Викторина по поэме М.Ю. Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова»
Оформление: в классе освобождается место под сцену, где будет представлена инсценировка эпизода поэмы. Стены украшены предметами русской старины, рисунками, плакатами, приготовленными к игре. Звучит музыка из записей ансамбля гусляров. Викторину ведет один из ведущих-гусляров. Команды рассаживаются вокруг столов так, чтобы видеть сцену. На столах лежат тексты поэмы Лермонтова.
Ход игры
Вступительное слово учителя
Учитель. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в г. Пятигорске и опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду"». Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого В. А. Жуковского, который был «в великом восторге от нее», она была напечатана - без указания имени автора.
Деспотизм николаевского времени объясняет интерес Лермонтова к эпохе тирании Ивана Грозного. Все персонажи «Песни..», кроме исторических, вымышлены, как и сюжет ее. Лермонтов переносил в далекие времена ставшую невозможной в его время открытую борьбу сильной личности за свои права. Русское средневековье представляло для Лермонтова неистощимый кладезь героики, возвышенных образов, самобытных характеров.
«Песня..» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы правления Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась ее территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь; Русь упрочила свое политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. В своей «Истории государства Российского» Карамзин пишет об «адских вымыслах тиранства», о «всех способах терзать человечество», о «жестоких пытках непокорных». «Смерть, - пишет Карамзин, -казалась тогда уже легкой: жертвы часто требовали ее как милости». Дружины опричников с собачьими головами и метлами на седлах наводили ужас на русские города.
В поэме Лермонтова не отражены эти факты, нет в ней и ни одного ярко выраженного отрицательного характера. Вместе с тем достоверны вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алену Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи Малютиной», нарушение царем своей клятвы помиловать победитодя.
Перенесемся в те далекие времена, когда артисты не служили еще в государственных театрах, а бродили по городам и весям и давали свои представления то на ярмарках, то на городских площадях, то в усадьбе какого-нибудь щедрого боярина. И назывались они сказителями, гуслярами, скоморохами. Они сами слагали песни либо исполняли уже бытующие в народе, разыгрывали сценки, показывали фокусы, проявляли чудеса акробатики - словом, в зрелищном искусстве были мастерами на все руки. Вот такие «бродячие артисты из народа» и разыгрывают перед нами сегодня сцены из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
(Перед зрителями полукругом расставлены скамьи (или табуреты). На них разложен необходимый по ходу действия реквизит и детали костюмов. С двух сторон выходят гусляры (среди них две девушки). Гусляры кланяются публике в пояс и рассаживаются на скамьях. Тихо перебирают струны, прислушиваясь и вспоминая...)
Гусляр 1 Ox ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Гусляр 3 Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился.
А боярин Матвей Ромодановский
Нам чарку поднес меду пенного,
Гусляр 2 А боярыня его белолицая
Поднесла нам на блюде серебряном
Полотенце новое, шелком шитое.
Угощали нас три дни, три ночи
И все слушали - не наслушались.
Гусляр 4 Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Гусляр 1 Позади его стоят стольники.
Супротив его все бояре да князья,
По бокам его все опричники;
Гусляр 4 И пирует царь во славу божию,
В удовольствие свое и веселие.
Гусляр 2 Улыбаясь, царь повелел тогда
Царь. Вина сладкого заморского
Нацедить в мой золоченый ковш
И поднесть моим опричникам.
Гусляры (все вместе). И все пили, царя славили!
Гусляр 3. Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Гусляр 2 Опустил головушку на широку грудь
А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови черные ;
И навел на него очи зоркие,
Гусляр 4 Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец.
Гусляр 1 В от об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным побил наконечником -
Да не дрогнул и тут молодой боец.
Гусляр 3 Вот промолвил царь слово грозное –
И очнулся тогда добрый молодец.
Царь. Гей ты, верный наш слуга Кирибеевич!
Аль ты думу затаил нечестивую?
Аль славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Когда всходит солнце - звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает...
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися;
А из роду ты ведь Скуратовых
И семьею ты вскормлен Малютиной!
Гусляр 1 Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь...
Кирибеевич Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином.
Думу черную - не запотчевать!
А прогневал я тебя - воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится.
Гусляр 4. И сказал ему Иван Васильевич..
Царь (насмешливо).
Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчовой кафтан?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке сын купеческий?
Гусляр 3 Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою...
Кирибеевич
Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло, горит сабля вострая,
А на праздничный день твоей милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
У ворот стоят у тесовых
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой тафтой закрывается...
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы;
Ходит плавно, будто лебедушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поет;
Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитриевной.
Как увижу ее, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться.
Гусляр 2 И сказал смеясь Иван Васильевич...
Царь
Ну, мой верный слуга! Я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
(Снимает со своей руки перстень, с шеи — ожерелье.)
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитриевне:
Как полюбишься - празднуй свадебку,
Не полюбишься - не прогневайся.
Гусляр 1 Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Гусляр 4 Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому...
Ведущий-гусляр.
Ой уж где вы, добры молодцы да красны девицы,
Выходите-ка за дубовый стол,
Кто побьет кого своими знаниями, того наградим.
А кто будет побит, тому Бог простит!
Игроки представляют свои команды и капитанов.
Первый тур «Знатоки истории»
На какие две части делились земли на Руси при Иване IV?
1. Дать определение «опричнине».
2. Дать определение земщине.
Второй тур «Исторический комментарий»
-
Вспомним строки: «То за трапезой сидит о златом венце,// Сидит грозный царь Иван Васильевич». Что означает выражение «о златом венце»? Сколько было венцов у Ивана Грозного?
(Примерный ответ. Венец - особая золотая шапка, которая служила атрибутом царской власти, У Ивана Грозного было несколько венцов, поражавших иностранных послов своим великолепием. Священным венцом считалась отороченная соболем золотая шапка Мономаха,
которая возлагалась на голову царя в Успенском соборе во время его венчания на царство. Царь надевал ее в особо торжественных случаях. Другим венцом была шапка Казанская, созданная для Ивана Грозного в память завоевания Казанского царства. Вычеканная из массивного золота, она казалась ажурной, потому что орнамент выделялся на глубоком черном фоне; была украшена белым жемчугом, голубой бирюзой, ярко-красными альмандинами, над которыми сиял индийский рубин.)
2. Что означает слово простоволосая! «Перед ним стоит молода жена, / Сама бледная, простоволосая».
(На Руси замужние женщины ходили только с покрытой головой. Простоволосая - с непокрытой головой.)
Третий тур «Художественная деталь»
1. Кирибеевич просит царя отпустить его в степи приволжские «на житье вольное, на казацкое». Что разделят «злы татаровья» после смерти Кирибеевича?
(Коня доброго, саблю острую и седельце браное черкасское.)
Какие дары «драгоценные» дарит царь Кирибеевичу (ответьте письменно)?
(Перстенек яхонтовый, ожерелье жемчужное.)
-
Гостями в Древней Руси называли купцов (отсюда «гостиныйдвор»). Слово гостить означало торговать. Чем торговал купец Калашников?
(Торговал шелками, которые привозили из Средней Азии и Ирана.)
Какие дары «драгоценные» дарит царь Кирибеевичу (ответьте письменно)?
(Перстенек яхонтовый, ожерелье жемчужное.)
Четвертый тур «Фольклорный»
Задание. В отрывках из поэмы содержатся слова, выражения, изобразительные средства, свойственные фольклору. Задача игроков - определить, какой это прием.
1. Повалился он на холодный снег
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору...
(Перехват - особый вид повтора, при котором окончание предыдущего стиха повторяется в начале следующего. Сравнение человека с миром природы. Уменьшительно-ласкательные слова.)
2. Опустил он головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие.
(Постоянные эпитеты, инверсия, повторы.)
Пятый тур «Узнай героя»
В. Г. Белинский так характеризовал трех главных героев:
«...Взгляд очей его — молния, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего... но сильного и благородного по природе своей духа...»
«Какая сильная, могучая натура! Ее страсть — лава, ее горесть тяжела и трудна... Вы видите, что любовь... — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»
«...Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых — все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...»
Шестой тур «Иллюстрации»
Задание. Описать иллюстрацию, рассказать, какому моменту боя они соответствуют.
Командам раздаются иллюстрации
Виктор Михайлович Васнецов,
Борис Михайлович Кустодиев,
Василий Иванович Суриков,
Владимир Андреевич Фаворский,
Вячеслав Григорьевич Шварц.
Седьмой тур «Исторический костюм»
Сегодня в эпоху Ивана Грозного нам помогли перенестись костюмы.
Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества.
С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом, с другой – это произведения декоративно-прикладного искусства.
Кроме того считалось, что одежда – это тот «чехол», который защищал тело человека от «дурного глаза», оберегал от злых духов.
I. Ткань.
1. Как называлась ткань на шёлковой основе с металлическим утком, покрывающим обычно всю поверхность. (Парча)
2. Как называлась тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. (Сафьян)
II. Одежда.
1. Неширокие, сужающиеся внизу штаны, доходящие до щиколотки. (Порты)
2. Кафтан без воротника с длинными узкими рукавами. (Зипун)
III.
1. Символ государственной власти монарха, представлявшая собой золотой шар с короной или крестом. (Держава).
2. Древнейший символ власти, который употреблялся ещё фараонами. Прообраз – пастушеский посох. (Скипетр).
Достарыңызбен бөлісу: |