Вадим Леванов



Дата29.06.2016
өлшемі99.43 Kb.
#165502

Вадим Леванов




ВОНЬ


маленькая пьеса

Действующие лица:


1-й СТРАЖНИК

2-й СТРАЖНИК

Разводящий, стражники.
Действие происходит в Империи Атлантов, очень давно.

Внутренности пирамиды-мавзолея. В глубине по центру возвышается золотой саркофаг. По обеим сторонам от него, немного впереди, стоят два стражника.
1-й СТРАЖНИК. Ты чувствуешь, нет?

2-й СТРАЖНИК. А?

1-й. Я говорю, ты ее слышишь?

2-й. Это ты сказал?

1-й (кивает на саркофаг). Не он же!

2-й. Нам нельзя…

1-й. Т ее о-бо-няешь?

2-й. Кого?

1-й. Вонь.
Небольшая пауза.
2-й. Нам нельзя разговаривать.

1-й. Почему?

2-й. Мы должны стоять… и…

1-й. Стоять и – что?

2-й. И все. Стоять тут. И не разговаривать. Молча.

1-й. А почему? Ты – знаешь?

2-й. Потому… что… это наш ДОЛГ.

1-й. Ага. (Достал откуда-то фляжку.) А чем тут пахнет?

2-й. Наш СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ. Почетная обязанность еще.

1-й. А на кой? На кой черт это надо? А?

2-й. Такой порядок. Так должно быть. Так заведено. Так все устроено.

1-й. А на кой?.. Зачем? Ты – знаешь?


Пауза.
А вонять так тут тоже должно? (Отхлебывает из фляжки.) Какая все-таки вонь. Ты чуешь?

2-й (не сразу). Да. Воздух тут спертый.

1-й. Откуда так может смердеть?

2-й. От твоих ног! (Оглушительно ржет.)

1-й (передразнивает). Га-га-га! Очень смешно. Остряк доморощенный. Ноги у меня в порядке. Сам ты давно мылся? От самого разит, как от козла!

2-й (с угрозой). Как ты меня назвал?!

1-й (зажав нос, дразнит). Ме-э-э-э-э

2-й (угрожающе) А ну повтори!!

1-й. Не бзди! И так того гляди, задохнемся от этих миазмов!
Маленькая пауза.
2-й. От чего? Не понял?

1-й. От вони!

2-й. А-а…
Пауза.
Я думаю: просто сюда не проникает воздух. Оттуда, снаружи. Вот! И все!

1-й. Ты? Ты – думаешь? Думаешь? Ты знаешь, что это такое – думать? Да?.. Надо же!.. Глядя на тебя, не подумаешь… (Помолчав.) А я думаю, это не от этого.

2-й. А от чего тогда? Может, это от курильниц?

1-й. Может, кто-нибудь тут опорожнился?

2-й. Тут?! Не может быть.

1-й. Почему? Приспичило кому-нибудь. Стоишь-стоишь столько времени, как дурак полный. (Прихлебывает из фляжки.) Вот ты, если б захотел облегчиться, что б ты стал тут делать? Уйти-то нельзя? Терпел что ли?

2-й. Тут нельзя…

1-й. А я бы не стал. Отошел бы в уголок…

2-й. Тут Священное место!

1-й. Ну и что? Думаешь, он вылезет из своего саркофага и надерет мне задницу?

2-й. Ты святотатствуешь!

1-й. Мне наплевать. С высо-о-окой пирамиды! Мы, может, последний раз тут стоим.

2-й. Почему? Откуда ты знаешь?

1-й. Не знал? А я давно догадывался. (Прихлебывает из фляжки.) Потому что я не слепой и не глухой. Я вижу, что происходит.

2-й. А чего… происходит?

1-й (выдержав паузу, значительно). Империя – рухнула! Вот что. Вернее… (Ходит, принюхивается.) Нет. Это какой-то другой запах. Этот запах больше похож на запах тухлых яиц… Или протухшей рыбы! Империя рухнула… (Принюхивается.)

2-й. Что значит это… «рухнула»? Как понимать?

1-й. Развалилась! На мелкие кусочки. И продолжает разваливаться. Кругом – бардак! Все катится в пропасть. Все разваливается. Все гибнет, гниет, разлагается, и…

2-й. И – что?

1-й. И воняет!

2-й. Я слыхал, на базаре говорили, что скоро Конец Света.

1-й. Настали Новые Времена!

2-й. Да ну?

1-й. Вот-вот. Мир – рушится. (Прихлебывает.) Весь мир катится в бездну, в преисподнюю. Того гляди скоро все возьмет и…

2-й. И – что?

1-й. А вот то самое!

2-й. А-а. Понятно.

1-й. Чем же это может так смердеть, все-таки? Я боюсь, меня скоро вывернет наизнанку. У меня уже глаза режет. А ты как?

2-й (гордо). У меня сломан нос. Это боевое ранение. Я плохо различаю всякие запахи. Но этот я немного чую.

1-й. Да уж. (Принюхивается.) Теперь мне кажется, что воняет кошачьей мочой. Только еще хуже. Кажется, к этой стороне сильнее. Точно. (Идет в сторону саркофага.) Тут гуще. Фу! Ужас что за вонь! И все сильней. (Остановился, смотрит на саркофаг.)


Пауза.
2-й. Эй! Ты чего?

1-й. Я понял, откуда вонь.

2-й. Откуда?

1-й. Вон. (Указывает на саркофаг.) Оттуда!

2-й. Нет! Не может быть!

1-й. Теперь я узнал этот запах.

2-й. Мумия Великого Архонта священна!

1-й. Это запах смерти.

2-й. Она – нетленна!

1-й. Она воняет.

2-й. Она не может источать запах!

1-й. Воняет, как дохлый шелудивый пес в зной.

2-й. Она очищена от земной скверны жрецами!

1-й. Говоришь, выпотрошена, как дохлая рыба? Только все равно – она гниет, разлагается и – воняет! Нестерпимо воняет! (Вновь прихлебывает из фляжки. Действие жидкости оказывает влияние на его речь.)

2-й. Мумия Великого Архонта – НЕТЛЕННА!

1-й. Не-тлен-на?! Ну?! Это почему? Почему она – НЕТЛЕННА?! А?!

2-й. Потому что… Великий Архонт был СВЯТОЙ!
1-й стражник хохотнул, потом заикал.
Он был… могущественный! Бесконечно добрый к народу! Безжалостный, беспощадный к врагам народа и Империи! Он был справедлив! (Вдруг говорит, словно сломанный автомат). Перед Священной Мумией Великого Архонта… торжественно клянусь… горячо любить Великую Империю… жить и… э-э-э… бороться, как завещал Великий Архонт, как учит…

1-й. Эй, эй, эй! Очнись! (Машет руками перед лицом впавшего в прострацию 2-го.) Эта вонь прочистила тебе мозги? Эй, говорю! Или у тебя мозги тоже сгнили?



2-й. Великий Архонт… он был как Бог! Только Бог мог построить ВЕЛИКУЮ ПИРАМИДУ. Только Бог мог создать ВЕЛИКУЮ ИМПЕРИЮ!

1-й. Точно – сгнили! И тоже воняют. Если было чему гнить… (Смеется.) Ага! Только! Бог! А еще миллионы рабов, которые издохли.

2-й. Что стоит жизнь рабов в сравнении с величием Священной Пирамиды? С величием ИМПЕРИИ!

1-й. А Империя-то – того! Рухнула! Крякнула и развалилась! Рассыпалась, как детская песочная крепость на берегу от морской волны. Раскололась, как глиняный горшок на куски –и кусочки. Империи больше нет! Наступили Новые времена! (Хохочет.) А великого Архонта жрут черви в его золотом саркофаге. И его священная, нетленная мумия источает аромат тления, гнили. Она ВОНЯЕТ! Тухлятиной, трупным смрадом!

2-й. Замолчи!

1-й. Почему? Я говорю правду! Тебе что, не нравится запах правды? По-твоему, правда не может вонять, как дохлая рыба? (Смеется.) Как нетленная мумия Великого Архонта? (Громко.) Настали новые времена! Может быть, они будут последними. (Ухмыляется.) Теперь я понял, почему сюда перестали пускать паломников. (Не отрываясь пьет из фляжки.)

2-й. Ты – клевещешь! Это все – ложь! ИМПЕРИЯ была, есть и будет вечно! ИМПЕРИЯ – ВЕЧНА! ВЕЛИКИЙ АРХОНТ ЖИЛ, ЖИВ И БУДЕТ ЖИТЬ – ВЕЧНО! Во веки веков! Тысячи и тысячи паломников каждый день приходили сюда, чтобы поклониться Священной Мумии, отдать дань уважения и благодарности Великому Архонту за счастье, в которое превратилась их жизнь. Великий Архонт бессмертен в памяти его учеников, последователей, служителей его веры, в памяти потомков, грядущих поколений!

1-й. Ты как попугай – городишь без смысла.

2-ой (не может остановиться). Тысячи, тьмы паломников выходя из Великой Усыпальницы, говорили потом о блаженном очищении, которое нисходило на них! О священном трепете!

1-й. Меня сейчас вырвет от твоего словесного поноса! Да они видели только золотой саркофаг! И ничего больше! Даже эту вонь они не успевали ощутить по-настоящему, потому что стражники тыкали им в спину древками копий, чтоб они не задерживались. Конечно! Выйдя отсюда из этого смрада, из затхлости, надышавшись тут, они ощущали очищение. Выйдя из темноты на солнце – просветление! Ха! (Прихлебывает.) Тут все продумано! А теперь вонь тут стала такой невыносимой, что их перестали пускать сюда! И мы последний раз стоим здесь, в карауле, у этого саркофага, внутри которого разложившийся труп, а в его брюхе – клубок червей! (Пьет.)

2-й. Я убью тебя!.. Ты – предатель, подонок, мерзавец, ублюдок! Ты насмехаешься… над Священным для каждого гражданина Империи… именем… Я задыхаюсь!.. Мне нечем дышать!.. Глумишься над Святыней… Я задыхаюсь… (С трудом дышит.)

1-й. И тебя пробрало?

2-й. Это… это от курильниц! (Подходит к одной из курильниц и опрокидывает ее, топчет тлеющие, дымящиеся угли.)

1-й (с иронией). Стало значительно свежее! (Ухмыляется.) Это воняет он! (Указывает на саркофаг.) Знаешь, зачем на самом деле сюда приходили паломники? Из любопытства! И чтоб испытать СТРАХ! Им нравилось видеть этот труп, глядя на него себя чувствовать более живым, чем они есть на самом деле. Потому что все кругом чувствовали себя полумертвыми, гниющими заживо… (Прихлебывает из фляжки.) А теперь – все! Хана. Новые Времена! Теперь можно вдохнуть полной грудью свежий воздух Свободы! (Вдыхает «полной грудью», закашлялся, валится на пол, лихорадочно глотает из фляжки.)

2-й. Мне плохо… Тошнит…

1-й. Хлебни. Полегчает. (Протягивает фляжку.) Тут нельзя не пить. Если не пить – мгновенно задохнешься от этого смрада, от этого зловония… А выпьешь – вроде можно еще потерпеть. (Смеется.) Только глаза режет!


Небольшая пауза.
2-й (отхлебнул из фляжки, шатаясь, дотащился до саркофага). Как он похож…

1-й. На кого? (Хихикает.) На свои изображения? Которые всюду, всюду! Я всегда удивлялся: почему это в отхожих местах нет его изваяний! (Смеется.) Но теперь… Ты заметил, его скульптур становится все меньше с каждым днем – все меньше!.. (Поет, вернее, орет, или точнее – ревет.) Настали Новые Времена! Ха! Настали Новые Времена! Только и в Новые Времена – кругом не меньше говна! (Хохочет, кашляет.)


Небольшая пауза.
Мы последний раз сегодня здесь отравляемся этим смрадом, этой вонью… потому что великого архонта, я слыхал, хотят зарыть (притворно рыдает), как простого раба… которых, по его милости зарыли миллионы. Великого Архонта закопают в землю!.. (Шепотом.) Если там действительно Великий Архонт… то, что от него сталось… а не кто-то другой, не сгнившая мумия какого-нибудь торговца сушеной рыбой и вялеными тыквами… потому что настоящий Великий Архонт давно уже испортился, протух, сгнил… А еще говорят, что там, в саркофаге – кукла. Из тряпок, глины и воска. Мешок набитой старой соломой! Твой Великий Архонт – чучело! (Хохочет.)

2-й (слабо). Я не верю!.. Я не хочу… Он как живой!

1-й. Это маска. Золотая маска, а под ней грязная, липкая, вонючая мерзость – огромный клубок червей!

2-й. Я не верю!

1-й. В лучшем случае – вылепленная из воска кукла. (Ухмыляется.) А может, теперь в Новые Времена, когда Свобода и все такое его сожгут, а прах развеют над Океаном. Теперь все можно! СВОБОДА! Ха!

2-й. Я не верю!.. Я не хочу тебе верить! (Забирает у 1-го фляжку, пьет.)

1-й. Хочешь убедиться? (Отбирает у 2-го фляжку.)

2-й. Я не верю… Нет…

1-й. Ты не веришь в НОВЫЕ ВРЕМЕНА? Не веришь в СВОБОДУ? (Хохочет.) Не веришь, что великого архонта сожрали опарыши? Я – тоже! Я – тоже! Я ни во что не верю! Ни во что! Боги умерли и тоже смердят с небес! Я верю только в одно! Я верю в ВОНЬ! (Он еле держится на ногах, язык его заплетается, тем не менее, он кричит, срывая голос.) Я верю в вонь! Она – неистребима! Она – вечна! Она бесконечна, величественна, великолепна! Она единственное, что я чувствую, что осязаю, она поникает везде и всюду, она доходит до каждого, она единственная реальность, данная нам в ощущении. Да здравствует ВОНЬ! Да здрав… (Падает.)
Пауза.
(Вновь поднимается.) Да здравствует ВОНЬ! Любую грязь мерзость можно отчистить, можно умыть обагренные кровью руки, смыть кровь, и вроде бы – ты чист! Но вонь, ВОНЬ, исходящую из твоей души, смрад твоей совести – ее не оттереть, не отмыть, вселенского потопа, всех океанов мира, вышедших из берегов и поглотивших этот вонючий континент, эту цивилизацию, этот мир, не хватит чтобы… (Опять падает, лежит неподвижно.)
Пауза.
2-й (подбирает фляжку из руки 1-го). Я не верю тебе. (Пьет.) Ты – пьян! Все брехня! Брехня! (Пьет.) Даже если… Империя рухнула… (Пьет.) Мы ее… (икает) возродим! Мы построим новые пирамиды, выше старых. Мы создадим… (икает) Новую Империю Нового Времени! Священная Мумия Великого Архонта, Нетленная Мумия… она…

1-й (с трудом подползает к саркофагу). Открой – и посмотри! Ты увидишь скользкий клубок червей. Ты задохнешься от смрада! Открой! Что? Боишься смотреть в глаза правде? (Похихикивает.) В пустые глазницы, из которых выползают черви!


Пауза. 2-й стражник неуверенно топчется перед саркофагом, потом, навалившись, с трудом сдвигает тяжелую крышку, в ужасе отшатывается. Саркофаг пуст.

1-й (приподнимается, заглядывает в саркофаг, разражается приступом хохота). Ничего! Ничего! Ничего!

2-й. Пусто?.. (Растерянно.) А где?..

1-й. Если его уже сожрали черви… то что, спрашивается, мы тут делаем.

2-й. Нет! Нет! Этого не может быть!

1-й. Или его уже закопали. (Икает.) А может, – сожгли. Откуда тогда?.. (Икает.)

2-й (тихо). Нет… О, Боги!.. Как же так?

1-й. Откуда тогда эта вонь?..


Удар гонга. Четкий, гулкий звук приближающихся шагов. Мерные шаги, идущих в ногу людей, резонирующий в замкнутом пространстве грохот ударяющихся о каменные плиты подошв.
Слышишь? Приближаются НОВЫЕ ВРЕМЕНА! (Смеется.) Вставай! Нас идут сменять. Откуда эта вонь?
Шаги приближаются. Стражники занимают свои места, в изголовье саркофага, замирают.
Стой! Забыли! Крышку!
Оба бросаются устанавливать крышку саркофага на прежнее место. С трудом им это удается. Вновь замирают в изголовье.
Откуда?.. Может, мы сами – гнием, разлагаемся и – воняем, смердим трупным запахом…
Шаги совсем близко.
Или так воняют Новые Времена? (Усмехается.)
Входят разводящий и двое стражников. Происходит смена караула.

Занавес

Охраняется законом РФ об авторском праве.

Постановка пьесы невозможна без согласия автора.

Леванов Вадим Николаевич

445017, г. Тольятти,

Молодежный бульвар, д. 22, кв. 68.

Тел. (8-848-2) 22-34-33.



E-mail: bolotniy@infopac.ru




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет