А.Г.СОКОЛОВ
ИСТОРИЯ
РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
конца XIX
начала XX века
ИЗДАНИЕ
ЧЕТВЕРТОЕ,
ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
Допущено
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебника для
филологических специальностей вузов
МОСКВА 2000
УДК 82.09
ББК 83.3 (2 Poc-Pycl)
С 59
Рецензенты.
кафедра русской литературы XX века Московского государственного
педагогического университета (зав. кафедрой д-р филол. наук, проф В.А Лазарев),
д-р филол. наук Л А. Спиридонова (Институт мировой литературы)
Соколов А.Г.
59 История русской литературы конца XIX – начала XX века: Учеб. –4-е изд., доп.
и перераб.– М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.– 432 с.
ISBN 5-06-003622-7 (Высшая школа)
ISBN 5-7695-0380-7 (Изд. центр «Академия»)
Новое издание учебника (3-е –1988 г.) подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программой курса В книге отражены основные теоретические и историко-литературные идеи, обсуждаемые в последнее время в отечественном и зарубежном литературоведении: о месте «серебряного века» в истории русской литературы и искусства, о возникновении и развитии художественных течений того времени, поисках русскими писателями новых эстетических возможностей литературы и др.
В учебнике пересмотрена периодизация литературного процесса эпохи, уточнены оценки литературных течений, место и значение творчества отдельных писателей, развитие литературы рассматривается в контексте художественной жизни эпохи
Книга предназначена студентам и аспирантам гуманитарных вузов, учителям средней школы, любителям отечественной словесности.
УДК 82 09
ББК 83 3 (2 Poc-Pycl)
ISBN 5-06-003622-7 © ГУП «Издательство «Высшая школа», 2000
ISBN 5-7695-0380-7
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник написан по программе курса «История русской литературы конца XIX – начала XX века», разработанной кафедрой истории русской литературы XX века Московского государственного университета и утвержденной Учебно-методическим советом по группе гуманитарных специальностей.
В сравнении с прежними его изданиями (1979, 1984, 1988 гг.) это принципиально новый учебник. Обновлен историко-литературный материал книги, в ней учтены ранее неизвестные факты и явления литературной и художественной жизни России начала столетия, опубликованные в русской и зарубежной прессе и исследовательской литературе последних лет. В учебнике пересмотрена периодизация литературного процесса, уточнены оценки литературных течений, их места в литературном движении эпохи, творчества писателей. В учебнике нашли отражение основные теоретические и историко-литературные проблемы, которые в последние годы активно обсуждаются в литературоведении и критике, научной литературе, дискуссиях и на конференциях: о месте литературы и искусства «серебряного века» в общей истории русской литературы и русского искусства, о генезисе и этапах развития художественных течений того времени, о поисках русскими писателями и художниками новых эстетических возможностей реализма, о взаимодействии творческих принципов реалистического и модернистского искусства, о попытках синтеза искусств – словесного, живописного, театрального.
Отличительной особенностью нового учебника является попытка автора проследить творческие судьбы писателей «серебряного века», оказавшихся после Октябрьской революции в эмиграции, ибо для большинства из них зарубежный период стал как бы итогом, завершением их творчества –нравственных, социальных, эстетических исканий. В эмиграции многими из них были созданы шедевры русского словесного искусства. Между тем научное изучение эмигрантского творчества писателей «серебряного века» началось в нашей стране, по существу, лишь в последнее время, когда появились издания их книг, отдельных произведений и серьезные исследования их творчества. В настоящем учебнике восполняется и этот пробел его прошлых изданий.
Введение
В связи с обозначившимся интересом к русской эмигрантской литературе возник и широко обсуждавшийся вопрос – вводить или не вводить ее в изучение общего процесса истории русской литературы. Сейчас споры об этом отошли в прошлое. Эмигрантское творчество писателей «серебряного века» есть часть нашей единой национальной культуры, опирающейся на национальные традиции Но в то же время это единство не снимает социальных и идеологических различий в общекультурном единстве двух «потоков» литературного процесса, которые основываются на различных отношениях к революции и историческим судьбам России. В учебнике предпринята попытка поставить и эту проблему.
Учебник делится на три основных раздела. Первый–о судьбах русской реалистической литературы, поисках обновления творческих принципов реализма писателями старшего поколения (Л. Толстым, А. Чеховым, В. Короленко) и поколения «Среды» и «Знания». Второй о формировании и развитии модернистских течений 1890–1910-х годов. Третий – о писателях, которые пытались в своем творчестве реализовать идею синтеза эстетических принципов реалистического и модернистского искусства: об импрессионистическом реализме Б. Зайцева, об экспрессионистических тенденциях метода Л. Андреева, об особом месте в русском словесном искусстве А. Ремизова.
В конце учебника помещены список справочной, научной и учебно-методической литературы, указатель имен и литературных произведений.