Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
02.08.2009г.
О насыщении народа пятью хлебами. Память пророка Илии.
Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее воскресное Евангелие рассказывает нам о необыкновенном чуде, о котором, в общем-то, всегда мечтало человечество, и повторение которого оно желает постоянно, в том числе и сегодня - это чудо насыщения Христом пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.
Как же это происходило? Господа всегда окружало множество людей. Как только узнает народ, где Христос, тотчас народная молва разносила это известие по всем окрестностям, и народ оставляет все свои дела, народ стремится прийти ко Христу, чтобы послушать Его Божественное Учение, Его Божественное слово. Многие, слыша о Его необыкновенных чудесах, сразу несли Ему своих больных, скорбящих людей, чтобы Господь исцелил их.
Однажды общение Христа с народом на берегу Галилейского моря в окрестностях Вифсаиды продолжалось необыкновенно долго. Так бывает в прекрасные минуты жизни, когда мы перестаём замечать, что время скоротечно, что уже надо нам поторопиться, можем и не попасть домой, можем не успеть. Вся жизнь замирает в вечернее, ночное время, но человек, который чем-то увлечён или находится под воздействием какой-то сильной личности, какого-то необыкновенного события, зрелища иногда теряет время и весь поглощён этим событием.
Конечно, ко Христу всегда стремилось множество людей. Евангелие упоминает об одном интересном моменте. Однажды фарисеи и книжники послали своих верных слуг схватить Христа и привести Его на суд. Когда эти посланные пришли ко Христу, то они стали сами невольно благоговейными слушателями Его Учения, из наёмных волков превратились сразу в кротких овец. Когда они вернулись ни с чем, то рассказали, что никогда не слышали, чтобы кто-то из людей так говорил, и поэтому они бессильны были что-либо сделать Христу: взять Его и, тем более, причинить Ему какое-то зло.
Безусловно, мы можем представить себе, как счастливы были современники Христа в том смысле, что они могли слышать непосредственно Его слова и видеть Его Самого. Не так, как показывают нам многочисленные актёры, которые пытаются иногда в каких-то религиозных фильмах сыграть роль Христа. Эта игра всегда оказывается такой кощунственной, такой бледной, такой дешёвой, наигранной и всегда оскорбляющей чувства верующего человека, христианина, потому что эту роль повторить невозможно. Если бы возможно было спасение рода человеческого кем-то другим или какими-то другими событиями, то это случилось бы. А если мог только Христос, только Бог, который принял нашу с вами природу, поражённую грехом, значит, нечего и пытаться делать жалкое подобие, всегда кощунственное и греховное, чтобы передать эти Евангельские события нам, людям ХХI века. Поэтому опытные старцы, духовники своим воцерковлённым духовным чадам никогда не благословляли смотреть религиозные фильмы типа «Страсти Христовы» или им подобные. Для людей новоначальных, не знающих Бога, может быть, эти фильмы и имеют какое-то значение, а для того человека, который беседует с Богом в молитве, который причащается святых Христовых Тайн, не надо никаких образов, потому что он зримо видит, чувствует и знает реальное присутствие Христа рядом с собой.
Возвратимся вновь к Евангелию. Огромная толпа народа забыла о том, что уже ночь надвигается, забыла о чувстве голода, забыла о том, что уже невозможно достать где-то пищи. Обо всём забыли, потому что они слушали Самого Бога. И тогда ученики проявили такую заботу о голодном народе, такую трезвенность: подошли и говорят Ему: «Место здесь пустое, и время уже позднее, отпусти народ, чтобы он пошёл в селения и купил пищи, ибо ему нечего есть». Господь говорит: «Вы дайте им есть».
Эти слова, сказанные Христом Своим ученикам, относятся и к нам с вами, потому что мы с вами хоть и грешные, но последователи и ученики Христовы. Эти слова направлены к нам, как призыв к действию. «Вы дайте есть тем людям, которые жаждут услышать о Христе, жаждут увидеть исполнение словес Христовых на примере вашей жизни. Вы удовлетворите голод их душ, стремление душ людей к познанию Бога». В конце концов, эти слова могут иметь буквальное значение, как призыв к кормлению алчущих и жаждущих, что является тоже высокой христианской добродетелью.
Когда апостолы в недоумении отвечали на эти слова Христа, как они могут дать есть такому множеству народа, Господь сказал: «Пойдите, посмотрите, сколько у вас хлебов». Апостол Андрей, немного времени спустя, сообщил, что у одного мальчика есть пять хлебов ячменных и две печёные рыбы. Господь повелел принести их Ему, а народу возлечь на траву. Затем, воззрев на небо к Своему Небесному Отцу, Он взял эти хлебы и рыбы, преломил и дал ученикам, а ученики народу. И во время этого чудесного благословления, во время преломления хлеба, во время его раздачи народу и произошло это чудо умножения хлебов. Пять маленьких хлебов Церковь всегда благословляет накануне великих Господских праздников на всенощном бдении, на литии именно в память этого чуда. И как сказано в Евангелии: ели все, и насытились, а евших было около пяти тысяч человек, не считая жён и детей.
История Церкви дополняет эти слова, напоминая нам, что еврейские семьи были необычайно многодетными, и если прибавить к этому количеству мужчин жён - это количество уже в два раза увеличивается, а если прибавить множество детей, которые были почти во всех еврейских семьях, то эта цифра увеличивается ещё в несколько раз. Такое великое множество народа накормил Господь.
Встаёт вопрос, а зачем Христос совершил это чудо. Ведь ранее, после крещения, когда дьявол приступал к Нему, а Господь постился в Иудейской пустыне и по прошествии 40 дней захотел есть и взалкал, дьявол явился Ему, зная слабость человеческой природы, и, указывая на камни, говорит: «Скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Но Господь тогда отверг это предложение дьявола и сказал, что не единым хлебом жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Это означает, что не одной пищей, не одним только хлебом будет жить человек, это воистину так.
В истории есть множество тому примеров, когда подвижники Церкви Христовой вкушали одну просфору по маленьким кусочкам, раздробляя её в течение всей недели, иногда в течение всего Великого Поста. Иногда люди в моменты тяжёлых испытаний в лагерях, в тюрьмах, где они страдали за имя Христово, были живы Духом Святым, Им подкреплялись, Им поддержива-лась и продолжалась человеческая жизнь. Не в многоядении смысл и продолжительность человеческой жизни.
Почему же Господь отверг эти искушения дьявола, а здесь Он сотворил это чудо, когда, в общем-то, никто Его об этом не просил? Господь никогда не творил чудес напоказ, ради эффекта, на публику. Творя то или иное чудо, проявляя Своё милосердие к конкретному человеку, Он чаще всего запрещал об этом говорить: «иди, и больше не греши», «иди, и никому об этом не говори». Иногда люди не выдерживали этого запрета Христова, иногда из чувства благодарности, а иногда забывая благодеяния Христа и подвергая Его новым упрёкам, новым искушениям и издевательствам от тех людей, которые ненавидели Христа и завидовали Ему в течение земной жизни.
В этом Евангельском отрывке Господь совершил чудо ради любви к людям, которые хотели есть, которые увлеклись Его словами, проповедью. Их сердца горели желанием преобразить свою жизнь, услышать слова правды, правду о Боге и как жить в этом мире. Это желание явно проявлялось в них, и Господь ради этого их порыва к Богу, ради этого их желания, ради любви к людям, сотворил это чудо.
Его современники, которые были введены в заблуждение книжниками, фарисеями, политическими вождями Иудеев, извратили образ Мессии. Вместо того образа, о котором говорили пророки, в частности, Исайя - изъязвленного, оплёванного, поруганного Христа, они ожидали увидеть в Мессии могущественного политического царя-освободителя, который вернёт былую славу Израиля и, конечно, накормит всех, оденет, даст алчущим хлеб и так далее.
Но Господь не таким путём пошёл. Не в получении земных благ, процветании и довольстве состоит смысл жизни христианина, и мы видим множество тому примеров в христианской Европе, например, которая более нас с вами славится уровнем благосостояния, защищённостью человека со стороны государства, более обеспеченной, безбедной жизнью. Там всё как бы делается для человека, всё направлено на то, чтобы помочь человеку, поддержать его - вся система законов, кредитов и многое другое, ещё нам неведомое.
Но если мы с вами сравним уровень религиозной жизни в Европе и, допустим, в России, то ни в какое сравнение указанные страны по этому показателю не могут идти, потому что благосостояние и обеспеченность, к сожалению, отрицательно воздействуют на человека. Человек, когда он погружён в преизобилие благ земных, когда он ни в чём не нуждается, не терпит никаких болезней и скорбей, то 99 % из них забывают Бога, Христос им становится абсолютно ненужным. Подтверждение этим словам мы видим в том, что сейчас к Богу, к Церкви приходят люди только через скорби, только через болезни и страдания. Но чтобы человек пришёл к Богу по своей воле, на своих ногах, в абсолютно спокойный период жизни - да нет таких, это может быть такое же чудо, как чудо исцеления, которое совершил Христос, умножив хлебы.
Когда Господь напоминает человеку через скорби, болезни близких, родных, когда его самого коснутся скорби и нестроения, беды: например, дети непослушные, строптивые, которые погружаются в какие-то страсти, пороки, когда человек использует всё, что знает, всё перепробует в жизни и ничто ему не помогает, тогда он, как к последней надежде, обращается к Богу. Но здесь, к сожалению, бывает так, что Бог верит человеку и помогает ему, а когда беда проходит, человек снова вспоминает о своём свином корыте, как блудный сын в Евангельской притче, и возвращается к своим свиным рожкам, которые ел он в «стране далече». Таково, к сожалению, неблагодарное сердце человека, и таких примеров великое множество сплошь и рядом.
Поэтому мы с вами, дорогие братия и сестры, должны очень внимательно относиться к своей духовной жизни. Ведь если быть честными по отношению к себе самим, давайте посмотрим, о чём мы молимся Богу и что мы у Него просим. А ведь просим мы обычно одно и то же, просим, чтобы в нашей жизни, как говорится современным языком, всё было благополучно. Что под этим подразумевается? Земные блага, деньги, работа, которая является источником этого благополучия. Да ещё такая работа, чтобы не сильно трудиться на ней. Чтобы не было в жизни ни болезней, ни бед, ни скорбей, чтобы дети были рядом, были послушными, благ земных как можно больше. Вот об этом только мы просим Бога, а ещё об успехах, благополучии во всех наших земных нуждах.
Но ведь об этом же просили язычники ещё до Христа, приносили жертву богам, закалывали овец и козлов, иногда даже человеческие жертвоприношения приносили, когда им казалось этого мало. Они старались Бога приручить, относились к Нему корыстно, как к некоему такому объекту, который одаривал человека с ног до головы, как к генератору гуманитарной помощи: «дай, дай того, дай сего; и хлеба дай, и денег дай, и благ дай, и всего дай». Неужели других молитв не бывает? А где молитвы благодарственные? Как редко мы о них думаем, как редко мы замечаем, какими благодеяниями окружена наша жизнь, как за многое мы должны благодарить Бога: что мы дышим воздухом, что мы ходим своими ногами, что глаза наши видят, уши слышат, что у нас есть крыша над головой, что многое другое у нас есть, что есть близкие, родные, детей нам дал Господь, любящего мужа или жену. Какое бесконечное множество благ, которые мы и богатством-то не считаем, к которым привыкаем, считаем само собою разумеющимся и неотъемлемыми нашими дарами. А святые отцы говорят на этот счёт, отрезвляя нас: твоё только то, что было, когда ты не родился; а как родился, всё, что было, дал тебе Бог, как и само рождение, потому что душу и жизнь даёт Господь. Вся жизнь от начала до конца, от первого вздоха до последнего - это дело Его милосердия, Его любви к нам.
А как мы должны молиться о спасении души своей? Не о богатствах, которые сыпались бы на долю наших детей, а чтобы Господь души их спас, чтоб они удержались от грехов, чтоб они не жили, как все, как стадо, увлечённое какими-то более новыми или старыми, часто глупыми идеями. Чтобы дети шли ко Христу, чтобы дети были в Церкви, чтобы дети нашли Бога и молились Ему. Сплошь и рядом можно видеть примеры того, когда дети обеспечены, когда дети сами стоят на ногах, и родители вообще о них не думают: они считают, что дети их благополучны, как сейчас говорят, успешны в жизни. На самом-то деле, этот успех призрачный, он только к этой жизни относится, да и то полного успеха жизненного никогда не бывает, какие бы должности и какие бы таланты у человека ни были. Всё сыпется, всё крушится, фирмы закрываются, кризис наступает, и происходят многие другие вещи, которые от Бога посылаются нам с вами для того, чтобы мы поняли, что всё в этом мире зависит только от Него.
Поэтому мы с вами не должны бесконечно докучать Богу своими земными, иногда совершенно ненужными, излишними просьбами. Сколько вокруг таких примеров, когда эти молитвы исполняет Бог, даруя нам те или иные материальные блага. Получаем мы их, но воспользоваться не можем: иногда они не нужны нам, иногда стараемся для детей что-то сделать, а дети, разбалованные нашим вниманием и опекой, оказываются ни к чему не приспособленными в жизни. И получается, что они не умеют, а самое страшное, не хотят работать, не хотят сами жить, сами зарабатывать и обеспечивать себя. Сколько таких примеров, когда чрезмерной заботой мы калечим жизнь и себе, и своим детям. Поэтому не должны мы обольщаться, не должны видеть только в этом помощь Божию в своей жизни.
Интересно отметить, что во времена антихриста, когда он придёт и воцарится на земле, то прельстит людей именно повторением чудес Христовых, только направленных на потребу публики, на эффект зрелища, ради того, чтобы увлечь сердца людей и увести их за собой. Прельстит антихрист людей множеством чудес и даст хлеб в обмен за продажу их бессмертных душ. Об этих страшных временах предупреждает нас Церковь Христова, что не во внешних чудесах счастье и не в этом смысл христианства.
И сегодня, кроме воскресного дня, празднуется ещё и память величайшего пророка Божия Илии. Он называется великим, славным, грозным пророком. Илия жил почти за тысячу лет до рождества Христова в Израиле во времена царствования нечестивого царя Ахава. Этот царь, у которого, в общем-то, в какие-то минуты были проблески раскаивания и здравого смысла, под влиянием своей супруги Иезавели, дочери Сидонского царя-язычника, подпал под влияние язычества. При его правлении царица Иезавель принесла в Израиль идолов Ваала и Астарты. Идол Ваала выглядел следующим образом: это было огромное медное изваяние, подобие человека с бычьей головой и с огромной отверстой пастью. Внутри этого чудовища разводился огонь, и израильтяне, следуя языческим ритуалам, приносили в жертву младенцев, помещая их на протянутые «руки» идолов, по которым несчастные младенцы с криком и с ужасом скатывались в зияющую пасть этого чудовища, а там была раскалённая печь. Чтобы не слышать воплей невинных детей, весь процесс жертвоприношения сопровождался музыкой, танцами, криками, воплями. Вот до какого нечестия и безумия дошёл Израиль в те времена. Празднества, посвящённые богине Астарте, устраивались обыкновенно в тенистых кущах, рощах и садах и отличались особой разнузданностью и развратом. Это всё считалось служением каким-то «высоким» религиозным целям.
В эти страшные времена и жил пророк Илия. Когда он видел это нечестие людей, что народ совращается и идёт за идолами, он вознегодовал, возревновал о славе забытого Бога Израилева, пришёл к царю Ахаву и сказал: «За то, что ты и народ отвратились от Бога, не будет дождя на земле твоей три года и шесть месяцев». И было так по слову этого великого пророка, потому что он имел такую пламенную молитву, настолько он был проникнут ревностью, что Бог слушал его, и не только дождя не было, но и утренней росы. Высохла вся земля, растрескалась, и жизнь была в смятении и опасности. На грани смерти был весь Израиль.
Когда окончилось это время, то пророк Илия снова нашёл этого нечестивого царя и говорит: «Полно хромать на оба колена, собери к горе Кармил всех вааловых жрецов, и пусть они построят жертвенник, положат жертву на него, но огня не возжигают. Пусть молятся, и если их бог ниспошлёт огонь, то он - Бог истинный, а если после моей молитвы Господь даст огонь, значит, он Бог истинный, и Израиль должен вернуться к своему Богу. И царь Ахав согласился на это интересное, дерзновенное испытание. В наше время устроить бы нечто подобное, и Господь непременно явил бы Своё чудо. Только это чудо ни к чему бы не привело, опять бы люди возвратились к своим грехам и страстям, потому что служение Богу - это всегда труд и подвиг, а жизнь без Него людям кажется каким-то счастьем, какой-то глупой, свинской, скотской жизнью без всяких ограничений.
Чем же окончилось это испытание? Жрецы вааловы числом около четырёхсот пятидесяти, плюс ещё их помощники и служители – представляете, какая армия была этих жрецов-совратителей народа израильского. Устроили жертвенники и с утра до вечера молились, кричали, танцевали и орали, а пророк Илия ещё и немного издевался над ними: «Кричите больше, может, бог ваш спит или, может, занят чем-то и не слышит». Таким образом, до самого вечера они пробесновались, и не было никакого чуда, небо молчало. Тогда пророк Илия отстранил этих совратителей, подошёл сам с людьми, верными ему, повелел ещё воды налить на этот жертвенник, на дрова, на жертву, так, что весь ров наполнился водой, чтобы не подумали, что это чудо случайное или как-то подыграно. Пророк Илия, став на колени, начал молиться: «Господи, Боже Израилев, яви пред людьми, что ты - Бог истинный, и нет иного, разве Тебя». При этих словах сошёл с неба огонь, который сжёг всё: и дрова, и жертву, и сами камни рассыпались в прах и были сожжены огнём.
Это было явное чудо доказательства бытия Бога. Пока весь народ находился под впечатлением произведённого эффекта в покаянном порыве, пророк Илия приказывает схватить вааловых жрецов. Они все были казнены, и была надежда, что Израиль обратится к Богу. Но увы, ни чудом, ни доказательствами бытия Бога никого не обратишь, потому что не через разум, не через внешнее чувство доказывается Бог и является человеку, а через уменьшение своих собственных грехов.
Так было с Израилем, так происходит и с нами. Потому что такое же чудо, как, допустим, схождение благодатного огня, которое ежегодно происходит в Иерусалиме по молитве православного патриарха, к сожалению, тоже мало кого укрепило в вере, а если укрепило, то на какое-то мгновение, на период красивого зрелища. А потом как человек вёл животную, скотскую жизнь, так и возвращается опять же к ней.
Пророк Илия затем подвергся гневу царицы Иезавели. Когда она узнала, что её ставленники, её пророки умерщвлены, она поклялась, что и пророк Илия будет лишён жизни. Спасаясь от её ярости, пророк Илия был вынужден покинуть страну Израиля. Но позднее суждено было ещё раз встретиться и Ахаву, и Иезавели с этим пророком. Однажды Ахав гулял возле своих владений и увидел прекрасный виноградник, который принадлежал одному человеку именем Навуфей. Этот виноградник примыкал к его владениям.
Такая жизненная ситуация, прямо из нашей жизни. Рядом брошенный участок, или сосед уехал, или не обрабатывает землю. Так хочется, ну прямо так глаз смотрит выровнять межу, пока никто этого не видит. Это заложено в природе человека. Это у нас с вами грешные мысли, а царю кто может воспрекословить. Сейчас нашим властям никто не может помешать в таких делах, связанных с земельными наделами, а там тем более.
Пришёл он к Навуфею и говорит: «Отдай мне виноградник твой». Он отвечает: «Как я отдам его, он достался мне от отцов моих». Надел переходит из рода в род, а у евреев это было, как священная собственность, как память о роде, независимо от плодов, от качества этой земли. Это была святыня для них. И он говорит: «Как я тебе передам то, что из рода в род принадлежит мне»? Пришёл царь грустный домой, а Иезавель заметила это и спрашивает: «Что случилось, кто опечалил царя»? Он рассказал. И супруга его, Иезавель, будучи очень практичным человеком, говорит: «Ешь, пей, царь, к вечеру виноградник будет твой». Она приказала старейшинам Израильским собрать совет, пригласить туда Навуфея, посадить на почётное место и построить заседание совета так, чтобы обвинить его в богохульстве и оскорблении царя. И когда это будет исполнено, вывести его за город и побить камнями. Бедные старейшины, которые заискивали перед властью, так и поступили.
Когда Навуфей был предан смерти, и Ахав уже гулял по его винограднику, наслаждаясь красотой захваченной земли, внезапно появляется пророк Илия и говорит: «Так, как ты пролил кровь невинную, так и твою кровь будут лизать псы». И, обратившись к Иезавели, говорит: «И тебя за это растерзают псы». Эти пророчества Илии сбылись очень скоро, буквально через несколько лет, когда Ахав был на войне с каким-то языческим царём, был ранен, вся колесница была залита его кровью. По дороге он скончался. Когда мыли эту колесницу от царской крови, то псы лизали эту кровь, и свиньи пили эту кровяную воду. А когда новый царь Иуий стал править Израилем, Иезавель была сброшена из окна своего дворца и затоптана конями, проезжавшими в это время мимо царского дворца. А когда слуги, которые исполняли этот приказ, спустились, чтобы погребсти её тело, от неё уже ничего не осталось, потому что собаки разорвали её тело на куски, и она была съедена.
Вот так, дорогие братия и сестры, оканчивалась жизнь тех, кто не слушал пророков. Из этих примеров мы видим, что пророк Илия был преисполнен необыкновенной любви и верности о славе Божией. Он так угодил Богу, что живым был взят на небо, минуя смерть. Мгновенно явились огненные небесные кони, и он был унесён и вознесён ими на небо.
Предание Церкви дополняет этот рассказ интересной деталью. Пророк Илия явится во времена антихриста и три с половиной года будет проповедовать и отвращать людей, оберегать их, чтобы они не пошли за антихристом. И как сказано в «Апокалипсисе», зверь сразится с ним, победит и убьёт его. Это убийство пророка, избежавшего смерти в своей жизни, как говорится в «Апокалипсисе», будет осуществлено к общей радости всего народа .
В этом ничего странного нет, потому что народ всегда ликовал, всегда рукоплескал, когда мнимых врагов народа ссылали в лагеря: в Соловецкие и другие. Это делалось при общем молчании и одобрении народа, при всеобщем голосовании. Ветхозаветные пророки все до одного были убиты, ни один своей смертью не скончался. Апостолы все были убиты, кроме возлюбленного Иоанна Богослова, и то, которого мучили, но который избежал мучительной смерти только особым устроением Божиим, чтобы нам с вами оставить откровение о будущих судьбах мира и Церкви Христовой.
Дай Бог нам с вами, дорогие братия и сестры, может быть, входящим во времена антихриста или живущим в преддверии их, не пойти за этими лживыми чудесами, за этими внешними эффектами, уводящими человека от Бога. Чтобы у нас была ревность о славе Божией, желание жить с Ним и быть верным Ему до конца своих дней. И тогда над нами, может быть, по милости Божией исполнятся слова Священного Писания: «будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Аминь.
02.08.2009г.
Достарыңызбен бөлісу: |