Введение в авестийскую духовную традицию



бет1/2
Дата27.06.2016
өлшемі196.5 Kb.
#162072
түріГлава
  1   2
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В АВЕСТИЙСКУЮ ДУХОВНУЮ ТРАДИЦИЮ.

Авестийская Духовная Традиция - это высокоэффективная традиционная арийская система научного познания мира и духовного развития. Тысячи лет передавалась она по непрерывной линии священников-зороастрийцев. Система выходит за рамки Зороастризма как религии, потому, что основана в первую очередь не на религиозной вере, а на нашем личном опыте развития. Система начала свое существование как Авеста - «фундаментальное космическое знание», еще задолго до пророка Заратуштры. Через него и его последователей система прошла опыт тысячелетних практик и выработала надежные и эффективные методы. В наши дни Авестийская Духовная Традиция может использоваться публично, будучи адаптированной к задачам и потребностям современного светского общества Земли.

Авестийская традиция относится к самым древним духовным системам на Земле. Она процветала в древнейшей Арийской цивилизации и образовала фундамент современной человеческой гуманистической культуры и философии. Для понимания истории Авестийского периода, мы должны отправиться назад в глубокую древность, период до последнего Евразийского оледенения более 10 000 лет до Р.Х. Первый родовой правитель, объединивший разрозненные семьи и общины в единое арийское племя был князь Гайомард. В прямом переводе с древнего авестийского языка его имя значит – «дух, имеющий смертную жизнь». Он сумел создать первые правила племенного общежития и объявил духовные принципы, задачи человеческого общества. Он консолидировал арийское племя и ввел общую систему хозяйствования. Народность состояла из большой родовой общины, со смешанной моделью хозяйства. Люди занимались охотой, кочевым скотоводством и земледелием. При нем племя арийцев впервые устойчиво проживало на вверенной территории. Начались устанавливаться технические основы будущего прогресса в качестве жизни и древних технологиях. При Гайомарде установилась самоидентификация племени как ариев – «благородных», были приняты правила и законы общественного устройства. Повышение качества и безопасности жизни привело к первому исторически зафиксированному «пассионарному взрыву» на Земле - качественно-количественному росту арийского этноса. Произошло значительное увеличение численности населения и размера вверенной территории. От князя Гайомарда первая арийская династия, богом назначенных правителей стала называться Пешдад, что переводится с авестийского языка, как установители божественных законов.

Как утверждается в текстах зороастрийской Авесты, Гайомард был первым человеком- правителем племени, которым имел покровителем Единого Бога. Он назван на авестийском языке Мазда - «Мудрейший дух». Гайомард получал послания и советы из духовного мира, и передавал их своим соплеменникам. Он познал, что во Вселенной есть Единая управляющая сила - Вселенская Мудрость. Эта сила и есть главный объект уважения и поклонения со стороны людей. Вся Вселенная и человек – его творение. Это послание Гайомарда ариям и явилось основой системы Маздаянской веры. По сей день «Маздаясни Заратушти» называют себя Зороастрийцы - те, кто следуют Маздаянской вере пророка Заратуштры. Зороастрийцы – этнические арии, потомки древних Маздаянцев Гайомарда. Мазда – Вселенская Мудрость, высшее существо, позднее в народе приобрело титул Ахура, что значит «Божественный Творец». Таким образом появилось авестийское название Единого Бога – Ахура Мазда и средневековое сокращение в языке пахлави Хормазд. Со времени жизни и служения пророка Заратуштры самоназвание «Маздаясни Заратушти» применяется всеми зороастрийцами.


Латинское слово «религия» значит объединять физический и духовный мир. Похожее слово в Авестийской Духовной Традиции (далее АДТ) «Деен» - духовное знание, идет от корня «Де» - ясное видение. То есть в АДТ религиозность – это не простая вера, а личный опыт саморазвития.

Традиция зародилась на территории Арья Вейджа – Арийский простор. Ее первоначальное местонахождение – северный Евро-азиатский район вокруг Уральских гор и полярного океана. Территория тогда имела прекрасный мягкий климат (похожий на современный климат Великобритании). Еще в каменном веке, постепенно в результате южного переселения Авестийские арии расселились по Средней Азии и Черноморско-Каспийскому региону.

АДТ, на основании своих главных этических принципов, выражается в трех словах – Хумата. Хукта, Хваршта, - «благие мысли, слова, дела». Ее идеалы в служении, справедливости, щедрости, альтруизме. Традиция подразумевает прогресс, успешность, изобилие всех добрых творений.

Зороастрийская религия, которая развилась, как чистая линия веры от Авестийской традиции была государственной религией Ахаменидской, Парфянской, Сасанидской империй с 6 века до н.э. по 7 век н.э. После падения государства Сасанидов, множество зороастрийцев мигрировали из Персии для спасения своих жизней и традиционной веры. Большинство из них достигли Индии, где сегодня проживает 50% всех зороастрийцев.

Авестийская философия имеет Космические принципы, где человек ценится как важная часть космического божественного вселенского мира. Человек создан Богом-творцом, с помощью своих лучей – творческих сил и принципов Амешаспентов, Язатов, Фравашисов и других духовных существ. В нас как в Микрокосме отражаются все космические системы гигантского Макрокосма. Авеста говорит, что для единства с Вселенским Богом и его космическими силами нам надо настроиться на внутренние скрытые силы в нас. Так мы обретем успех и счастье в жизни, реализацию задачи воплощения здесь.

Мир вокруг и творения природы являются божественными и достойны почтения и уважения людей. Множество ресурсов природы было создано для пользы людей, и мы должны беречь природу. Этические и духовные стандарты зороастризма очень высоки и универсальны для применения в жизни. Поэтому носители традиции имеют такое уважение среди других религий и верований. Зороастризм - действующая религиозная система Авестийской Духовной традиции - самая старая живая религия в мире. Она зародилась в архаичной древности и передана нам через пророка Заратуштру Спитама, который принадлежал системе Единобожия Маздаясни.

Пророк Заратуштра родился в стране Арьяне (Иране). Он преподавал единобожие впервые в истории человечества. Заратуштра учил, что есть только один Бог – Ахура Мазда - к кому человечество должно направить его просьбы, ходатайства и благодарность. Он всегда добрый, милосердный Бог, который всегда желает и готов помочь человечеству. Ахура Мазда не вмешивается в работу Законов Природы, которую он сам создал и привел в движение. Им завещано людям быть очень внимательными к своей жизни и всегда произрождать хорошие мысли, слова и дела.

Огонь оценён последователями Заратуштры как живое воплощение Ахура Мазды. Сам Творец изображается как свет, полный сияния. Как и Творец, огонь дает свет, сияние и жизнь. Огонь является самым близким к Богу, не только на основании его сияния, но также и из-за свойственных ему качеств. Поэтому огонь освящен и установлен в храмах огня как символ Ахура Мазды, горя постоянно. В Индии Последователи Заратуштры имеют священный огонь в местечке Удвада, уже непрерывно горящий в течение тысячи двухсот лет. Есть несколько других священных огней, горящих от 350 до 1000 лет.

Пророк Заратуштра преподавал почитание природы и всех естественных созданий. Он учил тому, что, хотя создания используются человечеством, необходимая обязанность человека заботиться о них.

Иран был цитаделью Зороастризма нескольких тысячелетий. Несколько раз в истории мира, две трети мирового населения проживали в Иранской империи. После крушения империи последнего короля Яздегарда III в 641 н. э., верные последователи Заратуштры мигрировали из Ирана, спасаясь от религиозного преследования. Часть их направилось в Индию, которая теперь имеет приблизительно 50% из всемирного числа наследственных последователей Заратуштры в сто сорок тысяч человек.

Верующих зороастрийцев разбросало из Ирана по всему миру. Из ста сорока тысяч зороастрийцев в мире, приблизительно 70 000 живёт в Индии, 30 000 в Иране, 20 000 в Северной Америке, 6 000 в Европе и еще 15 000 в остальном мире, главным образом в Пакистане, на Ближнем Востоке, в Австралии.

Принимая во внимание, что этическое и духовное послание Заратуштры универсально, религиозная практика, рождённая от него - прерогатива лишь наследственных последователей религии. Зороастрийцы не приемлют перехода в другую веру и не принимают других в свою веру. Таким образом, наша светская система совершенствования Авестийская Духовная традиция не имеет ничего общего с религией Зороастризма, хотя и использует философию, этику, некоторые практические аспекты и методы развития, разработанные в последнем. Наша Школа известна в России и за ее пределами эзотерическим, эмпирическим подходом к развитию всего человечества. Мы не делим людей на народы и классы, а пропагандируем всемирную пользу и возможности, что накопила Авестийская Духовная Традиция за тысячи лет.

Последователи Заратуштры любят мир и людей. Из-за их учений о самоотверженности, взаимопомощи, этического учения о хороших мыслях, словах и делах, милосердия, правосудия, их внимание к развитию и процветанию всех хороших созданий Бога, Зороастрийцы наслаждаются дружбой и приятием во всем мире. Родиться Зороастрийцем – большое счастье и награда.

Богословие и философия Зороастрийской религии основаны на двух принципиальных учениях. Первое - Единобожия, вера в только одну вечную и нерушимую Силу во Вселенной, которая называется Ахура Мазда, кто не имеет равных или противников. Он - единственная Власть и Сознание, которые управляют целой Вселенной. Второе принципиальное Зороастрийское учение - вера в взаимодействие 2х разнонаправленных сил, или духов добра и зла - названных Спента и Ангра. Обе они исполняют свои задачи в нашей Вселенной, но если добро стало результатом сознательного творчества Единого Бога по сотворению Порядка, то зло возникло как побочный продукт реализации этой идеи добра, как несовершенство, инерция, энтропия, хаос. Заратуштра учил своих людей об этих космических силах - добре и зле - управляющих движением жизни на всех уровнях Вселенной.


ОБЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ

Авеста – фундаментальное космическое знание.

Авестийская Духовная Традиция - это высокоэффективная традиционная арийская система научного познания мира и духовного развития. Тысячи лет передавалась она по непрерывной линии священников-зороастрийцев. Система выходит за рамки Зороастризма как религии, потому, что основана в первую очередь не на религиозной вере, а на нашем личном опыте развития. Система начала свое существование как Авеста - «фундаментальное космическое знание».

Маздаясни - последователи Заратустры. Персы, как было завещано их пророком, признают Ахура Мазду, как Всемогущего Бога и Единого Создателя всех созданий. В Авесте, Всемогущий Создатель также известен просто как Ахура, «Владыка жизни», или как Мазда - «всезнающий, мудрейший».

Авестийский термин Маздаясни - «поклоняющийся Мазде» применяется к Зороастрийцам. Авеста называет Заратушти – «последователь Заратуштры, Зороастриец». Так как Персы исповедуют религию, проповеданную Заратуштрой, которого они признают как их пророка, и известны как Зороастрийцы. В молитвах Авесты, в разделах веры, ежедневно практикуемых, Зороастриец торжественно подтверждает: " Маздаясно Ахми, Маздаясно Заратушти" - я - Маздаясниец, Маздаясниец Заратушти". Так как Персы утверждают их веру в Ахура Мазду, как всемогущего Бога, и в Заратуштру. как их пророка, они, таким образом, известны их двойным названием: Маздаясни Заратушти.



Персы – Парси. Термин Парси исходит из слова Парса (pArsa), которое является старо-персидской формой названия области в юго-западном Иране в древности. То же название использовалось и для жителей области. На среднеперсидском языке слово пАрсик (pArsIk) использовалось как для людей, так и для языка области Парс. Термин - пАрсик (pArsIk) стал Парси в более поздней речи. Парси (Parsi), поэтому, буквально означает: «тот, кто принадлежит к Парси».

Слово Парси, является первоначально этническим термином, и вообще применялось к людям провинции Парс. Но позже термин приобрел религиозную окраску, и также использовался для Зороастрийских жителей Парса. Согласно тексту на языке пахлави (среднеперсидском) Karnamak i Artakshir Papakan, индийский астролог обращается к королю Артахширу Сасаниду, как королю Парсов.

После крушения Империи Сасанидов и Арабского завоевания Ирана, термин Парси использовался для тех жителей Ирана, кто остался преданным вере предков, а именно Зороастризму. Термин особенно использовался для иранских Зороастрийцев, чтобы отличить их от тех иранцев, которые отвергли свою наследственную веру и приняли Ислам. Начиная с тех дней, к Парси относятся исконные жители Ирана и их потомки, исповедующие Зороастризм живущие в Иране, Индии и других странах.

Парси – Зороастриец. Первый термин – этническо-религиозный, имея в виду, и народность и религию. Однако, парси предпочитают использовать двойное название Парси-Зороастриец, чтобы указать их народность и религию.

Религия. Дословный перевод слова с латинского означает «связь с высшим миров». Понимание значения подобно санскритскому термину йога - «связь с высшим миром». Термин «религия» может быть определен, как «божественный закон жизни». Это - закон жизни, указанный святыми и пророками. Религия передает божественное знание относительно Создателя и Духовных Существ, о жизни в этом мире, о развитие за его пределами. Она учит, что мы должны делать в нашей жизни, чего избегать. Показывает человеку, как ему нужно относиться к Богу Создателю, к себе, и к другим существам.

Авестийское слово религия – Даена, в более поздних языках Деен, и значит - божественное знание, святая мудрость. То же самое слово в Авесте также означает «совесть, восприятие, и элемент человеческой индивидуальной души. Следовательно, Зороастрийская концепция «религии» - божественно вдохновленное знание, божественная мудрость, и практика этого в каждодневной жизни в этом мире.


Письменное наследие Авестийской Духовной Традиции - Зороастризма. Величайшее богатство, подаренное Заратуштрой миру, были его книги «Всемирных космических знаний» в 21 томе на древнем арийском языке, позже названном Авеста. В свод записаны были, те космогонические, исторические, философские, культурологические, географические, астрономические, ритуальные и другие знания, что имелись на тот момент в Маздаянской системе веры. В дополнение Заратуштра записал «Гаты», собственные стихи-откровения, беседы с Богом и его ангелами, свои разработанные модели для богослужения и правила ритуалов, нормы морали и высокую философию человеколюбия. Это было в такой древности, когда искусство чтения и письма ещё не было развито. Источники говорят, что Затратуштрой был разработан метод письма на авесте, и он записал две копии текстов на бычьих кожах золотым письмом. Они хранились в архиве короля Виштаспа в столичном городе Балкхе. Затем передавались по наследству королям потомкам каянской династии. Одновременно по одному тому книг было передано 21 роду маздаянских священников для заучивания каждого тома знаний наизусть. Таким образом, через запоминание и передачу потомкам родами священников-зороастрийцев, знания Авесты дошли до исторических времен Ахаменидской империи.

Авестийская историческая традиция о сочинении древних текстов Авесты записана в книге Денкард. На базе ее мы можем прояснить детали и сформулировать метод сочинения Авесты. По Денкард все еще имелось две копии Авесты во времена Ахаменидов. В период Ахаменидов этот язык считался жреческим и не имеющим бытового хождения. Он был архаичным и очень сложным для бытовой речи уже в VI веке до н.э. После вторжения Александра Македонского, в 330 году до н.э. тексты были утрачены. Есть данные, что часть их сгорела в Персеполисе, а часть была отослана учителю Александра Аристотелю в Грецию. Парфянский император Вологасес I (Valkhash) (51–77 н.э.) приказал собрать все имевшиеся фрагменты Авесты. Были найдены лишь небольшие части. Затем Сасанский император Артакшир Папакан (226-241 н.э.) попросил Дастура Тансара собрать Авесту и изготовить канонические копии. Эта работа была завершена под руководством Дастура Адарбада Мареспанда во время императора Шахпура II (309-379 н.э.). Записаны тексты были пахлавским шрифтом, но на оригинальном языке авеста. В языке авесте 50 звуков, а в пахлавском алфавите 16 букв. Таким образом, было добавлено несколько знаков для записи очень певучего и звонкого авестийского языка. Авестийские тексты были воссозданы в 21 томе, названные Насками.

Авеста пострадала от Арабского нашествия, и захвата Ирана в 641 н.э. Из 21 Наска Авесты, 20 Наск сохранялись до 9 века н.э. Сборник перевода 19 Наска на пахлави содержится в VIII и IX книгах Денкард. После 9 века большинство оригиналов Наск на Авесте и их пахлавских переводов были утрачены для мира.

Источники Авестийской письменности. Авеста – старейший из живущих иранский язык. Он значительно превосходит по древности времена пророка Заратуштры. Ещё в истории не было доказано наличие древнейшей письменности на языке. Мы знаем, что он передавался устно из поколения в поколение. Делались попытки составить алфавит во время Ашканидов и Парфян 250 до н.э.- 226 н.э. Окончательное оформление письменности произошло к середине Сасанидского периода истории Ирана. Тот алфавит, который используется в Авесте до нашего времени был утверждён Шахпуром II (309-379 н.э.). Он назван Дин Диберех (Dīn Dabireh) “знание религии”.

Индо-иранские языки. Все языки индоевропейской языковой группы известные сегодня, как, славянские, германские, угро-финские, английский, италийские, индо-иранские языки (включая авесту и санскрит), имели общий коренной праязык, неизвестный сегодня.

Авеста – старейший язык индо-иранской группы. Не имеется другой литературы на нём, кроме текстов Авесты, поэтому язык и получил название Авеста. Слово авеста имеет два толкования: «знание», от корня «вед» - знать, ведать и «главный текст» от «упа+ста» - установленное, утверждённое.



Тексты Авесты. Изначально они были составлены из 21 тома. Лишь часть священной литературы, около 5% от первоначального объема, дожила до наших дней. Из древних работ на других языках мы знаем, что тексты были на разные темы. В средневековой книге комментариев Денкард говорится кратко о чем описывал каждый том Авесты, а также о соответствии 21 тома Наск и 21 слова молитвы Ахунвар, переданной Ахура Маздой Заратуштре. Эти тома были подарены королю Виштаспе. Сохранившиеся тексты были записаны по памяти священников и использовались в ритуалах и ежедневных молитвах.

Тексты делятся на



  1. Ясна (включает Гатхи).

  2. Виспарад.

  3. Видевдад (Вендидад).

  4. Кордех Авеста.

  5. Яштс.

Первые три текста используются для чтения и молитв в Зороастрийских ритуалах священников. Последние два составлены из ежедневных молитв для всех зороастрийцев.

1. Ясна. Это слово в Авесте значит «богослужение». Важнейший из текстов, составленный из 72 глав – Хаити. Как церемониальный текст читается в ритуалах посвящённых всем главным духовным существам. Произносится только утром после восхода (часть суток Хавани). 17 глав Гатх высоко метафизичны, и состоят из духовных стихов записанных самим Заратуштрой.

2. Вендидад. Слово в Авесте происходит от «ви-дэво-дата» - «закон против дэвов». Вендидад разделён на 22 главы – Фрагарс. Из 21го Наска это был 19й том, единственный, сохранённый целиком. Вендидад также имя церемонии, в которой тексты зачитывают вместе с другими, сопровождая ритуалами. Церемония проводится после полуночи (часть суток Ушахин), когда злые силы природы особенно сильны.

3. Виспарад. Слово в Авесте происходит от «виспе ратаво» - владыки сезонов. Это дополнительный текст Ясны в церемонии фестивалей Виспарад. Ритуал Виспарада читают по утрам во время празднования сезонных фестивалей года.

4. Кордех Авеста. «Малая» Авеста. Сборник ежедневных молитв зороастрийцев. Была составлена в IV веке н.э. великим зороастрийским святым Дастуром Адарбад Махраспандом.

5. Яштс. Значит это – молитва, «яшти». Это молитвы индивидуальным духовным существам, в основном тем, которым посвящены дни месяца зороастрийского календаря. 23 главы составлекны по своим стилям и размерам.

Пахлави и пазенд тексты: язык пахлави, в различных формах и диалектах, процветал с 3-го столетия до н.э. по 9-е столетие н.э. Это был государственный язык Парфян и Сасанидов и также религиозный язык зороастрийцев тех времен.  Несмотря на ограничения, он использовался как религиозный язык даже после сасанидских времен до конца от 9-ого столетия. Священники составили книги и трактаты на пахлави по религиозном, историческом, юридическом, и другим темам до 9-ого столетия. Эти книги известны как литература на пахлави, которая может быть разделена на три части:

(1) Переводы текстов Авесты: 1) Ясна, 2) Висперад, 3) Вендидад, 4) Нирангистан, 5) Аогемадаеша, 6) Кордех Авеста.

(2) Тексты на религиозно-философские темы.

Известный ученый по пахлави 19 века доктор Е.В.Вест перечислил 82 текста по Зороастризму. Важные среди них: 'Денкарт' - Знание Религии, «Бундахишн” – Начало создания, Происхождение, «Датиштан и Деник» – Религиозное Решение, «Намакия и Манушчир» – Послания Манушчира, «Вишитакия и Затспрам» – Выбор Задспрама, «Шаяст не Шаяст» - Надлежащее и Ненадлежащее, «Андарз Намак» - Книги Замечаний, «Шканд Гуманик Вичар» - Рассеивающее сомнение Решение, «Данак у Менок и Крат» - Мудрый человек и Дух Мудрости, «Гаджастак Абалиш» - Проклятый Абалиш, «Джамасп Намак»'- книга святого Джамаспа и «Арда Вираф Намак» - книга Святого Вирафа.

(3) Тексты на околорелигиозные, социальные, юридические и иные темы: «Матикан и Хазар Датиштан» - Свод Тысячи Законов, «Карнамак и Артакшир и Папакан» - Хронология Артакшира из рода Папакан, «Аяткар и Зареран» - история Зарира, «Шахриха и Иран» - география и описание городов Ирана.

Пазандские тексты: специфический тип записи языка пахлави. Фактически все ныне живущие тексты на пазанд - транскрипция с пахлави. Они включают Пазанд Афринс, молитвы и Нирангсы, некоторые тексты, транскрипции с пахлави, подобно «Данак у Менок и Крат», «Арда Вираф Намак», Бундахишн, Вохуман Яшт, Аогемадаеша, и «Шканд Гуманик Вичар».

Персидская литература: В 13-ом столетия и позже, начала появляться зороастрийская литература на современном персидском языке в арабско-персидском письме. Мы имеем персидские тексты,  подобно «Зартушт Намех», «Саддар», «Киссе Санджан», «Шаяст не Шаяст», «Арда Вираф Намак», «Джамасп Намех», которые были или первоначально составлены на персидском или переведены с пахлави.

Персидский Риваят: в 15-ом, 17-ом столетии священники парсы из Индии послали эмиссаров в Иран, формулируя множество запросов по религии, церемониям, священным писаниям, традициям, практикам иранских священников. Длинные и детальные ответы были получены время от времени, и литература, сформированная из этих вопросов и ответов названа Риваят. В течение трех столетий (15-17) приблизительно двадцать два Риваятс прибыли в Индию.

Санскритская литература: с 12-го столетия н.э., санскрит был один из важных предметов изучения для священников-парсов в Индии. Наиболее выдающийся среди парсийских санскритологов был Мобед Нерйосанг Дхавал, кто перевел на санскрит множество текстов Авесты и пахлави. Помимо него имелись другие священники, кто изучал санскрит, и переводил Зороастрийские тексты, или писал трактаты на санскрите по зороастризму подобно «Шестнадцать санскритских стихов» Ака Адьяру.
Глава 2. ПРОРОК ЗАРАТУШТРА

«Пророк» означает божественно вдохновленный и божественно назначенный учитель-человек. Он приносит послание Добра, формирует основу религии, показывает и переводит указания Бога для массового сознания, учит людей правильному поведению в жизни. Пророк, является сияющей, очищенной душой, вдохновленной Богом и Духовными Существами, душой продвинутой в духовном видении, истинном знании. Слово Авесты для «пророка» - Ашта. Согласно Авесте, Заратустра был божественно назначенный, божественно вдохновленный пророк. Он описан состоянием Язата - Ангела, то есть как уполномоченное Единым Богом Божественное Существо. Во многих авестийских текстах, его упоминают сразу после Творца Ахура Мазды, даже перед другими Божественными Существами. Это связано с важностью его прихода, глубиной и ценностью его послания людям Земли.

Заратуштра – центральная фигура Авестийской Духовной Традиции. Чтобы понять нашу традицию, необходимо узнать максимально полно о жизни того человека, вокруг которого она развилась, того, кто оставил нам главное духовное и письменное наследие. Общепринято в мире еще с античных времен, что первым пророком древности был Заратуштра Спитама. Он был рожден в семье священника, принадлежавшего к Маздаянской системе веры – Магавам. Позже, у греков это авестийское название священников-зороастрийцев стало - «магами». Заратуштра лично изучил систему работы энергий в динамической вселенной, пользовался ею для исполнения своего предназначения. Он завещал людям осознанно совершать все действия в мире, ибо за этот выбор нужно будет отвечать на суде души после смерти.

В традиции к имени Заратуштры прибавляют титулы пророка. Авестийское слово Ашо значит - истинный, праведный, познавший цель жизни. Персидский титул вакшуре вакшуран значит – пророк пророков. Титул рамзго – первооткрыватель секретов.



Древность. Зороастризм – официально самая древняя мировая религия нашей цивилизации, и её пророк, первый известный пророк в мире. Ныне сохранившиеся священные писания Авесты не сообщают никакие точные данные о времени, в котором пророк Заратуштра жил. Однако, это может быть рассчитано по различным другим косвенным источникам, основанным на исторических, литературных, лингвистических, астрономических, геологических и даже археологических доказательствах. Существующие основные мнения античных и современных ученых могут быть разделены на три группы, которые сводят время его жизни к промежутку от 6500 лет до н.э. и до 1000 лет до н.э.:

Какие существуют возможные трактовки времени Заратуштры.



  1. . Античные авторы-историки и географы.

Приблизительно 6500 B. C. (здесь и далее В.С. – до н.э.): самые ранние греческие и римские писатели сохранили традиции относительно даты жизни пророка Заратуштры на основе двух отправных точек: (1) экспедиция Ксеркса (Xerxes); (2) Троянская война. Результат в каждом случае приблизительно подобен.

  1. Диоген Лаэртский (3 век н.э.) сообщает, что согласно Ксантусу (Xanthus 6 век до н.э.) Заратуштра жил приблизительно в 6480 до н.э., и согласно Гермодору (Hermodorus 3 век до н.э.) он жил приблизительно в 6180 до н.э.

  2. Плиний Старший (23-79 н.э.) говорит что Евдокс (Eudoxus 868 до н.э.) помещает Заратуштру приблизительно в 6347 до н.э., и Гермиппус (Hermippus 250 до н.э.) помещает его приблизительно в 6180 до н.э.

(3) Плиний Старший пишет: " имеется также другая школа магии и волшебства, которая получена от Моисея и Евреев, но оная датируется много тысяч лет после Заратуштры».

Таким образом, Pliny, Aristotle, Eudoxus - 6348 B.C.

Hemippus, Hermodorus, Theopompus - 6180 B.C.

Xanthus, Diogenes - 6480 B.C.

Все это показывает, что древние Греческие и Римские писатели сохранили традицию, что Заратуштра жил тысячи лет перед их временем, и мало того, другие писатели не противоречили им, но подтверждали их с одобрением.

(4) Геродот (Herodotus) - 600 B.C.! Однако, нигде в собственно иранской авестийской традиции не сообщается, что пророк Заратуштра был современником Кира (Cyrus), как говорит Геродот. Наоборот, Геродот пытается соединить совсем разные материальные эпохи (Каменно-бронзовый век по авесте, и развитый железный век по Геродоту), и даже разные места древнего мира, и разные правящие династии. Собственно персы Кира Великого уже не владели землями Бактрийцев, на далеком севере от них, в междуречье Амударьи и Сырдарьи, где в столичном городе Арья Веджи, при дворе династии Каянидов, совершал свое служение пророк Заратуштра, согласно всех авестийских источников.

(5) Идея, что Заратуштра жил 258 или 300 лет перед Александром Великим Македонским не опирается ни на что. Напротив, все собственные авестийские источники определяют эпоху его жизни, как очень далекую старину, и показывают по своим деталям описания, что он появился никак не позже чем 1500 B. C.
Б). Исследование на основе Большого Оледенения. Оно геологически помещено в 10-е тысячелетие B.C. Если попробовать линейно идентифицировать те исторические события жизни ариев с рубежа оледенения и их исторических потомков, мы сможем дойти до времени Заратуштры. Оледенение связано с периодом правления королей Пешдадской династии. Короля Гайомарта и короля Хошанга, живших непосредственно перед Оледенением. Короля Йимы, жившего в начале Оледенения. Заратуштра родился на далеком юге от первичной территории ариев. Он проповедовал при дворе короля Кай Виштаспы, правившего центральной частью Арья Вейджи – арийской империи. Если посчитать примерно время жизни каждого правителя этих двух династий, то мы получим время до Заратуштры около 4000 лет. Поэтому возможно жизнь пророка пришлась на 6-е тысячелетие B.C.
В). Лингвистический метод исследования: Сравнение языка Ригведы (древнейшие арийско-индийские источники) и Гат (древнейшие арийско-иранские источники) и вычисление на этой основе древности языка Авесты, которым писал Заратуштра, сходится на периоде около 6-го тысячелетия B.C. Необходимо заметить, что Гатхи однозначно признаются примерно на 1000 лет более древними, чем основные мандалы Ригведы.
Г). Астрономический метод исследования: позиции звезд, какие записаны в Авесте, сходятся на 6000 В.С. как периоду рождения пророка. Это доказывали зороастрийские священники астрологи, что делали такие исследования в 19-20 веках.

Многие ученые соглашаются на вышеупомянутые даты: B.T.Anklesarias - 6000 B.C.

S.J.Bulsara - 6500 B.C. (На основе Большого Оледенения) A.F.Khabardar- 5000 B.C. (На основе Астрономии) I.J.S.Taraporewala - 3500 B.C. (На основе Астрономии) B.G. Tilak - 4500 B.C. (На основе филологии Вед и Гат)
Д) Даты между 2000 B. C. и 1100 B. C.:

Некоторые ученые, под влиянием реконструкции Библейских источников, а также по археологическим изысканиям 20 века в Средней Азии, находят правильными даты от 2000 до 1100 годов до н.э.:

профессор Мэри Бойс - 1500 B.C.

K.R. Cama - от 1200 до 2300 B.C.

J.M.Unwala - 1100 -1400 B.C.
Е) Дата приблизительно 630 B. C.:


  1. Средневековый текст на пахлави Арда Вираз Намаг (Arda Viraz Namag) заявляет, что религия пророка Заратуштры была в чистом состоянии, в течение 300 лет, до того как Иран был захвачен Александром Македонским, и Авеста была сожжена.

  2. Подобно этому другой текст на пахлави «Выбор Задспрама», указывает 300 лет перед Александром Великим.

  3. Бундахишн (Bundahishn) дает годы царствования королей и династий от Кай Виштаспа (Kay Vishtasp) к Александру, которые составляют в целом 258 лет.

  4. Традиции относительно пророка Заратуштры в более поздних записях в современном персидском, арабском и сирийском языках, все основаны на вышеупомянутых книгах на среднеперсидском языке пахлави.

Это - известный факт хронологии, что Александр вторгся и разрушил Иранскую империю приблизительно в 330 B. C. Следовательно, согласно первому пункту, рождение пророка Заратуштры: 300 + 330=600 B. C. Заявлено, что король Виштасп обратился в религию, когда Заратуштра был в возрасте 42 года. Следовательно, согласно второму пункту, рождение пророка Заратуштры: 42 +258+330=630 B. C. Однако мы не имеем никаких четких доказательств, что король Виштасп, правил в Арья Ведже (позднее 8 века до н.э. названа Бактрия) в период Кира Великого.

Опирающиеся на такую хронологию некоторые Западные ученые жили в 19 веке и установили предполагаемые даты как следующие:

A.V.W.Jackson – с 660-до 700 B.C.

E.W.West – с 660- до 700 B.C.

Основная причина для этой неточной хронологии - то, что тексты на пахлави утверждают, что весь мир длится в течение 12000 космических лет. Пророк Заратуштра появился в начале 10-ого тысячелетия.

Однако 12000 лет - это символические космические годы, эпоха динамической жизни всей нашей вселенной.

Имелась установка, согласно которой, тысячелетие пророка Заратуштры совпало с крушением Империи Сасанидов. Следовательно, источники тех дней были вынуждены сжимать и уплотнять все события древней хронологии от пророка Заратуштры к Арабскому завоеванию Ирана в этом периоде 1000 лет, непосредственно предшествующих крушению Империи. Они поэтому вычислили продолжительность событий, как они могли, и в частности определили годы царствования, которые не соответствуют даже приблизительно годам царствования в исторически зафиксированной хронологии. Следовательно, заявления " 258 лет перед Александром " и " 300 лет перед Александром " основаны на ненадежных данных.
Место рождения и эпоха общества. Пророк Заратуштра родился между каменным и бронзовым веком в центре Азии. Он родился в Арья Веджа, около реки Ведаитьи. Когда Арья Веджа очистилась после оледенения, её пространство покрывало всю северную часть Евразии от Кавказа до Алтая, прикаспийские земли, Центральную Сибирь и Урал.

Когда Заратуштра провозгласил Зороастрийскую религию при дворе Кай Виштаспы, область Бактрия формировала центр арийской империи Арья Веджа. Место теперь является государствами Афганистан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

Хотя место рождения Заратуштры спорно, некоторые авестийские источники на пахлави размещают его на западе Арья Веджи, в районах Азербайджан (страна Огней) и Рагха (на севере Каспия, низовья Урала и Волги). Также разумно предполагать его место рождения больше на Восток, в областях к северу и востоку от Каспийского моря. В тексте Авесты Вендидад (далее Vd.) 19 и Vd Bd. 20.32, 24.15 говорят, что дом отца Поурушаспы лежит на берегу крупной реки Дареджи (Ведаитьи) в Арья Веджа. Но это река не Амударья и не Сырдарья.

Имеется другая традиционная трактовка места рождения пророка. Она как раз указывает на крупнейшие среднеазиатские реки Сырдарья и Амударья. Согласно Ch.11.2 Bundahishna, большинство королей Каянской династии родилось на берегах Ведаитьи, а правили они как раз Центром Средней Азии – Арья Веджа.



Имя и фамилия. Персональное имя пророка, как это указано в Авесте, является Заратуштра (Zarathushtra). В пахлави название появляется как Зартушт (Zartusht), на современном персидском и других языках, это имя принимает различные формы, наиболее часто Зардушт (Zardusht). Имя по-разному написано даже в древних Греческих и Римских записях, но наиболее частая форма у европейцев – Зороастр (Zoroaster). Это используется в английском и других европейских языках. Имя пророка по-разному объясняется, но два обычно принятых значения - "обладающий золотым верблюдом" и "золотая звезда".

Эзотерическое понимание «зара» - мудрость, ценность, сияние, свет, а «уштра» - чувствознание, интуиция, власть над своими пятью чувствами. Таким образом в эзотерическом понимании Заратуштра означает «сияющая духовная мудрость». Спитама (Spitama) - название семейства Пророка, и это означает "самый белый, самый чистый". Это было имя его прародителя в девятом поколении. Следовательно, пророк известен как Заратуштра Спитама (Zarathushtra Spitama) в Авесте или как Зартушт Спитаман (Zartusht Spitaman) в пахлави.



Божественное назначение. Согласно Ясна (Yasna), Глава 29, Geush Urvan (Душа Земли) жаловалась Богу-Создателю на загрязнения и зло, происходящие на планете.

«Почему Ты, Единый, создал меня, облагородил меня в цветущий сад. Неправда, порок и невежество опутали меня. Нет у меня защитника кроме тебя, так пошли мне великого спасителя». Создатель, обсудивший эту просьбу с Божественными Существами, объявил, что имеется только одно существо, кто может исправить это – человек Заратуштра Спитама. Душа Земли не утешалась, поскольку она искала поддержку властного и мощного правителя, в то время как согласно божественному совету средство от бед было - духовная власть пророка. Наконец, после долгого обсуждения, назначение и нисхождение Заратуштры во плоть было подтверждено Всевышним и его Иерархией. Приготовления к входу пророка в мир земли были сделаны заранее.



Рождение Пророка Заратуштры и события его жизни. Отец Заратуштры был Поурушаспа (Pourushaspa), что означает "обладающий серой лошадью". Имя его матери было Дугдова (Dughdhova), известной в настоящее время как Догдо, что означает "молочная". Рождён он был в религиозной общине, известной как Магавы Маздаянцы, которую позже поддержал и включил в основу Зороастрийской религии. Описание имен его родителей указывает на родовой-общинный сельский вид хозяйства его предков.

Источники пишут, что задолго до рождения Заратуштры его будущая мать Догдо, будучи ребенком, получила свыше духовное посвящение, и ее Кхорех (Кварена) - духовная сила наполнила всю деревню сиянием. Селяне были испуганы ярким светом и будучи невежественными, подумали, что от нее будет пожар или еще какая напасть. Они пришли к отцу Догдо и потребовали, чтобы девочка покинула деревню. Та была отправлена к родственникам в другую местность. Так она выросла не в родном доме, а у дяди Петераспы, среди потомков короля Фаредуна (Тритоны) Пешдадской династии. Сын Петераспы Поурушаспа женился на Догдо. Уже тогда Дух хранитель Фраваши Заратуштры присутствовал на земле, около своих родителей

На пятом месяце беременности Догдо имела сон, где дикие волки и другие животные хотели убить ребенка. Но к ней пришел на помощь сияющий светлый воин, который рассеял тьму. Это был Архангел Сраоша (Гавриил).

За три дня до рождения Заратуштры вся округа озарилась светом, что предворяло рождение великого пророка. Заратуштра улыбался при рождении, из-за осознания его Божественной Миссии, которой помогают Божественные Существа. Вся страна Арья Веджа была наполнена светом Божественной Славы, приветствуя его рождение. По сей день зороастрийцы празднуют это события в фестивале Кхордад Сал. Все добрые создания Ахурамазды были в восторге и эйфории, видя Божественный Свет, но злые и ущербные существа были испуганы божественным сиянием, и опасались, что пророк положит конец их злым умыслам и действиям. Они поэтому, делали попытки убить малыша Заратуштру. Но пророк был божественно защищен, и все такие попытки были напрасны. Еще ребенком он чувствовал свою миссию и будущую победу над злом.



В его детстве было несколько случаев чудесного спасения, благодаря божественным силам. В возрасте семь лет ребенок был отдан в обучение к учителю-священнику Бурзин Курушу. Он всегда задавал так много жизненных вопросов, что учитель никак не мог удовлетворить его пытливое познание. Заратуштра становился все более мудрым и наконец осознал. Что ему необходимо самому изучать мир.

Божественное Откровение. Когда Заратуштра был в возрасте 20 лет, он отпросился у отца в затворничество. Получив разрешение и напутствие, он перевязал свой священный пояс Кушти и направился по божественному проведению на гору Ушидарена (Ushidarena), «гору божественного сознания». Он оставался в отшельнической медитации на горе в течение 10 лет. Там посвятил он время и энергию молитвам, размушлениям, и общению с Божественными Существами. Там он получил Божественное Посвящение и передачу основных заветов Религии через Божественные Существа, особенно через Воху Мана и Сраоша. Гора Ушидарена может пониматься и в аллегорическом смысле, как Вершина высшего человеческого сознания, а не только, как физическая гора.

Ранние трудности признания. В возрасте 30 лет, он возвратился в народ и начал проповедовать религию. Вначале, пророк прошел через трудности неверия и не имел поклонников. В разные этапы его жизни, от самого рождения, зло чувствовало его силу и будущую духовную власть. Из-за этого негативные силы всяческими способами пытались убить Заратуштру. Такие попытки продолжались против пророка и во время его служения людям. Например, по дороге Заратуштры в столичный город Арья Веджи злой дух анграманью приказал демону обмана убить Заратуштру, и демон устремился угрожающе на пророка. Заратуштра запел молитву Ахунавар, и демон убежал, объявляя свое поражение. Заратуштра чувствовал, что демоны зла планировали его смерть, чтобы не допустить поражения своей власти над людьми. Крайне беспомощный, сам дух зла анграманью пробовал умиротворить и покорить пророка, предлагая королевскую власть, как подкуп для отказа от веры в Единого бога - Ахура Мазду. Отклоняя прямое предложение, Заратуштра твердо ответил: "Никогда не откажусь от веры - даже если мое тело, жизнь и сознание разорвали бы на куски!". Постепенно он обошел много районов страны и познакомился с разными Маздаянскими священниками, обучился разным практикам, провел множество дискуссий и исследований. Он путешествовал с запада на восток Арья Веджи и наконец к 40 годам достиг Балкха (Бактрия по гречески).

Социальный статус Заратуштры. Нет прямых указаний в Авесте о семейной жизни Пророка. Но книги на пахлави и персидском говорят о том, что его жену звали Хавови и было у него три сына – Изад Вастра, Хаурват Нар, Куршед Чехер и три дочери – Френи, Трити, Поуручисти. Также говорится, что три духовных сына пророка Заратуштры родятся в последующие времена. Хушидар, Хушидар Мах, Сошёс будут спасителями мира. В Зороастрийской традиции нет запрета на семейную жизнь, наоборот это считается важным для духовного роста. В средневековых комментариях отмечается, что жена и дети пророка могут рассматриваться аллегорически, как его духовные качества.

Ученики Пророка. Провидением Ахура Мазды, пророк Заратуштра стал почитаться как божественно озаренный пророк. К нему стали идти последователи. Его первый ученик был его родной дядя Маидиоимаонга, сын Арастьи. Другие первые ученики пророка были Ашмокхавант, Саена Ахумстут, Исатвастра, Урвататнара и Хваречитра.

Пророк Заратуштра прошел много испытаний и сложностей, прежде, чем стал проповедовать религию при дворе короля Виштаспа. После того, как интеллектуальные обсуждения, диспуты, духовные опыты короля Виштаспа привели его к признанию Заратуштры, как истинного пророка Ахура Мазды, Виштаспа стал королем-патроном обновленной системы Маздаянской веры. Кроме того, члены его королевского семейства, королева Хутаоса (Кetayun), его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Пророка Заратуштры. Постепенно религия Заратуштры была принята всеми жителями Арья Веджи. Линия Заратуштры стала более чистым и действенным направление в Маздаянской вере в Единого Бога Ахура Мазду. Заратуштра, по просьбе короля Виштаспы, составил «свод всемирных знаний» который состоял из 21 томов-наск и позже был назван Авеста – основное космическое знание. Он оставил великолепную жизненную философию Добра, наполнил жизнь людей высшим смыслом, и чистой моралью. Он смог усилить и реформировать Маздаянскую веру и внести много новых мощных знаний.

Заратуштра провел последние годы жизни в молитвах и записывании всемирных знаний. Его духовным преемником-первосвященником стал Джамасп. С него главы религии называются Заратуштротемо – наследники Заратуштры. Зороастрийцы – живые наследники линии пророка донесли до нашего времени Авестийскую Духовную Традицию, знания которой вы можете получать сегодня.

Восхождение Пророка Заратуштры. В Авесте нет никаких указаний, прямых или косвенных, относительно кончины Пророка. Это упомянуто только в пахлави и персидской литературе. Специальный термин, используемый в пахлави для кончины Пророка - vihez i zartusht' - восхождение в небеса. В книге Денкарт (Denkard VII, преамбула Ch. IV и V) Саддар Бундахишн (Saddar Bundahishn) говорит, что после выполнения его миссии Заратуштра ушел к прародителям рода в небесах Арья Веджа.

Поздняя персидская традиция сообщает, что Пророк был убит туранским воином Тур-бара-Туром, а пророк, в возмездии убил того, бросив в него четки. Это кажется, невероятным, поскольку Заратуштра, на основании его собственной Божественной Энергии (Khvarenangh) был настолько неукротим, что даже злой дух анграманью не был способен вредить ему. (Denkard, Vd.19, Ashi Yasht 2.20, Zamyad Yasht 80,81, Yasna 9.12,13). Таким образом, чтобы обычный смертный убил Пророка, кажется невероятным. Может иметься другая версия, которая объясняет это, поскольку согласно Бахман Яшт (Bahman Yasht) умервщление Тур-бара-Тура было необходимо для сохранения и восстановления страны.

Согласно другой традиции, Заратуштра скончался от старости в возрасте 77 лет и 11 дней. День кончины Пророка известен на гуджарати, как «Зартошт но дишо»; и это празднуется в настоящее время в месяце Маха (Roz Khorshed, Mah Dae).

Доказательства Божественного Состояния Пророка Заратуштры:


1. Приготовления, сделанные на небесах перед его рождением (Denkard Bk. VII, Selections of Zadsparam, Yasna 29)

2. Он был оценен людьми как Язата (Yazata) – Божественное Существо (Yasna 3.2,21; 4.23; 7.21)

3. Ему придан статус даже выше чем Амешаспентам (Ameshaspands) – семи лучам или духовным воплощениям Ахура Мазды (5 Gehs, Khordad Yasht).

4. Он был принят в небесах как патрон и покровитель всего человечества (Farvardin Yasht 24.91; Tir Yasht 13, Avan Yasht 89, Yasna 70, Visparad Kardeh 2.4, 16.3)


 Глава 3. ХРОНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ЗОРОАСТРИЗМА И АВЕСТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ.

Изучение хронологии Маздаянской религии Зороастризма и ее Авестийской духовной традиции может быть разделено на восемь стадий. Они включают пять Маздаясни Заратошти династий, которые управляли Арья Веджа и Ираном с доисторических времен по VII век н.э., междинастический период древностимежду Каянской и Ахаменидской династиями, два периода постдинастических, иранский и индийский.



  1. Пешдадская (Peshdadian) династия (C 10,000 В.С по 6000 или 3000 B.C.):

К этому периоду относится начало традиции поклонения и веры в единого Бога Ахура Мазду, начало религиозных практик и внесение атрибутов, подобно ношению Судрех-Кушти (Sudreh-Kushti) - освященной одежды, символической булавы с головкой коровы Гурз, как знака отличия священников. Это было в доисторический период, когда не было летосчистления.

Следующие короли управляли в течение ПЕШДАДСКОЙ ДИНАСТИИ:

Король Гайо Марет (Гайомарт). Первый смертный потомок божественных прародителей. Основатель династии. При нем зародились начала религии, общественного устройства, правил и законов родового общежития людей. Люди научились выращивать некоторые злаки, овощи и фрукты. одомашнили собаку, корову, козу.

Король Хошанг. Началась с его времени практика почтения огня, как символа Ахура Мазды. Использование огня для обогрева жилищ и приготовления пищи. Аграрное развитие общества привело к появлению устойчивых родовых общин. Стало развиваться товарное хозяйства и скотоводство.

Король Техмурасп: Изучение навыков защиты от злых сил (Daevayasnis). Ритуалы и молитвы стали играть большую роль в общественной жизни рода. Для лечения болезней использовались и молитвы и лекарственные растения.

Король Джамшед (Йима Блистательный). Его главная заслуга - сохранение растений, животных и ремесел от Большого Оледенения. Введена практика ношения Судрех - священной рубашки и Кушти – священного пояса. Произошло разделение общества на четыре социальные группы – священники, воины, ремесленники, земледельцы. Было изобретено оружие, одомашнена лошадь, овца, начались мелиоративное земледелие и кочевое скотоводство. Окультурено много новых злаков. Овощей, фруктов. Долгий период Золотого Века.

Король Фаридун: Закончил господство злого демона Зохака (иноземного правителя мясоеда), правившего 1000 лет. Введено использование оружия – меча, копья, лука и стрел, шита, булавы.

Три сына Фаредуна (Триты-Тритоны) поделили арийскую империю Арья Веджа на три примерно равные части: Ирачу – центр Иран-Арьян, Тюру – восток Туран, Селиму – запад Кхавар.

Король Миночехер: Вел войны против Афрасияба, короля Турана относительно границ между Ираном и Тураном.

2. Каянская (Kayanian) династия (C. 6000-3000 В,С. по 1500 B.C.): Это период ознаменован жизнью пророка Заратуштры. Маздаянской религии, которая процветала в течение большей части времени правления этой династии,  угрожали злые силы идолопоклонников -Дэвашясни (природные шаманские культы более диких племен). Пророк Заратуштра был послан, чтобы восстановить, усилить религию. Пророк принял много ритуалов и практик первоначальной религии, но дал полностью новую систему доктрин и этики, которые возлагают ответственность за физическое, умственное и духовное развития на каждого человека. При нем были установлены священные огни на вершинах важнейших гор в Хорезме, Согдиане, Маргиане, Балкхе, Эта династия также принадлежит доисторическому периоду датировки которого неточны. Главные короли: Кае-кобад, Kae-Kaус, Kae-Kушруе, Kae-Лорасп, Kae-Гуштасп (король патрон пророка Заратуштры).

3. Междинастический период,  хронология которого также не ясна. В это время существовали небольшие зороастрийские королевства подобно Эламитскому (Elamites,  4000-742 B.C.), Медиана (Мидия, 2458-550 B.C.), Хиттитское (Hittites, между реками Тигр и Евфрат) и  Кушитское (Kushites, 1700 B.C.).

4. Ахаменидская династия (556 - 330 B. C.): короли этой династии были зороастрийцами, но религии не была дана абсолютная власть на государственном уровне. Их забота была больше о политическом и административном благосостоянии людей. Зороастризм был признан, и не подвергался угрозам другой религии. Главные короли Ахаменидов:

Король Кир Великий (правил в 558-529 B.C.): победил Мидийского короля Астигиса и основал династию. Очень образованный и гуманный король. Освободил евреев из вавилонской неволи после 70 лет и помог восстановить их веру и храмы в Израиле. Он единственный нееврей провозглашен как помазанный Мессия в Ветхом Завете. Его место правления, где сохранились руины его дворца - в Пасгардах (Pasargadae) в области Парс в Иране.

Король Дарий Великий (522-486 B.C.): Возвратил трон Ирана после того, как самозванец узурпировал его. Он создал обширную империю, и для надлежащей администрации разделил ее на 30 областей, которые он назвал сатрапии. Он ввел систему почты, чеканки монеты и сделал дороги, связывающие районы его империи. Руины его дворца, обычно известные как “Такт и Джимшед” - «Takht-i-Jamsheed» расположены в Персеполисе (Persepolis).

После него другие короли подобно Ксерксу и Артаксерксу, управляли Ираном, но они не были столь успешны как их предшественник. Дарий III был последний из королей династии. Он был побежден Александром Македонским в битве при Гавгамелах. Дворец в Персеполисе с огромной библиотекой священных писаний был разрушен и сожжен. В течение 80 лет греки и македонцы управляли  Ираном.

5. Аршканийский/Парфянский период (247 B.C.- 224 год нашей эры.): Этот период отмечен рождением Христианства и возрождением Зороастризма в последней части этого периода. Самые известные из королей были Вологесес (Vologeses), Митридат (Mithradates) и Артабиус (Artabius). Короли этой династии непрерывно боролись против Римлян, и была сделана попытка собрать священные писания зороастризма в единую библиотеку.

6. Династия Сасанидов (224-651 годы нашей эры.): период Ренессанса Зороастризма, когда он был установлен, как государственная религия Ирана, был охранен от молодого Христианства, его течений зурванизма, миниханизма и маздакизма. Сбор рассеянных священных писаний происходил в начальной части царствования династии. Господство королей было отмечено религиозными действиями подобно открытию религиозных школ и зажжению священных огней. Жизнь пророка Мохаммеда и распространение Ислама произошло в Аравии в позднюю часть этой династии. Важные короли династии:

Приблизительно 35 Королей и Королев управляли в это время. Известные среди них: Ардекшир Папакан - основатель династии, Шахпур Первый и Второй, Бехрам Первый и Пятый, Кушру Первый и Второй, Яздезард Шахерьяр - последний Король, кто был побежден Арабами в сражении Нехаванд в 641 году н.э.

Другие известные лица этой династии: Дастур Тансар, Дастур Адарбад Махреспанд и Мобед Арда-Вираф, Бузорг Мехер и Кардир.

7. Зороастрийцы в Иране после крушения империи, в пределах периода около тысячи лет, были сокращены от нескольких миллионов до тридцати тысяч, из-за насильственного обращения в Ислам и крупномасштабной резни при различных войнах и захватах Ирана.

8. Зороастризм после перемещения в Индию: После того, как приблизительно через 100 лет после крушения империи, в середине восьмого столетия, группа парсов, в том числе знати и священников количеством в 2000 человек оставила Иран (район Хорасана), и через Ормузский (Хормазд - Ахура Мазда) пролив достигла Диу на западном побережье Индии. Через 18 лет они переехали в порт Санджан. Обосновавшись в западной Индии, они процветали более 700 лет. Постепенно распространились по Гуджарату и Махараштре. Зороастрийцы в Индии доказали свою лояльность индийским королям, кто дал им защиту. Они согласились изменить внешние появления, одежду, язык и т.д., но бережно сохраняли ядро их религии, которая включала исключительное следование законам ритуальной чистоты. Именно из-за этих качеств упорства в своих традиционных устоях веры, и в то же время уважения к местным традициям, парсы прижились в Индии, которую теперь они приняли, как вторую родину.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет