Известия смоленского государственного университета. 2015. №2(30) 15



Pdf көрінісі
бет1/9
Дата10.02.2024
өлшемі343.67 Kb.
#491546
түріСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Ермолаева Н. Л. О юморе в творчестве Гончарова и Островского



Н.Л. Ермолаева. О юморе в творчестве А.Н. Островского и И.А. Гончарова 
ИЗВЕСТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2015. № 2(30) 
15
 
Н.Л. Ермолаева 
Ивановский государственный университет
УДК 821.161.1 
О ЮМОРЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО
И И.А. ГОНЧАРОВА 
Статья написана при финансовой поддержке РГНФ. Прoект 
№ 13-04-00113а. 
Ключевые слова: юмор; пародирование; романтический герой; 
культура героя; быт; А.С. Пушкин; народная культура. 
В статье рассматривается родственность природы, сходство и 
различие приёмов и способов использования юмора в творчестве прозаика 
И.А. Гончарова и драматурга А.Н. Островского.
В литературном процессе середины XIX века А.Н. Островский и 
И.А. Гончаров занимают особое место: оказавшись в ситуации, когда вся 
русская литература пошла за Н.В. Гоголем и повернула с пути А.С. Пуш-
кина на путь Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, они меньше других со-
временников стремятся к созданию идеологизированных произведений, а 
свои философские, религиозные убеждения выражают в форме нравствен-
ных и психологических законов, властных над всеми их героями. Обличи-
тельный пафос в произведениях писателей не гипертрофирован, оба они 
художники с ярко выраженным комическим дарованием, обоим свой-
ственна особая его форма – юмор. 
«Только юмор и объективность Островского, приближавшие его к Го-
голю, удовлетворяли меня до значительной степени» [9, с. 217], – писал Гон-
чаров. Действительно, характер юмора сближает писателей. Насмешка Ост-
ровского и Гончарова над героем всегда снисходительная, добрая и мудрая, 
не принижающая его человеческое достоинство, её цель – создание эффекта 
авторской отстранённости. По словам Ю. Борева, «истинное остроумие чело-
вечно. Ему враждебно всеобщее слепое отрицание и беспощадное разруше-
ние. Основание остроумия – не вселенский нигилизм, а высокие эстетические 
идеалы, во имя которых и ведётся критика» [3, с. 21]. Для Гончарова и Ост-
ровского важны не только идеалы эстетические, они смеются над тем, что 
смешно, соизмеряя любую жизненную ситуацию, мысли и поступки героя с 
понятиями нравственными и здравым смыслом.
Один из способов выражения комического начала в произведениях 
Гончарова и Островского – пародирование. Уже в ранней своей повести 
«Счастливая ошибка» Гончаров создаёт пародию на романтическую свет-
скую повесть, высмеивает характеры, сюжет, стиль этого жанра. Писатель 




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет