Образовательная программа «культура индии»



жүктеу 119.34 Kb.
Дата29.05.2016
өлшемі119.34 Kb.

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры декан философского факультета

философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин

Востока
протокол от ______ № ____
Заведующий кафедрой

__________________ К.Ю. Солонин

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ИНДИИ»
Специальность 031401 – культурология

Специализация 031401.3 – культуры Востока

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДС. Индуистский тантризм
Составитель:

канд. филос. наук, доцент С. В. Пахомов


Рецензент:

канд. филол. наук, доцент А. В. Парибок

Санкт-Петербург

2009
1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины:
Целью изучения дисциплины специализации «Индуистский тантризм» является формирование у обучающихся понимания сущности одного из важнейших религиозных комплексов Индии, функционировавшего в рамках индуизма.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
- понимание причин возникновения и генезиса тантрических направлений;

- раскрытие содержания понятия «тантра» и признаков тантризма;

- определение места тантризма в контексте индуизма;

- прояснение тантрического мировоззрения как целостной системы;

- выявление критериев систематизации в тантре (школы, тексты, практики).
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:
Дисциплина специализации «Индуистский тантризм» является важной частью профессиональной подготовки будущего специалиста по культуре Индии. Она дает теоретическую и методологическую основу для понимания процессов, происходивших в традиционном индуизме, а также позволяет правильно анализировать состояние современных тантрических и неотантрических систем.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:
Студенты должны иметь представление о том, как развивался тантризм в Индии начиная с эпохи Гуптов и вплоть до колониального периода; знать все основные направления тантризма, отличительные особенности их теоретических положений и практик; разбираться в основных терминах, категориях, персоналиях, названиях текстов, относящихся к тантризму.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий


34 ч


из них: - лекций


34 ч


- практические занятия


----------


Самостоятельная работа студента


11 ч


Итого (трудоемкость дисциплины)


45 ч

Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение седьмого семестра.

Форма промежуточного контроля: аттестация по итогам посещения, а также перевод с санскрита фрагментов одного из текстов, разбираемых на занятиях.
Форма контроля – зачет (в виде решения теста и ответа на вопросы из перечня 3.2).
3. Содержание дисциплины

3.1. Темы занятий и их краткое содержание.
Тема 1. Введение. 2 часа

Введение в проблематику индуистского тантризма, или индуистской тантры (далее ИТ). Общая литература по теме. Проблема понимания тантризма. Тантризм как объект индологической науки. Отношение к тантризму в академической среде и у индийских пандитов. Степень изученности тантризма. Рукописное наследие ИТ.


Тема 2. Определение тантры. 2 часа.

ИТ в широком и узком смыслах слова. Основные признаки ИТ. Соотношения понятий «индуизм» и «тантризм». ИТ как эзотерическое движение в индуизме. Этимология термина «тантра». Трактовки этого термина и его эволюция. Тантрические элементы в индийских учениях до складывания систематического ИТ. Тантра как совокупность разрозненных идей и как система воззрений, культов и практик.


Тема 3. Генезис ИТ. 2 часа

Общая постановка проблемы происхождения ИТ. Различные теории генезиса ИТ. Традиционные источники о генезисе ИТ. Легенды и факты. Примерная хронология складывания ИТ вплоть до середины первого тысячелетия новой эры. Географические области, в которых появлялся и развивался ИТ. Региональные особенности тантризма. Проблема «интра-» и «экстра-» индийских истоков ИТ. Среда его формирования. «Тантризация» направлений индийской религиозности. Тантризм как религиозная мода в Индии конца I тыс. н. э. Индоарийское и неарийское в формировании ИТ. Мифы о происхождении ИТ.


Тема 4. Тантризм и другие виды индийской религиозности. 4 часа.

Тантра и веда: проблема соотнесения. Споры о «ведичности» ИТ. Отношение тантры к веде и попытка встраивания в контекст сакрального. «Атхарваведа» как возможный идейный источник ИТ. Тантра и бхакти. Тантра и дхармашастры. Тантра и пураны. Индуистская и буддийская формы тантризма: сходства и различия. Дискуссии о влияниях и заимствованиях. Идея существования «прототантризма».


Тема 5. Классификация тантрических школ и направлений. 4 часа.

Проблема классификации тантрических школ. «Школьный» и «универсальный» тантризм. Проблема «чистого» тантризма. Тантризм как «религия тантристов» и конфессиональная окрашенность ИТ. ИТ и основные индуистские культы. Шактизм как главное направление ИТ. Вамачара и дакшиначара. Кула и шривидья. Шиваизм и вишнуизм. Шиваитские тантрические школы (пашупата, капалика, агхора и др.). Тантрический и нетантрический шиваизм. Вишнуизм: сахаджия, радхаваллабха. Панчаратра как предтеча вишнуитского ИТ. Влияние буддизма и суфизма на вишнуитскую тантру. Песни баулов. Школы ганапатья и саура.


Тема 6. Тантрическая литература. 4 часа

Тантра как текст откровения. Тантрическая литература и ее жанры. Классификация тантрических источников. Тантра, агама, самхита. Амнаи. Нигама и агама. Компендиумы и комментарии. Специфика тантрического текста. Эзотеризация языка тантр. Проблема количества тантр. Санскритские тантры: особенности стиля. Содержание основных тантрических произведений.


Тема 7. Практическая сторона тантры. 6 часов.

Тантра как садхана. Основные средства тантрической практики. Янтра, ньяса, мудра, мантра, мандала, кавача. Практики визуализации. Магическое и мистическое в ИТ. Рациональное и иррациональное в ИТ. Шаткарма. Эротические практики. Тантра и йога. Школа натхов и хатха-йога. «Тонкая физиология» ИТ. Кундалини и систематика чакр. Энергетические каналы. Тантрическая алхимия. Обретение «сверхсовершенств» (сиддхи). Тантра и обыденный мир. Ритуальный характер ИТ. Три типа ритуальной активности в ИТ. Эзотеризм ритуалов ИТ. Храмовая и домашняя служба в ИТ. Феномен ритуальной чистоты. Зависимость ритуальной активности от степени посвящения. Три типа людей (пашу, вира, дивья). Семь ачар с точки зрения школы каулов. Панчамакара.


Тема 8. Мировоззрение ИТ. 6 часов.

Мировоззренческая сторона ИТ. Значение школы трики. Эклектизм, мозаичность философии ИТ. Идейные источники. Философия как «служанка садханы». Методологические принципы ИТ. Основные темы философии ИТ. Идея биполярного абсолюта. Шива и Шакти как мифологемы двух энергетических аспектов абсолютного. Единое чистое сознание. Статика и динамика. Пракаша и вимарша. Махакундалини. Проявленное и непроявленное. Этапы формирования мира из абсолютного. Проблемы эволюции мироздания. Фонематогенез. Феномен языка в тантрическом мировидении. Космография. Положение учителя. Значимость женского начала. Кумари. «Легкий путь» тантризма. Проблема освобождения и бессмертия. Отношение к аскезе. Мукти через бхукти. Тантрическая этика. Феномен прекрасного и тантра.


Тема 8. Мифология ИТ. 2 часа.

Теистическо-мифологический компонент ИТ. Главные божества тантрического пантеона. Дурга и Кали. Трипурасундари. Символическое истолкование мифов и образов в тантризме. Девять дург. Дашамахавидья. Йогини и дакини. Легенды о натхах и других представителях ИТ. Тантра и феномен чудесного. Тантра и «низшая» мифология. Проблема демонизации ИТ.


Тема 9. Тантра в контексте неоиндуизма. Заключение. 2 часа.

Тантра в контексте неоиндуизма. «Научность» опыта тантры. Эксперименты с сознанием. Неотантризм и «классический» тантризм. Попытки универсализации ИТ (Раджниш). ИТ и другие религиозные неиндийские традиции.

Значение ИТ для индийских религиозных традиций. Положение ИТ в наши дни. Проблема рецепции ИТ в странах Запада и в России.
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. Какие определения можно выдвинуть применительно к тантризму?

  2. Какие возможны научные методы изучения тантризма?

  3. В чем ИТ похож, а чем не похож на буддийский тантризм?

  4. Каковы границы между тантризмом и не-тантризмом в индуизме?

  5. В каких регионах и почему преимущественно развивался тантризм?

  6. Как представлены тантрические элементы в основных индуистских конфессиях?

  7. В какой среде и когда создавались тексты тантрической направленности?

  8. В чем выражается специфика тантрической литературы?

  9. Как происходило формирование ИТ?

  10. Каковы мировоззренческие ориентиры ИТ?

  11. Какова логика развертывания таттв в онтологии кашмирского шиваизма?

  12. Каковы основные категории пашупаты?

  13. Какова специфика учения натхов как представителей движения сиддхов?

  14. В чем состоят отличия вамачары от дакшиначары?

  15. Как развивалась школа сахаджия?

  16. Каково представление тантристов о человеке?

  17. Каковы основные варианты космогенеза в ИТ?

  18. Каковы социальные градации в ИТ?

  19. В чем состоит специфика тантрической мантры?

  20. Как формировалась и развивалась тантрическая алхимия?

  21. Как представлена магия в контексте ИТ?

  22. Каково отношение к женщине в тантризме?

  23. В чем состоят методологические особенности тантрической садханы?

  24. Каково значение тантризма для истории духовных систем Индии?

  25. В чем специфика современного классического тантризма и в чем он отличается от неотантризма?

3.3. Примерные задания для возможных письменных работ (темы рефератов):




  1. История изучения ИТ западными исследователями.

  2. Отношение к телу в ИТ.

  3. Тантрическое и нетантрическое в индийских религиозных системах: проблема отыскания границ.

  4. Тантра и движение бхакти.

  5. «Тантризация» индийских религий в I тыс. н. э.

  6. Феномен наставника в ИТ.

  7. Проблема обнаружения прототантризма.

  8. Тантрический текст как объект анализа.

  9. Шакти: понятие, символ, образ.

  10. Философия ИТ.

  11. ИТ как эзотерическое направление индуизма.

3.4. Примеры тестовых заданий на зачете:

1. Если в тантре Шакти наставляет Шиву, то такой жанр текста называется…

а) самхита

б) пурана

в) агама


г) нигама
2. Шиваитский агамический канон насчитывает…

а) 28 текстов

б) 108 текстов

в) 14 текстов

г) 4 собрания текстов
3. Согласно тантристам, в эпоху кали-юги…

а) ведийская парадигма сохраняет свою значимость

б) прежние ведийские ценности утратили свою эффективность

в) проще простого достичь состояния Шивы

г) все люди способны стать богами
4. Старейшей шиваитской школой считается…

а) натха


б) пашупата

в) лингаята

г) трика
5. Ведущим представителем кашмирского шиваизма признается…

а) Утпаладева

б) Васугупта

в) Бхаскарарая

г) Абхинавагупта

4. Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов:


Весь курс презентируется перед студентами в виде слайдов с использованием компьютерной программы Power Point, позволяющей наглядно представить содержание дисциплины. Презентация сопровождается комментариями лектора. Слайды включают в себя обширный изобразительный материал, карты, схемы, цитаты, включая цитаты на языке оригинала, а также сжатые текстовые резюме.
4.2. Активные методы обучения:
Один раз за три-четыре лекции преподаватель устраивает краткие устные опросы на темы пройденного материала с целью их закрепления; кроме того, он также отводит часть лекционного времени микро-семинарам, на которых студенты, опираясь на соответствующие индийские (тантрические) тексты, учатся более глубоко понимать пройденные темы и решать поставленные задачи. Совместно анализируются некоторые тексты на санскрите.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля:
Компьютер, имеющий выход в сеть Интернет, проектор, экран, мультимедиа. Конспект лекций в бумажном и электронном вариантах. Распечатки фрагментов оригинальных текстов для совместного изучения и обсуждения.
4.4. Литература.
4.4.1. Основная:
Ефименко В. А. Шактизм и тантра // Древо индуизма. М., 1999. С. 64 – 95.

Маханирвана-тантра / Пер. с англ. М.: Сфера, 2003.



Пандит Б.Н. Основы кашмирского шиваизма. М., 2004.

Пахомов С.В. Индуизм: йога, кришнаизм, тантризм. Спб., 2002.

Пахомов С.В. Индуистская тантрическая литература // Восток, №2 (2005), март-апрель. С. 16 – 27.

Пахомов С.В. Индуистские тантрические мантры: значение, разновидности, практическое применение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии (2008). Т. 9. Вып. 1. СПб.: РХГА, 2008. С. 225 – 241.

Пахомов С.В. Неотантризм в современной России // Аюрведа – наука жизни (2007). №1 (15). С. 48 – 55.

Пахомов С.В. Представление о высшей реальности в философии индуистского тантризма // Вопросы философии. №5, 2006. С. 149 – 159.

Пахомов С.В. Специфика тантрической литературы // Индийские исследования в странах СНГ: Материалы научной конференции. М.: ИВРАН, 2007. С. 113 – 122.

Пахомов С.В. Тантризм // Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под ред. А.П.Забияко, А.Н.Красникова, Е.С.Элбакян. М.: Академический проект, 2006. С. 1034-1036.

Рао Рамачандра. Тантра. Янтра. Мантра. М., 2002.

Фёрштайн Г. Тантра. М., 2002.

Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. Пер. с англ. С. В. Пахомова. СПб, 2004.
4.4.2. Дополнительная:
Пахомов С.В. Антропология тантры: психосоматические аспекты // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. К 50-летию со дня рождения профессора Е. А. Торчинова. Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 87 – 103.

Пахомов С.В. Генезис индуистского тантризма (часть первая) // IX Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, 2007. С. 126 – 141.

Пахомов С.В. Генезис индуистского тантризма (часть вторая) // Х Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, 2008. С. 257 – 266.

Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии // Религиоведение, 2004, №1. С. 134 – 149.

Пахомов С.В. Тантра и веда // Письменные памятники Востока. №1 (6). Весна-лето 2007. СПб.: Наука, Главная редакция восточных литератур, 2007. С.

Пахомов С.В. Тантрическая трибхава // Вестник РХГА. №6, 2005 (Санкт-Петербург). С. 208 – 216.

Bharati A. Tantric Traditions. Delhi, 1993.

Bhattacharyya N. N. History of Tantric Religion. New Delhi, 1982.

Briggs G. W. Gorakhnath and the Kanphata Yogis. Delhi, 2001.

Brooks D. R. The Secret of the Three Cities: an Introduction to Hindu Shakta Tantrism. Delhi, 1999.

Chakravarti C. The Tantras: Studies on Their Religion and Literature. Calcutta, 1963.

Dasgupta Sh. Obscure Religious Cults as Background of Bengali Literature. Calcutta, 1946.

Goudriaan T., Hupta S. Hindu Tantric and Shakta Literature. Wiesbaden, 1981.

Goudriaan T., Hupta S., Hoens Dirk Jan. Hindu Tantrism. Leiden, 1979.

Padoux, André. Recherchez sur la symbolique et l’énergie de la parole dans certains textes tantriques. Paris, Boccard, 1963.

White D. G. The Alchemical Body: Siddha Tradition in Medieval India. Delhi, 2004.

Woodroff Sir J. The Serpent Power. Madras, 1931.
Адреса сайтов в сети Интернет:

  • http://www.tantraworks.com/twlinks.html - сервер с ссылками по теме

  • http://www.religiousworlds.com/mandalam/index.html - Hindu Tantric Page (Mike Magee)

  • http://asiatica.org/ijts/ - International Journal of Tantric Studies (до 2005)

  • http://www.tantric-studies.org/ - Центр в Гамбурге (Институт Азии и Африки университета Гамбурга)

  • http://alexissanderson.com/default.aspx - страница А.Сандерсона

  • http://www.muktabodha.org/ - Muktabodha Indological Research Institute

  • http://schooloftantra.net/ - неотантрический сайт




©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет