«…Яко во великом княжении Низовския земли да будет архиерей…» (к 340-летию учреждения Нижегородской епархии).
340 лет назад – 2 июня 1672 года – на Московском Соборе, проходившем в Патриаршьей Крестовой палате, русскими и иноземными православными архиереями единогласно было решено: «в Великом Княжении Низовския земли архиерею быти». С этого момента на древней Нижегородской земле появляется самостоятельная епархия.
Епархия (от греческого еparchia – властвование, начальствование) – это церковно-административная территориальная единица в христианской церкви, управляемая архиереем (епископом или архиепископом). На Руси первые епархии были созданы еще при князе Владимире (980–1015) в конце X– начале XI веков, и совпадали с территорией удельных княжеств (до татаро-монгольского нашествия на Руси насчитывалось 16 епархий).
В XII и XIII столетиях северо-восточная часть Руси называлась сначала Ростовской областью, потом Суздальской; новгородцы же все, что было по течению реки Волги ниже устья реки Мологи, называли Низовской землей. В период с 1221 по 1274 год Нижний Новгород подчинялся Суздальской кафедре, основанной еще в 1215 году князем Юрием Всеволодовичем. С 1274 по 1374 год епископы, управлявшие и Нижним Новгородом, назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими. По другим сведениям, епископы Суздальской кафедры с 1276 года именовались Суздальскими, Новгородскими [то есть Нижегородскими] и Городецкими. Впоследствии епископы Суздальские и Нижегородские были отделены от архиереев Владимирских. А от них перешли в ведение митрополитов Московских.
Когда Нижний Новгород был столицей Великого княжества Нижегородского (с 1350 по 1392 год), князь Андрей Константинович перевел епископа Алексия Суздальского из Суздаля в Нижний Новгород. И в 1374 году в Нижегородском кремле был епископский дом, и в нем жил св. Дионисий, который за год до того был поставлен св. Алексием, митрополитом Московским в сан епископа Суздальского. Однако кафедра архиерея по-прежнему оставалась в Суздале. А с 1392 года Нижний Новгород находился под властью Московских великих князей, и больше упоминаний о пребывании епископов в нашем городе мы не встречаем. Главным представителем духовенства Нижнего Новгорода был архимандрит Печерского монастыря.
При царе Феодоре Иоанновиче произошло учреждение Московского Патриархата (1589). С этого момента Русь была признана полноправным, независимым государством. По случаю установления Патриаршества был созван Собор, на котором решено было создать в России восемнадцать епархий, в том числе и в Нижнем Новгороде. Однако «Новгород Низовския земли», несмотря на свое экономическое и политическое значение, долго и после того не имел своего архиерея, а его духовенство по-прежнему возглавлял Печерский архимандрит – как «первый среди равных».
Образование Нижегородской епархии связано с трагедией церковного раскола.
В 1652 году Никон, став Патриархом, принялся проводить в жизнь реформу в обрядовой области. В 1658 году между ним и царем Алексеем Михайловичем произошел конфликт, после которого оскорбленный Никон отказался быть Патриархом на Москве и уехал в Ново-Иерусалимский монастырь. Старую веру поддерживали широкие массы народа, часть духовенства, влиятельные московские семьи. Но царь Алексей Михайлович был ярым сторонником реформы и в 1666 году созвал Собор для суда над ее противниками. Своими решениями Собор полностью поддержал действия царя. Патриарх был осужден и сослан в отдаленный монастырь. Вместе с тем все книжные исправления и постановления в обрядовой сфере были одобрены, а несогласные объявлены еретиками. Приверженцы «старой веры», в свою очередь, объявили еретиками реформаторов. Это событие стало бедствием для Русского Православия, и последствия его сказываются до сих пор. Особенно сильно церковный раскол развился в Земле Низовской, где усиливался за счет находивших здесь убежище московских старообрядцев и разинцев – участников крестьянской войны, полыхнувшей в Поволжье в 1670–1671 годах. И царь Алексей Михайлович решил для пресечения зла непременно учредить в Нижнем Новгороде особую епархию.
В 1672 году в Москве был собран новый Собор, который и создал, наконец, архиерейскую кафедру Нижегородскую и Алаторскую.
В сан нового митрополита был избран известный умом и благочестием нижегородский уроженец архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Филарет. Первый Нижегородский архиерей был пострижеником Макарьево-Желтоводского Троицкого монастыря, и в свое время служил настоятелем Печерской Вознесенской обители Нижнего Новгорода. Годы его епископства приходятся на 1672–1682.
И вот уже 340 лет как верующие Нижегородского края имеют своего духовного главу, который организует не только самоуправление епархии, но и ее деятельность на благо всего общества.
За это время Нижегородской кафедрой управляли 48 архиереев, каждый из которых оставил свой след в истории края. Среди них, например, известный по обращению раскольников Питирим (1719–1738), который лично посещал раскольнические скиты и укрепил православие в епархии. В 1721 году им были написаны ответы на 240 вопросов раскольников, которые были напечатаны под названием «Пращицы», и, по распоряжению Петра I, разосланы для руководства во все епархии. В тот же год Питирим, первый из иерархов страны, основал две школы при Архиерейском доме: еллиногреческую и славянорусскую, а в 1738 году – еще и славянолатинскую школу, а также 13 приготовительных училищ в уездных городах. Ученики их находились на содержании епархии. Так на Нижегородской земле было положено начало как духовному, так и светскому образованию. Впоследствии, при Екатерине Великой, для проведения ее реформ в губерниях требовались люди, способные к канцелярским занятиям. Епископ Антоний по просьбе губернатора А.А. Ступишина предоставил ему двести детей церковнослужителей, умевших писать. Они-то и стали первыми чиновниками губернии.
Епископы Нижегородские – Иоанн (Дубинский) (1739–1742), Вениамин (Пуцек-Григорович) (1848–1753), Феофан (Чарнуцкий) (1753–1773) особенно знаменитый оратор и государственный муж, Димитрий (Сеченов) (1742–1748) – были ревностными деятелями в деле обращения мордвы, чувашей и марийцев, коренного населения Нижегородского края, в христианство. Крещение в основном проводилось не репрессивными, а поощрительными методами со стороны правительства – освобождением крещаемых от налогов, выделением средств на постройку и украшение храмов. Со стороны же священства светское и духовное начальство требовало миссионерской работы. Поэтому вследствие указа 16 января 1751 года, при епископе Феофане, стали поступать в нижегородскую семинарию для обучения принявшие крещение татары, мордва, черемисы и чуваши. По окончании ее они становились священниками и проповедниками. Под надзором епископа Дамаскина в Нижегородской семинарии был составлен словарь языков татарского, мордовского, чувашского и черемисского, что облегчило проповедь Евангелия среди этих народов.
В результате коренные народности Нижегородского края через Православие вошли в русскую культуру, а значит, и в европейскую цивилизацию. Приняв крещение, они приобрели равные права с русским народом. А получив вместе с Евангелием на своих языках и свою письменность, обрели возможность национального развития.
Во время Отечественной войны 1812 года нижегородское духовенство под руководством правящего архиерея Моисея (Близнецова-Платонова) (1811–1825) собрало на защиту Отечества более 27 тысяч рублей, а в церквах были учреждены кружки для пожертвований на беженцев. Молодые люди из духовного сословия, которые шли в Ополчение (семинаристы – в ратники, иереи – в полковые священники), экипировались за счет епархии, их семьям прожиточный минимум обеспечивала также епархия.
При Иоанне Доброзракове (1835–1847) в епархии появились приходские училища, которые способствовали повышению грамотности народа. Священникам и дьяконам было дано право по окончании семинарии обучать «как Закону Божию, так и тем предметам, что означены в их аттестатах». Не имеющим аттестатов разрешалось обучать детей на дому чтению, письму, катехизису и арифметике. С 1836 по 1847 год по инициативе священников при церквах епархии появилось 52 училища для детей крестьян. Церковно-приходские училища стали основой для церковно-приходских школ. С 1870-х годов училища и школы различались объемом и сложностью программы: первые давали больше знаний. К 1917 году приходских училищ в городах стало 19 (14 мужских и 5 женских) и в селах 9 (4 мужских, 1 женских и 4 смешанных).
Архиепископ Нектарий (Надеждин) (1860–1869) начал массовое открытие приходских школ при церквах епархии. В 1861 году было открыто 696 училищ, в 1863-м – 77 школ, в 1864-м – еще 13, а в 1866 году –епархиальное женское училище (находилось в Нижнем Новгороде на углу Большой Покровской улицы и Холодного переулка). В нем обучались до 500 воспитанниц, в основном девочки из семей духовенства и церковнослужителей.
При Филарете (Малишевском) (1869–1873) и Иоанникии (Рудневе) (1873–1877) на Нижегородской земле появились православные братства, взявшие в свои руки просвещение и благотворительность в епархии.
Первое братство было открыто Феодоровским монастырем 9 июля 1869 года в селе Городец. Оно помогало содержать при монастыре церковно-приходское Александро-Невское училище для бедных и сирот и устроило в обители больницу, аптеку, библиотеку и богадельню.
В 1870 году учреждено Кирилло-Мефодьевское братство в Арзамасе, при Воскресенском соборе. Оно помогало получить образование сиротам и детям бедных родителей Арзамаса – оплачивало их обучение в городском четырехклассном училище.
В 1871 году при Козмодемьянской церкви в Нижнем Новгороде было создано Мининское братство. Оно содержало приют для сирот, ученическую мастерскую; городское начальное народное училище и библиотеку. Помещалось братство в доме купца Зайцева в Троицком переулке.
В 1871 году было учреждено Кирилло-Мефодьевское братство при Покровской церкви Нижнего Новгорода. Оно обеспечивало бедных учеников губернской гимназии жильем, одеждой и учебными пособиями.
Макарьевское братство при Владимирской церкви Нижнего Новгорода в Канавино было открыто в 1874 году открыто. Оно содержало в братском доме на Напольно-Вокзальной улице приходское начальное училище для мальчиков. В училище была библиотека из 400 книг.
В 1875 году в Нижнем Новгороде было создано братство Св. Креста при Духовной семинарии для обращения в православие старообрядцев и сектантов. При братстве была библиотека из «старописьменных книг», брошюр и журналов.
При Макарии (Миролюбове) (1879–1885) в 1882 году открыта епархиальная Макарьевская женская богадельня с приютом и школой для 25 девочек. Епископ Макарий стремился учредить школу при каждой церкви. При нем на церковно-приходские школы стали собирать деньги по епархии, искать благотворителей. В 1884 году прибавилось 43 школы, в 1885 году – еще 35. В 1912 году насчитывалось 11 церковно-приходских школ в городах и 479 в уездах. Программы обучения были унифицированы Синодом, но разрешалось дополнять их предметами по специализации будущих тружеников. Так, в Сормовской школе юные заводчане изучали черчение и ремесла, сельские ребятишки могли обучатся плодоводству и огородничеству. Преподавали в основном священники и диаконы, не освобожденные от своей основной обязанности – богослужения. Они же занимались организацией библиотек и читален при школах.
Также для развития народного образования в епархии, в 1884 году епископ Макарий учредил братство св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича. Все без исключения священники епархии состояли его членами, непременным членом был и директор народных училищ губернии. К 1917 году из 1451 учебного заведения губернии 520 принадлежало Епархии, то есть более 1/3.
Макарий (Миролюбов) был еще и одним из первых краеведов. По его трудам – «История нижегородской иерархи, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года» (1851 год) и «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния» (1857 год) – мы до сих пор изучаем историю нашего края.
При Модесте (Стрельбицком) (1885–1889) была открыта епархиальная церковно-учительская школа в Нижнем Новгороде (1887), которая готовила выпускников духовных училищ к учительству. Также было основано церковное древнехранилище при семинарии (1886) и учреждена епархиальная археологическая комиссия (1887), которые стали одними из родоначальников Нижегородского исторического музея. При нем же 2 февраля 1887 года в городе Княгинине при Богоявленском соборе состоялось открытие Кирилло-Мефодиевского братства которое помогало бедным ученикам Княгинина.
Таким образом, до революции 1917 года Нижегородская епархия вносила свой вклад развитие культуры в губернии, а также принимала активное участие в обеспечении, как бы мы сейчас сказали, «социальной сферы».
В советский период об участии епархии в жизни общества не могло быть и речи. 24 октября 1918 года по старому стилю (накануне 7 ноября по-новому) в Почаинском овраге казнили викарного епископа Лаврентия (Князева), управлявшего епархией на тот момент (1917–1918). Пострадал он за призыв к верующим – «облечемся во всеоружие Божие». Духовный лозунг был истолкован как антисоветский. Вторым архиереем-мучеником стал митрополит Евгений (Зернов) (1934–1935), арестованный 3 мая 1935 года – «за отвлечение трудящихся от первомайской демонстрации пасхальной службой» – и расстрелянный 20 сентября 1937 года. В 1935 году митрополитом Горьковским был назначен Феофан (Туляков) (1935–1937). В свою очередь, и он был арестован 25 июля 1937 года, как «участник организации Московского антисоветского церковного центра», - и 4 октября того же года был расстрелян. Вместе с митрополитом Феофаном были арестованы фактически все священство и церковный актив епархии.
К 1937 году в Горьковской области уже не оставалось ни одного официально действующего храма. В 1939–1941 годах служба велась только в церкови в поселке Высоково – одной на всю епархию. Управлял епархией непосредственно Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский Сергий (Страгородский).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов власти позволили открыть в Горьковском крае несколько приходских храмов. Тогда же, в 1943 году, была возрождена кафедра правящего архиерея Горьковского и Арзамасского. На нее взошел митрополит Сергий (Гришин) (1942–1943). За годы Великой Отечественной войны 4 церкви Горьковской области (Высоковская, Карповская, Печерская слободская, Выездновская Арзамасская) собрали на оборону страны 9234 млн рублей. В 1944 году было открыто 13 церквей, к 1957 году – 51.
Открывать храмы перестали в правление Н.С. Хрущева. Только за 8 месяцев 1963–1964 годов было закрыто 5 церквей, еще в 12 - не было священников. Детей отнимали у верующих родителей. Церковная жизнь ушла в нелегальные религиозные общины, которые власть уничтожала. В миллионном городе Горьком в 1960–70-х годах оставалось лишь три церкви, и те на окраинах. Благотворительность, религиозное просвещение, даже религиозные действия (молебны, крестные ходы) вне ограды немногочисленных храмов были запрещены. Архиереям Горьковским Иоанну (Алексееву) (1961–1965), Мстиславу (Волонсевичу) (1965–1966), Флавиану (Дмитриюку) (1966–1977) и Николаю (Кутепову) (1977–2001) выпало руководить епархией в это трудное время.
С 1991 года церковь активно возвращается в общество. При архиепископе Николае (Кутепове) (с 1991 года – митрополите) в епархии действовало уже 376 приходских храмов, возобновились 10 монастырей (наиболее известный из них – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский), появляются 8 учебных заведений – духовная семинария (в 1993 году как училище, и с 1995 года как семинария), епархиальное женское училище (открыто в 1995 году); Выксунское духовное училище (с 1997 года). Появились курсы катехизаторов при братстве св. Александра Невского (с 1996 года); медицинский колледж, подготовляющий сестер милосердия (с 2000 года); иконописные школы при Благовещенском монастыре и при братстве св. Александра Невского; православная детская гимназия в г. Семенове. Владыка Николай старался укрепить гражданский мир в нашем регионе в «лихие девяностые» годы. Он, фронтовик, пользовался авторитетом даже у неправославных земляков, и по праву внесен в Книгу почетных граждан Нижнего Новгорода.
Преемники митрополита Николая на Нижегородской кафедре – архиепископ Евгений (Ждан) (2001–2002) и епископ (с 2012 года – митрополит) Георгий (Данилов) (правящий архиерей Нижегородской епархии с 2003 года) продолжили дело покойного владыки Николая. В настоящее время в Нижегородской епархии насчитывается 673 церковных здания, 399 приходов, 551 клирик (488 священников, 63 диакона), 655 монашествующих, 15 монастырей. Духовные учебные заведения включают в себя кроме четырех вышеперечисленных еще 9 православных гимназий, Дивеевскую монастырскую среднюю общеобразовательную школу и православный детский сад в Выксе. В структуре Нижегородской епархии имеются Отделы по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями, с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, с уголовно-исполнительной системой, Миссионерский отдел и молодежное движение. Епархии принадлежат 2 газеты, 4 журнала, телерадиокампания и радио «Образ» и православный радиоканал «Преображение». Епархия имеет также свой официальный сайт и телефон доверия. Все они ставят своей основной задачей даже не религиозное, а духовно-нравственное воздействие на жителей нашего края, что крайне важно для современного общества, лишенного нравственного стержня.
Помимо социальной сферы, жизнь епархии имеет духовное измерение.
За 340 лет она дала Нижегородскому краю 23 святых и 52 новомучеников. Из святых особо почитаются покровители Нижегородской земли: преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец, духовный попечитель Троицкой Дивеевской обители; преподобный Макарий, Унженский и Желтоводский чудотворец, основатель Троицкого монастыря на Желтых водах; преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец; святой праведный схимонах Иоасаф, Печерский чудотворец, святой Дионисий Суздальский, чудотворец, основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря; святые благоверные великие князья Георгий Владимирский, основатель Нижнего Новгорода, и Александр Невский; великая княгиня Анастасия Иоанновна, супруга Нижегородского великого князя Андрея Константиновича, в иночестве Васса, в схиме Феодора. Почитается нижегородцами и преподобный Евфимий, Суздальский чудотворец, уроженец Нижнего Новгорода. Определением Юбилейного Архиерейского собора 2000 года к лику святых был причислен сонм новомчеников и исповедников Российских, среди которых наиболее известны священномученики Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский, настоятель Печерского монастыря (1918), пресвитер Алексей Порфирьев (1918), мученицы Дарья Улыбина, Дарья Тимагина, Евдокия Немкова, Мария (1919), священномученики митрополит Серафим Чичагов, Евгений (Зернов) и Феофан Туляков, митрополиты Горьковские (1937).
В 2012 году Священный Синод РПЦ на заседании 15–16 марта постановил образовать в пределах Нижегородской области Нижегородскую митрополию, включающую в себя Выксунскую, Городецкую, Лысковскую и Нижегородскую епархии.
Можно сказать, что родившаяся 340 лет назад Нижегородская епархия внесла достойный вклад в историю нашего края и принесла обильные плоды Русской Православной Церкви.
Материал подготовлен Л.В. Абросимовой, главным архивистом Центрального архива Нижегородской области
Достарыңызбен бөлісу: |