Microsoft Word Исламоведение №1 2012. docx



Pdf көрінісі
бет1/6
Дата25.11.2023
өлшемі323.64 Kb.
#484421
  1   2   3   4   5   6
religiya-i-nauka-v-dagestane



Гусейханов М.К., Магомедова У.Г.-Г.  
68 
ИСЛАМ В ДАГЕСТАНЕ 
 
УДК 001.5 
М.К. Гусейханов, У.Г.-Г. Магомедова 
 
Религия и наука в Дагестане 
 
Дагестанский государственный университет, Uma_73@mail.ru 
___________________________________________________
В статье рассмотрены вопросы распространения различных религий в Дагестане. Показана связь это-
го процесса с формированием научных знаний в республике. 
 
Ключевые слова: наука, религия, мировоззрение, естествознание, теология.
The questions distribution of various religions in Daghestan are considered. The communication of this pro-
cess with formation of scientific knowledge in republic is shown.
 
Keywords: a science, religion, outlook, natural sciences, theologe. 
___________________________________________________
 
Кто хочет блаженствовать в этом мире,
тот пусть занимается торговлей,
а кто хочет блаженствовать в том мире,
пусть ищет воздержания и благочестия.
Кто хочет блаженствовать в обоих мирах –
пусть ищет его в учении и знании
Мухаммад (Пророк
) 
 
Зарождение и распространение естественнонаучных знаний у дагестанских народов 
имеет давнюю историю, и это зачастую связано с распространением здесь различных 
религии и завоевательными войнами.
Дагестан является одним из древних очагов культуры. Он, находясь на путях, соеди-
няющих страны Передней Азии со странами Северо-Востока и Поволжья, на протяже-
нии тысяч лет был ареной борьбы между могущественными державами-завоевателями. 
Здесь в разные времена пытались хозяйничать сасаниды, гунны, хазары, арабы, монго-
ло-татары, тимуриды, иранские и турецкие захватчики. Войны сопровождались разбой-
ничьими грабежами, разрушениями, наносили огромный ущерб самобытной культуре, 
экономике и традициям народов Дагестана. 
С другой стороны, это способствовало обмену знаниями и культурными ценностями 
между дагестанскими народностями и представителями других развитых стран. 
Анализ исторических данных показывает, что накопление научных знаний в Даге-
стане началось с древнейших времен. Прежде всего в быту возникает необходимость 
ориентации во временах года, это необходимое условие для регулирования хозяйствен-
ной жизни сообщества людей. По этой причине появились хозяйственные календари. 
Первоначально, как показывают исследования, в Дагестане установился солнечный ка-
лендарь. 
Дагестан сосредоточил и сохранил для потомков сравнительно большое количество 
древних солнечных астрономических обсерваторий, притом различных по конструк-
тивному исполнению. По их числу Дагестан резко выделяется не только среди северо-
кавказских и закавказских республик, но и многих центров ранней цивилизации в мире. 
Астрономическая интерпретация наскальных рисунков и символов, имеющихся в этих 
древних солнечных обсерваториях, позволяет рассеять сомнения относительно того, 


Гусейханов М.К., Магомедова У.Г.-Г.  
69 
что земледельцы Дагестана еще в очень глубокой древности обладали определенной 
суммой астрономических знаний [1, с. 300]. 
Дагестанцы на раннем этапе истории были идолопоклонниками. Языческие религии 
переплетались с зороастризмом, внесенным сюда из Передней Азии. Культ огня, по-
клонение ему до сих пор сохраняются в обрядах некоторых народностей Дагестана и 
сегодня.
Примерно девять веков потребовалось на то, чтобы в Дагестане местные религиоз-
ные верования заменить новой религией – исламом. Утверждение ислама происходило 
в борьбе с местными религиозными культами. Уничтожались домусульманские куль-
товые здания и предметы культа. Насаждение ислама сопровождалось уничтожением 
храмов огня в больших городах, а некоторые из них, как в ряде случаев и христианские 
церкви, превращались в мечети. Однако по дошедшим до нас письменным данным, от-
ношение арабов к христианским культовым зданиям и христианскому населению, а 
также к иудеям было гораздо более благосклонным, чем к носителям первобытных ве-
рований. По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам – «неверные», 
среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль-китаб, т. е. «люди Писа-
ния». Согласно Корану, они верят в того же Бога, что и мусульмане. Этот Бог и им по-
сылал своих посланников – Моисея (араб. Мусу), Иисуса (араб. Ису), которые несли 
людям слово Божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах 
и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с Божьим словом – Кора-
ном. Эта была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, послед-
нее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд. Сделав в се-
редине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в частности в районе Дербента
новая религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, пока не 
проникла в XV в. в самые отдаленные районы Дагестана. Процесс этот шел в два этапа, 
которые отличались не только темпами распространения ислама, но и социальными 
условиями, а также носителями новых религиозных идей. От VIII века до первой поло-
вины X века первый этап связан с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыг-
равшими значительную роль в исламизации народов Дагестана. 
Следующий этап – вторая половина X–XV вв. – время сравнительно быстрой исла-
мизации районов Дагестана, когда ислам стал расширяться не вширь, а вглубь. Второй 
этап исламизации Дагестана связан с политикой внешних завоевателей – тюрков-
сельджуков, монголов, Тимура. Кроме того, в самом Дагестане такие крупные населен-
ные пункты, как Дербент, Цахур, Кумух, Хунзах, общество Гидатль также активно спо-
собствовали дальнейшему распространению мусульманской религии в Дагестане. 
Если «языческие» верования были вытеснены, как правило, с помощью той или иной 
формы насилия (военной, экономической и т. д.), то отношение к христианским эле-
ментам оставалось традиционным, но только на первом этапе. Затем, в частности 
в XIII–XIV вв., христиане также подверглись гонениям, и часто в основе этих акций 
лежали политические мотивы – столкновение различных религий отражало попытки 
мусульманских и христианских правителей установить в той или иной части Дагестана 
свое политическое господство. 
Ислам не мог окончательно вытеснить первобытные религиозные представления да-
гестанцев. Это находит свое подтверждение в многочисленных проявлениях язычества, 
частично зафиксированных в XIX в. и наблюдаемых даже в настоящее время: поклоне-
ние небесным светилам, горам, рощам, камням, культ железа и огня, культ предков, об-
ряды первой пахоты, вызова и прекращения дождя и т. д. 
Второй по распространенности религией в Дагестане является христианство. На Се-
верном Кавказе, в т. ч. и в Дагестане, христианство было распространено задолго до 
того, как сюда стал проникать ислам. Причем многие коренные жители исповедовали 




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет