Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7, Философия. 1994. №. 5 Конрад Лоренц



Дата27.06.2016
өлшемі118.8 Kb.
#160528
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7, ФИЛОСОФИЯ. 1994. № .5
Конрад Лоренц
ЭВОЛЮЦИЯ И АПРИОРИ
Речь старейшины
В нашем кругу, собравшемся здесь, мне принадлежат два рекор­да: наверняка, я самый старший по возрасту и скорее всего у меня меньше всего специального образования в области наук о духе. А поэ­тому вопрос, каким путем я пришел к эволюционной теории познания (ЭТП), получает высокопарный на первый взгляд ответ: я не прихо­дил к ней, она издавна была моим убеждением, разумеется, не отли­тым в четкую словесную формулировку. За всеми переживаемыми на­ми феноменами кроется соответствие в реальном вне нас мире, что-то соответствующее, но не то же самое, — эта исходная уверенность уже была у меня-дошкольника. И поэтому, чтобы ответить на вопрос, я должен возвращаться к своим детским воспоминаниям.
Эйдетическое детство
Ребенком я был в гораздо большей степени требовательней в эйдетическом смысле, чем сегодня. Оптические обманы произвели на меня чрезвычайно сильное действие. Прежде всего они приворожили меня— ведь радость встречи с феноменом[1] присуща как эйдетикам и феноменологам, так и ученым-естествоиспытателям. Стремление проследить двойственную природу феномена и внесубъективной реальности цели­ком овладело мной. Одно довольно раннее воспоминание из моего пер­вого путешествия по железной дороге в возрасте 4—5 лет и поныне сохранилось у меня во всей своей живости: странное поведение теле­графных столбов и проводов. Столбы, имеющие постоянный размер, из­меняли его во .время движения поезда, становясь вдруг больше, когда спешили нам навстречу, и сжимаясь, когда мы оставляли их позади, Гораздо удивительнее вели себя телеграфные провода. Их так и подмывало взвиться в небо при нашем быстром движении: очередной столб наносил беспощадный удар, повергающий провода глубоко вниз, от­куда они плавным изгибом поднимались до следующей высокой точки. Я отчетливо припоминаю так превосходно раскрытую Хайнцем Вернером эмоциональную, эффектами оформленную интерпретацию пе­режитого. Я воспринял то идеальное стремление, коим были проник­нуты провода, — взвиться в небо, — а столбы стали для меня злы­ми, ибо мешали проводам в этом стремлении, своими ударами застав­ляя их идти вниз. Я немного помню то разочарование и посрамление, которые пережил, когда из «стационарной картины» стало ясно поло­жение дел: провода вовсе не двигались, а были укреплены в своих са­мых высоких точках, изоляторами на кронштейнах столбов.

Феномен—лишь изображение, но изображение реального


И уже тогда я ясно понял, что за феноменами скрывается что-то реальное и достойное изучения. Не преувеличением будет сказано, что именно тогда я научился любить феномен, хотя в то. же время ура­зумел, что он действительно не точно то, что видится в нами пережи­ваемом. Ту мою детскую теорию познания можно назвать одной из форм реализма, который, однако, существенно отличается от наивного реа­лизма и реализма животных и именно тем, что любой феномен должен быть испрошен. А вопрошание является, по-видимому, существенней­шей деятельностью человека и одной из наиболее творческих.
В моих эйдетических мечтаниях меня не посещало и малейшее сом­нение в реальности феноменов, оно не сбивало меня. Априорно сомне­ваться в само собой разумеющемся было для меня проклятием. Я ни­когда не сомневался в действительности живых переживаний тех жи­вотных, которые меня окружали. И это, по-видимому, сыграло в моей судьбе существенную роль.

Другая /очевидность мира


Карл Бюлер впервые узаконил другую очевидность других лю­дей. Однако исследование мира других животных в смысле Якоба Икскюля никогда не приводило меня к принятию множества монадологических миров. Равно как мне ясно, что еж, домашняя утка и другие живые существа, включая меня самого, переживают совершен­но разное в одной и той же ситуации внешнего мира, так я никогда не сомневался в том, что это один и тот же мир, который изображает се­бя во всех этих формах переживания. Я любил всех животных и все разнообразные феномены. И — крестьянские инстинкты — мне хоте­лось обладать всеми животными, ухаживать за ними. Я стремился к их дружбе и к возможно более близкому общению. Я стал прямо-таки профессиональным звероводом; приручение не доверяющих мне живых существ стало всепоглощающим стремлением. Много лет спустя я встре­тил фразу французского поэта Сент-Экзюпери, которая приоткры­ла мне познавательную ценность приручения, т. е. взаимного обучения себя-пониманию. Маленький принц Сент-Экзюпери знакомится с Лисом, который просит приручить его. Ответ Ма­ленького принца звучит так: «Мне нужно узнать столько всего, что у меня просто нет времени тебя приручить». И тогда Лис говорит ему чистую правду, что знает только тех, кого приручили, с кем вступили в полное общение пониманий, как то означает французское слово «apprivoiser». Великий гуманист окрестил тогда движение за мир «Все­мирным приручением».

Животные знают


Да позволю себе сказать, что в годы моего детства и юности, неся верную службу «приручению», я вырастил и изучил множество живот­ных. К каждому из них я испытывал уважение, если не сказать почти­тельный страх, который присущ всем природным созданиям — от од­ноклеточных до шимпанзе. И все эти животные, может быть, за исклю­чением последних, были невероятно глупы. Канарейка или снегирь поп­росту не понимают, что открывание дверцы клетки предлагает им столь желанный выход из нее; только в результате чистой случайности они находят путь на свободу, однако в конце концов испытывают серьез­ные трудности, если становятся голодны и хотят вернуться назад в клетку к корму. И опять же чистая случайность, что в своем слепом стремлении проникнуть внутрь клетки они находят желанный вход. Малиновка и дрозд решают эту же проблему мгновенно и в первый же день шныряют через дверцу клетки туда и обратно. Малиновка выучи­вается и вовремя улизнуть, когда ее хозяин пытается управлять двер­цей через «дистанционное управление» — укрепленную на двери клетки . веревочку.
Должен сознаться, что именно разница между снегирем и мали­новкой стала для меня предупреждением по отношению к икскюлевскому учению о монадах. Две птицы сталкиваются с одинаковой проблемой, и только одна из них успешно решает ее (поняв, что все дело — в загораживающем выход куске сетки). Данности внешнего мира мастерски переработаны только одной из птиц. Но все во мне поднимается против тезиса, что данности эти у двух птиц различны.

Только один мир


Множественность окружающих миров животных не толкнула ме­ня к икскюлевской монадологии. Я был от нее весьма далек, вскоре поняв и еще одно: определенные программоустановления, кото­рые позволяют одним живым существам находить решения проблем, у других просто отсутствуют. Мне вдруг открылось, что жук обладает го­раздо большей информацией об окружающем его мире, чем инфузо­рия, а домашняя утка — большей, чем жук; я же сам—несравнимо большей, чем все «подчиненные» мне животные. Но то, что эти инфор­мации относились к одному и тому же миру, было очевидно. Меня не бросало в теоретико-познавательные судороги, когда мой пес при об­нюхивании штакетины забора получал существенную и интересующую его информацию, которая не была предусмотрена в моих программоустановлениях. Однако некоторый запашок до меня доходил.
После этого экскурса в сравниваемые между собой сферы поведе­ния я считаю необходимым констатировать, что свою убежденность в эволюционной теории познания я в основном приобрел из своего вос­приятия и его законов, а также ограниченности результатов. Как мои собственные наклонности, так и учения весьма сильно повлиявших на меня ученых, мешали моим активным занятиям науками о духе. До се­годняшнего дня я так и не знаю, счастье это или несчастье. Мой путь в этом отношении являет полную противоположность пройденному Рупертом Ридлем. По сравнению с большинством ученых-теорети­ков эволюционного познания, которые прокладывают новые пути, уро­вень моего философского предобразования стоит оценить не только как ***, но как ***. (утрачено, прим. Косиловой)

Гештальт-восприятие


Только после того как я завершил свое обучение в области медицины и зоологии и стал работать в непосредственном контакте с Кар­лом Бюлером, гештальт-посприятия стали для меня ключом позна­ния. Двойственность действительно воспринятого и воспринятого на­шими органами чувств, или, еще дальше, моими тогда простыми опти­ческими приборами, была для меня основополагающим принципом в отношениях между реальным объектом и «атрибутами», приведенны­ми нашими органами чувств. Мой первый школьный микроскоп, у ко­торого не было одной линзы, хотя она и требовалась, вовсе не был ах­роматическим, однако я никогда не верил, что та каемка цветов раду­ги, которая видна у всех простейших, — их атрибут. Конечно, этим раз­ноцветьем они радовали меня, но доказывали еще раз, что феномен вов­се не идентичен скрывающемуся за ним в-себе-бытию.

И что же действительно?


«Атрибут» означает «приведенное», «дополненное», и, я полагаю, что с того мгновенья, когда я взглянул на инфузорию сквозь неахрома­тический и ахроматический объективы, моя жажда знания была нап­равлена на различение, и как можно более четкое, сущности вещей в реальном вне нас мире и, в противоположность этому, «приведенного» моим субъективным аппаратом восприятия. И это «приведенное» столь содержательно, что, право, трудно отличить его от лежащих в его ос­нове данных органов чувств. И оптик, который хочет исследовать фак­тические, «неотретушированные» изображения в нашем глазном ябло­ке, не опознает там нашего центрального представления пространст­ва, к примеру описанных Евклидом геометрических законов. Мож­но спекулировать на том, что лежащая в основе априорного восприя­тия пространства модель предписана аппаратом восприятия с тремя взаимноперпецдикулярными аркадами нашего лабиринта. Прямая как кратчайшее расстояние между двумя произвольными точками — от­крытие, сделанное благодаря строению нашей центральной нервной си­стемы, которая, несомненно, хорошо приспособлена для того, чтобы сделать это положение геометрии наглядным. И любое искажение, за которое Евклидово восприятие «находит нужным» взяться, служит этой наглядности. Оптической прямой, конечно, нет в природе, когда смотрят на проекцию горизонта и т. д. В горизонтальной проекции эта линия — выгнутая вверх дуга, как и верхняя каемка любой стены. Но Евклидово априори заставляет нас видеть эту линию прямой. Вогну­тость, которая появляется, если линия пробегает в поле зрения верхней половины глаза, «выправляется» Евклидовым аппаратом, как свиде­тельствует о том опыт со светящимися линиями. Светящаяся линия, предъявляемая глазу на определенной высоте в темном помещении, кажется настолько вогнутой, насколько выпуклой она была при обыч­ном наблюдении. Линия, таким образом, действительно прямая, но мы ее увидим такой, когда два разных оптических обмана скомпенсируют друг друга. Повторю еще раз: верхняя каемка стены, которая простира­ется от горизонта до горизонта перед нами, образует на нашей сетчат­ке изображение выгнутой дуги. Но мы-то ее видим прямой. Наивные люди сказали бы: потому что она ведь прямая! Но где же эта прямая в действительности? Вот сущностный вопрос, который стоит перед жаж­дущим познания.
Итак, мы видим разносторонние исправления, навязываемые центральной нервной системой. Ставим вопрос, по какому праву Евкли­дова система вносит свои исправления в данное органам чувств, если в действительности не известно, что правильно? Этот вопрос всерьез сер­дил и сокрушал меня в юности. Иногда ведь исправления искажают все. Однако искажения происходят из-за того, что помимо исправле­ний, предусмотренных априорными Евклидовыми правилами, на деле есть и вторые исправления: исправления необычайно сложного аппара­та гештальт-восприятий. Изучение их было интересом всей жизни мое­го учителя Карла Бюлера, и наработанное им в этой области пред­ставляет огромный шаг в направлении уразумения эволюционной тео­рии познания. Довольно сложно дать функциональное определение гештальт-восприятия. Мне бы хотелось услышать его от здесь собравшихся.
Определение: «То действие, в результате которого из данных ор­ганов чувств формируется восприятие», — опять возвращает к воспри­ятию, ведь в качестве исходного материала используются не данные ор­ганов чувств, но уже готово сконструированные восприятия, к примеру круг или прямая. Знание же их приписывается аппарату Евклидовой геометрии, отсюда и проистекает разделение обеих этих функций. При рассмотрении оптических, обманов, основательно изученных Эрихом фон Польстом, появление которых обусловлено физиологическим строением органов чувств, напрашивается мысль, что их избежание есть функция гештальт-восприятий. Но вопрос, где же тот судья, ко­торый выносит последнее суждение, что «действительно правда» и что есть обман, остается нерешенным. Мы знаем немало случаев, когда гештальт-восприятия прямо противоречат свидетельствам Евклидовой геометрии. Пилатов вопрос! Вот пример, который приводил Карл Бюлер в своей лекции для иллюстрации парадоксального противоречия между гештальтами и восприятием согласно Евклидовым положениям. Из тонкой прямой черной проволоки делается скелет кубика и немно­го достраивается одна диагональная ось, чтобы кубик был устойчивее в ребрах и мог еще вращаться вокруг этой оси. Затем эту модель поме­щают перед глазами наблюдателя и зеркалом таким образом, чтобы ось модели кубика совпадала с осью зеркального изображения этой модели. Если смотреть двумя глазами, то видно и модель кубика, и рядом (ведь модель прозрачна) ее отображение в зерлаке, они двига­ются, как картина и изображение, в противофазах. Но стоит закрыть один глаз, как гештальт-восприятие заставляет все перекувыркнуться: отраженный в зеркале кубик совершает прыжок, т. е. восприятие «находит более элегантным» интерпретировать воспринятое как один объ­ект, который вращается вокруг одной оси. По правилам знакомой нам Евклидовой перспективы так быть не может. На картине нашей сетчат­ки прямые кубика будут длиннее, если он приближается к глазу наб­людателя или кажется приближающимся отображение кубика в зерка­ле, а если кубик отдаляется или кажется отдаляющимся его отобра­жение, то они, наоборот, будут короче. Когда в нашем отражении те части, которые приближаются к зеркалу и, таким образом, приближа­ются к наблюдателю, становятся больше, то их изображение на сетчат­ке уменьшается, поэтому и все линии отраженного кубика должны гнуться, растягиваться или уменьшаться в зависимости от того, приб­лижается или удаляется картина по отношению к зеркалу или глазу. Наблюдатель же на самом деле видит только один пляшущий кубик, исполняющий, как кажется, танец живота, разбухающий при прибли­жении и втягивающийся при движении назад.

Четкость
Как замечено уже Феликсом Крюгером, существуют опреде­ленные характеристики, которые заставляют принимать гештальты зз атрибуты. Создание человеком гипотез подчиняется тем же правилам предпочитая «элегантное» решение критически правильному. Ведь пре­небрежение Евклидовыми расширениями и сжатиями, которые «про­винились» перед человеком, воспринимавшим картину в описанном опыте, столь типично для человека. Второй глаз открыт, и обман ис­чез; как часто дополнительные данные производят подобное действие.


Однако и мне самому, и многим другим так и непонятно, исходят ли Евклидово изложение нашей пространственной картины и резуль­тат совместного действия предложенных гештальт-восприятиями интер­претаций от одного и того же аппарата? Редко встретишь взрослых людей, которые сохранили бы младенческое неведение относительно су­ществования прямых углов и линий. Бесспорно, в составление упоря­доченной прямыми углами и соединяющими их прямыми линиями про­странственной картины входит многое из того, что получено в резуль­тате опыта. Например, в оценке роста этот опыт играет существенную роль. В жутковатом своей необычностью кабинете оптических обманов в Принстонском университете есть комната, в которой можно зритель­но изменять рост людей, используя ошибочное представление о распо­ложении прямых углов. Левая вертикаль задней стены намного боль­ше, чем правая. Поэтому обе линии потолка, отходящие от задней сте­ны, не горизонтальны. Левая идет резко вниз навстречу наблюдающе­му, а правая — резко вверх. Чтобы несколько усилить оптический об­ман, на задней стене висят соответственно искривленные картины и сто­ит искривленная мебель. Если с порога осмотреть эту комнату двумя глазами, ее неправильная конструкция видна мгновенно, но если одним глазом смотреть в дырочку в стене, то эта конструкция может изме­нить восприятие. У одной женщины, увидевшей, как ее супруг умень­шается в размере, идя вдоль задней стены справа налево, начались ис­терические судороги. Моя жена, увидев, как то же самое происходит со мной, рассказала мне о своем переживании с тревогой. Одна влюб­ленная молодая девушка даже не захотела принять объяснения тому факту, что ее возлюбленный стал меньше ростом. Так же растерялся молодой солдат, когда знаки различия его начальников, находившихся в этой комнате, очутились на уровне его колена.
Евклидово восприятие, пространства и гештальт-восприятие вмес­те самовольно распоряжаются данными, полученными органами чувств. Из того, что они вступают в противоречие друг с другом, как в приме­ре с кубиком, можно предположить, что перед нами — две различные организации. Когда мы охватываем все их функции, то находим совер­шенно потрясающую вещь: обманы всегда существуют для того, чтобы открыть правду. И каждого размышляющего должен занозить вопрос, кто тот советчик, который помогает из хаоса данных восприятия выб­рать самое важное и легко понимаемое (а он действительно это делает). Ведь мы, с нашим столь способным на ошибки аппаратом, в нашей пов­седневной жизни, в так называемом мезокосме, поступаем правильно и делаем это всегда, кроме тех случаев, когда искажения объясняются функциональными особенностями нашего аппарата. Мезокосмическая правильность наших многочисленных интерпретаций. Евклидова карти­на мира и гештальт-восприятия ведут меня к предположению, что наш априорный мыслительный аппарат, как и априорный аппарат видения мира, несут на себе печать истории и произошли под воздействием от­бора.
Мною изложенное субъективно. Оно призвано лишь показать, что еще в то время, когда я мало знал о сравнительной науке о поведении, обманы восприятия привели меня к эволюционной теории познания.
Перевод Ю. Д. Артамоновой

--------------------------------------------------------------------------------


[1] Следует говорить именно о термине «феномен». К. Лоренц сознательно ориен­тируется на позднегуссерлевское его понимание, имея в виду два принципиальных момента: 1) «...Мы обращаемся к нашему непосредственному опыту. Но мы не мо­жем обнаружить психическое в каком-либо опыте, иначе как посредством «рефлек­сии». ...Мы привыкли сосредоточивать внимание на предметах, мыслях и ценностях, но не на психическом «акте переживания», в котором они постигаются. Этот акт обнаруживается рефлексией. Вместо предметов, мыслей, ценностей, целей, средств мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они «являются». Эти «явле­ния» суть феномены, которые по своей природе должны быть «сознанием-о» их объ­ектов...» (Гуссерль Э. Феноменология. Логос. 1991. № 1. С. 13.). 2) Подчерки­вается постоянная погруженность в действительность, явлением (которой и служит феномен, и та же укорененность в этой действительности. — Прим. Перев.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет