного к экомузеям Франции и других стран Европы.

Выход из кризисного состояния экомузеев Ханты-Мансийского округа возможен в осмыслении их «реанимационной роли, «реновационного» фактора и места в развитии этнических культур. Экомузей как хранилище объектов историко-культурного и природного насле­дия и транслятор этого наследия должен стать средством создания но­вой культуры народов Севера, сочетающей в себе достижения совре­менности с традициями предков. Огромное значение для поднятия престижа, научности и привлекательности может иметь совместная деятельность по созданию временных этнографических экспозиций в экомузеях из подлинных уникальных собраний старых краеведчес­ких музеев Сибири, собранных еще до периода «деэтнизации» советс­кой эпохи.

Большие перспективы в развитии сети российских музеев-запо­ведников может иметь Государственная стратегия формирования сис­темы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации, разработанная институтом «Наследия» и принятая в 2005 г. Правительством РФ в качест­ве приоритетной до 2020 г.

В настоящее время из 30 действующих музеев-заповедников в России 15 являются самостоятельными юридическими лицами. Причем продолжает сохраняться многолетняя тенденция сокращения числа исторических поселений, что повышает роль экомузея в деле со­хранения народной многонациональной культуры на месте существу­ющих поселений с фрагментарным дополнением перевезенными из других мест округи объектами культурного наследия.

Необходимость дальнейшей реализации проекта экомузеев опре­деляется массовым уничтожением памятников историко-культурного наследия, глубокими изменениями окружающей природной среды под воздействием промышленного и сельскохозяйственного освоения территории, что приводит к кризису системы традиционного природо­пользования, а в отдельных районах - к угрозе экологического кризиса, обострению социальных и межэтнических отношений, усилению этническою Эгоцентризма, особенно у аборигенных народов. Новый подход в деле сохранения историко-культурного наследия посредством создания серии экомузеев призван остановить продолжающийся про­цесс разрушения и утрат невосполнимого национального богатства в условиях индустриальных регионов России.



Экомузеи Притомья / В. М. Кимеев, Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе. – Кемерово – Томск, 2008. – С. 56-63.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет