Содержание
Введение ..................................................................................................................2
Глава 1.
Происхождение жанра баллады………………………………………………….3
Выводы по первой главе…………………………………………….....................7
Глава 2.
Особенности поэтического языка баллад……………………............................8
2.1Эпитеты………………………………………………………………………...9
2.2Сравнения……………………………………………………………………19
2.3 Иносказания……………………………………………………….................22
2.4 Ирония……………………………………………………………..................24
2.5 Параллелизм, гипербола…………………………………………………….26
Выводы по второй главе………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………30
Используемая литература……………………………………………………….33
Введение.
В современном литературоведении под балладой понимается лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью в современном литературоведении системных знаний об особенностях поэтического языка древнерусских баллад.
Предметом исследования является фрагмент языковой системы, представленной средствами художественной выразительности баллад.
Объектом исследования является древнерусская баллада.
Материалом для настоящей работы послужила оригинальная картотека, собранная методом сплошной выборки из сборника под редакцией Д.М.Балашова "Русская народная баллада", который насчитывает 5 баллад, что обеспечивает достоверность полученных выводов.
Цель нашей работы – выявить корпус единиц употребления в балладах таких общефольклорных художественных средств, как эпитет, параллелизм, сравнение, метафора, а также в способах их использования показать жанровое своеобразие этого типа песен.
К достижению цели ведет решение следующих задач :
1).Познакомиться с поэтическим языком древнерусских баллад;
2).Выявить корпус единиц употребления в балладах таких общефольклорных художественных средств, как эпитет, параллелизм, сравнение, метафора;
3). Определить в способах их использования жанровое своеобразие этого типа песен.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
научные методы и приёмы:
-
Описательный – при характеристике свойств и отношений языковых единиц;
-
Сопоставительный – при дифференциации изучаемой языковой единицы;
-
Количественно – симптоматический – при анализе количественной представленности языковых единиц.
Результаты и материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении темы «Устное народное творчество», на факультативных занятиях и элективных курсах, посвященных изучению фольклорного материала.
Объем работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1
Происхождение жанра баллады.
БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую),
во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон). В современной лингвистике под балладой понимается лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Средние века
Баллада возникла во Франции в результате распада кансоны в конце XIII века. Трехчастная схема баллады (сложившаяся, по-видимому, во времена Жана де Лескюреля, около 1300 г.) напоминает древнейшую структуру кансоны: ab/ab/ccd/D; если стихи положены на музыку, то ей соответствует последовательность мелодических фраз I/I/II. Стихи, относящиеся к одной музыкальной единице, имеют одинаковую длину и рифмы. Число стихов в строфе может варьироваться, но в XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе: восемь восьмисложников или десять десятисложников. У поэтов — не музыкантов баллада с конца XIV века обычно завершается «посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Князь», которое восходит к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации.[1]
Около 1390 г. группа стихотворцев-дворян из окружения Людовика Орлеанского составили на основе первого сборника Сенешаля Жана д'Э «Книгу ста баллад».
В Италии между многими другими баллады сочиняли также Петрарка и Данте. При Карле V баллады вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский.
Баллада во Франции
В XVII веке баллады писал знаменитый баснописец Лафонтен. Его баллады отличалась простотой и остроумием; но писательница того же века Дезульер лишила балладу этих свойств. В глазах Буало, а затем Мольера баллада была чем-то устарелым и скучным.
Но независимо от такого строго выдержанного, со стороны формы, вида стихотворений, балладой весьма рано привыкли называть во Франции стихотворные пьесы, отличающиеся свободой формы и особенно ярким национальным характером содержания. Такова сохранившаяся до сих пор, как народная песня, баллада, рассказывающая об отчаянии дочери французского короля, принужденной выйти замуж за английского принца (дочь Карла VI была замужем за Генрихом V английским).
В более позднее время образцы свободной баллады мы встречаем у главы французских романтиков Виктора Гюго («La ballade de la nonne» и «Les deux archers») и у Жерара де Нерваля («La fiancèe fidèle» и «Saint Nicolas»).ll
Достарыңызбен бөлісу: |