Воспитательный идеал в свете духовно-нравственного развития
в современной российской школе
Трофимов Тимур Александрович,
учитель истории, обществознания, МХК и ОПК
МБОУ «Высоковская средняя общеобразовательная школа»
Рыбновского района
Ссылаясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС второго поколения и предыдущих концепций по духовно-нравственному воспитанию школьников, есть смысл утверждать, что современной российской школе отводится роль инициатора и организатора деятельности всех общественных институтов (семьи, религиозных и общественных организаций и др.) по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения.
«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества», - заявляют авторы концепции и далее излагают цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, определяют фундаментальные социальные и педагогические понятия, базовые национальные ценности, современный национальный воспитательный идеал. Согласно концепции, в настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания. Утверждается, что следует воспитывать высоконравственного, творческого, компетентного патриота России. Но встает вопрос «как это делать?», если сами ценности для реального школьника стали относительны. По сути, педагогам предлагается делать то, что они никогда и не переставали делать.
Проблема видится в отсутствии здоровой мировоззренческой системы, глубоком либерализме современной российской школы, который характеризуется прежде всего размытостью ценностей и смещением приоритетов. Особенно опасно данное явление для подрастающего поколения, которое именно в юном возрасте должно быть четко сориентировано в сфере ценностей и приоритетов. В противном случае ценностная дезориентация приводит к тому, что ребенок, лишенный знаний об основных категориях бытия, не понимает, по каким законам существует мир, и как ему вести себя в этом мире. Проецируя данную ситуация на конкретную личность, можно говорить о том, что, не имея ценностных ориентаций, ребенок, воспитанный в категориях свободы и толерантности, перестаёт адекватно воспринимать окружающую его действительность. Это и приводит к тому, что он позволяет себе неуважительное отношение к старшим; ценность образования перестает быть для него определяющей; выбор профессии фактически не реализовывается: студент чаще всего не идет работать по той специальности, которую получил; слово «Родина» становится пустым звуком.
Внимательное рассмотрение проблемы позволяет сделать следующий вывод: либерализм современного образования коренится в отсутствии Абсолюта, абсолютной ценности, идеала - того мерила, по отношению к которому все остальное будет относительным. Введение данной категории «абсолютного» позволит сделать образовательно-воспитательную систему логичной и завершенной. Важно указать подрастающему поколению тот стержень, ту основу, на которой они смогут построить свое мировоззрение, которое, в свою очередь, даст им надежные ориентиры в дальнейшей жизни. И в этом отношении должен быть полезен опыт Православной Церкви, которая предлагает свой Идеал. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России
8 февраля 2012 года заявил: «Нам нужно деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства. Я знаю, что церковные организации, религиозные организации к этому готовы и хотят такой работы с государством». Далее В.В. Путин выделил три основных направления взаимодействия: 1) поддержка семьи, 2) образование, воспитание и просвещение, 3) государственная поддержка социального служения. Относительно взаимодействия в области образования премьер-министр высказал следующее мнение: «Второе направление нашей партнерской работы – это образование, воспитание и просвещение. Здесь еще сохраняется целый ряд проблем, которые искусственно сдерживают деятельность, деятельное участие религиозных организаций в образовательной сфере. Вы знаете, что после таких бурных и продолжительных дискуссий в 2009–2011 годах у нас прошла апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики». В этой работе приняло участие почти 0,5 миллиона детей, школьников, 20 тыс. преподавателей и 30 тыс. школ. Я не слышал ни одного серьезного негативного отзыва, в целом обществом эта практика воспринята положительно и получены очень хорошие результаты».
В связи с этим, хотелось бы обратиться к опыту христианской философской мысли XX века и рассмотреть вопрос о категории Абсолютной Истины, который является ключевым в труде «Человек против Бога» известного американского православного богослова и публициста иеромонаха Серафима Роуз. Понятие Абсолютной Истины он полагает в религиозно-философскую сферу, отождествляя высший Абсолют с Богом: «…Истина, если она существует, может быть только абсолютной, поскольку в противном случае невозможным станет процесс познания. Относительность истины уничтожает критерий, по которому определяется все: что есть знание, что есть добро и зло, что есть Истина, а что ложь. В отсутствии правильного ориентира самостоятельное богоискательство может привести человека к подмене Истины, ко лжи, которая есть “неузнавание образа Божия”»1.
Серафим Роуз также связывает понятие Абсолютной Истины с нигилизмом, подразумевая под этим понятием отрицание Абсолюта, отрицание Бога. Изъятие Абсолюта из любой системы рано или поздно приводит к ее краху. Согласно теории Серафима Роуза, нигилизм проходит несколько стадий в своем развитии.
Начальный этап нигилистического развития – либерализм, своего рода «пассивный нигилизм». Либерал продолжает говорить, по крайней мере, в официальных случаях, о «вечных ценностях», «вере», «человеческом достоинстве», «высоком призвании» человека или его «неугасимом духе», даже о «христианской цивилизации», но совершенно очевидно, что эти слова уже не означают того, что они означали раньше, они для него просто метафоры, образы речи.
Следующий этап – реализм. Для реалиста коренные вопросы бытия просто не существуют, для него нет вообще ничего, кроме самого очевидного. Либерал безразличен к абсолютной истине, подобное отношение коренится в его исключительной приверженности к здешнему миру; у реалиста это безразличие переходит во враждебность, а приверженность к миру – в фанатическую преданность ему.
Следующая ступень нигилистического прогресса – витализм. Он предполагает отрицание христианской Истины в сочетании с некоторой псевдодуховной претензией. Главное отличие витализма от первых двух ступеней нигилизма в характере духовного состояния людей в течение периодов, характеризующихся этими явлениями. «В либерализме и реализме нигилистическая болезнь все еще относительно поверхностна, она принадлежит в основном к области философии и распространяется только на интеллектуальную элиту. В витализме эта болезнь развивается не только качественно, но и количественно: впервые простые люди начинают проявлять признаки нигилизма, который прежде ограничивался лишь немногими»2.
Витализм перестает иметь отношение к Истине, его занимают вещи иного порядка, упраздняя Истину как критерий человеческих действий, витализм подменяет Ее иным критерием – жизнеспособностью. Витализм гласит, что «единственный неизменный принцип этого мира есть само изменение». Объективные истины, на которые еще мог опереться реализм, исчезают, все сводится к субъективному опыту и субъективным ощущениям. «Витализм есть плод не «свежести» и «жизни», которых с такой безнадежностью ищут его последователи», - утверждает Серафим Роуз, - «но, напротив, плод разложения и безверия, представляющий собой предпоследнюю ступень умирающей цивилизации». За витализмом может следовать лишь одна – заключительная ступень, которую предстоит пройти нигилизму: нигилизм разрушения.
На этом этапе нигилизм, наконец, проявляет себя в чистом виде. Основной принцип всякого нигилизма, и, прежде всего, оправдание нигилизма разрушения заложено в следующей фразе Ницше: «Нет Истины, все дозволено»3. Разрушение является неотъемлемой частью программы нигилизма и наиболее четко выражает то преклонение перед ничем, которое составляет основу нигилистического «богословия». Нигилизм разрушения – не преувеличение, но наиболее полное воплощение глубочайшей задачи всего нигилизма в целом. «В нем нигилизм принимает самую ужасную, но самую истинную свою форму, в нем ничто снимает с себя все маски и предстает во всей своей наготе»4.
Проецируя данную теорию на систему современного образования, можно утверждать, что на данном этапе в образовании существует множество идеалов, каждый из которых претендует на звание абсолютного. Одни во главу угла ставят лидерство, другие – моральные ценности, третьи – повышение уровня образования. Но каждый из этих Абсолютов легко становится относительным в зависимости от условий, в которых рассматривается. Это легко доказывается хотя бы тем, что возможно существование нескольких абсолютов, что по определению абсурдно, так как только при наличии единственного и неповторимого Абсолюта возможно строить относительную ему систему.
Рассуждая о необходимости понятия Абсолюта в системе духовно-нравственного воспитания, православная педагогика предлагает в качестве такого абсолютного основания христианский идеал, то есть Самого Христа, Который и есть мера всех вещей. Именно на этой Абсолютной Истине возможно построение воспитательной системы, которая способна дать верные ориентиры подрастающему поколению.
Список интернет-ссылок:
-
http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
-
http://www.pravoslavie.ru/smi/51480.htm
-
http://www.potachca1.narod.ru/yhitel7.html
Достарыңызбен бөлісу: |