Историко-географическое описание церкви и прихода села Ольхов, по программе изложенной в 14-м номере Смоленских епархиальных ведомостей за 1903 го



Дата04.03.2016
өлшемі62.02 Kb.
#37665
Его Высокоблагородию

Преподавателю Смоленского епархиального женского училища


И. Орловскому
В г. Смоленск
Благочинного 1-го округа, Юхновского уезда, Смоленской епархии. № 399.
Историко-географическое описание церкви и прихода села Ольхов, по программе изложенной в 14-м номере Смоленских епархиальных ведомостей за 1903 год.1
Село Ольхи, Юхновского уезда, Ольховской волости, по штату отнесено к 5 классу. Отстоит от уездного города в 8 верстах. Волостное правление при селе. Почтовая контора в городе Юхнове, от ст. «Мятлево» Сызрано-Вяземской железной дороги 42 вер. От Благочинного 40 вер. Ближайшие села: Полатки (Опоково тож) и Мочалово в 8 верстах, Велино в 12 верст. Домов в селе –

3. Мужеска пола 6 ч., женска пола 7 ч., 1 дом доктора медицины - помещика; в нем мужеска пола 2 ч., ж. п. 5 ч. Общественных зданий: одноклассное Министерства народного просвещения училище и Волостное правление.

Приход села Ольхов простирается от деревни Плоского до дер. Пречистого – 2+4 = 6 верст., и от дер. Огибалова до дер. Обидина – 3+2 вер. В приходе крестьянских наделов земли 829, считая от 3 ½ до 4 десятин в наделе, составят 2447 десятин под крестьянскими угодьями. Есть владельческие земли: господина Скоробогач 482 десятины и г. Филимонова 142 десятины. У крестьян деревни Плоского купленной земли 639 ½ десятин, крестьяне деревни Гладкого – 105 дес., крестьян деревни Огибалово – 75 десятин и крестьян села Ольхов 36 десят. – итого 855 десятин. В приходе следующие деревни: Ольхи, Плоское, Алексеевское, Гладкое, Огибалово, Пречистое, Юрмановка и Обидино. Имение г. Скоробогач при селе, а г. Филимонова при деревне Алексеевском.

Поверхность земли в приходе ровная. Преобладающая почва – песчаная, суглинковая, а луга, за небольшим исключением, торфяные; они удобны и достаточны урожаем только в сухое лето. Многие деревни имеют крайний недостаток в лугах, а потому берут их за деньги у соседних владельцев. Из минеральных богатств: торф и глина.

4. Рек в приходе нет. В деревне Пречистом протекает ручей, который берет начало в небольшом болоте, заросшем в настоящее время низкорослым ивняком.

5. Лес в приходе есть, но только на землях владельцев, и то произрастает небольшими отдельными рощами в 15-20-30 десятин. Он состоит из пород: сосны, ели, березы, осины и отчасти липы. Незначительное количество леса не развило никакого промысла среди местного населения, так как владельцы употребляют лес исключительно на свои домашние надобности.

6. В приходе всего постоянных жителей: 343 дома, 1234 мужчин и 1298 женщин. Ревизских надельных душ 829. Из общего числа людей взрослых м.п. – 907, ж.п. 920, – малолетних м.п. 327; ж.п. 378; все великорусские крестьяне православного вероисповедания, за исключением 7 домов старообрядцев, в коих 10 душ м.п. и 35 душ ж.п. – все они беспоповщинской секты Федосеевского толку, проживают в деревне Пречистом и 1 ж.п. в деревне Гладком.

7. Жители прихода занимаются земледелием. Этот труд не в состоянии обеспечивать крестьян по мало-плодородности земли и малочисленности наделов, а потому они (почти половина населения м.п.) с наступлением весны и до глубокой осени отправляются в отхожие промыслы, как-то: в мостовщики, каменщики и реже извозчики и ремесленники.

В зимнее время специального занятия у крестьян нет, но некоторые из них выжигают кирпич, заготовленный летом. Вообще заработки крестьян крайне недостаточны, причем, частый недород хлеба, нужда постоянно купить его, а также излишняя роскошь в одежде и содержании, наконец, частые разделы семейств ­– все это служит препятствием для зажиточного их состояния, – все это породило в приходе весьма бедные семейства. Помещичьи хозяйства, в виду дороговизны рабочих рук и частых недородов, не извлекают из своих имений доходности, обеспечивающих их состояние.

12. Вообще состояние прихода бедное, такое состояние увеличивается от частых пожаров, уничтожающих иногда до 40 домов и более со всем их имуществом, причем, большая дороговизна леса не дает им возможности скоро обзавестись постройкой.

13. Врачебная помощь подается из уездной Земской больницы в
г. Юхнове.

14. Прихожане посещают храм сравнительно усердно, посещению храма способствует беспрепятственное и близкое расстояние деревень к селу. Охотно они слушают слово Божие, поучения как в церкви, так и вне ее.

15. Прихожане имеют сильное стремление к просвещению, их настоятельное желание отдавать своих детей в школу выразилось в том, что в нынешний учебный год по собственному их началу в деревне Плоском открылась Земская школа, располагающая удобством и способная вмещать до 100 учеников. Здесь будет уместным сказать, что, кроме этого и Министерского училища, о котором выше было сказано, еще есть в деревне Пречистом церковно-приходская школа, устроенная Духовным начальством для цели ослабления раскола, который имеет начало с давнего времени в этой деревне. Учащихся в училищах – Министерском: м.п. 61, ж.п. 16; Плосковском Земском: м.п. 56, ж.п. 17; Пречистенском церковно-приходском: 47 мальчиков и 14 девочек.

16. Село Ольхи относится к числу древних сел в епархии; из церковной летописи видно, что до настоящего каменного храма существовал храм деревянный. Устроен он был местным помещиком Алексеем Бестужевым-Рюминым; в 1809 году, по устройстве настоящего храма сыном прежнего ктитора2 – Петром Бестужевым-Рюминым, прежний деревянный храм упразднен. Настоящий же храм по имя Знамения Пресвятой Богородицы в прошедшем году был расширен. Придел теплый в нем во имя Святителя Николая Чудотворца возобновлен и устроен вновь другой престол во имя Сергия Радонежского Чудотворца. На этот предмет ремонтировки употреблены средства частью церковные, частью разных жертвователей прихожан, церковного старосты г. Филимонова, а главным образом дал средства (3000 р.) крестьянин деревни Плоского Сергей Иванов Дунаев, временно проживающий в С. – Петербурге. Он же много пожертвовал ценных вещей из церковной утвари.

17. Местная икона Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, которая позолочена, – особо чествуется прихожанами, как древнейшая и чудотворная. В деревне Гладком – каменная часовня, устроенная в память чудесного избавления Императора Александра III, 17 декабря 1888 г.

18. Из старинных вещей особо важных и достопримечательных – нет.

19. Существующий храм села Ольхов каменный, одноэтажный, трехпрестольный; настоящий храм фигуры круглой, а придельный – расширенный в 1903 году, имеет форму четырехугольную. Весь храм имеет протяжение от востока к западу 40 арш., а от севера на юг 22 арш. Купол этой церкви венчается главой, обитой белой английской жестью, на которой утвержден крест железный, вызолоченный. Купол же и крыша настоящего храма покрыта листовым железом и окрашена медянкой на масле, а крыша придельного храма только покрыта железом и загрунтована маслом. В куполе 4 круглых окна, называемых слуховыми, а в осмерике под куполом устроено 12 окон пролетных. В нижней части церкви под карнизом шесть окон круглых и семь больших четырехугольных с железными решетками, окрашенными медянкой, считая с алтарными. В придельном храме в алтарях по одному окну, а в средней части четыре, два из них итальянских, все они с прочными железными решетками, окрашенными белилами. В церкви имеется четыре входа: с западной стороны – одна через трапезную, а другая боковая. В настоящем храме две двери – с южной стороны и северной. Кругом храма всего имеется 16 колонн. Колокольня каменная, соединенная с церковью. Шпиль на ней деревянный обитый белой жестью, такой же и крест. На колокольне имеется пять колоколов: 1, большой, весом 89 пуд. 30 фунт.; 2– полиелейный3 – в 44 п. 20 фут.; 3 – весом 12 п. 22 фун.; 4 – 3 пуда; 5 – 2 пуда. Внутри храм разделен каменной стеной на главный и придельный, между ними стеклянная дверь.

20. Церковно – приходское Попечительство в настоящее время не существует.

21. Церковной земли по клировым ведомостям значится: усадебной 3 десятины, пахотной 24, – сенокосной 9 десят., да под проселочной дорогой 420 квадр. сажень. Земля эта находится в трех участках, отдаленных один от другого, что для обработки составляет большое затруднение, а потому причт вынужден отдавать ее в арендное содержание за скудное вознаграждение.

22. Приход содержит православную веру за исключением весьма немногих старообрядцев в дер. Пречистом.

23. Из праздников, чтимых в приходе, во время которых совершается молебствие по домам, следующие: 1, Св. Николая Чудотворца 9 мая и 6 декабря; 2, Рождество Пр. Богородицы 8 сентября, в деревне Пречистом; 3, Покров Пр. Богородицы 1 октября, в деревнях: Обидине и Юрмановке.

24. Причт, как в прошедшее, так и настоящее время страдает скудостью содержания своего прихода, пользуясь весьма ничтожным вознаграждением за требы и подаянием зернового хлеба во время праздников Рождества Христова и Крещения. Из сирот села Ольхов – сын умершего священника Симеона Соколова – Алексей Семенов Соколов, калека, холост, имеет от роду 70 лет. Живет в доме своих предков с племянницей просфорней4, дочерью псаломщика села Слободки, Юхновского уезда, Марией Федоровою Соколовой.

25. Церковно-приходская летопись ведется с 1880 года, начата священником Василием Соколовым. О селе Ольхах письменных сведений нет.

1904 года, 12 марта


Церкви села Ольхов Юхновского уезда священник Иоанн Борисов

Дьякон Иван Нечаев



Псаломщик Андрей Дубровский

1 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Юхновский уезд. Л. 244-251.


2 Ктитор - частное лицо, построившее на собственные средства храм или монастырь

3 Колокол, служащий для благовеста в полиелейные праздники

4 Просфорня - лицо, занимавшееся изготовлением просфор для церкви. Обыкновенно назначались из вдов и сирот женского пола духовного звания и входили в штат причта, пользуясь правами его члена.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет