Внеклассное мероприятие,посвященное
75-летию со дня рождения В.Высоцкого.
75 лет назад родился В.Высоцкий.
Тема мероприятия :« Прерванный полет»
Вид мероприятия -посвящение.
Технология проведения: проектная, на основе личностно ориентированного подхода, с элементами развивающего обучения
Виды и формы: ответы на вопросы, , выразительное чтение стихотворений, словарная работа, сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления, защита проектов.
Цели:
Обучающие цели: познакомить с творчеством поэта-барда 70-х годов Владимиром Высоцким – с творческой деятельностью поэта в 60- 80-е годы;
-дать понятие об авторской песне;
-обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях при исполнении;
- раскрыть незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества;
Развивающие цели: развить коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас.
Воспитательные цели: воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере поэта-борца и патриота В.Высоцкого.
Задачи: организовать исследовательскую работу учащихся; формировать умения: грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.
ЭПИГРАФ:
…Высоцкий осуществил мечту каждого человека выразиться полностью, всем существом сразу, и умом, и сердцем, и телом, и голосом, и мыслью, и страстью.
Александр Митта
Оборудование: Портреты В. Высоцкого разных лет, набор открыток поэта «Поэт и актер», выставка, посвященная творчеству поэта, творческие работы учащихся, магнитофонные записи с песнями Высоцкого, компьютер, экран,
Кабинет красочно оформлен. Вывешены стенгазеты: «На взлете умер он, на верхней ноте», «Военная тема в творчестве В.Высоцкого», «В.Высоцкий в кино», выставка из фотографий, альбомов, газет и журналов. В центре класса эстетично оформлена аллилуйя и стоят декоративные свечи.. Большой портрет Высоцкого в образе Гамлета. Доска оформлена эпиграфами к уроку. На подоконниках, – цветы.
Ход мероприятия.
(Слайд №1 «Фотография В.Высоцког. Эпиграф к уроку»о
Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно.
Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в том, что он сделал себя, создал, сотворил совершенно самостоятельно. Вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям, своим, ни в какие рамки не влезающим, сто раз обруганным, под подозрение взятым, миллионы людей за живое взявшим творчеством, он сам, без разрешения и спроса, поставил режиссеров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве.
Ученик (помощник-консультант учителя) по стенгазете на тему: «На взлете умер он, на верхней ноте» читает следующую информацию:
-
Он написал более 600 стихотворений и песен
-
Сыграл более 20 ролей в спектаклях
-
Сыграл более 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, участвовал в 8 радиоспектаклях. Социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в его стихах – монологах, балладах, песнях.
Знакомит (кратко комментирует) с рубриками стенгазеты «На взлете умер он, на верхней ноте», читает стихотворение В.Высоцкого «Я потерял ориентир…»
… Там на земле – и стол, и дом.
Там – я пел и надрывался…
И плавал все же – хоть с трудом,
Но на поверхности держался…
Учитель: Он пел: «Мне судьба – до последней черты до креста
Спорить до хрипоты, а за ней – немота…».
- Почему немота, кто запрещал ему петь?»
Слайд №2 «Кто запрещал ему петь?»
Ученица: ( Комментирует высказывания М.Влади о В.Высоцком) Володя часто говорил мне,- вспоминает Марина Влади, - что на Западе люди знают Сахарова, отказников, диссидентов, о которых пишут газеты, но плохо представляют себе, что такое ежедневное, изматывающее давление, борьба с «ватной стеной», как он называл любое общение с чиновниками, решавшими его судьбу, личную жизнь, карьеру. Я помню, как на волоске висела судьба нового спектакля, как боялись комиссий и согласований, с ужасом ждали очередного запрета, который перечеркивал не только месяцы, но иногда и всю жизнь. Володины концерты отменяли прямо перед его выходом на сцену и объясняли это его болезнью! Однажды он сказал мне: «Они не дадут мне жить. Коммунистические бюрократы в ответе за смерть многих советских артистов. Они не расстреливали, как это делал Сталин, они только запрещали, но все знают теперь, что они – палачи, что они лишили Россию лучших творцов… (ученица рассказывает о трудных испытаниях на жизненном и творческом пути поэта, виной которого явилось несерьезное отношение властей к его творчеству)
- Прослушивание отрывка из песни «Серебряные струны».
Учитель: Он вышел на подмостки в пору глубокого нравственного разлома, в пору всеохватного кризиса сознания. Стоя на краю эпохи, на ее пределе, он пел, играл, смеялся, пророчил – и самый голос его был сигналом предела.
Ученик (помощник-консультант учителя): Он не умел молчать, лгать, пресмыкаться. В.Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о нем людям захотелось зажечь свечу (ученик под музыку Высоцкого зажигает свечу под его портретом).
Учитель: Он спешил жить и, словно торопя собственную смерть, гнал своих коней до последней черты.
- Прослушивание отрывка из песни «Кони привередливые»
Учитель: В. Высоцкий любил людей. Глубоко знал жизнь.
«Он просто умер от любви,
На взлете умер он,
на верхней ноте» - написал он в стихотворении «День без единой смерти», будто предчувствуя свою смерть. Наступил День прощания. Каким был он, этот день, день прощания, ему неведомо узнать.
Выступление I творческой группы по составленной композиции «День прощания»
- Ученик читает стихи В. Высоцкого «Прощание» (демонстрируется слайд №3 «Немного прошу взамен бессмертия…»
1-ученик: 28 июля, 1980г. В Москве грандиозная Международная олимпиада. Молниеносно разнеслась весть: умер Высоцкий… То был час великого потрясения… Панихида была истинно общественной и гражданской, ибо стихийно, не по указке, а скорее против указки, многие тысячи людей собрались проводить его в последний путь.
Народ, который пришел безо всякого зова, сам вышел на сцену ему поклониться, своему заступнику и любимцу…
2-я ученица: В тот день на Таганской площади собралось около четырехсот тысяч – и это в закрытом на время Олимпиады городе! Пришли, приехали, прорвались в Москву, чтобы побыть рядом с ним в последний час, чтобы оплакать его.
3-я ученица: Площадь выла. Выла так, словно бы это была не площадь – словно бы в ту минуту Владимира Высоцкого оплакивала Россия.
4-й ученик: Редкостное братство сцементировало в тот день тысячи прежде незнакомых людей…
1-й ученик: Московская журналистка вспоминает: «Мы едем по цветам. Они летят из окон, из балконов, с бровок тротуаров… Откуда-то поднялись в воздух сотни голубей и теперь, кружась, уходят все выше вверх по невидимой винтовой лестнице».
3-ученик: Если бы он смог открыть глаза, он увидел бы только небо между домами, но если бы мог слышать, то вздрогнул бы от этого: «А- а - а!.., которое вдруг возникло как общий выдох и куда-то улетело.». Невольно вспоминаются строки из его песни:
Мы успели,
В гости к Богу
Не бывает опозданий… (читает дальше…)
4-ученик: К Ваганьковским воротам кортеж подъезжал медленно.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам – кнут и плеть
Но что за кони мне достались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть...
1-ученик: И вот последний приют… Ваганьковское кладбище (читает стихи)
И снизу лед и сверху – маюсь между.
Пробить ли верх иль
Пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду. (Дочитывает стихотворение).
Учитель: Похороны Высоцкого, как это, к сожалению, часто бывает, заставили задуматься об истинных масштабах его дела, о его подлинном влиянии на массы, о художественной ценности его творчества. Задумаемся и мы, чем же так дорог и близок поэт миллионам людей?
Человек с рождения воспитывается в семье, формируется в обществе среди друзей, любимых. Может он с детства был особым ребенком, вундеркиндом. Вернемся к истокам!?
Демонстрируется слайд №4 « ДЕТСТВО ПОЭТА. Каким он был, Владимир Высоцкий?»
1-я ученица (рассказывает о детстве поэта, о его биографии, учебе семейных отношениях) … Евгения Степановна (жена отца) стала первым человеком, который приобщил маленького Володю к музыке, А это было сразу после окончания Великой Отечественной войны в немецком городе, где служил Семен Владимирович. Купили пианино, наняли учителя музыки. Но маленького Володю интересовали мальчишки во дворе да неразорвавшиеся снаряды, которых было полно в округе. Однажды он пришел домой с опаленными волосами и бровями: рванули гранату. Чтобы отвлечь мальчика, пришлось пойти на хитрость, и Евгения Степановна, как ученица, вместе с Володей села за пианино, началось соревнование: кто как выучит урок. Дела пошли лучше, но все же музыка была принуждением. Мальчишкой владела …война.
Шел 1947 год. Володя дружил с немецкими ребятами, он очень жалел этих мальчишек и одному из них подарил новый велосипед: «Папка, не сердись, ведь ты у меня живой, а ему подарить велосипед некому». А потом пристал к родителям, чтоб сшили ему военный костюм, настоящий, такой же, как у отца…(иллюстрация фотографии Володи в военном мундире, 12 лет, слайд №4)
В дом приходили фронтовые друзья отца (Семена Владимировича), вспоминали войну. Откуда им было знать тогда, этим «дяденькам» с офицерскими погонами, что девятилетний проказник с хриплым баском, который с раскрытым ртом слушал их рассказы о войне и досаждал расспросами, - что потом сам он, поэт Владимир Высоцкий, напишет о тех годах и споет о послевоенном времени свою знаменитую «Песню о новом времени».
Демонстрируется слайд №5 «Семья»
2-я ученица: Выразительное чтение стихотворения поэта « О новом времени».
Вывод по выступлению ученицы: Обычный дворовый мальчишка, любознательный, приветливый, отзывчивый, увлекающийся военными играми…
Учитель: Многое о поэте можно узнать по воспоминаниям его друзей, их у него было много. Слайд № 6 «В. Высоцкий с друзьями»
3-я ученица выступает по теме: « Каким он был, Володя Высоцкий?» (рассказывает о его дружбе с В. Золотухиным, Михаилом Шемякиным, отдельные эпизоды из его встреч с друзьями, приводит высказывания его современников)
- Будучи сам очень доброжелательным к людям, поражался и страдал, не получая ответного доброжелательства.
- Он считал: « Талантливый и умный негодяй опаснее бездарного»
- Любил Гамлета: « Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя…»
- Свойством его натуры было невероятное упорство в достижении какой-либо цели, которая представлялась важной и нужной. Вот и засела в нем мысль написать сценарий…
-Чуток к нюансам в интонациях…(Приводятся высказывания Г.Климова, Станислава Говорухина, Аркадия Высоцкого, Александра Массарского, Беллы Ахмадуллиной)
Дуэт под гитару исполняет песню В.Высоцкого - «Песня о друге»
Демонстрируется слайд №7 «Владимир, или Прерванный полет»
Учитель: Познакомимся с книгой французской актрисы, Марины Влади, вдовы Высоцкого, «Владимир, или Прерванный полет» Ученица: Книга написана в форме обращения к Высоцкому, состоит из небольших отдельных глав, порой не подчиненных хронологической последовательности событий.Как и всякое произведение мемуарного жанра, книга несет в себе заметную печать субъективизма, несмотря на это в ней штрихи к портрету Владимира Высоцкого. Почти 300-страничная книга Влади предельно откровенна. Так могла написать только женщина, которая любила и любит. Двенадцать лет они были вместе. И хотя за эти годы познали чувство разлуки – звезда французского кино жила в Париже, он, актер театра на Таганке, - в Москве, кому, как не Марине Влади, рассказать о Высоцком. Книга написана просто, по-актерски (или по-женски).
Это книга о ежедневной борьбе человека за свое человеческое достоинство с мощной машиной «социалистической культуры, это документальный рассказ о жизни поэта с Мариной Влади. В.Высоцкого М.Влади считает «самой яркой страницей в своей жизни» (пересказывает ключевые эпизоды из книги)
Учитель: Много препятствий и испытаний выпало на долю этой взаимной любви. Он - в России, она - в Париже, встречи урывками, страдания, грезы, слезы, накал страстей… появляется целая серия искренних стихов – песен про любовь.
Демонстрируется 8слайд № 8 «Володя и Марина»
- Прослушивание отрывка из песни «Ноль семь». (Ученица рассказывает об истории создания этого стихотворения).
Учащиеся читают стихотворения В. Высоцкого о любви (Слайд №9)
Подведение итогов.
Домашнее задание.
-
Подготовить сообщение «Чему научил нас В.Высоцкий».
-
Какой бы памятник я поставил В.Высоцкому?(иллюстрации, словесное рисование)
Достарыңызбен бөлісу: |