Тема: «Восприятие»
Цель: формировать понятие о восприятие. Раскрыть роль восприятия в жизни и деятельности человека. Историчность восприятия. Дать характеристику восприятий и его особенностей, видов (предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность). Уровни перцептивных действий (обнаружение, различение, идентификация, опознание). Формировать понятие о восприятии как о действии - роль моторных компонентов в восприятии; роль наблюдения.
Самостоятельная работа. Изучить тему: «Зрительные иллюзии и их причины»: - выделить виды зрительных иллюзий у человека; охарактеризовать зрительные иллюзии у животных; - определить общие факторы вызывающие зрительные иллюзии. (1, 2). Физиологическая основа восприятия
Основные понятия: Восприятие, предметность, целостность, аккомодация, конвергенция, бинокулярное зрение, корреспондирующие точки, структурность, константность, апперцепция, выборочность, иллюзия.
Литература.
-
Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
-
Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. С-П., 1999.
План.
-
Понятие о восприятии и характеристика его основных особенностей (повторение).
-
Физиологические основы восприятия.
-
Восприятие как действие. Уровни перцептивных действий.
-
Объем восприятия.
-
Классификация восприятия.
-
Наблюдение и наблюдательность.
1. Понятие о восприятии и характеристика его основных особенностей
Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Особенности восприятия – предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность восприятия это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (сравнение моторики руки и глаза). Таким образом, возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента (для всех модальностей).
В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течении некоторого времени. (музыка звучит после окончания).
Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменение условия восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов (машина в вдалеке, лист освещенной бумаги и т.д.).
Предшествующий перцептивный опыт играет большое значение в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всем предшествующим опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности.
Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимаются не само ухо и глаз, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. ☻ Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Осмысленность. Восприятие человека связано с мышлением, которое выражается в том, что сознательно воспринимать предмет это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенному классу, связать его с определенным словом. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся у него данных.
Активность (избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные предметы реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.
2. Физиологические основы восприятия.
Восприятие – рефлекторный процесс. В основе в. лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве отдельных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
По сравнению с ощущениями в. более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие (например, иностранная речь). Благодаря синтезу мы воспринимаем не отдельные звуки, а слова и фразы.
В основе в. лежат 2 вида нервных связей: связи образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (мелодия, один сложный раздражитель) – представляет собой сочетание отдельных звуков воздействующих на слуховой анализатор). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.
Межанализаторные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя, - т.е. связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.
Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в в. мы глубже познаем мир, чем в ощущениях. Итак, в основе сложного процесса построения образа в. лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
3. Восприятие как действие. Уровни перцептивных действий.
В. – своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Моторные процессы – движения руки, глаз, гортани и т.д.
Виды движений руки и глаза во время осязания:
-
Движения поисковые, установочные и корректирующие (поиск заданного объекта восприятия, установка руки в «исходную позицию», корректировка этой позиции).
-
Движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов. Это класс гностических, перцептивных действий.
Движения глаз выполняют различные функции и поэтому разнообразны по форме. В зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз.
Макродвижения глаз: прослеживающие (позволяют глазу непрерывно видеть перемещающийся объект) и саккадические. Саккадические движения – это быстрые скачки глаз, наблюдаемые, при чтении или рассматривании неподвижных объектов. Человек обычно имеет ложное представление о поведении собственных глаз. Глаза перемещаются скачкообразно и эти скачки чередуются с фиксациями. Скачек совершается в среднем за 0, 022 секунды. Когда глаз не движется, а взор устремлен на объект, говорят о зрительной фиксации объекта. Именно в момент фиксации мозг получает максимум информации. При рассматривании картин глаза находятся в состоянии фиксации в течении 95% всего времени. При чтении фиксация занимает 90 %.
Развитие навыков чтения происходит за счет трех факторов: 1) уменьшается число фиксаций на одной строке; 2) сокращается длительность фиксации; 3) сокращается число возвратных движений в процессе чтения. Большое количество фиксаций в процессе чтения во многом определяется сложностью текста для читателя. Хороший читатель приспосабливает, подстраивает свою скорость чтения к особенностям текста.
Если вы пристально смотрите в какую-либо точку неподвижного предмета, что субъективно у вас возникает впечатление, что ваш взор фиксирован. Однако, этот процесс в действительности сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями: быстрыми скачками и быстрыми колебаниями (тремор глаз). Таким образом, говорят не о точке фиксации, а скорее о зоне или области фиксации.
Новые данные показали (В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес), если стабилизировать изображение относительно сетчатки глаза, то испытуемый через 2-3 сек. перестает его видеть.
Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и подвержены перестройкам.
Восприятие – это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.
Уровни прецептивных действий:
-
Обнаружение.
-
Различение.
-
Идентификация.
-
Опознание.
1.2. относятся к перцептивным, 3.4. к опознавательным.
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Ее конечный результат формирование перцептивного эталона. При формировании перцептивного образа наблюдатель начинает выделять несколько свойств в качестве наиболее информативных. Он превращает некоторые свойства предметов в оперативные единицы восприятия.
Оперативные единицы восприятия – содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи ( границы яркости, очертания и пр.)
Оперативные единицы восприятия динамичны (чтение – обучающийся действует с отдельной буквой, выделяя в ней элементы, очертания, затем его предметом становиться целая буква, затем – слоги, слова, отрывки фраз, целые фраза и пр.).
Итак, характерной чертой перцептивного действия является его развернутость (последовательность). Конечный результат при этом – формирование образа предъявляемого объекта. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществлять опознавательные действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация – это отождествление двух одновременно воспринимаемых стимулов или отождествление непосредственно воспринимаемого стимула с образом, хранящимся в памяти.
Опознание включает отнесение предъявляемого стимула к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее и извлечение соответствующего эталона из долговременной памяти.
4.Объем восприятия.
Сколько объектов может охватить наблюдатель в течении одной фиксации?
В экспериментах по исследованию объема восприятия обычно используют в качестве раздражителей на различные объекты: цифры, буквы, бессмысленные слоги, точки. Испытуемым на короткое время предъявляют различное число объектов и определяют число правильно опознанных.
При предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов. Когда объекты группируются (буквы в слова, части фигур – в целые фигуры), объем восприятия от 4 до 8 единиц, но это уже сгруппированные единицы.
Зрительный образ объекта сохраняется на короткое время после окончания времени экспозиции в виде после образа. Испытуемые могут использовать этот быстро стирающийся отпечаток, осуществляя выбор той части материала, которая соответствует команде. Остальное стирается виз памяти и не может быть восстановлено. Таким образом, объем воспроизведенного материала зависит не от объекта восприятия, а от возможности памяти.
5.Классификация восприятия.
Повторение. Классификация восприятий. Восприятия различают по сенсорным особенностям (зрительные, слуховые, обоняния, прикосновения, вкуса, кинестетические, болевые и др.), по отношению к психической жизни (интеллектуальные – научные знания, эмоциональные, эстетические – восприятие художественных произведений), по сложностям восприятия (восприятие пространства, движения, времени).
В восприятии пространства движении и времени принимают большее или меньшее участие разные анализаторы в их взаимосвязи.
В. пространства происходит с участием зрительного, кинестетического (двигательный) и слухового анализатора. Объект пространственного в. – дифференциация размеров и форм предметов, расстояния, размещение их в пространстве, глубины, рельефа. В. размеров при помощи зрения и прикосновения достигает значительной точности.
В. горизонтальных линий точнее чем в. вертикальных. В В. Пространства большую роль играет глазомер.
На слух человек достаточно успешно воспринимает направление звука в пространстве: далеко, близко, вверху, внизу, справа, слева.
В. расстояния, глубины и рельефности происходит по разному при монокулярном и бинокулярном зрении. При бинокулярном восприятии (в. двумя глазами) точность определения расстояния больше, чем при монокулярном (вос. Одним глазом). В. глубины и рельефа зависит от того, как отражается предмет на сетчатке глаза: корреспондирующих или диспаратных точках сетчатки. Если возбуждаются корреспондирующие точки сетчатки (т.е. симметрично размещенные в правом и левом глазу относительно центральной точки), то изображение воспринимается как один предмет в одной плоскости. Если же предмет отражается на сетчатке диспаратно ( не корреспондирующими точками), двумя глазами по разному расположенными относительно центральной точки, тогда мы видим предмет или удвоенным, если диспаратность значительна, или объемно, рельефно, если она незначительна. На этом принципе построены стереоскоп, стереоскопическое кино. В в. пространства важную роль играют аккомодация и конвергенция органов зрения. Аккомодация – это изменение выпуклости кристаллика в соответствии с расстоянием до предмета. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становиться более выпуклой. С возрастом хрусталик постепенно становиться менее подвижным и теряет способность к аккомодации, т.е. к изменению своей формы при взгляде дна различно удаленные предметы. В результате развивается дальнозоркость, которая выражается в том, что ближайшая точка ясного видения с возрастом отодвигается все дальше и дальше. Конвергенция – обращение глаз к предмету восприятия. Аккомодация и конвергенция связанны с восприятием расстояния и объема предмета.
В. движения – это отражение изменения положения предметов в пространстве. В. движения зависит от того, как воспринимается движущийся предмет относительно другого неподвижного или движущегося предмета. В первом случае движение предмета воспринимается более адекватно, чем во втором.
При восприятии движущегося предмета относительно другого предмета, движущегося в том же направлении или ином, может возникнуть иллюзия отсутствия или наличия ускорения.
Если в поле зрения нет неподвижного предмета, относительно которого воспринимается движущийся предмет, то движение воспринимается в 15-20 раз медленней. Движение самолета на фоне безоблачного неба кажется замедленным.
Восприятие времени заключается в отражении и продолжительности и последовательности действия раздражителя на организм. Специального органа для восприятия времени нет. В восприятии времени берут участие все анализаторы, отражая продолжительность действия стимулов. Важную роль в восприятии времени играют различные органические изменения, их ритмичность (дыхание, сердцебиение и т.п.). Восприятие последовательности происходит благодаря перерывам в продолжительности действия раздражителей на анализаторы.
Восприятие интересного вызывает иллюзию ускорения хода времени, а восприятие неинтересного, неприятного, создает иллюзию его замедления.
6. Наблюдение и наблюдательность.
Условия адекватного восприятия – наблюдение и наблюдательность. Они проявляются при целенаправленном, произвольном восприятии. Наблюдение отличает произвольное в. от непроизвольного. Показатель наблюдения – длительное, целенаправленное сосредоточение внимания на предмете восприятия. Осуществляется с определенной целью, по плану.
Для успешного наблюдения необходимо определить цели наблюдения, составить его план – где, когда и как провести наблюдение, создать необходимые условия для этого, подготовить способы наблюдения (устройства, инструменты) и фиксации его результатов. Наблюдать нужно уметь. Не все взрослые владеют этим умением.
Уровень умения наблюдать зависит как от обучения наблюдению, так и от наблюдательности как качества личности. Если приучают наблюдать явления природы, поведение животных, те или иные аспекты жизни, то в нем развивается такая черта как наблюдательность.
Наблюдательность – способность замечать в объектах малозаметное, но важное для понимания их сути.
Наблюдение и наблюдательность играют важную роль в обучении и трудовой деятельности. И.П. Павлов считал, что наблюдательность крайне нужна ученому. В его институте висела надпись: «наблюдательность. Наблюдательность, наблюдательность».
К.Д.Ушинский рекомендовал учителям учить детей наблюдать, если они хотят развивать в них ум, поскольку наблюдение дает материал, факты для мышления.
Достарыңызбен бөлісу: |