Занятие Развитие зарубежной психологии в ХХ в. (2 часа) Вопросы для изучения



бет1/5
Дата02.01.2022
өлшемі30.92 Kb.
#454191
түріЗанятие
  1   2   3   4   5
Практич. зан. 8 История психологии

Учебная дисциплина «История психологии»

Ст. преподаватель Солонина Е.Н (эл. почта soloninaelena@mail.ru)

Практическое занятие 8.



Развитие зарубежной психологии в ХХ в. (2 часа)
Вопросы для изучения:

  1. Аналитическая психология К. Юнга.

Собственную психологическую концепцию Юнг назвал аналитической психологией. Ее центральное содержание составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному. Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип — обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель — становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Юнг различает две базисные установки — экстравертированную, направленную на внешний мир, и интровертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики — мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает 8 типов индивидуальности

  1. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен).

Неофрейдизм — обширное направление в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг., истоком которого были идеи 3. Фрейда. Его крупными представителями являются К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан. Его появлению способствовал, по-видимому, новый не невротический тип больных, которые жаловались скорее на неудачи, беспокойство, чувство одиночества, разочарования, неприспособленности, чем на специфические невротические симптомы. А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон и Г. Олпорт в противовес идеям фрейдизма настаивали на том, что человек – существо сознательное, наделенное свободой воли, движимое не событиями прошлых лет, а целями и надеждами на будущее. Так, в трудах неофредистов зарождается взгляд на человека как на личность творческую, способную самостоятельно формировать свое Я. Социальный фрейдизм анализирует конфликт между биологическим и социальным в социальном окружении, который может проявляться форме социального характера.

  1. Генетическая психология Ж. Пиаже и ее влияние на современную науку.

Учение о развитии познавательной деятельности ребенка — восприятия и мышления — справедливо оценивается как «одно из самых значительных, если не самое значительное явление современной зарубежной психологии». С целью изучения этого процесса Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы. Он создал особый тип задач, которые вызывают характерные ответы детей, а эти ответы обнаруживают явление, раскрывающее центральные отличительные особенности мышления дошкольника. Пиаже подчеркивает, что объект воздействует не сам по себе: у субъекта существуют умственные структуры, которые вместе с действиями субъекта и последующей интериоризацией действий в интеллектуальные операции являются важным условием интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие рассматривалось как ряд качественных стадий, понимание которых менялось в ходе развития концепции

  1. Социальный бихевиоризм А. Бандуры.

Бандура эмпирическим путем установил, что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного подкрепления, но посредством косвенного подкрепления, то есть, наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения. В основе – способность прогнозировать и оценивать последствия того, что еще не пережито им на личном опыте, но наблюдается у других людей. Такой тип научения называется викарным научением. Помимо внешнего косвенного подкрепления, А. Бандура установил влияние на поведение внутреннего подкрепления – самоподкрепление, представленное чувством собственной эффективности. Эффективность личности – это чувства самоуважения, собственного достоинства, адекватности и проявление умения решать жизненные проблемы

  1. Оформление и развитие гуманистической психологии.

Гуманистическая психология официально оформляется в США в 60-х г.г., но зарождаться она начала еще в 40-е г.г. гуманистическая психология не является вариантом модификации уже существующих школ, а отстаивает абсолютно новый взгляд на природу психики человека, что отражено в отнесении ее к «третьей силе». Основные принципы гуманистической психологии: утверждение роли возможностей человека, психотерапевтическая направленность, уникальность и целостность личности, обладание человека врожденными потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Основой зарождения гуманистической психологии стала работа американского психолога Гордона Олпорта, где он излагает идеи о том, что человек свободен, но свобода эта не абсолютна, а ограничена чертами его личности, которые определяют восприятие и поступки индивидуума. Официальный и академический статус гуманистической психологии придал младший современник Гордона Олпорта - выдающийся американский исследователь Абрахаму Маслоу (1908-1970). А. Маслоу считал, что при разработке теории личности следует опираться не на патологический материал, как это делал З.Фрейд и его последователи, а, наоборот, на наивысшие достижения человека. Центром исследовательских интересов А. Маслоу стала мотивация.

  1. Логотерапия В. Франкла.

Виктор Франкл – один из выдающихся представителей экзистенциальной психологии и автор логотерапии – в качестве основной врожденной потребности личности определял стремление к смыслу жизни. В ситуации, которую изменить невозможно, важно обрести смысл и занять определенную позицию. Наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, но позиция по отношению к ним – это уже свобода воли человека. Свободу В.Франкл понимает как свободу от инстинктов, наследственности и окружения. По В.Франклу, «все, что случается с нами, случается для нас», поэтому, смысл существует абсолютно во всем: в болезни, смерти, любви, работе, в страданиях. Отсутствие смысла порождает экзистенциональный вакуум, который может наполняться страхами, навязчивостями, цинизмом, агрессией и т.д. В.Франкл выделяет три уровня существования человека: соматический, психологический и ноэтический. Последний, ноэтический, соотносится с вершиной пирамиды А.Маслоу и предполагает выход человека за пределы «Я», где локализованы смыслы и ценности, детерминирующие поведение, а также соматический и психологический уровни. На способности человека выйти за пределы своих биологических и психологических потребностей – трансценденции – основаны техники логотерапии: парадоксальная интенция и дерефлексия, направленные на дистанциирование от симптома, взгляд на него со стороны.

Задание 1. Составить краткие конспекты по вопросам практического занятия.

Задание 2. Ответить на вопросы:

1. Охарактеризуйте основные положения аналитической психологии К. Юнга.

Суть аналитической психологии Юнга заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности, рассматривает индивидуальную психику тесно связанную с психикой коллективной. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. В процессе личного исследования собственной психики — анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями, ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.
2. В чем состоит главное отличие аналитической психологии К. Юнга от психоанализа З.Фрейда.

Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что сим волы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что не обходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.


3. Что является одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию?

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека. Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество. 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет