Ю., к филол н. Советская массовая культура: жанровое кино



Дата02.07.2016
өлшемі84.67 Kb.
#173202
Дашкова Т.Ю. , к.филол.н.
Советская массовая культура: жанровое кино.
30 акад. часов
Спецкурс «Советская массовая культура: жанровое кино» предлагает новый взгляд на советскую массовую культуру - через анализ отечественного жанрового кино (комедий, детективов, сказок, исторических, научно-фантастических, приключенческих и др. фильмов). Под массовой культурой мы будем понимать ее опосредованность средствами массовой коммуникации, высокую степень стандартизации, развлекательный характер и утверждение базовых ценностей и норм современного общества. Важнейшей составляющей массовой культуры является жанровое кино. Жанровыми мы будем называть кинофильмы, для которых характерно следование определенным правилам - «законам жанра», «формулам». Именно через этот тип кинематографа формулируются основные политические и культурные ориентиры, поэтому его изучение становится ключом для понимания действия культурных механизмов того или иного периода жизни страны. В СССР роль у жанрового кино была особая роль: именно ему на государственном уровне было поручено стать основным транслятором господствующей идеологии. Поэтому изучение структуры и механизмов функционирования советского жанрового кинематографа позволит нам приблизиться к пониманию идеологии как «процесса символического образования» (К.Гирц), системы значений, транслируемых при помощи собственно кинематографических средств.

Привычка к жанровым фильмам (комедиям, мелодрамам, водевилям и пр.) выработалась в нашей стране еще до революции, а в относительно свободных 1920-х годах поддерживалась прокатом большого количества американских развлекательных лент. На момент формирования «большого стиля» в советском кинематографе (середина 1930-х гг.) у советских зрителей уже сложились основы «жанрового мышления», то есть подспудное представление о том, каким должно быть (развлекательное) кино. Именно над этим фундаментом надстраивался советский идеологический кинематограф. Все это сделало его важнейшим ресурсом для идеологической работы: задача «поучать развлекая» становится политической стратегией.

Цель нашего курса – проанализировать, как в жанровом кино нашли отражение политические и культурные процессы, происходившие в СССР, как формулировалось (идеологическое) высказывание внутри жанра и почему для коммуникации со зрителем выбирается тот, а не иной жанр.

В процессе работы, мы будем ставить перед собой следующие задачи:



  1. Описать отличительные особенности различных жанров советского кино как определенного набора художественных возможностей и ограничений. Нас будет интересовать, каким образом происходило укоренение «формулы» (по Дж.Г.Кавелти) на отечественной почве и каковы механизмы ее художественного воплощения, трансформации и развития в рамках советской идеологии.

  2. Ввести историческую координату в описание советских жанровых фильмов через реконструкцию зрительского восприятия (по Х.Р.Яуссу). Такой подход позволит понять, что видели/не видели в фильме «тогда» и какие кинематографические средства для этого задействовались; что остается значимым на сегодняшний день, а что воспринимается как культурный/исторический/художественный анахронизм; какие из найденных в советское время методов вербальной и визуальной пропаганды исчерпали себя, а какие продолжают использоваться в новом историческом контексте.

  3. Выявить собственно советские компоненты отечественного жанрового кинематографа (от идеологического переозначивания элементов «формулы» - до особенностей кинематграфической техники). Описание этих компонентов даст возможность не только выявить способы кинематографического конструированиясоветской идеологии, но и отследить формы рецепции и «цитирования» советского жанрового кино в постсоветском кинематографе (ретрофильмы и ретросериалы, римейки и сиквелы, цитаты из классических советских фильмов).

В рамках спецкурса предполагается работа непосредственно с визуальными источниками - это даст возможность студентам самим проанализировать увиденное и вынести суждение. Кроме того, имманентный анализ фильмов позволит поговорить об изначально «идеологичной» природе медиа, которые не столько фиксируют «реальность», сколько формируют ее, придавая запечатленному смысл.

Специфика материала предполагает демонстрацию на занятиях видеоматериалов. Курс рассчитан на слушателей всех специальностей. Форма занятий может варьироваться в зависимости от степени участия слушателей (распределение лекционного времени, дискуссий, вопросов, сообщений). По окончании курса предполагается написание итоговой работы.
Тематический план.
Введение. Цели и задачи курса. Значение кинематографа как культурного источника. Субъективность, избирательность и идеологичность взгляда камеры. Культурные запреты и политическая цензура. «Советское» как методологический концепт.

Понятие жанра в литературе и кинематографе. Описание «формульных повествований» Дж. Кавелти. Жанровое кино и социальная реальность. Проблема конструирования «кинореальности». Жанровое мышление в кино (сюжет, конфликт, персонаж). Манера актерской игры: жесты, позы, манера двигаться и говорить. Повседневность «функциональная» и «нефункциональная».

Историчность способов показа в жанровом кино. Реконструкция зрительского восприятия. Понятие «эстетической дистанции», «горизонта ожидания» (Х.Р.Яусс) и «имплицитного читателя»/ зрителя (В.Изер). «Массовое» и «авторское» в жанровом кинематографе.
Жанровый кинематограф и история советского кино.

Понятие «большого стиля» в советском кинематографе 1930-50-х годов. Партийная установка на создание «советской комедии» (Г.Александров, И.Пырьев). Типология сюжетов и конфликтов. Актерские амплуа, внешность, манера говорить, двигаться одеваться. Образы – образцы Л.Орловой, М.Ладыниной, С.Столярова.

«Оттепельная» киноповесть (кинороман) как альтернатива жанровому кинематографу «большого стиля». Смена парадигмы в советском кино после 1956 года. Размывание жанровых рамок («Летят журавли», «Баллада о солдате», «Дом, в котором я живу»). Расширение сюжетного репертуара. Новый тип актера (Н.Мордюкова, И.Макарова, Н.Рыбников) и новая манера актерской игры. «Документальность» и непрофессиональные актеры («Июльский дождь», «История Аси Клячиной…»). Знаковая и незнаковая повседневность. Военная драма в «оттепельном» кино («Солдаты»). Странные и нетипичные персонажи (Т.Самойлова, Т.Доронина). Мелодрама как вытесняемый жанр. Трансформации мелодраматической «формулы» в «оттепельном» и пост-оттепельном кино. Невозможность чисто любовного конфликта («Осень» А.Смирнова). Производственная драма «брежневского» времени («Премия», «Обратная связь»).
Кинокомедия. Становление жанра: успехи и неудачи. Голливудское и европейское влияние. Советская специфика. Комедия как эталонный жанр советского кино 30-50-х г.: идеологическое переозначивание «формулы». Поиск образцовых персонажей. Музыкальные кинокомедии Г.Александрова. «Деревенские» комедии И.Пырьева. Музыкальная, бытовая, спортивная комедии («Музыкальная история», «Девушка с характером», «Вратарь»). Упадок комедийного жанра в начале 1950-х годов (мелкотемье, армейские комедии).

«Вторая жизнь» жанра. Комедия положений 60-70-х Л.Гайдая. Лирические комедии Э.Рязанова и трагикомедии Г.Данелия. Постсоветская «черная комедия» К.Муратовой.


Историко-революционный и исторический фильм. Конструирование недавнего прошлого в историко-революционном кино («Человек с ружьем») и поиск новых героев («Чапаев», «Щорс»). Селекция «значимого» и «незначимого» для запечатления.

Кинобиография. Составление пантеона «великих людей российской истории» (Александр Невский, Петр I, Иван Грозный). Изобразительные новации исторических фильмов С.Эйзенштейна. Экранизации исторических эпопей («Война и мир»).

Фильмы про ученых – связь науки и политики («Мичурин»). Конструирование национальной идентичности в фильмах о поэтах и композиторах («Юность поэта», «Композитор Глинка»).
Детектив. Фильмы про шпионов и вредителей («Ошибка инженера Кочина», «Партийный билет»)в политической ситуации конца 30-х годов: поиск внутренних врагов и ожидание войны. Способы показа «своих» и «чужих». «Положительные» и «отрицательные» герои: манера поведения и внешность. Приемы создания напряжения.

Фильмы про разведчиков («Подвиг разведчика», «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны»). «Милицейские фильмы» («Место встречи изменить нельзя»). Роль интриги. Зрительская включенность и сопричастность.


Приключенческое кино. Революция и гражданская война как приключенческий сюжет («Красные дъяволята», «Неуловимые мстители»). Истерн и вестерн – ассимиляция жанра («Белое солнце пустыни», «Свой среди чужих – чужой среди своих»). Стилизация («Человек с бульвара Капуцинов»).

Экранизации классики (Ж.Верн, Р.-Л.Стивенсон, Майн Рид) и принципы отбора материала. Российские фильмы «плаща и шпаги» (экранизации А.Дюма, «Гардемарины, вперед»). Постсоветский приключенческий боевик («Параграф 78»).


Кинофантастика. Смылы, связываемые с космосом, в первых советских фантастических лентах: «Аэлита», «Космический рейс». «Оборонная фантастика». Социальная фантастика (И.Ефремов и «Туманность Андромеды». Смесь научно-популярного и научно-фантастического кинематографа (П.Клушанцев). «Планета бурь» П.Клушанцева и проблема спецеффектов. Отношение с голливудской и европейской традициями кинофантастики. Особенности авторского кино А.Тарковского («Солярис» и «Сталкер»). Фантастическое как жанр и как эффект. Фантастика для детей и юношества («Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Большое космическое путешествие», «Гостья из будущего»). «Экологическая фантастика» («Через тернии – к звездам»).

Метафора космоса в постсоветском кино («Космос как предчувствие», «Одиссея 1989»). Киномистификация («Первые на Луне»).


Киносказка (Птушко, А.Роу, Н.Кошеверова). Отбор сказочных сюжетов. Место идеологии в фильмах-сказках («Кащей Бессмертный»). Рамочные конструкции («Новый Гулливер», «Королевство кривых зеркал»). Сказки для взрослых Г.Горина и М.Захарова («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»). Проблема «эзопова языка».

Запретные жанры советского кино. Триллер и фильм ужасов. «Вий» как опыт фильма ужасов. Постсоветские эксперименты с жанром. «Дневной» и «Ночной дозоры». «Груз 200» и советская повседневность.
Литература ко всему курсу:
Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество. Ведение в социологию литературы. М., 1998. С.48-56.

Гудков Л., Дубин Б., Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы. М., 1994

Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. №22. С. 33-65.

Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. с. 34-84.


Советская власть и медиа: Сб. ст. СПб., 2005.

Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино. СПб., 2002.

Соцреалистический канон. СПб., 2000.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Озарения. М., 2000. С. 122-152.

Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

Маклюен М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М, 2003.


Аронсон О. Метакино. М., 2003.

Аронсон О. Бюрократизация воображения. Фантомы и фантазмы «Ночного» и «Дневного Дозоров» // Дозор как симптом: Культурологический сборник. М., 2006. С. 60 –81.

Булгакова О. Фабрика жеста. М., 2005.

Дашкова Т. Любовь и быт в кинофильмах 1930 - начала 1950-х гг.// История страны / История кино. М., 2004. С. 218-234 или // Отечественная история. 2003. № 6. С. 59-67.

Дашкова Т. Сюрпризы репрезентации, или Хвост виляет собакой (опыт анализа неудачного фильма 1935 года) // Неприкосновенный запас. 2002. № 2. С. 92-93.

Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение. 1996. №22. С.252-274.

Дубин Б. О банальности прошлого: опыт социологического прочтения российских историко-патриотических романов 1990-х годов//Дубин Б. Слово-письмо-литература. Очерки по социологии современной культуры. М., 2001, С.243-261.

Жижек С. Порнография, ностальгия, монтаж: триада взгляда // То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). М, 2004. С.43-66.

Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.

История отечественного кино / Под ред. Л.М.Будяк. М., 2005.

История советского кино. 1917-1967. В 4т. М., 1971-1974

Кинематограф оттепели. Книга первая. М., 1996.

Кинематограф оттепели. Книга вторая. М., 2002.

Кино: политика и люди (30-е годы). М., 1995.

Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерных исследований. Минск, 2000. С. 280-296.

Марголит Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (Краткий очерк истории художественного кино) // Киноведческие записки. 2004. № 66.

Маркулан Я. Киномелодрама и фильмы ужасов. М., 1980.

Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.

Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996.

Уголовный роман. М., 1992.

Усманова А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные исследования. 2000. № 4. С. 149-176.

Усманова А. Женщины и искусство: политики репрезентации // Введение в гендерные исследования. Ч.1. Учебное пособие. Харьков-СПб, 2001. С.465-492.

Усманова А. Научение видению: к вопросу о методологии анализа фильма // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С. 183-204.

Усманова А. Советская визуальная культура как объект антропологического исследования // Там же. С.18-27.

Фантастическое кино. Эпизод первый. М., 2006.

Цивьян Ю. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930. Рига, 1991.

Чередниченко Т. Между «Брежневым» и «Пугачевой». Типология советской массовой культуры. М., 1993.

Ямпольский М. Власть как зрелище власти// Киносценарии.- 1989.- №5.- С.176-187.

Ямпольский М. Язык–Тело–Случай. Кинематограф и поиски смысла. М., 2004.

Bordwell D. Classical Hollywood Cinema: Narrational Principles end Procedures // Narrative, Apparatus, Ideology. NY: Columbia University Press. 1986. P. 17-35.



Bordwell D., Staiger R., Thompson K. Classical Hollywood Cinema: Film style and Mode of Production to 1960-s L., 1960

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет