«Профориентационная деятельность Гульжихан Галиевой»



бет1/2
Дата23.11.2022
өлшемі32.18 Kb.
#465613
түріРешение
  1   2
Статья - Гульжихан Галиева и профориентация


«Профориентационная деятельность Гульжихан Галиевой»


Преподаватель ПЦК «Цирковое искусство» РЭЦК им. Ж.Елебекова Худайбергенова А.Х.

Мотивация и причины выбора профессии актуальны во все времена. Престиж учебного заведения и название специальности – это тот ориентир, который не всегда дает положительные результаты. Востребованность специалистов на рынке труда важна для любой будущей профессии. И в этом важна профориентация. Которая должна проводиться с учетом профессиональных способностей человека. Следовательно, назовем условно «эксперт» должен проявить «чутье» планирования успешной карьеры будущего претендента. Профориентационная работа в Казахстане велась еще в прошлом столетии. Которая заключалась в предоставлении информации и консультационной помощи будущему «студенту»:



  • осознанный выбор профессии,

  • выбор учебного заведения в соответствии с профессиональными интересами,

  • возможность роста индивидуальных способностей,

  • квалифицированность и компетентность преподавателей.

Эта проблема – профориентированности, впервые возникла перед будущим Республиканским эстрадно-цирковым колледжом имени Жусипбека Елебекова в 60-х годах ХХ столетия. Появление этого стратегически важного для будущего Казахстана учебного заведения имело особое значение как для эстрадного, так и для циркового искусства, поскольку явилось импульсом для развития уже сугубо «национального» претворения этих направления и в искусстве и в культуре в целом [1].
Немного окунемся в историю. Как это было?
Решение открыть необходимое в республике учебное заведение данного профиля было принято 25 июня 1964 года Постановлением ЦК Коммунистической партии Казахской ССР «О состоянии музыкального искусства в Республике и мероприятиях по его развитию», в котором было дано указание Кабинету министров организовать эстрадную студию для решения вопроса по устранению нехватки обеспечения квалифицированными кадрами концертных организаций республики. 20 мая 1965 года Кабинет министров Казахской ССР принял Постановление №383 «Об организации эстрадной и хоровой студии». На основании этого Постановления Министерство культуры Казахской ССР издает Приказ №102 «Об организации с 1 сентября 1965 года при Казахском гастрольном концертном объединении двухгодичной эстрадной студии, при театре оперы и балета имени Абая двухгодичной хоровой студии». В дополнениях к правилам Приказа было указано создать при данной студии четыре отделения:
- мастерство художественного чтения,
- инструментальное исполнение,
- хореографическое искусство,
- цирковое искусство.
В третьем пункте этого Приказа было дано указание всем краевым, областным управлениям культуры, театрам до 20 июля провести работу на местах по отбору талантливых ребят для их дальнейшего обучения в студии. То есть провести профориентацию среди молодежи.
Вскоре инициативная группа во главе с директором объединения «Казахконцерт» А.Чернышевым принялась за работу по формированию первого набора студии. С этой целью в период с 23 июля по 6 августа Министерство культуры командировало Гульжихан Галиеву в Гурьевскую (Атыраускую), Уральскую, Кызыл-Ординскую, Жамбылскую, Шымкентскую области, а художественного руководителя объединения «Казахконцерт» А.Токпанова в Карагандинскую, Целиноградскую (Акмолинскую) области.
Директором и творческим руководителем эстрадной студии была назначена заслуженная артистка Казахской ССР, мастер художественного чтения – Гульжихан Галиева. И 1 сентября 1965 года эстрадная студия, с набранными из разных регионов ребятами, начала свою образовательную деятельность.
У истоков формирования и развития первой в республике и третьей в СССР эстрадной студии (до этого учебные заведения с такой образовательной траекторией функционировали только в Москве и Киеве) стояли такие известные личности казахской культуры и искусства, как народные артисты Казахстана - Ж.Елебеков, Г.Курмангалиев, К.Кенжетаев, Ы.Ногайбаев, Б.Карабалина, П.Поторока, Б.Жылысбаев, Х.Тастанов, Ф.Балгаева, М.Хамзин, Г.Рутковская, З.Койшыбаева, Н. Тлендиев и другие. Ими были организованы авторские курсы.
11 апреля 1966 года Министерство культуры Казахской ССР на очередном заседании заслушало отчет об учебно-воспитательной работе эстрадной студии, рассмотрев вопросы о достижениях и перспективах деятельности студии, наметило основные направления в дальнейшей работе учебного заведения.
Итак, итогом первых двух лет функционирования данной студии, грамотной проделанной профориентационной работы руководителей были открыты:
- первый в республике молодежный ансамбль «Гульдер»,
- начал работу «Государственный кукольный театр»,
- единственный до сегодняшнего дня «Казахский государственный цирк». [2]
Несомненна заслуга в подготовке первых квалифицированных выпускников студии Гульжихан Галиевой.
Гульжихан Галиевна Галиева – советская театральная актриса, народная артистка Казахской ССР, родилась 11 ноября 1917 года в Илийском районе Алматинской области. [3] Послужной список Гульжихан Галиевой впечатляет [4]:

В 1938 году

выпускница казахской студии при ГИТИС в Москве. Специальность: Актриса театра

1938-1941 гг.

Казахский музыкально-драматический театр

1941-1946 гг.

Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС)

1946-1965 гг.

Казахская государственная филармония

1965-1982 гг.

художественный руководитель и директор Республиканской студии эстрадно-циркового искусства города Алма-Аты

1967 г.

одна из организаторов «Казахского государственного цирка» и ансамбля «Гульдер»

Гульжихан Галиева активизировала профориентационную работу, пригласив из Москвы одного из лучших режиссеров цирка того времени заслуженного деятеля искусств РСФСР Георгия Перкуна, который в свою очередь привез в 1967 году в Алма-Ату самых ярких представителей советского циркового искусства – педагоги, балетмейстеры и режиссеры. Мнение квалифицированных профессионалов учитывалось при отборе одаренной молодежи для подготовки компетентных артистов национального цирка.


Ко всем своим выпускникам Гульжихан Галиева имела подход и почти в каждом видела талант и умела его раскрывать. Многие выпускники до сих пор вспоминают ее слова и высказывания, которые в дальнейшем определили судьбу на эстраде, сцене или в цирке.
«В свою студию Гульжихан Галиева приняла меня без экзаменов, 17-летней девчонкой», – вспоминала одна из ее выпускниц Карлыгаш Хасанова. – «Она в меня сразу поверила и сказала: «Ты будешь артисткой!» А приехала я в Алма-Ату из Саратова в 1967 году. Была закомплексованной девушкой, которая в новом городе чувствовала себя одиноко и неуютно. Но все это быстро прошло: Гульжихан Галиева относилась ко мне как к дочери, опекала, я даже какое-то время жила в ее квартире. Педагогом она была очень требовательным, принципиальным, но справедливым и великодушным. Бесконечно влюбленная в свое дело, она умела раскрывать и растить таланты, вселять в будущих артистов веру в себя и любовь к искусству. Я благодарю судьбу за то, что в моей жизни был такой замечательный человек и наставник.» [5]
Заслуженный деятель культуры Казахстана Кымбат Тлеуова тоже вспоминает свою встречу с Гульжихан Галиевой очень тепло и с благодарностью. После школы Кымбат поступила в Алматинскую эстрадную школу-студию, именно там юное дарование встретила педагога, определившего ее творческую судьбу. Гульжихан Галиева прямо призналась своей воспитаннице: «Милая, не каждый учитель способен отдать своего любимого питомца другим педагогам, но в тебе есть искра Божья. Я желаю тебе большой дороги в настоящее искусство, поэтому верю в тебя и рекомендую для поступления в Московский ГИТИС имени Луначарского на факультет актерского мастерства». И это было главной ступенью в творческой жизни Кымбат Тлеуова, которая признается, что Гульжихан Галиева придала ей веру в себя и указала путь в дальнейшей судьбе. [6]
Сафия Джунусова стали одними из первых артистов только что созданного Казахского циркового коллектива. О юной Соне (так ее зовут в цирке) газета «Индустриальная Караганда» тех лет писала, что она «владеет многими приемами, легко делает кульбиты, сальто, гармонично развивается и является наиболее перспективной юной акробаткой». Неудивительно, что на очередном смотре самодеятельных коллективов, где Сафия выступала в паре с юношей с цирковым номером «Переходная лестница», она заняла 1-е место в конкурсе художественной самодеятельности. На этот конкурс из Алматы приехала и Гульжихан Галиевна Галиева. Она набирала молодежь для будущего Казахского циркового коллектива и обратила внимание на талантливую Соню и ее напарника. Но юношу (он был старше) в тот год призвали в армию. А Сафия, в девичестве Джунусова, с радостью поехала в Алма-Аты, где с успехом прошла все три отборочных тура в школу-студию. Цирка тогда еще не было. На тот момент Гульжихан Галиевой являлась инициатором создания в Казахстане первой эстрадно-музыкальной студии, которая и стала базой для сегодняшнего Республиканского эстрадно-циркового колледжа им. Ж. Елебекова. Среди первых студентов студии, ставшие впоследствии известными, были Султан Шукуров, Марат Кушмагамбетов, Светлана Самущенко. После окончания студии они работали в Казахконцерте и цирке. Но у гениальной Гульжихан Галиевны родилась идея расширить диапазон и превратить студию в эстрадно-цирковую. В 1967 году Сафия как раз стала одной из первых студенток уже эстрадно-цирковой студии. Через два года этот выпуск отправили в Саратов на стажировку, откуда они вернулись в 1970 году штатными артистами цирка. [7]
Благодаря грамотной профориентационной работе Гульжихан Галиевна Галиева была определена судьба многих ребят. Можно сказать, что с ее легкой руки и появился в Казахстане цирк. Ведь это она отправила ребят набираться опыта и мастерства в Саратов и Москву. Такая академическая мобильность практикуется по сей день.
Республиканский молодежно-эстрадный ансамбль «Гульдер». Состав коллектива не раз менялся, однако его всегда отличали высокий профессионализм и успешные достижения. Здесь получили первый опыт и заслужили признание Сара Тыныштыгулова, Роза Рымбаева, Капаш Кулыш, Кайрат Байбосынов, Кудайберген Султанбаев, Айжан Нурмагамбетова, Макпал Жунусова, Нагима Ескалиева, Майра Нуркенова, Булат Абдиахметов, Женис Искакова, Бакыт Шадаева, Бактияр Тайлакбаев, Сембек Жумагалиев, Гулнар Сикымбаева, Канат и Айткуль Кудайбергеновы и многие-многие другие.
Если в 60-х годах прошлого века члены ансамбля «Дос-Мукасан» служили примером для подражания многим молодым парням, то на участниц ансамбля «Гульдер» хотела быть похожей каждая казахская девушка. Коллектив, состоящий исключительно из девушек, подобен жемчужине казахского искусства. Ансамбль «Гульдер», превратившийся в гордость казахской эстрады никогда никому не подрожал. Сегодня – это коллектив, сформировавший свой почерк и заслуживший высоких успехов. Выступая во многих зарубежных странах, он обрел известность и до сих пор продолжает пропагандировать казахскую национальную хореографическую традицию, покоряя высокие вершины. Свидетели того, как создавался ансамбль, с воодушевлением рассказывают об этом своим детям. А молодежь, особенно, которая стремится к славе и популярности, с восторгом слушает историю чудесных достижений этого коллектива. [8]
Благодаря «Гульдеру» начали говорить о казахском искусстве. Говорили с большим уважением. Невозможно было не заметить участниц ансамбля. Они гастролировали в Европу, Азию и Америку. Однако их искусство по-настоящему ценили и любили именно на Родине. Сегодня ансамбль «Гульдер» вошел в историю Казахстана. А также жизнь наших родителей, дедушек и бабушек была тесно связано с их песнями, музыкой и танцами.
Гульжихан Галиева – народная артистка Казахской ССР, удостоенная ордена Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почёта», по сей день жива в памяти народа. На доме, где жила актриса последние годы (г. Алматы, пр. Достык, 44), установлена мемориальная доска. В её честь названа улица в г. Алматы в микрорайоне Ожет, Алатауского района.
Моральный и социальный императив Гульжихан Галиевны, направленный на формирование компонента образовательного процесса, подразумевает особый подход существующей трансляционной модели профориентационной работы с молодежью в «развивающуюся, компетентную, мобильную, конкурентноспособную, ответственную личность-мастера своего дела». Таким образом, профориентационная деятельность Гульжихан Галиевой – это важный компонент, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет