джордж р. найт
философиЯ и образование
Введение в христианскую перспективу
Санкт-Петербург
Издательство “Анима”
2001
ББК 74.03
Н 20
УДК 1 : 378
Перевод М. В. Бахтина
Джордж Р. Найт
Н 20 Философия и образование. Введение в христианскую перспективу. Перевод с английского, предисл.и примеч. М.В.Бахтина. - СПб.: Анима, 2001. – 244 c.
ISBN 5 - 8015 0052 - 7 (Россия)
ISBN 0 - 943872-79 -0 (США, Andrews University Press, 1998)
Представленный в данном издании материал является переводом недавно вышедшей в США монографии довольно известного в своей стране теолога и философа Дж. Найта. В своей работе автор показывает единство основных разделов философии: метафизики, гносеологии и аксиологии и их влияние на формирование педагогических теорий. Книга будет интересна психологам, педагогам, философам, студентам, обучающимся по данным специальностям.
ISBN 5 - 8015 0052 - 7 (Россия)
ISBN 0 - 943872-79 -0 (США, Andrews University Press, 1998)
© Бахтин М. В., перевод, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................7
предисловие к третьему изданию.........................................................9
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.......................................................10
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ………………....13
ГЛАВА I. ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИЯ...................................13
Зачем заниматься философией образования?.................................................13
Что такое философия?.......................................................................................15
Что такое образование?.....................................................................................18
Роль школы в обществе....................................................................................20
Примечания к первой главе..............................................................................21
ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ В ОБРАЗОВАНИИ............................21
Метафизика........................................................................................................22
Гносеология.......................................................................................................26
Аксиология........................................................................................................34
Проблемы философии, цели и практика образования..................................39
Примечания ко второй главе............................................................................40
Основные выводы из первой части ................................................................41
Часть втораЯ.ФилософиЯ и образование..........................................42
ГЛАВА III. ТРАДИЦИОННАЯ (КлассиЧескаЯ) философиЯ и
образование....................................................................................................43
Классификация: функции и ограничения.......................................................43
Идеализм............................................................................................................44
Реализм.............................................................................................................. 51
Неосхоластика...................................................................................................55
Критический анализ..........................................................................................61
Примечания к третьей главе.............................................................................63
ГЛАВА IV. СОВРЕМЕННАЯ философиЯ и образование.....................64
Прагматизм........................................................................................................65
Экзистенциализм...............................................................................................74
Критический анализ..........................................................................................81
Примечания к четвертой главе.........................................................................84
ГЛАВА V. ИМПУЛЬС ПОСТМОДЕРНИЗМА......................................................86
Предварительные замечания............................................................................86
Философские корни...........................................................................................87
Виды постмодернизма......................................................................................89
Постмодернизм и образование.........................................................................90
Критический анализ..........................................................................................94
Примечания к пятой главе................................................................................95
ГЛАВА VI. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ...................................97
Прогрессивизм...................................................................................................97
Гуманизм образования по
отношению к прогрессивизму........................................................................102
Перенниализм..................................................................................................106
Эссенциализм...................................................................................................111
Реконструкционизм.........................................................................................116
Футуризм по отношению к реконструктивизму..........................................119
Критическая педагогика по
отношению к реконструктивизму.................................................................121
Бихевиоризм....................................................................................................123
Педагогический анархизм:
антишкольное предложение...........................................................................127
Критический анализ........................................................................................128
Примечания к шестой главе...........................................................................130
ГЛАВА VII. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ.............134
Аналитическое движение в философии......................................................135
Роль философского анализа в образовании..................................................137
Оценка аналитической философии................................................................139
Дополнительная роль аналитической
и общей философии.........................................................................................142
Критический анализ........................................................................................143
Примечания к седьмой главе..........................................................................144
Выводы из второй части.................................................................................145
ГЛАВА viii. необходимость формирования
личной философии образования.................................146
Основная проблема христианского образования............................................146
Ущербность эклектизма в христианском образовании…………………......147
На пути к философии христианского образования........................................150
Примечания к восьмой главе............................................................................151
Глава IX. Христианский подход к философии............151
Некоторые замечания относительно метафизики..........................................152
Христианский подход к гнесеологии………………………………………160
Некоторые соображения относительно аксиологии....................................164
Христианская философия и образование......................................................177
Примечания к девятой главе..........................................................................178
ГЛАВА X. ХРИСТИАНСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ......................181
Природа учащегося и цель христианского образования………………....182
Роль христианского учителя..........................................................................187
Обсуждение учебного плана.........................................................................196
Методологические соображения..................................................................214
Социальная функция христианского образования.....................................221
Примечания к десятой главе.........................................................................225
Выводы из третьей части...............................................................................229
послесловие..................................................................................................232
Библиография................................................................................................233
“Образование, которое не в состоянии принять во внимание фундаментальные вопросы человеческого бытия — вопросы о смысле жизни, природе истины, красоте и справедливости, все те, которыми занимается философия, — это очень неполноценное образование”.
Гарольд Тайтус
“В настоящее время взгляды на предмет образования разделились. Люди придерживаются разных мнений о том, чему следует учить молодое поколение, а также и о том, что составляет человеческое совершенство, и к какой жизни следует стремиться; неясно также и то, на что должно быть прежде всего направлено образование: на развитие интеллекта или на развитие нравственных качеств характера... к какого вида знаниям следует стремиться: к тем, которые могут пригодиться в жизни, или к тем, которые ведут к совершенству, или же к тем, которые расширяют границы знания... Люди почитают не один определенный вид совершенства, и потому естественны различия в их взглядах на надлежащие пути его достижения”.
Аристотель
“Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”.
Иисус
ПРЕДИСЛОВИЕ
Невозможно достигнуть места назначения, если не знаешь, куда направляешься. Это соображение, кажущееся очевидным, послужило основной предпосылкой, приведшей к появлению этой работы. Этот тезис приводит к вопросу о целях; постановка вопроса о целях приводит к размышлению о ценностях; рассмотрение ценностей подводит к разбору таких основополагающих понятий, как природа истины и реальности. Иными словами, вопросы о целях направляют наш разум к основополагающим философским категориям.
Вторая предпосылка заключается в том, что между философскими взглядами человека и его педагогической практикой существует определенная связь. Этим подразумевается, что практика в области образования строится на тех или иных философских воззрениях. Философские взгляды являются, таким образом, главным определяющим фактором при формировании основных воззрений образования, а именно: они влияют на методологию обучения, на приоритеты в программах, на роль преподавателя и школы в социальном устройстве общества и на природу учащегося.
Третьей предпосылкой явилась величайшая потребность христианских школ стать христианскими в самом полном значении этого слова. В эру безудержного роста стоимости обучения сохранение системы христианского образования как альтернативы государственному может быть с уверенностью предсказано только в том случае, если занимающиеся христианским образованием смогут предложить подлинно христианскую альтернативу. Эта потребность может быть реализована только в том случае, если трудящиеся в этой области будут ясно осознавать свои основополагающие воззрения и то, как эти воззрения могут и должны влиять на планирование и практику образования.
Исследование идей классических и современных философов и теоретиков в области образования поможет педагогам-христианам достигать стоящих перед ними целей. Однако, помимо этого, позитивную философию образования, основанную на ясном христианском взгляде на мир, им следует стремиться развить в самих себе.
Цель этой работы — обрисовать те грани философии, которые имеют отношение к профессии преподавателя, подчеркнув при этом взаимосвязь между отправными точками мировоззрения и педагогическими достижениями. Эта небольшая книга не претендует на то, чтобы служить исчерпывающим рецептом в области философии или образования. Написанная как обзор, она не предназначена содержать ответы на все возникающие вопросы. Наоборот, множество вопросов сознательно было оставлено без ответов или объяснений в надежде, что такой подход стимулирует дискуссию и продолжение размышлений. Размышление — это поступательный процесс, и один из наиболее благотворных результатов изучения философии образования можно считать достигнутым тогда, когда обучающийся дошел до стадии, когда он дальше не в состоянии размышлять о практике образования в отрыве от основных жизненных вопросов, а также и от конечных целей, придающих смысл всей этой практике.
При написании этой книги в качестве ее читателей представлялись студенты колледжей и университетов. Тем не менее, и другие читатели найдут ее полезным путеводителем при анализе целей и практики образования во свете своих основополагающих убеждений. Работа может быть использована сама по себе как учебник для курса, отводящего лишь ограниченное время изложению философии образования. Она может быть использована в сочетании с чтением сочинений философов и теоретиков образования, стоящих на различных рассматриваемых в ней позициях. Преподаватели курса философии христианского образования могут решить использовать как пособие для своих студентов не весь материал книги. В этом случае следует иметь в виду, что первая и третья части содержат существенный материал для формирования христианского взгляда на вопрос. Кроме того, пятая глава, содержащая современные теории образования, окажется особенно полезной для тех студентов, которые нуждаются в обзоре расстановки сил в современной образовательной мысли.
Книга “Философия и христианское образование” разделена на три части. В первой части речь идет об основных концепциях в философии и о связи между философией и образованием. Вторая часть представляет исследование того, как традиционная и современная философии решают основные философские проблемы, и что это означает для практики в сфере образования. Третья часть обсуждает необходимость выработки каждым преподающим личной философии образования, один из возможных подходов к христианской философии, а также некоторые приложения этой философии в педагогической практике христианских школ.
За изложенные идеи автор в долгу у многих. Особенно хотелось бы выразить благодарность Джошуа Вейнстейну из университета Хьюстона, который ввел меня в мир философии образования, и моей жене Бетти, познакомившей меня с радостями христианства. Кроме того, хочется выразить признательность Роберту Фирцу, редактору этой книги, Джорджу Аккерсу из университета им Дж.Андрюса, Питеру Дюбуа из Кальвин-колледжа и Моррису Ходжену из университета Лома Линда за прочтение рукописи и конструктивные замечания, учет которых обогатил содержание книги. Вдобавок к этому, следует поблагодарить Ширли Велч и Джилл Достер, помогших мне корректорской правкой; Донну Визе, Ненси Шарп и Гейл Валентин, напечатавших большую часть рукописи; Питера Эрхарда, автора обложки и иллюстраций; Дэнис Джонсон, приготовившей рукопись к публикации; а также администрацию университета им. Андрюса, обеспечившую меня финансовой поддержкой и предоставившую время для подготовки рукописи. Нет нужды добавлять, что я также в долгу у великого множества писателей, преподавателей и проповедников, каждый из которых внес вклад в мое образование на протяжении многих лет. Следует признать, что многие идеи, выраженные на страницах этой книги, собраны из этих источников. Следует также отметить, что оригинальность идей не служит достоинством обзорной работы; в первую очередь, это относится к частям I и II настоящей книги.
Джордж Р. Найт
Май 1980 г.
предисловие к третьему изданию
Восприятие первого и второго изданий “Философии и образования” намного превзошло мои ожидания. Тираж книги и ее растущая популярность подтвердили правильность принятого в целом подхода. В силу этого третье издание не внесло существенных изменений в структуру работы. Тем не менее, появилась новая глава, посвященная постмодернизму, а также раздел, в котором рассматриваются критическая педагогика, мультикультурализм и феминизм. Кроме этого, в настоящем издании гораздо больше внимания уделяется проблеме целей христианского образования и их взаимоотношениям с ролью учителя, а также добавлен раздел, посвященный нравственному образованию. Большинство же других изменений в третьем издании было предпринято с целью корректировки, прояснения, обогащения и очищения ряда мест, требующих своей шлифовки.
Я хотел бы поблагодарить Харро Ван Брумеллена, Пола Брэнтли, Джейн Фэйер и Джорджа Эйкерса за понимание и предоставление мне материалов; Бонни Берес за помощь в наборе рукописи; Кэрол Лори и Дебору Эверхат, которые наблюдали весь процесс рождения этой книги; и Джулию Нэм и Сандру Уайт за снабжение библиотечными материалами.
Я верю, что “Философия и образование” будет полезной своим читателям, стремящимся приблизить свою личную и профессиональную жизнь к христианскому идеалу.
30 марта 1998 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Что такое образование? На каких философских основаниях базируется оно? В чем его цели, перспективы, задачи и т. д.? Этим и ряду других вопросов посвящена книга американского автора Джорджа Р. Найта, русский перевод которой предлагается Вашему вниманию.
Для того, чтобы точнее очертить место философии образования в системе философского и, в целом, гуманитарного знания, вспомним, что цикл философских наук представляет из себя многоуровневую лестницу. В основании ее находятся три фундаментальных раздела, первым среди которых, ядром, стержнем всей философии является метафизика область, исследующая сверхчувственные принципы бытия, мира в целом. Иначе метафизику можно назвать теоретической философией. Непосредственно из метафизики произрастают гносеология (теория познания) и аксиология.
Центральная категория гносеологии истина. Древнерусское происхождение этого слова от глагола “исть” (что означает то же самое, что и “есть”) указывает нам на то, что предметом гносеологии является познание того, что есть, реально существует и определяет ближайшую родственность теории познания онтологии.
Третий фундаментальный раздел философии аксиология изучает систему ценностей общества. Категория ценности базовая для аксиологии. Что такое ценность как таковая? На какой системе ценностей базируется существование нашего (или какого-либо иного) общества? Нужно ли формировать ценности сознательно, “искусственно” или складывание той или иной системы ценностей есть процесс естественный, не поддающийся внешнему воздействию? Эти и многие другие вопросы составляют предмет размышления философов, специализирующихся в данной области.
Поднимаясь далее по лестнице философского знания, мы постигаем самые различные прикладные, практические сферы философии, изучающие те или иные проявления человеческого бытия. Так, социальная философия рассматривает принципы бытия человека как общественного существа; философия культуры изучает фундаментальные основы существования человеческой культуры, базисные принципы идентификации и различия различных культур; философия науки постигает принципы существование и генезиса науки; философия образования цели, перспективы, стратегические задачи системы образования, разрабатывает тот образ, который затем посредством различных методов запечатлевается в личности и т. д.
В своей работе Дж. Найт приходит к выводу о том, что воззрения того или иного мыслителя или философской школы на образование не существуют сами по себе, как самодостаточная концепция. Они непременно базируются на вполне конкретном метафизическом фундаменте, вырастают из него, являются следствием тех или иных метафизических установок. Уподобив систему философского знания древесной кроне, мы увидим, что как ветви дерева произрастают и питаются из ствола, так и все прикладные области философии, в том числе и философия образования произрастают из теоретической из метафизики.
Иными словами, в силу того, что бытие едино, и существуют лишь различные формы его проявления, изучаемые различными разделами философии, конкретные представления о мире, о месте в нем человека (метафизика), философско-антропологические воззрения неизбежно порождают соответствующее видение аксиологических (ценностных) проблем, приводят к тем или иным решениям нравственных вопросов и вопросов, касаемых образования.
Джордж Найт не только философ, но и христианский теолог, принадлежащий к одной из протестанских конфессий. Этим во многом определяется его видение проблем христианской метафизики, гносеологии, аксиологии и философии образования. Когда Найт говорит о тех или иных аспектах христианства, мы должны помнить о том, что под “христианством” в данном случае нужно понимать только один из возможных подходов к решению конкретных вопросов, определяемый конфессиоональной ограниченностью теолога. Приступая к чтению данной работы, русскому читателю обязательно нужно иметь это в виду, поскольку понимание тех же самых вопросов, основанное на нашем традиционном, православном богословии, во многом существенно отличается от позиции автора.
Так, православная концепция философии образовании, в сжатом схематичном виде, состоит в том, что термин “образование” выводится из русского слова “образ”. И не просто “образ”, а “Образ”, то есть Образ Божий. Иными словами, православное понимание философии образования заключается в формировании Образа Божьего в человеке. Этот мотив отсутствует в настоящей работе, видимо, потому, что английское слово “education”(образование) невозможно вывести из слова “image” (образ). Найт говорит лишь о восстановлении утраченного Образа Божьего как цели образования.
Существенно отличается также православное видение природы человека от изложенного Дж. Найтом. Автор пишет о том, что поскольку человек создан по образу и подобию Божьему, он является участником Божественной природы. Cогласно же православному вероучению, человек обладает тварной, но никак не Божественной природой.
Еще одно различие между правосланым подходом и подходом, изложенном в книге “Философия и образование”, касается природы центральных этических категорий - добра и зла. Дж. Найт пишет: “Люди разрываются между своим желанием добра и склонностью ко злу, и они часто тянутся к добру, несмотря на то, что их природные склонности (выделено перев. - М.Б.) ведут их к выбору зла”. Такое понимание природных склонностей (читай - природы человека) в корне отличается от азбуки православной антропологии.
Онтологический монизм, утверждающий изначальное единство бытия, а именно, Абсолютного Бытия, на корню подрывает языческие представления о субстанциальности зла - второго, темного, негативного, согласно языческим верованиям, начала мира. Зло в Библии, в отличие от восточных и античных учений, не обладает самостоятельным онтологическим статусом. Его нет как Сущности, оно есть только как существование. Самостоятельной Субстанцией является лишь Добро и Любовь - Господь Бог. Библейское учение о зле наделяет его не субстанциальной, а всего лишь экзистенциальной природой.
Что же является онтологической основой зла? Сотворенная природа мира, ангелов и человека и их свободная воля. В отличие от пантеизма, где Бог отождествляется с природой, космосом и, следовательно, зло, присущее миру, может быть приписано и Божеству, библейский теизм есть учение о двух различных природах: Божественной и сотворенной. Сотворив ангелов и людей, Господь Бог наделил их свободной волей, предоставив право самостоятельного выбора между добром и злом и лишь предостерег от совершения зла, прямо заявив о его последствиях. Поэтому зло является категорией не онтологической, а этической. Господь Бог не творил зла, его избрали красивейший ангел Люцифер, а вслед за ним человек, совершив акт своей свободной воли.
Поскольку же человек отражает в своей сотворенной природе природу и структуру Божества, в нем нет, как учили тому в Китае, Индии или Греции, никаких противоборствующих начал, как нет их и в Боге. Подобно тому, как Святая Троица представляет собой единство трех ипостасей Отца, Сына и Святого Духа, человек являет собой единство трех составных частей тела, души и духа. Причем все эти начала равнозначны между собой. Если у йогов, Пифагора, Платона, гностиков и др. тело рассматривалось как изначально порочный, негативный компонент, природа которого должна быть побеждена силой человеческого духа, то библейский статус физического в человеке неизмеримо выше. Тело сотворил сам Господь Бог, поэтому греховным оно быть не может.
Как же тогда грех вошел в человеческую природу? Библейское Откровение дает следующий ответ на этот вопрос: грех был сознательно избран первыми людьми вследствие неповиновения воле и предостережениям Господа. Иначе говоря, грех есть результат работы человеческого сознания, человеческой души, обладающей свободной воле. Не тело, а душа может быть ориентирована либо на добро, либо на зло, либо на добродетель, либо на грех. Тело же может являться лишь инструментом греховной души и потому этически нейтрально. Поэтому в основании библейской аскетики, нравственности лежит не идея борьбы с физическим началом в человеке, а идея борьбы с грехом путем очищения души от греховных помыслов.
Эти и ряд других расхождений позиции Дж. Найта с вероучением нашей Руской Православной Церкви тем не менее не умаляют достоинств предлагаемой работы, которая в целом может послужить неплохим вводным курсом в теорию и практику философии образования.
Максим Бахтин
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ
Достарыңызбен бөлісу: |