0. Вопросы на зысыпку
Арабы.
Кочевники. Отличаются от кочевников великого европейского степного пояса, что их нельзя отнести к периферийным народам. Исторически контактируют с развитыми аграрными civ, участвуют в торговле.
Халиф – «наместник» (пророка). Только после смерти Мухаммеда. Сочетает религиозную и светскую власть (имам + эмир = халиф).
Праведный халифы (первые 4):
632-634 Абу-Бакр
634-644 Омар
644-656 Ослам
656-661 Али
1. История Китая в III в. Экономические преобразования в государстве Западная Цзинь.
Хронология.
-
Восстание жёлтых повязок 189 => конец Хань.
-
Троецарствие 220-280: Вэй 220-265, Шу 221-263, У 222-280.
-
Государство Западная Цзинь 265-316.
-
У-ди (265-290) - усиление-стабильность.
-
Хуй-ди (290-313).
-
Хуй-ди (290-307) - кризис.
-
Хуй-ди (307-313) - усиление-стабильность-ослабление.
-
Мин-ди (313-316) - кризис и падение государства.
Экономика. Земледелие. По большей части на искусственном орошении. Зерновые, бобовые, овощи. Рано появляется железо.
Экономические преобразования. От войн - упадок. В деревне остались только «сильные дома», выжить можно только объединением хозяйств. В том же 280 - закон Сыма Яня о земле: каждый может получить надел, взамен на обязательство выполнения повинностей. Кроме ренты - около 30 дней в год на казённых работах. Закон, ставший образцом для аграрных проектов будущего Китая. Собственность государственная и «частная» (сильные дома).
Политика. Восстание жёлтых повязок (189). Пала столица Лоян. Закончилась Хань. Наступило Троецарствие. На С - царство Вэй (создал Цао Цао), на ЮВ - У, на З - Шу. В Вэйе в 265 У-Ди сверг потомка Цао Цао и основал Цзинь. К 280 подмял под себя все три царства.
Кочевники. Сюнну (гунны) продвинулись вглубь Китая (начало ВПН), 311 пал Лоян, 316 - Чанъань. Племена сяньби (СВ), муюны (Ю), тоба. Именно муюны вместе с китайцами создали Янь.
Итоги. После падения Лояна собрались и выбрали нового императора, но из ветви того же Сыма. Это стало империей Восточной Цзинь, которая отличается прежде всего тем, что власть императора там гораздо слабее, чем в предыдущий период.
2. Образование империи Великих Моголов.
-
География. Империя Великих Моголов – это север Индостана. Её границы на момент оразования видны очень плохо, но видны – см. карту.
-
Хронология. Образование и формирование державы связано с именем Бабура (1526-1530). Но, судя по тому, что следующий билет – про Акбара, в этот период включается и правление Шер-шаха (1540-1545).
-
Бабур – один из потомков Тимура. Проиграв ряд войн в Средней Азии, он укрепляется в долине Кабула и оттуда уже совершает несколько походов в Индию, на ослабевший к тому времени Делийский султанат. Оценив его слабость, он в 1525 начинает крупный поход. Бабур привлёк на свою сторону ряд пенджабских правителей и в 1526 в битве при Панипате громит делийцев. Здесь он закрепляется и пытается создать новое государство. В 1527 в битве при Сикри он разбивает войска конфедерации раджпутских княжеств под художественным руководством Рана Санга, направленной против него. Во внутренней политике – он раздаёт земли пришедшим с ним и пытается, хотя и с небольшим успехом, привлечь на свою сторону всех местных феодалов. Из доходов с земли каждый должен треть отдавать падишаху, а также содержать конников. Налог на крестьян – это треть урожая, исчислялся в деньгах, но платился натурой.
Бабур умирает в 1530, разделив свои владения между сыновьями. Самый крупный – старшему Хумаюну. Но против него восстаёт старая знать под руководством вождя афганского племени сур Шер-хана. Хумаюна громят в двух битвах и изгоняют на север. Шер становится шахом. К власти приходит династия Сур. Реформы Шер-шаха во многом предвосхитили реформу джагира, проведёную Акбаром. Идея была та же, но за 5 лет его правления не успели даже переписать население. Кроме того, создаёт большую наёмную государственную армию.
Потомки Шер-шаха слабы и бездарны – возвращается в 1555 на престол Хумаюн, отец Акбара.
4. Фишки, про которые могут спросить: Бабур оставил стихотворные мемуары «Бабур-намэ», а название Великих Моголов – от китайцев (всех степняков они называли монголами. Соответвенно, и новую династию тоже. Буква «н» исчезает в европейском произношении).
3. Экономические преобразования Ян Яня в государстве Тан (вторая половина VIII в.), их причины и последствия.
-
Хронология.
618-907 Государство Тан.
712-756 Правление Сюань-цзуна, расцвет Тан, вслед за тем – кризис.
736 Эдикт о разрешении беглым крестьянам возвращаться к своим наделам.
751 Поражение от арабов при Таласе.
755 Мятеж Ань Лушаня.
780-805 Правление Дэ-цзуна в гос-ве Тан. Выход из кризиса.
780 Реформа Ян Яня в правление Дэ-цзуна.
-
Причины реформы Ян Яня.
-
Рост бюрократического аппарата => переход от надельной системы к частнофеодальной. В первой половине VIII в. в правление Сюань-цзуна всё цветёт: верховная собственность на землю – у императора, надельная система, прогресс (водоподъёмное колесо), развитие ремесла, рост населения. Но: вместе с ростом империи растет и бюрократический аппарат => составляющие его «феодалы» усиливаются и получают ЧС на большую часть земель (рост крупных землевладений), крестьяне попадают в зависимость => усиление их эксплуатации, но одновременно – истощение казны, т.к. крестьяне теперь платят налог не государству, а дяде. Государство пытается отрегулировать вопрос (эдикт 736) =>
-
Обострение отношений империи и феодалов. В некоторых местах – двоевластие. Стычки военных наместников и государственных войск. Пример – мятеж Ань Лушаня (755). Ань Лушань – начальник войск, действовавших против киданей. Заключил союз с киданями (!), захватил Кайфэн, Лоян, Чанъянь. Тан в ответ заключили союз с уйгурами (!) и выбили Ань Лушаня из города. И те, и другие кочевники грабят страну, конфронтация гос-ва с феодалами продолжается.
-
Отпадение некоторых вассальных территорий. Поражение от арабов при Таласе 751 => Китай теряет контроль над ВШП. Отпадение Кореи. Набеги киданей, тибетцев и уйгуров. Активизация Наньчжао. Системный кризис, необходимы реформы.
-
Суть реформы Ян Яня (первый министр). Ясно, что с концентрацией земель бороться бесполезно => узаконена, НО: Реформа налогообложения. Раньше – только с крестьян (т.н. «триада повинностей»). Теперь – со всех в зависимости от количества земли (9 категорий) или от величины дохода (для горожан). Налог взимается 2 раза в год, а не 1 как раньше (с 2-х урожаев). Налог как натуральный, так и денежный. В результате платят и феодалы, и крестьяне, и горожане, а казна пополняется.
-
Последствия реформы Ян Яня. Узаконена ЧС. Феодалов тоже заставили платить => они дерут три шкуры со своих крестьян (усиление эксплуатации). Те крестьяне, которые к 780 ещё как-то сохранили свои наделы, разоряются от гос-налогов и пачками попадают в зависимость к феодалам. Некоторые – бегут. Голод и разруха. Недовольство мелких и средних феодалов (крупные просто не платят, гос-во с ними ничего поделать не может), горожан, крстьян. Конфискации храмового имущества. Порча монеты. Коррупция. Крестьянская война IX в. (860-884) (естественно, классовая), в ходе которой «пролетариат» сверг власть дома Тан, равно как и феодалов. Дальше – Пятицарствие, затем – Сун.
4. Народные движения в халифате Аббасидов.
-
География. Халифат Абассидов – это почти все арабские завоевания без Пиренеев
-
О чём билет? Реальной властью халифы обладают до 945 года. После халифат – лишь название, а халиф – это всего лишь духовный лидер. По всей стране – множество самостоятельных гособъединений. Соответственно восстания нужны на периоде с 750 (свержение в результате народного бунта Омейядов) до 945.
-
В целом: Основная движущая сила – крестьяне разных вер и национальностей. К ним примыкают мелкие и средние феодалы. Направлены восстания против угнетения крестьян, против власти халифа. В конечном счёте ни одно из них не достигло цели, даже если побеждало на определённой территории – всё возвращалось на круги своя. Потому что формация заела.
-
По восстаниям:
-
Восстание Шарика 751. Крестьяне (арабы и согдийцы). Гео: Бухара. Ок. 30 тыс. Против угнетения, халифа и т.д. Разгромлено за 1,5 месяца главой восстания, приведшего к власти Абассидов, Абу Муслимом
-
Восстание Сумбада 755. Крестьяне и горожане (этн. и рел. – очень пёстро). Гео: Нишапур и Рей Из лозунгов – стандартный пакет + религиозные. Одним и поводов для восстания было то, что тогда Абу Муслим по приказу султана надел тапочки. Длилось 70 дней, подавили жёстко и со вкусом.
-
Восстание Муканна («человек, покрытый одеялом». Реальное имя – Хашим ибн-Хаким) 776-783. Крестьяне и горожане. Гео: Средняя Азия, главный центр – в деревне Наршах под Бухарой. Лозунги – обычные + религия (Муканн это бог, кто против него – будет в аду). Войска халифа + местные берут Наршах, восстание смещается в Согду. Потом правительственные берут Самарканд, восстание уходит в Санам. Потом берут Санам.
-
Тем временем – восстание Сурх алам («краснознамённых»). Гео: ЮВ Каспия. Про него нигде ничего кроме красного знамени не пишут.
-
Восстание Бабека 815-837. Гео: Азербайджан и вокруг него. Горожане, крестьяне (в основе - хуррамиты). > 300 тыс. Лозунги те же. При халифе Мамуну (813-33) с восстанием ничего сделать не могут. Полководцам для поднятия духа даже отдают Азербайджан в наместничество – бесполезно. Если приходят войска слишком большие – восставшие затихают, расходятся по городам и деревням и пинают до следующего клича о восстании, а потом снова все разом. Халиф Мутасим (833-42) проводит военную реформу (регулярное войско, гвардия – всё блестит) и назначает главным полководцем Афшина Хайдара ибн-Кауса. Тот перетягивает на свою сторону местных феодалов. Восставших громят, они отступают на север, в Баззу. Её осаждают и берут. В 838 Бабека четвертуют.
-
Восстание зинджей 869-883. Гео: Месопотамия. Зинджи – это рабы, в основном из Африки (перевозят их через остров Занзибар (аз-Зинджибар) – отсюда и название). Но к ним примыкают все + бедуины. Во главе восстания становится Али ибн-Мухаммед (Буркаи, т.е. «покрытый повязкой»). Все объединяются вокруг религиозно-политического течения камратов (и далее большая часть восстаний – под его лозунгами - см. ниже): справедливое распределение благ с сохранением рабов (поэтому в государстве зинджей рабство так и не отменено). Быстро захватывают всю Месопотамию, в 871 берут Басру. Успешно отражают все нападения правительственных, используя ландшафт. Помогает им и общее шатание в халифате – куча феодальных мятежей – Саффариды (восток) и Тулуниды (Египет и Сирия), хотя те и отказываются помогать. В 78-79 на их сторону даже переходят наёмные войска халифа. В 79 ибн-Мух. становится халифом, чеканит монету и т.д. Столица – Мухтара. Но в новом государстве всё становится так же, как и раньше. Общее разочарование => первые поражения с 80 г. Мухтару осаждали три года и взяли.
-
Восстание карматов 894-977. Гео: Аравия. Крестьяне и все-все-все. Лозунги камратские, методы борьбы соответствуют. Уже в начале века – своё и довольно мощное государство (столица – Лхаса. Общинники освобождены от всех налогов, почти республика. Живут за счёт рабов и дани отовсюду). Занимаются разбоем + всякие походы. В 928 доходят до Багдада. В 930 нападают на Мекку и тащат к себе чёрный камень Каабы (вернули только в 951).
5. Политическая борьба и движение за преобразования в сунском Китае в X-XI вв.
-
Хронология. Период Пяти государств (907-960) и государство Северная Сун (960 - 1127).
960-1023 Становление государства Северная Сун. Преобразования. Усиление.
1023-1086 Период модернизаторских преобразований.
1086-1127 Период замедления модернизаторских преобразований. Агрессия степняков. Потеря столицы, бегство на юг
-
Власть. Централизация. Изменено административное деление, вместо самовластных наместников подчинение непосредственно императору. Отняли часть функций у цзайсянов (советников императора). Право выдвигать чиновников на должности - только у центра, чиновники оттуда имели наибольшие шансы сдать экзамен на должность. Бюраппарат непомерно разросся. Армия - в основном наёмная (власти боялись вооружать население). Императорская гвардия. В экономике приоритет не у богатства, а у чинов. Всяческие льготы высоким сановникам. В результате мелкие чиновники оказались в оппозиции к большим. Антагонизм крупных чиновников-феодалов Севера и провинциалов из Юга. Уже к началу 11 века Юг получил большое представительство при дворе. Поиск новой идеологии - конфуцианство (канонизировали Конфуция).
-
Движение за реформы. На Юге, в городе Иньтянь. Идеолог - преподаватель местной академии Фань Чжунъянь. Боролись и добились постов при дворе.
-
Первый этап. Новая ирригация. Уменьшение трудовых повинностей. Обеспечение воинов-земледельцев за счёт общины. Сокращение госаппарата. Ограничение привилегий чиновников. Пересмотр системы экзаменов (кроме заученных канонов, рассматривать результаты службы). Поощрение мелких талантливых чиновников. Впервые появились перспективы социальной мобильности. Но - реформы провалились (слишком радикальны), Фань Чжунъяня отправили в отставку.
-
Второй этап. Идеолог Ван Аньши. На основе конфуцианства. Ссуды казны крестьянам под залог будущего урожая. Замена трудовых повинностей денежным налогом. Обмеры земель крупных чиновников (часто самовольно ими присвоенных). Ссуды мелким торговцам (впервые в истории Китая). Суть - заменить повинности деньгами. Пополнить казну, увеличить контроль государства за частным предпринимательством. Поэтому среднему классу от них плохо. В 1077ом Ван Аньши ушёл в отставку. Но реформы его шли до конца 11 века. Его противники историк Сыма Гуан и поэт Су Ши (вкусный вкус). Отчасти это связано с новыми идеями неоконфуцианства. Модернизация старого учения. Призывы к очищению конфуцианства от наслоений. Трактовки многих старых идея конфуцианства в духе дзэн. В целом - демократизация. С этим связаны новые литературные жанры `из жизни низов`.
6. Образование державы Сефевидов.
-
Хронология. Гос-во Сефевидов – 1502-1736.
-
Прелюдия. Начало XV в., Иран в составе владений Тимура. Тут Тимур умирает => междоусобица и раздробленность, на осколках владений Тимура возникают новые государства (Кара-Коюнлу 1410-1468, Ак-Коюнлу 1468-1502), которые воюют между собой и с Тимуридами. Общая нестабильность.
-
Выдвижение Сефевидов. В г. Ардебиле существует род «наследственных духовных феодалов» Сефевидов. Своё происхождение ведут якобы от Сефи ад-Дина (1252-1334), главы суфиев г. Ардебиле, т.е. шиита. У них много земли. Благодаря поддержке тюркских шиитских племён (кызылбашей – «красноголовые») во 2 пол. XV в. берут шахский трон. К началу XVI в. начинают тяготиться властью Османской Турции и соседством Ак-Коюнлу => уничтожают Ак-Коюнлу, Исмаила Сефевида назначают шаханшахом, а умеренный шиизм – гос-религией.
7. Города в Китае в XI-XII вв.: особенности их социального и экономического развития.
-
Прелюдия. В связи с развитием ремесла и промыслов – урбанизация. Отличие от Европы в том, что это не приводило к ослаблению центральной власти.
-
Строительное искусство к 11 в. достигло высокого уровня. Дворцы и дома знати были двух-трех этажными. Наиболее крупные - Кайфын, Ханчжоу, Чэнду, Учан. Часто укрепления носили матрешечный характер. Город пересекали транспортные каналы.
-
Коммуникации и городские службы. Цехи доставляли воду, чистили город от мусора и нечистот, несли пожарную службу.
-
Социум. Население Кайфына и Ханчжоу - по несколько сот тысяч человек. Сословного деления нет. Торговлей занимались даже члены императорской фамилии. Торговцы покупали чины и землю.
-
Ремесло. Продолжается процесс обособления города от деревни. Складываются торгово-ремесленные пункты т.н. чжэн и ши. Расширение ремесленного производства.
-
Мастерские. Основной тип предприятия – мастерская-лавка. Ремесленник трудится вместе с членами семьи, подмастерьями и учениками и сам сбывает товары. Позднее возникают лавки, в которых работает не один десяток человек. Труд не дифференцирован. Но - разделение труда между различными мастерскими, появлялось все большее число ремесленных профессий.
-
Цехи. Объединение ремесленников в цехи (ханы и туани) было обязательно. Цехов были сотни. Ханы были, как правило, смешанные – торгово-ремесленные. Лишь в оптовой торговле рисом и скотом были чисто купеческие организации. Член хана – глава семьи. Цеховое право определяло число подмастерьев и учеников на одно хозяйство, вступительные взносы в цех, условия работы и ее оплаты, продажи готовых изделий, запрещало разглашение цеховых секретов. Торговля была очень интенсивной, были даже ночные рынки. Цех всячески защищал своих членов. Тем не менее, ханы и туани не имели политического веса и испытывали сильнейший феодальный гнет. Наем рабочей силы происходил через посредство главы цеха. В крупных городах были специально выделены места для найма рабочей силы.
-
Монополии. Развитию ремесла препятствовала монополия на добычу и сбыт металлических руд, соли, литье монеты, обжиг и сбыт древесного угля, на производство и продажу чая, вина, дрожжей, уксуса. Наиболее крупные казенные оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы обслуживались ремесленниками на основе несения повинностей или принудительного найма.
-
Металлы. Увеличение добычи и обработки металов. Добыча меди в 11 в. возросла в 30 раз по сравнению с 9 в., железной руды – в 12 раз. Увеличилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра. Совершенствуется техника плавки и обработки металлов: применяют каменный уголь и химические реактивы, гидрометаллургический метод выплавки меди. Широкое распространение кузнечного дела и изготовления металлических изделий.
-
Текстиль. Шелковые ткани на юге, декоративные панно. В 11 в. в Китай и Средней Азии и с островов Индийского океана был завезен хлопок, а изобретение ткацкого станка позволило в 12-13 вв. выпускать ткани без примеси льна и конопли.
-
Керамика. Усовершенствовалось фарфорвое и керамическое производство. Появились зеленоватые и серо-голубые сосуды (селадоны) и изделия сеткой подглазурных трещин (кракле).
-
Торговля. Развитие сельского хозяйства и городского ремесла привело к оживлению торговли.
-
Внутренняя торговля.
-
Рынки. В крупных городах на площадях или у ворот функционировали ежедневные рынки с разнообразным ассортиментом товаров. В определенные дни открывались специализированные рынки (лекарств, угля, риса, лошадей…).
-
Ярмарки. По крупным праздникам собирали ярмарки, чаще всего на территории храмов и монастырей. На пересечениях торговых путей и в местах большого скопления сельского населения возникали поселения городского типа. Там шел обмен с/х продуктов на ремесленные изделия. Движение товарных масс из области в область было незначительным.
-
Деньги. Денежная масса в стране растёт. В обращение вошли золотые и серебряные (помимо железных и медных) монеты. Применялись бумажные деньги.
-
Налоги. Государство строго контролировало внутреннюю торговлю. Кайфынский рынок приносил казне 400 тыс. связок монет годового дохода. Внутренние пошлины нередко достигали 50%. Собирался подоходный налог, торговцы платили арендную плату за землю под лавки, должны были продавать часть товара по заниженным властями ценам. Все это мешало развитию торговли и сосредоточению денежных средств в руках частных лиц.
-
Внешняя торговля. С Бирмой, Вьетнамом, с северными кочевыми племенами. Морская торговля через приморские города – Цюаньчжоу, Нинбо, и Ханчжоу, Крупнейший порт – Гуанчжоу, там постоянно торговали и индийские, и персидские, и арабские купцы (до 200 тыс. чел.). Китайцы плавали и в страны южных морей, и в Японию, и к островам Тихого океана. Фарфор, мет.изделия, золото и серебро меняли на пряности, драгоценности, слоновую кость, благовония, ценную древесину. Удельный вес морской торговли возрос в 12 в., когда был потерян Север и юго-восток стал экономическим центром.
8. Реформы Акбара: содержание и итоги.
-
География. Империя Великих Моголов – это север Индостана. Хотя к началу правления Акбара всё было намного меньше. См.карту (первоначальные границы видно очень плохо, но они там есть)
-
Хронология. Правление Акбара (1556-1605). Период реформ (1574-1582).
-
Прелюдия. Акабар – внук основателя государства Бабура. Его отец, Хумаюн, был изгнан в результате восстания старой знати под руководством вождя племени сур Шер-хана (на индийском престоле – Шер-шах). После смерти Шершаха Хумаюн силой возвращается на престол, но через год дохнет, подскользнувшись на мраморной лестнице. На престол претендовал как Акбар, так и один из представителей свергнутой Хумаюном династии Сур. В битве при Панипате 1556 войска Акбара побеждают Хему (взбунтовавшийся военачальник Суров).
-
Сперва Акбар немного корректирует систему управления. Это ещё не сами реформы, но важно. Центральная власть – это падишах + три основных ведомства: военное, налоговое и судебное.
Военное: это армия и обеспечение (госмастерские по типу мануфактур). Армия наёмная, основная сила – в коннице, комлектуемой феодалами за счёт доходов с данных им земель. Также есть государственные части, оснащенные мушкетами. Есть слоны и пехотинцы. Гособеспечения продовольствием нет – армия на подножном корму + обоз из продавцов. Военачальники – как в центре, так и по особо беспокойным окраинам (фоудждары).
Налоговое: государство собирает все налоги – как в казну, так и для держателя феодального владения. При сборе используются как госчиновники, так и верхушка общины, которая за это освобождается от налогов (это способствует феодализации общины, но и защищает её от самоуправства госчиновников). Платят его простые общинники – райаты. На местах существуют также незаконные поборы держателей феовладения (абвабы). На более высоком уровне за сбор отвечает почти автономный наместник большой области (субы; их к концу правления Акбара 16).
Судебное: государственный судья (кадий) для мусульман. Индусы имеют свою судебную систему. Судебную функцию выполняют и представители административной власти.
На местах: большую роль, хотя и неофициально, играют держатели феодальных владений – джагирадары (условное владение за службу) и заминдари (наследственное владение местной элиты или же владение крестьянина. Облагается налогами, неполноправно).
-
Собственно реформы:
-
Реформа джагира (владения). Он проводит перепись земельных владений, устанавливает приемлимые налоги на общинников и назначает каждому джагирдару, в зависимости от дохода с джагира, число поставляемых всадников. Налог со всех крестьян собирается государством м передаётся владельцу данной территории, который лишается формально становится лишь получателем доходов с неё (но реально он обладает немалой властью. Попытка превратить джагирдара в чиновника, получающего жалование из казны вызвала восстание). Время владения джагиром –несколько лет, после этого челу дают джагир в другом месте. Церемония наделения джагиром сопровождалось ценным подношением государю.
-
Система мансабов (рангов). Что-то вроде табели о рангах, только ветвь здесь одна – военная. Любой гражданский чиновник приравнивается к офицеру, командующему нным количеством человек, т.е. ему даётся определённый ранг (мансаб). В зависимости от мансаба даётся жалование на низших ступенях (писец был десятником и ему полагалось столько, сколько десятнику и т.д.) или джагир на высших. Причём для высоких мансабов даётся джагир, с которого нужно поставить столько воинов, сколько положено по званию (к концу правления Акбара уже меньше и дальше этот процесс продолжался). Система военных мансабов – свидетельство архаичности общества, напоминает монгольскую систему.
-
Привлечение на службу немусульман. Всё ради увеличения социальной базы – местные феодалы-немусульмане теперь признаются полноправными владельцами своей собственности, наследственными джагирдарами. Разумеется, с соответствующими обязанностями. Конница, поставляемая новыми служилыми, и компромиссы позволили подавить мятеж джагирдаров-мусульман против отнятия у них владений.
-
Религиозная реформа. Пытается создать новую синтетическую религию, которая сплотила бы мусульман и индусов. Он – пророк, естественно. Новая религия называлась дин-и-иляхи (божественная вера). Эта реформа провалилсь.
-
Итоги реформ Акбара. Позволили укрепить централизацию, но уже к концу правления Акбара намечается скатывание обратно. Джагирдары поставляли меньше воинов, чем должны были и больше тратили на себя; не удалось сделать джагир просто экономической единицей и т.д.. Процесс децентрализации победил.
9. История Китая в XI-XII вв.: борьба со степняками.
Достарыңызбен бөлісу: |