Центральная Азия как симбиоз мировых цивилизаций Скрябина Кристина Алексеевна



Pdf көрінісі
бет1/3
Дата15.09.2022
өлшемі79.75 Kb.
#460777
  1   2   3
Центральная Азия как симбиоз мировых цивилизаций



Nauka.me 2013-2022
ISSN 2079-8784
URL - 
http://ras.jes.su
Все права защищены
Номер 4 Том - Особенности развития стран Запада и Востока в
глобальном мире. 2019
1
2
Номер 4 Том - Особенности развития стран Запада и Востока в глобальном мире - 2019
Центральная Азия как симбиоз мировых
цивилизаций
Скрябина Кристина Алексеевна
Государственный академический университет гуманитарных наук
Российская Федерация,
Аннотация
В статье рассматривается генезис центральноазиатской цивилизации как отдельного
объекта исследований. Центральная Азия, в силу своего географического положения,
вобрала в себя лучшее от множества культур, сохранив при этом свою уникальность и
самобытность.
Ключевые слова: Центральная Азия, цивилизация, симбиоз, многообразие
Дата публикации: 31.12.2019
Ссылка для цитирования:
Скрябина К. А. Центральная Азия как симбиоз мировых цивилизаций // Nauka.me – 2019. –
Номер 4 [Электронный ресурс]. URL: https://nauka.me/S241328880007934-1-1 (дата
обращения: 13.09.2022). DOI: 10.18254/S241328880007934-1
Понятие «Центральная Азия» включает в себя такие геополитические страны как
Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан. Именно эти государства
являются историческими и культурными областями данного региона. Однако существует
мнение, что определение должно включать такие государства как: Монголия, часть Китая,
Афганистан, некоторые области Пакистана и Иран. Американский исследователь Ю. Брегель
отметил, что пока ведутся научные исследования в данном регионе, есть те, кто испытывает
недопонимание, где именно расположена Центральная Азия. Также говорил, что такое
происходит и в кругах ученых, которые специализируются на азиатской истории и
антропологии. 
1
Разногласие прослеживается и в параметрах цивилизационной классификации
Центральной Азии. Имеются такие дефиниции: «тюрко-иранская», «туранская» и другие
цивилизации. У них же существует подразделение на цивилизации по этническим группам,
которые населяют регион: узбекская, туркменская, таджикская.


3
4
5
6
7
8
9
10
Понятие «цивилизация» имеет дефиницию определенного «мира», то есть
пространственно-временной культурно-экономический континуум с собственными идеями,
ценностями и так далее. «У каждой культуры – по словам Освальда Шпенглера – есть своя
собственная цивилизация».
2
Как правило, масштабы цивилизации не совпадают с этническими границами, чаще
всего они становятся межэтническими. Именно эти несоответствия дают понимания о
развитии цивилизационного процесса в Центральной Азии.
Цивилизация Центральной Азии объединила в себе две составляющие –
цивилизации кочевников и оседлых земледельцев. Кочевые народы включали в себя триаду
признаков цивилизации: монументальная культура, города и письменность.
3
В древности
ядром идеологии являлся этноцентризм- противопоставление своего этноса внешнему, то
есть иноэтническому окружению. В кочевых государственных образованиях Центральной
Азии существовала жесткая централизованная политическая и военная власть. Во главе стоял
«Небом поставленный» верховный правитель-каган. В основном цивилизация этого региона
развивалась как самоорганизующаяся социальная система на всех уровнях - от семьи до
племени. Высшая государственная власть обеспечивала целостность и устойчивость
союзнических отношений, могла контролировать этнические группы.
Находясь между Ближневосточной (вавилонской, эллинской и т.д.) и Азиатской
(китайской, индийской, арабской) цивилизациями, страны Центральной Азии активно
интегрировали лучшие аспекты этих культур. Тюрки, арабы, славяне, китайцы, иранцы,
монголы и индийцы - эти племена и народы пересекали свой путь именно по этому региону.
История оставила большой пласт культурного наследия для современной Центральной Азии,
которые входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Китайская и египетская цивилизации распространяли этнические стандарты,
множество народов возникали в орбите этих культур. Китайская культура еще с древности
влияла на этот регион: архитектурой, религией, эстетической системой. На современном
этапе Центральная Азия и Китайская народная республика больше взаимодействует на
экономическом уровне.
С древних времен экспозиция региона определяла ее транзитный характер. Именно
по этой территории проходил Великий Шелковый путь, соединяющий Китай и Европу. Здесь
шел обмен товарами, изобретениями, искусством. Данная система сообщения определила
особую роль экономических и культурных связей в межцивилизационных отношениях.
Великий Шелковый путь сыграл роль трансформатора и интегратора восточной и западной
культуры. По этой причине международное сообщество ведет работы по восстановлению
путей, которые бы связывали Узбекистан с Китаем, Центральную Азию с портами
Индийского океана через территорию Афганистана.
4
Это и есть показатель практического
значения с точки зрения использования исторического опыта на современном этапе.
Литература Центральной Азии уникальна. Она сочетает в себе произведения персов,
индийцев, арабов, китайцев и русских народов. Книги переводятся на все языки мира.
Благодаря арабоязычной философии тюркские народы узнали об античном культурном
наследии. Именно этот регион смог сохранить культуру Античности, в то время как она
переживала свой цивилизационный упадок. Среднеазиатский регион вобрал в себя лучшие
аспекты философии Запада и добавил их в свое понимание о человеке, мире и вселенной.
Ценности и идеи заключаются в толерантности, открытости, честности, близости к природе.
Именно эти общечеловеческие традиции вводят Центральную Азию на орбиту мировой
цивилизации.
Именно в Центральной Азии происходит симбиоз религий: ислам, христианство,
иудаизм, буддизм и другие. Еще с древности все эти религии укоренялись наряду с
разнообразными культами кочевых народов. По статистике на современном этапе на этой
территории преобладает мусульманское население
5
(Казахстан-70,19%, Кыргызстан-80%,
Таджикистан-90%,Туркменистан-89%, 
Узбекистан-93%). 
На 
втором 
месте 
по


11
12
13
14
распространению 
занимает 
христианство 
(Казахстан-26,17%, 
Кыргызстан-16%,
Туркменистан-8%, Таджикистан и Узбекистан - менее 5%). Буддизм исповедуют в
Казахстане, Киргизии, Таджикистане. Иудейская религия распространена в меньшей
степени. Несмотря на это, все эти государства являются светскими, то есть население вправе
выбирать свою религию. Итог: ислам оказал существенное цивилизационное влияние на
культуру народов Центральной Азии.
Языки, на которых говорят в регионе, большое количество. Начиная с родных,
государственных языков, продолжая изучением русского языка, и заканчивая другими
мировыми языками. Все это говорит о мультикультурности данного региона. Профессор
Нью-Йоркского университета М. Ривкин анализировал языковую политику СССР в странах
Центральной Азии. На вопрос о распространении русского языка как признака политики
русификации он отвечал: «Овладение русским языком как вторым не приводит к утрате
этнического тождества».
6
Немаловажное культурное воздействие оказал Советский Союз. Несмотря на то, что
правительство СССР проводил политику русификации на территории Казахстана,
Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, это не повлияло на культуру и
уникальность народов региона. Страны Центральной Азии находили соотношение
многовековой традиции и процесса модернизации мировой системы. После распада СССР
данный регион не претерпел значительных изменений в этническом смысле. Русский народ
продолжал жить на территории Центральной Азии, не притесняемый со стороны коренного
населения, и наоборот. Культура осталась прежней. Рассмотрение Центральной Азии через
призму уже отдельного региона мира, а не в составе СССР, дает более точный облик
межэтнического взаимодействия между странами.
Особую актуальность приобретает движение по сохранению многообразия и
самобытности Центральной Азии, ее межконфессиональной и межэтнической толерантности.
Причиной этому является транзитное положение между Западом и Востоком. Единство
языка, историческая память и архетипы духовного опыта объединяют тюркские этносы. В
сохранении могут помочь интеллектуальные элиты и научные сообщества, которые проведут
возрождение и исследование историко-культурного наследия данного региона.
В условиях глобализации Центральная Азия находится на стыке мировых
цивилизаций: исламской, православной, китайской и западной. Ее положение предопределяет
уникальную роль в межцивилизационном диалоге, в обмене культурными ценностями. Эта
роль принадлежала ей веками, история показывает многообразие процессов межкультурного
взаимодействия. Все цивилизации находятся во взаимной интеграции своих культур. Чтобы
защитить национальные интересы и безопасность государств Центральной Азии, необходимо
развивать сотрудничество с мировым сообществом. Это реализуется через сотрудничество с
соседними странами в регионе, а также в международных организациях.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет