Максим исповедник



Дата11.02.2024
өлшемі0.55 Mb.
#491587
5 Максим Исповедник Слово о душе


Задание:

  1. Подчеркнуть непонятные слова, найти их значение, написать значение непонятных слов рядом в скобках.

  2. Переписать текст (понятными) своими словами.

  3. Схематично отобразить.


МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
580-662

Слово о душе
Прежде всего я буду утверждать, какими критериями может быть душа обнаружена. Затем: чрез что она проявляется. После сего: имеет-ли определенную свою природу или же ее природа не определенна. Этому последует: проста-ли она или сложна. Затем: смертна-ли или бессмертна. Наконец: одарена-ли она разумом или неразумна. Потому что все эти вопросы по большей части стали бы искаться в рассуждении о душе, как могущее охарактеризовать ее личное свойство, и являющиеся наиболее подобающими для исследования. Для доказательств к утверждению искомого, мы будем пользоваться общими понятиями, которыми будет ясно удостоверено то, что находится в руках. Ради же краткости и ради пользы мы будем пользоваться только теми рассуждениями, которые необходимы для искомого предмета, имеющегося ныне быть доказанным. Чтобы было ясным и легким понимание мы введем и известную готовность к встрече с противными аргументациями. Итак, начнем же слово.
Что является разумным критерием души, на основании которого познается душа?
Все существующее или чувствованием познается, или разумением ума воспринимается. И то, что подпадает под область чувств — имеет доказательство, выражающееся в самом ощущении предмета, потому что вместе с восприятием в нас производится и представление о положенном предмете. Но то, что воспринимается разумением ума, то познается не само по себе, но на основании противоположного. Таким образом, душа будучи непознаваемой для органов чувств, познается не сама по себе, но именно из проявлений себя.
Есть-ли душа?
Когда наше тело имеет движение, то оно движется или извне или извнутри. И что оно имеет свое движение не извне, ясно из того, что оно не совершает движения свойственного ему, ни будучи толкаемо, ни будучи влачимо, как, например, передвигают бездушные предметы. И изнутри, опять же, оно, движимое, не движется порядком, наблюдаемым в природе, как, например, огонь. Потому что он не перестает быть в движении до тех пор, пока пребывает огнем. В то время как мертвое тело, хотя и является телом, однако не может совершать движения. Таким образом, если тело получает свое движение не извне, как передвигаются неодушевленные предметы, ни в порядке естественных законов, как, например, огонь, то очевидно, что оно движется душою, которая ему и жизнь дарует. Итак, если душа является дарующей нашему телу жизнь, то ясно, что сама по себе душа познается на основании противоположного.
Есть-ли естество у души?
Что у неё имеется свое существо — обнаруживается из следующего. Сначала естественно должно быть сказанным, что является определением существа в отношении ее; затем, каково это естество, что будучи одним и тем же в числе, оно способно воспринимать противоположные друг другу состояния.
Что душа, сама не отступающая от своей природы, принимает противоположные состояния, по всему — ясно. В ней можно видеть: праведность и неправедность, мужество и боязнь, умеренность и невоздержанность, состояния, которые являются противоположными друг другу. Таким образом, если личное свойство существа выражается в способности принимать противоположные друг другу состояния, то явствует, что и душа принимает это же определение; следовательно, душа является определенным существом. Затем, если тело является существом, то является необходимым, что и душа — существо. Потому что не может быть того, чтобы делаемое живым — имело существо, а то, что животворит — не имело бы существа. Разве только то, что является ничем и не имеет своего существа, будет причиной бытия того, что имеет свое существо?! Или, еще, то, что на основании другого имеет жизнь и без которого не может существовать, то какой-нибудь безумец назовет причиной того другого, от которого оно имеет жизнь?!
Является-ли душа бесплотной?
Что душа находится в теле, это было выше показано. Теперь подобает выяснить: каким образом находится в теле: и если прилежит к нему, как, например, камешек к камешку, то не является-ли и душа телом? Тогда нельзя говорить, что все тело является одушевленным, потому что (в таком случае) душа прилежит к телу только как к некоторой его части. Если же она смешалась и слилась с ним, то тогда душу должно назвать многочастной, а не простой, что отвергается понятием души. Потому что то, что многочастно, может быть и разделимо; то, что может быть делимо — то и растворимо; то, что может быть растворимо — то и состоит из частей; то, что состоит из частей, имеет три измерения; то, что имеет три измерения, — это тело. Тело, к телу приложенное, причиняет неудобство. А душа, находящаяся в теле, не причиняет неудобства, но, лучше сказать, дает ему жизнь. Итак, из этого следует, что душа не является телом, а — бестелесна.
Еще: если душа является телом, то движется-ли она извнутри или извне? Нет, не извне движется, потому что не толкается и не тянется, как неодушевленные предметы. Не движется она и извнутри, как движутся одушевлённые существа, потому что было бы нелепо говорить «о душе души». Она не является телом. Итак, душа — бестелесна.
И еще: разве душа — тело, и имеет чувственные качества и питается? — Нет, она не питается; и если питается, то питается не-телесно, как питается тело; питается она нетелесно, потому что питается словом и мыслью.
Итак, она не имеет чувственных качеств: так как (глазами) нельзя видеть ни праведность, ни мужество, и ничего из таковых вещей, ибо таковы — качества души. Она не является телом. Итак, она — бесплотна.
Проста-ли душа?
Что душа — проста, явствует главным образом из того, что было доказано, что она — бестелесна. Если она не является телом, — потому что все тело составлено, а сочетанное является сложенным из частей, а она, являясь бестелесной, не является многочастной, — то, следовательно, она — проста, а не составлена из частей.
Является-ли душа бессмертной?
Я полагаю, что то, что просто своим существом, присоединяет к себе спутника — бессмертие. А каким образом доходим до такого заключения: выслушай. Ничто из существующих вещей не бывает тленным на основании самого себя, потому что в начале этого отнюдь не было. Потому что тленное приводится в тление действием чего-то противоположного ему. Поэтому все тленное является растворимым; растворимое же является составленным; составленное же является многочастным. То, что составлено из частей, ясно, что составляется из различных частей; то, что — различное, не является тождественным. Итак, душа, будучи простой, а не составленной из различных частей, является несоставленной и нерастворимой, поэтому она — нетленна и безсмертна.
И еще: то, что движется на основании чего-нибудь иного, не в себе самом имеет жизненное начало, но приобретает его от движущего; пребывает же до тех пор, доколе обладается от той действующей силы. Как только же действующее начало прекращается, то и оно разрушается. С другой стороны, то, что не движется от чего-нибудь, но от самого себя имеет способность движения (как душа, которая является самодвижущейся), ни в коем случае не перестает быть, потому что с тем, что является самодвижущимся, сшествует (сила) быть всегда-движущимся. То, что всегда движется — является непрекращающимся. То, что не прекращается, то — бесконечно. Бесконечное же — нетленно. Нетленное же — бессмертно. Таким образом, если душа является самодвижущейся, как было выше показано, то она является нетленной согласно вышеприведенному аргументу.
И еще: если все тленное приводится в тление в силу собственного зла, то, то, что не приводится в тление собственным злом, является нетленным. Так как зло является тем, что противится добру, то оно является и разрушающим его. Как у тела нет иных зол, как только: страдание, болезнь и смерть, так и добродетели его: красота, жизнь, здоровье, благополучное состояние. А для души дурными вещами являются боязнь, неумеренность, зависть и подобное; и однако, все это не разрушает ее жизни и не нарушает ее движения, значит — она бессмертная.
Является-ли душа одаренной разумом?
Что наша душа является разумной, всякий докажет на основании многого; и прежде всего из того, что искусства, полезные в жизни, она сама изобрела. Потому что не просто так, или, как бы сказал кто, случайно, составились искусства, так как никто не может сказать, что они бездейственны и бесполезны для жизни. Итак, если искусства способствуют полезному в жизни, то — то, что приносит пользу, вызывает похвалу себе. А то, что вызывает похвалу, ясно, что чьим-то произведением. Искусства же являются изобретением души. Итак, наша душа — разумна.
Еще из того, что наши чувства сами по себе не являются довлеющими для восприятия предметов, явствует, что наша душа разумна. Потому что для познания существующих вещей мы не удовлетворяемся только восприятием чувства, но полученные впечатления подвергаем деятельности ума, обдумывая их, поелику не желаем обмануться касательно их. Вот, например: одинаковы-ли своей формой или подобны-ли друг другу цветом различные по своей природе вещи? — Чувство, без помощи разума, бессильно это определить. Чувство может нам доставить только единичное представление, единичную картину, но взвесить, оценить и сравнить это принадлежит испытанию, производимому душою. А что дело, действительно, так и обстоит, видим из того, что те вещи, существование которых, форму, окраску и т. д. органы чувств сообщают уму (чем и ограничивается их функция), затем душа умеет употребить на пользу, сделать выбор и превратить в то, что нам угодно. Следовательно, если существующие вещи воспринимаются органами чувств, которые, без участия разума, могут дать и ложное представление о предмете, то ум будет тем, что производит различие всему, а также он является и все сознающим по-истине. Ум же является мыслительной частью души. Итак, душа одарена умом; она — разумна.
Еще: ничего, что сначала мы в себе не начертали, мы не выносим в дело. Это же не иное что, как — достоинство души. Потому что ум предан ей не извне, как и познание существующих вещей, но она сама как бы мыслительными силами от самой себя управляет существующими вещами. Поэтому в ней сначала предначертывается известный план, и таким образом выносится в дело. Достоинство души заключается в том, чтобы все делать с разумом: потому что было доказано, что ею различаются и сенсации, доставленные органами чувств. Итак, душа — разумна.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет