Курсовая работа «Движение Алаш. Историография проблемы»



Дата30.03.2023
өлшемі56.11 Kb.
#471424
түріКурсовая
АЛАШ ИФ


КУРСОВАЯ РАБОТА
«Движение Алаш. Историография проблемы»

050203

DO

И(г)-04

АВТОР Чижаковский С.М.

(фамилия, инициалы) (подпись, дата)
РУКОВОДИТЕЛЬ Козорезова Л.А.
(к.и.н., доцент) (подпись, дата)
КОНСУЛЬТАНТЫ:
1. по (направлению)
(фамилия, инициалы) (подпись, дата)

2. по (направлению)


(фамилия, инициалы) (подпись, дата)
Петропавловск, 2007 г.
Содержание
Введение
1.Историография данной проблемы в советский период………………..3-18
1.1Алашская проблема в историографии 1920-1930-х годов……….3-10
1.2 Историография Алаш и Алаш Орды в литературе 1940-второй половины 1980-х годов……………………………………………..…………..…10-18
2. История движения Алаш в современной историографии…………....19-21
2.1 Исследования алашской истории в конце 1980-х начале 1990-х годов………………………………………………..………………………………19-23
2.2 Современные концепции и перспективы изучения истории Алаш………………………………………………………………………………..24-31
Заключение.
Список литературы.
Введение
Конец Х1Х – начало ХХ века совпали, с одной стороны, усилением революционного движения, охватившими Российскую империю вследствие кризиса ее социально-экономического положения, с другой – со вступлением молодой казахской интеллигенции на путь политической борьбы с имперским режимом на фоне все большего углубления противоречий между метрополией и колонией. Поэтому актуальность проблемы вытекает, прежде всего, из необходимости комплексного изучения историографии движения Алаш, появившегося на политической арене в переломный для судеб казахского народа, как и всех народов, населявших тогда Российскую империю, период истории [1,3-4].
Тема, избранная для данной курсовой работы актуальна последующим причинам:
- тема является весьма важной для современного и независимого Казахстана. Так как основы идей о самостоятельности и свобода действии народа заложенной в истории, может стать примером осуществлением таких же идей в современном Казахстане.
- также оно является серьезным дополнением по изучение учебной дисциплины историография Казахстана.
Исходя из актуальности темы, автор курсовой работы ставит в качестве основной цели: обобщение историографии движения Алаш на основе анализа различных источников: сборников документов, произведении различных авторов, публицистики.
Основные задачи:

  • Обобщить историографию движения Алаш на разных этапах развития нашей страны

  • показать методологию, приемы в изучении данной проблемы советскими так и казахстанскими исследователями.

  • показать тенденцию изменения отношения к данному движению в истории нашей страны

Научно новизна работа состоит в следующем в попытке автора обобщить имеющийся теоретический материал по данной проблеме. Сформировать собственные виденья, тех или иных аспектах данной проблемы.
Значения и практическая значимость курсовой работы состоит, по мнению автора:
- использовать данный материал для будущей работы при проведении педагогической практики, для будущей работы учителя.
- использовать материал для углубленной подготовки к экзамену по историографии Казахстана и по смежным историческим дисциплинам.
- использовать основные идеи курсовой работы для выступления теоретических в конференциях студенческих группах 1-2 курса факультета история и права, и для других публичных в выступлениях.
Настоящая работа состоит из двух глав и приложение. В первой главе под названием «Историография данной проблемы в советский период» рассматривается проблемы исследования данного движения, прослеживается методология, приемы. Наряду с этим показаны основные взгляды лидеров движения.
Во второй главе рассматривается ряд представителей историографии современного этапа исследования данной проблемы, взгляды которых намного отличались от взглядов исследователей предыдущего периода.
1. Историография данной проблемы в советский период
1.1 Алашская проблема в историографии 1920-1930-х. годов.
Систематическое и целенаправленное изучение истории алашского движения относится к первой половине 20-х г. В советской историографии история Алаш и Алаш-Орды с 1920-х годов фактически выпала из истории национально-освободительного движения казахского народа в XX в.
С позиций классового подхода и в угоду большевистской партии в публикациях, посвященных истории установлений советской власти в Казахстане всячески очернялись деятельность Алащ-Орды и, в целом, национальной интеллигенции, стоявшей на ее позициях, а именно выдающегося ученого общественного деятеля, впоследствии руководителя движения А. Букейханова (1870-1937гг.) и его единомышленника А.Байтурсынова (1873-1938гг). Без обращения к их работам остались бы непонятны концептуальные проблемы алашского движения.
А. Букейханов и А. Байтурсынов выявили объективные причины возникновения оппозиционного движения в лице национальной интеллигенции в Казахстане. Если А. Бухейханов обратил внимание на истоки возникновения Алаш, Байтурсынов охарактеризовал его политическую деятельность на период организационного становления как партии и правительства При этом авторы едины в определении политических целей и борьбы данного движения. Они подчеркивают ярко выраженный антиколониальный, общедемократический характер политической просветительской деятельности национальной интеллигенции. Именно этот фактор стал определяющим в выдвижении ее как лидера национально-освободительного движения, выразителя общенациональных интересов.[13,c.123]
Национальные, а не классовые мотивы являются главными в борьбе казахского народа, считают А. Букейханов и А. Байтурсынов. Последний, несмотря на усиливающуюся классовую тенденцию новой власти, считает ее неприемлемой в отношении казахского общества. Лидеры алашского движения оставались принципиальными противниками большевистских форм и методов социалистического переустройства Казахстана. Несмотря на вынужденный переход на сторону Советской власти, вся их предшествующая общественно-политическая деятельность начала 1920-х годов свидетельствовала о приверженности ее к прежним гуманистическим , демократическим принципам.[10,c.54]
Работы А.Букейханова и А.Байтурсынова, содержащие ценную научную информацию об истории алашского движения, оказались, по существу, последними, написанными ее руководителями, научность и публицистичность характера этих работ в значительной степени отличают их от последующих публикаций, появившихся в 1920-1930-е годы. С изменением общественно-политической ситуации в эти годы преследовались иные цели и задачи в освещении данной проблемы.
Последующие работы по этой проблеме в основном представлены в материалах периодической партийной печати, в немногочисленных трудах обобщающего характера, исследованиях по истории данного периода. Некоторые сюжеты вкраплены в труды по истории Казахстана, особенно истории, национально-освободительного движения 1916 года.
26-27 июля 1922 г. в "Степной правде" появилась статья «К истории революционного движения в Восточной Киргизии» под авторством "Н.Ш.", давшая отрицательную оценку деятельности "Алаш" и его лидеров. Она вызвала ответные публикации Асфендиара Кенжина и Абдрахмана Байдильдина.[1.c 43]
Статьи А. Кенжина, посвященные истории алашского движения» были опубликованы в газете "Степная правда", в журналах «Кызыл Казахстан», "Известия Киробкома РКП(б)". В работах «К исторической оценке деятельности Алаш-Орды» он обращается, прежде всего, к истокам возникновения движения казахской интеллигенции. А. Кенжин подробно анализирует социально-экономическое положение дореволюционного Казахстана "Киргизия из себя тогда и теперь представляет пастушескую с патриархально-родовым бытом, где нет железных дорог и отсутствует система судоходных рек, где нет крупных фабрик и заводов - стало быть страну, где нет наличия условий для развития революционного рабочего движения в современном смысле слова".
А. Кенжин отмечает и такую особенность, как отрицание отношение населения ко всему русскому как следствие проведение политики царизма интенсивного изъятия земель у коренного населения, приведшего к кризису и разрушению традиций образа жизни, усиление русификаторской политики царизма, низкий уровень культуры населения не способствовал развитию политического сознания. В этих условиях единственной способной противостоять колониальному гнету и насилию была интеллигенция, "настроенная национально".
Характеризуя ее политическую деятельность в двух революциях, Кенжин выделил её главную цель - практическую реализацию права нации на самоопределение. Сначала они связывали надежды с политикой Временного правительства, разочаровавшись в нем, решили объявить о создании Киргизской автономной национальной республики. Идея создания Алаш Орды заключалась в защите территориально-национальной автономии невмешательства других правительств в дела Киргизского правительства, что, по мнению А. Кенжина, было проявление недальновидности политики правителей Алаш-Орды.
В статье "К исторической деятельности партии Алаш" А. Кенжин попытался также раскрыть суть программы этой партии: "В сущности, программа "Алаш" представляет воплощение стремлений буржуазно-демократических слоев киргизского народа; в ней мы находим кусочек эсеровщины (образ правления, земельный вопрос), меньшевизма (программа по рабочему движению), радикализма и др”.[1.c45]
Однозначными и категоричными оценками деятельности правительства Алаш-Орды характеризовались публикации казахских большевиков М. Атаниязова, С. Сейфуллина, А. Айтиева. Бывший прокурор Казахской АССР М. Атаниязов в статье "Историческая оценка партии Алаш", прослеживая подробно деятельность лидеров Алаш, сделал вывод об их политической близорукости: "Выступая «на стороне Дутова и Колчака, - писал он, - Алаш-Орда придерживалась ошибочного направления, она оказалась по ту ворону Октябрьского переворота". Такого же мнения был и Сеифуллин опубликовавший с 1922 по 1925 годы в журнале “Кызыл Казакстан" главы будущего романа "Тар жол, тайгаг кешу" (“Тернистый путь").[11,c.3]
Таким образом, манипулируя общественным мнением, стало возможным искажать подлинные факты и мысли в лице алашской интеллигенции. Особенностью же указанных работ является и отсутствие среди авторов самих деятелей Алаш-Орды.
Появление первых работ по истории алашского движение в 1922-1923 гг. с ярко выраженной в них политической окраской свидетельствовало о завершение компромисса между большевиками и националами. Растущее сосредоточение власти и административного контроля в центре способствовало подчинению ей национальных республик. На практике осуществлялся марксистский принцип "подчинение социального вопроса пролетарскому", так как при капитализме национальное самоопределение невозможно, а при социализме оно излишне. Рассматривая народы Казахстана и Средней Азии как "резервную революционную пехоту мировой революции на Востоке", большевистское руководство усиливает идеологическое воздействие, искусственно разжигая классовое противостояние в этих регионах.
Деятельность алашской интеллигенции, в основе которой находились принципы ненасилия и национального единства, вызывает резко негативное отношение к ней как главной идейной силе, противостоящей большевизму. Для борьбы с "буржуазным национализмом" используются такие формы и средства, как: физическое устранение и подавление носителей "националистической" идеологии путем "разоблачения" их политического прошлого. В связи со средоточением в руках большевистской партии всей политической государственной власти, идеологическая борьба с национальной оппозицией в Казахстане в лице алашской интеллигенции приобретает целенаправленный организованный характер, приведший к концу 1920-х и в начале 1930-х годов к трагической развязке.[1,c.47]
Таким образом, активная политическая деятельность национально демократической интеллигенции после окончания гражданской и перешла в плоскость духовного сопротивления укрепляющемуся тоталитарному режиму пролетарского государства.
Нарастающая политизация всех сторон жизни в Казахстане во второй половине 1920-х годов привела к усилению «разоблачительных», «обвинительных» подходов к истории Алаш и алашской интеллигенции в целом. Особенно активизировался этот процесс после 3-й Всеказахстанской партконференции рассматривавшей идеологическую ситуацию в крае.
В условиях почти полного отсутствия специалистов-историков, основными авторами работ по истории Алаш выступали партийные, государственные деятели, поэтому их публикации, вызванные политическими, идеологическими потребностями, имели не только прикладной характер, но являлись своеобразным продолжением их политической деятельности.
Краткое описание
Конец Х1Х – начало ХХ века совпали, с одной стороны, усилением революционного движения, охватившими Российскую империю вследствие кризиса ее социально-экономического положения, с другой – со вступлением молодой казахской интеллигенции на путь политической борьбы с имперским режимом на фоне все большего углубления противоречий между метрополией и колонией. Поэтому актуальность проблемы вытекает, прежде всего, из необходимости комплексного изучения историографии движения Алаш, появившегося на политической арене в переломный для судеб казахского народа, как и всех народов, населявших тогда Российскую империю, период истории [1,3-4].
Тема, избранная для данной курсовой работы актуальна последующим причинам:
Содержание работы
Введение

1.Историография данной проблемы в советский период………………..3-18


1.1Алашская проблема в историографии 1920-1930-х годов……….3-10
1.2 Историография Алаш и Алаш Орды в литературе 1940-второй половины 1980-х годов……………………………………………..…………..…10-18

2. История движения Алаш в современной историографии…………....19-21


2.1 Исследования алашской истории в конце 1980-х начале 1990-х годов………………………………………………..………………………………19-23
2.2 Современные концепции и перспективы изучения истории Алаш………………………………………………………………………………..24-31

Заключение.



Список литературы.
Выдвинутый Ф. Голощекиным тезис об "объективно-революционной роли" движения казахской интеллигенции до февральской революции и о "контрреволюционном егo перерождении после" стал основополагающим в целом ряде исследований, вплоть до середины 1930-х годов.[9,c.5]
В брошюре "Алаш-Орда. Краткий исторический очерк о национально-буржуазном движении в Казахстане периода 1917-1919 гг.", А.К. Бочагов попытался с этих позиций показать алашскую историю. "В первый момент она (Алаш-Орда - Н.Р.) выступает против империалистического царского самодержавия, и тогда она была прогрессивной" революционной силой, ее поддерживали массы в большей мере. В этом заключалась ее, считает автор объективно-революционная роль. Развитие алашского движения происходит по восходящей линии, высшей точкой является декабрьский 1917 съезд в Оренбурге. Там и произошло, по мнению А.К. Бочагова, "полное организационное оформление партии Алаш и выработана политическая программа". Классовый характер освещении истории Алаш, узкие хронологические рамки позволили А.К. Бочагову вскрыть причины возникновения, социальную природу алашского движения. Его оценочные иллюзии полностью совпадали с официально принятой схемой освещения данной проблемы
В начале 1930-х годов в работах продолжал доминировать партийный тезис "об объективно-революционной роли" алащского движения в период 1-й русской революции и о его контрреволюционном перерождении" после. Так, Е. Федоров определил алашское движение как "субъективно контрреволюционное, связанного с надеждами на победу российской буржуазии", в то же время “приобретало значение объективно-революционного” в борьбе с самодержавием
Асфендияров, продолжая мысль Е. Федорова, считал, что «…несомненно, буржуазно-демократическое движение, которое начало проникать в казахскую степь и возглавлялось казахской интеллигенцией, было объективно-революционным, Однако по мере, развития этого движения ... оно переходит в контрреволюционное». Г. Тогжанов подчеркивает, что руководство национально-освободительным движением в крае принадлежало лидерам Алаш Букейханову и Байтурсынову.[17,c.254]
Исходя из общепринятой схемы развития революционного движения в восточных регионах по аналогии с европейским, авторы определяли социально-классовый состав алашского движения. Так, А.Бочагов придерживается мнения, что "Алаш-Орда защищает интересы мелкой национальной буржуазии", Г.. Тогжанов убежден что она была идеологом всего казахского байства. Т.Рыскулов считает, что "национальная интеллигенция ... защищала интересы казахской имущей верхушки (баи, торговый элемент, администрация), интересы же широких масс ей были далеки".
Отражая интересы зарождающейся либеральной буржуазии, алашская интеллигенция, по мнению Асфендиярова, имела двойственной политических взглядов. Отсюда следует его вывод о ее прогрессивности в период I русской революции, когда она стремилась к национальной консолидации, занималась разработкой литературного языка и письменности. Отказывая ей в революционности, С. Асфендияров исходил из того, что движение было верхушечным, охватившим лишь немногие слои казахской буржуазии и интеллигенции, кроме того, в программе Алаш отсутствовал призыв к свержению монархии, а в "Казахе" - печатном органе движения - не публиковались сообщения о рабочем движении в России.
В 1935 г. выходят "Очерки по истории Алаш-Орды" С. Брайнина и Ш. Шафиро. Структура и содержание этой работы соответствуют утверждавшимся в тот период времени марксистско-ленинским принципам и методам освещения истории национально-освободительного движения в крае. Исходя из этого, авторы делали разграничении между ним и пролетарским движением европейской части России. Механический перенос методов анализа способствовал откровенной фальсификации исторических фактов.[16,c.127]
Для работ С. Брайнина и Ш. Шафиро характерно негативное отношение к роли и деятельности алашской интеллигенции. Они отказывают ей в прогрессивности, подчеркнивая, что уже изначально она имела все признаки "реакционности и классовой ограниченности", так как отражала интересы байства отвлекала от борьбы народные массы.
Именно эта позиция стала основным лейтмотивом в дискуссии о роли Алаш-Орды, организованной Казахским научным исследовательским институтом марксизма-ленинизма (КНИИМЛ) в 1935г. "Эта дискуссия способствовала выявлению контрреволюционной сущности Алаш-Орды и окончательному разоблачению ее гнусной, подлой роли в истории казахского народа", - отмечал директор КНИИМЛ А. Лекеров. Определяющим в методологии изучении истории алашского движения стало полное отрицание тезиса об "объективно-революционной роли в дореволюционный период".
Окончательные же решения по изучению истории Алаш были вынесены на I съезде Компартии Казахстана (5-12 июня 1937) сохранившие свою силу и в последующие годы. Одной из определяющих явилась партийная установка на показ «контрреволюционной и продажной сущности Алаш-Орды » на примерах восстания трудящихся масс 1916 г., на примере гражданской войны". Все это было необходимо для "разгрома развенчания неверной и вредной теории об объективно-революционной роли алашской интеллигенции". Именно по данной схеме происходило освещение истории алашского движении в отечественной историографии вплоть до конца 1980-х гг. ХХ века. К 1937-1938 гг. в горниле политических репрессий был уничтожен весь тонкий пласт алашской интеллигенции. Одна только их физического уничтожения оказалось недостаточно для усиливающейся тоталитарной системы. Историческая наука Казахстана, оказавшись под жестким контролем партиинои идеологии, способствовала укреплению классовых стереотипов относительно роли и деятельности алашской интеллигенции истории Казахстана.
Таким образом, во второй половине 1920-конце 1930-х годов наступает переломный этап в исторических исследованиях, связанный с усилением политического диктата правящего режима. «Борьба с буржуазно-националистической идеологией Алаш-Орды» стала определяющей установкой в изучении истории Алаш. Тогда же основополагающим стал тезис об «объективно-революционной роли» алашского движения до Февральской революции и о «контрреволюционном его перерождении после». Именно в этом ключе освещалась история Алаш и Алаш-Орды в работах А.К.Бочагова, Е.Федорова, и других, а также в сборнике документов Алаш-Орды. Определяющим в методологии изучения проблемы стало полное отрицание положения об «объективно-революционной роли Алаш в дореволюционный период. Все материалы написанные в конце данного периода свидетельствовали о полном утверждении классового метода освещения истории национально-освободительного движения в крае.
1.2 Историография Алаш и Алаш-Орды в литературе 1940-второй половине 1980-х годов.
Историографическая особенность периода 1940-х-начала 1950-х годов заключалась в полном отсутствии работ по алашской проблеме. Однако политические оценки и формулировка относительно роли и деятельности алашскои интеллигенции, данной в 1930-е годы, вновь стали использоваться во время очередных политических кампаний против научной и художественной интеллигенции.
Годы войны, как известно, внесли существенные перемены в духовно-нравственную атмосферу советского общества. Они связаны, в первую очередь, с ростом национального самосознания и гражданским единением народа. Обращение к боевым традициям своих предков, призывы партийных руководителей вдохновляться героическим прошлым своего народа объективно способствовало восстановлению в историографии подлинной истории национал освободительных движений. Однако данная тенденция неустраивала политический режим, ибо героями национальных войн были борцы против российского колониализма, стремившиеся к национальной независимости и государственности. Но такая тенденция проявлялась только до конца войны, затем все обернулось в противоположную сторону.
Явным проявлением данной политики стало «дело Бекмаханова» направленное против казахского ученого Е. Бекмаханова, который дал, как говорилось в документах, неправильную оценку национально-освободительным движениям в 19 веке на территории Казахстана. [15,c.259]
Середина 1950-годов характеризуется в историографии Казахстана, как начало нового этапа в развитии исторической науки. На исследование многих проблем сказались решение XX съезда КПСС, постановления ЦК КПСС от 30-го июня 1956 г «О преодолении культа личности и его последствий».
В исторической науке Казахстана, несмотря на расширение источниковой базы, вовлечения в научный оборот новых документов, освещение алашской истории происходило на прежних принципах и оценках. Подготовка и издание тематических сборников "Революционное движение в Казахстане 1905-1907 гг.(1955г) "Рабочее и аграрное движение в Казахстане 1907-1914 гг.(1957г) "Образование Казахской ССР”(1957 г.), "Советское строительство в аулах и селах Семиречья" (1957 г.) и другие свидетельствуют об активизации научной публикаторской деятельности историков.
Во всех этих работах развитие революционного процесса освещалось в контексте общероссийского революционного движения, поэтому выбор исторических сюжетов и их анализ зависел от данной концепции. Фрагментарное упоминание об алашской интелегенции служило своеобразной иллюстрацией в показе революционной борьбы, которую вела против них основная масса казахских трудящихся.[1,c.67]
Наиболее четко эта тенденция проявилась в сборнике воспоминаний участников Октябрьской революции и гражданской войны в Казахстане "В огне революции" (1957 г.). Так, А. Айтиев, активный участник установления Советской власти, отметил, что «Февральская революция дала нам казачьих генералов с войсковым правительством, Халела Досмухамедова с духовным управлением .....и министров" из людей, изгнанных народными массами еще при царизме. Из воспоминаний Б. Каратаева следует, что он размежевался с буржуазными националистами еще в апреле 1917 года когда"представители в лице двух Досмухамедовых, Алибекова высказались за продолжение империалистической войны и создания особого "киргизского королевства". Б.М. Токсанов охарактеризовал деятельность правительства Алаш-Орды как карательную направленную против народных масс.[3,c.3]
В сборнике воспоминаний "Казахстан в огне гражданской войны" основной упор сделан на показ "борьбы за победу Советской власти против иностранных интервентов, белогвардейцев и алашордынцев". Поэтому в описываемых событиях алашевцы предстают в образе врагов Советской власти, следовательно, всего казахского народа. Считая их виновниками начавшегося военного противостояния, авторы акцентируют внимание на описании тех событииl, что отражали "безобразия и насилия, творимые алашордынцами".
Дальнейший вклад в разработку проблемы национально-освободительной борьбы внесли работы Т.Е. Елеуова, Сулейменова, Х.Т. Турсунова, А.П. Ковалева и других, в которых содержится интересный фактический материал об участии народных масс в национально-освободительном движении. Привлечение авторами новых документов, в том числе, прессы на казахском языке позволило им глубже проникнуть в события 1916-1917. Но несмотря на введение в научный оборот значительного числа документальных материалов, историография алашского движения, отличалась своим постоянством и традиционностью в оценках и подходах.
Наглядным подтверждением может служить монография Елеуова "Установление и упрочение Советской власти в Казахстане (март 1917-июнь 1918). Примечателен тот факт, что автор охарактеризовал роль и деятельность лидеров Алаш только в годы реакции, чтобы таким образом принизить значимость их работы в период революционных событий, показать их в качестве проводников царской политики в Казахстане.[1,c,69]
Придерживаясь классовых принципов в освещении событии 1917 года, Т.Е. Елеуов особо отметил революционизирующую роль русского пролетариата в развитии классовой борьбы в деревне и ауле. Напротив, казахская интеллигенция в лице лидеров Алаш была представлена как реакционная, проповедовавшая пессимизм, мистицизм, идеализировавшая ханское прошлое..., и стремившее изолировать казахский народ от передовой русской культуры.
В историографии указанного периода объектом критики оставалась деятельность алашской интеллигенции в годы октябрьского переворота и гражданской войны, связанная с провозглашением Казахской автономии и правительства Алаш Орды. Как правило, освещение этих событий преследовало одну цель - показать "контрреволюционную" направленность Алаш-Орды её борьбу против установления Советской власти.
Так, известный исследователь вопросов национального государственного строительства в Казахстане М.С, Сапаргалиев считал, что провозглашение Алаш-Орды "... преследовало главную "цель-борьбу против Советов для осуществления свирепой диктатуры войскового и алашордьшского правительства".
В 1963 году были опубликованы документы начального периода – гражданской войны и иностранной интервенции в Средней Азии и Казахстане в сборнике "Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане". Материалы документов, по мнению составителей данного издания, наглядно свидетельствовали о характере и целях внутренних и внешних антисоветских сил, о формах их борьбы против проникновения большевизма в Степной край. Авторы, анализируя положение, сложившееся накануне и во время вооруженной борьбы в Казахстане, указали, что "самое активное участие в ней принимали алашордынцы, выступавшие под реакционным флагом контрреволюционной партии буржуазных националистов "Алащ". В качестве доказательства вышеназванного, составители использовали постановления и циркуляры казачьих войск и правительства Алаш-Орды.
Как реакционное, "консервативно-буржуазное течение определил алашскую интеллигенцию К.Б. Бейсембиев в своей работе "Идейно-политические течения в Казахстане, конец XIX- нач.XX в." Используя материалы "Казах", автор попытался вскрыть причины зарождения движения Алаш, показать эволюцию идейно-политических взглядов с1913по1919 годы.
Опираясь на те же принципы в освещении истории возникновения этого движения, что и его предшественники, автор обратил внимание на развитие капиталистических отношений в казахском ауле. Определив принадлежность буржуазной интеллигенции к феодально-байским кругам, стремившимся перестроить хозяйство, К.Б. Бейсембиев сделал вывод о консервативности их мировоззрения. Консервативность, с его точки зрения, и есть приспособление отживших общественных отношений к новым социальным условиям. Исходя из этого, он отнес Алаш к партиям российских октябристов-черносотенцев.
В 1970 - второй половины 1980-х годов в казахстанской историографии изучение этой проблемы значительных изменений не претерпело. Заметный консерватизм в освещении истории Алаш особенно контрастно выступал на фоне появления значительного числа литературы по истории непролетарских и буржуазных партий в России. Причем такая ситуация была характерна почти для всех национальных республик, так как в рассматриваемый период отсутствовали специальные работы, посвященные деятельности буржуазных и мелкобуржуазных партий восточных окраин. [15,c.265]
В казахстанской историографии продолжался процесс изучения истории Компартии Казахстана: вводились новые источники по истории революции 1905-1907 гг., событий февральской и октябрьской революций, гражданской войны. Объектом исследований оставались вопросы национально-государственного строительства в республике.
Начиная с событий первой русской революции 1905-1907 гг. вплоть до "победы социализма в СССР" разоблачения и разгром алашордынцев и их идеологии являются непременным атрибутом внутрипартийной жизни местных коммунистов. Уральский делегатский съезд пяти областей 1905 г. авторы рассматривали как начало организационного оформления филиала кадетской партии в Казахстане, как предшественницу "контрреволюционной партии "Алаш", которая принесла столько бед и страданий казахской народу".
Особенно "неприглядная роль" алашордынцев показана в условиях спада революции и усиления режима политической реакции в 1907-1910 гг. Именно в это время "усиливалась идеологическая обработка трудящихся аула". Она заключалась в "клевете буржуазных националистов на рабочий класс и большевистскую партию", с одной стороны, и в распространении "реакционных идей пантюркизма и панисламизма, религиозного фанатизма", с другой.
Непримиримость с идеологией и действиями буржуазных националистов продемонстрировали события 1916 года. Являясь пособниками царского самодержавия", феодально-байская верхушка с ее идеологами - буржуазными националистами, через газету "Казах" призывали казахские массы подчиниться царскому указу от 25 июня 1916 года.
"Антинародная сущность" буржуазных националистов проявилась в период победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года так и в период Октябрьской революции 1917 года. Этому свидетельствует создание "буржуазной казахской автономии - Алаш-Орды" и контрреволюционного националистического правительства во главе с А.Букейхановым.
Данная установка стала определяющей и в содержании отдельных статей серийного выпуска "Вопросы историй Коммунистической партии Казахстана". В сборниках освещались некоторые проблемные вопросы истории Компартии Казахстана. При определении тематики каждого выпуска учитывались, прежде всем юбилейные даты, связанные с именем В.И. Ленина, очередной годовщиной Октябрьской социалистической революции, партийных форумом. В работах, раскрывающих историю становления партийной организации в крае и ее роли в укреплении Советской власти, проведении социально-экономических, культурных преобразований, осуществлении национальной политики, вкраплены отдельные сюжеты по алашской проблеме.[1,c.76]
Ведение "упорной идеологической борьбы с алашордынской фальсификацией истории Октябрьской революции, национальной политики партии" стало одним из направлений политический деятельности республиканской парторганизации, Истпарта 1920-1930-е годы. Анализ содержания ряда публикации "националистов" позволило однозначно охарактеризовать их деятельность как клеветническую, извращающую историческую действительность. Так, на страницах газеты "Ак жол" " они изображали коммунистов-казахов, активно боровшихся за власть Советов, А. Джангильдина, А.Айтиева и других, переводчиками, колонизаторскими элементами. Развернувшаяся в то время дискуссия об объективно-революционной роли алашского движения была ни чем иным, как попыткой "обелить преступления Алаш-Орды, верного пособника белогвардейцев"
В работах философов, экономистов, юристов, филологов получили свое освещение идейные и социально-экономические воззрения деятелей национальной интеллигенции, как правило, относившихся к революционно-демократическому крылу. По истории алашского движения, как и в предыдущие годы, содержат только некоторые сведения, выступающие "мерцательно" в тех или иных работах, посвященных, в основном, революционным событиям. Большинство исследователей продолжали рассматривать деятельность лидеров Алаш как контрреволюционную, направленную против власти Советов в Казахстане.
Анализу развития экономической мысли в Казахстане посвящена работа Д.К. Кабдиева "Развитие экономической мысли в Казахстане". Исследуя проблему возникновения двух течений в развитии экономической мысли Казахстана на рубеже веков исследователь определил их как революционно-демократическими и буржуазно-националистическими. Причину их появления он видел в разложении традиционного скотоводческого хозяйства, повлиявшего на образование и усиление классовых противоречий в казахском ауле. Анализируя два этих направления, автор пришел к выводу о прогрессивности первого течения в решении экономических проблем Казахстана и реакционности второго, стоявшего на позициях сохранения кочевого хозяйства. Автор, как и его предшественники, использовал старые приемы в определении прогрессивности и реакционности алашской интеллигенции.
Оценив в целом взгляды лидеров этого направления, исследователь считал, что они выражали интересы баев-феодалов, стремившихся подчинить себе демократическое движение масс.
Автор отметил роль газеты "Казах", на страницах которой публиковались работы алашевцев по экономическим вопросам развития края. Являясь сторонниками постепенного эволюционного метода подъема экономической жизни казахов, они, по мнению Д.И. Кабдиева пытались сохранить традиционную структуру кочевого хозяйства, обрекали его на регресс и застой.
Работа Д.К. Кабдиева, несмотря на традиционные подходы и оценки алашского движения, представляет определенный научный интерес в связи с публикацией в ней материалов газеты "Казах" - как основного источника по вопросам развития экономической мысли в Казахстане.
Общее состояние в историографии 1950 - начала 1980-х годом по истории Алаш отразилось и на состоянии диссертационных работ. В большинстве своем они рассматривают вопросы этого движения в связи с развитием революционного движения и Казахстане, гражданской войны.
Основной массив представляют работы по истории гражданской войны и военной интервенции. В них, как правило, отражена "контрреволюционная деятельность" партии Алаш, выразившаяся в поддержке казачьего и белого движения в Казахстане.
О роли этого движения упоминается в диссертациях, исследующих проблемы национально-государственного строительства, также в работах историографического характера, "разоблачающих реакционность буржуазной историографии пи проблемам социалистического строительства в Казахстане". В большинстве работ использованы уже известные и ранее использованные источники, введение которых служило для подтверждения уже знакомых оценок деятельности алашской интеллигенции.
Анализ литературы 1970 - начала 1980-х годов свидетельствует о "застойности" в характере освещения истории алашского движения. Авторы многочисленных исследований по истории революционного движения в Казахстане, гражданской войны и иностранной интервенции использовали лишь данные своих предшественников с небольшими дополнениями, подводя все под один знаменатель.
Фрагментарные упоминания о деятельности алашевцев в этих и других событиях нужны были для утверждения ряда стереотипов, таких как "поддержка белого движения в Казахстане", "вредительство" в области образования и науки, "реакционности, их идейно-политических, философских, экономических взглядов. Несмотря на расширение источниковой базы исторических исследований, вовлечения их в научный оборот, по истории алашского движения не изучались целые комплексы проблем: социальная природа и этапы формирования движения национальной интеллигенции, роль и место в истории национально-освободительной борьбы казахского народа и др. Вместо этого наблюдалась стагнация научной мысли, повторение уже известных фактов и их оценка, что в целом обедняла результаты исследований.
2. История движения Алаш в современной историографии.
2.1. Исследование истории Алаш в конце 80-х - начале 90-х годов
Качественно новый этап в изучении данной проблемы начинается с конца 1980-х годов, когда с общества были сняты определенные идеологические запреты. Начало этапа совпадает с провозглашенным руководством КПСС курсом перестройки и гласности, реформированием всех сторон жизни общества. Начало 1990-е гг. характеризуется появлением ряда монографических работ, определивших основные концепции и подходы по рассматриваемой проблеме.
В историографии Казахстана второй половины 1980-х годов, несмотря на то, что она являлась составной частью советской исторической науки, наблюдается ее отставание от темпов развития общесоюзной.
Это было связано, прежде всего, с проведением жесткой политики властей в связи с декабрьскими событиями 1986 года. В 1986-1988 годах был налицо репрессивный характер идеологии КПСС по национальному вопросу в республике. По этой же причине, позднее, чем в целом по стране, началась акция по реабилитации жертв тоталитарного режима.[8,c.117]
Фактически с этого времени происходит активизация исследовательской и публикаторской деятельности по алашской проблеме. Разработка проблематики шла, главным образом, через периодическую печать, освещение жизни и деятельности забытых исторических персонажей Алаш.
Важную роль в процессе переосмысления сыграли научные конференции, «круглые столы», где намечались контуры новых подходов.
В июле 1989 г. в Казахском научно-исследовательском институте марксизма-ленинизма состоялась дискуссия «Алаш-Орда: истории зарождения, деятельности и крушения». В ее работе приняли, участие видные ученые-обществоведы такие как: М.Козыбаев, А.Сармурзин, М.Койгельдинов, М.Бурабаев, В.Григорьев и др. Характер, ход обсуждения проблемы высветили наряду с традиционными подходами к обсуждаемой проблеме и новые.
Но, несмотря на явное противоречие между объектом методами его исследований, большинство участников придерживались старых схем, в рамках которых предлагалось рассматривать алашскую проблему. Выработка новых теоретико-методологических подходов стала непременным условием в изучении искомой проблемы. Вплоть до 1991-1992 годов сдвиги в ее познании были незначительны. Характер большинства работ начального этапа исследования свидетельствует о данной тенденции
Попытки отхода от старых догматизированных установок и догм заметны в казахскоязычной литературе, в то время как в публикациях на русском языке доминирующими оставались прежние оценки и подходы.
Так, в известной работе В.К. Григорьева «Противостояние (Большевики и непролетарские партии в Казахстане 1917-1920 гг.)» Алаш определен как буржуазно-националистическая партия, выражавшая интересы феодально-байской верхушки. Классовая ограниченность и неоднородность, по мнению автора, обусловили её политический крах.
Обратившись к истории образования Алаш, В. Григорьев остановился на характере социально-экономических отношений в Казахстане в начале XX века. Процесс капитализации, отразившийся на социально-классовой структуре казахского общества, предопределил и состав национальной интеллигенции.
Отметив ее многослойность, автор разделил интеллигенцию на две неравные части: немногочисленный состав - около ста человек, по его мнению, составлял элиту. К ним относились те, кто имел высшее или незаконченное высшее образование, и являлись выходцами из феодально-байских кругов: А. Букейханов, М. Тынышпаев, Д. Досмухамедов, М. Тынышпаев, М. Чокаев
Также автор дает оценку признанному лидеру партии Алаш А. Букейханову. Обратившись к истории образования национальной партии, В.К. Григорьев отметил руководящую роль в этом А. Букейханова. Исследователь справедливо указал, что именно он определял политическое лицо и вел социально-экономическую проблематику "Казак". Благодаря этому, газета стала органом общенационального масштаба, вокруг которой сложились актив и сторонники будущей партии.
Анализируя их политическую платформу, автор пришел к выводу о беспрекословной поддержке самодержавия, а в эволюционистских воззрениях А. Букейханова В. Григорьев видел его приверженность к застойным, регрессивным формам развития казахского общества.[1,c.98]
Сохраняя, преемственность в освещении политических взглядов А. Букейханова после февральской революции, Б. Елькеев подчеркнул непризнание им советской власти, против которой он организовал борьбу, установив связи с контрреволюционными силами атамана Дутова и правительства Колчака . Для достижении! своих целей, считает автор, (установления на территории казахской автономии буржуазного порядка), А.Букейханов «безуспешно использовал... национальный флаг, национальные символы, в плену которых оказались многие представители интеллектуальных слоев казахского общества».
Исследователь B.C. Познанский, придерживаясь общепринятой оценки в деятельности его лидеров в период гражданской войны как контрреволюционной, направленной против советской власти, считал ее неприемлемой лишь в отношении их работы в партийных советских органах в 1920-х гг.
Таким образом, на начальном этапе освещения проблемы наметилась тенденция рассматривать участие отдельных лидеров национальной интеллигенции в алашском движении как ошибочное, временное. Во многом это было связано с официальной оценкой ЦК Компартии Казахстана, по-прежнему определявшей политическую деятельность Алаш как «буржуазно-националистическую», защищавшую «интересы феодально-байской верхушки казахского общества».
Однако, несмотря на указанные недостатки, связанные с отсутствием новых методов научного познания, установлением в годы перестройки концепций дозированной истины, появившиеся в это время работы позволили существенно раздвинуть границы объективного изучения алашской проблемы.
2.2 Современные концепции и перспективы изучения истории Алаш
Начиная с 1992 года появляется целый массив литературы, который по своим сущностным характеристикам может квалифицироваться как принципиально новый историографическии срез. Объективные предпосылки - обретение Казахстаном государственной независимости, развертывание процессов демократизации - способствовали появлению данной литературы. Рассекречивание ранее закрытых и недоступных архивных материалов КГБ КНБ РК в значительной степени расширило и обогатило источниковую базу искомой проблемы.
Введение в научный оборот новых документов их анализ способствовали пересмотру, а в дальнейшем и отказу господствовавших длительное время концепций и положении относительно истории алашского движения.
Активизация исследовательской мысли отразилась в количестве опубликованных работ в этот период времени. Наряду проблемными статьями, дискуссионными материалами «кругла столов», научных конференций, семинаров появились труды обобщающего, монографического характера, энциклопедические словари, учебники, учебные пособия, документальные сборник собрания сочинений. [9,c.4-5]
Значительная часть работ вышла на казахском языке. В научных статьях К. Нурпеисова, М. Койгелдиева, Т. Омарбекова, Григорьева, Т. Какишева, С. Аккулыулы, А. Сармурзина, М. Кул-Мухаммеда и других освещались различные аспекты алашской истории.
Персонифицированный характер большинства публикации позволил через освещение неизвестных страниц жизни деятельности А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, Акпаева, А. Ермекова, М. Тынышпаева, М. Шокая и многих других выявить социальную природу будущего алашского движения, политические ориентиры и возможности.
Создание монографических исследований свидетельствует о качественно новом этапе в историографии данной проблемы. Они знаменуют собой новые подходы к истории. национально-освободительного движения, роли и места казахской интеллигенции на переломных этапах развития общества. К числу этих работ следует отнести монографии Д.А. Аманжоловой «Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш» (М, 1994 г.); К.Н. Нурпеисова "Алаш и Алашорда (Алматы, 1995 г.); М. Койгелдиева "Алаш козгалысы" (Алматы, 1996 г.).
Появлению монографического труда Д.А. Аманжоловой предваряла серия ее работ по данной проблеме. Это - научные статьи, методические рекомендации «К изучению истории политических партий и движений в Казахстане в 1917-1920 гг.» (Семипалатинск, 1991 г.); учебное пособие «Партия Алаш: история и историография» (Семипалатинск, 1993 г.).
В учебном пособии представлена история движения Алаш от времени его формирования до октября 1917 года. Использование широкого круга источников и литературы способствовало объективности и полноте освещения данной проблемы. Совокупность документов, их сопоставление с материалами из периодических изданий дореволюционных и последующих лет с данными предшествовавшей историографии, мемуаров, зарубежной литературы, их анализ позволили автору с достаточной степени восстановить целостную картину многих важных сюжетов истории алашского движения, деятельности ее руководителей и участников.
В работе автор уделяет внимание таким вопросам, как начали формирование и ступени становления движения; участие алашской интеллигенции в событиях 1916 года; перерастание движения Алаш в национальную партию в 1917 году.
Закономерность возникновения алашского движения вытекали из ряда причин: самого развития и поступательного движении казахского общества в начале века и влияния, внешних фактором Приведенные автором малоизвестные и по-новому интерпретированные уже известные факты убедительна свидетельствуют об этом. Важную роль в формировании определяющих черт движения сыграл личностный фактор Представленная в работе общественно-политическая, научно- культурническая деятельность А. Букейханова, А. Байтурсынова и М. Дулатова, Ж. Акпаева с 1905 года по 1917 год показывает основные направления развития движения, общественно- политические факторы, определившие его цели и задачи на этапах становления и после. Избрание либерально-демократического пути и в решений проблем национального освобождения свидетельствуют о приверженности алашевцев идеям ненасильственного изменения казахского общества.
Формирование политического статуса алашского движения происходит на общенациональной, общедемократической основе. Работа его деятелей в период подготовки к выборам в 1 Государственную думу, участие в петиционном движении и выработка первых программных положений в 1905 году, организация первого общенационального печатного органа "Казак," - все это свидетельство того, что зарождавшееся движение Алаш оказалось наиболее способным объединить вокруг себя все слои казахского общества перед надвигающимися политическими катаклизмами.
Характерным в этом отношении является деятельность алашевцев в период восстания 1916 года. Автором приведены многочисленные факты, красноречиво свидетельствующие об их попытках предотвращения насилия в отношении казахского населения со стороны царских властей и разъяснения восставшим о бессмысленном сопротивлении мощному аппарату самодержавия.
Бурные события 1917 года, связанные с падением царизма и возможностями» демократических преобразований, определили новые задачи Алзаш. Как отмечает исследователь, для движения начался весьма важный этап развития. Осуществление демократических социально-экономических и политических преобразовании соответствовало интересам широких национальных слоев. Именно это обстоятельство, подчеркивает автор, определило лидеров алашского движения в национально-освободительной борьбе казахского народа. Немаловажным фактором было и влияние прочных устоев традиционализма, харизматический xapaктер лидеров движения.
Таким образом, Д.А. Аманжолова определяет основные этапы функционирования движения Алаш и перерастания его в качественно новую форму политической организации – партию. Причем в силу объективных условий этот этап оказался кратковременным и был прерван событиями конца 1917 г. – начала 1918 года.
Логическим продолжением изучения проблемы стала монография «Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш» Внимание автора сфокусировано на освещении сюжетов характеризующих историю алашского движения в самые его драматические периоды: Октябрьская революция, гражданская война.
Монография ДА. Аманжоловой явилась первой крупной работой освещающей этапы развития и становления казахского автономизма через комплексное исследование истории Алаш и Алаш-Орды от времени зарождения и до трагического поражения. От движения к партии, затем к государственности - динамика непрерывного процесса, определившего характер и особенности деятельности алашской интеллигенции. [14,c.163]
В работе К. Нурпеисова «Алаш һәм Алашорда» главное внимание уделяется истокам движения Алаш, анализу общественно политической ситуации в крае после свержения царизма и организации партии Алащ. Значительное место в книге отводится истории взаимоотношений Алаш-Орды и Советской власти.
Приверженность к реформистским методам, непризнание ими насилия как основной формы борьбы позволили исследователю определить политическую платформу националов как центристскую. В условиях военно-феодальной, самодержавной России, со слабыми, неразвитыми формами буржуазной демократии сохранить и данную позицию было крайне сложно и ответственно. Лидером национальной интеллигенции на протяжении всего этапа деятельности пришлось выдерживать критику и нападки, как левых, так и правых, учиться лавировать между ними, отстаивая свои интересы.
Наименее разработанным в прежней историографии являлся вопрос о деятельности национально-либеральной интеллигенции в 1908-1911 годах. К. Нурпеисов выделяет три основных направления характеризующих ее общественно-политическую, культурологическую просветительскую работу:
1) знание лидерами движения определенной проблемы, ее освещения в литературе и пути решении.
2) будучи народными просветителями, они через исследования отечественной истории будили национальные чувства и обращались к народному сознанию;
3) организация общенациональных и региональных (областных) органов печати, связь с мусульманскими движениями и политическими партиями.
Всеобъемлющее изучение и поиски разрешения всего комплекса социально-экономических, политико-правовых, религиозных, культурных аспектов в развитии казахского общества.
Исследователь заостряет внимание на главном вопросе - организации партии Алаш - первой национальной политической партии в Казахстане. Свержение царизма, провозглашение демократических свобод новым правительством вызвало подъем политических сил и движении, как в самой России, так и на ее окраинах. Буржуазные партии, прежде всего, кадеты, бывшие в оппозиции к царской власти, фактически возглавили Временное правительство.
Однако надежды, связанные с политикой нового правительства в разрешении аграрного, национального вопросов, не оправдались. Выход А. Букейханова из партии кадетов был обусловлен, прежде всего, этими причинами. Поэтому он считал необходимым созыв Общеказахского съезда для обсуждения аграрного вопроса, проблем национально-государственного устройства, образования, религии и других. Позиция А. Букейханова, считает исследователь, свидетельствует о его мировоззренческой эволюции, связанной с переходом от либерально-демократической к национально-демократической платформе.
Исходя из анализа документов первого Общеказахского съезда (21-26 июля 1917 г. в Оренбурге), К. Нурпеисов подчеркнул приверженность лидеров казахской интеллигенции общенациональным принципам. Антиколониальная борьба, объединившая все слои казахского общества, стала определяющей в выборе политических форм и методов национальной интеллигенции. Именно в этом, считает исследователь, коренятся причины отсутствия в их программе социалистических идей, принципов классовой борьбы.
К.Нурпеисов обращает внимание и на такую особенность алашской партии, как отсутствие, в привычном понимании, программы и устава партии. Как известно, проект программы был представлен для обсуждения в газете "Казак" 21 октября 1917 год, однако в силу объективных причин, он не был обсужден и принят. Фактически Алаш как партия, отмечает исследователь, существовала непродолжительное время и перешла в иную форму - Алаш-Орду - правительство национальной автономии.[1,c.125]
Таким образом, работа К. Нурпеисова последовательно, с привлечением значительного количества ранее не доступных источников, раскрывает основные этапы деятельности первой политической партии и ее правительства в Казахстане в начале XX века.
Монография М. Койгелдиева «Алаш козгалысы» («Движение Алаш») охватывает широкий аспект проблем, связанных историческим развитием Казахстана конца XIX - начала XX веки.
Исследование проблемы ведется им на широком историческом фоне начала века, когда практически во всех колониях Востока развернулось мощное народно-освободительное движение угнетенных народов за свободу и независимость (Китай, Индия, Иран, Турция). В авангарде ее шла национально-демократическая интеллигенция. М. Койгелдиев, используя широкий круг ранее недоступных архивных материалов, публикации газеты "К,азак" и других, освещает основные проблемы исторического развитии Казахстана, связанные с возникновением и развитием оппозиционного движения.
Подробно анализируя колониальную политику царизма, автор выделяет главные ее направления: массовое изъятие земель у казахов, переселенческая политика, разрушение традиционной системы управления, усиление русификаторской, миссионерской деятельности, подавление национальной культуры и языка. Все это в целом вызывало адекватную реакцию наиболее подготовленного социального слоя казахского общества национальной интеллигенции в начале XX века.
М. Койгелдиев на основе изучения комплекса материалов - программных документов Алаш, архивных данных, произведении ее авторов утверждает, что алашординская альтернатива развитии казахского народа с современных позиций ему кажется более предпочтительной, чем большевистская модель социализма.
М. Койгелдиев рассматривает понятие «алашское движение» применительно и к национально-освободительному движению, в целом, и к партии Алаш, правительству Алаш-Орды, алашской автономии, вместе взятым.[16, c.201]
Значительную роль в развитии историографии проблемы Алаш и Алаш-Орды сыграли мероприятия, связанные с объявлением 1997 года Указом Президента РК Н.А. Назарбаева Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий, а также 1998 года Годом народного единства и национальной истории.
Это явилось своеобразным толчком в исследовании данной проблемы. Появились новые работы, освещающие различные стороны истории Алаш и Алаш-Орды. Безусловно, следует выделить труды, подготовленные академическими Институтами истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, литературы и искусства им. М. Ауэзова, языкознания им. А. Байтурсынова. Это: документальный сборник «Грозный 1916 год» в 2-х томах; сборник избранных произведений X. Досмухамедова, труды А. Байтурсынов «Исследования по казахскому языкознанию»; собрание сочинений Ж. Аймаутова в 5-ти томах; книга «Казахская литература начала XX века: творчество репрессированных писателей».
В документальном сборнике «Грозный 1916 год» на основе ранее не опубликованных источников всесторонне и наиболее полно раскрыты события 1916 года в Казахстане. Особый интерес вызывают документы, отражающие деятельность либерально-демократической интеллигенции в движении 1916 года. Публикуемые материалы показывают отношение представителей это интеллигенции к выполнению царского указа, осмысление ими причин и процесса восстания, конкретное участие в деятельности инородческого отдела «Земгорсоюза», организованного А.Букейхановым.
Исследование жизни и деятельности отдельных выдающихся участников алашского движения именно как политических деятелей стало определяющим в большинстве работ конца 1990-х годов. Среди них следует отметить публикацию Г. Ахмедова «Алаш «Алаш» болганда» (Алматы, 1996); монографии М. Кул-Мухаммеда «Ж. Акпаев. Патриот. Политик. Правовед. Политико-правовые взгляды Ж. Акпаева» (Алматы, 1995); Его же «Алаш кайраткерлері саяси-кукыктык, эволюциясы» (Алматы, 1998 г.); монографию К. Нурпеисова, М. Кулпенова, Б. Хабижанова, А. Мектепова «Х.Досмухамедулы жэне оныц Өміpi мен шыгармашылыгы » (Алматы, 1996 г.); и другие.
Заключение
В начале ХХ века, наряду с подъемом демократического и национально-освободительного движения в Индии, Китае, Иране, Турции оживилось освободительное движение в странах подвластных России.
Таким образом на востоке Российской империи центробежные тенденции вылились в доктринальные новации интеллигенции национально-либерального направления, основанные на понятиях этнического, социально-культурного, религиозного тождества с вариантами как федеративного, так и унитарного толка. На фоне радикальных националистических течений того времени, охвативших всю Россию, алашское движение относилось к прогрессивной части сил развернувшейся антиколониальной борьбы [14,22].
Создание партии Алаш стало итогом политической деятельности демократии настроенной национальной казахской интеллигенции начала ХХ в. [15,8].
Появление на политической арене национально-демократической оппозиции в лице алашской интеллигенции было исторически закономерным и обусловленным всем ходом предшествующего развития казахского общества в условиях колониальной зависимости. Колониальный характер управления степным краем, экономические и политические притеснение населения, изъятие земель, бесчинства царских чиновников и местного аппарата управления вызывали растущее недовольство масс, и нашли выражение в общественно-политической деятельности наиболее подготовительного к ней социального слоя. Важную роль в формировании сущностных черт движения, его социально-политической ориентации сыграл личностный фактор. Ядро Алаш составила немногочисленная казахская интеллигенция, как и в других политических партиях и движениях, взявшая на себя миссию духовного лидерства (1.133-134).
Характер общественно-политической, культурно-просветительской деятельности алашевцев свидетельствовал об их приверженности к общенациональным демократическим приоритетам. Ибо национализм, как справедливо считал Джавахарлал Неру, «…по-прежнему остается одним из могучих стимулов, движущих народом, с ним связаны чувства, традиции народа, сознание общности условий существования и жизненных целей».
Разработка и публикации требований в защиту социальных, политических, экономических интересов казахского народа способствовали объединению вокруг алаш большинства населения, обеспечивающего ему массовую опору. В руках национальной интеллигенции была пресса, которую она превратила в рупор всех социальных слоев. За период 1905-1917 годов алашевцы накопили значительный опыт участия в общероссийских политических, государственных организациях, в том числе и в Государственной Думе России, что способствовало перерастанию движения в новую фазу саморазвития – в национальную политическую партию.
Однако этот процесс совпал по времени с кардинальными изменениями в самой России и оказался весьма катким. Бурные события 1917-1918года потребовали от лидеров национальной интеллигенции определения тактической линии, направленной, как и прежде, на усиление общенациональной консолидации казахского общества. Несмотря на незавершенность процесса образования партии, с распадом российской государственности алашевцы в конце 1917 года перешли к попыткам создания национальной автономии. Именно в ней они видели перспективу национального развития казахского народа, защиты его коренных интересов (17.8).
В условиях развернувшегося гражданского противостояния, усилившего классовые антагонизмы и столкновение интересов различных политических сил, реализация поставленной цели оказывалась невозможной. Каждая из противоборствующих сторон использовала национальные движения в своих интересах, но не более.
Вынужденный переход Алаш-Орды на сторону Советской власти и достижение «компромисса большевизма и национализма» в начале 1920-х годов сыграл определяющую роль в укреплении позиций, нового государственного строя, стабилизации социально-экономической жизни в крае. Однако, глубокие идейные расхождения между алашевцами и советами, наиболее рельефно обозначившиеся в годы гражданской войны, в последующем свидетельствовали о кратковременности данного компромисса. В конце 1920-х -1930-х годов тонкий слой элиты, служившей культурным фундаментом нации, последовательно уничтожился. Этому процессу предшествовали «идеологические разоблачения» алашской интеллигенции посредством освещения истории движения Алаш и деятельности Алаш-Орды (18.8).
Основное значение движения Алаш-Орды определяется в зарубежной историографии своим вкладов в возрождение казахской национальной идентичности первой четверти ХХ века. «Несмотря на всяческие ограничения, - констатирует М.Б. Олкотт, - период «буржуазных националистов» 1900-1920 г.г. оставил важное наследство. Они заставили осознать необходимость сохранения того, что едино для казахов: свой язык, историю и культурные традиции» (1.130).
Завершая, хочется процетировать слова Президентом Республики Н.А.Назарбаева высказанными им в своей книги «На пороге ХХ1 века» Он говорил: «Мой народ на протяжении ХХ-го столетия пережил то, что многим более благополучным нациям не могло присниться и в страшном сне…Много раз казахи стояли на грани гибели. Но воля к жизни, воля к победе вновь и вновь поднимали народ с колен… Нельзя не гордиться народом, который при всем этом сумел сохранить благородство и терпимость, уважение к народам» (21.285).
Список использованной литературы:

  1. Нурмагамбетова Р.К. – Движение Алаш и Алаш-Орда. – Алматы, Компьютерно-издательский центр института истории и этнологии им Ч.Валиханова МОН РК. 2003.

  2. Нуршин Э. – Государство Алаш. // Экспресс – 1992 9 декабрь

  3. Нурышева Г. – Партия «Алаш» предтеча демократии. // Юридическая газета. – 1997 1 октября.

  4. Алаш-Орда: Сборник документов./сост.Н. Мартыненко – Алматы, «Айкап». 1992.

  5. Атишев А.А. – Политическая мысль Казахстана ІІ половине Х1Х- начала ХХ века. – Алматы, Наука. 1979.

  6. Аяган Б. – Гибель «Алаша». // Экспресс К. – 2006г. 9 марта.

  7. Байтук Г. – Это нашей истории строки. // Трибуна 1998 6 ноября

  8. Назарбаев Н. А. – В потоке истории. – Алматы, Атамура. 1999.

  9. Аяган Б. – Дети Алаша или Долгая дорога к свободе. // Экспресс К. – 2006г. 17 февраля.

  10. Козыбаев М.К. История и современность. – Алматы, Гылым. 1991.

  11. Кульбаев А. – Алаш Орда в пламени идеологической борьбы. // Новое поколение – 1997 №44

  12. Н.А.Назарбаев. – На пороге ХХ1 века. – Алматы, Өнер. 1996.

  13. Бочагов В.А – Алаш-орда. Краткий исторический очерк о национально-буржуазном движении периода 1917-1919 годов.- Алматы, Атамура. 1996.

  14. Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия- М.: Россия молодая, 1994.

  15. Козыбаев М.К. Историография Казахстана: уроки истории- Алматы,1990.

  16. Козыбаев М.К. Проблемы методологии, историографии и источниковедения истории Казахстана. (Избранные труды).

  17. Асфендияров С. История Казахстана. – Алматы: Атамура,1993. – с.367. 


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет