Диссоциативное расстройство личности. Путь становления и укрепления нозологии в мире медицины



жүктеу 150.39 Kb.
Дата11.07.2016
өлшемі150.39 Kb.


Диссоциативное расстройство личности. Путь становления и укрепления нозологии в мире медицины.
Введение

Личность как субъект культуры находится в процессе постоянного становления и развития, изменения самой себя и окружающего мира. Исследование феномена множественности личности в современном мире исходит из признания двойственности, парадоксальности ее бытия. С одной стороны, она обладает правом социального выбора, возможностями достичь высокого уровня материального комфорта и благополучия, получения образования и т. п. С другой – элементы дегуманизации приводят к потере основополагающих ценностных ориентиров, равнодушию, агрессии, потере способности адекватно анализировать ситуацию и принимать решения. Радикальные изменения в социокультурной, политической, экономической и других областях, экзистенциальном пространстве обостряют проблемы личностного бытия, актуализируют внимание не просто на обществе или человечестве, а на отдельно взятом индивиде. Жизнь современного человека устроена по определенному порядку – «удовлетворив определенные требования, то есть, от- работав положенные часы, соблюдая законы или, делая вид, что их соблюдаешь, человек становится свободным и дальше не может делать, что хочет. При этом внешне он может вести себя од- ним образом, а внутри это совершенно другой человек» [1, с. 94]. Поскольку современная социокультурная ситуация на уровне личности допускает «несовместимую множественность, отдельный человек очень долго может жить фантазиями и вымыслами» [1, с. 94]. В данной статье я хотела бы отразить весь путь становления нозологического понятия «Диссоциативное расстройство идентичности» так как на фоне все возрастающего эмоционального, творческого, экономического и популяционного развития данная нозология встречается все чаще.

Диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности (также используются диагнозы расстройство множественной личности, раздвоение личности, расщепление личности) — очень редкое психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний). При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение», и одна личность сменяет другую. Кроме обладания различными паттернами мозговых волн, субличности множественной личности в психологическом отношении весьма отстоят друг от друга. У каждой есть свое имя, возраст, свои воспоминания и способности. Нередко у каждой различаются почерк, пол, культурные истоки, художественный талант, способность к иностранным языкам и коэффициент умственного развития (IQ).Еще более заметны биологические перемены, происходящие в организме множественной личности при переключении с одной личности на другую. Часто медицинские характеристики одной личности загадочным образом исчезают при переходе к другой. Д-р Беннет Браун из Международного общества исследований множественных личностей (Чикаго) описал случай, в котором все субличности пациента, кроме одной, испытывали аллергию к апельсиновому соку. Если человек пил апельсиновый сок в то время, когда доминировала одна из аллергических субличностей, у него начинался ужасный зуд. Но если он переключался на неаллергическую субличность, зуд мгновенно исчезал, и он мог пить апельсиновый сок без опасения.После «переключения» активная в данный момент личность не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая личность. При переходе от одной личности к другой могут возникать такие ситуации, как изменение шрамов, появление или исчезновение следов ожогов, пользование правой или левой рукой и др. Может различаться острота зрения, поэтому некоторым множественным личностям приходится носить с собой по две-три пары очков с разными диоптриями, чтобы подстроиться под ту или иную субличность. Одна субличность может быть дальтоником, другая нет, изменяться может даже цвет глаз. Были случаи, когда у женщин возникало два или три менструальных периода в месяц, поскольку каждой из субличностей соответствовал свой цикл. Как обнаружила доктор Кристи Ладлоу, логопед, под каждую субличность может изменяться тембр голоса, что требует таких тонких физиологических изменений, какие не под силу даже самым великим артистам, тембр голоса которых в любой роли остается неизменным(40)

Согласно DSM-IV, диссоциативное расстройство идентичности диагностируется в том случае, если верны 4 следующих критерия(Diagnostic criteria for 300.14 Dissociative Identity Disorder)]:



  1. У пациента существуют две или более различимых идентичности или личностных состояния, при этом каждое из них обладает устойчивой моделью мировосприятия, собственным мировоззрением и отношением к окружающей действительности.

  2. По крайней мере две из этих идентичностей попеременно захватывают контроль над поведением пациента.

  3. Пациент не может вспомнить важную информацию о себе, и это выходит далеко за пределы обычной забывчивости.

  4. Данное состояние не наступило в результате употребления алкоголянаркотиков, других отравляющих веществ, или от заболевания (например, прикомплексном парциальном приступе). У детей данные симптомы важно также не спутать с игрой с вымышленным другом или с другими играми с применением фантазии.

Ввиду большой редкости данного заболевания само существование диссоциативного расстройства идентичности долгое время ставилось под сомнение.

До сих пор научная общественность не пришла к единому мнению относительно того, что же считать множественной личностью, поскольку в истории медицины до1950-х годов было слишком мало задокументированных случаев данного расстройства. В 4-м издании «Диагностического и статистического справочника психических расстройств» (DSM-IV) название рассматриваемого состояния было изменено с «расстройства множественной личности» на «диссоциативное расстройство идентичности», чтобы убрать запутывающий термин «личность». Такое же обозначение было принято и в МКБ-9, однако в МКБ-10 используется вариант «расстройство множественной личности».



Условно можно выделить три этапа изучения этой проблемы: I. 1640–1880 гг., так называемый период теории магнетиче- ского сомнамбулизма. Он связан с именем маркиза де Пюисегюр (Арман-Мари-Жак), который открыл явление искусственного сомнамбулизма и существование сознательной и бессознательной памяти (1784 г.). Им было выявлена способность бодрствования во время сна, после пробуждения человек не в состоянии вспом- нить то, что он делал в измененном состоянии сознания. Что-то похожее на магнетический сон описал Эберхард Гмелин, когда у 21-летней девушки проявлялась вторая личность, говорившая на французском языке. В продолжение данной темы в 1816 г., 1838 г., 1876 г. описываются случаи дуальной личности при помощи кон- цепции гипнотических состояний. II. 1880–1950 гг., период установления концепции диссоциа- ции и факта наличия нескольких психических центров у одного человека. В данный период выходит ряд книг: «Вариации лично- сти» врачей Буррю и Бюрро, «Из Индии на планету Марс: Случай сомнамбулизма с вымышленными языками» Теодора Флурнуа, «Диссоциация личности» Мортона Принса; рассказ «Смерть ба- рона фон Фридель» Г. Г. Эверса; история пациентки «Случай мно- жественной личности Дорис» Уолтера Франклина Принса. В каж- дой истории описывается наличие нескольких личностей у одного человека, которые проявляются в тот или иной период времени. III. Начиная с 1950-х годов и по настоящее время. В 1954 г. вышла книга под названием «Три лица Евы» Кор- бетта Тигпена и Харвей Клекли. Главная героиня (Крис Костнер- Сайзмор) предстает перед читателем (а позже и зрителем) в не- скольких личностях: обыкновенная домохозяйка, сексуальная беспринципная девушка и чувствительная, разумная, интелли- гентная и уравновешенная женщина. Эта книга стала бестселле- ром и впоследствии по ее мотивам был снят одноименный фильм (1957 г.). В последующие годы выходят книги и снимаются фильмы на тему множественной личности, и как бы ведут диалог между со- бой. Публикуется книга Флоры Шрайбер «Сивилла» (1973 г.), в 1976 г. осуществляется ее телевизионная экранизация. 103 В 1977 г. Крис Костнер-Сайзмор пишет автобиографию «Я Ева», в которой раскрывает неточности интерпретации ее жизни Тигпеном и Клекли. Поскольку в ней жило не три, а около двух десятков личностей. В 1980 г. издается книга «Мишель помнит», написанная в со- авторстве с психиатром Лоуренсом Паздером и Мишель Смит (пациентка, обладающая множественной личностью). В 1981 г. выходит в свет книга Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». В ней излагается история, основанная на реальных событиях, раскрывающая перед читателем расколотый мир сознания Билли Миллигана, человека со множественной лич- ностью. В результате интервью психиатр выделяет 24 отдельные личности, совершенно разные по интеллекту и устремлениям. Это дети и взрослые, женщины и мужчины, лица с криминальными наклонностями и чувственные натуры, которые ведут борьбу за обладание его телом, при этом не позволяя контролировать свои действия. В этом же году выходит книга Трудди Чейз «Когда воет кро- лик». В ней прослеживается идея о том, что множественная лич- ность – это состояние, не являющееся расстройством, а представ- ляет собой естественную вариацию человеческого сознания, не имеющего ничего общего с диссоциацией. Множественные лич- ности появились вследствие насилия, однако они живут как кол- лектив, а не интегрированно. В Японии в 1994 г. публикуется книга Дэниела Киза о Билли Миллигане под названием «Войны Миллигана». В 1995 г. впервые появляется веб-сайт «Astraea’s Web», в ко- тором рассматривается множественная личность как здоровое и полноценное явление, как определенный тип человека с конкрет- ными убеждениями. В 1999 г. американский писатель Камерон Уэст, считающий, что для него характерно наличие множественной личности и синдрома расщепления личности, написал автобиографию «First Person Plural: My Life as a Multiple». В ней он описал свое детство, насилие над ним и развитие болезни. В 2005 г. публикуется автобиография Роберта Окснэма «Рас- щепленный разум». Весомый вклад в развитие культурологии внес М. Розин, ко- торый в 2008 г. опубликовал книгу «Феномен множественной личности: По материалам книги Дэниэла Киза “Множественные умы Билли Миллигана”». Российский философ, методолог, куль- туролог, обладающий комплексным подходом в изучении творче- ства ученых, философов, эзотериков, расширяет категорию лиц, 104 которых относит к множественной личности. Свою позицию он раскрывает уже в том, что не только для Билли Миллигана харак- терна множественная личность, но и для преступников, алкоголи- ков, наркоманов, эзотериков, маргиналов, так как именно для них характерны асоциальное поведение, амнезия, в том числе множе- ственность форм поведения. Объясняет он подобные процессы тем, что уже в детстве процесс инкультурации (социализации) был нарушен, в результате чего личность не сформировалась или была деформирована.

Исследование источников в медицинской литературе XIX и XX века на тему множественной личности, проведённое в 1944 году, показало только 76 случаев. Далее количество случаев диссоциативного расстройства идентичности резко возросло (по некоторым данным, в период с 1985 по 1995 было зарегистрировано около 40 000 случаевДругие исследования показали, что у расстройства всё же есть длительная история, в литературе простирающаяся на период около 300 летСогласно одной из классификаций, диссоциативное расстройство идентичности рассматривается как тип психогенной амнезии ( то есть имеющей только психологическую , а не медицинскую , природу ). Посредством такой амнезии человек получает возможность вытеснять воспоминания травматических событий или определённого периода жизни . Данное явление называется расщепление « я », или , по другой терминологии , самости , а также переживаний прошлого .

В данный момент диссоциация рассматривается как симптоматическое проявление в ответ на травму, критический эмоциональный стресс, и оно связано с эмоциональной дизрегуляцией и пограничным расстройством личности Причинами этого расстройства служат тяжёлые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся экстремальное физическое, сексуальное или эмоциональное насилие. Данное расстройство является крайним проявлением диссоциации — механизма психологической защиты, при котором человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним. Этот механизм полезен, так как он позволяет человеку защититься от избыточных, непереносимых эмоций, но в случаях чрезмерной активации данного механизма появляются диссоциативные расстройства. Вопреки расхожему заблуждению, диссоциативные расстройства не связаны с шизофренией.

Согласно долговременному исследованию Огавы и др., наиболее сильным предсказательным фактором диссоциации у молодых людей было отсутствие доступа к матери в возрасте 2 лет. Многие последние исследования показали связь между нарушенной привязанностью в раннем детстве и последующими диссоциативными симптомами, также очевидны данные, что насилие в детстве и заброшенность ребёнка зачастую способствуют формированию нарушенной привязанности (проявляющейся, к примеру, когда ребёнок очень пристально следит за тем, обращено ли внимание родителей на него или нет).

Диссоциативное расстройство идентичности, как считается, вызывается совокупностью нескольких факторов: непереносимыйстресс, способность к диссоциации (включая способность отделять свои воспоминания, восприятия или идентичность от сознания), проявление защитных механизмов в онтогенезе и — в период детства — недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта. Дети не рождаются с ощущением унифицированной идентичности, последняя развивается, основываясь на множестве источников и переживаний. В критических ситуациях детское развитие встречает препятствия, и многие части того, что должно было быть интегрировано в относительно унифицированной идентичности, остаются сегрегированными.

Североамериканские исследования показывают, что 97—98 % взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве, и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с расстройством множественной личности и другими сходными формами диссоциативного расстройства. Эти данные указывают на то, что насилие в детстве выступает в роли главной причины расстройства среди североамериканских пациентов, тогда как в других культурах большую роль могут играть последствия войны или природной катастрофы. Некоторые пациенты могли не испытывать случаев насилия, но пережить раннюю потерю (например, смерть родителя), серьёзную болезнь или другое крайне стрессовое событие.

Развитие человека требует от ребёнка способности успешно интегрировать различные виды комплексной информации. В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития, в каждой из которых могут быть созданы различные личности. Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка, претерпевшего насилие, потерю или травму. Пациенты с диссоциативным расстройством идентичности обладают способностью легко входить в трансовые состояния. Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться, как считается, выступает в качестве фактора для развития расстройства. Как бы то ни было, большинство детей, обладающих этими способностями, также имеют нормальные адаптивные механизмы и не находятся в таком окружении, которое может вызвать диссоциацию

Критическое отношение к диагнозу


Некоторые психологи и психиатры считают, что диссоциативное расстройство идентичности имеет ятрогенный или надуманный характер, или утверждают, что случаи истинной множественной личности очень редки и большинство задокументированных случаев следует рассматривать в качестве ятрогенных.

Некоторые люди, в том числе и самостоятельно идентифицировавшие себя в качестве имеющих множественную личность, считают, что это состояние может быть не расстройством, но естественной вариацией человеческого сознания, не имеющего ничего общего с диссоциацией. В качестве одного из убеждённых сторонников данной версии выступает Трудди Чейз, автор бестселлера «When Rabbit Howls». Хотя она и признаёт, что в её случае множественные личности появились вследствие насилия, в то же время она утверждает, что её личности отказались пройти интеграцию и живут вместе как коллектив.

В рамках глубинной или архетипической психологии Джеймс Хиллман выступает против определения синдрома множественной личности как однозначного расстройства. Хиллман поддерживает идею относительности всех персонификаций и отказывается признать «синдром множественной личности». Согласно его позиции, рассматривать множественность личности либо как «психическое нарушение», либо как неудачу в интеграции «частных личностей» — это проявлять культурное предубеждение, ошибочно идентифицирующее одну частную личность, «я», со всей личностью как таковой.

Лечение


Наиболее часто встречающийся подход к лечению расстройства множественной личности заключается в облегчении симптомов , чтобы обеспечить безопасность индивида , и в реинтеграции различных личностей в одну хорошо функционирующую идентичность . Лечение может происходить с использованием различных видов психотерапии - когнитивной психотерапии , семейной психотерапии , клинического гипноза и т . д .

С некоторым успехом применяется инсайт - ориентированная психодинамическая терапия , помогающая преодолеть полученную травму , вскрывающая конфликты , определяющие нужду в отдельных личностях и исправляющая соответствующие защитные механизмы . Возможным удовлетворительным результатом лечения является обеспечение бесконфликтного сотрудничающего отношения между отдельными личностями . Терапевту рекомендуется с равным уважением относиться ко всем альтер - личностям , избегая становиться на чью - то сторону во внутреннем конфликте .

Медикаментозная терапия не позволяет добиться заметных успехов и носит исключительно симптоматический характер ; не существует никакого фармакологического препарата для лечения самого диссоциативного расстройства идентичности , однако некоторые антидепрессанты используются для облегчения сопутствующих депрессий и тревоги .

Заключение

В данной работе я выполнила все основные цели, поставленные мной. Мне удалось выяснить хронологию появления и становления взглядов на определение по данному заболеванию. Его история насчитывает одно столетие, однако споры о том, признавать ли это отдельным заболеванием, или же это несуществующее расстройство ведутся до сих пор. Возможно, это происходит в силу трудности диффернциации причины и подхода к лечению.

Так же мною были рассмотрены современные взгляды на заболевания, методы его лечения.

Одним из интересных моментов для меня стал тот факт, что данное заболевание довольно часто встречается в искусстве, особенно в современном. За последнее 10-тилетие вышло очень много фильмов в основном затрагивающих проблему диссациативного расстройства идентичности. Среди этого списка я нашла как минимум пять фильмов, которых смотрела и я. Меня удивило что именно этот вид диссоциативных расстройств является самым популярным среди других отраслей искусства. В настоящее время даже существуют тематические интернет-ресурсы такие, как:


  • The House — Мемориальный веб-сайт, посвящённый женщине с множественной личностью.

  • The Layman’s Guide — Справочник по множественности личности, написанный группой людей со множественной личностью.

  • The Hidden Art of Shirley Mason — Картины Ширли Мэйсон (известной как Сибил), которые, как утверждается, написаны различными её личностями.

Таким образом, можно сделать вывод, что эта проблема весьма актуальна для общества в современном мире.

Литература

1. Розин, В. М. Феномен множественной личности: По материалам книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана» / В. М. Розин. М., 2009.

2.Acocella, Joan. Creating Hysteria: Women and Multiple Personality Disorder. — San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1999).

3. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с англ. М., 1969.

4. Худобина, Е. Ю. Проблема внутреннего диалога в психологии / Е. Ю. Ху- добина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/ statyi/sbornik/dlgprob.htm. Дата доступа: 16.04.2012.

5 Талбот М. Голографическая Вселенная. — К.: София, 2004. Гл. Терапия при синдроме множественных личностей ISBN 5-9550-0482-3

6. Комер Р. Основы патопсихологии. — М: «Прайм-Еврознак», 2005. Гл. 13: Расстройства памяти и других когнитивных функций.

7. Sharma, Sanjeev. [http:// ezinearticles.com/?Split-Personality---A-Myth-or-a-Reality?&id=45153 Split Personality - A Myth or a Reality?]. Июнь 2005. (англ.)

8. WebMD: Dissociative Identity Disorder (Multiple Personality Disorder)



9.Diagnostic criteria for 300.14 Dissociative Identity Disorder

10 Dell P., Carena Etzel et al. Why the diagnostic criteria for dissociative identity disorder should be changed // Journal of trauma & dissociation. 2001, vol. 2, no1, pp. 7-72. ISSN 1529-9732. (англ.)

11.F44.81 Расстройство множественной личности (РМЛ) // Вид В. Д., Попов Ю. В. Современная клиническая психиатрия. — СПб: 2000.

12. Ross, Colin. Dissociative Identity Disorder: Diagnosis, Clinical Features and Treatment of Multiple Personality, Second Edition — John Wiley & Sons, Inc, 1997. ISDN: 0471-13265-9 (англ.))

13. Richard Restate, "People with Multiple Minds", Science Digest 92, no. 6 (June 1984), p. 76.41. Daniel Goleman, "New Focus on Multiple Personality", New York Times (May 21, 1985), p. Cl.






©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет